— Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей. агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую. действующую, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую, возмущающуюся действиями властей. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями.
Виды толпы — Типы толпы и модели поведения
Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия. В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования. Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения - естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Ритуальное поведение «церемонное» - индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм - от этикета до церемонии - настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь , что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы , и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей. Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение.
Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания. На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens человека разумного направлены такие формы социального поведения, как: кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения - помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта; родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству. Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных - начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн. Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии - в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать, прежде всего, психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Юнгом, А. Большую часть жизни человек проводит в привычных для себя группах со сложившейся групповой моралью, системой ценностей; группах, осуществляющих непрерывный социальный контроль за его поведением и деятельностью.
Социальный контроль - это не только управление человеком, но и сложившаяся система защиты от любых непривычных, пугающих явлений и процессов. Однако случаются ситуации, когда человек или целые группы людей оказывается вне привычных для него условий, вне коллектива понимаемого в данном случае предельно широко. Оторванность от привычной социальной среды заставляет неосознанно человека ассоциироваться с другими людьми, находящимися в аналогичных условиях, имеющих сходные потребности.
Затем на крыльце появилась тоненькая девушка лет 20, которой было поручено объявить, что она представляет администрацию и что новостей нет. Террористы пока требований не выдвигают, однако делается всё возможное для спасения детей. Толпа, простоявшая к тому времени несколько часов, мгновенно превратилась в агрессивную. Часть людей начали возмущаться и громко кричать, послышались негативные отзывы о властях города, слух, они давно все в аэропорту сидят и только ждут самолёта, чтобы улететь. Затем толпа превратилась в действующую, несколько человек поднялись на крыльцо, чтобы стащить оттуда выступавшую девушку. Один из первых отечественных исследователей толпы Л.
Войтоловский отмечал, что общие чувства предполагают не только общее настроение в ней, но и общие усилия для их достижения. Чувства, переживания, взволнованность начинают приобретать активную направленность. В речах появляются критические высказывания в адрес каких-то руководителей, управленческих структур, начинается «поиск виноватых», предложения «вызвать», «направить». Порой в какую-то инстанцию даже делегируется небольшая группа с поручением получить ответ или предъявить требования «от народа». При работе с действующей толпой психологу нужно помнить, что самые опасные персонажи находятся вокруг лидера. Своими руками он вряд ли начнёт физические действия, но первый круг окружающих его лиц — самые опасные исполнители. Необходимо также помнить о быстром перемещении толпы, чтобы не оказаться в её центре. То, что может делать психолог в действующей толпе, это работать с её периферией, вести информационно-разъяснительную работу и выводить часть людей в безопасное место. В действующей толпе внимание и зарождающаяся агрессивность нередко переключаются с первоначального объекта или событий на другие, которыми становятся порой случайные объекты и люди.
Прибытие сотрудников правоохранительных органов, их предложения не нарушать общественный порядок и расходиться обычно вызывает новый всплеск возмущения. Наиболее разгорячённое и дерзкое лицо из толпы совершает агрессивное действие бросает камень, бутылку, пытается ударить. Встречаются два психологических типа действующей толпы: аффективная и управляемая. Аффективно-действующая толпа — продукт эмоционального кружения, самораскручивания, психологической динамики толпы кружение — появление нового объекта внимания — активизация индивидов через возбуждение. Перешедшая к действиям толпа представляет собой угрозу людям, материальным ценностям и общественному порядку. Аффективно-действующая толпа психологически заражена на групповые действия. Она, как лавина, способна крушить всё на своём пути. Люди в толпе делают то, чего никогда бы не делали в одиночку. Этому способствует социально-психологический механизм обезличивания анонимности , в массе каждый чувствует себя не несущим ответственности за действия толпы из-за своей неразличимости и незаметности.
Возникает ощущение личной безответственности за свои действия, распущенность в поведении, и утрата самоконтроля многократно усиливает всесокрушающую, бессмысленную силу стихийных действий толпы. Аффективно-действующая толпа, в отличие от возбуждённой и действующей, описанных выше, практически неуправляема. Её буйства могут быть прекращены лишь с помощью силы. Управляемо-действующая толпа, обладая признаками возбуждённой толпы, тем не менее действует осмысленно, преднамеренно и управляется некими силами, которые могут открыто и не проявляться. Её действия обусловлены не психологическим самораскручиванием и стихийно возникшими намерениями, а более глубокими социальными и социально-психологическими причинами, находящимися в сферах общественного бытия, общественного сознания и общественных настроений. Одна из разновидностей управляемо-действующей толпы — толпа, состоящая преимущественно из людей с затаёнными обидами на жизнь, на власть, накопившимся недовольством. Психологическая атмосфера толпы служит для них отдушиной и открывает возможность выплеснуть накопившиеся обиды, затаённые недовольства на кого попало.
Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен.
Слайд 20 Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Слайд 21 Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Слайд 22 Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе.
Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически.
Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов. Поршнев писал: «Толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям.
Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них"» Поршнев, 1966. Один из героев У. Фолкнера так воспринимал толпу, собравшуюся у тюрьмы, где держали негра, обвинявшегося в убийстве белого. Он видел перед собой «бесчисленную массу лиц, удивительно схожих отсутствием всякой индивидуальности, полнейшим отсутствием своего "я", ставшего "мы", ничуть не нетерпеливых даже, не склонных спешить, чуть ли не парадных в полном забвении собственной своей страшной силы...
В результате воздействия всех названных выше феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. Однако, критикуя идеи Г. Лебона и 3. Фрейда, писавших о «гипнотической сущности толпы» и «психозе толпы», Я.
Щепаньский писал: «... Этот "гипноз" действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов» Щепаньский, 1969. Выделяют ряд условий действия такого «гипноза». Во-первых, это предварительно существующие устойчивые установки и убеждения.
Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей социальных групп или институтов. Во-вторых, это убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям. В-третьих, это молодой возраст и отсутствие достаточного социального опыта. Наконец, в-четвертых, это низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля, нетвердость социально-политических взглядов, отсутствие устойчивых убеждений.
Выражаясь метафорически, Б. Поршнев утверждал, что условия формирования толпы — «это своего рода "ускоритель", который во много раз "разгоняет" ту или иную склонность, умножает ее, может разжечь до огромной силы» Поршнев, 1965. В этом, собственно, он и видел реальную конкретность того, что прежние авторы считали «гипнотической сущностью» толпы. Хотя, разумеется, мысль о «разгоне» тех или иных «склонностей» неизбежно приводила к пониманию многоликости и неоднородности толпы.
Проблема типологии толпы всегда представляла собой значительный интерес. Психологическая наука и практика давно научились выделять отдельные виды толпы и даже воздействовать на них. Однако проблема заключается в возможности и реальности быстрой трансформации толпы из одного вида в другие. Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная и действующая.
Случайную толпу каждый может легко наблюдать на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. И, естественно, вокруг сразу же остановилось несколько любопытных прохожих. Пока водители выясняют суть дела между собой, любопытствующие уточняют детали.
Основной эмоцией в данном случае является банальное любопытство. Оно заставляет останавливаться все новых прохожих. Они обращаются к стоящим людям с расспросами, уточняя детали. Непрерывно, по кругу пересказывается, кто откуда ехал, куда поворачивал, и кто виноват.
Причем теперь пересказывать это начинают все новые члены толпы, которые сами не видели происшествия. Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. В отдельных случаях водители, разобравшись между собой, уже могут уехать, но толпа будет оставаться и даже увеличиваться за счет действия названных механизмов. Особенно типичны такие ситуации для восточных стран, где прохожие меньше озабочены рациональным использованием своего личного времени.
Постепенно уже устойчивая случайная толпа вполне может трансформироваться в толпу экспрессивную. Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест — в общем, что-то эмоционально выражающих. Это может быть, например, горестная толпа на похоронах, идущая за гробом. Или, наоборот, это может быть толпа, радующаяся окончанию солнечного затмения.
В нашем примере случайная толпа вокруг дорожно-транспортного происшествия может довольно быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и абсолютно бездарной работой дорожной полиции.
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
Массовое социальное поведение- это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Термин "массы" употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организаций, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам. В социологии чаще всего употребляется термин "народные массы". Народные массы- это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса.
Толпа - контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма то есть приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, то толпа всегда активна. Выделяют несколько разновидностей толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку - какому-либо лицу или группе лиц.
Виды толпы и их характеристики 2 ноября 2017 Каждому из нас прекрасно знакомо понятие толпы. Говоря простым языком, это большое скопление людей. Хаотичное, хотя и не лишённое некоторой организации, которая возникает по причине общего объекта внимания, события, традиции, обстоятельств. Но не только это объединяет людей, оказавшихся в толпе. Их сплачивают эмоции, некое напряжение, общее психологическое состояние. Это сложное понятие и явление, поэтому обо всём, что его касается, стоит рассказать чуть более подробно. Общая характеристика Перед тем как перейти к видам толпы, следует разобраться с определением.
Есть два варианта, и оба правильные, просто каждый из них подходит под тот или иной случай. Итак, толпа это: Изначально неорганизованное скопление людей, которое не имеет общей осознанной цели. Скопление людей, потерявшее свою организованность и утратившее общую цель. В обоих случаях все находящиеся в толпе пребывают в состоянии максимального эмоционального возбуждения. Такие скопления формируются в условиях стихийных бедствий, к которым относятся техногенные катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения. Ещё при военных учениях, массовых зрелищах, празднованиях, протестах демонстрации, шествия, митинги, забастовки. Имеют место и транспортные толпы.
Виды их определяются с учётом факторов, к которым относят эмоциональную возбуждённость людей и степень проявляемой ими активности. И вот сейчас можно перейти к типологии. Активная толпа Характеризуется повышенной агрессивностью, склонностью к жестокости, насилию, разрушительным действиям. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Это обобщённое определение. Ещё активной толпой считается любое скопление людей, проявляющее себя в действии. Например, футбольные фанаты, которые устраивают погром после матча.
Случай с защитой Белого дома в 1993 году тоже можно считать показательным — тогда люди собрались в активную толпу не для того, чтобы выразить свои чувства или понаблюдать за событием, а ради принятия участия в самом действии. Действующая толпа Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. Соответственно, из всех видов толпы он наиболее глубоко и пристально изучаемый. Важно отметить, что данный тип имеет так называемые ответвления. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа. Стяжательская толпа.
Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями. Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной».
Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда или коммуникация имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям.
Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. В целях управления массами партией, классом, нацией и т. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия. Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе.
Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии в результате индустриализации, урбанизации и т.
Психология масс толп основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность коллективная душа, по терминологии Лебона или даже социальность. В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.
В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей: Толпа разнородная: а анонимная уличная и др. Толпа однородная: а секты политические, религиозные и др.
Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга.
Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы. Литература У.
Его работы посвящены психологии общественных отношений; В. Ханна Сигал англ. Hanna Segal; урожд.
Источник: Психологичеcкий словарь. Основными механизмами формирования Т.
Выделяются 4 основных вида Т. Паника массовая ; в стяжательная Т. Она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта полит. Отсу тствие ясных целей, отсут ствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т.
Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. Психология народов и масс. Агрессия так называемое «зло». Век толп.
Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. Назаретян Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ.
Исследование феномена Т. Широкую известность в этот период получили работы Г. Тарда и Г. Глобальная постановка проблемы Т. Он отмечал, что в Т.
Согласно Г. Лебону, в Т. Лебон считал, что в Т. Психическое заражение и внушаемости. Выявлены два основных механизма образования Т.
Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Существует четыре основных вида Т. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на религиозном шиитском празднике шахсей-вахсей, доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока. Действующая active Т. В ее рамках выделяется несколько подвидов: агрессивная aggressive Т.
В практическом плане наиболее важное свойство Т. Контролировать поведение Т. Нельзя допускать возникновения агрессивной, стяжательной и панической Т. Необходимо обустроить жизнь так, чтобы не было у людей чувства фрустрации, отчаяния, безысходности, т. Караяни Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник.
Харвест 2021 г. Толпа во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. В современной психологии больших групп существует следующая, по сути дела, общепринятая классификация — типология различных видов толпы как специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая.
6.2. Социальное поведение
Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт.
Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт — это сложное «явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. Предконфликтная стадия может быть довольно продолжительной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения. Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враждебных действий сторон в связи с устранением причин конфликта.
Если причины не устранены, а участники конфликта прекратили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта. Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфликтующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Наконец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты. Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение.
Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта отличаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодействуют друг с другом. Социальные конфликты происходят между группами людей.
Часто это группы грабителей, убийц, мародёров, маньяков. К активной толпе относят спасающееся объединение людей, где доминирует панический настрой. Пассивное сборище имеет одну отличительную черту — отсутствует эмоциональный компонент. Бывает, что таких людей собирают насильно для реализации определенных действий. Они не заинтересованы. В большинстве случаев это обычная толпа зевак. Демонстрирующая толпа формируется под влиянием социального протеста. Участники имеют общую идею и действуют во имя собственных интересов. Скопление людей рассыпается, когда цель сборища будет достигнута. Третий классификационный признак — характер поведения людей в толпе. Окказиональное столпотворение. Образуется из-за любопытства к какому-то происшествию. К такому типу относятся люди, которые наблюдают за последствиями дорожной аварии, пожара, процессом драки, выступлением уличных артистов. Конвенциональная толпа формируется из-за интереса к ранее объявленному событию, зрелищу концерт музыкальной группы, танцевального коллектива, джаз-вечер, игра футбольной команды на спортплощадке и т. Экспрессивное столпотворение имеет общие черты с конвенционным. Только людей объединяет общее отношение к какому-то событию. Это радость, счастье, злость, ненависть, возмущение, умиротворение и т. Экстатическая толпа является крайней степенью развития экспрессивной формы. Люди не просто испытывают одинаковые эмоции. Происходит взаимное нарастающее заражение настроением. Проявляется на рок-концертах, массовых религиозных ритуалах, карнавальных вечерах. Последнее основание для классификации толпы — действия. Поступки сборища направлены на определенного человека или конкретный объект. Это митинги против действующего правительства, стачки из-за невыплаты зарплаты и т. Действующая толпа делится на подвиды: Агрессивная. Людей объединяет ненависть к кому-то или чему-то. Сопровождается массовым избиением участников толпы. Возникает, когда люди пытаются спастись от определенного явления. Это может быть массовая эвакуация жителей района, где произошла природная катастрофа. Провоцируется игнорированием правительства истинных интересов граждан. Люди вступают в конфликт с целью отстоять свои ценности. Другое проявление — массовая скупка определенных продуктов в магазинах гречки, сахара, овощей, фруктов. Самая распространённая причина такого поведения — объявление о подорожании определенных категорий товаров. Согласно Г. Лебону, толпы бывают разнородные и однородные. Разнородные делятся на анонимные и неанонимные или персонифицированные. К однородным относятся неперсонифицированные сборища: секты, касты и классы. Классификация толпы Литература Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…». В данном произведении литератор умело изобразил презираемое им общество, обличив жизненный «маскарад» и холодную бездушность светского общества. Ему удалось как нельзя лучше передать нагромождение образов, а такие речевые фигуры, как «приличье стянутых масок», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки» и «дикий шёпот затверженных речей» будто бы переносят читателя в ту атмосферу — да что там, в тот зал, где и происходил бал. Про стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» на самом деле можно рассказать больше, провести намного более подробный и глубокий анализ. Впрочем, каждый и так найдёт в нём нечто цепляющее, берущее за душу. Обязательно стоит его прочитать хоть раз. Виды толпы.
Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного повседневного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская — это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы вполне может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп.
Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре. Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. Стяжательская толпа.
Виды толпы
Стяжательская толпа. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу. § убегающая (спасающаяся) толпа. Толпа может быть случайной (временной, спонтанной), организованной (предмедитированной) и действующей (осознанной целью или действием, связанным с ней). Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стимулирующую, стяжательскую и непоследовательную. Действующая толпа подразделяется на типы: 3.
Особенности психологического состояния людей в толпе.
Обоснование: Методы формального социального контроля применяются официальными институтами и органами власти для наказания и регулирования поведения людей в обществе. В данном случае, предлагается указать методы формального социального контроля, которые включают наказание в виде штрафов, уголовных санкций и т. Обоснование: Неформальный контроль осуществляется самими членами общества и основан на межличностных отношениях и социальных ожиданиях. В данном случае, предлагается указать типы неформального контроля, которые включают социальные вознаграждения поддержка, поощрение , социальное поощрение подтверждение и поддержка социально приемлемого поведения , социальное наказание критика, отказ от общения и переоценку норм изменение и пересмотр общепринятых правил и ценностей. Обоснование: Конфликт - это ситуация, в которой возникает противоборство интересов или противостояние между различными сторонами.
Социальные конфликты. Люди всегда хотели знать, что ведет к социальным потрясениям: войнам, революциям, демографическим взрывам, миграционным процессам и т. Отвечая на запросы общества, социологи стремится выяснить, чем обусловлена та или иная форма массового поведения. Любое общество нуждается в стабильности, поэтому является актуальной и проблема массового социального поведения. Распространенное отождествление массового социального поведения с какими-либо потрясениями методологически неверно. Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках. Категория «поведение» с трудом поддается определению. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой.
Поведение — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней двигательной и внутренней психической активностью. Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Термин «массы» употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организаций, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы в таком понимании существуют в каждой стране.
Другой вид — публика, собравшаяся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений и как публика, ищущая информации в том числе на митингах и политических собраниях. В целом же, «собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики» Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии. Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении публика редко действует на улице , под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула. Однако Щепаньский делает вынужденное признание: «Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства, солидарности. Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу» Щепаньский, 1969. Значит, при наличии определенных различий между толпой и «собранной публикой» есть и немало общего. Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много. Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг. XX века. Несобранная публика. По мнению Я. Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. Не без причины в Польше укоренился термин «культура "Пшекруя"» «Kultura "Przekroju"» , имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Примером российской действительности 1990-х гг. Однако развитие прогресса порождает все новые общности. Сегодня уже необходимо всерьез рассматривать в качестве несобранной часто уже достаточно единую публику «жителей Интернета». С внешней точки зрения, несобранная публика — это всего лишь «поляризованная масса», т. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более социально важных вопросах — в идеологии и политике. В несобранной публике внешне не проявляются феномены, характерные для толпы или собранной публики. Не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает полностью рефлексивность и не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это — заражение со стороны радио или телевидения. Разумеется, и электронные, и печатные средства массовой информации активно способствуют снижению рефлексивности и деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, для них это трудно достижимо. Всякие виды «поляризованных масс», несобранной публики, представляют собой базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритичному восприятию определенной информации, базу для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, они являются готовой базой для возникновения мнений и настроений — макроформ массового сознания и соответствующего поведения. Особым примером такой эволюции несобранной публики является действие избирательных кампаний и возникающее в результате массовое электоральное поведение. Данной проблеме посвящено множество специальных исследований. Однако общие механизмы электорального поведения достаточно просты. Несмотря на все разговоры о «новых технологиях», массовое электоральное поведение в целом продолжает оставаться в значительной степени стихийным, подчиняясь общим закономерностям. В конечном счете, электорат делится на две неравные части. Первая, меньшая часть — это организованный электорат, действующий на основе индивидуального или группового сознания и подчиняющийся управляющим этим сознанием структурам и институтам. Вторая, значительно большая для любой современной демократической страны часть, представляет собой неорганизованный электорат. Общим механизмом поведения несобранной публики являются массовые настроения, возникающие на основе веры в завышенные обещания. На этом всегда играли и продолжают играть до сих пор основные политические игроки — политические партии, движения и отдельные кандидаты на выборные посты. Как писал в свое время Г. Лебон, «избиратель требует невозможного, и поневоле приходится обещать требуемое. Отсюда появляются сплошные реформы, утверждаемые без малейшего понятия об их возможных последствиях. Всякая партия, желающая добиться власти, знает, что это возможно только превзойдя обещаниями своих соперников» Лебон, 1908. Соответственно, основной инструмент массовой демократии по Лебону — это воздействие на массовые настроения и целью побуждения определенного поведения людей. С течением времени мало что изменилось. Основываясь на богатом практическом опыте, американские специалисты так описывали модель «несобранного» электората: «У избирателя есть определенные принципы.
Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции протест, ликование и так далее. Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом. Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия. Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то чего-то. Преступная толпа [3] — людская масса, совершающая преступления. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
Социальное поведение
5. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. Толпа может быть случайной (временной, спонтанной), организованной (предмедитированной) и действующей (осознанной целью или действием, связанным с ней). Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стимулирующую, стяжательскую и непоследовательную.
Психология толпы, ее виды и содержание.
Регулятивный механизм поведения толпы — коллективное бессознательное — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Юнга , заключен исторический опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные модели поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, по терминологии В. Бехтерева — «коллективные рефлексы». Однородные, единообразные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия.
Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения. Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками. Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на «мы» и «они», примитивизацию социальных отношении.
По поведенческим особенностям различают четыре вида толпы: случайную оказиональную ; экспрессивную совместное выражение общих аффективных чувств ликования, страха, негодования, протеста ; конвенциональную основанную на некоторых стихийно сформулированных позициях ; действующую, которая подразделяется на агрессивную, паническую спасающуюся , стяжательскую, экстатическую действующую в состоянии экстаза , повстанческую, возмущающуюся действиями властей. Любая толпа характеризуется спонтанно возникающей направленностью поведения и общностью эмоционального состояния.
Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. Экспрессивная толпа.
Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.
Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре.
Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями.
Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых например, банковских учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности: - разнородная;- анонимная уличная, например ;- персонифицированная парламентское собрание ;- однородная:- секты;- касты;- классы.
Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа» , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла.
Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность. Социально-психологические особенности толпы: 1 подавление чувства ответственности за собственные поступки; 2 повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения; 3 повышение эмоциональности восприятия действительности; 4 появление чувства силы и осознания анонимности. Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов.
Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица, которые чаще всего принадлежат какой-либо организации или действуют по её указанию. Они проводят подготовительную работу по созданию толпы заранее «проигрывают» и планируют эксцессы , выбираются удобное время и повод для создания эксцессов; 2 зачинщики — это лица, претендующие на завоевание лидирующего положения, которые развертывают активную подстрекательную деятельность, направляют действия участников, распределяют роли, распространяют провокационные слухи и т. В числе таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов; 6 добросовестно заблуждающиеся — физические лица, которые являются непосредственными участниками эксцессов, в результате ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки, ложного понимания принципа справедливости или под влиянием слухов; 7 эмоционально неустойчивые личности, которые идентифицируют свои поступки с общим направлением действий участников. Для них свойственна повышенная внушаемость, заражаемость общим настроением, пониженная сопротивляемость влияниям других людей; 8 любопытствующие — люди, которые наблюдают со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение других участников; 9 примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов из-за боязни физической расправы, под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей. Действующая толпа — осуществляет действия относительно конкретного объекта.
Разделяется на: а стяжательскую толпу — характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного конфликта за обладание какими-либо ценностями. Такая толпа складывалась во времена тотального дефицита на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта. Она может провоцироваться властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них. Крайним вариантом стяжательной толпы являются мародеры, которые разгромят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых в местах крупных катастроф, стихийных бедствий, военных действий; б спасающуюся толпу — возникает в состоянии паники при спасении от реального или воображаемого источника опасности; в повстанческая толпа — формируется под влиянием несправедливых действий властей на основе общего возмущения; г агрессивная толпа — характеризуется высшей степенью эмоционального возбуждения, объединена слепой ненавистью к конкретному объекту государственному деятелю, религиозному или политическому движению, управленческой структуре. Поведение агрессивной толпы наносит наибольший вред в тех случаях, когда её действия приобретают характер массовых беспорядков групповых эксцессов.
Формирование толпы Жизненные ситуации и места, образования толп: 1 стихийные бедствия землетрясения, извержение вулкана, крупные наводнения ; 2 ожидание общественного транспорта в транспортных узлах на вокзалах, в метро и т. Стадии формирования агрессивной толпы: 1 стадия дискутирующей толпы — первоначальный вид толпы, начинающей психологически развиваться. Представляет собой совокупность людей, собравшихся по какому-либо поводу, которые ведут между собой разговоры, обмениваются мнениями, оценками, оказывают друг на друга то или иное влияние. Это влияние чаще всего незаметно, слабо и не приводит к каким-то нарушающим общественный порядок действиям; 2 стадия осложнение обстановки или образования ядра толпы — характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства. Это происходит в результате того, что люди находятся вплотную, толкаются, обмениваются репликами, эмоциями, на них начинают активно действовать механизмы заражения, внушения, подражания.
Наличие в толпе возбужденного человека или небольшой группы могут стать ядром возбужденной толпы, от которого зародившееся возбуждение начинает распространяться на всю толпу. На этой стадии начинает действовать «циркулярная реакция» и «процесс кружения» — взаимное взвинчивание, которое, как центрифуга, разгоняет эмоции и формирует из толпы некую общность, способствующую переходу толпы на следующую стадию; 3 стадия потенциально агрессивной толпы, характеризуется: а появлением нового общего объекта внимания — некоего образа, разделяемого всеми, который способствует сплочению толпы; б появлением ложных объяснений причин произошедшего и требований что-то предпринять; в увеличением численности группы присоединением к ней прохожих, жильцов близлежащих домов и др. Обострению обстановки способствуют такие кризисные явления, как: а резкое усиление расслоения общества на богатых и бедных; б снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен; в возникновение тревожной информации, слухов; г несправедливые действия представителей власти; д ослабление авторитета власти; е сплочение оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения и желающего добиться власти любым путем; 4 стадия групповых эксцессов или действующей агрессивной толпы начинается с возникновения любого, самого незначительного повода толчка, резкого крика и т. То тут то там, могут вспыхивать новые очаги, вызванные слухами, недовольством. Особенности эксцессов: 1 становятся независимыми от породивших их причин; 2 могут возникать даже тогда, когда эти причины уже исчерпаны; 3 требования осуществляются с позиций силы и в то же время анонимности; 4 действия внезапны и неотвратимы; 5 целенаправленные действия силовых структур затруднены; 6 направлены на привлечение внимания общества к событиям; 7 в групповых эксцессах участвует большого количества лиц, склонных к риску.
Особенности поведения индивида в толпе Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе. Свойства человека толпы: 1 пониженный самоконтроль — снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию; 2 потеря индивидуальности и единение человека с толпой — люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов индивидов , объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу индивиду в отдельности; 3 бездуховность — приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою; 4 инстинктивность — преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе.
Наблюдается социальная деградация личности; 5 анонимность — индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным.
Равнина и гора, большинство и меньшинство кончили тем, что согласились вместе содействовать собственному самоубийству» Бехтерев, 1919. Как справедливо указывал все тот же Г. Лебон, «при определенных условиях — и притом только при этих условиях — собрание людей представляет совершенно новые черты, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает. Собрание становится тем, что, я сказал бы, не имея лучшего выражения, организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы» Лебон, 1908.
Однако, несмотря на весь авторитет Лебона, трудно не согласиться и с Я. Щепань-ским, утверждавшим, что собранная публика может выступать в нескольких видах1. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище». Другой вид — публика, собравшаяся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений и как публика, ищущая информации в том числе на митингах и политических собраниях. В целом же, «собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления.
Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики» Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии. Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении публика редко действует на улице , под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула. Однако Щепаньский делает вынужденное признание: «Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства, солидарности.
Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу» Щепаньский, 1969. Значит, при наличии определенных различий между толпой и «собранной публикой» есть и немало общего. Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много. Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг. XX века.
Несобранная публика. По мнению Я. Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. Не без причины в Польше укоренился термин «культура "Пшекруя"» «Kultura "Przekroju"» , имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Примером российской действительности 1990-х гг. Однако развитие прогресса порождает все новые общности.
Сегодня уже необходимо всерьез рассматривать в качестве несобранной часто уже достаточно единую публику «жителей Интернета». С внешней точки зрения, несобранная публика — это всего лишь «поляризованная масса», т. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более социально важных вопросах — в идеологии и политике. В несобранной публике внешне не проявляются феномены, характерные для толпы или собранной публики. Не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает полностью рефлексивность и не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это — заражение со стороны радио или телевидения.
Разумеется, и электронные, и печатные средства массовой информации активно способствуют снижению рефлексивности и деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, для них это трудно достижимо. Всякие виды «поляризованных масс», несобранной публики, представляют собой базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритичному восприятию определенной информации, базу для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, они являются готовой базой для возникновения мнений и настроений — макроформ массового сознания и соответствующего поведения. Особым примером такой эволюции несобранной публики является действие избирательных кампаний и возникающее в результате массовое электоральное поведение. Данной проблеме посвящено множество специальных исследований. Однако общие механизмы электорального поведения достаточно просты.
Несмотря на все разговоры о «новых технологиях», массовое электоральное поведение в целом продолжает оставаться в значительной степени стихийным, подчиняясь общим закономерностям. В конечном счете, электорат делится на две неравные части. Первая, меньшая часть — это организованный электорат, действующий на основе индивидуального или группового сознания и подчиняющийся управляющим этим сознанием структурам и институтам. Вторая, значительно большая для любой современной демократической страны часть, представляет собой неорганизованный электорат. Общим механизмом поведения несобранной публики являются массовые настроения, возникающие на основе веры в завышенные обещания.
Основные средства формирования толпы: 1 слово в экспрессивном выражении в виде призывов, междометий и т. Потенциальными толпами являются: 1 публика — кратковременное образование людей на основе общих интересов; 2 внешне неорганизованные контактные общности, действующие крайне эмоционально и единодушно; 3 большие по численности аморфные группы, члены которых не имеют в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанные общим постоянным интересом.
Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица. Виды толп.
Особенности психологического состояния людей в толпе.
Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
§ убегающая (спасающаяся) толпа. Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. Действующая толпа подразделяется на. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.