Наблюдатель должен следить за всем происходящим на избирательном участке, фиксировать все возможные нарушения. находиться в помещении избирательного участка с момента его открытия и до завершения подсчета голосов.
Кто и как может стать общественным наблюдателем на голосовании по поправкам к Конституции РФ?
Наблюдатель имеет право получать заверенную копию протокола голосования. Следите за тем, чтобы ваши действия не были расценены как нарушение избирательного законодательства. В противном случае письменным решением УИК участковая избирательная комиссия вас могут удалить из помещения для голосования. Если вас удаляют, не уходите с участка, пока вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение..
Начало работы. Необходимо прийти на участок в 7 часов 30 минут. Ваше направление наблюдателя он оставит у себя.
В случае отказа допустить вас на участок, необходимо в вежливой форме предупредить об ответственности за нарушение законодательства о выборах. Проверить, внес ли Вас председатель в «Список лиц, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протоколов»!!! Будьте корректны в обращении.
Требуйте только то, что положено по закону. Будьте настойчивы. Не стесняйтесь.
Знакомьтесь с другими наблюдателями и членами УИК это поможет вам в течение дня и при установления итогов. До открытия участка необходимо осмотреть помещение для голосования, в нем обязательно должны быть: 1 увеличенная форма протокола вывешивается до начала голосования ; 2 стенд с информационными материалами о партиях, образцами заполненных бюллетеней не должны содержать фамилии реальных кандидатов, наименование политических партий ; 3 сейф или металлический ящик для хранения бюллетеней, списков избирателей; 4 выдержки из административного и уголовного кодексов.
В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, интересы которого представляет данный наблюдатель. Обращаем внимание, что доверенным лицом направление не выдается.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе а в случае направления наблюдателя кандидатом, — проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Наблюдатель вправе представить избирательной комиссии номер своего контактного телефона, который должен быть зафиксирован в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов. Направление, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования.
И работают на участках во время выборов для того, чтобы процесс голосования был открытым, гласным и легитимным. В сентябре этого года мы выбирали губернатора края, горсовет и депутатов в муниципальные органы власти. Тогда мы отправили на избирательные участки 4 415 человек.
А одновременно на всех участках находились 2 005 наших наблюдателей: люди работали посменно, кто-то по несколько часов в день, менялись, как им удобно, многие ведь еще и на основную работу ходили. Думаю, в марте число наблюдателей будет в этих же пределах. Напомню, что в этом году президентские выборы впервые будут проводиться в течение трех дней: 15, 16, 17 марта.
В дни выборов наблюдатели от Общественной палаты будут работать на всех избирательных участках В течение трех дней голосования в центр общественного наблюдения может прийти любой гражданин России, которому интересно посмотреть, как проходит голосование — Для контроля за выборами в Общественной палате создаются какие-то спе-циальные органы? Прежде всего это штаб общественного наблюдения. Три недели назад мы утвердили его состав и руководство на заседании Общественной палаты.
В штаб вошли люди разных профессий: юристы, политологи, журналисты, IT-специалисты, есть психолог… Но большинство все же юристы. Также при штабе есть экспертный совет. Эти люди тоже специалисты в разных областях профессиональной деятельности, они укрепляют нас своими глубокими познаниями в каких-то вопросах.
В штабе несколько рабочих групп. Например, мониторинговая группа, где как раз юристы и работают. Они анализируют вопросы, поступающие в штаб, дают им правовую оценку.
Наблюдатели на избирательном участке не имеют права: -выдавать избирательные бюллетени; -расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня; -заполнять за избирателя избирательный бюллетень; -совершать действия, нарушающие тайну голосования; -принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней; -препятствовать работе избирательной комиссии; -участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. Представители СМИ При осуществлении своей деятельности на избирательном участке представители СМИ имеют определенные права и обязанности, а также должны придерживаться определенных правил проведения фото- и видеосъемки. Аккредитованные представители СМИ вправе: -находиться в помещениях для голосования в день дни голосования, в дни досрочного голосования; -присутствовать при подсчете голосов избирателей, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках; -присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов; -производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.
Представители СМИ также имеют право: -знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно; -получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов об итогах голосования, результатах выборов, в том числе заверенные копии протоколов участковых комиссий об итогах голосования.
Коротко о выборах
Она заверила, что все желающие смогут наблюдать за ходом голосования, но для этого нужно пройти обучение. Видеонаблюдение в ТИКах действительно нужно при приеме протоколов — это очень важная процедура и ее нарушение может свидетельствовать о фальсификациях, пояснил «Ведомостям» электоральный эксперт Аркадий Любарев. Во время голосования в ТИКе чаще всего ничего не происходит, иногда там разбираются с жалобами, добавил он. В ТИКах вся активность начинается после 20. Впрочем, напомнил Шукшин, случались скандалы, когда наблюдатели фиксировали нарушение закона и в ТИКах: в 2021 г. На президентских выборах 2018 г.
Наблюдатели не должны быть ангажированной стороной, поэтому следить за ходом голосования не могут выборные должностные лица. Это депутаты, губернаторы, главы местных администраций и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении. Также наблюдателями не могут быть судьи, прокуроры и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Для чего они нужны? Люди, выполняющие функцию наблюдателей, обеспечивают максимальную прозрачность хода голосования. Они должны следить за всем, что происходит на избирательном участке, и фиксировать возможные нарушения. Для этого им разрешено использовать фото- и видеосъемку. Удалить наблюдателя с участка можно только по решению суда. На каждом участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Помимо пребывания на самом избирательном участке, они имеют право ходить с членами участковой избирательной комиссии УИК на надомное голосование. Считается, что присутствие наблюдателей на выборах снижает число фальсификаций или исключает их совсем.
Такие чек-листы не допускают неоднозначной трактовки спорных ситуаций. При подготовке будущие наблюдатели также изучают кодекс этики общественного наблюдателя, учатся анализировать информационное пространство на предмет недостоверной информации фейков и провокаций. Будущим наблюдателям рассказали об их правах и о том, что по закону им запрещено. Общественный наблюдатель может находиться на избирательном участке в дни голосования, знакомиться со списком избирателей, с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, за подсчетом числа избирателей, выданных и погашенных бюллетеней, за подсчетом голосов избирателей. Наблюдатели имеют право общаться с председателем УИК и его замом: обращаться с предложениями и замечаниями по организации голосования, знакомиться с любыми протоколами УИК и ТИК, получать заверенные копии этих протоколов. Это один из наиболее популярных вопросов у наших обучающихся, — говорит Антон Коновалов. Но при соблюдении двух условий. Во-первых, он обязан заранее уведомить об этом председателя или зампредседателя комиссии. Во-вторых, только с места, которое для этого определит комиссия. Есть для наблюдателей и ряд запретов. Например, общественный наблюдатель не имеет права выдавать избирателям бюллетени, участвовать в их подсчете только наблюдать за процедурой , проводить агитацию и участвовать в принятии решений участковой избирательной комиссии.
В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в территориальной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем территориальной комиссией составляется акт. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Эти бюллетени хранятся секретарем данной территориальной комиссии в опечатанном виде вместе с другими документами указанной комиссии. Статья 71. Открепительное удостоверение С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2021 г. Открепительное удостоверение является документом строгой отчетности. Форма открепительного удостоверения, порядок его изготовления, количество открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к изготовлению открепительных удостоверений и их передаче вышестоящими комиссиями референдума в нижестоящие комиссии референдума, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 55 дней до дня голосования. В открепительном удостоверении должны быть предусмотрены места для внесения в него фамилии, имени и отчества участника референдума, а также номера участка референдума, на котором участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений. Участник референдума, который не сможет прибыть в день голосования в помещение для голосования того участка референдума, на котором он включен в список участников референдума по месту жительства, вправе получить в соответствующей территориальной комиссии за 45 - 21 день до дня голосования либо в участковой комиссии за 20 и менее дней до дня голосования открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Соответствующая комиссия референдума на основании письменного заявления участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях если участник референдума находится в этой организации на лечении , администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений если участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого. Территориальная комиссия выдает участнику референдума либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об участниках референдума, представленных в территориальную комиссию главой муниципального образования если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления в соответствии с положением о Государственной системе регистрации учета избирателей, участников референдума. Территориальная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес места жительства участника референдума. За 21 день до дня голосования территориальная комиссия направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих участков референдума. На основании таких выписок участковые комиссии вносят соответствующие отметки в списки участников референдума, исключая участника референдума из соответствующего списка в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи. При получении открепительного удостоверения участник референдума либо его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений в территориальной комиссии либо в списке участников референдума в участковой комиссии , указав серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. После этого участник референдума исключается из списка участников референдума соответствующего участка и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования. Открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя и отчество участника референдума, номер участка референдума, на котором участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, а также если на этом открепительном удостоверении стоят печать территориальной или участковой комиссии и подпись члена территориальной или участковой комиссии, выдавшего открепительное удостоверение. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования участник референдума должен быть включен в список участников референдума на любом участке референдума, при этом открепительное удостоверение у него изымается. Участник референдума, получая на основании открепительного удостоверения бюллетень бюллетени , указывает в списке участников референдума адрес своего места жительства. В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Соответствующая территориальная или участковая комиссия составляет акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием их количества. Статья 72. Порядок использования ГАС "Выборы" при установлении итогов голосования и определении результатов референдума 1. При подготовке и проведении референдума, в том числе при регистрации учете избирателей, участников референдума, составлении списков участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только ГАС "Выборы". При наличии соответствующего оборудования данные протокола комиссии референдума об итогах голосования сразу после его подписания передаются по телекоммуникационным каналам связи ГАС "Выборы" в машиночитаемом виде в вышестоящую комиссию референдума с обязательным последующим представлением в вышестоящую комиссию референдума первого экземпляра протокола об итогах голосования. Соответствующая комиссия референдума своим решением образует из числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса и членов комиссии референдума с правом совещательного голоса группу контроля за использованием ГАС "Выборы" либо отдельных ее технических средств. Полномочия указанной группы устанавливаются федеральным законом о Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Все члены комиссии референдума, наблюдатели имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы" и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов референдума. С момента начала голосования и до момента подписания соответствующей комиссией референдума протокола об итогах голосования ГАС "Выборы", по телекоммуникационным каналам связи которой данные из нижестоящих комиссий референдума передаются в вышестоящие комиссии референдума, используется для наблюдения за ходом голосования и установлением его итогов. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных из информационных центров вышестоящих комиссий референдума в информационные центры нижестоящих комиссий референдума, за исключением сигналов подтверждения приема информации. Данные о ходе голосования и его результаты, полученные с использованием ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов участников референдума в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Ко второму экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования прилагается компьютерная распечатка указанного протокола, переданного в непосредственно вышестоящую комиссию референдума и введенного в ГАС "Выборы". Подлинность данных, содержащихся в компьютерной распечатке, подтверждается подписью лица, ответственного за их ввод. Введенные в ГАС "Выборы" данные об участии граждан в референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны в режиме "только чтение" абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в том числе сети "Интернет" в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 73. Досрочное голосование 1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех участников референдума на одном или нескольких участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех участников референдума на одном или нескольких участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации. В этих случаях досрочное голосование проводится в порядке, установленном статьей 74 настоящего Федерального конституционного закона. Подсчет голосов участников референдума и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 77 настоящего Федерального конституционного закона. Если отдельные группы участников референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке референдума, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах , и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по участку референдума в целом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование этих групп участников референдума досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в порядке, установленном частями 3 - 9 настоящей статьи. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести голосование групп участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в порядке, установленном частями 3 - 9 настоящей статьи. Для проведения досрочного голосования, указанного в части 2 настоящей статьи, используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей участковой комиссией. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой комиссии большинству членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также присутствующим лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются пломбируются.
Вопросы и ответы на итоговый тест 2023
Сколько платят наблюдателям участковых избирательных комиссий на выборах президента 2024 в России, от каких политических кандидатов зарплаты выше, стоит ли идти работать от Общественной палаты, расценки и тарифы. Наблюдатель вправе: находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования. 2. Наблюдатели и аккредитованные представители СМИ вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день голосования. В связи с этим наблюдатель вправе ознакомиться с данными подсчета, внесенными в лист (листы) списка избирателей, с данными, расположенными на последнем листе списка избирателей, визуально ознакомиться с рассортированными избирательны-ми бюллетенями. При этом количество наблюдателей на избирательном участке не регламентируется, наблюдатели могут работать на нескольких участках. На избирательном участке наблюдатель может: • знакомиться со списком избирателей, сведениями об избира-телях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.
Гласность в деятельности УИК
Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Журналисты и наблюдатели на избирательных участках должны находиться на отведенных им участковой комиссией местах и не мешать ни голосованию, ни подведению результатов. Количество наблюдателей, которые могут находиться на избирательном участке, регулируется законодательством и ограничено определенными правилами. Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется вышестоящей территориальной избирательной комиссией в соответствующие. На избирательных участках в России и за рубежом состоялась протестная акция российской оппозиции «Полдень против Путина»[314]. Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта.
Как стать наблюдателем и зачем это нужно? Простые ответы
2. Нет, кандидат не имеет права находится на избирательном участке в день выборов, для наблюдения за процессом голосования он может назначить наблюдателей. Проголосовать за кандидата на выборах Президента России в 2024 году можно было через онлайн-голосование (ДЭГ) или на избирательном участке. Наблюдатель может находиться на избирательном участке с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования.