Серов – один из любимых учеников Репина, художественные способности которого Илья Ефимович разглядел очень рано: «Всё с величайшей любовью и невероятной усидчивостью переписывал мальчик Серов. Forbes Life разобрался, в чем заключался преподавательский метод Репина и какие отношения связывали его с учениками и ученицами.
Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
Несмотря на предельную самостоятельность Юрия Ильича, большая часть его жизни прошла в непосредственной близости от Ильи Ефимовича. При изучении дневниковых записей, переписки и художественного наследия Юрия Репина становится очевидным, что со временем Репин-старший мог делиться не только радостью отца, но и искренним уважением художника к творческой личности сына: «Юра делается все серьезнее и самобытнее и становится мастером. Портреты ему даются легко. Сходство, жизнь, выражение, кажется, сами у него выходят. Рисует строго, пишет скромно, и есть оригинальность в самой незатейливой простоте»[3], - отмечал он в 1898 году. Юрий Ильич действительно обладал мастерскими навыками академической школы и пониманием старых мастеров особенно Рембрандта.
Были в его живописи и «поэзия красок», «иллюзия тонов»[4], которые Илья Ефимович считал отличительными качествами искусства модерна. Фантастический элемент визуального мышления Юрия также импонировал Илье Ефимовичу - он считал, «что самая высшая награда человеку на земле: воображение»[6]. Автопортрет с собакой. В выставочном пространстве память о нем продолжает пульсировать[7], однако в аналитическом поле истории русского искусства его творческая личность до сих пор остается нераскрытой. Подобное отношение только отчасти объясняется фокусированием внимания исследователей на творчестве И.
Искусство Юрия Ильича отличает сложная образная поэтика, синтезирующая опыт реалистического и символистского искусства XIX - начала XX века. Кроме того, его глубокая религиозность, влиявшая и на специфику понимания задач искусства, и на содержательную сторону сюжетных циклов, почерпнутых из Библии и в душевных переживаниях, также не могла стать тем качеством, которое бы свободно открыло ему дорогу в русское искусство советского периода. Принципиальный идеалист, мечтательный до отшельничества, он воспринимал искусство как одну из возможностей претворения жизни по Евангелию, что отчасти объясняет неоднозначность воспоминаний, оставленных о нем учениками и друзьями Ильи Ефимовича в частности, Корнеем Ивановичем Чуковским. Несмотря на периодически возникавшую напряженность во взаимоотношениях отца и сына, причины которой были разными от расставания родителей в 1887 году до болезненных материальных вопросов , мятежный максимализм Юрия Ильича «Лучше плохо, но свое»[8] не был определяющим на уровне их творческого и человеческого понимания. Юрий Репин разделял и заветные идеалы Ильи Ефимовича - «стремление, страстное стремление к очарованию»: «Очарования, ищите очарований в искусстве - вот его бессмертие»[9].
Очарованная восторженность жила и в Юрии Ильиче. Косвенное подтверждение этому дает даже облик художника, внешне схожий не только с Петром I что многократно отмечали современники , но и с Сальвадором Дали. Восторженная отрешенность, присущая художнику, особенно наглядно проявляется в настоящее время при изучении фотографического фонда[10]. Профессиональное образование Юрий Репин начал под руководством отца. В 1893-1894 годах они совершили длительную совместную поездку по Европе, оказавшую серьезное влияние на формирование художественного вкуса Юрия.
После возвращения на родину Юрий Репин стал систематически заниматься живописью сначала в белорусском имении отца Здравнево, а с 1895 года - в петербургской художественной студии княгини М. Тенишевой, которой до 1898 года руководил Илья Ефимович. В 1899 году Юрий поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств ИАХ 1899-1905 , параллельно занимаясь на Высших художественно-педагогических курсах при ИАХ 1898-1903. В Академии художеств он обучался в батальной мастерской у таких художников, как П. Ковалевский, Ф.
Рубо, Д. Кардовский, однако курса не окончил, испросив в 1904-м отсрочки в предоставлении конкурсной работы на получение звания классного художника. Эта формальность никак не повлияла на его призвание: «А сын мой Юрий, благодаря Создателя, художник Божией милостию, искусство любит, работает со всей душой и имеет успех. Юрий Ильич вел активную выставочную деятельность как до революции, так и в трудные годы эмигрантского существования[12]. Занимался также преподаванием, причем с большой серьезностью и в практическом плане, и в теоретическом, о чем свидетельствует его доклад на Всероссийском съезде художников 1911-1912.
Поселившись в Куоккале, весной 1909 года Юрий Репин открыл небольшую частную рисовальную школу[13]. Творческую самобытность Юрия Репина как художника современники заметили прежде всего в области исторического жанра. Его картина «Великий вождь Петр I перед Полтавской баталией » 1907-1910, местонахождение уточняется вызвала понимающий отклик в России и за рубежом. Написанная к 200-летию Полтавской битвы и удостоенная второй золотой медали на Международной выставке в Мюнхене в 1910 году, картина отправилась в многомесячное путешествие по европейским городам. Общественный резонанс она вызвала и в отечественной прессе.
В частности, репродукция с «Великого вождя» была воспроизведена на обложке журнала «Нива» с подписью: «Картина удостоена первой премии в 2000 рублей на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художников в Петербурге», а внутри небольшой заметки разместился портрет самого молодого художника[14]. Великий вождь Петр I перед Полтавской баталией. Она проявилась и в исторической живописи художника, лишенной искусственной костюмной надуманности, и в декоративности масштабных батальных полотен. Сбалансированностью живописной свободы и сюжетной активности многофигурной композиции отмечена картина «Тюренчен. В славной смерти вечная жизнь» 1910-1913, Приморская государственная картинная галерея, Владивосток , заказанная Юрию Репину вдовствующей императрицей Марией Федоровной, матерью Николая II.
Современники старшего и младшего поколения В. Матэ, Д. Кардовский, И. Остроухов, А. Савинов, В.
Сварог, Ф. Малявин и другие ценили Юрия Ильича не только как талантливого мастера крупных форм, но и как тонкого пейзажиста и портретиста. Портрет «Моя жена» 1907, ГТГ , приобретенный в 1907 году для Третьяковской галереи, служит тому подтверждением. Описание ситуации с покупкой работы можно найти в письме И. Репина к В.
Серову: «Я очень порадовался за Юру, что Илья Семенович оценил его работу: да, там нечто есть»[15]. С самим Серовым Юрий был знаком с детских лет. Восхищаясь его художественным даром, он с полным пониманием отнесся к новаторскому пластическому языку, найденному Серовым в «Портрете Иды Рубинштейн» 1910, ГРМ , послав поздравление: «Преклоняющийся перед Вашим талантом и пред Вами и возмущающийся невежеством окружающих Вас»[16]. Моя жена. Остроухову о картинах Юрия Репина как о «гвозде» экспозиции: «Описать не берусь - надо видеть»[17].
Его портрет жены и ребенка прямо хорош... В том же году портрет был приобретен Советом Третьяковской галереи и помещен в зале с работами «новейших художников» как в 1917 году его назовет И. Поэтика картины «Моя жена» связана с важной иконографической традицией модерна.
Бродского и Ф. Параллельную историю рассказывают «Эпизоды», составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Вместе с архивными фотографиями и сценографическими решениями они превращают выставку живописи в атмосферную и многоликую историю творческого поиска и взросления. На Академической даче. Николай Фешин.
Дама в чёрном.
Композиции лирико-символистского плана составляют особую группу в творчестве художника. Следует отметить, что символистская образность его произведений развивалась в основном уже за рамками стилистической системы модерна, хотя в отдельных случаях достигала и удивительно выразительных решений внутри нее. Такова, например, композиция «Квадрига» 1928, Музей-усадьба И. Репина «Пенаты» с авторской пометкой «из снов». В этом поэтическом образе воспарения души над миром Юрию Репину удалось передать особое временное измерение - лирически-созерцательное и экспрессивное. Подобные произведения Юрия Репина, воссоздающие духовную жизнь, сны, воспоминания, внутренние тяготения, одинокие прозрения, расширяют границы развития символистских тенденций в русском изобразительном искусстве.
Тонкая грань между жизнью и смертью отразилась в творчестве Юрия Репина и в более конкретных сюжетах - в посмертных портретах близких. Со смертью жены 10 января 1929 года ощущение непрерывной взаимосвязи с духовно зримым потусторонним миром все более властно охватывало художника, а походы в Линтульский женский монастырь, в котором рядом с могилкой Прасковьи Андреевны он приготовил место и для себя, стали важной частью его ежедневного существования. Желая сохранить сокровенность духовного переживания, он стремился к уединенной молитве в пространстве ночного монастыря или в лесу, наблюдал за восходом солнца из специально вырытой землянки - солнце, которое для него символизировало истинную природу жизни, излучение добра, Христа. Создававшиеся зачастую на основе видений и снов, записанных в дневниках, композиции 1920-1930-х годов почти всегда содержат элемент метафорического преображения реальных впечатлений. В ряду подобных образов-видений особое место занимает «Корона» около 1930? Эта корона была видима мною 13-го н. Января 1928 г.
Через год Паша - моя супруга перешла в духовный мир... Я потерял отца, я лишился жены, я потерял детей и даже двух собак, теперь я потерял себя". Звука никакого не было. Он мелькнул около ствола белой березы, много превышая белизну силою цвета. Я тотчас же преклонился до земли и возблагодарил Бога. Глубоко проникновенной, точно кадильный дым, болью веет от камерного этюда «Панихида на могиле И. Репина», 27.
Репина «Пенаты» , уединенно покоящегося под крестом в тихом уголке парка «Пенатов». К моменту создания этой живописной реплики души, запечатлевшей интонацию поминальной литии, рядом с Юрием оставалась только старшая сестра Вера Ильинична - в 1918-м умерла Вера Алексеевна Шевцова мать , в 1929-м - Прасковья Андреевна, в 1930-м - Илья Ефимович, в 1931-м - сестра Надежда. Проводы каждого из них Юрий Репин отразил в своем искусстве. Жизнь сыновей проходила в отдалении от Юрия Ильича. Старший сын Гай Георгий с 1923 года учился и жил в Праге после Второй мировой войны эмигрировал в Германию. Младший сын Дий Дмитрий , будучи профессиональным моряком, 28 февраля 1935 года, «не довольствуясь современной жизнью ни здесь, ни в Америке»[29], после многочисленных ходатайств о получении визы на въезд в СССР нелегально перешел границу, намереваясь поступить в Академию художеств. В августе 1935 года, в дни празднования 91-й годовщины со дня рождения И.
Репина, он был обвинен в терроризме и расстрелян реабилитирован в 1991 году. Для Юрия Ильича, несмотря на многочисленные усилия, так никогда и не узнавшего о случившемся, Дий навсегда пропал без вести. Однако интуитивное постижение возможной участи сына жило в сознании Юрия Репина, находя творческое выражение. В 1937 году он создает психологически экспрессивную композицию «Заключенные на этапе» частное собрание, Швеция - реквием-видение всем погребенным заживо. Понимание образной системы Юрия Репина требует от зрителя умения воспринять страдание - в этом во многом и кроется творческий рок его судьбы в истории искусств. Ибо могу ли я не возражать при превращении храма Божьего - Еговы и Мессии - в театр? Во многом это объяснялось той тягой к России, которая жила в них и в результате которой Юрию Репину довелось первый и последний раз побывать в Ленинграде в 1926 году.
В последние годы художник вел отрешенный образ жизни, ходил и зимой, и летом в черной рясе, в сандалиях на босу ногу, продолжая писать и давать частные уроки живописи. В 1954 году, изможденный и изнищавший, открывая окно во время болезни, он выпал по неосторожности из окна четвертого этажа дома Армии Спасения. Несмотря на трагический разлом жизни, работы Юрия Репина 1930-1950-х годов полны гармонии и любования красотой окружающего мира. Совершенно особое место в его творчестве этого периода как и более раннего занимают религиозные композиции, которые можно разделить на две интерпретационные группы - произведения, связанные с канонической системой церковного искусства иконы, резьба , и работы экспрессивно-ассоциативного плана, инспирированные молитвенно-поэтическим состоянием. Органичным сочетанием гармонии и экспрессии отмечены и другие композиции Юрия Репина на евангельские темы «Религиозный мотив», 1930-1940-e, частное собрание. Говоря о выдающемся художественном даре Юрия Ильича, нельзя не упомянуть об одной из последних его работ - о двухъярусном резном дубовом иконостасе, который был исполнен в память об отце для церкви Ильи Пророка 1953, архитектор - Иван Кудрявцев на православном кладбище в Хельсинки [33]. Именно на этом кладбище Юрий Ильич и покоится ныне под одним крестом со старшей сестрой.
Надпись на мраморной плите на старорусском и финском языках: «Художница. Артистка Вера Ильинична Репина. Поборник гуманизма Юрий Ильич Репин. В настоящее время о земном пути Юрия Ильича Репина свидетельствуют его работы, как литературные, так и живописные, преисполненные той силы духовного здравомыслия и лирического потенциала, которые дали художнику евангельские заветы, до конца дней остававшиеся основой его жизни. Научнобиблиографический архив РАХ. Далее: Ю. Письмо И.
Письма к художникам и художественным деятелям. Далее: Репин. Письма к художникам... Репина к А. Избранные письма: В 2 т. Далее: Репин, 1969. Репина к М.
Там же. Бя- лыницкому-Бируле. Живопись Юрия Репина 1877-1954. К 140-летию со дня рождения: Каталог выставки: 9 апреля - 9 июня 2017.
Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин, его ученики и друзья» откроется в Вологде 17:20 04.
Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения великого русского художника. Экспозицию подготовила Вологодская областная картинная галерея. Кюи», «Портрет польского художника П. Шиндлера», - рассказывает Ирина Балашова, кандидат искусствоведения, зам.
Похожие события
- 1. О казачестве и родном городе Чугуеве
- В Екатеринбурге покажут картины учеников Репина - Новости - Музеи - РЕВИЗОР.РУ
- На выставке в музее «Новый Иерусалим» впервые вместе собрали работы Ильи Репина и его воспитанников
- Перетащите файлы сюда
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
День учителя: Репин и его знаменитые ученики в галерее «Веллум»
«Он вовсе не ученик Репина, как он об этом говорит. Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья» открылась в эту пятницу в Мемориальной мастерской Пантелеева. Дети и внуки Ильи Репина жили под знаком отца и деда — это не сделало их счастливыми. Бурлаки, принявшие Репина за Антихриста, усердный ученик Тоня Серов и многолетняя дружба с Толстым. Ссора в Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина разгорелась в кабинете декана, прямо во время обсуждения финансовых вопросов факультета. Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны отца не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе.
Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
Произведения учеников Репина представлены живописными и графическими работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Николая Рериха, Игоря Грабаря, Николая Фешина, Константина Сомова, Осипа Браза, Алексея Явленского, Александра. 18 апреля 2024 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь начала работу выставка «Репин и ученики». 18 апреля 2024 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь начала работу выставка «Репин и ученики». Юбилею художника Ростовский областной музей изобразительных искусств посвящает экспозицию «Илья Репин и ученики».
Обида или месть: стали известны подробности конфликта в петербургской академии художеств
В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников » Вечерние ведомости | Участников экскурсии «Илья Репин и его ученики» ждет знакомство с выставкой «Мастер Репин. |
Выставка «Репин. Наследие. Ученики» экспонируется в Екатеринбурге | Работы студентов академии живописи, скульптуры и архитектуры им И. Е. Репина. |
Мастер и его ученики | «Он вовсе не ученик Репина, как он об этом говорит. |
Репин и ученики в Ярославском художественном музее | В репортаже из "Нового Иерусалима" сотрудники музея и кураторы из музеев, предоставивших работы Репина и его учеников, раскрыли некоторые подробности проекта. |
Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме
Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны отца не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе. У Репина было около двухсот учеников. Аннотация к книге "Репин и его знаменитые ученики". Еще при жизни реальный Репин превратился в фигуру мифологическую.
Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?
Кустодиев, С. Колесников, И. Бродский , другие подхватили импрессионистичность манеры учителя О. Браз, И. Грабарь , третьи — экспрессивный напор его живописи Ф. Малявин, Н. Многие ученики Репина вошли в объединение «Мир искусства», в стилистике которого соединились разные тенденции, но главными являлись символизм и модерн К. Сомов, Б. Кустодиев, Н.
Рерих, Ф. Малявин, И. Грабарь, В. В Советском Союзе при активном содействии И. Бродского из Репина сделали идеологического художника, объявив его чуть ли не провозвестником социалистического реализма. Знаковые проекты недавнего времени позволяют взглянуть на творчество прославленного мастера свежим и непредвзятым взглядом, по достоинству оценить всю его глубину и многообразие. На выставке «Репин. Ученики» в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств художник представлен произведениями как зрелого классического периода 1877—1903 , так и позднего «пенатского» 1903—1930.
Бродский Учитель — ученик: И. Бродский В 1894 году Илья Репин стал профессором Петербургской Академии художеств и возглавил одну из живописных мастерских, где преподавал до 1907 года. Существовало мнение, что Репин не был достаточно скрупулезным преподавателем и не имел особой системы или метода преподавания, тем не менее, как писал И. Грабарь: «Великим учителем он все же был.
Для воспитанников Репин являлся непревзойденным авторитетом. Они уважали его не только как большого мастера, но и как человека. Прежде всего ценили его любовь к молодежи и бережное отношение к проявлениям таланта». Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла.
Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Обращаясь к студентам, он говорил: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру».
Все члены учрежденного Александром I Государственного совета и чины Государственной канцелярии присутствовали в парадной форме. На центральном месте находился Николай II и представители императорского дома. Поблизости от царской семьи сидели самые крупные сановники. Тем временем в глубине зала, за креслами справа около колонн стоял у мольберта и увлеченно работал Репин. На заранее подготовленном холсте с расчерченной перспективой зала он, с предварительно выбранной точки, в кратчайший срок, словно на одном дыхании, исполнил эскиз, воплощенный позднее в большую картину, писать которую помогали Репину его ученики Б. Кустодиев и И. Великолепная композиция, поразительно беглые, но очень живые характеристики, данные Репиным отдельным персонажам, уловленное им внешнее сходство, естественность и разнообразие поз, сила и выдержанность колорита отличают это выдающееся полотно.
СПб, 2003. Это грандиозное полотно написано по правительственному заказу в связи со 100-летним юбилеем, предназначалось для огромного белоколонного зала заседаний Государственного совета в Мариинском дворце. Картина огромного формата 400 х 877 с изображением 81 фигуры предусматривала решение колоссальных композиционных и живописно-пластических задач. Получив в апреле 1901 года официальный заказ на исполнение произведения, художник только к осени, через несколько месяцев напряженных творческих поисков, определился с пространственным видением будущего полотна. Репину было разрешено посещать заседания и пользоваться фотоаппаратом. Основная трудность заключалась в создании общего вида за круглым столом внутри ротонды, кроме того, имелось обязательное условие: в будущем групповом портрете должен быть узнаваем каждый присутствующий на заседании персонаж. Репин находит единственно правильное решение — соединяет в одном композиционном пространстве несколько точек зрительной проекции зала.
Однако, согласно заказу, ничего подобного художник не должен был выдумывать. И тут-то выяснилось, что после революции, когда большевики вывозили из Мариинского дворца все картины, в зале Госсовета нашли полотно Репина, а неподалёку — одну раму. Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. Картина была похищена, а в 1990-е гг. Ни один из музеев не смог купить её — так много запросили «владельцы». Тогда полотно попросту изъяли до выяснения обстоятельств, потому что оно было заказано Репину государством. Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. С кем-то — например, с теми, кто позировал затылком, — и вовсе за раз управились. По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений», — делился своими впечатлениями от полотна Игорь Грабарь. Контекст Репин получил заказ в апреле 1901 года. К тому времени у него были серьёзные проблемы со здоровьем, в одиночку осилить такой масштаб в столь сжатые сроки художник не смог бы, потому потребовал себе помощников. Первый писал левую часть картины, второй — правую.