Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Статья «Влияние родителей на формирование «синдрома отличника»» | Рассказываем, как родителям обнаружить синдром отличника у своего ребенка, откуда он берется и как от него избавиться. |
Синдром отличника: как воспитать у ребёнка адекватное отношение к оценкам — Блог Тетрики | Разбираемся, как понять, что у ребенка синдром отличника, откуда он берется и как с ним справиться. |
Синдром отличника изводит российские семьи - Общество - Новая Бурятия | "хорошая-плохая", это. весьма достойным может быть. |
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей | Психологи отмечают, что обычно синдром отличника развивается из‑за слишком амбициозных и требовательных родителей. |
Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом
Похвала и конструктивная критика должны быть в меру. Не связывайте успеваемость в школе с личностью ребёнка. На оценку может влиять всё, что угодно — усталость школьника, плохое настроение учителя. Хвалите знания, а не оценки. Вместо того, чтобы интересоваться, какие оценки ребёнок сегодня принёс — спросите, что нового он узнал, какие открытия сделал. Любая ошибка — опыт.
Неудачи не должны стать чем-то негативным. Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания. Научите ребёнка действовать согласно внутренней мотивации, а не ждать похвалу и разрешение от родителей. Как мы уже писали выше, синдром отличника может возникнуть при завышенных требованиях к оценкам и критике со стороны родителей и окружающих. Если у ребёнка есть сложности в понимании какого-то предмета, советуем сразу обращаться к специалистам.
Преподаватели Тетрики доступным и простым языком объяснят сложные темы и помогут разобраться с любыми недопониманиями. Записывайтесь на бесплатный вводный урок, чтобы улучшить успеваемость и обогнать школьную программу. Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок Оставить заявку.
Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать. До определенного момента бонусы от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом.
Минусы мы начинаем чувствовать не сразу. В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверситетской жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма. Гордон Флейт и Пол Хьюитт в исследовании 2002 года выделили три типа перфекционизма: ориентированный на себя; ориентированный на других; социально предписанный.
Ориентированный на себя перфекционизм — это тенденция устанавливать для самого себя недостижимые планки. Например, всегда выполнять задачи максимально хорошо и не допускать ошибок. Перфекционизм, ориентированный на других, — это тенденция требовать от окружающих, чтобы они соблюдали определенные стандарты, соответствовали неким идеальным параметрам.
Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками.
А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями. Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий.
Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства. Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться. Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности.
Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами. Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности.
Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента. Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения. Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе. Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества.
Как преодолеть синдром отличника Родителям следует понизить требования к ребенку. Не третируйте школьника, чтобы он приносил только отличные отметки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок в очередной раз покажет в дневнике невысокую оценку. Вместо подстегивания в гонке за отметками пообщайтесь с ребенком о приятном, спросите его о школьных делах, друзьях, новых знакомствах и интересах, предложите вместе заняться каким-либо делом, придумать хобби. Таким способом родитель сформирует у школьника нацеленность не на результат, а на сам процесс. Нельзя зацикливаться на отметках.
Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего. Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху.
У меня появилось ощущение, будто за мной постоянно кто-то наблюдает — вроде внутреннего надзирателя. Впрочем, даже это не помогало сбросить постоянное напряжение».
Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила. Любить своего ребенка и давать ему это чувствовать. Лучшее лекарство от синдрома отличника — это безусловная любовь и ласка родителей.
Для детей крайне важно знать, что мама и папа дорожат ими такими, какие они есть. И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких. Плохо написанная контрольная, замечание в дневнике — это не повод набрасываться на ребенка с осуждением.
Что такое синдром отличника
Родители с синдромом отличника: как такими не стать | Нередко синдром отличника у ребенка проходит незамеченным до тех пор, пока не начнут проявляться серьезные проблемы с нервами или социализацией. |
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь | Согласно последним данным, дети, имеющие синдром отличника, подвержены страху совершить ошибку. |
Синдром отличника у ребенка | Основные причины, почему у ребенка формируется синдром отличника. |
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать. Чтобы уберечь ребёнка от синдрома отличника, можно убрать один из факторов, которые его провоцируют. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое.
Синдром отличника: как воспитать у ребёнка адекватное отношение к оценкам
синдром отличника | В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника? |
Статья «Влияние родителей на формирование «синдрома отличника»» | Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. |
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться | Но дети и взрослые с синдромом отличника живут в постоянном напряжении — за прекрасными оценками и спортивными наградами могут прятаться серьёзные проблемы. |
Синдром отличника: от депрессии до тика | Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника. |
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
"хорошая-плохая", это. весьма достойным может быть. "хорошая-плохая", это. весьма достойным может быть. Психологи отмечают, что обычно синдром отличника развивается из‑за слишком амбициозных и требовательных родителей. Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку. Рассказываем, что такое синдром отличника, о его признаках и симптомах у детей и взрослых. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life.
Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
Так продолжалось несколько лет. В итоге болезнь отступила, но оставила глубочайший уродливый шрам на душе поэта. Он так и умер — от привычки к вину в расцвете лет. Спрашивается: нужны ли были все эти жертвы во время учебы, если они так закончились? Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно. Это показатель не только высокого умственного потенциала ребенка, но и знак того, что подростка захватывают школьные предметы. Но вот если получение хорошей оценки превращается в самоцель, в отметку ради отметки — здесь стоит задуматься, стоит ли игра свеч? Не превращается ли «пятерка» в некий фетиш, которому в жертву приносятся все другие грани жизни?
Не обедняет ли отличный аттестат внутренний мир ребенка? Ответить на эти вопросы совсем не просто. В наше время жесткой социальной конкуренции продолжают все еще «встречать по одежке»: конкурс аттестатов при приеме в высшее учебное заведение или на работу никто не отменял. Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей. В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная.
Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т.
В школе ребенок становится уже более самостоятельным, но оценивание, исправление, поощрение продолжают его сопровождать — теперь как инструменты системы образования. Здорово, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации — безоценочная любовь, поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку, оказался не прав или просто ищет то, что для него важно и интересно, не обращая внимания на правила. Иногда родители, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или ограниченности внутреннего ресурса, обращают внимание на ребенка только тогда, когда отпрыск его чем-то «заслужил», например принес пятерку. То есть пятерка в детском сознании становится залогом получения приятного и важного ресурса. Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать. До определенного момента бонусы от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом. Минусы мы начинаем чувствовать не сразу.
В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверситетской жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма.
Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.
Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее! Впереди может ждать тупик. Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.
Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих. Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной.
И, напротив, некачественная работа замечается окружающими. Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека. Отличник в жизни Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем: В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии. В работе.
Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью.
Если вы туда полезете и будете нагружать своими «хотелками» ребенка, то начнете тратить его энергетический запас. В результате пострадают эмоциональные процессы, потому что никто не отменял законы развития психики. Если мы тратим энергию на освоение какой-то функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть изначально вложена. Все остальные «драмкружки» — по фото, рисованию, пению — вреда не причинят, и если вам так сильно хочется, то, конечно же, ведите своего малюсенького художника на курсы. Только не забывайте главное: нужно каждый день предоставлять ребенку свободное время для ничегонеделания с вашей точки зрения.
Это так же полезно, как и все другие виды игр. Дети ведут себя как дети Согласитесь, мы все об этом забываем. И воспринимаем незрелые поступки малышей и их не всегда ровный путь познания жизни как нечто вопиющее. Ребенок познает мир, а мы вместо того, чтобы уважать его действия, реагируем грубостью, раздражением и нетерпимостью. Ждем от него логичных поступков и самоконтроля, а это очень большие требования для еще физически и психологически маленького человека. Так что запасаемся терпением и помогаем.
Даже если для этого нам потребуется успокоительное или бокал вина! Единственное, о чем и правда можно почитать, — это об этапах развития малыша Тут скорее важна техническая часть. Про скачки роста, на фоне которых бывают перемены настроений. Про сепарацию, тревогу, возрастные кризисы только не воспринимайте все буквально. Про то, что любые перемены, будь то переход с трех снов на два или отмена ночных кормлений, в основном проходят через плач стресс , и чем быстрее успокоитесь вы сами, тем быстрее малыш привыкнет к новым правилам игры. Маленькие дети крайне консервативны.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе. Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты.
Педиатр Парецкая предупредила родителей о синдроме 7 сентября у школьников
Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями. О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья. На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний.
Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках.
Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно.
Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет.
Причины развития синдрома отличника Почему формируется синдром отличника? Есть несколько причин, которые исходят из детства: Избежание наказания. Ребенок пытается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей, негативного отношения учителей, неприятия сверстников, осуждения общественности. Получение поощрения. Желание получить похвалу и родительскую любовь, усилить симпатию, получить власть и превосходство над другими. Стать спасателем. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников.
Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились. В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом? Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей. Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг. Перфекционисты чрезвычайно критичны к себе. С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка. В психологической драме «Одержимость» 2014 молодой человек по имени Эндрю Майлз Теллер хочет стать хорошим ударником.
Попробуйте сервис подбора литературы. Вы всегда можете отключить рекламу. Коцуба, Т. Курышкина Проводится анализ достаточно малоизученного в психологии понятия «синдром отличника» и наличия ситуативной тревожности в условии оценки качества выполненных заданий и в ее отсутствии. Ключевые слова: «синдром отличника», ситуативная тревожность, тревожность, невротический перфекцио-низм, перфекционизм, внешняя оценка, творчество. Об авторах: Постановка проблемы Коцуба «Синдром отличника» до сих пор остается неопределенным понятием в психологии. Коро-риментальной работы заключается в том, что это лева. По мнению К. Хорни, перфекционистские стремления способствуют ббк 88. По мнению А. Автор говорит о том, что существует основная триада невротического типа реагирования: гиперсоциальность, сензи-тивность и тревожность [захаров, 2000, с. Хамачек выделяет два типа перфекционизма, а именно: здоровый и невротический. Автор рассматривает невротический перфекционизм как чрезвычайную озабоченность людей ошибками в собственной деятельности. Такие люди сильно сомневаются в качестве полученного результата, для них важны оценки и ожидания значимого окружения. Перфекционисты чувствуют, что их родители, учителя, работодатели предъявляют высокие требования, и невозможность соответствовать им для них равнозначно потери их принятия [Hamachek, 1978]. Сомнения в собственных действиях.
И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась. Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения. В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов? Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться. В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые "забивают" на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать. Конечно, о воспитании среди отличников командного духа не может идти и речи. Зато троечником в этом смысле больше везет: они сбиваются в группы и живут по законам, которых нахватались по телевизору, в школе, дома. Но я отвлеклась. Двое моих старших детей, обучаясь по такой оценочной системе, свою неуспешнось, неудовлетворенность приносили домой. Их настроение было тяжело выносить, тем более подрастали младшие и перенимали настрой старших. Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т. Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так. Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007, вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее. Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото. Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок.