Эффективная работа БРИКС – в интересах жителей всех стран объединения, заявил Косачев. The growing economic might of BRICS countries, their significance as one of the main driving forces of global economic development, their substantial population and abundant natural resources form the foundation of their influence on the international scene. Но сегодня Запад наконец-то осознал, что союз БРИКС способен перевернуть с ног на голову как всю геополитику, так и международную монетарную систему. Страны БРИКС имеют свои геополитические интересы, которые на сегодня не приведе-ны к единой идее и единому восприятию действительности. Последние новости по теме БРИКС: Путин высказался о перспективах развития стран БРИКС.
БРИКС расширяется в поисках смысла
Успехи либо обгон в развитии — все это повод для всяческих препятствий и сдерживания, что ни к чему хорошему не приведет», — заявил он. Под «зажимом» наверняка подразумевались ограничения, наложенные на экспорт китайской высокотехнологической электроники, и санкции США, под которые подпали передовые процессоры и оборудование для их производства, а также недавний указ президента США Джо Байдена о запрете американских инвестиций в Китай в производство полупроводников и микроэлектроники, квантовые информационные технологии и системы искусственного интеллекта. Москва занимает иную позицию и считает, что договориться с Западом о справедливом экономическом взаимодействии вряд ли получится. Он их устраивает, он выгоден им. Они пытаются подменить систему международного права собственным так называемым порядком, основанным на правилах, которых никто не видел, правилах, используемых, надо сказать, в корыстных целях и меняющихся в угоду текущей политической конъюнктуре когда угодно и как угодно в соответствии с интересами отдельных стран.
По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке, кстати, не так уж хорошо выглядящий, и современные колонизаторы, прикрываясь благими лозунгами демократии, прав человека, стремятся решать свои проблемы за чужой счет, продолжая беззастенчиво выкачивать ресурсы из развивающихся стран», — сказал Путин в обращении к участникам саммита. Позиция Пекина понятна, но все же странно было бы предположить, что Вашингтон однажды заявит: «Окей, я был неправ, опережайте нас в области передовых технологий, а мы, со своей стороны, поможем вам, предоставив свои инвестиции и свой внутренний рынок». Еще во время 14-го саммита БРИКС, прошедшего в онлайн-формате в июне прошлого года, Владимир Путин предложил подумать над созданием единой валюты клуба, оговорившись, что «это сложный вопрос, но мы так или иначе будем двигаться к этому решению». Однако по итогам саммита в ЮАР страны лишь заявили, что намерены способствовать «укреплению корреспондентских сетей банковских отношений между странами БРИКС и возможности расчетов в местных валютах».
Недостаток расчетов в национальных валютах ярко проявился при торговле России с Индией. Имея торговый профицит, Москва накопила на банковских счетах большое количество рупий, которые сложно потратить из-за отсутствия интересующего Россию индийского товарного предложения. Если бы расчеты производились в общей для БРИКС валюте, эти деньги можно было бы потратить на китайские или бразильские товары. В то время как использование исключительно национальных валют превращает сложную международную торговлю в двустороннюю, сопоставимую с бартером.
В октябре 2016 года МВФ признал юань резервной валютой наравне с долларом, евро, британским фунтом и японской иеной. Хотя доля валютных резервов юаня в мире ничтожно мала, можно предположить, что Пекин рассчитывает на ее постепенное увеличение. В этом случае эмиссия юаня не будет вызывать инфляцию в Китае, принося при этом сеньораж в китайскую казну. За прошедшие восемь лет НБР профинансировал 96 проектов в странах-учредителях на общую сумму 33 млрд долларов.
При этом лишь один из западных финансовых институтов — Всемирный банк — только в 2022 году выделил на разные проекты более 100 млрд долларов. В июле этого года глава НБР Дилма Руссефф заявила о прекращении финансирования новых проектов в России, поскольку банк полностью соблюдает международные санкции. С точки зрения России, непонятна разница между западной финансовой системой, заморозивший российские средства, и таким «дружеским партнерством». Можно, конечно, в защиту НБР сказать, что он, дескать, кредитует в долларах США и поэтому не мог проигнорировать американские санкции.
При этом премьер-министр Индии Нарендра Моди на последнем саммите отметил успехи НБР и сообщил о создании в стране представительства банка для финансирования проектов развития в Индии и Бангладеш. По всей видимости, Индия считает, что застрахована от санкций США. Оставаясь в рамках экономической системы Запада, странам БРИКС можно по примеру Индии довольствоваться малым, но практически невозможно найти драйверы для своего опережающего развития. Западная экономическая логика проста: если вам что-то не нравится, ищите недостатки в себе, а не в сложившейся системе.
И если за ваш товар или труд на мировом рынке дают один доллар, значит, он и стоит ровно один доллар, а если вас это не устраивает, значит, вы неадекватно оцениваете реальность. Но если какой-то стране неожиданно удастся добиться успеха в передовых технологиях, то попытка обогнать Запад будет пресечена внеэкономическими методами — санкциями или военной силой. Ситуация, при которой разрыв экономических связей с Западом невозможен, а продолжение взаимодействия с ним по старым правилам не имеет перспективы, требует нетривиальных решений. Причем история знает пример того, как ряд стран, имеющих массу взаимных политических, экономических и религиозных противоречий, но объединенных идеей о несправедливости, смог изменить навязанные Западом правила игры.
Речь идет об нефтяном эмбарго ОАПЕК 1973 года, триггером которого стала Война Судного дня, а итогом которого стал четырехкратный рост мировых нефтяных цен. Этот рискованный антизападный шаг в конечном счете лишь укрепил экономические связи арабских стран с Западом и во многом обеспечил сегодняшний уровень благосостояния нефтедобывающих стран Ближнего Востока за исключением разгромленных западными армиями Ирака и Сирии. Сегодняшнее расширение БРИКС потенциально дает организации куда более серьезные экономические рычаги давления на Запад, нежели арабская нефть в 1973 году. Но для выдвижения подобного рода ультиматумов страны организации явно не готовы.
В то же время любое мировое экономическое потрясение по примеру азиатского кризиса 1997 года или финансового кризиса 2007 года, которое приведет к резкому падению доходов развивающихся стран, может стать катализатором процесса сплочения БРИКС. Социальные проблемы заставят страны организации искать совместный выход. В отличие от 1997-го или 2007 года на этот раз развивающиеся государства вряд ли будут сидеть сложа руки в ожидании реанимации западной экономики. Нельзя сказать, что БРИКС уже сегодня приносит своим участникам, в том числе России, какие-то ощутимые политические или экономические дивиденды.
Это, скорее, задел на будущее.
Брак по расчету существует лишь тогда, когда расчет правильный. Мы же все время хотели, чтобы с нами дружили, а надо было заставлять их с нами сотрудничать. Кстати, уважали бы больше. А мы все время идем им навстречу, потому они и считают, что русские никуда не денутся, а с Западом лучше не ссориться». Руководитель Института региональных проблем уточняет, что Россия безусловно, является одним из основателей Нового банка развития, созданного под эгидой БРИКС.
Эта инициатива в случае ее реализации запоздает - уже сегодня расчеты в долларах между странами значительно сократились, считает первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Надежда Школкина.
Желание многих незападных стран вступить в БРИКС зависит от непредсказуемости самого Запада, объяснил «360» старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Оленченко. Соответственно, это отражается на стабильности развития и на возможности выстраивании перспектив.
Freepik По его словам, в альянсе отношения строятся на равноправной основе, а его ориентиры — предсказуемое и устойчивое развитие. Это основные принципы, которые привлекают стран-кандидатов. США, напротив, не признают равноправия в двусторонних отношениях в альянсе. Их основной принцип взаимодействия с другими странами — доминирование.
Это подчеркивает стабильное развитие при вступлении в альянс. В принципе, те страны, которые хотели бы предсказуемости, стабильности и устойчивости развития, могут смело на них полагаться», — подчеркнул международник. Freepik Вызов Западу По данным британской газеты Financial Times , вступление в альянс сразу всех желающих маловероятно.
45 стран готовы присоединиться к БРИКС в 2024 году
Перспективы расширения БРИКС | Стремление стран БРИКС обезопасить себя от экспансионистской внешней политики США и их союзников открывает предпосылки к формированию в среднесрочной перспективе совместной военно-технической стратегии. |
На пороге нового миропорядка: что думают эксперты о саммите БРИКС - 24.08.2023 Украина.ру | БРИКС. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. |
Материалы с тегом «БРИКС» - ИА REGNUM | В мире сейчас подводят итоги саммита БРИКС, где приняли решение о расширении организации. |
В мире обсуждают итоги саммита БРИКС и привлекательность союза для стран // Новости НТВ | Потому что сделает страны БРИКС независимыми от воли западных политиков. |
Заседание БРИКС в расширенном составе — прямой эфир
Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. Однако включение в БРИКС стран с меньшими ресурсами и существенными экономическими проблемами (что греха таить, та же Венесуэла отнюдь не отличается устойчивостью экономического роста) может привести к эффекту торможения. В теории БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, в рамках которого страны-участницы строят свои отношения на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. Саммит стран БРИКС завершился в столице Южно-Африканской Республики 24 августа. Но, как показала практика, страны БРИКС рассматривали свое экономическое объединение как возможность расширить глобальное влияние, создав альтернативу международным институтам, возглавляемым Западом. В состав БРИКС войдут еще пять стран – Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ.
В БРИКС вступят еще шесть стран: итоги саммита в Йоханнесбурге
Также российский лидер предложил включить экономики стран Союза в работу БРИКС. Кинофестиваль стран БРИКС пройдет с 19 по 23 апреля в рамках ММКФ. Страны БРИКС приняли итоговую декларацию 15-го саммита. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik. В мире сейчас подводят итоги саммита БРИКС, где приняли решение о расширении организации.
БРИКС продолжает расширяться.
Только в июле этого года Беларусь вручила ноту Бразилии, где четко обозначила свое намерение в перспективе стать полноценным участником объединения, и вот уже через полтора месяца прощупывает реальную почву и устанавливает контакты для необходимого взаимодействия со всеми странами, рассматривающими БРИКС как платформу для построения нового глобального общества. Общества, основанного не на принципах подчинения всех одному гегемону, а на равно разделяемых правилах взаимного уважения и учета интересов партнеров. В новый мир — по новым правилам? Разумеется, мгновенного вступления новых членов в БРИКС именно в эти августовские дни никто и не ожидал, тем более что у действующих участников союза разные подходы к этому вопросу. Если Китай, Россия и ЮАР изначально достаточно благосклонно относились к расширению объединения, то Индия и Бразилия демонстрировали определенную сдержанность. Демографические и природные ресурсы соединялись с технологиями и логистикой, что должно было дать и дало импульс к ускорению производства и торговли. Однако включение в БРИКС стран с меньшими ресурсами и существенными экономическими проблемами что греха таить, та же Венесуэла отнюдь не отличается устойчивостью экономического роста может привести к эффекту торможения.
И сейчас ЕС, экономика которого некогда превышала возможности США, наполовину беднее своего заокеанского босса. Он не накладывает жестких обязательств и не имеет инструментов принуждения к исполнению своих решений. Все происходит путем консультаций, согласований и выработки единой точки зрения, к которой присоединяются все участники. Но это, безусловно, больше, чем просто «переговорная площадка». Это клуб стран, объединяющих свои усилия для достижения взаимовыгодных интересов. Именно этим и интересен БРИКС новым потенциальным членам — как платформа без гегемонии, без диктата, без замашек «мирового жандарма».
Тем не менее, чтобы противостоять странам «золотого миллиарда» и, конечно, в первую очередь США, союзу надо укрепить именно свою формальную сторону. При этом, безусловно, страны — основательницы БРИКС хотели бы сохранить для себя некие особые права, закрепить свою ведущую роль, что вполне понятно и естественно.
Подпишись на Tелеграм канал! Будь в курсе последних новостей криптомира. Не пропустить грядущий бычий цикл в крипте. Для всех подписчиков сообщества!
Экспертная отработка торгово-экономической повестки БРИКС к министерским встречам осуществляется Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам 3-4 заседания в год , российское участие в которой обеспечивает Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России. Документ сформирован с учетом национальных интересов, приоритетов, стратегий экономического развития всех входящих в объединение стран, основных положений итоговых документов саммитов БРИКС, а также Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Стратегия определяет ключевые направления, цели и задачи взаимодействия в рамках «пятерки» на период до 2025 года.
Предусматривается дополнение двусторонних экономических связей стран-партнеров их взаимодействием в многостороннем формате, обеспечение координации в международных и региональных организациях, объединениях и форумах, в первую очередь — Всемирной торговой организации. Одной из задач Стратегии является консолидация усилий для преодоления кризисных явлений в экономике, вызванных распространением пандемии, а также выработка эффективных мер для ответа на вызовы глобальной экономики, в том числе противодействия торговым ограничениям.
К этим индикаторам относятся, среди прочего, человеческий и ресурсный, промышленный потенциал, современная инфраструктура. Немаловажными критериями оценки в рамках БРИКС являются независимый и самодостаточный подход позиционирования этих стран на мировой арене, их весомая роль в региональных процессах и готовность содействовать реформе системы глобального управления. Разумеется, при расширении интеграционного объединения не исключен ряд сложностей и рисков. Тот же самый формат «БРИКС плюс» создает определенный уклон в сторону политического измерения, который может обострить отношение не терпящего конкуренции западного мира к странам БРИКС.
Яркий пример такого отношения к стране - члену группы уже имеется: введение беспрецедентных экономических санкций против России со стороны ЕС, США, Великобритании, Канады и других стран Запада. Нельзя исключать, что при вступлении в БРИКС новых государств возможно появление конфликтной среды внутри самого объединения. Тем самым возникнет задача поиска новых способов решения разногласий между своими членами. При этом отношения между двумя африканскими потенциальными кандидатами Алжир и Египет на протяжении всей их истории в целом были достаточно дружескими, страны разделяют общие интересы на всех уровнях - политическом, экономическом, социальном и культурном, а также по вопросам безопасности. Тем не менее потенциальный негатив - это незначительные частности на фоне масштаба и уровня позитивного, оздоравливающего эффекта на мировое развитие, который однозначно привнесет дальнейшая количественная и качественная эволюция БРИКС. Здесь особенно важным представляется сохранить вектор движения, изначально заложенный при создании группы как равной, транспарентной и инклюзивной системы, качественно новой и уникальной модели межгосударственного сотрудничества.
Дейч Т. Йоханнесбургская декларация. Дробот Е. Этеквинская декларация. Уфимская декларация. Толорая Г.
Материалы V Международной научной конференции. Москва, 4 июня 2015 г. Форталезская декларация. Шубин В. Юртаев В. Серия: Международные отношения.
Agonnoude B. GDP, current prices Billions of U. International Monetary Fund. Menezes de Carvalho, Evandro.
БРИКС: Россия – страна-председатель 2024 года
Член экспертного совета БРИКС о том, почему организация не превратится в военный союз. В нём Президент точно определил перспективы БРИКС, как сообщества динамично развивающихся государств, создающего основу миропорядка, базирующегося на принципах взаимного уважения, справедливости и укрепления традиционных ценностей. BRICS ZONE это проект межгосударственного значения, освещающий зону влияния международного объединения БРИКС.
Заседание БРИКС в расширенном составе — прямой эфир
В последние годы страны Глобального Юга активно создают собственные институты, региональные интеграционные объединения и системы финансовых расчётов, что делает их одной из важнейших движущих сил трансформации мирового хозяйства. Данную тенденцию ещё в марте 2022 года отметил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, заявивший, что страны БРИКС, составляющие почти половину населения мира и значительную часть мирового ВВП, будут одним из костяков нового формирующегося миропорядка. Но насколько этот прогноз реализуем? В теории БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, в рамках которого страны-участницы строят свои отношения на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. Важно отметить, что в БРИКС нет единого центра, который бы навязывал свою волю или наказывал тех, кто пытается нарушить установленные правила. Потенциально, БРИКС может стать основой для новой архитектуры мирового порядка, более справедливой и гибкой как в политическом, так и в экономическом отношении. Это особенно актуально в свете того, что форматы сотрудничества могут быть самыми разнообразными. И вот тут возникают как минимум два резонных вопроса.
Первый: о каком равенстве во взаимоотношениях может идти речь, если, например, Эфиопии по степени политического влияния и состоянию экономики до России, Китая и Индии как до Луны, причём пешком. Разница почти в 5,5 раза. И богаты при этом «до неприличия». Однако обе страны сталкиваются с рядом внутренних проблем. Иран - важный игрок в регионе, но всё ещё страна-изгой, и его соседи больше боятся его, чем уважают. Всё вышеперечисленное - это только часть проблемы. В конце концов, Европейский союз объединяет страны с различным политическим и экономическим потенциалом.
Однако, несмотря на многочисленные внутренние противоречия, он функционирует уже три десятка лет и не разваливается. И вот тут придётся перейти ко второму вопросу: в общих чертах страны-участницы БРИКС объединяет их нелюбовь к коллективному Западу что, впрочем, вовсе не исключает сотрудничества с ним. Во всех остальных сферах они не только преследуют собственные интересы, но и конкурируют друг с другом, решая те или иные вопросы по-своему. Они честно стараются, но воз не двигается, потому что каждый тянет в свою сторону. Пора учить китайский? Россия является одним из основателей БРИКС - организации, которая была создана в июне 2006 года на Петербургском экономическом форуме. Однако стоит отметить, что Россия никогда не была причислена ни к Глобальному Югу, ни к Северу.
Современная концепция разделения мира основана на противостоянии коллективного Запада и России, а не какого-либо блока или союза с российским участием. Возьмём нашего ближайшего соседа и союзника - КНР. Примерно с начала 2000-х годов эксперты стали отмечать, что именно Китай, а не Россия является главным противником США и по возрастанию экономической мощи, и по притязаниям на политическое влияние в мире. И руководство КНР не даёт повода сомневаться в том, что во главу угла оно ставит собственные политические и экономические интересы. В настоящее время отношения между Москвой и Пекином ровные и дружеские.
Путин выступил на саммите по видеосвязи сорвал овации, а решение о принятии новых стран в объединение всё равно было принято. Напоминаю, что БРИКС — это в первую очередь экономическое объединение, поэтому рассматривать карту будем с этой точки зрения.
Во-первых, Суэцкий канал в Египте. Смотрим на карту дальше. Потому что оттуда везут нефть в западный мир. Понятно, что нефть продавать не прекратят, хотя это и может быть одним из рычагов влияния. Зато теперь бизнес по страховке и перевозке танкеров будет постепенно переходить из рук Вашингтона и Лондона в руки союзников. Едем дальше по карте. Снова должен сказать про границы России - они тут 2013 года.
За 27 лет существования объём сделок с ним составил, считая в эквиваленте, 6,25 трлн долларов. В этой позиции президента РФ, которую он последовательно проводит в жизнь, — одна из причин такой ненависти к нему со стороны устроителей «нового мирового порядка». Путин также заявил, что завершаются переговоры с рядом стран Африки по прямым поставкам российского зерна, в том числе на безвозмездной основе. Привет Эрдогану! Но не стал. Важным тезисом выступления председателя Си стало желание Пекина работать над «демократизацией международных отношений» — это явный сигнал о том, что текущая ситуация не устраивает страну с крупнейшей экономикой мира. Правоту заявлений Китая подтверждало то, что президент РФ посетить саммит лично не смог. При этом премьер Индии отметил, что после масштабного финансового кризиса БРИКС стал «лучом надежды для мировой экономики». Первый день саммита, безусловно, показал, что лидеры стран БРИКС не намерены мириться с положением дел в большинстве сфер. В этом, пожалуй, главный сегодняшний вывод: у каждой страны есть собственные претензии к существующему миропорядку, но все сходятся на том, что «так дальше жить нельзя».
При этом все прекрасно понимают, что от России Казахстан никуда не денется. Но все хотят альтернативы. Вести диалог с тем же Западом, будучи на позиции тех, кто уже опирается на какую-то альтернативную структуру, делает страны менее уязвимыми», — считает Тимофей Бордачев, доктор политических наук, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД. Экономика анти-про-Запад Страны БРИКС также не ставят перед собой задачи обособления от мировой экономики и построения собственного независимого экономического контура по примеру советского блока. А резкая переориентация российского экспорта с Запада на Восток в течение последнего года связана с санкциями, а не с экономическими интересами. Более того, страны организации зачастую становятся конкурентами в борьбе за западные инвестиции и рынки. Например, идет процесс переноса западных производств из Китая из-за роста издержек на оплату труда в Индию, Индонезию и Вьетнам. Экономические претензии большей части стран БРИКС к Западу строятся на почве критики неравенства в торгово-экономическом партнерстве и призывах отказаться от протекционизма и возводимых западными странами искусственных барьеров в торговле. Эти государства не оставляют надежды обыграть западные страны, играя на их поле, по их правилам и под их же судейством. Успехи либо обгон в развитии — все это повод для всяческих препятствий и сдерживания, что ни к чему хорошему не приведет», — заявил он.
Под «зажимом» наверняка подразумевались ограничения, наложенные на экспорт китайской высокотехнологической электроники, и санкции США, под которые подпали передовые процессоры и оборудование для их производства, а также недавний указ президента США Джо Байдена о запрете американских инвестиций в Китай в производство полупроводников и микроэлектроники, квантовые информационные технологии и системы искусственного интеллекта. Москва занимает иную позицию и считает, что договориться с Западом о справедливом экономическом взаимодействии вряд ли получится. Он их устраивает, он выгоден им. Они пытаются подменить систему международного права собственным так называемым порядком, основанным на правилах, которых никто не видел, правилах, используемых, надо сказать, в корыстных целях и меняющихся в угоду текущей политической конъюнктуре когда угодно и как угодно в соответствии с интересами отдельных стран. По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке, кстати, не так уж хорошо выглядящий, и современные колонизаторы, прикрываясь благими лозунгами демократии, прав человека, стремятся решать свои проблемы за чужой счет, продолжая беззастенчиво выкачивать ресурсы из развивающихся стран», — сказал Путин в обращении к участникам саммита. Позиция Пекина понятна, но все же странно было бы предположить, что Вашингтон однажды заявит: «Окей, я был неправ, опережайте нас в области передовых технологий, а мы, со своей стороны, поможем вам, предоставив свои инвестиции и свой внутренний рынок». Еще во время 14-го саммита БРИКС, прошедшего в онлайн-формате в июне прошлого года, Владимир Путин предложил подумать над созданием единой валюты клуба, оговорившись, что «это сложный вопрос, но мы так или иначе будем двигаться к этому решению». Однако по итогам саммита в ЮАР страны лишь заявили, что намерены способствовать «укреплению корреспондентских сетей банковских отношений между странами БРИКС и возможности расчетов в местных валютах». Недостаток расчетов в национальных валютах ярко проявился при торговле России с Индией. Имея торговый профицит, Москва накопила на банковских счетах большое количество рупий, которые сложно потратить из-за отсутствия интересующего Россию индийского товарного предложения.
Если бы расчеты производились в общей для БРИКС валюте, эти деньги можно было бы потратить на китайские или бразильские товары. В то время как использование исключительно национальных валют превращает сложную международную торговлю в двустороннюю, сопоставимую с бартером. В октябре 2016 года МВФ признал юань резервной валютой наравне с долларом, евро, британским фунтом и японской иеной. Хотя доля валютных резервов юаня в мире ничтожно мала, можно предположить, что Пекин рассчитывает на ее постепенное увеличение. В этом случае эмиссия юаня не будет вызывать инфляцию в Китае, принося при этом сеньораж в китайскую казну. За прошедшие восемь лет НБР профинансировал 96 проектов в странах-учредителях на общую сумму 33 млрд долларов. При этом лишь один из западных финансовых институтов — Всемирный банк — только в 2022 году выделил на разные проекты более 100 млрд долларов. В июле этого года глава НБР Дилма Руссефф заявила о прекращении финансирования новых проектов в России, поскольку банк полностью соблюдает международные санкции. С точки зрения России, непонятна разница между западной финансовой системой, заморозивший российские средства, и таким «дружеским партнерством». Можно, конечно, в защиту НБР сказать, что он, дескать, кредитует в долларах США и поэтому не мог проигнорировать американские санкции.
При этом премьер-министр Индии Нарендра Моди на последнем саммите отметил успехи НБР и сообщил о создании в стране представительства банка для финансирования проектов развития в Индии и Бангладеш. По всей видимости, Индия считает, что застрахована от санкций США. Оставаясь в рамках экономической системы Запада, странам БРИКС можно по примеру Индии довольствоваться малым, но практически невозможно найти драйверы для своего опережающего развития. Западная экономическая логика проста: если вам что-то не нравится, ищите недостатки в себе, а не в сложившейся системе. И если за ваш товар или труд на мировом рынке дают один доллар, значит, он и стоит ровно один доллар, а если вас это не устраивает, значит, вы неадекватно оцениваете реальность. Но если какой-то стране неожиданно удастся добиться успеха в передовых технологиях, то попытка обогнать Запад будет пресечена внеэкономическими методами — санкциями или военной силой. Ситуация, при которой разрыв экономических связей с Западом невозможен, а продолжение взаимодействия с ним по старым правилам не имеет перспективы, требует нетривиальных решений. Причем история знает пример того, как ряд стран, имеющих массу взаимных политических, экономических и религиозных противоречий, но объединенных идеей о несправедливости, смог изменить навязанные Западом правила игры.