Параллельную историю рассказывают «Эпизоды», составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него как на уникального масштаба Мастера – наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников.
Илье Репину, его друзьям и ученикам посвящена очередная выставка картинной галереи
Об этом процессе «учитель — ученики» мы и говорим с посетителем, представляя работы, отражающие творческий путь и педагогический подход Ильи Репина», — рассказала директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны отца не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе. Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него как на уникального масштаба Мастера – наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников. Много лет Репин посвятил преподаванию в Академии художеств и в студии М.К. Тенишевой — у него было около двухсот учеников. Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. Мастер и его ученики, которые пошли собственным путем. В подмосковном музее «Новый Иерусалим» открылась экспозиция, посвященная Илье Репину.
Выставка "Пушкин в творчестве Репина и его учеников" проходит в Санкт-Петербурге
Полон счастья и теплa, вдыхая свежесть улицы, я выхожy нa воздyx. Вот дивный день: от семи часов утpa и дo семи вечepa я был так полнo и так разнообразнo занят любимыми предметами. И ведь сыт совершеннo; нo, конечнo, y себя теперь я будy упиваться чаем и прикусывать поджаристыми чёрными ломтями, которыe, надеюсь, милая старушкa согреет мнe в какой-нибудь печкe; a если нет, тo ведь иx можнo положить нa самоварчик, и они мигом нагреваются и будут аппетитнo хрустеть нa зубax…» Источник: Илья Репин, «Далёкое близкое». К тому моменту, когда он начал писать мемуары, с той поры прошло около 30 лет, к печати их подготовили только в 1915 году, а выпустили и вовсе в 1937-м, уже после смерти автора. Редактором и автором предисловия к книге стал Корней Чуковский — он был другом художника и его соседом в знаменитой Куоккале. Чуковский отмечал в предисловии, что воспоминания Репина в известной степени «беллетристичны»: описывая любой эпизод, автор всегда придавал ему некую «сценичность» и завершённость. Так, картина нищего студента-провинциала, жадно пьющего чай с сухарями, будто написана кистью художника-передвижника. С одной стороны, этот сюжет вполне реалистичен, с другой — до предела драматизирован, что было свойственно Репину и его знаменитым бытовым сценам в живописи. В следующем, 1938 году у Чуковского тоже вышла автобиографическая повесть, «Серебряный герб». В ней он тщательно описывал своё «правильное» с точки зрения советской идеологии происхождение из простого народа и так же выпукло, как Репин, обрисовывал пережитые невзгоды, дореволюционную классовую несправедливость.
Других автобиографий в годы репрессий и террора выходить не могло. Поэтому в своём предисловии к книге Репина Чуковский много пишет об «идейности» художника и его связи с простым народом. Можно предположить, что и описанные в этих мемуарах лишения Чуковский мог намеренно обострить своей редактурой. Тем не менее в том, что Репину действительно в студенческие годы пришлось нелегко, сомневаться не приходится. В архиве Академии художеств сохранились его разнообразные прошения о пособиях и помощи ввиду тяжёлых условий жизни.
Алла Хатюхина - директор Ярославского художественного музея: «Выставка хороша еще и тем, что открывает нам нового потенциального посетителя, для которых посещение музеев будет происходить не один раз со школой и один раз с гостями, а станет их привычкой.
Они будут отслеживать новости о новых проектах, так же как отслеживают прогноз погоды и курсы валют. От этого качество жизни ярославцев увеличится, это то, к чему мы стремимся. Действительно, слава бежала впереди мастера. Его картины рано начали гравировать, все хотели иметь Репина у себя дома. Валентин Степанов профессор доктор филологических наук: «Мы выросли на творчестве Ильи Ефимовича Репина. Мы давно знаем Ярославский художественный музей.
Это прекрасно выявило перспективу. И еще существенную деталь внес Репин: решил, что служащий с перьями в руках помощник статс-секретаря В. Лыщинский должен идти через зал по диагонали. Это внесло легкое неуловимое движение во всю картину. Репин написал второй, уточненный эскиз. По условиям договора требовалось высочайшее одобрение. Увидев холст, придворные пришли в ужас: грубейшее нарушение этикета! Произвольно искажен ход церемонии! Мыслимое ли дело - Лыщинский гуляет по залу, когда должен замереть и весь обратиться в слух; сенатор Иващенков сидит спиной к государю; генерал Игнатьев отвернулся от императора; помощник статс-секретаря барон Дистерло отвлекает посторонним разговором академика Семенова... Да и другие участники торжественного заседания в трактовке господина живописца ведут себя непозволительно!
Николай II согласился с замыслом живописца. Как-никак царь получил блестящее образование, свободно владел четырьмя языками, постоянно находился в окружении художественных шедевров и не мог не испытывать их воздействия. Многие Романовы обладали верным вкусом, не был его лишен и последний российский самодержец. После утверждения эскиза Репин два месяца приходил в Мариинский дворец, усаживался на облюбованное место и рисовал общие планы, фигуры, лица... Заполнил два альбома. Кроме того, получил специально для него составленный список членов Государственного Совета с необходимыми сведениями: в каком чине, в каком мундире, какими орденами награжден... На этом списке и в альбомах живописец делал пометки, помогающие уловить характер и внешность человека: Константин Победоносцев - "совсем сова"; граф Алексей Игнатьев - "гастроном, глаза хитрые, умные"; бывший начальник Главного тюремного управления Михаил Галкин-Враской - "сперва баки, затем уж лицо"... В конце июля автомобиль доставил в Мариинский дворец гигантский рулон. Опытные академические служители сноровисто раскатали холст в Квадратном зале, натянули на подрамник, установили вдоль стены. Дворцовая прислуга обеспечила живописцев стремянками.
Подмастерья загрунтовали полотно и принялись чертить перспективу Ротонды с уходящими ввысь колоннами, двумя концентрическими кругами столов и кресел. Борис Кустодиев жаловался в письме невесте Юлии Прошинской: "Работа скучная и кропотливая - все линейки да циркуль, да угольник. Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким. Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь - не знаю". Все же за лето подготовительную работу одолели. Написали и верхнюю часть картины. Осенью сановники вернулись из отпуска, возобновились заседания Государственного Совета. Наступила пора портретных этюдов. Их, как и всю площадь картины, поделили: Куликов пишет левую часть, Кустодиев - правую, Репин - центральную. Нередко все трое писали одного и того же "государственного натурщика", как посмеивались между собой ученики.
Потом сравнивали, анализировали, у кого что получилось. Окончательное слово, разумеется, принадлежало профессору. Чаще он отбирал для картины собственную работу. Молодые не обижались, понимали: до Репина им далеко. Хотя и у них случались удачи, появлялись счастливые поводы слышать слова одобрения. Это была прекрасная школа. По письмам Кустодиева чувствуется, как изменилось его настроение: "Самая картина только началась, и начинается интерес к ней, и работаем мы с удовольствием"; "Над ней работы много и работы интересной... При написании портретов Илья Ефимович категорически отказался пользоваться фотографиями: только с натуры! Исключение сделал для императора и председателя Совета, и то лишь потому, что писал их раньше, мог воспользоваться готовыми портретами и заготовками к ним. Неукоснительно выполнялось и другое требование: позировать не где-нибудь, а в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины.
И никто не вздумал возразить. Их сиятельства и высокопревосходительства в парадных мундирах, со всеми регалиями в назначенный день и час аккуратно приезжали в Мариинский дворец, послушно принимали указанную позу и терпеливо ее сохраняли, сколько требовалось.
Репин в кругу семьи на веранде дачи «Пенаты». В 1899 году художник приобрел там усадьбу, которую назвал «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. С 1908-го Репин круглый год жил в Куоккале, куда петербуржцы обычно приезжали во время дачного сезона.
Гостей удивляли необычные порядки в доме, в том числе юного Корнея Чуковского, который оставил о них пространные воспоминания. Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах. Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое «сено». Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собою в «Пенаты» ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны». За время, обеда все блюда подавались чьими: то невидимыми руками, и гости хозяйничали сами», — вспоминал среды в «Пенатах» писатель и сын «бабушки русской революции» Николай Брешко-Брешковский.
Музей в «Пенатах» открыли в 1940 году, там представлены работы Репина в том числе последний автопортрет 1920 года и его учеников, а также мемориальные вещи. Потрет Льва Толстого, 1887 год. Какая жизнь, энергия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущих поколений! Тексты художника издавались книгой несколько раз, впервые еще в 1901 году.
Сборник мемуаров, статей и писем об искусстве «Далекое и близкое», переживший десятки переизданий появился уже после смерти Репина — в 1937 году под редакцией Корнея Чуковского. В автобиографической части он особенно подробно и образно описывает свои детство, отрочество, юность — почти как Толстой. Например, так художник описывает мастера Персанова — своего чугуевского учителя: «Я копировал большую гуашь английской работы: в тенистом зеленом парке башня замка отражалась в воде. Персанов добродушно смотрел на мои старания скопировать оригинал, потом подвел меня к окну над Донцом, за которым уже начинался лес. Из собрания ГТГ «Не ждали», 1884—1888 годы Самая популярная картина из «народнической» трилогии, которая целиком хранится в Третьяковской галерее.
Туда также входят «Арест пропагандиста» и «Перед исповедью». Широко известен итоговый вариант «Не ждали»: в комнату скромной интеллигентской квартиры с портретами Тараса Шевченко и Николая Некрасова на стене входит «блудный сын». Напомним исторический контекст: уже случилось цареубийство, казнь виновных. Выражение лиц детей, траурный наряд женщины видимо, матери , тревожный взгляд девушки в дверях, сам облик главного героя вызывают вопросы: а что собственно происходит, почему «не ждали»? Если герой возвращается из ссылки, то откуда удивление?
Или его считали мертвым? Большинство картин Репина, в том числе «Не ждали» — как будто-то бы концентрированный кинофильм, где все действие — в одном кадре. В Третьяковской галерее хранится еще одна версия «Не ждали», первоначальная — вместо изможденного юноши там изображена девушка-курсистка. Александр Бенуа писал: «Увидев картину, я как-то даже забыл о самом сюжете — до такой степени я был зачарован…» Манифестация 17 октября 1905 года, 1907—11 годы. Из собрания ГРМ Революция 1905 года В послереволюционной России картина Репина «17 октября 1905 года» была почти забыта, видимо из-за неоднозначности образов, во всяком случае ее репродукции не тиражировались миллионами копий и не оказывались на обертках шоколада.
Историческую несправедливость недавно восстановил бизнесмен Андрей Филатов — он поместил фотографию репинской картины на этикетку вина La Grace Dieu Des Prieurs. Мир узнал об этом неожиданно: из инстаграмма футболиста Дэвида Бэкхема, который распивал напиток ценой более 2 тысяч евро за бутылку на яхте Элтона Джона. Портрет П. Третьякова, 1876 год. Из собрания ГТГ Третьяков С меценатом Третьяковым Репин познакомился во время своей работы над «Бурлаками»: Павел Михайлович оценил эскизы и очень хотел картину себе, однако она уже была «забронирована» братом императора Великим князем Владимиром Александровичем — он пообещал за нее 3000 рублей.
Третьякову пришлось довольствоваться эскизом на картоне. Собиратель серьезно помог художнику во время его пенсионерства во Франции: денег от Академии Художеств не хватало — заказы Третьякова выручали.
Выставка «Репин. Наследие. Ученики»
Именно этих учеников Репин привлек для работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Организаторы выставки подчеркивают, что собрать в едином пространстве работы учеников и самого Репина было непросто. Графика конца XIX — начала XX века», посвященную творчеству учеников выдающегося живописца, художника-педагога Ильи Репина. В работах 1890-1900-х годов Юрий Репин передал теплую атмосферу жизни как в Здравневе, так и в «Пенатах», хотя он и не был постоянным участником творческих «сред» И.Е. Репина, устраивавшихся в имении с лета 1904 года.
ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ
Серов – один из любимых учеников Репина, художественные способности которого Илья Ефимович разглядел очень рано: «Всё с величайшей любовью и невероятной усидчивостью переписывал мальчик Серов. В репортаже из "Нового Иерусалима" сотрудники музея и кураторы из музеев, предоставивших работы Репина и его учеников, раскрыли некоторые подробности проекта. Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову, о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Летом 1880 года Репин вместе с учеником Валентином Серовым выехал в Малороссию; через восемь лет он совершил второе путешествие вместе с сыном Юрием.
Обида или месть: стали известны подробности конфликта в петербургской академии художеств
В 1827 году получил большую золотую медаль за акварель «Воздадите кесарево кесарю, а Божия Богови» «Спаситель и фарисеи». По поручению А. Оленина направлен в Москву для изучения старинных обычаев, церковной утвари. Часть эскизов была помещена в издание «Древности Российского государства». За картину «Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием» 1836 удостоен звания академика. В 1836-1849 г.
Переговоры вел вице-президент Академии художеств Иван Толстой. Конечно, не от него зависело приглашение художника: граф выполнял поручение министра императорского двора, согласованное с монархом. Репин согласился. Увлекла масштабность замысла, родившегося в чиновничьих головах. Понимают ли правительственные бюрократы, что подобного группового портрета - по количеству персонажей - более 80 - не найти, пожалуй, во всей мировой живописи? Как раз это и подзадоривало. Вступить в состязание с титанами прошлых веков, доказать, что и мы не лыком шиты, - как тут не загореться?! Однако мастер поставил условия. Главное - привлечь помощников. Труд предстоит огромный, требующий помимо прочего отменного здоровья. А у него болит от переутомления правая рука. Приходится подвязывать ее лентой через плечо и под локоть, но перевязь сковывает движения, и все равно больно. Когда совсем невмоготу, он пробует писать левой, но у левой нет необходимой уверенности и навыка... Словом, без помощников не обойтись. И тут нет ничего необычного, многие так делали. Рембрандт, например, или Рубенс. Подмастерья писали второстепенные части картины. Затем мастер создавал основное и проходил по всему холсту своей кистью, придавал изображению единство и неповторимый почерк. Да и сроки диктуют такой выход. Трое справятся с делом быстрее, чем один. На том и договорились. Профессор выбрал в помощники лучших питомцев своей академической мастерской. Иван Семенович Куликов 1875-1941 участвовал в работе над портретом великого князя Михаила Николаевича, писал фон и детали костюма. Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927 обещал стать гордостью русской культуры. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко продуманная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха". Конечно, Репин мог пригласить зрелых живописцев, и любой счел бы это за честь. Но для стилистического единства будущей картины требовались художники именно репинской школы, усвоившие его изобразительную систему. Оба ученика этому требованию вполне соответствовали, а зрелость - дело наживное. Первым этапом стали этюды интерьера. Ротонду каждый писал по отдельности, потом сравнивали написанное, исправляли и дополняли друг друга. В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка. Оставалось запечатлеть фигуры людей в момент чтения императорского рескрипта. Мастер - в непривычной одежде, черном фраке и бабочке, - был бледен и взволнован. Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью. Правда, наготове помощники с карандашами и большими листами бумаги на мольбертах. Кроме того, они принесли тяжелый громоздкий фотоаппарат, установили его на треноге. Предварительно получив подробную консультацию у академического фотографа, Илья Ефимович в тот день сделал свой первый снимок. Он получился хорошим и послужил потом вспомогательным материалом. Репина волновало и другое: сцена выходила чересчур статичной. Как преодолеть застылость, придать собранию сановников хоть какую-то динамику? Нужно объединить с кульминационным моментом события предыдущие, более живые: раздачу памятных медалей. Такое решение потребовало добавления на холсте к членам Государственного Совета статс-секретарей государственной канцелярии.
Может быть, это была его такая месть, обида, — объяснил пострадавший. Александр не знает, что именно могло разозлить коллегу: то, что он больше не преподает в мастерской или претензии по поводу «двойной бухгалтерии» факультета. Мужчина отметил, что дебатами и спорами в художественной среде никого не удивишь, однако все инциденты до этого разрешались мирным путём. Видео: 78. Правоохранители заявили, что 23 апреля в полицию Василеостровского района пришла телефонограмма из медицинского учреждения о том, что к ним с ушибами и ссадинами обратился 47-летний руководитель мастерской станковой графики петербургского художественного заведения.
Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников, ставших гордостью русской живописной школы. САЙТ ВЫСТАВКИ Оставляя за скобками хрестоматийные работы Репина, которые можно увидеть в экспозициях крупных музеев и на монографических выставках, этот проект переводит фокус на процессы творческого поиска и становления, взаимоотношения Мастера и его младших коллег, их параллельное развитие и взаимное влияние. В экспозицию площадью почти 2000 кв. Пушкина, Русский музей, Музей русского импрессионизма, Ярославский художественный музей, Новгородский музей-заповедник и другие. Куратор выставки — искусствовед Ксения Новохатько. Илья Репин — одна из ключевых, системообразующих фигур русского искусства в целом и реалистической школы в частности, в том числе благодаря своей преподавательской деятельности и влиянию на молодое поколение художников. Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области: Выставка, созданная в год 180-летия со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, рассказывает посетителям, насколько важна в искусстве роль наставничества. Наверняка для многих станет открытием то количество известных имен русских художников, которые зазвучали благодаря мастерской Репина и при его поддержке. Уверен, что на эту выставку в подмосковную Истру стоит съездить всем, кто интересуется русским искусством. Будучи уже признанным классиком реалистической школы и передвижничества, Репин не останавливался в своих экспериментах, регулярно оказываясь под шквалом критики и нападок товарищей. Однако как раз его любовь к разнообразию, внутренняя свобода, любопытство и уважение ко всему талантливому и самобытному, вероятно, и объясняют тот факт, что из его мастерской вышли такие яркие и не похожие ни на Мастера, ни друг на друга художники. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. Неизвестный фотограф. Бродский с палитрой у портрета И.
Выставка "Пушкин в творчестве Репина и его учеников" проходит в Санкт-Петербурге
Именно этих учеников Репин привлек для работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Выставка Ярославского художественного музея представляет Илью Ефимовича Репина как художника универсальных возможностей, многогранного таланта. Екатеринбуржцы впервые смогут увидеть подлинные произведения русского художника Ильи Репина и его учеников.
В Ярославле открылась выставка "Илья Ефимович Репин и ученики"
Старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина — является наследницей традиций Императорской Академии художеств, основанной во второй половине XVIII века. Репин — не только великий художник, но и замечательный педагог и наставник, возглавляя мастерскую в Академии художеств, он воспитал целую плеяду талантливых мастеров изобразительного искусства. Об этом процессе «учитель — ученики» мы и говорим с посетителем, представляя работы, отражающие творческий путь и педагогический подход Ильи Репина», — рассказала директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко.