Новости президентские выборы в ссср

Президентские выборы в СССР (1990).

Как избирали единственного президента СССР? Тайна первого квартала 1990 года

В промежутке между первым и вторым турами выборов Б. Ельцин заключил соглашение с А. Лебедем, назначив последнего секретарем Совета Безопасности и помощником президента по национальной безопасности. Победа на президентских выборах в Словакии Петера Пеллегрини привела к резонансу в Евросоюзе. Выборов президента СССР не было. _ УКАЗ ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О введении чрезвычайного положения в городе Москве. Выборы Президента СССР проводились не всенародным голосованием, а на съезде народных депутатов СССР. Возможное введение поста президента РСФСР укрепляло суверенитет государствообразующей союзной республики, делая её лидера фигурой, едва ли не равной президенту СССР.

Как проходили выборы в СССР при Сталине?

Судя по всему, это был продуманный, хотя и отчаянный шаг. Ельцин пошел путем очень рискованным». Горбачев был разгневан, но решил промолчать. Обостряя ситуацию, Ельцин шел на некоторый риск, но он полагался на свою интуицию. Одна из европейских газет писала в эти дни, что, выступив по телевидению против Горбачева, Ельцин публично выстрелил себе в висок, что он поднимает такую волну возмущения, которая сметет и Ельцина, и всех демократов. Но это была иллюзия. Положение с продуктами первой необходимости все ухудшалось, но население все это не ставило в вину Ельцину.

Через день после выступления на телевидении Ельцин отправился в поездку по России. Усиливалась и кампания в демократической печати против Горбачева… На 25 февраля в Москве была намечена новая крупная демонстрация. Демократы рассчитывали вывести на улицу не менее миллиона человек. Раздавались призывы к захвату Кремля. У Горбачева начали сдавать нервы, во всяком случае, он был не на шутку обеспокоен. Он находился в своем кремлевском кабинете, постоянно принимая донесения о положении дел в столице.

Министр внутренних дел Б. Пуго пытался возражать: время уже упущено, да и ситуация вокруг Кремля контролируется. Нет ничего страшного. Помитингуют, пошумят и разойдутся. Но Горбачев был другого мнения. Так что действуйте решительно».

Манифестация кончилась к вечеру, но страх остался.

Страна нуждалась в демонтаже прежней тупиковой системы. А он пошел по пути реформ. Не строил новое, а переделывал. Но Ельцин хотя бы сохранил Россию. Ведь даже Россия могла распасться.

Могло быть еще больше, если бы он проводил настоящие реформы. Но тогда было бы больше и сторонников. А общество постепенно отворачивалось от него, погружалось в свои проблемы. Люди просто наблюдали, как там играются наверху Ельцин, Хазбулатов, Руцкой... Народ понимал, что это уже борьба не за Россию, а за место наверху. Верховный Совет был старого типа, и многие депутаты были сторонниками сохранения Советского Союза.

Не было бы столь мощного центробежного движения, которое началось при Ельцине. Скорее всего, в том или ином виде СССР еще бы просуществовал. Он вызрел до Ельцина. ГКЧП был не против него, а против Горбачева. Путчисты хотели сорвать заключение нового Союзного договора превращавшего страну в конфедерацию и снять саму возможность развала СССР. Они все равно выступили бы.

А вот Беловежских соглашений уже не было бы. Думаю, Горбачев остался бы во главе какого-то обновленного Союза. Трансформация страны все равно шла бы, но по менее шоковому и более долгому пути. Не было бы столь радикальной приватизации. И потому что не было бы распада большой страны. А потому что любой человек, кроме Ельцина, был бы бОльшим демократом с точки зрения удержания власти.

Не было бы такого масштаба фальсификаций на выборах 1996-го. Если бы страной управлял кто-то более компромиссный, вокруг него была бы оппозиция и слева, и справа. У Ельцина она была только слева. И водораздел на вчера и завтра оформился так, что наша политическая система получилась черно-белой. В стране было бы больше политических сил. Да, было бы и больше бардака, но живого.

А в экономике - да, примерно к тому же, но с тем отличием, что крупные предприятия остались бы под госконтролем, а мелкий бизнес был бы мощнее. Перевести экономику от советской к современной по-другому невозможно. Потому что, если у вас нет ничего, как в Южной Корее, вы начинаете вкладываться в инновации. А у нас есть возможность жить на сырье.

По мнению ряда политологов последнее обстоятельство лишило эту должность легитимности и предопределило союз с консерваторами, находившимися на важнейших государственных постах. На этом посту Горбачев пробыл около двух лет. С января 1992 года по настоящее время бывший президент СССР является президентом Международного фонда социально-экономических и политологических исследований Горбачёв-Фонд.

Занимает ряд других должностей в общественных организациях, например, с 1996 года — председатель правления Международного Зелёного Креста. Некоторые учёные дают резко негативную оценку учреждению в СССР института президента.

Вспоминаем хронологию событий 1996 года Это были единственные выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Как шла предвыборная кампания Бориса Ельцина, под знамена которого призвали весь российский шоу-бизнес и всю мощь телевидения, и почему политологи до сих пор спорят, мог ли Геннадий Зюганов стать президентом, — в формате таймлайна вспоминаем ключевые события тех лет. Для Ельцина и его окружения эти выборы начались в атмосфере плохо скрываемого пессимизма. Даже ближайшие сподвижники первого президента России были уверены в том, что он проиграет. Вслед за королевской ратью страна также ждала неизбежного, как казалось, поражения главы государства.

У населения России были все причины ожидать ухода Ельцина — резкое обнищание населения в ходе экономических реформ правительства Гайдара, столь же резкий рост преступности, эпидемии алкоголизма и наркомании, непонятная и кровопролитная война в Чечне, распад и деградация всех существовавших ранее государственных и общественных институтов, всепроникающее чувство неустроенности. Все это было обратной сторон эпохи свободы, наступившей после распада СССР, и в глазах очень многих эта темная сторона Луны перевешивала все возможные и невозможные плюсы первых лет существования Российской Федерации. К 1996 году Борис Ельцин в глазах большинства россиян окончательно стал виновником и прямым выгодополучателем всех произошедших и происходящих в стране несчастий. На этом фоне никто не желал ему победы. Националисты и монархисты обвиняли его в межэтнических конфликтах, геноциде русского народа, упущенных возможностях возродить страну. Левые всех видов — от анархистов и троцкистов до авторитарной КПРФ — воспринимали президента как воплощение безусловного зла на земле. Живущие в крупных городах и занятые в сфере интеллектуального труда горожане, которых сейчас принято называть «креативным классом» и которые ранее безусловно одобряли любые действия Ельцина и его команды, — и те были разочарованы в былом кумире.

В вину ему ставилось все: от излишне мягкого обращения с коммунистами и фашистами, до слишком жестких последствий реформ, действий в Чечне и превращения президентской власти в авторитарную. Крупный бизнес искал приемлемого кандидата, который должен был занять место Ельцина. Одни и те же люди были готовы финансировать Ельцина, чтобы не потерять свое богатство, и Зюганова, чтобы его сохранить, если Ельцин все-таки проиграет. Как именно Ельцин победил на этих выборах, пребывая в пораженческой атмосфере? Относительно президентских выборов 1996 года, как и о любом другом событии ельцинской эпохи, есть лишь полярные точки зрения: лидер коммунистов Зюганов до сих пор не уверен в честности тех выборов, а для симпатизантов Ельцина победа в 1996 году была событием, сравнимым с Февральской революцией, которое предотвратило последнюю возможность коммунистического реванша. Борис Ельцин произносит речь перед парадом Победы, 9 мая 1966 года Reuters Остатки бронетехники и разрушенный дом в городе Грозном во время Чеченского конфликта 1994-1996 годов. Казалось, что чудом возникшая в 1991 году и пережившая кризис 1993 года со стрельбой по парламенту из танков система суперпрезидентской власти в любой момент может смениться на возвращение в советские годы.

Кто-то мог ожидать прихода КПРФ к власти как долгожданного установления в стране стабильности и порядка, взамен ельцинской полубандитской-полуанархической вольницы. Кто-то же считал, что приход коммунистов к власти отбросит страну назад и лишит ее тех многих завоеваний либеральных реформ, к которым уже успели привыкнуть россияне: свобода торговли и выезда за границу, свобода предпринимательства и прессы. Но мог ли победить Зюганов? Оставим этот вопрос историкам и просто посмотрим, какова была последовательность тех событий. Сразу после сердечного приступа и сразу после тяжелейшего поражения на думских выборах. Блок левых партий, главным образом коммунистов и аграриев, в декабре 95-го получил в новой Думе более сорока процентов, то есть около двухсот голосов. А так называемая партия власти во главе с Виктором Черномырдиным "Наш дом — Россия" еле-еле набрала десять.

К тому же мы по-прежнему не видели просвета в чеченской войне. С таким грузом моральной ответственности было очень нелегко идти на второй срок. Вот в такой ситуации встречал я 1996 год. Год, когда не только стране, но и мне самому предстояло сделать свой главный выбор — избираться на второй срок или нет, идти или не идти на президентские выборы. Наина очень не хотела моего выдвижения. Да и меня самого постоянные стрессы совершенно измотали, выжали все соки. Может быть, впервые в жизни я вдруг ощутил себя почти в полной политической изоляции.

Дело было даже не в трехпроцентном рейтинге как тогда говорили, "рейтинг практически отрицательный" , а в том, что я перестал чувствовать поддержку тех, с кем начинал свою политическую карьеру, с кем шел на первые депутатские и потом на президентские выборы. Интеллигенция, политики-демократы, журналисты — мои союзники, моя неизменная опора — как будто отошли от меня. Одни из-за войны в Чечне, другие из-за неожиданных и громких отставок, третьи — неудовлетворенные общим ходом развития нашей страны». Дочь президента Татьяна Дьяченко потом подтвердит слова своего отца — Ельцин встретил 1996 год в очень тяжелом состоянии человека, от которого все отвернулись. Но чтобы не допустить прихода коммунистов к власти, он решил выдвинуть свою кандидатуру. Его выдвигают как кандидата обширной коалиции «народно-патриотических сил». Кандидатуру Зюганова поддерживают не только члены КПРФ, но и другие политики и партии левопатриотической и национал-консервативной ориентации: «Трудовая Россия» Виктора Анпилова, «Всероссийское офицерское собрание» Владислава Ачалова, «Российские ученые социалистической ориентации», глава «Российского общенародного союза» Сергей Бабурин, бывший вице-президент России и враг Ельцина Александр Руцкой.

Так как коммунисты были лишены возможности агитировать по телевидению, то основным орудием их агитации стала пресса, а именно газеты «Завтра», «Правда» и «Советская Россия». Важную роль в финансировании кампании Ельцина сыграли представители «семибанкирщины» — группы крупнейших российских олигархов, вроде Бориса Березовского, Петра Авена, Михаила Ходорковского, Владимира Потанина, Владимира Гусинского и иных. Слухи о том, что они представители «семибанкирщины» финансировали кампанию Зюганова, сам Геннадий Андреевич и Дарья Митина упорно отвергают, заявляя, что на банкиров опирался Ельцин, а Зюганов и КПРФ поддерживались народом. Президентская кампания Геннадия Зюганова строилась на критике Ельцина и его политики, обращения КПРФ к армии упирали на то, что Вооруженные силы России оказались в кризисе, военные базы за рубежом ликвидированы, а военнослужащим не выплачивались зарплаты. Взамен на поддержку со стороны армии коммунисты обещали победоносно завершить войну в Чечне. Обращаясь к матерям, КПРФ напирала на чувство социальной незащищенности, описывая то, как политика президента лишила женщин и детей лекарств, летнего отдыха, еды и стабильности в жизни. Неожиданную поддержку Зюганову стал оказывать свежеизбранный президент Белоруссии Александр Лукашенко, у которого был свой расчет.

Как раз тогда началось формирование Союзного государства России и Белоруссии, в котором Александр Григорьевич хотел занять пост президента. Он рассчитывал, что подписание союзного договора отсрочит выборы, что повлечет падение рейтингов Ельцина и рост рейтинга Лукашенко. Считается, что его стараниями удалось остановить спад производства, нарастить валютные резервы страны и значительно снизить темпы инфляции. Все это было итогами жесткой бюджетной политики, проводимой Чубайсом. Простых избирателей не интересовали макроэкономические успехи Чубайса, их злило то, что из-за этой политики происходили задержки зарплат и веерные отключения света.

Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты

28 лет назад 15 марта состоялись первые в истории СССР выборы президента. Первые и единственные выборы Президента Союза Советских Социалистических Республик состоялись 14 марта 1990 года и проходили в обстановке нарастающей. В истории избирательных кампаний советского периода выборы 10 февраля 1946 года по праву занимают особое место.

Аграновский объяснил символизм даты проведения выборов президента РФ в 2024 году

Облизбирком подвел окончательные итоги выборов президента. Когда были первые выборы президента России, кто победил. Как прошли прошлые выборы президента в 2018 году: итоги, явка, проценты. Первого и последнего Президента Советского Союза.

Выборы Президента России: 1991—2018

Оно проходило в Кремлевском дворце. Там все присутствующие получили бюллетени для проведения тайного голосования. За день до этого они изменили Конституцию страны. А именно, депутаты утвердили, что партия КПСС не является главенствующей. Соответственно была установлена многопартийность. Во главе страны должен стоять президент, который избирается сроком на 5 лет. Существует вероятность его повторного избрания. Вокруг данного вопроса разгорелась жаркая дискуссия. Депутаты настолько ею увлеклись, что абсолютно выбились из запланированного времени. Образовались две диаметрально противоположных точки зрения. Нурсултана Назарбаева, который на тот момент был действующим секретарем Центральной Партии, утверждал, что переход к президентской форме правления повлечет за собой позитивные перемены.

Однако и конкуренция на выборном фронте была далеко не слабая. Ельцин шел в паре с вице-президентом Александром Руцким — тогда голосовали сразу за двоих. От теледебатов Борис Николаевич отказался. Предвыборная агитация на Советской площади в Москве ныне Тверская площадь. Еще недавно в РСФСР вообще не существовало такой должности, как президент, ее утвердили на народном референдуме в марте.

Так что Горбачева президентом избрали 15 марта 1990 года.

Результат голосования был следующий — из 2000 бюллетеней в урнах оказалось 1878, причем 54 признали недействительными, за Горбачева было отдано 1329 голосов, против проголосовало 495 человек. А меньше чем через 2 года Советского Союза не стало. Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях. Еще прошу в комментариях указывать тему, о тайнах которой Вам хотелось бы почитать. Талонов на водку скапливалось...

Перед гражданами Советского Союза был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности? Они были проведены в соответствии с итогами всероссийского референдума о введении поста президента РСФСР, прошедшего 17 марта 1991 года одновременно с всесоюзным референдумом о сохранении СССР.

19 августа 1991 года. Как это было

Всего было выдвинуто семь кандидатов. Заместитель председателя Верховной Рады Владимир Гринёв. Фактически партия поддержала двух кандидатов — харьковчанина Гринёва она выдвинула, а львовянина Юхновского просто поддержала. Гринёв представлял оппозиционную "Народную раду" фракция меньшинства в Верховной Раде , но считался "украинофобом" ещё до того, как это стало мейнстримом. Председатель Верховной Рады Леонид Кравчук самовыдвиженец. Он с самого начала рассматривался как представитель правящей номенклатуры и наиболее рейтинговый претендент. Народный депутат Левко Лукьяненко. Его выдвинула Украинская республиканская партия, лидером которой он и являлся. Это был представитель наиболее радикальных националистов, имевшихся в тогдашнем украинском обществе удивительно, но бывший агитатор райкома КПСС, отсидевший 27 лет в лагерях, и сейчас был бы радикалом.

Народный депутат Леопольд Табурянский самовыдвиженец. Это был глава днепропетровского кооперативного синдиката "Олимп" сеть тренажёрных залов, мастерские по производству тренажёров и инвалидных колясок и был на выборах своеобразным "брелоком" как Брынцалов или Шаккум на российских выборах 1996 года. Преследуемые им цели остались непонятны. Кажется он относился к числу активистов ради активизма. Министр сельского хозяйства Александр Ткаченко. Он в выборах не участвовал, сняв свою кандидатуру в пользу Леонида Кравчука. Позже, в 1999 году, он тоже выдвинулся и тоже снял кандидатуру но уже в пользу Александра Мороза. Двухкратный подвиг самоотречения не нашёл понимания в обществе.

Утверждение же автора о том , что, если кандидат не набирал 50 процентов голосов своих избирателей из-за испорченных бюллетеней или низкой явки, то его кандидатура снималась и на голосование выдвигался новые советские граждане, это полнейший бред! К сожалению, весь утопический и виртуальный советский строй был построен на лжи и именно поэтому он разрушился как карточный домик! Необходимо ,наконец-то, понять, что СССР не смог бы разрушить товарищ Горбачев, если бы для этого не было общественно-политических предпосылок и сама несостоятельность выбранного пути развития. Ведь именно поэтому не рухнул западный путь развития,на протяжении многих веков следовавший по пути эволюционных преобразований общества от первобытнообщинного строя к феодализму, к капитализму и далее. Только развитый капитализм может перейти в социализм, как это произошло в Швеции, ибо только подобный социализм на сегодняшний день является наиболее успешной и оправданной формой развития человечества. Именно к этой форме развития человечества вновь постепенно возвращается Матушка-Россия! Дорогие мои, в 1991 году произошла революция, в результате чего социализм с гарантированным правом на труд, отдых, образование, медицину закончился. Его больше нет, поскольку ресурсы страны не безграничны и эта лафа в обедневшей стране утопического социализма бесплатное образование , медицина , жилье и т. Поймите же ,наконец-то, что бесплатный сыр только в мышеловке!

Не вызывает сомнений, что если бы этот «виртуальный социалистический строй» не рухнул, то товарищи коммунисты ,кормя и поя союзные республик и различные коммунистические партии во всем мире, однозначно разорили бы Матушку-Россию! Ни одной стране мира не удалось построить идеальное и полностью справедливое общество, такой страны пока просто не существует. Только безнадежные идеалисты и завистливые неудачники могут верить в то, что можно построить общество, где все будут равны. Один раз такое «идеальное» общество уже построили большевистские фанатики и что из этого получилось мы все хорошо видим. Как тут не вспомнить слова великого Бисмарка «Если Вы хотите построить социализм, то выберите страну, которую не жалко»! Немаловажно , что теперь в России не социализм , не капитализм, а что-то непонятное.

Насчет него были сомнения — всё-таки коммунист, резко критиковал «ДемРоссию», межрегиональную депутатскую группу и ее руководителей Андрея Сахарова и Бориса Ельцина. С другой стороны, Руцкой вроде бы отмежевался от одиозного руководства компартии, образовал собственную фракцию «Коммунисты за демократию» правда, среди демократов к ней тоже было скептическое отношение, ее прозвали «Волки за вегетарианство». Надежды ельцинской команды были связаны с тем, что Руцкой, во-первых, поможет расколоть коммунистический электорат, а, во-вторых, что благодаря импозантной внешности за него проголосуют те, кто не определился со своими политическими предпочтениями. Все остальные кандидаты на выборах 12 июня 1991 года так или иначе противостояли Ельцину, были его политическим противниками.

Рассчитывать на союз с кем-либо из них во втором туре не приходилось. В паре с ним выступал как и Руцкой довольно популярный в обществе участник афганской войны генерал Борис Громов. Более левые позиции занимали другие прокоммунистические кандидаты — Аман Тулеев и Альберт Макашов последний призывал к восстановлению в России государства рабочих и крестьян. Качественно новое явление на отечественном политическом небосклоне представлял собой еще один кандидат в президенты — Владимир Жириновский. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». Тем более было неожиданным третье место Жириновского на выборах с почти 8 процентами голосов. А вот коммунисты проиграли выборы вчистую. Даже если суммировать голоса, поданные за четырех кандидатов, ассоциировавшихся с компартией Рыжков, Тулеев, Макашов, Бакатин , то всё равно получится значительно меньше, чем проголосовало за Ельцина около 31 процента против 57.

Безальтернативные выборы помогали партии избежать раскола. А теперь коротко о том, как голосовали. Гражданин приходил на свой избирательный участок, получал бюллетень, ставил галочку напротив указанного кандидата и складывал в специальный контейнер. Но что было, если гражданину не нравился кандидат с бюллетеня? А в этом случае он мог его испортить и попасть в неприятности, потому что голосование было тайным только на словах. Но какой тогда смысл был от этих выборов? В первую очередь они шли на пользу международному имиджу государства, другие страны видели, что коммунисты, их политика пользовались широкой поддержкой советского населения. Это также обеспечивалось очень высокой явкой избирателей. Правительство шло на все, чтобы обеспечить высокую явку, поэтому бюллетени и контейнеры приносили даже больным и заключенным. Но какую реальную пользу для народа приносили выборы? И тут начинается самое интересное. Кандидат мог проиграть выборы даже несмотря на то, что они представляли гонку с одной лошадью. Дело в том, что если кандидат не набирал 50 процентов голосов своих избирателей из-за испорченных бюллетеней или низкой явки, то его кандидатура снималась и на голосование выдвигался новые советские граждане. Это знали и подписывали петиции с требованиями к местным властям о снятии кандидатуры. Граждане бойкотировали выборы, то есть если кандидат действительно трудился на благо народа, то люди ходили голосовать за него.

Как проходили выборы в СССР при Сталине?

Но в стране, где цензура, контроль над высказываниями и подавление критики правительства ранее являлись центральной частью системы, это было радикальным изменением. Пресса стала гораздо менее контролируемой, а тысячи политических заключенных и многие диссиденты были освобождены. Цель Горбачева в осуществлении политики гласности состояла в том, чтобы оказать давление на консерваторов внутри КПСС, которые выступали против его реструктуризации экономики, и он также надеялся, что благодаря открытости, дебатам и участию в общественной жизни советский народ поддержит его инициативы. В январе 1987 г. В июне 1988 г. В декабре 1988 г.

Верховным Советом было одобрено создание Совета народных депутатов в качестве нового законодательного органа Советского Союза, приняв соответствующие поправки к Конституции. Выборы прошли по всей территории страны в марте и апреле 1989 г. Необходимые поправки были внесены 15. Хотя итог был в его пользу, выявились серьезные недостатки в его силовой базе, что в конечном итоге привело к краху его политической карьеры в конце 1991 г. С момента прихода к власти в 1985 году Михаил Сергеевич прилагал немало усилий, чтобы запустить в стране политический процесс, проталкивая законодательство, устранявшее монополию Коммунистической партии на власть, и образовав Съезд народных депутатов.

Выборы депутатов проводились тайным голосованием. Он столкнулся с критикой, как со стороны реформаторов, так и консервативных коммунистов. Например, Борис Ельцин критиковал его за медленные темпы проведения изменений. С другой стороны, консерваторы были потрясены отходом от марксистских принципов. Стремясь продвинуть свою программу реформ, Генеральный секретарь возглавил движение по внесению поправок в советскую Конституцию, включая раздел о создании новой более сильной президентской власти, которая ранее была в значительной степени символической.

Победа или поражение? Он очень постарался, чтобы Съезд дал ему необходимые две трети голосов. Горбачев несколько раз угрожал уйти в отставку, если не получит конституционное большинство. Если бы он не получил необходимых голосов, ему пришлось бы проводить кампанию на всеобщих выборах против других кандидатов. Горбачев считал, что это приведет к хаосу в уже нестабильной стране.

Другие объясняли это его опасениями проигрыша. Результат окончательного голосования дал ему минимальный перевес.

В своих выступлениях он высказывался за проведение приватизации с учётом интересов и возможностей всех категорий населения «и богатых, и бедных, и молодых, и старых, и тех, кто хоть сегодня готов открыть собственное дело, и тех, кто знает о рынке понаслышке» , с упором на малую приватизацию «жилья, предприятий розничной и оптовой торговли, сферы услуг, предприятий, обслуживающих сельское хозяйство». Также он выступал за департизацию государственных служб и институтов; проведение уже осенью «всенародных, прямых, тайных выборов руководителей местных Советов всех уровней»; разграничение правомочий сфер управления и собственности между союзными республиками и союзным центром; «возвращение России в Европу, в цивилизованный мир» [Ельцин Б. Текст выступления Б. Ельцина на собрании актива в г. Оренбурге 8 июня 1991 г. По тогдашней оценке одного из сторонников Б.

Румянцева, в ходе этой кампании Ельцин выступал в роли «государственного деятеля общенационального размера, а не представителя лишь одной из политических сил». Программа Ельцина, по словам Румянцева, была «проникнута духом согласия» «От конфронтации она приглашает к договору противоборствующих сторон» и направлена «на возрождение не только крепкого государства, но традиций свободного гражданского общества» Румянцев О. В предвыборной агитации Н. Рыжкова делался упор на «порядочность и патриотизм, умеренность и принципиальность» кандидата; его «умеренная, взвешенная позиция» противопоставлялась «экстремизму и конфронтации» не называемого по имени, но легко угадываемого главного оппонента; «компетентность и профессионализм» — «начетничеству и политиканству»; «человечность и милосердие» — «амбициозности и эгоизму»; «реализм и четкие социальные ориентиры» — «непредсказуемости решений и экономической непоследовательности»; следование принципу «Единая Армия и крепкая оборона» — линии на «раскол Вооруженных Сил и снижение оборонного потенциала»; «честность и открытость политических взглядов» — «конъюнктуре и флюгерству» Листовка в поддержку кандидата в президенты РСФСР Н. Рыжкова «Загадка для сообразительных! Что лучше!? Жириновский, организовавший серию встреч с избирателями в регионах. По его собственным воспоминаниям, «маршрут избирательной кампании был три города в день, уже горло не выдерживало, а везде надо было говорить громко, не везде была мощная аппаратура» «Я буду защищать русских!

Ямало-Ненецкий автономный округ. Лейтмотивом его предвыборной агитации служила фраза «Я буду защищать русских и малые народы на всей территории России и СССР». Жириновский призывал «отказаться от политики противостояния России с Центром, отменить войну законов»; «принять новую союзную конституцию и новое законодательство»; отказаться от национально-территориального деления РСФСР и перейти к территориальному делению на области и губернии; «снять все ограничения с любых видов экономической деятельности»; «приступить к отмене всеобщей воинской обязанности и планомерному переходу к формированию профессиональной армии»; «изменить направленность внешней политики» в частности, «потребовать возврата внешних долгов или их переуступки третьим странам» ; «снизить цены на алкогольные напитки и потребовать их продажи во всех торговых точках»; «принять меры …к прекращению антикоммунистической истерии и поиску врагов» Предвыборная программа В.

Они были проведены в соответствии с итогами всероссийского референдума о введении поста президента РСФСР, прошедшего 17 марта 1991 года одновременно с всесоюзным референдумом о сохранении СССР.

В голосовании приняли участие 79 498 240 человек. Большинство избирателей проголосовало за Бориса Ельцина.

Вместе с ним был избран вице-президент страны - Александр Руцкой.

Горбачёв рассказал, чего России ждать от Байдена

вне зависимости от того, отдавали себе в этом отчет инициаторы выборов или нет. _ УКАЗ ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О введении чрезвычайного положения в городе Москве. Президент СССР Михаил Горбачев передает президенту Республики Польша Войцеху Ярузельскому 13 апреля 1990 года копии документов о судьбах польских военнопленных.

Аграновский объяснил символизм даты проведения выборов президента РФ в 2024 году

Первым и единственным в истории Советского Союза президентом стал Михаил Горбачев. Облизбирком подвел окончательные итоги выборов президента. Особенностью выборов президента 2004 года было то, что в них не стали участвовать лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Результаты выборов президента РСФСР 12 июня 1991 года. Официальная Приёмная ВрИО Президента СССР С.В. Тараскина на фейсбуке (для изучения документов и обращения граждан по вопросам СССР): Общественная Приёмная ВрИО Президента СССР на фейсбуке (для обсужденияя различных вопросов): Новостные группы.

В России впервые в истории состоялись президентские выборы

Однако к тому времени партия перестала представлять собой единое целое. Этот был, что называется, серпентарий друзей — клубок из сцепившихся друг с другом идеологических противников. Так что последние виктории, одержанные КПСС, пусть и вполне честные — выборы 1990 года считаются многими экспертами непревзойденным до сих пор в России образцом чистоты, — были, в общем-то, чисто номинальными. Их никак нельзя считать победой власти над оппозицией, поскольку лидеры тогдашних «несогласных» в большинстве своем тоже состояли в КПСС. С другой стороны — в группе поддержки власти находилось достаточно много консервативно настроенных беспартийных. Для справки: в доперестроечных избирательных кампаниях партия власти выступала под псевдонимом «блок коммунистов и беспартийных». Согласно Большой советской энциклопедии сие избирательное объединение представляло собой «политический союз Коммунистической партии с беспартийными трудящимися», выражавший «нерушимость морально-политического единства советского общества».

По мнению составителей этого кладезя мудрости, «своим единодушием и активностью на выборах советские люди выражают полное доверие Коммунистической партии и Советскому правительству». И итоги выборов подтверждают этот пафос. Уточним: парламент тогда состоял из двух равноправных и равновеликих палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Так вот, за кандидатов, выдвинутых «блоком коммунистов и беспартийных» в Совет Союза, в марте 1984 года проголосовали, по официальным данным, 99,94 процента избирателей, в Совет Национальностей — 99,95. Под стать этим рекордам и явка: в выборах приняли участие 99,99 процента избирателей, внесенных в списки. Теоретически выдвигать альтернативных кандидатов не запрещалось.

Но на практике на собраниях организаций и коллективов одобрялись кандидатуры, спущенные сверху. Группа выступила с заявлением о намерении выдвинуть собственных кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР выборы должны были пройти 4 марта 1979-го. Кандидатов было двое: историк Рой Медведев и инженер Людмила Агапова. Но группа получила отказ в регистрации в качестве общественной организации и, соответственно, избирательные комиссии отказались регистрировать ее кандидатов. Однако совершенно безальтернативными их назвать все-таки нельзя. Существовало как минимум две возможности выразить свое несогласие: 1 вообще не ходить на выборы; 2 вычеркнуть «кандидата народа».

И определенное число советских граждан этой возможностью пользовались. Хотя и очень небольшое. Согласно официальным итогам всесоюзных выборов 1984 года, их проигнорировало 23 тыс. Несколько большее число «отщепенцев» выбрали протестное голосование: против кандидатов «блока коммунистов и беспартийных» проголосовало 109 тыс. Впрочем, есть большие сомнения в том, что эти цифры являются достоверными. Операция «Фальсификация» Вопрос о том, насколько честным в ту пору был подсчет голосов, еще ждет своего кропотливого исследователя.

В то же время количество граждан, которые вели себя иначе, наверняка было больше 0,1 процента. За граждан, которые, несмотря на все уговоры агитаторов, не приходили голосовать, обычно опускали чистые бюллетени члены избирательной комиссии. Возможно, при передаче данных наверх искажалось и число избирателей, проголосовавших против». Документальных подтверждений этому предположению, естественно, нет. Да и официальная статистика является, мягко говоря, неполной: публиковались лишь общие результаты по стране, республике или области. Итоги голосования на отдельных избирательных участках и даже в отдельных избирательных округах оставались неизвестными.

Что, однако, является еще одним аргументом в пользу того, что дело было не вполне чистым. Иначе с какой стати прятать концы в воду? Впрочем, прятать начали далеко не сразу. В первые 20 лет советской власти подтасовки осуществлялись открыто и совершенно легально: согласно тогдашнему законодательству права избирать и быть избранными была лишена огромная часть населения страны. В том числе частные торговцы, лица, прибегающие к наемному труду, лица, живущие на «нетрудовой доход», служители религиозных культов, служащие и агенты царской полиции… На местах классовый подход толковался, как правило, еще более широко. Ретивость иных региональных избирательных комиссий приводила в изумление даже тогдашних специалистов по борьбе с крамолой.

В некоторых регионах страны — например, в ряде волостей Архангельской губернии — доля граждан, лишенных избирательного права, достигала 50 процентов.

Совет Федерации: рассматривает вопросы соблюдения Союзного договора; разрабатывает меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства; представляет Совету Национальностей Верховного Совета СССР рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях; координирует деятельность союзных республик и обеспечивает их участие в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР. Вопросы, затрагивающие интересы народов, не имеющих своих национально — государственных образований, рассматриваются в Совете Федерации с участием представителей этих народов. Президент СССР может передавать исполнение своих обязанностей, предусмотренных пунктами 11 и 12 статьи 127. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР». В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании». Статью 120 считать статьей 119 и изложить ее в следующей редакции: «Статья 119.

Статьи 122 и 123 считать соответственно статьями 120 и 121. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок. Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов не менее двух третей от общего числа членов Верховного Совета СССР». Кандидатуры на пост Президента СССР на этих выборах могут выдвигаться общественными организациями в лице их общесоюзных органов, Верховным Советом СССР, каждой из его палат, группами народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзными республиками в лице их высших органов государственной власти. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Если при голосовании никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.

Это стало символической красной линией. Это же и так был фактически и формально высший пост в государстве. Зачем ему нужно было становиться еще и президентом? У руководства СССР тогда было две неотложные проблемы: отношения с республиками, желавшими отделения от Москвы в первую очередь — с республиками Балтии , и введение рыночных отношений в полупарализованной экономике.

Чтобы решить эти и другие проблемы, Горбачеву нужно было дистанцироваться от консервативной партийной элиты и получить достаточную свободу рук вместе с новой непартийной легитимностью. Кстати, горбачевцы с огромным трудом и в последний раз «выиграли» пленум ЦК КПСС, который отработал в январе 1990 года. Там они буквально со скандалом и ультиматумами продавили резолюцию, одобрявшую корректировку 6-й статьи Конституции и введение поста президента. Было ясно, что времени на реализацию этих последних достижений у горбачевцев предельно мало. Материалы по теме: 21 мая 2019 СССР действительно был нужен президент?

СССР как государственный проект к началу 1990-х годов трещал по швам. Заложенная коммунистами в Конституцию СССР роковая статья 72 объявляла все республики суверенными государствами, имеющими право на выход из Союза. Считалось, что это чистая условность, ведь всем в советской стране управляли партийные органы и подчиненные им же силовые структуры. Даже заикаться о «выходе» было наказуемым преступлением. Но вот размякла и поплыла партийная пирамида, а за ней потянулись на выход одна за другой республики, не желавшие быть советскими.

Противостоять этому мог только такой новый центр силы, как президент СССР. Во всяком случае так полагали Михаил Горбачев и его главный идеолог Александр Яковлев , который и разработал всю схему введения поста президента. Да, с созданием поста президента СССР все высшие государственные функции переходили к этому институту. И верхушка КПСС уже не могла на него напрямую влиять. А чтобы исключить такое давление вовсе и навсегда, оставалось только отменить статью 6 Конституции, которая объявляла КПСС «руководящей и направляющей силой» в политической системе СССР.

Горбачев принимает присягу президента СССР. Как это изменило политическую жизнь страны? С отменой 6-й статьи получили дополнительную свободу действий и коммунисты-реформаторы во главе с Горбачевым, и демократическая оппозиция во главе с Ельциным. Межрегиональная депутатская группа тогдашняя цитадель оппозиции выдвинула лозунг «Вся власть Советам». Это было требование передавать власть в стране сверху донизу от комитетов коммунистической партии, потерявшей конституционную монополию, к демократически избираемым советам.

В апреле 1990 года состоялись выборы в местные советы — первые после отмены 6-й статьи. Тогда стали ясны все масштабы происходящей революции.

А вот президентские выборы, прошедшие в тот же день, обычно остаются в тени. Между тем, их итоги проливают свет на некоторые особенности политического поведения украинцев Пост президента УССР был учреждён 5 июля 1991 года. Горбачёв, существовали уже больше года.

Однако определённого представления о том, кем же должен был быть президент не было. В результате, украинский закон оказался весьма кратким. Особенностей у него было две. Во-первых, президент Украины выбирался всенародно. Оппозиция опасалась, что президентская власть на Украине будет формироваться так же как в СССР, где Горбачёв был избран съездом народных депутатов.

Соответственно, в закон была внесена твёрдая гарантия, что такого не будет. Во-вторых, к полномочиям президента, названного "высшим должностным лицом Украинского государства и главой исполнительной власти" относилось издание указов и право вето на законопроекты кстати, преодолеть его можно было простым большинством, а не квалифицированным, как в версии Конституции 1996 года. Никаких инструментов, позволяющих в принципе считаться главой исполнительной власти, у президента не было. По сути, принятием этого закона политическая система возвращалась в состояние до 14 марта 1990 года, когда ещё действовала 6-я статья Конституции СССР, определяющая руководящую и направляющую роль КПСС. Теперь место генсека занимал президент с несколько более чётко прописанными контрольными полномочиями, место ЦК — его администрация, место обкомов и райкомов — представители президента, институт которых был введён 5 марта 1992 года.

Сходство, разумеется, было весьма приблизительным, но такая схема работы хотя бы была понятна советским управленческим кадрам, привыкшим к определённым правилам политической игры. Кстати, обратите внимание, что президент УССР должен был возглавлять некое "Украинское государство" такое название имел гетманат Скоропадского, существовавший в 1918 году. У этой поэтической вольности могли быть очень серьёзные юридические последствия, но как-то обошлось. Всего было выдвинуто семь кандидатов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий