Научные новости по оригинальным исследовательским статьям в ведущих научных журналах, написанные действующими учеными. Он также рассказал, что у ученых есть прогноз по развитию науки и техники на ближайшие 15 лет, что позволяет смоделировать его влияние на жизнь человека. В России активно развивают, насаждают развитие науки при университетах. Запуск Сибирского кольцевого источника фотонов положит начало новой вехи в истории российской науки. «Новости Науки» — главные новости науки, техники и технологий сегодня в Мире сегодня на страницах новостного сайта
Год науки и технологий
ИГиП ДВО РАН. Классификация институтов тормозит развитие российской науки | Главное Исследования Новости науки Фотогалерея. |
10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет | Претендовать на неё могут учёные, ведущие активную исследовательскую деятельность в России и внёсшие серьёзный вклад в развитие науки и технологий. |
Новости науки | Российские ученые и инженеры продолжaют рaботaть нaд перспективными проектaми, и c нaчaла годa предстaвили немaло революционных нaучных рaзрaботок. |
Наука, инновации и технологии | Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями — одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». |
Что произошло в российской науке в 2023 году: топ-10 событий | 2022-2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий в России. Здесь мы рассказываем о важнейших достижениях и самых интересных открытиях российских ученых, а также объясняем, как принять участие в мероприятиях Десятилетия. |
Что хотите найти?
Балахванцев и м. Бельш совершили поездку в Таджикистан. Институт востоковедения РАН и Государственный Эрмитаж при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации провели анонсирование проекта «Российский научно-аналитический портал «Восточная трибуна»», в рамках которого создается новый Интернет-ресурс, открывающий доступ к уникальным историческим и религиозно-философским материалам, а также к информации о различных аспектах жизни государств Азии, Ближнего Востока и Африки.
Какие наукоемкие продукты имеют наибольшие перспективы появиться на рынке? Открытые Инновации 2024 Форум «Открытые инновации» — крупнейшее в России и одно из узнаваемых в мире конгрессно-выставочных мероприятий, проходящее ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской Федерации.
Дониша Заведующий Центром археологии доисламского Востока д. Балахванцев и м. Бельш совершили поездку в Таджикистан.
Шухов , Б. Некоторые российские учёные занимали ведущие позиций в биологических науках И.
Павлов , С. Виноградский , М. Цвет , математике и механике А. Крылов , некоторых областях химии В. Отдельные российские лаборатории и институты по размерам и уровню оснащённости относились к числу наиболее хорошо оборудованных в Европе [3]. Организационная модель науки в России была сформирована в 1917—1930 годах и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций наркоматов земледелия, здравоохранения и т. В 1931 году были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения заводские лаборатории, опытные станции , региональные институты. В период с 1931 по 1955 год произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний.
Были созданы две практически изолированные друг от друга системы: военная и гражданская. Научный комплекс ВПК включал в себя крупные научно-технические организации и научные системы ряда ведущих вузов страны. В системе гражданской науки были сформированы академический, вузовский, отраслевой и заводской сектора науки. Организационную структуру академического сектора науки представляли научные организации Академии наук СССР и отраслевых академий. Созданная в 30-е годы сеть научных центров была преобразована в республиканские академии. В середине 50-х появилось первое региональное отделение Академии наук — Сибирское отделение. В 1987 году были учреждены Дальневосточное и Уральское отделение. В этот период в академическом секторе получили развитие специализированные научные центры, сформированные на основе объединения институтов, выполняющих исследования в рамках одной или нескольких смежных отраслей знания. Развивалась собственная опытно-производственная инфраструктура: научно-технические центры, полигоны, крупные установки, опытные производства, проектные и конструкторские хозрасчётные организации, инженерные центры. В академическом секторе формировались различные интеграционные структуры.
Во многих академических институтах были созданы научно-учебные центры, научно-технические объединения, научно-технические центры. Формами связи научных организаций с производством были: сотрудничество с отраслевыми министерствами и ведомствами, договоры о совершенствовании производства на конкретных предприятиях, выполнение комплексных народно-хозяйственных программ. В вузовском секторе науки сформировались множество типов организаций, выполняющих научные исследования и разработки: научно-исследовательские институты, кафедры, научные группы, учебно-опытные и экспериментальные хозяйства, проблемные и отраслевые лаборатории, проектные организации, вузовские и факультетские конструкторские и технологические бюро с собственной экспериментальной базой, обсерватории, ботанические сады, территориальные межвузовские комплексы, научно-учебные центры, совместные подразделения с организациями академического и отраслевого секторов науки. Научно-исследовательские институты при вузах были созданы в рамках незначительного числа крупных вузов страны с преобладанием кафедральной формы организации исследований и разработок. В 70-е годы появились межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов с целью выполнения комплексных научно-технических задач. Этот период можно считать периодом организационного оформления вузовской науки на институциональном уровне. Создавалась инфраструктура на основе межвузовского кооперирования по совместному использованию экспериментально-производственной базы, вычислительных центров и т. В вузовском секторе были сформированы учебно-научно-производственные комплексы. В частности, Ленинградский институт водного хозяйства[уточнить] сейчас — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет был создан на основе слияния вуза, научно-исследовательского института и опытного производства [ источник не указан 4581 день ].
Технологический суверенитет: в каких областях российской науки ждать прорыва
Последние новости науки и техники от : самая интересная и свежая информация об открытиях ученых, загадках природы и космосе, технических новинках и событиях интернета. Российские ученые смогли восстановить ландшафт, существовавший на территории современной Курской области 21-18 тысяч лет назад. Росстат попытался представить тенденции в российской науке за прошлый год вполне положительными. Последние новости науки и техники от : самая интересная и свежая информация об открытиях ученых, загадках природы и космосе, технических новинках и событиях интернета. Главная Наша деятельность Новости Председатель совета молодых учёных при Президенте Никита Марченков: Развитие российской науки остановить невозможно.
Ученый о развитии науки в России: «Открываются очень большие перспективы»
Наука — территория — развитие | Мнения россиян о темпах развития российской науки в сравнении с мировой наукой разделились. |
ТАСС Наука - последние новости, свежие события сегодня - Новости | «Тридцать лет тяжелой работы по продвижению и развитию российской науки — усилий ученых и администраторов — псу под хвост», — написал он в своем Facebook. |
Наука - актуальные новости сегодня - ПРАЙМ | Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Наука и Технологии – последние новости. |
Санкции не остановили развитие российской науки — Фальков | 360° | В День российской науки, 8 февраля, традиционно стартуют конкурсы Всероссийского фестиваля НАУКА 0+, о которых мы и расскажем ниже. |
10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет | Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Наука и Технологии – последние новости. |
Будущее российской науки обсуждают на Всероссийском съезде в Нижнем Новгороде
В Институте биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН прошла презентация книги «Химические языки нервных систем». Докладчик: доктор экономических наук, директор Российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) Ильина Ирина Евгеньевна. Последние новости науки и космоса. Научные открытия и изобретения отечественных и зарубежных ученых, современные научные достижения России и мира, изучение космоса, исследования.
Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией
Александр Лукашенко подписал указ, предусматривающий реализацию совместного с РФ проекта по развитию Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли. Сверхпроводимость таланта: физик Сергей Бакурский рассказал, как стать звездой науки Физик Бакурский — о нейросетях, лженауке, и об изоляции, в которую попала Россия. Достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России и повышение привлекательности отечественной науки и образования. Численность исследователей (по областям науки; по возрастным группам; по ученым степеням; по субъектам Российской Федерации) (с 2010 г.). Телеканал «Наука» — научно-популярный познавательный канал о достижениях российской и мировой науки, входящий в пакет неэфирных каналов «Цифровое телевидение». Проверенные новости науки и технологий. Лонгриды, обзорные статьи по научной тематике, интервью с учеными, познавательные видео и многое другое.
Чего достигла наука России в 2023 году: магасайенс, квантовые нейросети и многое другое
Интерес к науке в российском обществе растет. Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ представляет данные исследования о том, что думают россияне о российской и мировой науке сегодня. Опрос приурочен ко Дню российской науки. В 2023 году интерес к достижениям в науке и технике вырос на 10 п. Доля не интересующихся темой достижений в науке и технике сместилась в сторону интересующихся на 10 п.
В частности, Минобрнауки разработало механизм проведения государственной итоговой аттестации — то есть государственных экзаменов и опционально защиты дипломов. Это можно будет сделать бесплатно в любом из университетов. Если у студента нет подтверждения освоения образовательной программы судя по всему, тут подойдет даже зачетка , — университет будет устанавливать соответствие через различные процедуры. По итогам успешной сдачи ГИА будет выдан диплом о высшем образовании. Проблема с ГИА касается двух очень разных категорий студентов.
Все они в 2022-м году должны были бы завершать свои образовательные программы. Затем — после вхождения в состав России — была проведена демобилизация, а теперь постепенно урегулируются вопросы, связанные с прохождением итоговой аттестации. С другой стороны, студенты Запорожской и Херсонской областей избежали мобилизации, но это не отменяет аналогичных проблем по формальному завершению освоения образовательных программ. Есть основания полагать, что на базе нескольких вузов как в новых регионах, так и в ЮФО будут открыты центры ГИА, чтобы обеспечить системную работу по проведению аттестации и выдаче дипломов. Для студентов из ДНР и ЛНР, которые были мобилизованы, а затем смогли вернуться к учебе, были анонсированы значительные льготы.
Одна из основных — возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов включая и президента подчеркивали, что такое право обязательно будет дано. Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными. Минобрнауки утвердило порядок перехода — он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации. С точки зрения равноправия — вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации.
Если же говорить по совести — то Минфину стоит изыскать средства не столь и большие для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет. Появление ChatGPT породило широкий круг дискуссий об изменении в образовании. ИТ-технологии далеко не первый раз порождают изменения в образовании. Предыдущий цикл изменений был вызван появлением открытых поисковых систем Google, Яндекс и др. Тем не менее, эта информация была не структурирована сплошной поток , учитель требовался для упорядочивания и анализа.
Изменения, связанные с появлением открытых поисковых систем, до сих пор полностью в образовательный процесс не внедрены. В этом контексте ChatGPT приводит лишь к одному: ранее бессистемная информация из поисковиков теперь оказывается систематизированной по определённому протоколу. Но это, казалось незначительное изменение, окажет сильнейшее влияние на образовательный процесс, лишив "знающих" монополии на структурирование информации. Что мы должны делать в связи с этим в университетах? Критическое и оригинальное мышление — главное, что должен давать университет.
Мышление и раньше было во главе угла любого настоящего университета, теперь его значение вырастет ещё сильнее. Образованный человек тот, кто способен создать нечто оригинальное, отличное от возможностей ИИ. Другой аспект "критического" мышления — понимание того, что ответ машины зависит, как от вопроса, так и от технологии её создания. Машина не может отличить ложь от правды, а значит, будучи обученной на неверных фактах, машина будет эти факты выдавать как истинные. Широта кругозора — необходимый элемент для работы с машиной.
А значит, роль "гуманитарной" компоненты для инженера и "инженерной" компоненты для гуманитариев только растёт. Непрофильный блок не требуется понимать как профильный, но требуется узнать все необходимые факты для того, чтобы правильно интерпретировать то, что говорит машина. Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём. Практические навыки невозможно получить с помощью машины. А значит, университет должен всегда ориентировать только на практико-ориентированное обучение.
Это не значит, что физики-теоретики как и любые другие теоретики не нужны, просто не нужно путать работу учёного-теоретика с изучением теории физики без практического её применения. Принципам и этике "почему" и "зачем" я это делаю в университетах будет уделяться значительное время. Важно не просто что-то делать, а осознавать, что ты делаешь. Не стоит ждать от университетов тектонических изменений уже завтра. Консервативность университетов — залог их тысячелетней истории.
Однако следует понимать, что вектор движения уже задан. В топ-100 мировых университетов будущего будут только те университеты, в которых получается готовить студентов индивидуально, формируя единую этику и принципы, а также широту кругозора и уникальное критическое и творческое мышление. В университете ты переписываешь советские учебники, а на стажировках перебираешь бумаги. Дипломированные специалисты сталкиваются с проблемой "без опыта не берем". Но где же этот опыт взять, если большинство преподавателей никогда не работали вне стен учебного заведения?
Зарубежное образование построено по другому принципу, но редкие положительные примеры есть и у нас. Недавно вышло интервью с ректором Заполярного государственного университета Евгением Голубевым. ЗГУ — довольно небольшой технический вуз, но с крепким студенческим сообществом и преподавателями-практиками. Университет базируется в Норильске, поэтому студенты проходят практику на предприятиях и в исследовательских департаментах металлургического гиганта "Норникель". В интервью ректор ЗГУ рассказывает о профессиях будущего, атмосфере учебы в одном из самых северных вузов и практике на базе реального производства.
Это показал мониторинг, проведенный Минтруда РФ. А улучшить схему трудоустройства должен новый сервис "Стажировки и практики", который с сентября заработает на портале "Работа России". По словам главы Минтруда Антона Котякова, «сервис поможет "вести" наиболее перспективных молодых людей — от первого курса до выпуска» и позволит работодателям делать предварительный отбор и высылать приглашения на стажировки и практики соискателям со всей страны без подписания отдельных соглашений с учебным заведением. Возможно, новый сервис поможет компенсировать сокращение программ стажировок российскими компаниями. Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций.
Согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов. А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика. Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно.
В вузах электронное обучение встречается ещё чаще. Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок. Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками. Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом.
Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО. Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов, или созданием электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все. Что касается цифровых коммуникационных навыков, то, по данным на 2021 год, они развиты у учащихся несколько лучше, чем умения пользоваться разными видами софта.
Причём с 2019 года практически все показатели в этой сфере выросли. А вот искать информацию, необходимую для учёбы, студенты умеют плохо. Эксперты в области информационных технологий, преподаватели и представители власти и бизнеса обсудили вектор развития высшей школы и научной деятельности при помощи новых возможностей, в том числе блокчейна, искусственного интеллекта и дистанционных коммуникаций. Также участники дискуссии затронули и тему внедрения индивидуальных образовательных траекторий в российские университеты. Заместитель генерального директора компании-разработчика платформы управления индивидуальными образовательными траекториями Modeus Ирина Гордина рассказала, что реализация данного направления зафиксирована в задачах государства по реформированию научно-образовательной системы к 2030 году.
В декабре 2021 Правительство РФ утвердило Стратегию цифровой трансформации науки и высшего образования. Согласно этому программному документу к 2024 году не менее половины государственных вузов должны развивать ИОТ, а к 2030 году на модель индивидуального образования студентов должны перейти уже все университеты. Развитие науки 14 марта ТК «Научно-образовательная политика» пишет об опыте научного наставничества на примере Калининграда. В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества. Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования.
Благодаря этому, мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого — от абитуриента до доктора наук, — а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей» — заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Балтийский федеральный университет стал одним из шести российских университетов, где будет запушена пилотная программа научного наставничества. Инициатива реализуется в рамках Года педагога и наставника, объявленного президентом страны. Александр Федоров, ректор БФУ им. Канта: «Современное научное наставничество — это система мер и институтов, направленная на развитие преемственности между поколениями исследователей, на широкое вовлечение обучающихся в научную деятельность.
Для формирования трека молодого ученого в БФУ им. Канта выстраивается логичная структура научных объединений. В апреле стартует работа по созданию дорожной карты нового проекта. Определенный задел уже есть: действуют меры поддержки для аспирантов, сотрудников и ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации, большое внимание уделяется развитию научной мобильности молодежи, работает механизм поддержки исследовательских студенческих проектов в рамках молодежной политики. Большие возможности создает и сетевое сотрудничество с другими университетами, индустриальными и социальными партнерами».
Списать это на "принуждение к скопусам", имеющее место в не самых сильных вузах, нельзя: среди клиентов однозначно преобладают РАН и университеты первого эшелона. Люди любят, когда издательство работает быстро и хорошо, а это у MDPI получается очень даже. Мы уже писали, что считаем многие из "фишечек", применяемых MDPI, очень полезными. Если кто-то все-таки займется приведением российской научной периодики в порядок мы сейчас не про копрофилов из числа любителей списка ВАК , то опыт этого издательства явно пригодится». Насколько широко применяют микростепени.
Отмечается, что в большинстве вузов систему микростепеней то есть коротких профессиональных курсов по-прежнему только формируют, хотя в последние годы эта сфера стала лучше регулироваться. А ещё за последние два года численность организаций, где их используют, увеличилась более чем вдвое. Суть в том, что их проще интегрировать в курсы, которые не требуют аккредитации. Как респонденты относятся к таким программам. Проще говоря, по их мнению, таких программ будет в университетах всё больше.
Опрошенные руководители вузов рассказали, когда, по их мнению, такие сертификаты станут восприниматься как полноценный эквивалент дипломов о высшем образовании. Некоторые полагают, что их уже можно считать таковыми. Большинство же считает, что это произойдёт либо через один—два года, либо чуть позже — к 2030-му. Что мешает распространению таких программ. Опрошенные назвали и препятствия для внедрения микростепеней.
Главным из них считают существующие трудности, связанные с оценкой и обеспечением качества таких программ. Ещё одна сложность заключается в недостатке понимания, что это вообще такое. Реже всего участники опроса обозначали как проблему недоверие к подобным программам.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.
В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов. Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта: Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок; Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям; Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии; Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров. Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок КАДРЫ Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся. Мероприятия направлены на: создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок; повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования. В 2024 году: 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета. Мероприятия направлены на: достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России; повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров. Сеть из 3 биоресурсных центров.
Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков. Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» — Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA. Мероприятия направлены на: создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня; повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов. В 2024 году: Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств. Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.
Наука России ушла на экспорт: число докторантов за 12 лет сократилось в 5 раз
ИГиП ДВО РАН. Классификация институтов тормозит развитие российской науки | На сайте в рубрике «Наука и техника» всегда свежие новости за день и неделю. |
ИГиП ДВО РАН. Классификация институтов тормозит развитие российской науки | Статья Наука в России, Программа фундаментальных научных исследований в России, Национальный проект Наука, Медицинские исследования в России, Цифровизация науки, Гранты и премии ученым, Финансирование, 2024 Правительство РФ выделило 450 млрд. |
Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией
Заявки проходят независимую экспертизу, а лауреатов определяет комитет из авторитетных учёных, специалистов разных областей науки и представителей высокотехнологичных компаний. Подробности о Научной премии Сбера 2024 читайте здесь.
Кого и где Россия обходит, а что в срочном порядке наверстывает? Как взрывное развитие технологий изменит нашу жизнь? По мнению главы РАН, российская наука находится на самом современном уровне и небезосновательно стремится быть лидером по каждому направлению. У нас сильная математическая школа, физическая школа, мы сильны в области генетики, биологии, химии». При этом есть и проблемы.
Несмотря на внимание, уделяемое научным территориям, и общее понимание их роли в реализации стратегических задач страны, нельзя не признать, что преобладающий взгляд на модель их развития, основанный на социально-инфраструктурном подходе т. Качественная городская среда благоприятствует науке, но не производит ее, и, более того, в своем формировании, развитии должна быть подчинена целеполаганию научно-технологического развития. Принципиально важно так или иначе преодолеть искусственный и непродуктивный организационно-управленческий разрыв дуализм , существующий между научно-технологической в действительности, базовой, решающей и благоустройственно-инфраструктурной составляющими наукограда и иных научных территорий , причем как на уровне самой по себе данной конструкции публично-правового образования, так и в ее взаимосвязях с другими уровнями публичной власти, в конечном счете — в привязке общефедеральному механизму приоритизации и осуществления научно-технологического развития. Признаваемый в настоящее время смысловым ядром наукограда его научно-производственный комплекс нуждается в адекватном правовом режиме, который позволил бы обеспечить сочетание как определенной общности взаимосогласованного единства целей, задач, действий участников при реализации общенациональных научно-технологических приоритетов в том числе в координационной связи с иными, внешними субъектами научно-технологического развития , так и необходимой степени автономии, самостоятельности его участников, имея в виду в том числе разнообразие форм собственности. Расширение форм государственной поддержки наукоградов, включая предоставление дополнительных возможностей использования тех или иных преференциальных, льготно-стимулирующих режимов мер , требует сбалансированного подхода, исключающего асимметрию развития наукограда в сторону бюджетообразующего предпринимательства, не обладающего реальной наукоемкостью. Вместе с тем следует учитывать проблемы, связанные с применимостью и пригодностью адекватностью на разных научных территориях существующих государственных инструментов, направленных на обеспечение качества жизни. Действующие нормативы программ развития не учитывают специфику, технологические особенности соответствующих территорий и не обеспечивают их реальные финансовые потребности, а применение целого ряда мер поддержки например, программ «Земский доктор», «Земский учитель», строительства кампусов мирового уровня , жестко увязанных с критерием численности населения, объективно затруднено вследствие превышения или недостижения соответствующего параметра. Все это подразумевает перенастройку в том числе финансово-бюджетного механизма в целях консолидации управления ресурсами, направляемыми на развитие наукоградов, а также иных научных территорий в настоящее время по различным программам и проектам. Таким образом, необходимо прежде всего: а определить и юридически формализовать состав территорий с высоким научно-технологическим потенциалом и те из их числа нуждающиеся в дополнительных мерах по инфраструктурному развитию, применительно к которым такие дополнительные меры являются необходимыми и оправданными с точки зрения приоритетных задач государственного научно-технологического развития. При реализации этой задачи важно руководствоваться идеей преемственности и недопустимости произвольного пересмотра ранее признанного правового статуса. Более того, требует преодоления пробел в законодательном регулировании, связанный с преобразованием территориальных единиц с участием наукоградов, с тем чтобы такие преобразования проводились в интересах научно-технологического развития и не влекли прекращение перерыв статуса наукограда имея в виду опыт создания Большого Серпухова в Московской области ; б сформировать усовершенствовать организационно-правовые механизмы управления наукоградами, которые бы обеспечивали реализацию мероприятий инфраструктурного развития таких территорий в соответствии с целями сохранения и развития научно-технологического потенциала т. Подчеркну, оценка сложившегося научно-технического потенциала и эффективности его использования применительно к конкретным публично-правовым образованиям должна производиться с учетом понимания принципиально более широкого спектра возможных последствий, чем принятие ограничительных предупредительных, пресекательных или иных подобных мер. Важно обеспечить возможность осуществления при необходимости «доформирования» научно-технического потенциала в интересах наиболее эффективной реализации государственной научно-технической политики.
При этом есть и проблемы. Главная из них сегодня — совершенствование научной приборной базы, которая должна позволить российским ученым проводить исследования мирового уровня, отметил Красников. Геннадий Красников: «Есть целые направления, где мы должны достигнуть серьезных результатов, но без больших вливаний, без больших установок, исследовательской аппаратуры, научного приборостроения не обойтись». Он также рассказал, что у ученых есть прогноз по развитию науки и техники на ближайшие 15 лет, что позволяет смоделировать его влияние на жизнь человека. По словам эксперта, люди в будущем будут больше уделять времени не хозяйственным вопросам, а саморазвитию.
Наука — территория — развитие
Какие наукоемкие сферы сегодня наиболее восприимчивы к инвестициям и способны в среднесрочной перспективе обеспечить возврат средств для инвестора? Каковы современные инновационные тренды и маркеры технологического развития? Какие наукоемкие продукты имеют наибольшие перспективы появиться на рынке?
По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования [7]. В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования десятки и сотни ссылок на их работы. Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако практически полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук [9]. В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей, в 2009 году — 730 млрд рублей [11]. В 2009 году в России насчитывалось около 3,5 тыс.
В 2010 году российские учёные из Объединённого института ядерных исследований ОИЯИ в подмосковной Дубне впервые в истории успешно синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева, 114-й элемент был впервые синтезирован в Дубне ещё в декабре 1998 года , однако независимое подтверждение было получено только в сентябре 2009 года [14]. С 2013 года наблюдается резкое увеличение количества публикаций российских учёных в журналах, включенных в базу данных Web of Science [16]. С 11 апреля 2014 года Брукхейвенской национальной лаборатории США было запрещено Министерством энергетики США сотрудничать с российскими физиками [17] , но потом запрет был снят [18]. По итогам 2014 года наиболее близкими по научной производительности России количеству статей в научных журналах и их цитируемости странами являются Бразилия , Иран , Польша и Турция [19]. Внутри своего региона эти страны являются научными лидерами, но «научной державой» их назвать нельзя. По доле учёных среди всех занятых в экономике Россия находится на 34-м месте в мире, по затратам на одного учёного — на 47-м месте в мире 93 тыс. В 2019 г.
Россия по числу статей в Web of Science занимала 14-е место, в Scopus — 12-е место [21]. Путиным был объявлен Годом науки и технологий. Государственная политика[ править править код ] С 1995 по 2016 гг. В постоянных ценах расходы на науку с 1995 по 2016 гг. По удельному весу затрат на науку в ВВП в 2016 г. Россия находится на 35-м месте в мире и, как и в 1995 году, занимает десятое место в рейтинге ведущих стран мира по величине, государственных расходов на науку [23]. Обвинения учёных РФ в шпионаже и разглашении государственной тайны стали одной из основ судебных разбирательств и наказаний в 1990-е — 2000-е годы.
В первом десятилетии XXI века происходит постоянный рост расходов федерального бюджета России на гражданскую науку. Правительство утвердило федеральные целевые программы : «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», « Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы», «Национально-технологическая база на 2007—2011 годы». Приняты «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», разрабатывается национальный проект «Наука» на 2019—2024 гг [24] [26]. В марте 2006 года правительство РФ одобрило программу создания 7 технопарков — в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской, Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге. Указ 2005 года В 2006 году впервые в бюджете было выделено 3 млрд рублей на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Кроме того, в 2005 году президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении 500 ежегодных грантов президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с указом, ежегодно молодым учёным предоставляются гранты в размере 600 тыс.
В том же году учреждены 100 ежегодных президентских грантов для господдержки научных исследований молодых до 40 лет учёных-докторов наук. Путин сообщил, что до 2012 года государство выделит не менее 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах [27]. Правительство РФ поручило Минфину в течение трёх лет выделить 12 млрд руб. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 году выделилось 3 млрд руб. Средства выделяются в виде грантов правительства, которые будут на конкурсной основе предоставляться под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих учёных [28].
С 2012 года получить деньги на науку без таких публикаций действительно стало невозможно. А стоимость размещения научной статьи в пуле таких журналов составляла от 200 тысяч рублей и выше. Но даже не сам факт оплаты стал критичным. Журналы Scopus и Web of science устанавливали для научных статей важный критерий: их результаты, чтобы быть напечатанными, были обязаны содержать в себе критику действующей политической системы России или указывать на ее несостоятельность. Отменить это правило не могли никакие деньги. Десять лет наши ученые обязаны были клепать работы против своей страны, чтобы вуз смог получить деньги от государства. При этом для российских журналов создавались невыполнимые условия вхождения в указанные базы даных. Без обозначенных публикаций невозможен был и карьерный рост внутри университета - получить новую квалификацию без публикаций в англосакских базах сегодня невозможно по закону РФ. Интересно, что французы, немцы, итальянцы, китайцы и многие другие категорически отказались от подобной системы, осознавая ее потенциальные риски. Интересно и то, что в открытом обращении не указаны акторы, принимавшие решение о введении этой системы. Как пишет Коммерсантъ» со ссылкой на это исследование, если в 2019 году на работу или стажировку из России выехали 540 ученых, то в 2021-м их число уменьшилось до 277. Число выезжающих за рубеж ученых РФ в пандемию COVID-19 уменьшилось вдвое В основном они выезжали на срок до одного года, поездки дольше двух лет авторы исследования называют редкостью. В первую пятерку стран, куда за последние три года чаще всего направлялись российские ученые, вошли Германия, Франция , США , Китай и Вьетнам. Как выяснили исследователи, среди временно выезжающих за рубеж российских аспирантов выросла доля тех, кто моложе 30 лет. Речь в исследовании идет о научных сотрудниках всех рангов — от аспирантов до профессорско-преподавательского состава НИИ и университетов. При этом не учитываются ученые, которые эмигрировали из России и более не взаимодействуют с отечественными НИИ и вузами. По словам Сергеева, Россия к маю 2021 года занимает шестое место в мире по числу исследователей в эквиваленте полной занятости, перед ней в списке находятся Германия и Южная Корея , при этом несколько лет назад РФ находилась на четвёртой позиции. По относительному числу исследователей на 10 тыс. Ранее в 2021 году главный ученый секретарь Российской академии наук РАН Николай Долгушкин сообщил, что с 2012 года в пять раз увеличилось количество ученых и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России. По его словам, только за последние три года число ученых в стране сократилось на 30 тыс. В числе рисков для российских ученых он назвал, в частности, недостаток финансирования. Николай Долгушкин отметил, что Россия осталась единственной страной среди развитых государств, где несколько десятилетий подряд сокращается число ученых. В 1990 году Россия занимала первое место в мире по числу ученых, но с тех пор их количество снизилось с 992 тыс. По его словам, в 2020 году в ведущих «квартильных», журналах из базы Web of Science Core Collection число статей, в которых главный вклад принадлежит российским ученым, составило примерно 27 тыс. Из них только 20 тыс. Это издательство базируется в Швейцарии , контролируется китайским бизнесом и имеет противоречивую репутацию, отметил вице-президент РАН. Он отметил, что статьи в журналах с открытым доступом оплачиваются авторами из своих грантов, либо организациями, где они работают. По его словам, именно поэтому Российская академия наук уже несколько лет ставит вопрос о создании Российского академического издательского дома, основной целью которого был бы выпуск лучших российских журналов в режиме Open Access включая русскоязычную и англоязычную версии. В этом случае бюджетные деньги пойдут на развитие системы российских журналов высокого качества, а не на оплату услуг зарубежных издательских компаний, добавил он. Одно из направлений исследований посвящено ученым и лауреатам Нобелевской и Филдсовской премий. Согласно докладу, по итогам 2020 года Москва расположилась на 10-м месте среди мировых городов по численности лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий.
Как взрывное развитие технологий изменит нашу жизнь? По мнению главы РАН, российская наука находится на самом современном уровне и небезосновательно стремится быть лидером по каждому направлению. У нас сильная математическая школа, физическая школа, мы сильны в области генетики, биологии, химии». При этом есть и проблемы. Главная из них сегодня — совершенствование научной приборной базы, которая должна позволить российским ученым проводить исследования мирового уровня, отметил Красников.
10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет
28 октября – 1 ноября 2024 года в Санкт-Петербургском филиале ИИЕТ РАН состоится XLV Международная годичная научная конференция «ВКЛАД АКАДЕМИИ НАУК В РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (К 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК)». Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года. День российской науки: какой вклад молодые ученые «Сириуса» вносят в развитие науки. Новости науки, высоких технологий и техники. Научные открытия и достижения, загадки из космоса, передовые исследования ученых на Рамблер/новости.