В книге исследуется история борьбы Советского правительства за установление мирных, добрососедских отношений с Польшей в первые годы после заключения Рижского мирного договора. Мне представляется, что, подписывая Рижский договор, советские руководители использовали дипломатический опыт, который приобрели во время Брестских мирных переговоров в конце 1917-го – начале 1918 года. Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас.
Восточная политика Польши. Рижский мирный договор 18 марта 1921 года
Польша вспоминает столетие Рижского мирного договора. 18 марта в Риге было подписано соглашение, которое оформило окончание польско-советской войны 1919 — 1921 годов. Ратификация Рижского договора состоялось 18 марта 1921 года. «Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей». Настоящий протокол является составной частью Мирного Договора, имеет наравне с ним обязательную силу и вступает в действие с момента подписания Мирного Договора. Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года, разделил спорные территории в Беларуси и Украине между Польшей и Россией и положил конец конфликту. Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. как не странно устраивали в краткосрочной перспективе все заинтересованные стороны.
Столетие Рижского мирного договора: чем закончилась советско-польская война
В 1920 году Польша захватила и Минск, и Киев. Даже Пилсудский мечтал дойти до Москвы", — отметил историк. Причем часть Литвы вместе с городом Вильно нынешний Вильнюс. А расстояние от Минска до польско-советской границы было всего около 40 км", — добавил он. То есть следили за порядком, наказывали, если это необходимо. То есть фактически это было возвращение к феодальному режиму, только с новыми техническими гаджетами", — пояснил историк. Второй Брестский мир. Почему Рижский договор важен для истории По словам Мягкова, Польша эксплуатировала эту систему и вела жесткую политику полонизации этих территорий: "Не только оккупация, но и экономическое разграбление, ополячивание, которое заключалось в запрете любого делопроизводства на украинском, белорусском языках, постоянное сокращение, а потом и полное уничтожение, например, в западной Белоруссии национальных школ, где обучались на белорусском и украинском языках". Также проводилась экспансия католической религии, закрывались православные храмы, насаждалось католичество, богослужение на польском языке, ограбление церквей. То есть шла политика ополячивания, но, с другой стороны, для Польши это было экономически как колония", — подчеркнул историк. Концлагерь в Березе-Картузской В качестве еще одного примера жестокости он рассказал про то, что в Белостокском воеводстве в районе города Береза-Картузская был организован концентрационный лагерь, через который с 1934 до 1939 год прошло не менее 10 тысяч человек.
Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г. Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе. Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов, освещающих события вооруженного противостояния и дипломатического урегулирования конфликта Советской России и Польши.
Структура интернет-проекта выстроена в соответствии с тематико-хронологическим принципом и состоит из семи разделов: Перед схваткой 1918 — январь 1919 гг. Вторжение: польское наступление 1919 г. Мирная передышка осень 1919 г. Польский поход на Киев весна 1920 г. Активная оборона и контрнаступление Красной армии конец мая — август 1920 г.
Сражение на Висле август — сентябрь 1920 г. Рижский мир осень 1920 г. Для интернет-проекта были отобраны 1000 архивных документов, разнообразных по своему видовому составу.
От Польской Республики: Я. Домбский и. Каузик польский политик , Э. Лехович польский юрист , Г. Страсбургер польский юрист , Л. Василевский польский политик, министр иностранных дел Польши в1918-1919 гг. Основное содержание договора.
Полякам удалось невозможное. Заикнувшись про Рижский договор, они заставили множество людей интересоваться этой темой, изучать специальную литературу и выступать с комментариями в средствах массовой информации. В чем заключается суть вопроса? Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны. Выставив претензии к Советскому Союзу и к России как к правопреемнице СССР, поляки почему-то ни единым словом не упомянули про Украину, хотя она если придерживаться точки зрения поляков как правопреемница Украинской Советской Социалистической Республики тоже должна Варшаве. При этом поляки почему-то игнорируют некоторые важные детали. Прежде всего нужно разобраться, кто были подписанты этого договора. Как известно, Советский Союз был создан только в 1922 году, и зафиксированное во многих учебниках истории наименование Советско-польская война — это большая условность. Надо понимать, что воевал не Советский Союз в том виде, в каком его все сегодня себе представляют, а отдельные республики. Соответственно, эти три республики и подписывали договор с Польшей. Кроме того, нужно учитывать, что Белоруссия в переговорном процессе в принципе не участвовала. Минск делегировал все свои права и полномочия Москве. Договор должен был подвести итог советско-польскому конфликту, причем на достаточно выгодных для Польши условиях. Он фиксировал окончание пребывания Польши в составе России. По этой причине, собственно, и разгорелась полемика в 2017 году. Чего хотела Польша, подписывая договор? Она требовала свою долю за развитие промышленности, культуры и вообще всей русской государственности за тот период, когда она находилась в составе Российской империи. Оценили поляки себя достаточно скромно — «всего лишь» 300 млн золотых рублей. Но этого им показалось мало: они захотели еще 2 тысячи паровозов и несколько десятков тысяч вагонов. Без этого Польша, по их мнению, существовать не могла. Переговорный процесс шел непросто. Но по определенным позициям договоренностей достичь удалось. В частности, в документе есть параграф 13, который гласит, что Россия и Украина обязуются выплатить золотом или слитками, но только не 300, а 30 млн, то есть польские запросы в результате переговоров сократились. Причем выплатить обещали в течение года с момента ратификации документа. Было решено, что Польша получит не 2000 паровозов, а 300, а также 8360 товарных и пассажирских вагонов. И это не репарации по мирному договору. Речь шла о том, что таким образом оценивается и подтверждается вклад Польши в развитие русского государства.
III.1921. Рижский мирный договор
Тем самым были разгромлены основные войска Красной Армии, брошенные против Польши. Другие отмечают, что Россия серьёзно пострадала во время Гражданской войны и не имела сил для борьбы на несколько фронтов. Мирный договор был нужен ей, чтобы убрать угрозу с запада и покончить с Русской Армией генерала Петра Николаевича Врангеля, которая в разгар борьбы с поляками перешла в наступление. Условия мира, предложенные поляками, изначально были тяжёлыми. Советскому правительству приходилось соглашаться с тем, что под польским гнётом окажутся многие белорусские и малороссийские земли, которые совершенно не тяготели к польской государственности. Кроме того, само существование обновлённой Речи Посполитой было угрозой для молодой советской республики. Поляки в своей политике всецело руководствовались указаниями стран Западной Европы, которые были враждебны большевикам.
В этом контексте стоит вспомнить Второй зимний поход подразделений УНР в октябре-ноябре 1921 года, которые выступили с территории Польши, но потерпели поражение, поскольку повстанческое движение было уже по большом счету разгромлено. Историк объяснил, почему Пилсудский не решился на подобный шаг, скажем, в марте 1921 года. Когда шли переговоры в Риге по поводу договора, то не было известно, какая реальная ситуация в России, поскольку оттуда не поступала информация. Можно сказать, что в этом смысле Рижский договор был выгоден Москве, так как, напомню, тогда в Кронштадте вспыхнуло восстание. Правда, это был локальный бунт, но он показывал, что от войны и от всей этой ситуации устали наивернейшие защитники большевистской революции.
И этот бунт в Кронштадте был кроваво подавлен. Безусловно, также были восстания на Украине, и наибольший их размах был именно весной 1921 года, и если бы нужно помочь повстанцам, то нужно было это делать именно тогда, ведь шансы на успех были бы более высокими. Если бы помощь повстанцам пришла бы из Польши тогда, то можно было бы рассчитывать на успех. Но именно в связи с подписанным договором и его ратификацией Польше это было не на руку. Надо помнить, что, во-первых, в случае оказания поддержки повстанцам Польша была бы предоставлена сама себе.
Никто в Европе не хотел продолжения войны на востоке, даже проводимой польскими руками. Наблюдался отход от политики интервенции со стороны Франции и Великобритании. Никто уже не хотел включаться в гражданскую войну с большевиками. Тайком питались надежды, что их режим упадет сам по себе, сигналом чего рассматривалось восстание в Кронштадте. Таким образом, если бы такая помощь со стороны Польши была оказана, то это было бы наперекор международной общественности и также наперекор воли большинства польского общества, которое уже не желало войны и интервенции.
Сложно себе представить, что бы был поддержан второй Киевский поход.
Польша стала крупнейшим лимитрофом, созданным на обломках рухнувшей Российской Империи, отгородила вместе с Балтийскими государствами и Финляндией "цивилизованный" мир от большевистской угрозы с востока. Польша вместе с этими новообразованиями стала важнейшим звеном в борьбе с Советской Россией. Во-вторых, итоги этой войны устраивали и Советскую Россию, так как давали ей передышку в вооруженной борьбе с внешними силами "контрреволюции", чтобы перебросить их на подавление "контрреволюции" внутренней. Не секрет, что именно после окончания войны с поляками, красные перебросили силы и в кратчайшие сроки разгромили Русскую армию Врангеля, а затем эти же силы были брошены на подавление восстаний на Северном Кавказе, Тамбовщине и Западной Сибири. В случае продолжения войны с поляками при сохранении южнорусской контрреволюции и начавшейся волне повсеместных крестьянских мятежей Гражданская война затянулась бы. Красные хотя и не сумели решить все свои задачи в войне внешней, однако, победили в войне внутренней. Они должны невольно поблагодарить поляков и лично Ю. Пилсудского за этот "подарок". И, наконец, Польша получила больше всего преимуществ от итогов советско-польской войны.
Польша получила юридическое признание со стороны восточного соседа, что на 2 десятилетия стабилизировало восточные границы польского государства. Польша юридически признавалась со стороны Советской России, что было также важно с точки зрения международного престижа, тем более Польша была в статусе победившей державы. Конечно, стабильность была зыбкой именно в советско-польских отношениях, хотя нестабильность именно в начале и первой половине 1920-х гг. Следует отметить, что польское руководство пошло по пути строительства собственной маленькой империи, повторяя в значительной мере опыт Речи Посполитой до ее краха в конце 18 в. Поляки стали вновь имперским народом, границы государства в значительной степени повторяли контуры прежнего государства с соответственным составом населения. Отличительной чертой послевоенной Польши было то, что у нее имелись пограничные конфликты со всеми соседними странами. Завязались узлы конфликтов, взорвавшие ситуацию почти через 2 десятилетия. Помимо советско-польских противоречий, существовал и германо-польский конфликт по поводу Восточной Пруссии, Данцига Гданьска и Силезии.
Слабость польской государственности , а также признаки возможности вспышки революции в Германии побуждали Ленина и его соратников задуматься о переносе пламени революции на Запад. Большевики считали Польшу хрупкой «перегородкой» , отделявшей русскую революцию от немецкой. Соединение этих двух стихий создавало возможность для советизации всей Европы. Первым сигналом , который мог свидетельствовать о перемене отношения большевиков к территориальному статус-кво в Восточной Европе, возникшему в конце Первой мировой войны, было аннулирование Брестского мира 13 ноября 1918 года. На практике это решение означало изменение позиции Советской России, которая до того времени осуждала разделы Польши и их территориальные последствия. Лозунг самоопределения наций был заменен лозунгом о самоопределении трудящихся масс. Советское правительство заявляло, что будет бороться против попыток восстановления власти капитала в Центральной и Восточной Европе. После аннулирования Брестского мира большевики начали формирование польских и литовских ударных батальонов , предназначавшихся для «поддержки революции в Польше». Одновременно части Красной армии, действуя согласованно с командованием Обер-Оста, продвигались по пятам за отходившими немецкими войсками, а польские попытки противодействовать этой процедуре, то есть убедить европейские державы принудить Германию к сотрудничеству с целью совместного создания антибольшевистской преграды, закончились неудачей. Поэтому конфронтация польских и большевистских устремлений была лишь вопросом времени. В Варшаве попытку Красной армии занять Вильно сочли актом начала агрессии. Схватка за Березу-Картузскую 14 февраля 1919 года послужила началом полномасштабной польско-советской войны , завершившейся мирным договором, подписанным в Риге 18 марта 1921 года. Норман Дэвис , историк Польские историки говорят о «нападении» большевиков на Кресы Кресы также Восточные Кресы, Kresy Wschodnie, от польского слова «крес» — граница, конец, край; буквально «восточная окраина» — польское название территорий нынешних западной Украины, западной Беларуси и Литвы, входивших в состав Польского государства. Советские историки, а в последние годы и некоторые российские, говорят о «польских агрессорах» так, будто Кресы принадлежали Советской России. Обе позиции безосновательны. В 1919 году Кресы не «принадлежали» никому, разве что местному населению, у которого ни поляки, ни Советская Россия никоим образом не могли спросить о его мнении. Правда состоит в том, что большевики первыми двинулись на Обер-Ост, сформировав 16 ноября 1918 года Западную Армию, которая заняла Минск и Вильно, прежде чем польские войска успели предпринять какие-либо Однако на этот вопрос можно взглянуть несколько иначе , а именно отметить, что как Советская Россия, будучи правопреемницей Российской империи, так и возрождавшееся польское государство, признававшее разделы недействительными ex tunc, c самого начала лат. Из того факта, что советская сторона не признавала за державами Антанты права принимать решения по вопросам границ Советской России а само это понятие вплоть до августа 1920 года большевики зачастую признавали идеологической ересью , следовало, что польско-советский конфликт становился неизбежным. Судьба Версальского договора Итак , война была, с одной стороны, неминуемым следствием политических процессов, происходивших на рубеже 1918-1919 годов в Центральной и Восточной Европе конфликта соперничавших устремлений и политических проектов, лишь до времени замедляевшихся присутствием немецких войск Обер-Оста , а с другой — результатом фактического отсутствия у держав Антанты инструментов для эффективного воздействия на ситуацию в Восточной Европе и первоначальной незаинтересованности в ее проблемах. Внимание держав было сосредоточено, скорее, на развитии ситуации на Рейне, Шпрее и Дунае. Правда, они приписывали себе компетенцию в решениях по поводу нового порядка на всем континенте, но их надежды распространить политическое верховенство на его восточную часть не были основаны на реальной силе. В результате функционировавшая в условиях перемирия с Германией временная политическая система была явно незамкнутой. Единственным инструментом , при помощи которого Антанта могла ее замкнуть, была Польша. Однако для того , чтобы контролировать ее политический потенциал и использовать его для эффективной реализации своих решений, необходимо было вовлечение Польши в сеть политических взаимосвязей. Такую возможность предоставляли Антанте несколько факторов. Во-первых, роль распорядителя в польско-германских вопросах, во-вторых, роль арбитра в спорах между Польшей и другими ее соседями: чехами, литовцами , украинцами, в-третьих, функция единственного источника снабжения для молодого польского государства. В зависимости от потребностей и текущего хода событий использовался один либо несколько доступных средств давления на польские власти, чтобы склонить их к принятию точки зрения держав Антанты. Положение Польши лишь немного облегчалось тем , что по многим вопросам взгляды держав Антанты все же достаточно расходились, а различия в интересах между ними вызывали неопределенность совместной позиции. Время от времени это давало польским политикам возможность маневрирования и ослабления неудобного корсета давления. По причинам, приведенным выше, Польша, которая соседствовала с двумя державами, оспаривавшими новый европейский порядок, еще до заключения Версальского договора представляла собой самое слабое его звено. Чуть ли не на следующий день после поражения в Варшавской битве , 22 сентября 1920 года, Ленин так объяснял советские мотивы в войне с Польшей: Владимир Ленин Современный империалистический мир держится на Версальском договоре. Победив Германию , решив вопрос, которая из двух всемирных могущественных групп, английская или германская, будет распоряжаться судьбами мира на ближайшие годы, империализм закончил Версальским миром. У них нет другого закрепления всемирных отношений, как политических, так и экономических, кроме Версальского мира. Польша — такой могущественный элемент в этом Версальском мире, что, вырывая этот элемент, мы ломаем весь Версальский мир. Мы ставили задачей занятие Варшавы, задача изменилась и оказалось, что решается не судьба Варшавы, а судьба Версальского договора. Польские политики тоже осознавали , что долговечность Версальской системы в большой степени обусловлена существованием независимой Польши. Александр Скшиньский, один из самых выдающихся министров иностранных дел межвоенного периода, повторял, что «в руках Польши находится ключ к европейской безопасности — любая комбинация , которая попыталась бы его игнорировать, заранее была бы обречена на полную неудачу». В другом случае Скшиньский заявлял , что «Версальский договор — это существование Польши». В свою очередь , Советская Россия без заключения мира с Польшей не имела бы шансов восстановить связи с Европой и вырваться из политической изоляции. Как говорил в Риге Адольф Иоффе , глава советской делегации на мирных переговорах: «Если бы мы хотели , мы бы просто могли сдуть такие государства, как Эстония и Латвия, с карты Европы, однако мы этого не делаем, чтобы показать всей Европе, что с Советской Россией можно подписать мир и считаться с ее обязательствами». Конечно , события 1939-1940 годов показали истинную цену этим декларациям. Однако это не меняет сути дела — Рижский договор был элементом , который обуславливал существование установленного после Первой мировой войны европейского порядка. Он определял его границы и дополнял управляющие им нормы, будучи одновременно полностью интегрированным в системные институты.
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка
РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. |
Временный реванш. Историк – о Рижском мирном договоре с Польшей | Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. как не странно устраивали в краткосрочной перспективе все заинтересованные стороны. |
Временный реванш. Историк – о Рижском мирном договоре с Польшей | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Столетие Рижского мирного договора: все разделилось на "до" и "после" | Мирный договор между Польшей, Россией и Украиной, подписанный в Риге 18 марта 1921 года, закончил польско-большевистскую войну 1919–1920 годов. |
1.Рижский мир 1921г. И судьба Западной Беларуси.
Рижский мирный договор 1921 | Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается. |
Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения - YouTube | Все главные новости. Русофобская политика Пилсудского привела Польшу к катастрофе. – отметил Сергей Нарышкин. «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. |
Рижский договор 1921 года
Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). Новости и события Российского исторического общества. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой.[1][2]. Подписан 18 марта 1921 года в Риге. Все главные новости. Русофобская политика Пилсудского привела Польшу к катастрофе. – отметил Сергей Нарышкин. «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора.
Восточная политика Польши. Рижский мирный договор 18 марта 1921 года
В 1915 году в ходе Первой мировой войны Польшу временно оккупировали германские и австро-венгерские войска. В ноябре 1916 года было объявлено о создании Королевства Польского, фактически подчиненного Германии и Австрии. После поражения Германии в Первой мировой войне в ноябре 1918 года была провозглашена независимость Польши с Йозефом Пилсудским во главе. Он выступил за восстановление Речи Посполитой от Балтийского до Черного моря и начал осуществлять этот план, воспользовавшись ослаблением России.
Весной 1920 года польские войска начали наступление на советскую территорию и в мае заняли Киев. Однако советская армия сумела быстро перебросить войска и в июне 1920 года вновь захватила Киев, а затем освободила Минск и Вильнюс. В августе началось наступление на Львов и Варшаву.
Под Варшавой войска Пилсудского разгромили армию Тухачевского, что стало известно как «чудо на Висле».
Правда, это был локальный бунт, но он показывал, что от войны и от всей этой ситуации устали наивернейшие защитники большевистской революции. И этот бунт в Кронштадте был кроваво подавлен. Безусловно, также были восстания на Украине, и наибольший их размах был именно весной 1921 года, и если бы нужно помочь повстанцам, то нужно было это делать именно тогда, ведь шансы на успех были бы более высокими. Если бы помощь повстанцам пришла бы из Польши тогда, то можно было бы рассчитывать на успех. Но именно в связи с подписанным договором и его ратификацией Польше это было не на руку. Надо помнить, что, во-первых, в случае оказания поддержки повстанцам Польша была бы предоставлена сама себе. Никто в Европе не хотел продолжения войны на востоке, даже проводимой польскими руками. Наблюдался отход от политики интервенции со стороны Франции и Великобритании. Никто уже не хотел включаться в гражданскую войну с большевиками.
Тайком питались надежды, что их режим упадет сам по себе, сигналом чего рассматривалось восстание в Кронштадте. Таким образом, если бы такая помощь со стороны Польши была оказана, то это было бы наперекор международной общественности и также наперекор воли большинства польского общества, которое уже не желало войны и интервенции. Сложно себе представить, что бы был поддержан второй Киевский поход. Тем не менее кто же все-таки победил в Риге в марте 1921 года — большевики, или все же это была ничья? Мнение Яна Писулиньского: Знаете, такие спортивные метафоры зачастую являются сильным упрощением, поскольку они размывают картину, хотя и они убедительны. Я бы этого не рассматривал в спортивных категориях. Можно сказать, что с перспективы международного плана Пилсудского и безопасности Польши Рижский договор ничего не давал.
Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н. Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного. К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья XIII. В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета. При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам. Статья XVII. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах. При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов. Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора. Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора. Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н. Все расчеты за материальные ценности устанавливаются в русских золотых рублях; в остальных случаях расчеты производятся на основаниях, предусмотренных в статьях XIV, XVI и XVII настоящего договора. Статья XIX. Россия и Украина освобождают Польшу от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской Империи, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства, по внешним и внутренним займам бывшей Российской Империи, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям, по гарантированным займам таковых и проч. Статья XX. Россия и Украина обязуются признавать, согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине. В случаях, предусмотренных в первом абзаце этой статьи, Россия и Украина будут признавать обязательную силу не только за подлинными документами, удостоверяющими имущественные права польских лиц юридических и физических, но и за теми документами, которые будут выдаваться Смешанными Комиссиями, предусмотренными статьями XV и XVIII настоящего договора.
Главное меню
- Не до "мировой революции"
- ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- stopka gov.pl
- Рижский мир с Польшей | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше
- Из Википедии — свободной энциклопедии
100 лет назад Польша и РСФСР подписали мирный договор в Риге
Дело о 30 миллионах золотом: Рижский договор 1921 года | Ровно 100 лет назад был заключен Рижский мирный договор, который предусматривал разделение территорий Беларуси и Украины и присоединение их западных земель к Польше. |
"Горький мир." Почему польско-советский мирный договор 1921 не удовлетворил ни Москву, ни Варшаву? | В книге исследуется история борьбы Советского правительства за установление мирных, добрососедских отношений с Польшей в первые годы после заключения Рижского мирного договора. |
100 лет со дня окончания советско-польской войны: история подписания Рижского договора | Итогом советско-польских переговоров стал Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года. |
Рижский мирный договор 1921 | «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. |
Рижский мирный договор 1921
РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 — Между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. ===== В ходе советско-польской войны 1920, развязанной реакц. 18 марта 1921 года в Риге был заключен мирный договор между РСФСР и Польшей, согласно которому советская сторона уступила западноукраинские и западнобелорусские земли. Мероприятие проходило в читальном зале библиотеки для учеников 10-го класса Ружанской средней школы, учителей, работников и гостей библиотеки. В ходе лекции были рассмотрены исторические моменты важных событий в жизни нашего государства, таких как Рижский. Мероприятие проходило в читальном зале библиотеки для учеников 10-го класса Ружанской средней школы, учителей, работников и гостей библиотеки. В ходе лекции были рассмотрены исторические моменты важных событий в жизни нашего государства, таких как Рижский. В мирном договоре эти требования были учтены, и в октябре 1921 года РСФСР передала первую часть предусмотренного договором золота, а поляки выслали неугодных большевикам лиц.
Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше
Сколько наших людей тогда погибло? Андрей Сорокин: Да, это одна из трагических страниц Польско-советской войны. В результате разгрома Красной армии под Варшавой и ее отступления действительно были захвачены десятки тысяч красноармейцев, которые были заключены в концентрационные лагеря. Всего в плен попали около 157 тысяч красноармейцев, из них погибло более 30 тысяч человек. И судьба красноармейцев в польском плену являлась тогда, является и сегодня одной из тем, которые не перестают волновать общественное сознание. Ленин действительно не собирался сто лет назад воевать с Польшей и распространять мировую революцию в соседнюю страну? Андрей Сорокин: Нет, у советского руководства, которое было занято внутренними фронтами Гражданской войны и упрочением советской власти, не было ни сил, ни возможностей, ни устремлений советизировать Польшу.
И в 1919 году, и в 1920-м инициатором продвижения на восток и начала военных действий была Польша. Мы можем говорить об этом вполне определенно. У нас нет документов, которые позволяли бы сконструировать иную версию этих событий. В 1918 году Советская Россия признала не имеющими юридической силы договоры о разделе Польши, а в 1919 году обращалась к западному соседу с предложением урегулировать вопрос о взаимном признании и границах дипломатическим путем.
А главное, Польша обязывалась не поддерживать и не развивать антисоветские организации на своей территории. Причем под антисоветскими организациями подразумевались не столько белогвардейцы, потому что их процент на территории Речи Посполитой был не самым большим, сколько националисты, прежде всего украинские, потому что Петлюра сотоварищи нашли себе пристанище именно на территории Польши. То есть в чем суть документа? Россия и Украина готовы передать золото и железнодорожный транспорт; в обмен Польша перестает поддерживать антисоветские организации. Казалось бы, справедливый размен. Договор был опубликован в октябре 1921 года, и предполагалось, что в том же месяце Польша получит первый взнос за железнодорожное имущество. Но поляки должны были выслать с территории страны пять известных противников советской власти, среди которых был Борис Викторович Савенков на территории Польши располагались основные базы «Союза защиты родины и свободы». Фактически это обязательство выполнено не было. Хотя Савенкова и попросили покинуть территорию Польши, «Союз защиты родины и свободы» продолжил свою деятельность в этой стране. Как обменивались они разведданными с польской контрразведкой, так и продолжали это делать. По-прежнему в Польше издавались савенковские газеты и журналы, собирались близкие к Савенкову русские литераторы например, Мережковский, Гиппиус на творческие вечера, где градус ненависти к Советскому Союзу был необычайно велик. Информация об этом есть в польской печати. Помимо Савенкова полякам нужно было избавиться от украинских националистов, в частности от Петлюры и Тютюнника. Однако деятели самой первой украинской революции гидности были необычайно нужны польскому руководству. Потому что уже тогда в недрах польского генерального штаба стали создаваться самые первые наметки того, что в дальнейшем будет известно как план «Прометей». Об этом мы с вами еще поговорим на страницах этой книги. Сам Пилсудский относился к любому врагу советской власти как к своему союзнику и соратнику. Тем более что Петлюра и Тютюнник не скрывали своих агрессивных замыслов по отношению к действовавшему тогда на территории России и Украины политическому строю и всячески пропагандировали независимую Украину. При полном попустительстве польских властей уже после подписания Рижского договора Тютюнник с помощью поляков и, по сути, на их средства сколачивает вооруженные отряды, которые вторгаются на территорию Украины. Триумфа не получилось, отряды были достаточно быстро разгромлены, Тютюннику снова пришлось скрываться на территории Польши. Когда Советский Союз в лице России и Украины задал вопрос, почему происходит такое наглое невыполнение основных условий Рижского договора, никакого ответа, разумеется, не последовало. Видя позицию поляков, Россия и Украина заявили о том, что они перестают выплачивать денежные средства Польше. Впрочем, какую-то часть в 1921 году полякам успели перевести. Сегодня никто не может доподлинно сказать, сколько именно золота было передано тогда Варшаве. А нынешние польские политики и политологи в один голос твердят о том, что Польша вообще ничего не получила — и поэтому мы должны им выплатить 30 млн золотых рублей. Это означает, что современные Россия и Украина должны передать Польше «всего лишь» 45,7 тонны золота. И даже если какая-то часть денег была выплачена, то мы должны понимать, что сделала это вовсе не Украина, а Москва.
Американские и английские империалисты использовали все средства, чтобы заставить польское правительство продолжать антисоветскую вомну. Они прибегали к самым разнообразным способам давления. Разрыв переговоров, предпринятый Англией, Советское правительство квалифицировало как сознательное нежелание допустить установление между Советской Россией и Англией мирных отношений и возложило на английское правительство всю полноту ответственности за последствия этого срыва. Но между желанием империалистов организовать новый поход и возможностью его осуществления лежала непреодолимая пропасть, созданная как противоречиями в лагере врагов Советского государства, так и прежде всего решимостью трудящихся масс Европы обуздать свои империалистические правительства и не допустить организации такого похода. Усилилось движение «Руки прочь от России! Французская социалистическая партия под давлением левых элементов обратилась к трудящимся Франции с воззванием бороться против войны с Советской Россией. В эти дни Анатоль Франс заявил: «В настоящий момент спасение Европы и всего мира в руках пролетариата». В ответ на попытку Мильерана провести мобилизацию нескольких французских дивизий для помощи буржуазно-помещичьей Польше Вайян-Кутюрье от имени французского пролетариата предупредил: «Попробуйте открыто провозгласить священный поход банков и несгораемых шкафов против Советской России. Бели вы осмелитесь провозгласить мобилизацию, то се объявление станет вашей могилой». Большой размах революционное движение приняло в Италии. В борьбу против угрозы войны включались все новые и новые отряды мирового пролетариата. Подготовка Красной Армии к контрнаступлению, истощение Польши, усиление пролетарской блокады Польши, рост революционного движения на Западе и углубление противоречий между Польшей и Врангелем, Польшей и империалистами Антанты — все это вынудило польское правительство пойти па завершение мирных переговоров с Советской Россией. Военные действия прекратились 18 октября 1920 г. Рижский прелиминарный мирный договор был подписан Польшей вопреки позиции Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки. Но он не был прочным до тех пор, пока не было покончено с Врангелем. Ленин в октябре 1920 г. Если это не будет сделано, то мы не можем быть уверены, что польские помещики и капиталисты, под давлением французских помещиков и капиталистов и с их помощью, еще раз не постараются навязать нам войну». Это ленинское указание подтвердилось последующей политикой польского правительства, которое после подписания прелиминарного договора на деле продолжало военные действия против Советского государства, используя для этих целей Петлюру, отряды Желиговского, банды Савинкова и Булак-Балаховича. Польские войска не были отведены на установленную линию границы и систематически нарушали условия перемирия. Временно им удалось захватить даже Минск. Польское правительство оттягивало возобновление переговоров по заключению окончательного мира, а в польской прессе и сейме наиболее агрессивные элементы начали кампанию за возобновление войны с Советской Россией. Однако вскоре обстановка изменилась. В ночь на 8 ноября героическая Красная Армия взяла штурмом Перекоп и в течение нескольких дней очистила Крым от последнего ставленника иностранных империалистов в России — Врангеля. Разгром Врангеля оказал воздействие на польское правительство. Вскоре в Риге возобновились переговоры об окончательном марком договоре. Однако все домогательства польской стороны потерпело поражение. По Рижскому мирному договору обе стороны признали независимость Украины и Белоруссии. Это означало крах великодержавных, антисоветских планов польских господствующих классов, стремившихся захватить Украину и Белоруссию. Однако Польше удалось добиться отторжения от Советской Белоруссии и Советской Украины их западных областей. Обе стороны обязались полностью уважать суверенитет другой стороны, не вмешиваться в ее внутренние дела и не допускать образования и пребывания на своей территории организаций и групп, направленных против другой стороны. Согласно статье 7, Польша предоставляла лицам русской, украинской и белорусской национальности, проживающим на ее территории, все права, которые обеспечивали бы свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов. Со своей стороны Советские республики предоставляли такие же права полякам , проживающим иа советской территории.
Указывая на то, что в этой войне не было победителей, Полторак утверждает, что и на то, что "и для Польши, и для Советов эта война была ни что иное, как победоносное поражение! Михутина полагает, что "ситуация взаимного недоверия, политической подозрительности, психологической неприязни получила трагическое разрешение в прологе второй мировой войны". Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. Во-первых, это устраивало страны Антанты, в первую очередь Францию. Польша стала крупнейшим лимитрофом, созданным на обломках рухнувшей Российской Империи, отгородила вместе с Балтийскими государствами и Финляндией "цивилизованный" мир от большевистской угрозы с востока. Польша вместе с этими новообразованиями стала важнейшим звеном в борьбе с Советской Россией. Во-вторых, итоги этой войны устраивали и Советскую Россию, так как давали ей передышку в вооруженной борьбе с внешними силами "контрреволюции", чтобы перебросить их на подавление "контрреволюции" внутренней. Не секрет, что именно после окончания войны с поляками, красные перебросили силы и в кратчайшие сроки разгромили Русскую армию Врангеля, а затем эти же силы были брошены на подавление восстаний на Северном Кавказе, Тамбовщине и Западной Сибири. В случае продолжения войны с поляками при сохранении южнорусской контрреволюции и начавшейся волне повсеместных крестьянских мятежей Гражданская война затянулась бы. Красные хотя и не сумели решить все свои задачи в войне внешней, однако, победили в войне внутренней. Они должны невольно поблагодарить поляков и лично Ю. Пилсудского за этот "подарок". И, наконец, Польша получила больше всего преимуществ от итогов советско-польской войны. Польша получила юридическое признание со стороны восточного соседа, что на 2 десятилетия стабилизировало восточные границы польского государства. Польша юридически признавалась со стороны Советской России, что было также важно с точки зрения международного престижа, тем более Польша была в статусе победившей державы. Конечно, стабильность была зыбкой именно в советско-польских отношениях, хотя нестабильность именно в начале и первой половине 1920-х гг. Следует отметить, что польское руководство пошло по пути строительства собственной маленькой империи, повторяя в значительной мере опыт Речи Посполитой до ее краха в конце 18 в.
Немного истории: Рижский мирный договор 1921 года.
Однако правительство буржуазной Польши не соблюдало условий Рижский мирный договор 1921 о прекращении враждебной деятельности против Советского государства и о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польше. При подписании Брестского мирного договора и Рижского договора Беларусь как самостоятельная республика, провозглашенная 1 января 1919, не рассматривалась. На 18 лет белорусский народ разделила граница. После подписания Рижского мирного договора аннексированные белорусские земли были поделены на 4 воеводства: Полесское, Новогрудское, Виленское и Белостокское. Главным культурным и научным центром Западной Беларуси был Вильно, промышленным - Белостокский промышленный район. В экономическом отношении Западная Беларусь была аграрной окраиной Польши и использовалась преимущественно как источник сырья и дешевой рабочей силы. Что касается общественной, культурной, духовной жизни на отошедших к Польше территориях, то, согласно Рижскому договору, белорусам и другим национальным меньшинствам в Польше должны были быть обеспечены равные с поляками права в политической жизни, развитии своей культуры, языка, а также в вероисповедании.
Многочисленные права и свободы национальным меньшинствам обещала Конституция Польши и Закон о языках, принятый в 1924 году. На практике польские власти стали проводить жесткий курс на «ополячивание» населения. Это коснулось всех сторон жизни западных белорусов. С этой целью белорусские земли активно заселялись так называемыми осадниками - поляками, получавшими здесь бесплатно земельные наделы. Органы самоуправления в белорусских воеводствах находились под жестким контролем польского государства.
Это была первая, наиболее традиционная граница, которая устанавливалась для свободолюбивых устремлений наций. Подписание договора , 1921.
Источник: Википедия Вторую границу обозначал системно неразрешимый конфликт двух способов толкования самого понятия нации , что переносилось и на понимание права на самоопределение. Сообщества, обладавшие государственностью или хотя бы ее традицией, располагавшие широко известной, более высокой культурой, рассматривали в качестве своей национальной территории — на которой должно было реализовываться право на самоопределение — также земли этнически чуждые либо полиэтничные, но исторически, политически и культурно связанные с территорией, считающейся исконной например, французской, польской или русской. Кроме того, у «государствообразующих наций» не было сильных возражений против признания членами своих национальных сообществ лиц иного этнического происхождения, а высказывания Эрнеста Ренана, выдающегося французского публициста, который в 1882 году говорил в Сорбонне, что нация — это ежедневный плебисцит, находили отклик у немалой части их элит. Иначе обстояло дело в случае сообществ, основывавших свое национальное сознание на принципе этнонационализма, отождествляя само понятие нации с этнической группой, а такие сообщества представляли собой, к примеру, украинцы или белорусы. Для них были неприемлемы слова Ренана, а принцип, что этнические границы являются границами национальными и потому должны совпадать с политическими кордонами, становилось неоспоримым. Последний предел для национальных чаяний составляли опасения относительно способности новых государственных организмов к самостоятельному функционированию. В период формирования европейского порядка после Первой мировой войны большинство приведенных замечаний высказывалось в адрес всех вновь созданных государств.
Были ли у Польши поддержка Запада? С ноября 1918 года процесс верификации прав и стремления наций к самоопределению происходил , главным образом, в Париже, где продолжалась работа над мирным договором, конституирующим новый европейский порядок. Хотя его главные архитекторы намеревались распространить эту политическую конструкцию на весь континент , они были не в состоянии полностью осуществить свои планы. В Восточной Европе новый порядок формировался независимо от проходивших в Париже переговоров. В большой степени это произошло в результате создания политического вакуума в этой части континента после большевистского переворота в России. Среди союзников решающим голосом по вопросам Восточной Европы должна была обладать Россия , враждебно относившаяся к идее самоопределения наций. В Петрограде справедливо полагали это направление мысли опасным для империи.
В то же время, когда в 1918-1919 годах приходилось принимать решения о новой политической форме Европы, о границах вновь возникших в Центральной и Восточной Европе государств и способах ослабления германской угрозы, Россия молчала, не в силах заговорить. Ее раздирала гражданская война, в которую включились державы победившей Антанты. С одной стороны, их вооруженная интервенция на стороне защитников старого режима против варварского правления большевиков затрудняла реализацию стремлений России к уважению ее интересов в процессе создания нового порядка. С другой стороны, опасность «переливания» большевизма в Европу привела к возникновению общности интересов во взаимоотношениях между Лондоном, Парижем и Берлином, что было нечастым явлением на рубеже 1918 и 1919 годов. Общее стремление европейских держав сдержать большевиков на восточных рубежах Европы сильно коррелировало как с амбициями формирования нового европейского порядка таким образом, чтобы обеспечить ему стабильность и безопасность то есть в максимально возможной степени учесть стремления к самоопределению многих малых народов , так и с польскими усилиями по восстановлению своей государственности. С разрешения Германии и даже в соответствии с ее волей , в Варшаву в ноябре 1918 года прибыл Юзеф Пилсудский , сразу же приступивший к организации государственных структур Польши, возрожденной после 123 лет разделов. С точки зрения Берлина, они должны были заменить немецкую военную администрацию, так называемый Обер-Ост, и тем самым дать возможность вывода из Восточной Европы немецких войск, необходимых для стабилизации ситуации в Германии, где могла разразиться революция.
В свою очередь, действовавший в Париже Польский национальный комитет добивался от держав Антанты отправки в Польшу сильного экспедиционного корпуса, который должен был бы поддержать еще только формировавшиеся польские вооруженные силы при передаче им антибольшевистского фронта от Обер-Оста. Таким образом должен был появиться общий барьер для защиты Европы от большевистской экспансии. Державы Антанты не могли выполнить это польское требование, тем более они стремились создать из польского государства щит перед большевистской угрозой. В феврале 1919 года Юзеф Пилсудский направил с миссией в Бухарест доверенного офицера , задачей которого было предпринять попытку координации антибольшевистского военного сотрудничества между Польшей и силами Антанты. Эмиссаром был пехотный майор Юзеф Бек — впоследствии один из ближайших соратников Пилсудского и министр иностранных дел Второй Речи Посполитой. Его миссия закончилась неудачей. Экономику всех трех разделов разорили военные действия , многократно прокатывавшиеся через польские земли в ходе Первой мировой войны; царил голод, бушевали эпидемии гриппа, дизентерии и тифа.
Польское государство в огромной степени зависело от поддержки Антанты — начиная с продовольственной помощи и военных поставок и заканчивая политическими решениями. Спорные земли Среди наиболее сложных вопросов , которые нужно было решать, находилась проблема границ. Польша именно «возрождалась», или — как тогда выражались, обращаясь к сильной традиции польского романтизма XIX века, — «воскресала из мертвых». Поэтому для большей части польского общества исходной точкой были восточные границы Польши на момент, когда ее уложили в гроб в XVIII веке. У политических элит был на этот счет гораздо более рациональный взгляд, ведь они быстрее поняли неотвратимость процессов, произошедших на восточных землях бывшей Речи Посполитой в течение предшествующих ста лет, и потому иначе подходили к вопросу формирования польской позиции по вопросу восточных границ. Воспоминания Александра Ладося — одного из польских участников мирных переговоров в Риге В польском обществе сталкивались тогда две концепции , принципиально различные и противоречившие друг другу. Одной из них была федералистская концепция, представленная левыми партиями и поддерживаемая Начальником государства.
Начальник государства — официальная должность, существовавший в 1918-1922 годах. Все это время ее занимал Юзеф Пилсудский. В ней решение вопроса польских границ на востоке виделось через создание нескольких связанных с Польшей демократических республик В обращении к народу , выпущенном в ноябре 1918 года, правительство Енджея Морачевского декларировало, что отношение польского государства к соседям будет основано «не на насилии или захватнических стремлениях , но на терпимом уважении общих интересов, полюбовном решении спорных вопросов». Далее правительство заверяло: «Мы не хотим доводить преходящие пограничные споры до неотвратимой борьбы соседних народов , веря, что демократии Польши, Литвы, Беларуси, Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Германии найдут выход для установления сосуществования свободных и равноправных народов». В то же самое время Юзеф Пилсудский в инструкции для своих эмиссаров , направлявшихся в Париж, высказывался в другом ключе: Юзеф Пилсудский Мы хотим добрососедских отношений с Россией. Дружественное устройство этих отношений тем легче Однако Россия , с которой Пилсудский надеялся установить добрососедские отношения, должна была прежде освободиться от большевизма.
Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны. Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны.
Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Советская сторона, признавая роль польских земель в хозяйственной жизни бывшей Российской империи, обязалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн.
Последовательно исходим из того, что история должна объединять, а не разъединять.
А «чувствительные» сюжеты следует оставлять на рассмотрение профильных компетентных специалистов. Рассчитываю, что свой вклад в деполитизированное изучение прошлого внесет и данная выставка. Уверен: она вызовет большой интерес у широкой общественности, придаст дополнительный импульс научно-исследовательской деятельности», — сказал он.
На фото: Сергей Лавров В 2008—2013 годах сложные вопросы советско-польских отношений того периода были предметом пристального внимания российско-польской группы, созданной по решению руководителей двух стран, напомнил сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Если изучать исторические проблемы, опираясь на архивные документы, преследуя цель формирования более позитивного диалога, то такая исследовательская работа может сближать учёных, население, политические элиты. При условии, что последние не глухи к мнению исследователей.
Это происходит также только тогда, когда историки и политики находят в себе желание и умение транслировать примирение и взаимопонимание в обществах своих странах. На фото: Анатолий Торкунов, Сергей Нарышкин В свою очередь открывшаяся выставка, по его мнению, как раз «работает» на сближение и диалог, а также способствует спокойному и полифоничному анализу прошлого нескольких современных государств Восточной Европы, которые исторически были частями Речи Посполитой и Российского государства в разных итерациях этих исторических доминант европейского континента.