Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Онлайн-курсы
- Выставка «Учитель - ученик: И.Е. Репин и И.И. Бродский» в Санкт-Петербурге
- ГТ - В Ярославле открылась выставка "Илья Ефимович Репин и ученики"
- Выставка "Пушкин в творчестве Репина и его учеников" проходит в Санкт-Петербурге
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Газета «Суть времени»
Медведева Ирина: Последний ученик И. Е. Репина - Антон Михайлович Комашка.
Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. В экспозиции размещены свыше 100 работ, выполненных Ильей Репиным и его знаменитыми учениками: Валентином Серовым и Борисом Кустодиевым, Константином Сомовым и Игорем Грабарем, Григорием Ге и Филиппом Малявиным. Старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина — является наследницей традиций Императорской Академии художеств, основанной во второй половине XVIII века. Об этом процессе «учитель — ученики» мы и говорим с посетителем, представляя работы, отражающие творческий путь и педагогический подход Ильи Репина», — рассказала директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко.
Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»
В экспозиции представят более ста графических и живописных работ Ильи Репина и его знаменитых учеников. пал жертвой, попав в беспощадную мясорубку сталинских репрессий 30-х годов. Произведения учеников Репина представлены живописными и графическими работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Николая Рериха, Игоря Грабаря, Николая Фешина, Константина Сомова, Осипа Браза, Алексея Явленского, Александра.
Последние события
- ГТ - В Ярославле открылась выставка "Илья Ефимович Репин и ученики"
- Газета «Суть времени»
- Воронежцам показывают работы учеников Репина - Новости
- Выставка «Великие репинские ученики»
- Воронежцам показывают работы учеников Репина - Новости
- Saint-P. Academy of Fine Arts – Telegram
В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников
180 лет Репина - в музее "Новый Иерусалим" отмечают оригинально. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. У Репина было около двухсот учеников. Репин был педагогом, будучи профессором Академии художеств, он подготовил целую плеяду выдающихся русских художников, в целом у него было более 150 учеников.
Один день Ильи Репина в Академии художеств
Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника. 18 апреля 2024 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь начала работу выставка «Репин и ученики». Параллельную историю рассказывают «Эпизоды», составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. У Репина было около двухсот учеников.
Новая выставка Репина и его учеников в музее «Новый Иерусалим»
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Фото Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой. Здесь ранние работы Репина соседствуют с полотнами Щербиновского, Шмарова и Грабаря, а поздние — с творчеством Малявина, Явленского и Савинова. Павел Шмаров. Музей русского импрессионизма. Фото Филипп Малявин. Собрание Владимира Чеканова. Фото пресс-служба выставки Параллельную историю рассказывают «Эпизоды» — сцены из жизни Мастера и мастерской, составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Вместе с архивными фотографиями и сценографическими решениями «Эпизоды» превращают выставку живописи в атмосферную историю творческого поиска и взросления. Важную роль в нем занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории общения с ним. Они дают объемную картину характеров и времени, оказываясь удивительно современными», — рассказывает куратор выставки Ксения Новохатько.
Эпизоды из жизни учителя и учеников". Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера - наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников, ставших гордостью русской живописной школы", - говорится в сообщении. В тексте отмечается, что в экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и четырех частных коллекций, включая музей "Новый Иерусалим", Третьяковскую галерею, ГМИИ им. Пушкина, Русский музей, Музей русского импрессионизма, Ярославский художественный музей, Новгородский музей-заповедник и другие.
Наверняка для многих посетителей станет открытием то количество известных имен русских художников, которые зазвучали благодаря мастерской Репина и при его поддержке.
К свободе располагали и обстоятельства — переполненная мастерская. В конце XIX века Репин — звезда, в его мастерской — 90 учеников.
Ксения Новохатько, куратор выставки: «Он никогда не учил, как делать. Он говорил, что нужно делать: смотреть, много работать, выстраивать. То есть он мог говорить какие-то конкретные советы, если он видел, что студент что-то навирает».
Во-вторых , Репин с учениками не нянчился. Самый сложный предмет — обнаженная натура — у него с первого курса, а не с четвертого, как раньше. На выставке интересно угадывать, где чья работа.
Там — «Обнаженная» Сомова, здесь — Серова, рядом — Кустодиева.
Не поверив, что альбомы получены в дар, принципиальный Фёдоров немедленно отправил Репину письмо, разоблачающее Комашку, и практически сразу после этого был арестован и провел в тюрьме 47 дней. Он не сомневался, что не кто иной, как Антон Комашка подал на него заявление в ЧК с обвинением в контрреволюционной деятельности.
Вот как Фёдоров описал это событие в очередном письме Репину: «Я беру конверт, пишу короткое Вам письмо, спрашивая о рисунках Ваших, запечатываю и иду опустить. Он идет в ЧК и в ту же ночь меня забрали. Обвинения он написал на меня очень тяжкие: то было время, когда с запада наступали поляки, а с юга Врангель.
Церемониться тогда было не в моде. И я был спасен». Не исключено, что Антон Комашка, с детства боровшийся за свое место под солнцем, был способен так поступить с тем, кто скомпрометировал его перед учителем.
Свой характер он демонстрировал ещё в «Пенатах». Михаил Вербов вспоминал Комашку словами: «Дрянной был человек, надо заметить, все время пытался поссорить меня с Репиным». Но ложный донос в ЧК в разгар гражданской войны был отчаянным поступком, тем более что Комашка недавно служил у белогвардейцев.
Кириллина, долгие годы руководившая музеем-усадьбой И. Репина «Пенаты» и лично знавшая Комашку он посещал музей в 1969 году полагала, что тогда «обе противостоящие стороны еще не очень хорошо представляли себе, с какой властью имеют дело». В конце апреля 1920 года Антон Комашка стал художником легендарной Первой Конной армии и записался в её ряды добровольцем.
Скорее всего, это было бегством от сложившейся ситуации — от обвинений в воровстве и в ложном доносе на Фёдорова. В мае в политотделе армии Комашка был принят кандидатом в члены партии большевиков. Свой выбор он считал вполне закономерным, поскольку говорил о своем участии в революционном движении до 1917 года.
В возрасте 15-17 лет он проживал в Харькове на квартире бывших политкаторжан и распространял нелегальную революционную литературу. В политуправлении армии Комашке поручили заниматься агитацией - плакатами, листовками, выпуском армейской газеты. Художник рассказал, как в июне 1920 года расписывал агитпоезд: «Стоял он в только что освобожденном тогда Житомире.
Было в нем 13 или 14 вагонов. Расписать такой состав одному было, понятно, не под силу. Но отыскались в Житомире собратья по искусству, которые охотно пришли на помощь.
Скоро уже человек 20 художников работали под моим началом. Летом, когда агитпоезд двинулся по освобожденным полям Украины, навстречу ему выходили жители сёл и городов. Во все глаза смотрело население на большие портреты Маркса и Ленина, на броские лозунги и плакаты, которыми был расписан агитпоезд Первой Конной».
С Первой Конной Комашка доходит до Крыма и работает над серией портретов бойцов и командиров - новых героев эпохи, многие из которых потом погибли в боях или умерли от сыпного тифа. Созданные в непростых условиях, портреты выполнены почти без светотени, с легкой акварельной подцветкой, так как в графике того времени возросла значимость чистой линии. В автобиографии Комашка отметил, что его рисунки, как и его самого, знали С.
Буденный и К. После окончания войны Антон Комашка некоторое время жил в Харькове, устроился рабочим на завод сельскохозяйственных машин и вступил в ряды ВКП б. Считая Украину «глубокой провинцией в искусстве», летом 1922 года Антон приехал в Петроград.
Автопортрет художника 1922 года Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург демонстрирует, что провинциальный юноша, каким он выглядел на рисунках Репина, превратился в молодого человека с волевым и жёстким характером. Парным ему стал автопортрет его 18-летней жены.
Он отличается строгостью и симметричностью композиции иератическое изображение в фас и имеет сходство с ликами святых. Обращение художников к древнерусскому искусству иконы и фрески было одной из примет тревожного послереволюционного времени. Осенью 1922 года Комашка поступил в Академию художеств на общий курс, но в следующем году оставил учебу.
В автобиографии он написал, что демобилизовавшихся из армии коммунистов партия направляла на производство. Возможно, была еще одна причина, по которой ему не удалось продолжить образование в Академии. В августе 1922 года Митрофан Фёдоров получил письмо от Репина, обнаружившего пропажу своих альбомов.
В ответном письме 10. А на днях местные газеты напечатали его портрет и звонкую биографию и сообщили, что он командируется в Академию художеств. И он поехал.
Так что, Вы предлагаете мне подействовать на остатки его совести и получить рисунки Ваши. У него мать 18 лет пробыла в сумасшедшем доме и там умерла. Не жди доброго».
О том, что происходило в то время в «Пенатах» можно узнать из переписки Татьяны Ильиничны Репиной-Язевой: «когда раз пришло письмо от Комашко, папа весь исказился и крикнул: «Вера! Возьми каминными щипцами это письмо и брось в печь! Что сейчас же и было сделано Верой».
Также известно, что Репин, получил в 1923 году от Чуковского письмо с информацией: «Комашко служит на Фарфоровом заводе, я устроил его там через Чехонина». Ответ Репина был лаконичным: «о Комашке я, после известия о нём из Харькова от Митр. Фёдорова, больше не интересуюсь».
Государственный фарфоровый завод в Петрограде ГФЗ , куда в январе 1923 года поступил на работу Комашка, стал местом, где рождалось новое революционное искусство. Его художественным руководителем до мая 1923 года был С. Чехонин, в прошлом ученик Репина.
Блюдо "В память пятилетия перехода фарфорового завода в ведение Наркомпроса". Работы Комашки на ГФЗ принадлежат стилю, основанному на сближении агитационного фарфора с политическим плакатом и декоративным оформлением революционных праздников. Пролетариат представлен на этих изделиях в героическом ореоле на фоне упрощенного в духе конструктивизма пейзажа.
На его манеру росписи повлияли работы художника ГФЗ М. Адамовича, и творчество видного представителя авангарда Н. Альтмана, который выполнил несколько эскизов для фарфора.
Блюдо "1 мая". Изделия Комашки уже в первый год его работы на фарфоровом заводе были отмечены наградами. На конкурсе рисунков для фарфора, посвященном пятилетнему юбилею Красной Армии, художник получил 2-ю и 3-ю премии за два блюда.
Председателем жюри этого конкурса был С. В том же году Комашка как член художественного объединения «ИЗО Пролеткульта» участвовал в крупной общегородской «Выставке картин художников Петрограда всех направлений», открывшейся в залах Академии художеств. Он являлся секретарем партийной организации ГФЗ и от коллектива завода был избран депутатом Петроградского совета, в 1924-1925 гг.
Летом 1926 года, накануне своего переезда в Харьков, Комашка передал Репину через Исаака Израилевича Бродского три своих рисунка и отправил ему письмо со словами: «Дорогой Илья Ефимович! Прежде всего, передаю Вам свой искренний сердечный привет и пожелание доброго здоровья. Работаю много и по служебным, общественным делам и по искусству.
Как по искусству я работаю, Вам расскажет Исаак Израилевич товарищ Бродский. Примите их, Илья Ефимович, я тогда буду знать, что Вы по-старому относитесь ко мне. В настоящее время я после 4-х лет работы в Ленинграде опять уезжаю на Украину в Харьков».
Илья Ефимович к тому времени уже не вспоминал о пропавших альбомах и прислал своему ученику короткое письмо со словами поддержки: «Любезный Антон Михайлович. Благодарю за акварели ваши. Вы усвоили новый метод — почти без теней; это хорошо, но надобно еще строже рисовать контуры, то есть, вернее, надобно строить, строить еще строже.
У вас способности хорошие, жаль будет, если вы провороните их. Желаю вам всего лучшего. Успеха в делах.
Не исключено, что получить эту должность ему помогли упомянутые выше репинские альбомы, которые, по словам Фёдорова, он показал в наркомате просвещения. В 1929 году техникум был переименован в институт ХХИ. Комашка становится ректором ХХИ, получает звание профессора и начинает преподавать рисунок.
Украина тогда переживала расцвет культуры, происходивший на фоне индустриализации. Харьков с 1919 по 1934 год был столицей Украины. Прохоров и А.
Перед Комашкой стояла задача перестроить техникум в высшее учебное заведение, что и было осуществлено благодаря его организаторским способностям. Антона Михайловича Комашку называют одним из создателей высшей художественной школы в Харькове. Годы работы Комашки в должности ректора совпали с процессом глобальной политизации высшего образования в СССР.
2. О гробике для «умирающего» Ильи и красочках
- В Екатеринбурге покажут картины учеников Репина - Новости - Музеи - РЕВИЗОР.РУ
- Репин и ученики в Ярославском художественном музее
- Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?
- Медведева Ирина: Последний ученик И. Е. Репина - Антон Михайлович Комашка.
Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?
Может быть, это была его такая месть, обида, — объяснил пострадавший. Александр не знает, что именно могло разозлить коллегу: то, что он больше не преподает в мастерской или претензии по поводу «двойной бухгалтерии» факультета. Мужчина отметил, что дебатами и спорами в художественной среде никого не удивишь, однако все инциденты до этого разрешались мирным путём. Видео: 78. Правоохранители заявили, что 23 апреля в полицию Василеостровского района пришла телефонограмма из медицинского учреждения о том, что к ним с ушибами и ссадинами обратился 47-летний руководитель мастерской станковой графики петербургского художественного заведения.
Есть мнение учителя и неправильное — это не про Репина. К свободе располагали и обстоятельства — переполненная мастерская. В конце XIX века Репин — звезда, в его мастерской — 90 учеников. Ксения Новохатько, куратор выставки: «Он никогда не учил, как делать. Он говорил, что нужно делать: смотреть, много работать, выстраивать. То есть он мог говорить какие-то конкретные советы, если он видел, что студент что-то навирает». Во-вторых , Репин с учениками не нянчился. Самый сложный предмет — обнаженная натура — у него с первого курса, а не с четвертого, как раньше. На выставке интересно угадывать, где чья работа.
Аксели Галлен-Каллела скончался 7 марта 1931 года в Стокгольме. Academy of Fine Arts Потомки известных петербургских художников Андрей Харшак и Наталья Корнилова передали в дар 8 листов цветных литографий художника-графика, профессора графического факультета Михаила Афанасьевича Таранова 1909-1973. Серия литографий из архива его друга Петра Евгеньевича Корнилова 1896-1981 - историка искусства и коллекционера, одного из основателей факультета, в юмористической форме рассказывает об академической жизни начала шестидесятых годов. Вместе с работами Таранова была передана рукопись 1930-50-х гг - конспекты лекций по истории искусства для студентов графического факультета. В 1815 году поступил в Академию художеств. В 1827 году получил большую золотую медаль за акварель «Воздадите кесарево кесарю, а Божия Богови» «Спаситель и фарисеи».
Группа компаний «Просвещение» выступает генеральным партнёром проекта. Он помог раскрыть свой талант живописцам, которые впоследствии стали неотъемлемой частью русской культуры и обрели мировое признание. Мы с удовольствием поддержали открытие выставки, посвящённой этому аспекту жизни Репина. На примере работ художника и его воспитанников каждый человек сможет увидеть это наглядно». Всего в экспозицию вошло 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций. Они распределены по трём разделам, соответствующим ключевым принципам Репина: Разделы «Тело так тело» и «Учитесь у природы» посвящены изучению художниками натуры, рабом которой называл себя Репин: от анатомии человеческого тела до окружающей природы.
Цикл «Учитель-ученик» представит выставку «Репин и Бродский»
Однако можно с уверенностью сказать, что взгляды учителя на искусство всецело были восприняты Бродским и заложили прочный фундамент для формирования его творческого мировоззрения. Влияние Репина сказалось в стремлении к простоте, к достижению правдивости, точности и строгости в передаче натуры, в презрении ко всякой приблизительности, случайности приема, к формальным ухищрениям. Бродский вспоминал о Репине: «Достоинства Репина как педагога заключались в том, что он на деле показывал, как нужно работать. Он… брал кисть и палитру и на уроке показывал ученикам, как нужно писать. Эти минуты, когда Репин брал кисть, были особенно значительными; все бросали работу и смотрели, что делает Репин. Такие случаи бывали не часто, так как Репин приходил в мастерскую редко и бывал в ней часа полтора-два. Таким образом, каждому из нас он уделял не более пяти—десяти минут… Репинское обаяние, сознание того, что придет гениальный художник, поднимали нас всех, и эти минуты пребывания гения в мастерской давали нам огромную зарядку…».
Впоследствии именно Бродскому, унаследовавшему педагогические традиции Репина, суждено было возродить Академию, которую он возглавил в 1932 году, как школу высокого реалистического искусства. Так же, как и его учитель, Бродский придавал большое значение развитию индивидуальных способностей каждого из учеников и решительно возражал, если кто-нибудь из них начинал подражать его творческой манере. Подражать учителю — это художественный подхалимаж», — говорил он. Как вспоминает один из его учеников, известный впоследствии советский художник Александр Лактионов: «Исаак Израилевич не любил громких фраз и туманных теоретических разговоров, которыми подчас грешили наша академическая профессура.
Прежде всего ценили его любовь к молодежи и бережное отношение к проявлениям таланта». Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Обращаясь к студентам, он говорил: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета.
Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру». Мастерская Репина вместо положенных тридцати, иногда насчитывала более девяноста учеников. Через нее прошли художники самого разного уровня, в том числе такие выдающиеся мастера русского искусства, как: И. Билибин, И. Грабарь, Д. Кардовский, Б. Кустодиев, Ф. Малявин, А.
Остроумова-Лебедева, К.
Одни из них обогатили новыми формами его реализм В. Серов, Б.
Кустодиев, С. Колесников, И. Бродский , другие подхватили импрессионистичность манеры учителя О.
Браз, И. Грабарь , третьи — экспрессивный напор его живописи Ф. Малявин, Н.
Многие ученики Репина вошли в объединение «Мир искусства», в стилистике которого соединились разные тенденции, но главными являлись символизм и модерн К. Сомов, Б. Кустодиев, Н.
Рерих, Ф. Малявин, И. Грабарь, В.
В Советском Союзе при активном содействии И. Бродского из Репина сделали идеологического художника, объявив его чуть ли не провозвестником социалистического реализма. Знаковые проекты недавнего времени позволяют взглянуть на творчество прославленного мастера свежим и непредвзятым взглядом, по достоинству оценить всю его глубину и многообразие.
Уходя в отставку он предложил себе на замену троих учеников: Малявина, Кардовского и Кустодиева. Последнего он охарактеризовал так: «отличный портретист, и картины его из русской жизни очень жизненны и национальны». Интересно, что один из его «воспитанников» Исаак Бродский в советское время прославится полотном «Расстрел 26 бакинских комиссаров» — кажется, он весьма далеко ушел в искусстве живописи от своего учителя. Это дало мне значительно больше, чем простое подражание его технике», — вспоминал впоследствии Бродский. Парижское кафе, 1875 год. Частное собрание Франция Обладатель золотой медали Академии Художеств за работу «Воскрешение дочери Иаира», Репин имел право на пенсионерскую поездку — за казенный счет поработать в европейских странах несколько лет. Большую часть времени художник с семьей провел в Париже. Из французской столицы он пишет друзьям рассказы о нравах местной публики, например о впечатлениях от посещения Парижского салона в 1874 году: «Вещей около 2000, много очень плохих, вообще французы не строги; и здесь можно скорее составить себе имя и даже капитал; цены страшные! Небольшие картинки 30 000, 16 000 фр.
Мало-мальски знаменитый художник уже капиталист... В то же время сам Репин испытывает финансовые затруднения: перебои с деньгами от Академии. К счастью, были частные заказы: он пишет потрете Тургенева для коллекции портретов Третьякова и «Садко» для Великого князя Александра. В Париже художник увлекся работой с керамикой: «Мы теперь все керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжога в огне; вот чудесно применить бы к наружной живописи и к живописи в местах, где она скоро портится и где ее заменяют тяжеловесной, аляповатой мозаикой». Один из самых неприятных моментов пенсионерской поездки: выставленная художником на Парижском салоне картина «Парижское кафе» вызывает гнев Крамского: «…человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен потому что понимает это без усилий изобразить тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток». Полотно «Кафе» не заинтересовало французскую публику и осталось накупленным, хотя Репин и не рассчитывал на успех. Чуковский «Это гениальный поэт! Странно было слышать с непривычки, как самозабвенно восхищается он такими художниками, которые по своему дарованию были значительно ниже его». Этот Издебский, человек разбитной и учтивый, в очень туго накрахмаленной манишке, был у Репина в Финляндии, пригласил его на вернисаж своей выставки.
Репин кланялся, благодарил, провожал его до ворот и еще раз кланялся и прижимал руки к сердцу. В назначенное время Илья Ефимович приехал на выставку. Издебский, сверкая манишкой, встретил его на лестнице и стал рассыпаться в любезностях, и Репин снова кланялся, прижимал руки к сердцу и говорил ему приятные слова. Репин вошел в залу, шагнул к одной картине, к другой и закричал на всю выставку: — Сволочь! И затопал ногами, и стал делать такие движения, будто хотел истребить все кругом. Издебский было разлетелся к нему, но Репин в исступлении гнева мог выкрикивать только такие слова, как «карлик», «лакейская манишка», «мазила», «холуй», и эти слова сдунули Издебского, как буря букашку». Большевики, 1918 год. Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Эмиграция Репин в отличие от своих учеников Фешина и Сомова в эмиграцию не уезжал, он в ней оказался вместе с «Пенатами», которые в 1918 году стали территорией независимой Финляндии. Художник передал для Музея Революции четыре своих произведения, но предпочел остаться в своем доме, хотя и не принял подданства Финляндии.
Финляндское правительство отметило его почетной национальной наградой, орденом Белой розы, а художественная общественность чествовала Репина. Соседи до сих пор считают русского художника немного «своим». В благодарность Репин создал панно «Финские знаменитости», где за одним столом собрались поэты, живописцы, Ян Сибелиус и генерал Маннергейм. Писать всех героев с натуры у мастера не было возможности не то что в случае «Заседания госсовета» , поэтому полотно носит несколько коллажный характер, чем напоминает монументальный репинский холст «Славянские композиторы» 1872 года. Картина хранится в Константиновском дворце, который теперь именуется «Дворцом конгрессов» — это дар бизнесмена Алишера Усманова. Репин работает практически до самой смерти, несмотря на болезни, и умирает в 1930 году. Он похоронен в «Пенатах».
ЕМИИ представил масштабную выставку работ Репина и его учеников
В Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева 11 октября откроется выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья», приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. Поэтому Репину разрешили позвать своих учеников, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Параллельную историю рассказывают «Эпизоды», составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Одним из самых любимых учеников мастерской Репина был Исаак Бродский, который привлек его внимание своим упорством и одержимостью искусством.