Хотя объемы производимого мусора в России постоянно растут, способы его утилизации долгое время не менялись — и сейчас на свалки отправляется до 95% твердых коммунальных отходов (ТКО) в стране, говорится в недавнем исследовании КБ Стрелка. «Мусорная» реформа, территориальная схема по обращению с отходами, мусорные свалки, полигоны и помойки, введение раздельного сбора мусора, обработка и вывоз вторсырья, мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, анализ выбросов загрязняющих. Лишь 7% отходов в России уходит на переработку, остальное отправляется на полигоны. В России их больше 1000, причем зачастую они оказываются недостаточно загружены (так как мало отсортированного мусора).
Что нужно знать о «мусорной» реформе в России
Причиной этого может быть то, что в больших городах есть инфраструктура и мощности, способные извлекать пользу из переработки, в то время как в малых городах и сёлах нет больших объёмов мусора, требуемых для подобной инфраструктуры. Поэтому компании по переработке и не идут туда, пояснила она. Национальный проект «Экология» реализуется с 2019 года по инициативе президента России Владимира Путина. В него входят девять федеральных проектов, охватывающих различные сферы экологической повестки: «Чистая страна», «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности», «Сохранение лесов», «Сохранение уникальных водных объектов», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Чистый воздух». В России благодаря нацпроекту «Экология» на сегодняшний день формируется комплексная система по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Также она прокомментировала мнение о том, что раздельный сбор проводится только в крупных городах. В интервью с журналистами RuNews24. Однако эксперт считает, что такие результаты актуальны лишь для городов, где создана инфраструктура для раздельного сбора мусора и вторсырья. Она приводит пример Орла, где не удалось найти контейнеры для сбора вторсырья. По словам Ивченко, инициатива осуществления раздельного сбора часто исходит от активистов.
Однако еще два года назад стало понятно, что достигнуть целевых показателей не удается даже близко. Стекло, металл и бумагу старались собирать отдельно и перерабатывать для повторного использования. Объем остававшихся отходов был невелик и достаточно было свозить их на полигоны для захоронения. После развала Союза система еще работала некоторое время. Однако переход на рыночную экономику все изменил — вторичная переработка почти исчезла, а количество мусора кратно увеличилось, поскольку производители стали уделять больше внимания внешнему виду упаковки, не заботясь о том, что с ней будет после употребления продукта. Уже к 2010 году стало ясно, что существующие мусорные полигоны «трещат по швам», а нелегальные свалки растут и множатся. Все предлагаемые решения сводились к тому, что надо сделать просто больше контейнеров, мусоровозов и полигонов. Стало понятно, что это не выход. Основной идеей стала передача работы с отходами в частные руки — ранее этим занимались МУПы и ГУПы, унаследовавшие советскую инфраструктуру. Как задумывало государство, именно передача в частные руки решит сразу две проблемы — снимет с муниципалитетов заботу о мусоре и поможет решить эту проблему качественно.
В целом планируется, что к 2024 г. Реализуется в Кировской области информация прилагается «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» По итогам реализации проекта в России появится современная инфраструктура, обеспечивающая безопасное обращение с наиболее опасными отходами. Строительство мусороперерабатывающих комплексов и другой необходимой инфраструктуры возьмет на себя государство вместе с частными инвесторами. В стране планируется построить более 130 крупных мусороперерабатывающих комплексов, которые станут технологической основой новой системы обращения с ТКО. Планируется реализация в Кировской области информация прилагается. Остальные присоединятся к «мусорной реформе» в следующем году. Выбран 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности, приступили к работе — 196 регоператоров. На федеральном уровне интегратором реформы является Публично-правовая компания «Российский экологический оператор». В задачах компании: стандартизация и разработка понятной методики определения норматива накопления и тарифообразования: тариф должен быть справедливым и для населения, и для оператора. Необходимо стремиться снизить себестоимость услуги, где это возможно с использованием, типовых технологических решений и возможности оптимизации территориальных схем. В новый сектор экономики необходимо привлечение внебюджетных инвестиций. Это может быть очень устойчивый долгосрочный бизнес с хорошими экономическими показателями. Возможно привлечение субсидий возвратных , государственно-частного партнерства, «длинных» денег, использования «зеленых» облигаций». ППК «Российский экологический оператор» будет системно и комплексно заниматься развитием новой отрасли по обращению с ТКО, включая разработку бизнес-моделей и привлечение инвестиций в крупные проекты строительство мусороперерабатывающих предприятий, комплексов сортировки и т. Компания станет «федеральным помощником» региональных операторов, будет координировать их работу, оказывать правовую и экспертную поддержку. Реализация реформы в Кировской области Экологическая ситуация с отходами в Кировской области, проблемы отрасли Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в Кировской области, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, не является благополучной. Источниками образования ТКО на территории области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Оценить количество ТКО, образованных населением, ввиду отсутствия на территории области установленных нормативов накопления отходов в настоящее время не представляется возможным. По данным администраций районов области, суммарный объем образования отходов от населения исходя из численности населения может достигать около 346 тыс. Существующая до настоящего времени система сбора ТКО не позволяла в полной мере удалять отходы из мест их образования. Это приводило к несанкционированному размещению ТКО в окружающей среде и значительным потерям вторичных ресурсов. На территории Кировской области наибольшая концентрация свалок отмечена в центральной части области г. Киров и прилегающие к областному центру районы области а также районах, расположенных к югу и юго-западу от областного центра. До 1 января 2019 года в Кировской области мусор вывозился только в крупных населенных пунктах даже Киров был не полностью охвачен , в ряде районов производился помешочный сбор отходов, в небольших населенных пунктах услуги по вывозу отходов не было. Также отсутствовала действенная система учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, это приводило к недостатку достоверных сведений у органов исполнительной власти для принятия грамотных управленческих решений. Мусор зачастую складировался на земельных участках, которые не отвечали требованиям природоохранного законодательства. Эти объекты эксплуатировали предприятия, которые не имели лицензию, не был утвержден тариф на их работу, а значит, могли уклоняться от уплаты налогов. Большая часть юридических лиц не стремилась заключать договоры на вывоз мусора, а вывозила его в леса и овраги, или скидывала к общественным площадкам. Проблемой являлась также низкая экологическая культура населения в сфере обращения с отходами, в том числе из-за недостаточной информированности о необходимости раздельного сбора компонентов коммунальных отходов и способах их вторичного использования. Сортировка ТКО на территории области не осуществлялась, поэтому все утилизируемые фракции, содержащиеся в ТКО, отправлялись на свалки и полигоны. Это приводило к сокращению срока эксплуатации полигонов, увеличению объемов отходов, поступающих на захоронение, потере ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Отсутствовала система сбора от населения наиболее опасных для окружающей среды и человека ртутьсодержащих отходов осветительных устройств , что приводило к появлению свалок в окружающей среде и ее загрязнению. Анализ проблем в сфере обращения с отходами на территории области свидетельствовал о том, что в ближайшей перспективе в случае непринятия соответствующих мер могла произойти дестабилизация экологической обстановки. Обострение экологической ситуации в сфере обращения с отходами в свою очередь привело бы к росту негативного воздействия отходов на состояние окружающей среды и ухудшение здоровья населения. Задачи реформы: Создание и развитие системы и инфраструктуры по обращению с отходами в том числе отходами от использования товаров. Организация системы централизованного сбора и вывоза ТКО — охват услугой по сбору и вывозу мусора всего населения области. Новую коммунальную услугу должны оказывать качественно всем без исключения: и жителям больших городов, и маленьких деревень. Для этого органы местного самоуправления должны постоянно вести совместную работу с регоператором. Одна из основных задач — оптимизация процесса транспортировки отходов. Для этого необходимо создать в регионе всю необходимую инфраструктуру места накопления ТКО, мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции , скоординировать процесс вывоза мусора таким образом, чтобы не возникало переполнения контейнеров, а перевозчики, проезжая по маршруту, не вывозили полупустые контейнеры. Создание и развитие инфраструктуры переработки отходов. Сократить поток отходов на объекты их захоронения полигоны, свалки можно только одним способом — масштабным и своевременным выделением сортировкой из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования. В результате появятся условия сортировки отходов строительство мусоросортировочных комплексов и завода по переработке мусора с целью их дальнейшей вторичной переработки. Строительство инфраструктуры предполагается за счет федеральных и областных средств, средств инвесторов. Ликвидация и рекультивация несанкционированных свалок в 6 городах области и самых опасных объектов накопленного экологического вреда. Организация информирования населения о ходе мусорной реформы, развитие системы общественного контроля. Для перехода региона на новую схему обращения с отходами была проделана подготовительная работа: разработана и утверждена в 2016 году территориальная схема обращения с отходами, в том числе с коммунальными, выбран региональный оператор, установлены тарифы на работу регионального оператора и нормативы накопления отходов, из которых складывается плата граждан. Что относится к коммунальным отходам Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами подробнее см. К ТКО не относятся: группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки », «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» и «Отходы линолеумов, полимерных плиток» тип «Отходы строительства зданий, сооружений». А также отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с коммунальными далее — терсхема Разработку и корректировку терсхемы осуществляет министерство охраны окружающей среды Кировской области далее — министерство. После разработки терсхемы в 2016 году в феврале 2018 года была разработана ее электронная модель. Модель позволяет планировать и формировать потоки ТКО с учетом действующих и вновь создаваемых объектов полигонов, мусоросортировочных станций и комплексов , выбирать оптимальную логистику транспортирования ТКО, проводить оценку экономической составляющей при реализации терсхемы. Таким образом, с помощью электронной модели были разработаны наиболее выгодные транспортные маршруты на вывоз ТКО на 23 полигона Кировской области, часть из которых стали межмуниципальными. При этом необходимо было предусмотреть пункты временного накопления отходов сроком на 11 мес. Например, в Верхнекамском районе отходы логистически оправдано собирать на временной площадке в пгт Рудничный, который расположен в центре района, а затем вывозить в соседний район на полигон. При этом количество вывозимых на полигон отходов можно уменьшить путем создания в Рудничном мусоросортировочной станции для сортировки отходов , а также производств по переработке вторичного сырья. Документы и ссылка для доступа к электронной модели размещены на сайте министерства priroda. В связи с изменениями в конце 2018 года в природоохранном законодательстве терсхема в 2019 году будет корректироваться, а также согласовываться с 5-ю федеральными органами: Минпромторг России, Росприроднадзор Москва , Минстрой России, ФАС, РСТ. Откорректированный проект терсхемы должен быть размещен на сайте министерства до 01. Первая корректировка терсхемы должна быть проведена до 01. Что планируется построить и имеющиеся проблемы В соответствии с территориальной схемой в Кировской области до 2022 года планируется построить 12 объектов обработки ТКО мусоросортировочных станций и комплексов далее — МСС и 2 мусоросортировочных завода. В территориальную схему обращения с отходами вошли 23 полигона, все они внесены в государственный реестр и имеют лицензию на работу. На этих полигонах устанавливается весовое оборудование, проводится электричество. В рамках терсхемы необходимо также строительство последующих очередей карт ряда действующих полигонов в Нолинском, Зуевском, Лебяжском, Куменском, Слободском районах, которое планировалось осуществить за счет внебюджетных источников, однако в настоящее время источников финансирования строительства очередных карт не найдено. Если полигоны исчерпают свой ресурс в более короткий срок, чем предусмотрен территориальной схемой, то поток отходов будет перенаправляться на другие объекты. Временным выходом может стать размещение отходов на свалках, которые в настоящее время не эксплуатируются, но фактически имеют такую же инфраструктуру, что и полигоны: наблюдательные скважины, обвалочные дамбы, нагорные канавы, административно-хозяйственные здания, но могут отсутствовать противофильтрационные экраны. Сейчас это разрешено изменениями в федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Речь идет о 7 объектах в Санчурском, Яранском, Омутнинском, Опаринском, Арбажском, Тужинском и Унинском районах, которые ранее эксплуатировались. В настоящее время прорабатывается вопрос по каждому объекту резервы объемов захоронения, экономика затрат регионального оператора и операторов действующих полигонов и транспортных расходов, чтобы не нарушить ранее принятую логистику территориальной схемы обращения с отходами и не увеличивать тариф. Но есть и сложности: возобновленные объекты должны быть оборудованы дорогостоящим весовым оборудованием, устройством ограждений, но при непродолжительном сроке эксплуатации — три года — эти затраты могут не окупиться. О мусороперерабатывающем заводе Оптимальным решением проблемы переработки отходов является строительство мусороперерабатывающего завода. Но для строительства мусороперерабатывающего завода нужен инвестор. На протяжении ряда лет министерство ведет его поиск, но до настоящего времени желающих не нашлось. В нашем регионе бизнесу это не очень выгодно — большая рассредоточенность населения в районах области, недостаточные объемы коммунальных отходов для строительства крупного высокотехнологичного завода. Подробнее — см.
В Совфеде рассказали о негативных последствиях мусорной реформы
Доля сортируемых отходов в России превысила 50% | Жители дома сортируют отходы по нескольким видам: пластиковые бутылки, флаконы от бытовой химии, алюминиевые банки, пакеты, упаковка, бумага и картон. |
В Карелии сортировать мусор в шаговой доступности может уже половина жителей | Работают многочисленные станции для сортировки мусора и более 200 мусороперерабатывающих заводов по всей стране, а к 2024 году будет построено еще 200. |
Мусор ждет сортировки - Ведомости.Экология | В регионе уже достигли следующих показателей: сортировка 100% отходов и отправление на утилизацию 50% отходов. |
Реформа закона об обращении с отходами | Для этого нужно заставить население сортировать мусор, собирать его раздельно, создать мощности по сортировке и утилизации. |
Борьба с отходами выходит в России на новый уровень
Если вы выбросили мусор в бак с сухими отходами, он со стопроцентной вероятностью попадет в переработку. Это завод, где мусор сортируется, часть полезных фракций отправляется на переработку, часть отходов превращается в РДФ-топливо. В России их больше 1000, причем зачастую они оказываются недостаточно загружены (так как мало отсортированного мусора). Если вы выбросили мусор в бак с сухими отходами, он со стопроцентной вероятностью попадет в переработку.
Сортировка бытового мусора в России достигла 50%
Лишь 7% отходов в России уходит на переработку, остальное отправляется на полигоны. Жители дома сортируют отходы по нескольким видам: пластиковые бутылки, флаконы от бытовой химии, алюминиевые банки, пакеты, упаковка, бумага и картон. Интерфакс: Ситуация с утилизацией отходов в РФ ухудшилась за пять лет реализации мусорной реформы, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Важная составляющая новой системы обращения с отходами — раздельный сбор мусора и его последующая переработка. В России их больше 1000, причем зачастую они оказываются недостаточно загружены (так как мало отсортированного мусора).
Сортируй по-умному: роботы и нейросети в борьбе с отходами
Мусорный коллапс в стране: почему важно сортировать и термически перерабатывать отходы Арина Корф Экология В России эта проблема носит глобальный характер Во времена СССР сортировка мусора была привычным делом: люди относили в пункты приема металлолома, бумагу, стекло — за это они получали деньги. В период Советского союза количество отходов в мусорных контейнерах было значительно меньше, соответственно проблема не имела большой масштаб. На данный момент преимущественное количество продукции, которые приобретается россиянами, упаковано в стекло, пластик или полиэтилен. Пунктов приема мусора в стране практически нет, соответственно, все отходы отправляются на свалку. На данный момент в России остро стоит проблема сортировки мусора, она уже стала глобальной. Ядовитые вещества, которые десятилетиями выделяются гниющими свалками, отравляют не только почву, но и атмосферу Земли. Важно правильно утилизировать и перерабатывать мусор, чтобы сохранить энергию, воду, а также уменьшить количество отходов и выброса парниковых газов.
Запрет на захоронение мусора, который можно переработать. Переработать можно практически любые отходы: бумагу, пластик, нефтепродукты, текстиль, металлолом, древесину. Все это описано в проекте «Экология», появившемся после «майских» указов в 2018 году. Все, что можно переработать, должно быть переработано Суть реформы До 2019 года за судьбу отходов отвечал муниципальный руководитель: губернатор области или мэр города.
По сути, вся ответственность лежала на управляющих компаниях или руководителях предприятий: они сами выбирали компанию, которая вывозила мусор на свалку. Об утилизации речь не шла. Согласно правилам, введенным в 2019 году, сейчас за обращение с отходами отвечает региональное руководство. На уровне региона разрабатывают территориальную схему, где подробно прописывают, что и как будут делать с отходами; выбирают единого оператора и устанавливают тарифы за его услуги. Читать далее Единый региональный оператор — организация, которая отвечает не только за транспортировку, но и за утилизацию и переработку мусора в конкретном регионе. Если оператор не справляется с обязанностями, регион может заменить его. У каждого регионального оператора в ведомстве есть площадка для биокомпостирования органических отходов, мусороперегрузочные станции, мусоросортировочные комплексы и полигоны твердых коммунальных отходов.
Отвечать за нарушения должны не только граждане, но и компании, которые сваливают отсортированные отходы в одну машину.
При этом штрафы юридических лиц должны быть в сотни раз больше, чем у физических. Однако вводить подобную ответственность следует не раньше 2028-2030 года. Пока силы нужно направить на просвещение населения и проводение специальных уроков.
Согласно правилам, введенным в 2019 году, сейчас за обращение с отходами отвечает региональное руководство. На уровне региона разрабатывают территориальную схему, где подробно прописывают, что и как будут делать с отходами; выбирают единого оператора и устанавливают тарифы за его услуги. Читать далее Единый региональный оператор — организация, которая отвечает не только за транспортировку, но и за утилизацию и переработку мусора в конкретном регионе. Если оператор не справляется с обязанностями, регион может заменить его. У каждого регионального оператора в ведомстве есть площадка для биокомпостирования органических отходов, мусороперегрузочные станции, мусоросортировочные комплексы и полигоны твердых коммунальных отходов.
Вся эта структура называется экотехнопарком. Разные типы мусора оператор обязан сортировать и перевозить на разных машинах. С 2019 года в квитанциях появилась отдельная строка «вывоз мусора», куда включили не только перевозку, а весь цикл обращения. Обращение с твердыми коммунальными отходами Большую часть объема нашего мусорного ведра занимает упаковка. Чтобы ее было меньше и, соответственно, уменьшался объем мусора, нужно: стимулировать бизнес выпускать продукцию в экологичной, подлежащей переработке упаковке; информировать граждан о том, как правильно сортировать мусор. В идеале каждый упакованный продукт должен сразу идти с инструкцией по его утилизации.
Новости и пресс-релизы
Новости и аналитика Аналитические статьи Реформа института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки: кто и за что будет отвечать. Узнаем о реалиях и перспективах сортировки мусора в России: насколько велика проблема раздельного контейнерного сбора и переработки отходов, как заставить людей их сортировать, что такое дорожная карта, и меняется ли система согласно новой программе. Проблема мусора в России по-прежнему стоит остро, но благодаря соблюдению закона об обращении с отходами и нашим общим усилиям воздух в стране точно станет чище. Но мусоровозов если и добавилось, то немного, сортировка мусора выросла не сильно, утилизация свалок хромает, а количество несанкционируемых свалок только растет. На данный момент в России остро стоит проблема сортировки мусора, она уже стала глобальной.
Точно нет: 5 причин, почему сортировать мусор нет смысла
В 2023 году жители России заплатили за вывоз твердых коммунальных отходов порядка 280 миллиардов рублей, но жалобы на качество работы региональных операторов поступают ежедневно. Перерабатывается до 42 процентов всего производимого мусора, это позволило значительно сократить количество отходов, поступающих на свалки. Как рассказали проекту «ка» в пресс-службе единого оператора, с сортировкой мусора в городе пока есть определённые сложности. Корниец отметил, что пока сортировка мусора не стала достаточно популярной у россиян, хотя в последние годы и получила серьезное развитие. Ситуация с утилизацией отходов в РФ за пять лет реализации мусорной реформы ухудшилась.