Принципы планирования бизнеса. Виды бизнес-планов. О том, как составить бизнес-план, зачем он нужен и где взять готовые примеры с расчетами — в материале РИА Новости. Требования к анализу проектов и принципы подготовки бизнес-плана могут существенно меняться в зависимости от целей проекта и условий его осуществления. Долгосрочное бизнес-планирование должно являться неотъемлемой частью деятельности любой компании.
Как составить бизнес-план
Сюда можно включить исследования рынка, экспертные публикации, юридические документы, лицензии, инфографики и фотографии. Юрист корпоративной практики Key Consulting Group Ангелина Севостьянова отмечает, что в бизнес-план в качестве отдельного блока стоит включить дорожную карту road map , где следует прописать возможные сроки пересмотра и дополнения бизнес-плана. Стандарты планирования бизнеса Существует несколько наиболее известных и распространенных стандартов создания бизнес-плана. Помимо базовых разделов стандарты UNIDO предусматривают такие важные блоки, как «Оценка эффективности проекта» и «Гарантии и риски компании».
В разделе об эффективности указываются рентабельность бизнеса, расчеты достижения точки безубыточности, сроки окупаемости и чистый доход. В разделе «Гарантии и риски» излагается информация о том, как компания намерена гарантировать возврат привлеченного финансирования, а также пункты об основных рисках и возможных форс-мажорных ситуациях.
Подразделения одного уровня разрабатывают планы одновременно с координацией планов своего уровня. Виды планирования: Стратегическое — совокупность программ стратегий , принятых руководством организации для достижения долгосрочных целей 5 лет. Его задача — достижение баланса реальных возможностей и ресурсов организации и желаемых результатов, а также оценка последствий достижения этих результатов. Стратегические планы обосновываются основными показателями развития организации. Тактическое — охватывает краткосрочный и долгосрочный периоды планирования 1,2,3 года , является предметом деятельности среднего звена управления организации. Задача — обосновать способы технологические достижения стратегических целей на основе внутренних возможностей организации.
Что делать, если все пошло не по плану? Что такое планирование? Планирование — это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения, то есть определение конкретных задач.
Сюда также относится составление планов, распределение ресурсов, обработка информации, принятие решений и так далее. Главное — этот процесс всегда нацелен на достижение лучших результатов в будущем. Где нужно планирование?
Методы планирования можно применять как в бизнесе, так и в личной жизни. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект. Что касается личной жизни, то здесь планирование относится скорее к приоритизации дел и грамотному распределению времени.
По ее мнению, именно время — важнейший социально-экономический ресурс XXI века. Как бы мы ни старались, сколько бы сил, денег, энергии у нас ни было, время нам неподвластно, — объясняет Петрова. Виды планирования: краткосрочное от одного дня до года — сюда относится оперативное планирование на короткий период времени и оперативно-календарное планирование детализация годового плана ; среднесрочное от года до пяти лет ; долгосрочное от пяти лет и вплоть до стратегий на 20-40 лет.
Последние два пункта также можно отнести к стратегическому и тактическому планированию. Она выделила следующие шаги: Определить цель. Любое планирование начинается с ясного понимания того, чего нужно достичь, и это должен быть четкий результат.
Например, похудеть на пять килограммов, заработать 100 тысяч рублей, изучить английский до уровня C1. В противном случае очень вероятно, что планирование будет заброшено», — предупреждает эксперт. Проанализировать ситуацию.
Необходимо определиться, как выглядит точка А, то есть те обстоятельства, из которых происходит старт пути к цели. Собрать информацию. То есть занимаетесь сбором и обработкой информации, которая может привести вас в точку Б», — объясняет Бельгаева.
Выбрать стратегию. После того, как все необходимые данные были изучены, можно переходить к выбору наиболее эффективного пути к цели, а также разделить его на более мелкие задачи. И уже следующими этапами станут проработка стратегии и подготовка к осуществлению желаемого.
Оценить свои ресурсы. Важно понять, какие ресурсы в этом процессе понадобятся. Если хотите сбросить килограммы, вам нужно решить, сколько времени в день вы готовы заниматься спортом, есть ли у вас ресурсы на то, чтобы купить абонемент в тренажерный зал, какой инвентарь необходим для того, чтобы похудеть», — говорит эксперт по тайм-менеджменту.
Поставить сроки.
Выработка долгосрочной стратегии развития компании — она может включать в себя элементы ранее разработанных отдельных бизнес-планов и объединение их в единое целое. Задачи бизнес-плана Бизнес-план может быть составлен в расчете на внутреннюю или внешнюю аудиторию, и от этого будет зависеть его содержание. В первом случае он обращен к тем, кто работает в фирме, а во втором стремится привлечь внимание потенциальных партнеров и инвесторов, в качестве которых могут выступать другие компании, финансовые организации, государственные структуры и т. Приведем примеры, как это может выглядеть на практике: Внутренний бизнес-план — стартап по разработке сайтов. Необходимые ресурсы для запуска проекта — арендуемое помещение, 3 сотрудника, имеющееся техническое оборудование и программное обеспечение. Определяются функциональные обязанности каждого участника проекта, оцениваются потенциальные заказчики и прогнозируются финансовые результаты по итогам первых шести месяцев деятельности.
Документ для внешнего инвестора. Здесь требуется более детальный финансовый расчет, чтобы подтвердить целесообразность вложений и показать их отдачу. Допустим, запрашиваемая сумма оценивается в 571,2 тыс. Структура бизнес-плана Какого-то общепринятого шаблона бизнес-планов не существует, и подобные документы могут сильно отличаться по структуре, объему и содержанию. Если у вас нет опыта в бизнес-планировании, то, как вариант, предлагаем следующую модель бизнес-плана предприятия: Титульный лист. Чтобы бизнес-план воспринимался как официальный документ, а не как черновые наброски, открываться он должен титульным листом с указанием названия компании или проекта, имен разработчиков, дат реализации программы и контактных сведений. Если бизнес-план очень маленький, то можно обойтись и без него, но объемный документ обязательно должен иметь оглавление, чтобы легко находить нужный раздел.
Обычно здесь приводится информация о компании — краткая история ее развития, цели и миссия деятельности, достигнутые результаты. Инвестор сразу должен понять, с кем он имеет дело. Анализ отрасли и рынка. Здесь указывается состояние дел в отрасли, важнейшие факторы, объем рынка, категории продуктов, производителей и потребителей, конкурентная ситуация, тренды, преобладающие стратегии и т. Это ключевой элемент плана: нужно предложить продукт, который бы отличался от того, что есть у конкурентов, показать его достоинства и недостатки, оценить экономический эффект от его вывода на рынок. Имеющиеся ресурсы. В данном разделе необходимо продемонстрировать способность реализовать бизнес-идею: организационное устройство компании, производственные мощности, финансовые и людские ресурсы, успешный опыт деятельности на рынке, партнеры, контролируемая доля рынка и пр.
Производственный план — как фирма обеспечит изготовление заявленного продукта с учетом объемов, качества, сроков, логистической цепочки и других имеющих значение факторов. Маркетинговая стратегия — каким образом предполагается реализация товаров или услуг каналы распространения, потребительская аудитория и способы ее расширения, рекламные кампании и пр. Финансовые расчеты с расшифровкой всех затрат и предполагаемой выручки, чтобы выйти на максимальную прибыль. Прогноз обычно дается в перспективе на несколько лет вперед с выделением целевых показателей. Риски — внутренние и внешние угрозы, их влияние на достижимость целей, мероприятия по снижению рисков. Дополнительная информация, которая подтверждает сведения и расчеты, изложенные в предыдущих пунктах. Как составить бизнес-план Есть ключевые правила планирования, которым стоит следовать, если вы хотите произвести своим бизнес-планом наилучшее впечатление на партнера или инвестора.
Информативность в сочетании с краткостью Объемные документы, содержащие много второстепенной информации, никто не будет читать. Включите в бизнес-план самое важное, а прочие сведения, по которым могут возникнуть вопросы, лучше перенести в приложение. Понятность и прозрачность Инвестор должен оценить, в чем суть вашей идеи, что вы просите у него, и что получится на выходе. Это нужно излагать просто и понятно: не стоит загромождать документ научной или специальной технической терминологией. Кроме того, следует избегать двусмысленностей, а тем более не пытаться обмануть инвестора — в этом случае вы сразу лишитесь доверия. Предварительная проверка элементов плана Интерес к вашему проекту резко вырастет, если вы покажете, что данная идея работает. Протестируйте свой бизнес-план, например, маркетинговую стратегию опробуйте на контрольной группе, составленной из представителей целевой аудитории.
Полезными окажутся и отзывы экспертов относительно ваших предположений.
Отдельно рассчитываются бюджеты управленческих и общепроизводственных расходов, где выделяются переменные и постоянные затраты. Постоянная часть расходов планируется в соответствии с реальными потребностями производства, а переменная — с использованием нормативного метода , учитывая корректировки на процессы инфляции. Бюджет себестоимости включает все итоговые данные четырех предыдущих бюджетов, по которым рассчитывается общая сумма затрат на изготовление и реализацию продукции, себестоимость товаров и окупаемость затрат. Бюджет денежных ресурсов — отражает будущие расходы и поступления денежных средств. Бюджет капитальных вложений — представляет собой дополнительную смету, которая предусматривает планирование величины финансовых ресурсов на развитие и увеличение производственных мощностей.
Бюджеты прибылей и убытков составляются с целью определения финансовых результатов хозяйственной деятельности компании и налогов на прибыль. Бюджет пассивов и активов — является прогнозным бухгалтерским балансом, при анализе которого можно определить неблагоприятные финансовые проблемы.
Поэтому прежде чем разрабатывать миссию и стратегию, необходимо провести стратегический анализ внешнего и внутреннего контекста компании, результатом которого должна быть оценка рисков и возможностей конкретного предприятия в окружающей ее рыночной среде. Цель SWOT-анализа Strength — сила, Weak — слабость, Opportunity — возможности и Threat — угрозы — определить сильные и слабые стороны компании, установить их связи с внешними возможностями и угрозами. По итогам анализа вырабатываются стратегии компании, направленные на использование возможностей и устранение угроз для развития.
В каждой из матриц возможности и угрозы распределяются по вероятности их наступления и силе воздействия на компанию. Матрицы помогают контролировать внешние факторы и разрабатывать стратегии развития бизнеса. Формирование реестра рисков и возможностей предполагает более детальный анализ по сравнению с двумя предыдущими методами. Сначала выявляются риски и возможности как внешнего, так и внутреннего контекстов компании. Далее выявленные риски и возможности оцениваются по степени вероятности их реализации и степени влияния на бизнес компании.
Затем формируется матрица рисков и возможностей, в которой отражается совокупная степень влияния оцененных рисков и возможностей «Высокая», «Средняя», «Низкая». Заключительный этап — составление реестра рисков и возможностей. В нем фиксируются все значимые для компании риски и возможности, пути их минимизации и реализации по сути это стратегии компании , а также ответственные владельцы каждого из рисков и возможностей. Пример 1 Компания «Волга» производит мебель для дома. На рынке уже более 15 лет, имеет узнаваемый бренд на рынке и положительную деловую репутацию.
В связи с усилением конкурентной борьбы и снижением покупательской платежеспособности населения у компании возникла необходимость проанализировать текущую ситуацию и разработать стратегический план развития компании на ближайшие три года. Используя метод SWOT-анализа, менеджмент компании определил сильные и слабые стороны бизнеса, а также внешние угрозы и возможности для его развития. Результаты стратегического анализа текущей ситуации представлены на рис. Вывод При выборе стратегии развития компании следует сделать акцент на свои сильные стороны высокое качество продукции, сервисное обслуживание покупателей, положительная деловая репутация для использования возможностей расширения бизнеса увеличение продаж, выпуск нового вида продукции, предоставление дополнительных услуг покупателям.
Если их несколько, инвестируют в товар, пользующийся наибольшим спросом. Максимальная стабильность планов капитальных затрат необходима, поскольку частое изменение таких планов может привести к значительным необоснованным издержкам инвестиционного проекта. Вариантность подразумевает, что в идеале следует проработать несколько сценариев бизнес-плана инвестиционного проекта: оптимистичный, нейтральный, пессимистичный. Для того чтобы бизнес-план инвестиционного проекта мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований: включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора; опираться на реальные факты и обоснованные предложения; иметь завершенный характер, то есть содержать стратегию достижения поставленных целей; обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.
Выполнение всех требований возможно лишь при создании условий для реализации бизнес-плана инвестиционного проекта [2, с. Наиболее важными прогнозируемыми элементами, на основании которых предприятия составляют финансовый план, являются объем продаж и себестоимость реализованной продукции услуг. Процесс формирования инвестиционной политики предприятия предполагает реализацию нескольких этапов: 1. Анализ состояния инвестиционной деятельности в предшествующем периоде. Определение общего объема инвестиций в предстоящем периоде.
На основе данного документа кредитор предоставлял необходимую сумму. Могли приниматься в расчет и другие аспекты, например, личные контакты заемщика, наличие рекомендаций, объемы собственных средств, задействованных в производстве и прочее. В последнее время большинство кредиторов для оформления займа хотят видеть перед собой бизнес-план деятельности предприятия. Для привлечения дополнительных инвестиций. Вкладчиками капитала в развитие предприятия могут быть частные лица или другие компании возможно, инвесторские фонды.
Если планируется публичный выпуск акций, грамотный бизнес-план представит компанию в выгодном свете. Это объясняется тем, что вся информация о деятельности организации становится прозрачной для потенциальных инвесторов. Видны объемы продаж, степень развития производства, будущие финансовые поступления и прочее. Недалеко время, когда бизнес-планирование будет считаться основанием для выпуска ценных бумаг. На данный момент это практикуется лишь как дополнительный инструмент развития. Для заключения бизнес-тандема с зарубежным партнером. Инвесторы из других стран стараются осуществить капиталовложения в российские предприятия, но проявляют большую осторожность и проводят скрупулезную оценку деятельности потенциальных компаньонов. Наличие грамотного финансового бизнес-планирования выступает гарантом стабильности организации и повышает шансы на организацию совместного сотрудничества с зарубежными инвесторами. Для проведения крупной финансовой сделки. Если предстоит серьезная процедура с привлечением крупных денежных оборотов, а также предполагаются значительные преобразования на предприятии, то наличие бизнес-плана — непременное условие для заключения такой сделки.
Чтобы заинтересовать в сотрудничестве грамотных и опытных людей. Не так просто разыскать подходящего сотрудника с отличной квалификацией. Кроме того, конкуренты стараются переманить к себе лучших ваших работников. И большая зарплата не всегда может оказаться действенным рычагом. А вот роль бизнес-планирования окажется тут решающей. Получив возможность детально изучить цели предприятия, возможные перспективы и доходы, опытный специалист примет решение остаться в компании и найти свое предназначение именно здесь. Для объединения с другим предприятием. Нередко бизнес-планирование становится главной ступенью на пути к слиянию двух компаний.
7 шагов планирования
- Forbes Экспертиза
- Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании
- Бизнес-планирование
- Зачем нужен бизнес-план
Вы точно человек?
Предметом бизнес-планирования является деятельность ком-пании, заключающаяся в стремлении к достижению стратегиче-ских целей. Дмитрий Соломников, директор по развитию «1Капиталь», рассказывает о том, как грамотно составить бизнес-план и кому он действительно нужен, а каким компаниями лучше использовать более простую альтернативу. Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1). Дмитрий Соломников, директор по развитию «1Капиталь», рассказывает о том, как грамотно составить бизнес-план и кому он действительно нужен, а каким компаниями лучше использовать более простую альтернативу.
Бизнес-планирование: методы и ошибки
Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать. Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели. Добавляйте в план графические элементы диаграммы, графики, схемы, иллюстрации , которые позволяют быстро разобраться с новой информацией, оценить и сравнить данные. Планируйте достаточно времени на разработку бизнес-плана. Если подходить к этому процессу основательно, работа займет минимум 3 месяца. Перед составлением бизнес-плана ознакомьтесь с похожими документами других компаний, которые можно использовать в качестве образца. Применяйте современные инструменты для анализа рынка и бизнес-среды. Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов, имеющих знания и опыт в этой сфере.
После составления бизнес-плана дайте ему какое-то время отлежаться. Возможно, взглянув на документ через неделю, вы захотите что-то откорректировать. Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов Начинающих предпринимателей часто волнует вопрос, как делать бизнес-план. А вернее — кто его будет делать.
Сущность бизнес-планирования и бизнес-плана, его цели и задачи. Процесс бизнес-планирования и предъявляемые к нему требования.
Роль и значение бизнес-планирования для малого и среднего бизнеса. Планирование как область знания. Методология, организация, метод, методика и формы планирования. Типы планирования и виды планов. Проекты и программы. Система планов и их взаимосвязь.
Подходы к организации планирования на предприятиях. Принципы планирования. Методы планирования и прогнозирования. Методы стратегического и конкурентного анализа. Методы прогнозирования. Метод построения сценариев.
Балансовый, нормативный, расчетно-аналитический методы. Методы календарного планирования и имитационного моделирования. Виды информации, используемой в бизнес-планировании, и источники ее получения. Плановые показатели, нормы и нормативы. Определение[ править ] Планирование — это разработка метода для создания или выполнения чего-либо для достижения цели [1]. Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы предприятия в целом, так и ее отдельных элементов структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников.
Результатом планирования является план или система планов [2] [3]. Цель планирования — достижение целей предприятия. Задачи планирования: согласованность достижения целей и действий работников, отделов разных уровней управления; своевременное раннее выявление и предупреждение проблем; координация частных планов и их взаимосвязь со стратегией; подготовка принятия решений; определение основных показателей и точек контроля; информирование сотрудников о целях, альтернативах, сроках и ограничениях; мотивация сотрудников [2]. Планирование и прогнозирование Различие между планированием и прогнозированием и, соответственно, между планом и прогнозом состоит в том, что прогнозирование является пассивным предсказанием например, прогнозом инфляции, курса валюты и пр. Планирование устанавливает то, что должно быть сделано [2]. Стратегическое планирование и долгосрочное прогнозирование Значение стратегическое добавляет к определению значение важное.
Так даже внутри самого жёсткого плана вам удастся выиграть время на более сложную задачу ну или на небольшой перерыв. Регламентируйте время это больше относится к руководителям — на звонки, совещания, презентации, поездки к клиенту. Очевидно, что ситуации бывают разные, но зная норматив, сотрудник с меньшей вероятностью его нарушит. Наша команда Регионсофт всегда стремилась к тому, чтобы кроме ядра CRM-системы в классическом понимании контакты, сделки, отчёты развивать весь сопутствующий набор функций, в том числе делать внутри программы инструменты и модули, которые будут нравиться сотрудникам и обеспечат им удобство и скорость работы. Вот, что происходит в CRM как всегда, на примере RegionSoft CRM , хотя сегодня многие системы имеют механизмы персонального планирования в том или ином виде.
За планирование каждого отдельного сотрудника сотрудник видит себя, руководитель отдела — своих подчинённых, директор — всех отвечает трёхнедельный планировщик. Удобный агрегированный календарь для оценки объёма и степени загруженности менеджеров. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, кому можно назначать задачи, а кто уже в делах по горло. Дополнительно для степеней загруженности введена цветовая индикация. Из трёхнедельного планировщика можно открыть визуальный планировщик дня: в нём содержится информация обо всех задачах, поставленных сотруднику им самим или руководителем.
Календарь простой и привычный — задачи создаются прямо в нём, перетаскиваются мышью. В квадратных скобках перед названием задачи отображается клиент, к которому она относится. Руководителю и самому сотруднику задачи доступны в визуально удобном реестре, где отображены статусы задачи, важность, сама задача, сроки исполнения. Можно легко отследить невыполненные задачи по каждому сотруднику и постановщику, оценить стадии выполнения задачи. Кстати, подобные группировки в CRM-системах или системах управления проектами экономят время на оценку ситуации, позволяют быстро готовиться к совещаниям и делают прозрачным рабочий процесс.
Персональное планирование — важный инструмент для роста производительности, однако этого мало, чтобы бизнес выполнял свои цели. Поэтому ещё одним инструментом планирования являются KPI — ключевые показатели эффективности. Они задают цели плановые значения , которые в дальнейшем соизмеряются с достижениями сотрудника фактические значения. Больше всего сотрудникам нравится, что они всегда держат перед глазами KPI-монитор, где виден прогресс по каждому показателю. Это помогает перестраиваться и планировать свои работы внутри месяца.
Задача работника: выполнять работу правильно, в срок и согласно установленному объёму плану. Соответственно, для него автоматизация заключается в обеспечении комфортной работы. Как бы однозначно ни выглядели обязанности современного человека, на работе он сталкивается с бесконечной лавиной мелких дел, из-за которых зачастую забываются более важные вещи, оказываются заброшены мелкие задачи. Ещё одна негативная ситуация — неструктурированный поток заданий от руководителя, которому, как известно, нужно всё сразу и желательно ещё вчера. В условиях такой напряженности не выполняются ключевые показатели, срываются сроки выполнения проектов, а в конечном итоге внутрифирменные проблемы отражаются на клиентах, чьё недовольство снижает выручку.
И этот порочный круг можно разорвать двумя способами: жёстко регламентировать отношения, выполнять строго определённый круг задач, входить в конфликт и требовать формализации каждой просьбы, тем самым абсолютно разрушая рабочую атмосферу и человеческие отношения; воспользоваться CRM-системой, которая поможет руководителю видеть, мониторить и регулировать загруженность подчиненных, а подчинённым следить за прогрессом и успешно планировать свои рабочие дела. Планирование в проекте и подразделении — акцент на каждом сотруднике Проект или подразделение можно рассматривать в совокупности, поскольку без контекста самой компании они представляют собой одну и ту же структуру: совокупность пользователей, выполняющих одну большую задачу, разделённую на подзадачи персональное планирование. Вот, на что следует обращать внимание в планировании на уровне проекта или подразделения: контролировать нагрузку каждого сотрудника, равномерно распределять задачи не забывая при этом учитывать квалификацию, опыт и навыки каждого ; отслеживать связи и пересечения работ например, пока не будет текста для сайта, дизайнер не сможет полноценно разработать дизайн страницы — ему нужно исходить из объёма, расположения и логики элементов ; контролировать ресурсы: рабочее и нерабочее время, затраты; отслеживать свои ключевые показатели деятельности например, бюджет, план продаж, количество пофикшенных багов, тест-план и проч. Лучше, если есть какой-то общий механизм контроля задач: это может быть специальная программа, лист формата А4, маркерная или scrum-доска. Вне зависимости от того, какую методологию управления использует команда, она должна иметь возможность получать оперативную информацию о степени выполнения работ каждого сотрудника и по проекту в целом.
Отчасти мы вдохновлялись именно такими досками, отчасти — диаграммой Гантта, но постарались найти упрощённый и наглядный подход, который будет понятен всем пользователям: от секретаря и телемаркетолога до разработчика и производственника. Ещё один тип планировщиков, который мы используем в RegionSoft CRM — тематический планировщик групповых задач. Это механизм, близкий по сути к диаграмме Гантта, но более удобный именно для коммерческих служб. В одной таблице отображаются этапы работ, состояние, прогресс выполнения, сроки, ответственные. Таким образом, можно планировать загрузку каждого работника на конкретном этапе.
Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. Изначально диаграмма Гантта замышлялась как инструмент планирования работ на производстве, там она и нашла успешное применение. С её помощью происходит планирование ресурсов, загрузки производственного оборудования и т. В дальнейшем она прижилась в управлении проектами и перекочевала в РМ-софтверные решения, которые не все, правда её обрезали, упростили и сделали просто ленточным графиком без изначальной идеи управления ресурсами и контроля процессов. Поэтому если пилить диаграмму Гантта в корпоративном софте, то именно для раздела управления производством.
И если кому-то они действительно понадобятся не для красивого экрана на собрании, а для работы и планирования производства, мы рассмотрим возможность такой доработки под конкретного клиента. Планирование в компании — стратегия на данных Самая сложная часть планирования — это внутрифирменное планирование, которое происходит на уровне компании. Эта тема включает десятки подходов и методик, но нас интересует вопрос возможности автоматизации планирования. Вообще, почему-то считается, что стратегическое и финансовое планирование — удел крупных компаний с филиальными структурами, холдингов и корпораций. На самом деле планируют все: и крошечное дизайн-агентство «на троих», и топливная компания, и государство, и транснациональные корпорации.
Более того, суть планирования одна и та же: предусмотреть расходы, спрогнозировать доходы, описать методы и источники расходов и доходов в рамках стратегии.
Данные об импорте и экспорте — тоже в деньгах и натуральных показателях. Их можно взять в таможенной статистике. Данные о финансовой деятельности конкурентов — их можно посмотреть, например, в базе налоговой. Нужно изучить, что происходит с основными участниками рынка — растут или падают их обороты. Если растут, то результат анализа может выглядеть так: «Как можно видеть, обороты всех конкурентов растут. Значит, у нас тоже всё будет хорошо».
Если падают, можно сделать такой вывод: «Как можно видеть из анализа, основные конкуренты теряют позиции — это облегчает нам выход на рынок». Анализ рынка в бизнес-плане — это не научный срез ситуации. Его главная цель — обосновать, почему вы считаете, что ваш бизнес или проект будут успешными. Соответственно, нужно использовать все факты, которые это подтверждают. Продукт или услуга В этом разделе подробно описывают продукт или услугу, которые предлагает компания. И акцентируют внимание на уникальных конкурентных преимуществах, если они есть. Нужно включить в него ответы на такие вопросы: Какую услугу оказывает компания или какой товар продаёт.
В чём преимущества товара или услуги с точки зрения клиентов — почему клиенты придут именно к вам. Какой у продукта или услуги жизненный цикл — что вы предлагаете делать, чтобы продлить их жизнеспособность. Какой путь проходит продукт или услуга, прежде чем найти клиента, и что вы предлагаете, чтобы ускорить этот процесс.
Бизнес планирование, как составить бизнес-план?
Цель и задачи компании — какая глобальная цель стоит перед компанией, какие задачи помогут её достичь. Финансовые показатели — данные о прибыли и рентабельности компании за последние три года. Если компании ещё нет, в этот раздел всё равно включают цель и задачи бизнеса и краткое описание бизнес-модели. Финансовые показатели можно предположить. В Skillbox Media есть статьи о видах прибыли и о рентабельности. Прочитайте их, чтобы узнать, как рассчитывать показатели.
Лучше разбить этот раздел на две части — анализ мирового рынка и анализ рынка страны. Анализ мирового рынка. В этот раздел нужно включить информацию о его размерах и динамике, крупнейших участниках, основных трендах и ключевых событиях. Основное назначение этого подраздела — показать читателям бизнес-плана, что ваш проект соответствует глобальным трендам и вы учли все важные факторы. Как правило, если проект идёт вразрез с мировыми трендами, он рано или поздно разоряется.
Поэтому нужно заранее избавить инвесторов от опасений. Анализ рынка страны. Этот подраздел носит более практический характер. В него нужно включить: Показатели динамики рынка — в натуральных и финансовых показателях. Данные о российском рынке можно взять на сайте Росстата.
Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня. В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т. В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период.
Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования. На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей.
Что они знают о сфере и почему на них можно положиться. Операционный план. Как компания будет функционировать, какие операции будут выполняться каждый день. Какие стоят долгосрочные операционные перспективы. Маркетинговый план.
Здесь описывается стратегия продажи продукта и методы ее достижения. Финансовый план. Описание текущих и последующих расходов компании с составлением различных прогнозов. Дополнительная информация, которая не подходит ни к одному из предыдущих пунктов, но поможет убедить инвестора. Как составить бизнес-план Есть несколько правил, которые стоит соблюдать при составлении бизнес-плана. Они помогут привлечь внимание инвестора и построить устойчивую компанию, которая будет приносить прибыль. План должен быть коротким и информативным. Ни один инвестор не станет читать план на сто страниц. Если у проекта сложная структура, требуется крупное финансирование и план необходимо снабдить сопроводительной документацией, ее стоит включить в приложение, к которому можно обратиться по желанию инвестора.
План должен быть понятным. Нужно осознавать, к какому инвестору вы идете. Люди, которые вкладывают деньги в исследования, не всегда разбираются в научной терминологии. Также и инвесторы, которые помогают молодежным стартапам, могут не понимать сленг и интересы нового поколения. План должен быть написан простым языком, который наглядно объясняет что, как и почему. Элементы плана стоит тестировать. Прежде чем идти к инвестору, проверьте свою идею на практике. Опросите потенциальную аудиторию и узнайте ее мнение о продукте, протестируйте различные элементы бизнеса, попросите экспертов проверить ваши данные и гипотезы. Чем лучше проработан план на начальном этапе, тем выше его жизнеспособность.
Нужно определить цели и задачи. Предположим, что у вас есть идея создать свой магазин украшений. Определитесь, какой будет ваша цель на ближайшие 3-5 лет. Один магазин в торговом центре, сеть магазинов, онлайн-магазин или выход на рынок СНГ. Конкретизация целей поможет показать инвестору, на какую прибыль он может рассчитывать, а компании — увидеть свои возможные перспективы и выстраивать к ним пошаговые ходы. Плана не стоит бояться. Написание бизнес-плана может казаться большой и сложной работой, которая доступна только профессионалам. Для начала рекомендуем представить свою идею в голове и кратко расписать ее на бумаге. Затем стоит обратиться к каждой маленькой цели и продумывать, как ее можно достичь.
Пошаговый подход к составлению плана сделает работу проще.
Он включает проработку нескольких вариантов действий при том или ином стечении обстоятельств в среднесрочной перспективе, а также быстрое и гибкое реагирование на изменение этих обстоятельств. Например, раньше мы легко могли сказать, что произойдет с мебельным рынком осенью, опираясь на статистику сферы недвижимости весной и поведение DIY в летний период. Обладая этой информацией, мы планировали собственные инициативы, загрузку производства и понимали, какой процент роста будет естественным, а какой мы создадим своими силами. Сегодня такой подход уже невозможен. Мы понимаем, что рынок недвижимости переживает не лучшие времена и предсказания абсолютно разные.
В DIY многие игроки отмечают, что рост сильно замедлился, а у многих прироста нет вовсе. Поэтому дать долгосрочный четкий прогноз сейчас нельзя. Можно лишь, исходя из той цели, которую поставила перед собой компания, нарисовать несколько сценариев. В чем принципиальные различия? Сценарный подход не подразумевает под собой долгосрочного инвестирования в светлое будущее. Это быстрое развертывание необходимых ресурсов в зависимости от развития ситуации.
Причем крайне важна скорость: на горизонте шести месяцев решения принимаются каждый месяц. Расстановка флажков Каждый месяц команда собирается, чтобы проанализировать текущую ситуацию и правильность принятых ранее решений. В «Асконе» мы называем такую систему «расставить флажки». Раз в месяц и дальше раз в квартал мы на основании этих «флажков» и сценариев смотрим, куда движется бизнес. Если видим, что все идет по суперпозитивному сценарию, значит, скорее всего, нужно наращивать ресурсы: нельзя сидеть, чего-то ждать и прятать бюджеты по карманам. Если все идет по нейтральному сценарию, инициативы направлены на рост компании и всего-навсего помогают гасить снижение, которое происходит на рынке, то мы двигаемся в фарватере, необходимом для этого сценария.
Каждое направление знает, какие действия ему необходимо предпринимать в том или ином сценарии. Supply Chain, производственные каналы, отдел закупок, департаменты по управлению оптом и розничной сетью — все знают, как именно реагировать. Это гибкое командное управление и то, как мы себя ведем с точки зрения внешних факторов. Да, это сложно, и необходима вовлеченность и договоренность всей команды. Как добиться устойчивости бизнеса Есть несколько моментов, которые ни в коем случае нельзя упускать из виду. И главный из них — бренд компании: с ним никогда нельзя играть на коротких дистанциях.
Это история, в которой крайне важно будущее. Лояльность покупателей и сотрудников, имидж, позиционирование нарабатываются годами, разрушить все достаточно просто, а вот вернуть обратно почти невозможно. Одно дело — операционное управление бизнеса, и совсем другое — построение стратегии и миссии бренда. Операционная деятельность стала сильно короче в связи с тем, что необходимо реагировать на внешние факторы, но долгосрочная стратегия компании и то, какими мы хотим быть в глазах наших сотрудников и покупателей, остаются на уровне миссии. И крайне важно, чтобы вся команда разделяла этот подход. У каждой компании здесь свои инструменты, и во многом они зависят от внутренних ценностей.
В ДНК «Асконы» зашито постоянное развитие и движение вперед. Мы уверены, что нельзя останавливаться и ничего не делать, поэтому мы продолжаем запускать принципиально новые для себя проекты и инвестировать в новые направления. Такой подход можно назвать диверсификацией каналов продаж и продуктовых категорий. Например, сейчас мы запускаем проект Askona Home. Это мебельный гипермаркет с большой зоной household и добавлением новых категорий мебели. То же самое происходит и с точки зрения вертикальной диверсификации: мы запускаем новые производства, которые в данный момент актуальны и повлияют на себестоимость и качество продукции, а еще снизят риски, которые появились с точки зрения поставок материалов.
Вне зависимости от того, как развивается рынок, всегда есть вещи, которые оказываются полезными для компании, чтобы их воплотить в жизнь. Правильно сделанная диверсификация способна вдохнуть новую жизнь и дать новый виток развития компании, но с этим надо быть очень аккуратным, чтобы не уронить основной бизнес.
Бизнес-планирование: методы и ошибки
Принципы планирования: принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное разработке бизнес-планов? Бизнес‑план также пригодится, если вы хотите привлечь средства инвесторов или получить грант от государства. Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Принципы бизнес планирования
- Принципы подготовки профессионального бизнес-плана
- Как составить бизнес-план, который работает
- Как составить бизнес-план
- Функции, задачи, цели бизнес-планирования
- Бизнес-план: что это, структура, разделы, разработка / Skillbox Media
Почему бизнес-план больше не нужен?
В эту ловушку обычно попадают в трех случаях: 1. Не предполагается развитие. Это результат того, что владелец бизнеса стремится сам решать все вопросы и делать всю работу. Поэтому его личная производительность становится ограничителем роста бизнеса. Слишком много направлений деятельности. Это распыляет интеллектуальные и физические ресурсы, и в итоге не удается достичь успеха ни в одной области. Нет твердости убеждений или уверенности. Чтобы получить максимум, имея ограниченные ресурсы, необходимо принимать трудные решения. Старые идеи могут стать серьезным препятствием для творчества. Выбросьте их из головы и сосредоточьтесь на нескольких «жизненно важных» возможностях. Пусть круг ваших дел будет небольшим, но их надо выполнять по-настоящему хорошо.
Концентрация внимания на главном позволяет максимально использовать силы коллектива и доступные ресурсы. Силы повышаются, когда люди видят прогресс в работе и связывают свои повседневные действия с достижением целей и реализацией прогнозов. Эта пирамида позволит вам перепроверить каждую задачу, каждое действие плана для ответа на ключевой вопрос: «Помогает ли это достичь целей?
Производственный план Производственный план описывает процесс создания продукта или услуги. В этом разделе нужно рассказать обо всех этапах производства — начиная с закупки материалов и сырья и заканчивая доставкой готовых продуктов конечному пользователю. Структура производственного плана, как правило, содержит такие разделы: Описание производственного процесса, используемого оборудования и технологий. Планируемый график производства — не слишком детальный, но в то же время отражающий все основные этапы. План закупки материалов и комплектующих. План по персоналу — его состав, число сотрудников, требования к ним.
Контроль качества продукции. Способ утилизации отходов. План логистики и доставки готовой продукции клиентам. Лучше не использовать специфические термины, которые могут быть непонятны некоторым читателям плана. Пишите своими словами, как если бы рассказывали об этом своим знакомым. Например, кто чем будет заниматься в компании, как сотрудники будут взаимодействовать друг с другом, каких внешних экспертов привлекать. Если команде ещё нет никого, кроме, например, двух учредителей, — нужно описать, как они видят организационную структуру в будущем. Этот раздел включает в себя такие данные: Организационная структура — состав и иерархия команды, их обязанности и зона ответственности. Нужно указать, какие специалисты понадобятся, в каком количестве, назвать вилку их зарплат.
Состав управленческой команды — ключевые руководители и их заслуги — например, образование, уникальный опыт и навыки, достижения в других проектах, стаж работы и так далее.
Бизнес план является некой подробной дорожной картой, которая помогает предусмотреть риски, понять механизм действий, то есть учесть все нюансы. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Потенциальный инвестор может просто утомиться читать ваш бизнес-план и сотрудничество может не состояться; Непроверенные данные; Отсутствие анализа рынка с точки зрения конкурентов. Разработка бизнес-плана для привлечения заемных средств у кредитной организации Компания - крупный производитель фармацевтических препаратов с наличием иностранного капитала в структуре собственности намерена увеличить производственные мощности для расширения ассортимента производимых препаратов в России и осуществить закупку нового оборудования. Для реализации подобного проекта, инвестиции в который исчисляются сотнями миллионов рублей, компания решила обратиться в крупный российский банк федерального значения для получения финансирования. Особенностью подобного проекта является обязательное представление в банк комплекта документов, который включает описание реализации бизнес-плана в соответствии с требованиями международного стандарта ЮНИДО анализ рынка, техническое описание проекта, анализ экономической эффективности и финансовой состоятельности с расчетом многочисленных финансово-экономических показателей, включая срок окупаемости проекта. Вместе с этим документом банк требует от заемщика представления расчетов, подтверждающих полученные результаты экономической эффективности и финансовой состоятельности проекта. Специалисты компании «ЦПО групп», обладая необходимыми компетенциями, подготовили для клиента весь пакет документов, который был представлен в банк для получения инвестиционного финансирования.
Кейс 2. Разработка бизнес-плана для целей привлечения инвестиционных средств, грантов, субсидий и автоматизации производства В настоящее время все большую популярность приобретают инвестиционные проекты, реализуемые в рамках технологического и продовольственного суверенитета страны, так как подобные проекты могут получить определенные преференции на различных уровнях государственного управления гранты на реализацию конкретных проектов; субсидирование расходов из бюджетов различных уровней при реализации значимых проектов; субсидирование процентных ставок при финансировании инвестиционных проектов и др. Нашей компанией выполнен заказ клиента на разработку проекта по оснащению ферм крупного рогатого скота отечественным оборудованием по автоматизации процесса содержания животных, производством и поставкой которого занимался наш клиент. Целью данного бизнес-плана было обоснование целесообразности приобретения комплекта оборудования, производимого нашим клиентом, для представления потенциальным покупателям, в том числе и для возможности получения потенциальными покупателями государственной помощи в том или ином виде на приобретение комплекта оборудования. Кейс 3. Разработка бизнес-плана для запуска стартапа Еще одним практическим примером, когда необходимо подготовить бизнес-план служит наш опыт взаимодействия с небольшой творческой компанией по разработке, пошиву и продаже коллекций женской одежды. Уже имея опыт в создании указанного бизнеса небольшое производство собственных разработок моделей женской одежды и продажа через интернет-магазин , владельцы приняли решение о его расширении и открытии стационарной торговой точки. При реализации проекта его собственники хотели понять, какие доходы принесет проект, какие расходы потребуются на инвестиционном этапе и могут ли они обойтись при реализации собственными средствами или необходимо привлечь сторонние инвестиции, что сопряжено с частичной передачей контроля бизнеса потенциальному инвестору. При реализации данной задачи специалисты «ЦПО групп» подготовили для клиента варианты финансирования инвестиционного проекта для принятия им взвешенного решения. Стоит отметить, что санкции повлияли на условия ведения бизнеса по самым разным направлениям.
Полезно — Сборник статей по целевому управлению. Формирование бизнес-плана дает возможность команде продуктивно и грамотно использовать в работе существующие фонды и ресурсы и применять планирование в качестве весьма действенного механизма управления. В статье мы поговорим о том, как правильнее подойти к вопросу и заранее учесть возможные риски. Основные цели бизнес-планирования Использование бизнес-планирования в управлении бизнесом — это выполнение ряда действий, нацеленных на изучение положения дел компании в прошлом, настоящем и с расчетом на будущее. Суть заключается в следующем: выявить цели и задачи развития предприятия, определить перспективы, найти оптимальное направление для воплощения в жизнь новых проектов, дать оценку возможной прибыли и рисков. Документом, отражающим ключевые моменты бизнес-планирования, является бизнес-план. Бизнес-план охватывает практически все основные ступени развития организации в условиях рыночной экономики, объемы финансовых затрат, сроки исполнения проектов, вопросы, касающиеся кадров, возможные риски, предполагаемые доходы, расчетное время окупаемости и т. В ходе планирования бизнес-процессов на предприятии можно формулировать очень разные цели, например: Для собственного блага.
Первоочередная задача для компании — самоконтроль. Допустим, организация начинает работу в новой для себя сфере или смежной с основной деятельностью. Здесь важно просчитать перспективность проекта, обойти возможные риски. Поэтому необходимо провести бизнес-планирование. Для оформления банковского займа. Некоторое время назад достаточно было технико-экономического обоснования, умещавшегося на паре страниц. На основе данного документа кредитор предоставлял необходимую сумму. Могли приниматься в расчет и другие аспекты, например, личные контакты заемщика, наличие рекомендаций, объемы собственных средств, задействованных в производстве и прочее.
В последнее время большинство кредиторов для оформления займа хотят видеть перед собой бизнес-план деятельности предприятия. Для привлечения дополнительных инвестиций. Вкладчиками капитала в развитие предприятия могут быть частные лица или другие компании возможно, инвесторские фонды. Если планируется публичный выпуск акций, грамотный бизнес-план представит компанию в выгодном свете. Это объясняется тем, что вся информация о деятельности организации становится прозрачной для потенциальных инвесторов. Видны объемы продаж, степень развития производства, будущие финансовые поступления и прочее. Недалеко время, когда бизнес-планирование будет считаться основанием для выпуска ценных бумаг.
Выгоды бизнес-планирования
- Цели, принципы и этапы бизнес-планирования организации
- Анализ внешнего и внутреннего контекста организации
- Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)
- Инвестиционное планирование: пошаговая инструкция составления бизнес-плана, задачи, структура.
Принципы бизнес-планирования
Бизнес‑план также пригодится, если вы хотите привлечь средства инвесторов или получить грант от государства. Принципы планирования: принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное разработке бизнес-планов? Говоря об основных принципах и подходах к разработке бизнес-плана, стоит рассмотреть его общую структуру и два основных метода разработки.
1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования
Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект. Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа. Специальные принципы составления бизнес-планов инвестиционного проекта. Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок. Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок.
Планирование бизнес-плана: принципы, ошибки, инструменты
Бизнес-планирование позволяет понять, каких показателей компания достигнет при определенных условиях, а также дает ответ на вопрос – каким образом бизнес сможет выполнить поставленные цели, будь то увеличение продаж или выход на новый рынок. Принципы, при которых планирование будет плодотворным. Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям. Говоря об основных принципах и подходах к разработке бизнес-плана, стоит рассмотреть его общую структуру и два основных метода разработки.