Байопик об Алексее Балабанове задумали год назад, когда при подготовке выставки-путешествия «Балабанов» обнаружились неопубликованные ранее фрагменты интервью режиссера. 25 февраля Алексею Балабанову (1959-2013) исполнился бы 61 год. Это один из главных и без преувеличения культовых российских режиссеров.
Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь»
Человек не нашего времени: 65 лет назад родился Алексей Балабанов — РТ на русском | Кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). |
Алексей Балабанов - биография, причина смерти, фото режиссера | Напомним, что Алексей Балабанов, известный российский режиссер, автор фильмов "Брат" и "Брат 2", "Груз 200", "Про уродов и людей" и многих других, умер в 2013 году на 55-м году жизни. |
Алексей Балабанов | На первой встрече Алексей Балабанов создавал впечатление умного, сообразительного человека, который хорошо знает, что хочет, однако пока мало умеет. |
Стало известно, что будет с последним сценарием к фильму Алексея Балабанова | Режиссер: Алексей Балабанов Главные роли: Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Григорий Сиятвинда. |
В Санкт-Петербурге состоялась премьера байопика про режиссера Алексея Балабанова
А стоит крест на брусчатке из трамвайного парка на Среднем проспекте Васильевского, они подарили мне камни. Они ждали, когда вырубится крест. Ведь это каменная выкладка у трамвайных путей - любимая Алексеем. У Алексея никогда не было шарфов. Я буду, конечно, по-своему бороться. Мне как художнику всегда хочется очистить от лишнего. Но я же понимаю, это от любви, чтобы ему было тепло. Это не в моей власти уже. Я даже портрет не делала.
Не люблю. Это все должно быть дома. Это тоже кто-то принес. Вплотную к древнему молельному домику? И хотел семейный склеп. Но это вопрос детей, если меня туда положат.
Те события и рассказы сослуживцев впоследствии легли в основу одного из самых тяжелых и мрачных фильмов режиссера — «Груза 200».
Какие еще картины сценариста стали культовыми, что навсегда изменило его жизнь и приблизило уход? Обо всем этом в 65-й день рождения, который Балабанов никогда не отметит — в нашем материале. В то время город переживал расцвет андеграундной культуры, и в местной тусовке Алексей познакомился с группой «Наутилус Помпилиус», чья музыка впоследствии не раз играла в лентах постановщика. В 1985-м Балабанов снял первый художественный фильм «Раньше было другое время», где в ресторане на фоне поющего Вячеслава Бутусова разворачивались конфликты случайных людей. Но легко ли в дальнейшем было лавировать между творчеством и личной жизнью? С женой Ириной Балабанов познакомился в Москве в гостях у общих знакомых. Это казалось любовью с первого взгляда — едва только Ира вошла на порог, постановщик отвесил ей комплимент, а в конце вечера — в шутку сделал предложение.
Ирина не скрывала, что отношения с творцом не всегда давались ей легко Потом молодых людей разметало по разным городам на полтора года, но едва только Балабанов позвал Ирину к себе, она забыла девичью гордость и помчалась за возлюбленным в Свердловск. Девушка поступила на философский факультет Уральского университета, а Алексей — на отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве. Из-за этого после свадьбы супругам предстояла долгая разлука, однако стипендии Ире хватало, чтобы раз в два месяца летать в столицу. В одну из таких поездок Ирина забеременела, чему несказанно обрадовался Балабанов. Положение она переносила легко, так что до последнего навещала супруга — то в Москве, то в Киеве, где он снимал документальную ленту «О воздушном летании в России». Ирина не унывала, ведь понимала, что вышла замуж за творца. После окончания Высших курсов Алексей заявил, что хочет жить в Москве или Петербурге, что жена поддержала.
Прочитав сценарий ленты «Счастливые дни», супруга осознала, что избранник сделает большое кино.
Все-таки никто не отменял нравственность. Кино и телевидение, правда, делают все для того, чтобы человек о ней забыл. Пусть сам разберется. А что касается меня, то я живу по христианским заповедям. Во всяком случае, стараюсь… Я человек православный, хотя и из коммунистической семьи.
Мне всегда не хватало чего-то… Когда я это сделал, у меня как-то ум раскрылся… С душой что-то произошло. Я, конечно, долго готовился к этому, когда учился на высших курсах. Через «Мастера и Маргариту», между прочим, подошел к Евангелию. Я прочитал сначала Булгакова, а потом Евангелие. И понял, насколько Евангелие мощная и сильная книга. Есть ли она в России?
А вот политика центральная отказалась от нее. Я был сейчас в Иркутске. Там чеченцы рулят вовсю. Держат игорный бизнес. Что хотят, то и делают. Их наши парни боятся.
Они кому надо отстегнут, у них все куплено. Китайцы ресторанным бизнесом заправляют и торговлей. А нашим людям места нет. Алюминий или бумагу варить — вот их место. А в школу пойди, у учителей ни зарплаты, ничего. Дети как учатся...
В Питере в этом плане гораздо лучше. А там, на востоке, где Россия настоящая, русским нет места. И они завоевывают. Это люди другой структуры. Они другие. Они так устроены.
С ними бесполезно говорить. Не договоришься. Их пускать нельзя. Они победят нас. А по закону никто этого не сделает… — Расскажи немного о Сергее Бодрове. Как ты с ним познакомился?
Он был на Кинотавре с фильмом своего отца «Кавказский пленник». Фильм неплохой, но мне не понравился, мне понравился Сережа… Был банкет после фильма, я подошел, говорю: давай с тобой кино вместе сделаем. Я сказал, что денег не будет. Ничего не будет. Я снимал любительское кино. Он на это сразу согласился.
Алексей Балабанов, 2002 Балабанов стал голосом «потерянного поколения», пережившего хаос двух кровавых войн. Почти в каждом его фильме есть десантник-ветеран, а если посмотреть шире — война. Из фильма в фильм герои Балабанова объединяются в спонтанное братство, часто вокруг непроговоренной трагедии или присутствующего где-то за кадром — и пережитого — военного конфликта.
Обязательным сакральным символом братства в фильмах Балабанова становится сцена у огня.
Алексей Октябринович Балабанов
Алексей Балабанов попал на курс «Авторское кино» к известному режиссеру Борису Галантеру. Всё про советского и российского режиссера Алексея Балабанова. Алексей Балабанов интервью практически не дает. На этой неделе в Санкт-Петербурге похоронили известного режиссера, нашего земляка Алексея Балабанова.
Русский православный режиссер: 12 реальных фактов о Балабанове
Даже пальто в картине у Сухорукова не собственное, а с плеча жены Балабанова. Но никто не видит, что застежка на нем — женская. Свою последнюю квартиру — на 14-й линии Васильевского острова — Балабанов купил на гонорары недавно. К тому моменту Сухоруков из коммуналки уже съехал. Он не любил капитализм — Почему Балабанов отказался снимать «Брата-3»? Но дело-то не в Бодрове! Ситуация в стране была такая, что все ждали «Брата-3». Сухоруков даже сценарий написал к фильму: привез Балабанову на читку. А тот отказал. Сказал, что не знает времени, описанного в сценарии, но будет не против, если Витя или кто-то другой снимет сам.
Прячется всю дорогу в бочке с солярой. В порту выныривает из нефтяного пятна — весь в мазуте, но с белозубой улыбкой, и говорит: «Ну, здравствуй, Россия! После его смерти на сберкнижке осталось не много — сто тысяч рублей или двести. Не хотел тратить жизнь на зарабатывание денег. И не любил людей, которые живут ради денег. Ему Сельянов, продюсер, во всем помогал. Когда заканчивались деньги, Балабанов ему звонил. Такое ощущение, что Сельянов держал деньги у себя, чтобы Балабанов их более рационально тратил. У жены сил не было.
Умер, стоя на коленях — Как умер Балабанов? Почему незадолго до смерти он оказался в санатории? Дома сидел с женой и сыном. И вдруг — гости: три бабушки, сын от первого брака. У них постоянно кто-то жил. Условий для работы никаких.
А лишь потому, что нет ничего более вечного в оправдании народа перед самим собой, чем попытка обвинить в своей несостоятельности и нежелании меняться кого-то другого.
Кстати, знаменитую фразу о том, что «сила в правде», сам Балабанов во многих интервью называл банальной и глупой, не понимая, почему она так понравилась массам. Воистину, не знает автор, какие ужасы порой творит своею праведной рукой. Сцена с расстрелом бандитов в американском баре от первого лица — лучшая в фильме «Война» 2002 Российская армия в фильме — пока без пропагандистского лоска второй половины нулевых Кино, которое в год выхода стало попыткой режиссера трезво взглянуть на проблемы страны времен Второй Чеченской компании. Молодой Алексей Чадов проводит очередного иностранца по всем кругам военной политической заварушки, которая перемалывает молодое мясо в фарш из нереализованных юношеских надежд. Современникам лента казалась просто кинохроникой их жизни, которая всегда в итоге оказывается трагичной и неоднозначной. Из 2020 года же этот фильм выглядит теперь намного более глубоким высказыванием, которое просто невозможно в реалиях нового времени. О войне в Чечне вообще снято незаслуженно мало не то что хороших, а вообще хоть каких-нибудь фильмов.
А та жесткость и бескомпромиссность, с которой режиссер показал на экране эпоху, вообще недопустима, и карается сейчас на законодательном уровне. За такое кино Балабанову сегодня пришлось бы долго извиняться перед известно кем, а может быть и отсидеть положенный условный срок. Одна из последних ролей в жизни Бодрова Младшего в «Войне» Удивительно, как не самая лучшая его работа стала теперь выразителем свободы слова начала двухтысячных, когда показывать войну с обеих сторон конфликта еще было можно. Здесь нет хороших или плохих людей. Все одинаково погрязли в том ужасе, который навязывают отчизны с обеих сторон. Фильм теперь многие называют правдивым или наоборот вызывающе лживым и ангажированным. Что еще более явно демонстрирует цикличность времени, и то, как далеко мы ушли от возможности иметь свое мнение, по которой так тоскуют многие современные коллеги Балабанова.
Финал фильма, в котором герой говорит: «А у наших там все по-старому. Телек смотрят. Ждут, че там Путин, какие реформы судебные новые введет», кажется теперь вообще пророческим. Без участия самого автора, который вряд ли мог предполагать, насколько абсурдными и реальными могут послышаться теперь эти слова. Вернулся для того, чтобы закрыть свой собственный гештальт мифа о девяностых.
В 1987 году снял свой первый игровой фильм. Съемки проходили на Урале. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком.
В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов. Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» по мотивам Сэмюэля Беккета и «Замок» экранизация романа Франца Кафки отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках. Фильм «Счастливые дни» стал событием кинематографа начала 90-х. Герой фильма - человек без имени и места жительства. Единственное, чем он владеет, - немного денег, калоши и шляпа, которую он никогда не снимает. Этот фильм стал первой большой совместной работой Балабанова и Виктора Сухорукова. Актер позже появлялся практически во всех фильмах режиссера, а картинам других придавал "балабановский дух". Сухоруков вспоминал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: "Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил.
Говорю ему: "У меня ноги мерзнут... Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались". Широкую известность ему принёс фильм «Брат», вышедший в 1997 году. Картина рассказывает историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова младшего стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии. Балабанов говорил, что фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: "Денег не было снимать интеллектуальные фильмы... В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел "Антикиллер" Корецкого и решил снять фильм про бандитов - модно было". Данила Багров - улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знает "в чем правда", и вершит справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим.
Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего. Балабанов не раз признавался, что без Бодрова фильм и герой получился бы другим, неприятным, отталкивающим: "Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова - к тому времени я уже видел "Кавказского пленника", где он сыграл одну из главных ролей, немного представлял, какой Сережа в жизни. Какой он? И совсем не актер... Он просто органично существует в пространстве". Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» 2002 , местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно». Алексей Балабанов и Сергей Бодров младший В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования.
Сначала режиссёр предлагал сняться своему другу и соратнику Вячеславу Бутусову, потом Глебу Самойлову и Сергею Чигракову, но по разным причинам все отказались. В конце концов был утверждён солист «АукцЫона» Леонид Фёдоров, но в последний момент он не смог сниматься, и вместо него в фильме появился самый яркий участник группы — Гаркуша.
Балабанов Алексей Балабанов в работе всегда требовал достоверности. Поэтому съёмки в больнице были «взаправду» — реальные медсёстры не только делали укол композитору Юрию Матвееву, который играл бандита Матвея, но ставили зонд! Когда режиссёру говорили, что может не стоит мучать человека — это же ужасная процедура, Балабанов отвечал: «Зачем что-то придумывать, когда можно сделать по-настоящему? Балабанов Финал фильма снят с летающей над колокольней камеры, и для того, чтобы получились красивые кадры, пришлось задействовать почти всю съёмочную группу. Сама колокольня стояла в зоне подтопления на самом краю озера, и машина со съёмочным краном никак не могла её объехать — проваливалась под лёд. Тогда реквизиторы сделали широкий помост из досок, который нужно было перекладывать по ходу движения машины.
Рейтинг всех фильмов Алексея Балабанова — от худшего к лучшему
Похороны нова состоятся 21 мая Кинорежиссер Алексей Балабанов, скончавшийся 18 мая в возрасте 54 лет, будет похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге 21 мая. В цикл бесплатных показов войдут фильмы Балабанова, а также важнейшие дебюты режиссеров, когда-то начавших свой путь в игровом кино благодаря кинокомпании СТВ: Бакура Бакурадзе, Сергея Дворцевого, Алексея Мизгирева и других. 25 февраля мог отмечать очередной день рождения Алексей Балабанов (1959-2013), один из самых стильных режиссеров новой России. После демобилизации Балабанов вернулся домой и устроился ассистентом режиссера документалок на Свердловскую киностудию. Алексей Балабанов остался в истории кино как ключевая фигура рубежа веков, XX и XXI, конца 90-х — начала нулевых.
Новый Крест Балабанова тут же становится кодом Петербурга. Как его найти
В день рождения Алексея Балабанова в Петербурге пройдут встречи и экскурсии в память о режиссере | «Алексей Балабанов. |
Причина смерти Алексея Балабанова. Биография режиссера :: | Смерть Балабанова для всех была ужасающей, нелепой, буквально — невозможной — новостью. |
Новый Крест Балабанова тут же становится кодом Петербурга. Как его найти
25 февраля Алексею Балабанову (1959-2013) исполнился бы 61 год. Это один из главных и без преувеличения культовых российских режиссеров. События и новости 24 часа в сутки по тегу: АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ (РЕЖИССЕР). Эксклюзивные расследования, оригинальные фото и видео, «живые» истории, топовые эксперты, онлайн трансляции со всей планеты и горячие тренды соцмедиа и блогов. В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм «Дурак» и посвятил его памяти Алексея Балабанова. Напомним, что Алексей Балабанов, известный российский режиссер, автор фильмов "Брат" и "Брат 2", "Груз 200", "Про уродов и людей" и многих других, умер в 2013 году на 55-м году жизни. 2 октября в «Электротеатре «Станиславский» состоялся специальный показ документального фильма, об одном из самых значимых российских режиссеров — «Алексей Балабанов.
Человек не нашего времени: 65 лет назад родился Алексей Балабанов
Вдова режиссера Алексея Балабанова художница Надежда Васильева рассказала, что ее супруг мог умереть из-за резкого отказа от алкоголя и табака. 25 февраля мог отмечать очередной день рождения Алексей Балабанов (1959-2013), один из самых стильных режиссеров новой России. Они понимали, что Балабанов — уже большой режиссер.