Строгий пост в православии — это период времени, когда верующие отказываются от определенных продуктов, следуя строгим правилам питания. «» рассказывает о том, как правильно выдержать пост без вреда для здоровья, что можно и что нельзя есть в этот период. Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. Несмотря на строгие ограничения, питание в Великий пост может быть разнообразным. Не рекомендуется следовать строгим правилам поста беременным и кормящим; детям и пожилым; людям с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, диабетом, онкологией и различными хроническими заболеваниями.
Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют? | Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. |
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | Это девятый месяц исламского лунного календаря, в течение которого мусульмане должны соблюдать строгий пост. |
Православные посты
Любите сладкое, не можете без него жить, прям плохо становится - ну съешьте ягоды. Или фрукты, но не конфеты. Это тоже способ, который убережет и от срыва, и от стресса. С конфетами отдельная тема. Есть среди них такие, что, вроде бы ничего животного в своем составе не содержат… И вот сидишь в пост полуголодный, и сам того не замечая, начинаешь эти постные конфеты в себя забрасывать. В немереном количестве. Формально вроде никаких религиозных запретов не нарушаешь, но пользы тут точно никакой. Причем дело не только в трансжирах.
Ольга Касымова: А все потому, что везде должна быть умеренность. И в пост, и не в пост. И Великий пост в этом смысле - время, когда мы себя к этой умеренности приучаем. Это во-первых. А во-вторых, важна сбалансированность питания. То есть в Великий пост налегать на хлеб, булки и выпечку, пусть и постную, не стоит? Ольга Касымова: Легкие углеводы лучше ограничить.
В черный список стоит включить и газированные напитки, сахар - чтобы не создавать излишнюю стрессовую нагрузку на поджелудочную железу. Крупы, овощи - сырые и тушеные, паровые, бобовые, свежие фрукты - вот основной рацион, а разнообразить меню можно уже орехами, морепродуктами, грибами. Проваренными до той консистенции, которая приемлема для вашего организма. Ольга Касымова: Конечно. Но и тут важна постепенность. От сладкого, например, легче отказываться шаг за шагом - сначала, например, просто от шоколада и конфет, а потом и от сахара. Такой путь результативней, чем резкое: с понедельника все, больше ни-ни… Ольга Касымова: Не надо создавать нашему организму стрессовых нагрузок, у него и без этого их хватает.
И еще. Почему-то, когда начинают рассуждать о питании в Великий пост, никто не говорит о том, что не менее важно в эти дни соблюдать режим. Есть по часам? Во сколько?
Соблюдающие пост могут приготовить оригинальные постные блюда, чтобы порадовать семью: вареники с картошкой и зеленью, солянку с грибами, томленую в глиняных горшочках, и рис с овощами.
Употреблять горячую пищу нельзя, однако можно обогатить рацион орехами и свежими фруктами, а также сделать салаты. Источником витаминов послужат травяные настои. Можно добавить в меню маринады и соленья, а также побаловать близких овощным рататуем, фаршированными грибами с рисом и перцем, а также запеченной тыквой с сухофруктами. В меню включают зелень, фрукты и овощи, чтобы не было дефицита клетчатки и витаминов. Кроме того, побаловать себя можно горячими зимними напитками.
Верующие едят продукты, не прошедшие термической обработки. Последние дни поста самые сложные, поэтому важно менять рацион питания. Тефтели из гречневой крупы с грибами в томатном соусе с пряностями прибавят разнообразия, и к ним прекрасно подойдут макаронные изделия. Верующие едят свежие фрукты и овощи, употребляют в пищу орехи и мед. В Сочельник строгий пост соблюдают лишь здоровые люди.
Послабление делается для беременных и кормящих женщин, детей, пожилых и людей с определенной диетой.
И они также должны вдохновляться истинным восприятием поста. Неверно лишать пост его глубочайшего духовного содержания. И недостаточно просто соблюдать те или иные уставные предписания, касающиеся воздержания в пище. Если Бог осуждает пост израильтян, ставший формой без содержания см. Вопрос поста является предметом обсуждений и богословского интереса и для пастырей Церкви. Самым ярким выражением этих обсуждений явилось предложение о «приведении церковных правил о посте в соответствие с требованиями современной эпохи». Первоначально это предложение было высказано на I Всеправославном совещании о. Родос, 1961 г. Вслед за этим данный вопрос обсуждался особой Межправославной комиссией, занимавшейся подготовкой тем для рассмотрения на Великом Соборе.
Предлагавшиеся в ходе обсуждения различные нововведения изначально вдохновлялись снисхождением к современным христианам по причине сегодняшних жизненных условий и трудностей, как объясняли члены комиссии, и состояли в основном в уменьшении продолжительности постов и в смягчении их строгости путем разрешения рыбы и растительного масла в большую часть постных дней. Эта маленькая книжечка обращена ко многим: к простым членам Церкви, а не только к богословам. Поэтому здесь не место подробному разбору предложений, разработанных Межправославной комиссией. Однако, поскольку кое-что должен знать весь церковный народ, мы выскажем несколько простых и немногословных замечаний. Никто не станет оспаривать значимость такого установления, как пост. Это древнейшее установление. Оно глубоко укоренено в Писании и в церковном Предании. Пост выражает глубочайший дух Евангелия и является проявлением подвижнического характера христианского образа жизни. Без поста нет подвига. А без подвига не достичь спасения.
Следовательно, не может быть веских аргументов против необходимости поста в нашей христианской жизни. Это само собой разумеется. Вопрос, и раньше заботивший Церковь , и сегодня вызывающий споры, касается продолжительности и образа поста. Время от времени Церковь принимала определенные решения и упорядочивала те или иные стороны вопроса о постах. Тем не менее верно, что в церковной практике восторжествовала свобода, а не единообразие. А в таком вопросе, который непосредственно связан с личными возможностями, ревностью, духовной зрелостью и состоянием здоровья верующих, гораздо лучше подходит свобода, чем непререкаемое единоообразие. Именно это премудро подтверждает и святой Кассиан Римлянин : «Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило, потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же эта соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела». Итак, пусть нас не страшит наблюдаемое в церковной жизни многообразие. И давайте не будем пытаться подогнать все под непререкаемые правила возможно более полного единообразия. Что мы имеем в виду?
Мы имеем в виду, что почти все посты, за исключением поста среды и пятницы и Великой Четыредесятницы, были установлены не в апостольскую или послеапостольскую эпоху, но в гораздо более позднее время, и были приняты постепенно и молчаливо. То есть в то время как касательно поста среды и пятницы, равно как и Великой Четыредесятницы, высказывались Вселенские и Поместные церковные Соборы, ни один Собор не упоминает о прочих постах. Однако также имеющиеся в трудах Отцов и учителей Церкви сведения, данные различных монастырских Уставов и церковная практика отличаются большим разнообразием в том, что касается временной продолжительности и образа этих постов. Вот почему и раньше, и сегодня в недрах Церкви возникали дискуссии; дискуссии и споры, которые порой доходят даже до попыток оспорить церковную каноничность этих постов. Мы полагаем, что правильный подход к данному вопросу находится в ответе, данном Патриаршим Собором, собравшимся в Константинополе в начале 2 половины XII века «пред державным и святым Царем» — императором Мануилом Комниным 1143—1180 — и под председательством Патриарха Луки Хрисоверга 1156—1169. Это единственное «официальное» церковное решение, бывшее ответом на вопрос, нужно ли соблюдать Успенский пост «аще подобает иже в августе пост совершати» и в то же время касающееся вопроса каноничности постов, о которых молчит изначальное церковное предание. В этом «ответе» Патриарх и участвовавшие в Соборе архиереи «изрекоша неотъемлему быти посту августа месяца». Однако поскольку некоторые продолжали сомневаться, «за еже не обретатися нигдеже определенну количеству дней сего поста», Патриарх Лука решил, что если письменное предание не определяет продолжительности этого Успенского поста «и совершаемаго поста пред праздником Рождества Христова», «понуждаемся последовати неписаному церковному преданию», постясь с 1 августа и с 14 ноября [по старому стилю — прим. Этот «ответ» Патриарха Луки дает нам основной критерий, с помощью которого мы можем верно разрешать различные вопросы церковной жизни и, конечно же, связанные с постом: там, где письменное предание молчит, мы следуем неписаному церковному преданию, выражающему многовековую церковную практику и богатство жизни во Христе церковного тела, вдохновляемого и руководимого присутствием Святого Духа. Выражение, которое использует Межправославная комиссия — «соответствие требованиям современной эпохи» — говоря о предлагаемых нововведениях, как уже было отмечено, очень двусмысленно.
Церковь , упорядочившая ряд, скажем так, «второстепенных» сторон поста, может и изменить их. Но какие бы то ни было изменения, вносимые ею, были направлены к духовной пользе и возрастанию верных. Однако разве обоснованы с церковной точки зрения те аргументы, которые приводятся сегодня в пользу переработки постных правил? Не производят ли они впечатления противоречия Преданию и облегчения обмирщения Церкви? На наш скромный взгляд, здесь надо быть особенно осторожными: допускать какую бы то ни было переработку церковных установлений о постах нельзя просто потому, что в современном обществе большинство верующих не соблюдают всех постных правил, так как этим мы оправдаем и узаконим нарушение церковных правил. И совсем не кажется, что предлагаемые изменения лучше служат духовному возрастанию верных; скорее, они выражают приспособление Церкви к духу мира сего. И надо как следует исследовать причины, приведшие к такому положению дел — уже с первого взгляда видно, что они весьма глубоки и существенны. Однако разве можно согласиться с тем, что выйти из этого положения — то есть недооценки поста и попрания связанных с ним правил — можно через пересмотр постных правил в сторону большей снисходительности? Лично мы весьма сомневаемся в этом. К тому же мы полагаем, что свобода, всегда царствующая в Церкви касательно вопросов поста, позволяет поместным Церквам регулировать решениями своих иерархий «на человеколюбивейшие» эти вопросы, принимая во внимание новые условия жизни или различные климатические условия тех мест, куда сейчас пришло Православие.
Однако необходимо беречь как зеницу ока и ни при каких обстоятельствах не изменять дух жизни во Христе и подвижнический характер православного образа жизни, которые выражает постный подвиг, как стремление христианина очиститься от страстей и освободиться во Христе от ига греха. А Церковь , перелагая эти слова Писания на стихи, воспевает в хвалитном славнике 5-го воскресенья Великого поста, проясняя свой освященный опыт: «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию... Аналогичную функцию в том, что касается применения «икономии» к продолжительности и образу поста для тех христиан, у которых есть к тому особые причины, прежде всего медицинского характера, может исполнить и духовник. Богобоязненный, рассудительный и человеколюбивый духовник, может и должен быть в курсе всего духовного состояния его духовного чада и с человеколюбием определять и срок, и образ пощения для этого христианина. Таким образом, не только принимается во внимание человеческая немощь христианина, но, кроме того, мера поста, который он будет соблюдать, определяется в контексте всей его духовной жизни, которую он ведет под руководством своего духовного отца. И, конечно, это имеет особое значение как для сохранения духовного характера поста, так и для возрастания верующего во Христе. Размышляя о месте поста в современную эпоху, мы не можем обойти вниманием еще некоторые реалии современной жизни, которые ставят церковное установление о посте в центр нашего интереса с другой стороны. Сегодня многие говорят об опасности истощения ресурсов планеты по причине неразумного расходования благ природы и полезных ископаемых. Все мы знаем о широком и вызывающем беспокойство загрязнении окружающей среды и явной угрозе разрушения экосистемы, в которой мы живем. Главнейшая причина, создавшая и продолжающая создавать эти опасности, — охватившая нас мания потребления, наше увлечение безумным использованием природных ресурсов.
Мы можем предотвратить эти опасности, только вспомнив о духе умеренности и простоте в пользовании материальными благами, заповедуемом в Евангелии Иисуса Христа, и положить его в основу нашего образа жизни. Но также и различные опасности, угрожающие сегодня нашему здоровью сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, инсульты, рак, сахарный диабет, гипертония, атеросклероз и т. Они показывают нам, как премудро наши Отцы рассудили о питании в постные и скоромные периоды и дни. Они являют, как полезен благословенный пост — не только для нашей христианской жизни, но и для сохранения здоровья. Когда и как мы постимся? Пост среды и пятницы 1. Среда и в особенности пятница уже с апостольских времен рассматривались как особо значительные дни недели, поскольку они связны со святыми Страстями Господа нашего. Они носят скорбный характер и христиане изначально выделили их как дни поста и молитвы. Пост среды и пятницы на протяжении всего года — а не только во время Великой Четыредесятницы — является древнейшим из всех ныне существующих постов. Ибо они постятся во второй и пятый день недели.
Вы же [христиане] поститесь в среду и пятницу». Почему мы постимся в эти два дня? В пятницу мы постимся потому, что в этот день Господь был распят. С древнейших времен сохранилось множество исторических свидетельств о посте этих двух дней. Так, Апостольские постановления указывают: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся в понедельник и четверг. Вы же поститесь или пять дней, или в среду и пятницу, ибо в среду произнесен суд на Господа, когда Иуда за деньги нанялся предать Его, а в пятницу потому, что в этот день претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате». Подобно вышеприведенному и свидетельство 15 Правила святого Петра, епископа Александрийского, пострадавшего в 311 г. В среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу потому, что Он пострадал за нас». Из сказанного следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих. Как мы должны поститься в среду и пятницу?
Пост этих двух дней всегда был особенно строгим, подобно посту Великой Четыредесятницы и Страстной Недели. Для первых христиан пост среды и пятницы — как и Великой Четыредесятницы — означал сухоядение. А сухоядение, по словам святого Никодима Святогорца , заключается в том, чтобы есть один раз в день в девятом часу после восхода солнца без растительного масла и вина. Как же бесчестят эти дни те христиане, которые едят мясо! И как далеко от правил находятся те, которые позволяют себе масло и при этом полагают, что они постятся! Однако уважение и честь, подобающие среде и пятнице, не должны ограничиваться лишь воздержанием от пищи. Наш телесный пост получает свою ценность и духовное содержание, когда в эти дни мы стараемся также горячее и больше молиться. Мы должны читать Священное Писание и в особенности главы Евангелия, повествующие о Божественных Страстях. Мы должны стараться творить добрые дела. Покаянный характер и строгий пост этих двух дней, который, как мы сказали, считается равным по значимости посту Великой Четыредесятницы, по словам святого Никодима Святогорца , также требует, чтобы в эти дни не совершались браки и супруги не имели между собой плотского общения «за честь поста».
Поэтому равно подобает поститься в эти дни и воздержанием от запрещенных постами яств, и воздержанием от желаний плотского смешения». Коль скоро зашла речь о еженедельных постах среды и пятницы, то надо сказать здесь несколько слов, с одной стороны, о посте понедельника, а с другой — о субботе и воскресенье. Пост понедельника был неизвестен в древней Церкви. Он представляет собой особый монашеский пост, что подтверждается указаниями различных монастырских Уставов. Видимо, из монастырей его переняли и те мирские христиане, которые имеют обычай соблюдать этот пост. Ясно, что соблюдение этого поста мирянами полностью предоставлено их желанию; однако, конечно, те, кто могут и соблюдают его, приобретают значительную пользу. Это замечает и святой Никодим, который пишет, что «и тот из мирян, который хочет поститься в этот день, похвален пред Богом и восприимет подобающее ему воздаяние». Известно, что для нас, христиан, суббота, бывшая самым священным днем недели для евреев, заменена воскресеньем — днем восстания из мертвых нашего Господа. Однако суббота по-прежнему остается и для христиан особым днем служения Богу в воспоминание Его упокоения от дела творения см. Итак, эти два дня изначально носили праздничный характер.
Этот радостный характер субботы и воскресенья препятствует посту в эти два дня за единственным исключением Великой Субботы. Также существуют многочисленные правила, запрещающие пост в воскресенье и субботу. Если же мирянин — да будет отлучен». Гангрский Поместный Собор, стараясь подчеркнуть воскресный характер Дня Господня, запрещает пост в том числе и «ради мнимого подвижничества» 18 правило. Подводя итог, повторим: ни в какое воскресенье и ни в какую субботу всего года мы не постимся, за исключением Великой Субботы. Но разумеется, когда здесь мы говорим «не постимся», мы имеем в виду, что мы не постимся без растительного масла, или, иными словами, не постимся сухоядением. Пост Великой Четыредесятницы Среди многодневных ежегодных постов пост Великой Четыредесятницы наиболее древний и наиболее строгий. Вкупе с постом среды и пятницы он восходит еще к Апостольским временам, как мы можем заключить из имеющихся в нашем распоряжении неоспоримых исторических свидетельств. Ядром и зачатком этого поста мы должны считать древнейший предпасхальный пост, установленный в память Страстей Господних, как период подготовки верных к празднику Пасхи, а оглашенных — ко Крещению. Апостольские постановления связывают установление Пасхального поста со словами Господа «когда отнимется у них жених, тогда будут поститься в те дни» Мк.
Те дни, согласно этим постановлениям — это дни, когда Господь и Жених Церкви «был отнят у нас лжеименными иудеями и пригвожден ко Кресту и причислен к беззаконникам. Поэтому убеждаем вас поститься в те дни до вечера, как и мы постились, когда Он был взят от нас». Продолжительность предпасхального поста первоначально была небольшой и не одинаковой во всех поместных Церквах. То есть в первохристианской Церкви существовала свобода, а не полное единообразие. Мы также наблюдаем разнообразие и в том, как христиане проводили этот пост.
Начало любого воздержания — это, прежде всего, примирение с собой, близкими людьми, чтобы устранить все недопонимания и конфликты. Строгий пост не обязывает отказываться от супружеских обязанностей, однако любое прелюбодеяние запрещается. Православная церковь осуждает греховные связи на стороне кроме тех, что существуют между мужем и женой. Алкогольные напитки можно пить в выходные дни, и только бокал вина. Смысл ограничений заключается в духовном очищении, чтобы научиться сдерживать свои желания. Когда начинается строгий пост Самый строгий из постов начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается 48 дней. В эти дни следует отказаться от просмотра телепередач и посещение увеселительных мероприятий. Время, которое освобождается, тратиться на духовное развитие, помощь ближним, прочтение книг, посещение храма, общение с близкими людьми. Главное — это думать только позитивно, не позволять злости туманить разум, совершать плохие поступки. Строгость следует соблюдать к телесному и нравственному облику. Ограничивая себя в физических и духовных желаний, человек воспитывает силу воли и готовность к любым трудностям. Если это становится для него тяжелым испытанием, в результате которого он получает стресс, то нет смысла продолжать мучить себя.
Пост строгий. Меню Великого поста
Что можно есть в пост – «Еда» | Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё, отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. |
Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год | В целом строгий пост полон лишений и ограничений. |
Что такое пост – главные посты для православных верующих, что можно есть? | Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. |
Что можно есть в пост
Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Это девятый месяц исламского лунного календаря, в течение которого мусульмане должны соблюдать строгий пост. Строгий пост соблюдается только перед Пасхой или в дни Адвента, которые начинаются с четвертого воскресенья до Рождества и заканчиваются 25 декабря. «Соблюдение поста может оказать положительное влияние при наличии у человека гиподинамии, пищевой аллергии, желчекаменной болезни и подагре, — перечисляет Сергей Караулов.
Что такое Великий пост?
- Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
- Все православные посты
- Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан?
- Можно ли в месяц Рамадан заниматься любовью и целоваться
Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?
Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Он считается самым строгим многодневным постом года и продолжится вплоть до Пасхи (5 мая).
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
В чём смысл Великого поста? | Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё, отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. |
Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений? | Аргументы и Факты | «Строгий пост во все времена предполагал ограничения в пище, воздержание от развлечений и супружеских отношений, а также особые усилия в молитве и милостыне – например, употребляя более дешевую постную пищу, сэкономленное верующие жертвовали неимущим». |
Великий пост. История и особенности
Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. Строгий пост соблюдают также и католики, однако он отличается, во-первых, датами (из-за разницы в календарях). Если ваша работа связана с тяжелым физическим трудом, то выбирайте не строгий пост. На первую неделю Великого поста приходятся самые строгие ограничения, поскольку Церковь хочет провести верующих к Богу через молитвы.
Что такое Пост и зачем он нужен?
Так происходит потому, что, даже считая себя христианами и поддерживая идеи данной культуры, мы остаемся при этом светскими, и, чего уж скрывать, грешными людьми, которые не привыкли себя сильно ограничивать. Великий пост — самый важный и строгий по канонам православной церкви. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Помочь в преодолении страстей призваны ограничения в питании. Священники подчеркивают, что мера поста у каждого своя, и ее рекомендуется определять с духовником, с учетом состояния вашего здоровья. А раньше люди постились? Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности.
Тогда было принято воздерживаться не от какой-то пищи, а вообще ничего не ели и не пили. Такой пост обычно длился один день, от рассвета и до захода солнца. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Постились обычно по случаю смерти близких людей, в преддверии какого-то очень важного события, на которое человек своими усилиями никак не мог повлиять, или в знак глубокого покаяния перед Богом. Почему нельзя есть мясо? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мясо долгое время у наших предков было деликатесом, добывать его было сложно, а употреблять дано было не каждому, поэтому и ограничения накладывались именно на такие ценные продукты.
Сам Господь здесь служит для нас образом к подражанию, так как начал Он Свою всенародную Евангельскую проповедь после сорокадневного поста в пустыне. В Деяниях Апостольских также немало сказано о посте и воздержании в среде первых христиан. Так, апостол Павел начал соблюдать пост не только при обращении ко Христу Деян. Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы. Аще по словеси апостола мы и непрестанно должны молитися Сол. Так и в воздержании поста, по следующему Христову изречению: «Внемлите себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством» Лк. Изображая характер истинного поста, Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость». Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным относятся посты: 1 в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою; 2 в пятницу — в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа; 3 в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября н. Иоанна Крестителя 11 сентября н.
Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток — распят». Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника «Устав» святителя Арсения Уральского. Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого? Отвечали ему ангелы: один из нас ангел среды, другой — пятка. И поелику до тех пор, пока не умер человек, не оставлял он поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем тело его.
Так как даже до смерти своей сохранил он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа «Древний патерик». В церковном году есть также некоторые периоды, когда пост среды и пятка оставляется и разрешается скоромная пища.
В течение 40 дней верующим стоит усиленно молиться, исповедоваться и приходить на службы. Важно понимать, что без искреннего раскаяния и обращения мыслями к Богу пост теряет свою суть, превратившись в обычное воздержание от вредной пищи. Священнослужители все чаще советуют избегать переизбытка информации, ограничив бездумное времяпровождение в социальных сетях. Православным лучше сосредоточиться на внутреннем самосовершенствовании и духовном обновлении. Богослов и архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий писал: «Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла». Великий пост делится на два основных этапа: Святую четыредесятницу и Страстную седмицу или Страстную неделю.
В течение Святой четыредесятницы верующие стремятся к духовному очищению и приближению к Богу через пост, молитву и исповедь грехов. Это время подготовки к встрече с воскресшим Христом. Страстная седмица посвящена последним дням жизни Сына Божьего на земле, его учению, Тайной вечере, страданиям на Голгофе и воскресению. В эти дни верующие особенно глубоко переживают предшествующие Пасхе события, вместе мысленно проходя эти страдания с Иисусом Христом. Во время Рождественского поста верующие стараются следовать примеру монашеского образа жизни — не только в еде, но и в поведении, акцентируя внимание на милосердии: примиряются после ссор, занимаются благотворительностью, проявляют доброжелательность и открытость к окружающим. Постные дни также благоприятны для совершения крещения как детей, так и взрослых, чтения акафистов, молитв за усопших, в том числе проскомидий и панихид. Желательно чаще причащаться — это способствует духовному и физическому развитию. Важно добросовестно читать молитвы, посещать храмы, исповедоваться в содеянном, а также помогать нуждающимся. В эти дни особенно преданные верующие ограничивают себя от всего, оставляя на столе лишь хлеб да воду. Однако такой подход требует большой силы воли и крепкого здоровья, потому не всем подходит.
Вместо скоромной мясо-сальной привычной пищи научись употреблять растительную — овощи, фрукты, крупы и их производные. На самом деле постные блюда еще лучше и вкуснее мясных. Следует помнить, что с мясом мы поглощаем трупный яд. И еще. Слон такой большой и сильный, а питается травой!
Нарушение поста не карается Церковью. Наверно только Боженька смотрит на нас как на чад неразумных. Человек сам себя наказывает, когда отказывается от поста. Первая Заповедь в раю была — не ешь от древа познания добра и зла. А поскольку человек нарушил волю Божью, то пал.
Последствия грехопадения испытываем все мы через века и тысячелетия. И, всместо того, чтобы истреблять грех, мы его почему-то только приумножаем. Поэтому не стоит удивляться, что с годами становится все труднее жить. И вот, чтобы этого не было, навыкай в посте и молитве! Пост по силам любому.
Но и сам пост должен быть посильным. Иным путем постится ребенок, иным — полноценный взрослый, иным постом постятся больные, немощные и престарелые. Подходить к посту надо разумно. Мы не изверги. Не должны издеваться над собой.
Свыше сил — это уже не пост. И вообще, пост ради поста — не спасителен.