Зампред Комитета Госдумы по молодежной политике Владимир Исаков (КПРФ) просит Генпрокуратуру проверить, не содержит ли ряд работ философа Ивана Ильина признаков реабилитации нацизма.
«Либералы готовились к идиллии, а настал разврат»
- День в истории
- Иван Ильин: изгнанник и патриот
- Почему мы верим в Россию?
- Иван Ильин, русские и Россия – Русская истина
- Иван Ильин, русские и Россия – Русская истина
- «Зло необходимо пресекать силой»: историк Аркадий Минаков о философии Ильина - Аргументы Недели
Иван Ильин: изгнанник и патриот
Врангель отвечал взаимностью: «Многие, духовно утомленные тяжкими годами изгнания, теряют веру в нравственную необходимость борьбы и соблазняются мыслью о греховности «насилия», которое они начинают усматривать в активном противодействии злу. Ваша книга откроет им глаза». Белый генерал имел в виду брошюру «О сопротивлении злу силой», в которой встречаются такие цитаты: «Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека. Христос никогда не призывал любить врагов Божьих, попирающих божественное».
Многие эмигранты отнеслись к новой радикальной патетике Ильина менее восторженно. В Германии Ильин организовал работу Религиозно-философской академии, философского общества при ней, религиозно-философского издания «Русский колокол», который имел характерный подзаголовок: «Журнал волевой идеи». Кроме того, философ начал работу в Русском научном институте, где стал деканом юридического факультета.
С 1924 года Ильин избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Словом, его берлинская общественная жизнь была едва ли не более насыщенной, чем на родине. Ильин, как многие пассажиры парохода Oberburgermeister Haken, не растворился в потоках эмиграции, а обнародовал в европейском культурном поле новую, прежде неизвестную Европе русскую идеологическую платформу.
Отношение Ильина к фашизму менялось так же, как и отношение к русской революции: от недооценки угрозы — к крайнему неприятию. Первоначально философ видел в зарождении новой радикальной доктрины естественную, пусть и вынужденную меру. По Ильину, фашизм возник «как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо.
Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым».
Все ее генсеки и руководители центральных комитетов, как и подавляющее большинство граждан СССР, целиком и полностью разочаровались в проекте, во имя которого был осуществлен Майдан 1917 года. Коммунисты собственными руками, руками своих лидеров, идеологов и пропагандистов отвергли «дело Ленина», и в 1991 году перешли на службу нового проекта — ельцинского капитализма. Все эти бывшие первые секретари из райкомов и парткомов стали первыми бенефициарами залоговых аукционов, приватизаций и прочих процессов первичного накопления капитала. Об этом бесславном финале коммунистов Ильин так и не узнал. Но он как будто предугадывал, что та сила, что оккупировала его страну — не принесет ей счастье, а лишь усложнит всю последующую судьбу. Конечно же Ильин не был никаким фашистом в общепринятом смысле этого слова. Коммунисты, которые сегодня делают подобные заявления, просто жонглируют цитатами и совершают привычные манипуляции.
Иван Ильин проработал под диктатурой Гитлера всего один год — с 1933 по 1934. А далее Гестапо завело на него дело, его уволили со всех научных постов и чуть было не арестовали, потому что Ильин назвал национал-социализм «безумной изуверской доктриной». На мой взгляд, коммунисты устраивают сегодня гонения на русского философа Ивана Ильина, патриотические работы которого изучаются даже Президентом, так же, как и на русского генерала Врангеля, спасшего сотни тысяч русских людей от неминуемой гибели, так же, как и на русского адмирала Колчака, защитившего Восточную Сибирь от карательных отрядов большевиков, именно за те болезненные воспоминания, что эти люди вызывают у них. Ведь возвращение народной памяти о тех, кто когда-то посмел противостоять террористам, фанатикам и иноагентам — неминуемо ведет к ослаблению того обмана, на котором когда-то и держалось советское королевство. В нем конечно же были и достижения, и победы, и радости. Но в том-то всё и дело, что Иван Ильин и миллионы тех, кто не принял государственный переворот 1917 года, от всей души хотели этой стране тех же достижений, тех же побед и радостей. Они просто не хотели, чтобы страна платила за это такую чудовищную цену. Но есть в личности Ивана Ильина еще одна непостижимая загадка.
Это тайна, на мой взгляд, принадлежит будущему, и вполне возможно в ней какое-то слово скажет и наше православное сообщество. Речь вот о чем. В 1994 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил меня на стажировку в Цюрих, в наш православный приход. Там я встретил Валерию Флориановну Даувальтер — прекрасную художницу и эмигрантку первой волны. Она-то мне и рассказала, что великий русский философ Иван Ильин нашел свое последнее пристанище недалеко от Цюриха на кладбище в Цоликберге. Однако, сказала она, могила философа утеряна безвозвратно, потому что по швейцарским законам через 25 лет после захоронения необходимо каждый год оплачивать место упокоения. В противном случае на этом месте произведут нового захоронение. И так как никто уже много лет ничего не оплачивал — могила, скорее всего, утрачена.
Но неизвестное всегда страшновато. А Россия по численности своего населения, по территории и по своим естественным богатствам огромна. Огромное неизвестное переживается всегда как сущная опасность. Особенно после того, как Россия в 18 и 19 веках показала Европе доблесть своего солдата и гениальность своих исторических полководцев. Мировая политика коммунистической революции превратила его внеутихающую тревогу. Но страх унижает человека; поэтому он прикрывает его презрением и ненавистью. Незнание, пропитанное страхом, презрением и ненавистью, фантазирует, злопыхательствует и выдумывает.
Правда, мы видели пленных немцев и австрийцев, вернувшихся в Европу из русских лагерей и мечтавших о России и русском народе. Но европейское большинство и особенно его демократические министры — кормятся незнанием, боятся России и постоянно мечтают о ее ослаблении. Вот уже полтораста лет Западная Европа боится России. Никакое служение России общеевропейскому делу семилетняя война, борьба с Наполеоном, спасение Пруссии в 1805 — 1815 годах, спасение Австрии в 1849 году, спасение Франции в 1875 году, миролюбие Александра III, Гаагские конференции, жертвенная борьба с Германией 1914 — 1917 гг. И когда Европа увидела, что Россия стала жертвою большевистской революции, то она решила, что это есть торжество европейской цивилизации, что новая «демократия» расчленит и ослабит Россию, что можно перестать бояться ее и что советский коммунизм означает «прогресс» и «успокоение» для Европы. Какая слепота! Какое заблуждение!
Вот откуда это основное отношение Европы к России: Россия — это загадочная, полуварварская «пустота»; ее надо «евангелизировать» или обратить в католичество, «колонизировать» буквально и цивилизовать; в случае нужды ее можно и должно использовать для своей торговли и для своих западно-европейских целей и интриг; а впрочем — ее необходимо всячески ослаблять. Вовлечением ее в невыгодный момент в разорительные для нее войны; недопущением ее к свободным морям; если возможно — то расчленением ее на мелкие государства; если возможно — то сокращением ее народонаселения напр. Все это мы должны понять, удостовериться в этом и никогда не забывать этого. Не для того, чтобы отвечать на вражду — ненавистью, но для того, чтобы верно предвидеть события и не поддаваться столь свойственным русской душе сентиментальным иллюзиям. Нам нужны трезвость и зоркость. В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди — враждебные России, особенно православной России, тем более императорской и нерасчлененной России. Подобно тому, как есть «англофобы», «германофобы», «японофобы» — так мир изобилует «русофобами», врагами национальной России, обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех.
Это надо продумать и прочувствовать до конца. Поэтому, с кем бы мы ни говорили, к кому бы мы ни обращались, мы должны зорко и трезво измерять его мерилом его симпатий и намерении в отношении к единой, национальной России и не ждать от завоевателя — спасения, от расчленителя — помощи, от религиозного совратителя — сочувствия и понимания, от погубителя — благожелательства и от клеветника — правды. Политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага. К этому она, конечно, не сводится.
Для имперского сознания Ильина и согласно белоэмигрантской идеологии «за единую и неделимую Россию», Украина была безусловной частью России. Эта ветвь не имеет причин враждовать с другими ветвями того же народа и отделяться в отдельное государство», — утверждает Ильин в резолюции Съезда белых организаций, который прошёл в Румынии в августе—сентябре 1938 г. Ильин зачастую писал название страны как «Украйна», подчёркивая её статус пограничных русских земель.
Ильин многократно и резко выступал против украинского национализма как инструмента для отделения Украины от России: «Самостоятельная Украина неизбежно и быстро превратится в германскую колонию, и мы будем взяты немцами в клещи — с востока и с запада», — беспокоился он в статье «О расчленителях России» в 1949 году. Хотя к тому времени Германия сама была разделена на западную и восточную под покровительством Советского Союза, и как раз угрозы не представляла. Оценка вызывает вопросы, но Иван Ильин как религиозный философ и не претендовал на научность подхода и точность анализа. Как Ильин воспринял бы сегодня «денацификацию» Украины? Возвращение киевских земель в рамки современной империи он, конечно, одобрил бы активно. Но его самоидентификация с идеологией фашизма и прочные связи с нацистским Третьим рейхом, вероятно, помешали бы использовать такие термины и смыслы. Ильин приветствовал приход к власти Гитлера.
В работе «Национал-социализм. Новый дух» в 1933 году он оценивает роль фюрера так: «Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе». И заботится о традиционных ценностях: «Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию — европейской культуре даётся отсрочка». Муссолини и Гитлер А как оценивает Иван Ильин первые преступления Третьего рейха на собственной территории?
Иван Ильин : статья «Против России»
Иван Ильин считается самым проницательным русским философом: более полувека назад он ответил на многие вопросы, которые сегодня стоят перед властью. «интересы философа Ильина, в честь которого был назван центр, «шли вразрез с интересами и самим фактом существования нашего государства» в XX веке, а сегодня попадают под действие статьи Уголовного кодекса о реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК РФ)». Сегодня с легкой подачи президентской администрации, одним из самых популярных в России философов стал русский религиозный мыслитель Иван Александрович Ильин. Иван Ильин. 9 апреля исполняется 140 лет со дня рождения белоэмигрантского философа Ивана Ильина.
Смотрите также
- Похожие книги
- Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года
- Что за философ Ильин, которого процитировал Владимир Путин?
- В Послании Путин вернулся к философу Ильину — идеологу Белого движения
- Читайте также:
- 🚩Иван Ильин — главный идеолог современной России – Telegraph
«Зло необходимо пресекать силой»: историк Аркадий Минаков о философии Ильина
Иван Александрович – великий гражданин России, ее пророк, высланный большевиками в 1922 году на «философском пароходе» из родного отечества. 9 апреля 1883 года в Москве родился Иван Александрович Ильин (1883 — 1954), крупнейший русский философ ХХ века, писатель, профессор, правовед и общественный. 21.12.1954) - русский философ, правовед, литературный критик, публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).
Сообщить об опечатке
- sekutor • Иван Ильин и гиперинформационная эпоха
- Иван Ильин: декоммунизация и денацификация
- Курсы валюты:
- Ильин и Украина
- «Зло необходимо пресекать силой»: историк Аркадий Минаков о философии Ильина - Аргументы Недели
Иван Ильин: «Европа не знает России»
Иван Ильин, высланный из России на «философском пароходе» в 1922 году, писал о России много и преданно. Читателей ждут новые книги, в которые будет включена переписка философа с композитором Метнером.В новом сборнике работ Ивана Ильина есть поистине пророческие слова о России. Иван Ильин о будущем России. Философия Ильина не вписывалась ни в одну идеологию.
Иван Ильин : статья «Против России»
Любовь к Кутузову переходит из поколения в поколение. И — как это бывает с великими людьми — образ Кутузова с годами встает в нашем сознании все отчетливей и ясней, и дело его предстает перед нами во все более ярком свете. И вспомните, какими словами напутствовал товарищ Сталин на историческом параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина! А ведь именно вера в своё героическое прошлое, в тысячелетнюю непрерывную связь поколений, и помогла одолеть немецко-фашистских захватчиков...
Знаю, какие примерно аргументы уже приготовили антисоветчики, а посему хотел бы описать ещё одно событие, происходившее после Великой Отечественной войны в 1948 году — Празднование 500—летия Автокефалии Русской Православной церкви. Оно дышит благожелательством ко всем собравшимся. Карпов говорит, что Правительство охотно пошло навстречу желанию Русского Православного Патриарха отметить славный церковный юбилей, что «широкое представительство на настоящем церковном торжестве Православных Церквей мира является выдающимся событием не только Русской, но и Вселенской Православной Церкви... А вот как описывает события, происходившие в то время, православный журнал pravoslavie.
Он подчеркнул, что Православие должно быть сильным и единым, таким, как говорил Сталин, заявивший, что он хочет «сильного Православия». Разговоры гостей слушал, а позже записал в своем отчете чиновник МИДа С. Потом владыка подумал и сказал, что, может, Сталин и не говорил этих слов. Но лично он, Илия, считает, что только благодаря Сталину обеспечено процветание Русской Православной Церкви и Православия во всем мире.
Сейчас очень много говорят о консолидации общества. И если вы почитаете Ильина, то поймёте, на каких началах это планируется делать. Во-первых, на противопоставлении, противостоянии русского мира с Западом. Не случайно и то, что русская созерцательность и искренность никогда не ценились европейским рассудком и американской деловитостью.
А во-вторых, на полной поддержке правящего класса. Несимпатичному, неопытному, неумелому, безвольному, бездарному начальнику надо помогать — во имя чести, во имя совести, во имя патриотизма, во имя всенародного и государственного дела, а не интриговать против него, не вредительствовать, не изолировать его, не подкапываться под него. Этому учат идея ранга и монархическое правосознание, побуждающее верно служить не только великому Государю. Идея ранга Ну, а, в-третьих, на том, о чём сказано в начале статьи.
Как вы думаете, получится ли задуманное? Ирония истории — именно В. Ленин спас Ильина от расстрела тот поддерживал Белую армию печатным словом и даже финансово, а по версии следствия, и вовсе являлся членом ее южного объединения «Добровольческая армия», заведовал петроградским отделением. Он автор лучшей книги о Гегеле», — писал он, имея в виду диссертацию философа.
На этот раз давайте попытаемся разобраться в причинах драпировки Мавзолея, ибо версия, что всё это делалось в угоду зарубежным гостьям несостоятельна, поскольку с Западом мы давно уже не дружим, а вот из оставшихся почётных гостей в первом ряду как раз остались почитатели В. Ленина — Г. Лукашенко и Си Цзиньпин. Так в чём же причина такой патологической нелюбви к В.
Ленину, если вопреки чаяниям большинства из года в год на парадах прикрывают Мавзолей? На мой взгляд, всё дело в том, что в нашей стране всеми силами пытаются создать общество, сообразно философии Ильина, а вот любой тезис Ильича абсолютно ей противоположен. Судите сами... Ленину, к обучению управлять государством должны быть допущены все, независимо от их положения.
Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством.
Но были и иные грехи, важнейшие: утрата русских органических и священных традиций, шаткость нравственного характера, безмерное политическое дерзание и отсутствие творческих идей. Они не желали считаться с суровостью русского исторического бремени на три года жизни — два года оборонительной войны! Они не понимали того, что государственность строится и держится живым народным правосознанием, и что русское национальное правосознание держится на двух основах — на Православии и на вере в Царя.
Россия ждет от нас — своего видения, своей веры, своей мысли и новой, своей государственной формы.
За последние десятилетия в мире совершились события, которые сделали этот спор устаревшим. Впервые за всю свою историю мир увидел тоталитарное государство и испытал, что значит лишиться всякой свободы; он увидел и понял, что такой строй восстает и против Бога, и против всех законов созданной им природы; что он превращает человека не то в раба, не то в машину; что такой строй служит делу дьявола и что он поэтому обречен и гибелен! Иван Ильин Один из самых оригинальных представителей консервативной мысли в России. Открыто поддерживал белое движение, последовательно критиковал большевистскую власть. В 1918 году была издана главная работа Ильина до высылки из России — «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Ильин видел смысл философии в постижении Бога и Божественных проявлений в мире. Одной из самых известных книг философа является «Сопротивление злу силою», где он полемизирует с учением Льва Толстого. Был выслан из России на печально знаменитом «философском пароходе» в 1922 году, работал в Русском научном институте в Берлине.
Являясь главным идеологом белого движения с 1927 по 1930 год издавал журнал «Русский колокол» , выступал на антикоммунистических митингах, на первых порах активно поддерживал распространение фашизма в Европе, видя в нем защиту от коммунизма.
Люди вообще должны понять и усвоить, что искусство ставить верные вопросы нисколько не менее важно, чем искусство давать верные ответы. Ну а искусство ставить верные вопросы несомненно было для Ильина нисколько не меньшим, чем искусство давать верные ответы. О чтении Настоящее чтение Ильин называл ни много ни мало художественным ясновидением. По книгам, которые читает человек, Ильин мог многое сказать о нем. Он считал, что каждый из нас есть то, что он читает, а еще то — как он читает. Чтение русских поэтов, по Ильину, не только полезно, оно — залог сохранения национальности русского человека. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, — никогда не денационализируется».
Социализм антисоциален Социализм антисоциален, считал Ильин.