Ровно 64 года прошло с того момента, как на севере Свердловской области при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов под руководством Игоря Дятлова.
Перевал Дятлова: тайна гибели туристической группы
Но опишу ее я за полчаса до закрытия опроса Дополнен 9 лет назад 2-я по популярности версия у голосующих - НЛО : Дополнен 9 лет назад Дополнен 9 лет назад жалко действительно всех... Зина была красивая девушка, могла бы детей нарожать... Золотарев - фронтовик, орденоносец. Дополнен 9 лет назад насчет снежного человека, кстати. Дополнен 9 лет назад это я к тому, что версию йети не стоит отбрасывать. Скорее всего, студенты испытывали к. Обогревательный прибор. Они же физики. Ведь печка в палатке была не топлена. Выйти всем через вход опасно, можно успеть отравиться - это время, лишние 9 секунд.
Стали быстро резать палатку.
Главное, никто не говорит, зачем они туда пошли? Цель какая? Там одни камни, там даже идти невозможно. Летом путешественники идут и едва пару километров проходят, как говорят. Их цель связана с желанием опровергнуть то, что это неприкасаемая гора, что якобы никто не приходил обратно, — тёмный народ манси. Итак, состав группы: семь мужчин и две немусульманские женского пола. Я являюсь их почти одногодком и мне хорошо известно, о чём разговаривали эти ребята. О чём разговор в такой компании, когда ложатся спать?
Не молитвы, и не духовные песнопения. Блуд и блудные анекдоты. Из дневника З. Колмогорой: А мы чего-то пели, пели, а потом вдруг как-то незаметно перешли на тему о любви, в частности о поцелуях. Болтали всякую ерунду, конечно, всем было интересно, все говорили, стараясь перекричать друг друга и опровергнуть другие высказывания…Женька то и дело подъедает меня, даже иногда скажет что-нибудь обидное. Неужели он считает меня какой-нибудь дурой. Да и я вообще люблю подливать масла в огонь, чёрт бы меня подрал. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Фото из архива группы Дятлова Поставлены ролики и фильмы, где показаны как бы последние сны этих горе — путешественников.
Как бы они видят во снах, что куда-то бегут, замерзают — ну это уже, домысливает так автор, но это правильно. Так и бывает, что у человека возникает предчувствие грядущего. У женщин чаще всего. Господь их туда вызвал. Это подготовленные люди. Видно по фотографиям как они себя ведут, кривляются, один взял шапку и пошёл по вокзалу собирать монеты. Тогда это не разрешалось. Милиция просто так человека не берёт. А почему?
Это их жизнь. За разводы, за мат, за небрачную жизнь, за всё беззаконное что делают вопреки заповедей Господних. Никто за 60 лет не касается этого психологического анализа. Рассматривают как оно происходило: возможно ли, что они между собой повздорили? Да бывает, но там крепкий коллектив. А возможно ли, чтобы манси их убили? Невозможно, потому что они так примечают всех туристов, они такие вежливые. Но когда допрашивали двух манси, они отвечали, что видели, какой круг летящий, а внутри черное что-то. А какой белый круг?
Нет, огонь, огонь, огонь. Конечно НЛО, йети разные это бесовщина. Почему нет версий о названии это горы? Не просто басни про потоп. Они взобрались на гору Холатчахль, надеясь спастись от бушующего потока. Но один за другим погибли 9 человек. И вот, когда последние мужчина и женщина уже попрощались с жизнью, вода неожиданно начала отступать. Выжившая пара явилась залогом возрождения народа манси, а роковая вершина с тех пор в сознании людей стала связываться со смертью. Существует земля благословения.
А есть и земля проклятия. За нечестие живущих плодородная почва превращается в солончатую, другого толкования нет. Иначе откуда соль взялась? И название такое же — «Не ходи туда». Почему не тормознули то? Я всегда обращаюсь к себе, пошёл бы я? Да никогда, зачем бы я туда пошёл. Там делать мне нечего. Дальше, почему бы не присушиться им к мнению жителей местных?
Которые больше знают. Вот и получили. Сегодня многие едут, на «Святую землю» А есть земля для сатанистов-рериховцев и они туда толпами едут, как к месту особой связи, в горный Алтай, Гималаи, к каналу энергетических потоков, связи с неким космическим разумом, с космосом, что значит с бесами. Это вполне всё описано в житиях святых. Василий великий. Бесы били юношу, когда хотели отнять у них его расписку о продаже своей души им. Антоний Великий. Бесы подвергли его побоям. Противник бесу — святая жизнь.
При смерти были многие искушения от бесов. Макарий Египетский. На мытарствах ему бесы говорили: «избежал ты наших рук». И только когда душа его была уже во вратах небесных, тогда он сказал им: «да, избежал». Являлись ему в виде воинов и на конях. Будили в ночи: «пой! Он же отвечал им: «идите в огонь вечный к отцу вашему». Макарий Александрийский. Встретили его до 70 бесов в разных видах.
Угрожали ему. Когда шёл по пустыне, то путь свой помечал тычинками. Когда проснулся, то увидел возле головы все тычинки, которые диавол собрал. Когда вошел к ней начальник Синхроний для обесчещивания, то бес тотчас удавил его. Во время пения бес подпевал, создавал благоухание. Бесы сказали: «мы не имеем власти над верующими в Иисуса Христа». Парфений Лампкасийский. Бесы показывали, будто сети у рыбаков были полны рыбы, но те были пустые. В швейной мастерской портили уже пошитую одежду.
Изгнал беса. И когда бес возопил: «куда же мне выйти? И открыл свои уста. Бес бежал от ужаса. Феодосий Болгарский. Григорий Синаит говорил: «кто не осознал, что его жизнь хуже зверской — тот хуже бесов, ибо служит бесам рабом». На смертном одре бесы обвиняли его во многих тяжких грехах. Он же отвечал им: «я не повинен ни в чём, что вы клевещете на меня». Конон исаврянин.
Бесы копали ему в огородах, пололи траву, сеяли, носили воду, кололи дрова, пасли свиней, стерегли дом от разбойников. И самого его защищали от хулителей и строго их наказывали, ловили воров. Заключил бесов в 30-ти глиняных сосудах. Уснул, бес стал грызть большой палец руки и был в виде вепря. Симеон Новый Богослов. Диавол пожирал его плоть и ему же в лицо изблевывал её, подкидывал его и бросал на рогожку. Находился в пещере и для братии имел колокольчик, в который звонил им. Бес разбил его камнем и обзывал святого: «Венедикт — меледикт, ты не благословен». Иоанн прозорливый.
Бесы говорили ему: «прости нас, авва,что искушали тебя». Он же говорил им: «отойдите от меня, делатели беззакония». Иаков Зеведеев. Боролся с волхвом Гермогеном. Приказал бесам привести волхва связанным. Бесы сказали: «в твоём доме мы не смеем и мухи тронуть». Феодосий Печерский. Только присел, послышались крики бесов. Встал — умолкли.
И так много раз. Не давали уснуть много дней и ночей. Просыпали муку, проливали квас. Во хлеву бесы не давали есть скотине. Часто появлялся бес чёрный. Становился перед ним, не давал поклониться ему. Но он отбивался частыми поклонами. Увидела демона, который кричал: «я друг пьяниц, учитель блудников и прелюбодеев». Язычники изобразили на воротах христиан бесов, чтобы унизить их.
Он же сказал им: «здесь они изображены на воротах, значит, в домах их нет, а у кого нет на воротах, у тех они ещё в домах находятся». Бесы являлись в виде стражи и кричали: «освободите дорогу. Святой человек идёт». А келья тряслась. Бесы вошли в собак и они выли. Он побил их всех. Никита Столпник. Повелел явно, видимо стоять у столпа бесу три часа. Исцелял диакон Кирисик дочь императора Диоклетиана.
Диавол сказал: «куда же мне идти? Видел беса на весах продавца, обманывающего покупателей, и сказал: «и в тебя бес войдет». Петр Афонский. Освобожденный из плена, поселился в горах. Бесы бросали в него камнями и стрелами. Сказал бесу: «войди в тех, кто не верит в Господа Иисуса Христа». Дионисий Глушицкий. Бесы затолкали его под пол и задавили полом. Иоанн юродивый.
Говорил, что в Москве будет много бесов видимых и невидимых. Без благословения духовного отца пошел ученик к реке, и бес вошел в него. Исповедь лишала беса силы. Бесы наводили страх на ученика его. Он провёл черту пальцем вокруг него: «теперь не подойдут к тебе бесы». Находилась в темнице, и ей являлись страшилища. Чтобы рассмешить Памву, бесы толпой тащили на веревке одно перышко и кричали: «помогите, не можем! Бесы же возликовали: «Памва наш, он засмеялся». Он же сказал: «я смеюсь над вашей слабостью — одно перышко целой толпой не можете тащить».
Они исчезли тотчас. Симеон юродивый. Наслал беса, малого Эфиопа, на еретичку. Он перебил у неё всю посуду, и она приняла истину, присоединилась. На обманувших блудников насылал бесов. Явились бесы в виде Ангелов на колеснице, крича: «поклонись! Решил отдохнуть и вдруг удар и жернова стали сами собой молоть жито. Сказал: «не мели! Тогда он крикнул: «мели на братию».
Домолол бес всё до конца. На берегу были брёвна, и бес сбрасывал их в реку. Заставил носить брёвна вверх на высокий берег. Мощи его изгнали беса из идола Апполона. Иоанн новгородский. Во время молитвы бес влез в рукомойник и стал греметь, мешать молиться. Запечатал его в рукомойнике и он громко вопил, просил отпустить. Согласился, если доставит его до Иерусалима. Что бес и сделал, превратившись в чёрного коня.
Но запретил рассказывать кому-либо. За разглашение этой тайны отомстил через монахов и жителей. Сергий Радонежский. Бесы, как воины кричали, мешали. Иоанн Богослов. Приказал бесам уйти с острова. Михаил, митр. Когда сокрушали идолов при крещении Руси, бесы горько вопияли. Андрей юродивый.
Бес приступил к нему с ножами. Пришёл Иоанн Богослов и дал каждому бесу по 100 ударов цепью, сложенной втрое. Видел однажды похороны неверующего богатого. Священники пели: «со святыми упокой... Павел Препростый. Бес хулил Христа и не выходил из бесноватого. Матфей Печерский. Обличал бесов. Бесы же бросали цветки в церкви.
И к кому цветок прилипнет, тот, измыслив какую-либо причину, выходил со службы в храме. После её крещения бес кричал епископу Нонну, крестившему ее: «будь ты проклят и день твоего рождения, ты расхитил мои сосуды». Всегда видел бесов и диавола. Диавол являлся в пурпурном свете и говорил: «Я — Христос». Когда его поносил диакон, то Мартин видел, что на холме стоят два чёрных и научают диакона Брикция на это. Евфимий Новый. По злоумышлению бесов опрокинулись строительные леса, и стена пала. Илларион Великий. Бесы являлись ему в виде женщин, воинов, волков и иначе.
Задумался немного на молитве, и бес тотчас вскочил ему на шею и ударил по бокам ногами, сказав: «овса захотел... Бесы находились в силаче Лие. Иоанн Хозевит. Бес припал к его ногам, прося благословения у него, и вдруг ухватил его за ноги и опрокинул. Диавол то хвалил его, то топором рубил его хижину. Когда он вкушал, то диавол пел: «блаженны непорочные в пути» Пс. И допел до конца этот псалом. Святой же сказал: «а вам-то какое дело до непорочных? Григорий Декаполит.
Бесы истребляли рогожу, на которой он спал. Алипий столпник. Бесы нападали на него, сорвали крышу, но он не стал её восстанавливать, и бесам стало досадно и они разбежались. Бес кричал: «меня Амвросий мучает». Он же отвечал: «не Амвросий, а кровь святых». Даниил столпник. В капище находились бесы. Они топили людей, убивали их. Бесы сказали: «хотя и пользы нет нам оттого, что искушаем тебя, но нам повелено искушать тебя, мы и делаем это».
Бесноватый см. Сумасшедший 5 января. В её сестру вошёл бес и давал вид, что она беременная. У царя Гордиана дочь бесновалась, и Трифон исцелил её. Сын пресвитера бесноватый за отцеубийство. Феодор Сикеот. Дал отцу бесноватого сына бич и сказал: «бей его». И бес вышел. Виталий монах.
Он сказал блудливому юноше, ударившему его: «когда ты получишь удар, услышит весь город». После смерти Виталия бес ударил так, что он вопил на весь город. Бес сказал: «это тебе Виталий с того света прислал удар». Дочь царя Феодосия бесновалась, и Донат исцелил её. Заочно бесов изгонял. У царя Диоклетиана бесновалась дочь.
Правда, их было, вроде бы, восемь пар, а туристов должно было быть девять… Двигаясь по их ходу, спасатели нашли первые два тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко. Судя по тому, как они лежали, погибшие шли не от палатки, а пытались вернуться к ней. Схема поиска группы Дятлова. Было похоже, что они выскочили в том, в чем легли спать. Теплые куртки, перчатки, обувь, топоры, фонари — все, что могло пригодиться зимней ночью на горе, осталось в палатке. Тогда уже стало понятно, что живыми никого из группы Дятлова не найдут, но не было еще четырех участников. Их тела обнаружили в мае, когда начал активно таять снег. Поисковики нашли сначала яму-укрытие, в которой было 4 небольших кучки вещей, а потом в ручье в нескольких метрах — и тела Люды Дубининой, Семена Золотарева, Александра Колеватова и Николая Тибо-Бриньоля. Гибель от холода Как установила экспертиза, пятеро «дятловцев», которых нашли первыми, умерли от переохлаждения. Правда, у Слободина была трещина в костях черепа, но была ли травма причиной смерти, понять было сложно. У троих из последней четверки были серьезные повреждения: сломаны ребра, а у Тибо-Бриньоля — перелом основания черепа. В ходе следствия было сделано очень много: всю территорию, где стояла палатка и были найдены тела, прочесали буквально по миллиметру, пытаясь обнаружить что-то, что могло подтолкнуть к разгадке. Почему же туристы покинули палатку, разрезав ее, убежали без теплых вещей и не вернулись на место? В книге «Тайна гибели группы Дятлова» Евгений Буянов и Борис Слобцов приводят следующий отрывок из дела, заведенного по факту исчезновения группы: «…причиной, вынудившей туристов покинуть палатку, мог быть только страх перед немедленной смертью. Группа начала отступление вниз по склону организованно, но затем в условиях темноты и метели была разбросана на каменных грядах, и люди потеряли связь друг с другом и погибли в буране…». Оставалось только понять, что же вызвало этот страх. Именно отсутствие явной причины и породило огромное количество версий, в том числе и самых невероятных. Скажем сразу — в итоге дело было закрыто с формулировкой, что причиной смерти туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую они были не в состоянии. Формально тайна до сих пор остается тайной: «стихийная сила» — расплывчатое понятие. А мы рассмотрим основные версии причин смерти группы Дятлова, которые до сих пор находят сторонников. Оружейная версия Сторонники этой версии считали, что «дятловцы» стали случайными очевидцами тайного испытания какого-то новейшего оружия. Эта версия родилась из многочисленных свидетельств об огненных шарах в небе. Не один и не два человека в разных районах Свердловской области подтверждали, что в феврале 1959 года видели в небе странное явление — светящиеся шары.
К тому же никакие ценности у походников не пропали — в том числе две тысячи рублей наличными и фляга с медицинским спиртом Особо исследовалась версия о нападении манси, причем по разным мотивам — от грабежа до мести за проникновение на землю, священную для местных жителей. Но это не подтвердилось: во-первых, манси очень хорошо относились к русским и не раз спасали людей, попавших в беду. Во-вторых, священные для них земли были в других местах, а перевал у горы Холат-Сахль у манси как раз считался местом нехорошим. Наконец, узнав об исчезновении группы, несколько семей манси по своей инициативе отправились на поиски туристов. В итоге 28 мая 1959 года прокурор-криминалист Свердловской областной прокуратуры Иванов вынес постановление о прекращении уголовного дела Официальной причиной такого решения стало «отсутствие состава преступления»: Иванов пришел к выводу, что группу Дятлова погубил ураган. Причем с этим были абсолютно согласны как свердловские туристы, так и местные жители. Таких ветров, как в начале февраля 1959 года, я в этих местах не припомню. Ветер поднимал массу снега и наносил сугробы, на открытых местах были занесены дороги Василий Поповначальник части связи Вижайского лесоотделения на допросе в 1959 году Я, как охотник, с малых лет эти места знаю хорошо и помню: были случаи, когда там от сильных ветров погибали люди. Мне самому приходилось бывать там — во время ветра мы до шести дней без пищи сидели в лощинах и ожидали, когда он кончится. Люди могли сгинуть в том числе из-за того, что их сносил ветер Иван Пашинлесник Вижайского лесничества на допросе в 1959 году Тайны следствия Между тем в уголовном деле о трагедии на склоне горы Холат-Сахль есть моменты, которые особенно волнуют конспирологов: например, упоминание о странных огненных шарах в небе. Эти шары в феврале-марте 1959 года наблюдали жители Свердловской области. Но уже в 1980-е годы, после рассекречивания многих материалов ракетно-космической программы СССР, стало ясно, что явления, которые наблюдали в приполярном Урале 2 и 17 февраля, а также 25 и 30 марта, совпали по времени с запусками ракет с космодрома «Байконур» и полигона «Капустин Яр». Описание загадочного небесного явления, данное одним из участников поисков группы Дятлова Из материалов уголовного дела Ракеты запускали примерно в двух тысячах километров от горы Холат-Сахль, а когда они достигали высоты 100-150 километров, то становились видны из приполярного Урала. Однако, согласно исследованиям историка космических программ Игоря Маринина , пуски ракет не имели никакого отношения к трагедии с группой Дятлова. Местонахождение туристов и положение их тел исключают любую возможность летального исхода от факторов ракетных запусков. Например, такой исход от вдыхания паров гептила или других компонентов топлива наступает в доли секунды, а на лицах погибших зафиксирована ледяная корка. Значит, потеряв сознание, они дышали еще некоторое время Игорь Марининисторик космических программ Как отмечает Маринин, важно и то, что в конце 1950-х годов запуски с космодрома «Байконур» осуществлялись исключительно с запада на восток, а не на север — и даже в случае нештатной ситуации в приполярном Урале не могли оказаться фрагменты ракет или космических кораблей. То же самое касается и запусков с военного полигона «Капустин Яр» в Астраханской области , который располагался в 1,8 тысячи километров юго-западнее от мест, где сгинула группа Дятлова. А Тоцкого полигона и космодрома «Плесецк» в то время просто не существовало. Также были опровергнуты версии о запусках на солнечно-синхронные орбиты: первый такой запуск «через север» состоялся только в 2006 году, а до того времени они шли только «через юг» — в сторону экватора. Ни одна версия о том, что трагедия на склоне Холат-Сахль была как-то связана с ракетно-космической отраслью советской или американской , не нашла объективных подтверждений ни в 1959 году, ни в наши дни. Правда, есть еще версии об инопланетянах, но я к ним отношусь скептически Игорь Марининисторик космических программ Радиоактивные следы Вторая странность из уголовного дела о произошедшем с группой Дятлова — это физико-техническая радиологическая экспертиза, назначенная городской санитарно-эпидемиологической станцией Свердловска после обнаружения тел туристов, причем безо всяких очевидных причин для назначения. Эта экспертиза показала, что на свитере Дубининой, а также на свитере и шароварах Колеватова фиксировалось бета-излучение в количестве 5-10 тысяч распадов в минуту. На других вещах и одежде участников рокового похода следов радиации не нашли. Результаты экспертизы были изъяты из уголовного дела и помещены в «особый сектор» прокуратуры Свердловской области как не имеющие к нему отношения Однако для специалистов причина радиации на одежде двух туристов не была загадкой даже в 1959 году. Дело в том, что 29 сентября 1957 года в Челябинской области на химкомбинате «Маяк» произошел взрывной выброс радиоактивных отходов, известный сегодня как Кыштымская авария. Этот выброс породил восточно-уральский радиоактивный след ВУРС , затронувший Челябинскую, Тюменскую и Свердловскую области — в том числе те места, где в рамках подготовки к покорению приполярного Урала студенты УПИ проводили тренировочные походы. Поисковики у пустой палатки группы Дятлова, 26 февраля 1959 года Фото: из материалов уголовного дела По заключению главного радиолога Свердловской области именно во время этих тренировок одежда участников группы Дятлова и была заражена радиацией. Во всяком случае выборочное заражение исключает версию воздействия радиации на всех участников группы — и делает бессмысленными порожденные ею версии. Впрочем, радиоактивное заражение далеко не самая безумная версия того, что могло произойти с группой Дятлова. Например, одна из версий гласила, что агенты ЦРУ пытались купить одежду Кривонищенко со следами радиоактивного плутония с комбината «Маяк». А группа Дятлова якобы стала разменной пешкой при столкновении спецслужб Автор этой теории посвятил ей целую книгу и связал события в логическую цепочку — но при этом продемонстрировал полное незнание как тактики спецслужб, так и возможностей науки в начале 1960-х годов. Еще дальше пошли авторы другой теории: она гласит, что группа Дятлова стала жертвой нападения нескольких снежных людей йети , которые родились в концлагере Дахау в результате попыток нацистских врачей скрестить человека и шимпанзе. После освобождения лагеря йети сбежали, добрались до приполярного Урала и обосновались там, но группа Дятлова потревожила их. По понятным причинам эти версии, как и теорию о том, что на туристов напали инопланетяне, следствие оставило без внимания. Новый взгляд В 2018 году, спустя 59 лет после того, как не стало группы Дятлова, специальный корреспондент «Комсомольской правды» Наталья Варсегова, представлявшая интересы родственников одного из участников похода, обратилась в прокуратуру Свердловской области с просьбой вновь проверить обстоятельства трагедии. И такая проверка была проведена. Ее организатором выступил прокурор по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области Андрей Курьяков. По итогам этой огромной работы эксперты пришли к выводу, что причиной произошедшего с группой Дятлова стала сошедшая на них «снежная доска» — небольшая снежная лавина, стронувшая верхний, плотный слой снега. Он услышал звук скатывавшихся снежков — хорошо знакомый ему предвестник лавины, обулся и вышел из палатки вместе с дежурным Тибо-Бриньолем, поскольку по одному в горах не ходят. Осветив склон, Золотарев понял, что сейчас пойдет лавина, — и дал команду группе резать стенку палатки и спасаться. Мы на месте происшествия провели эксперимент: эвакуация семи человек через выход палатки занимает 44 секунды, а через разрез — 14 Андрей Курьяковв 2018 году — прокурор по надзору за исполнением федерального законодательства Туристы, не одеваясь, выскочили наружу и отбежали вправо на 50 метров — под защиту каменной гряды, прикрывавшей от лавины. При этом опытный Золотарев оставил на коньке палатки фонарик — как светящийся ориентир. Однако, скорее всего, этот фонарик засыпало или повернуло снегом — и в темноте участники группы Дятлова не нашли палатку. Тогда они решили спускаться вниз, идя по лавинному следу.
Гибель группы Дятлова – православный взгляд
Посмотрели все, что сняли, и попросили удалить. Проверили соцсети, — вспоминает Дмитрий Юрьевич. Все, кто был на съемках, сошлись во мнении, что еще не слышали такого бреда: после схода лавины устояла палатка! Судебно-медицинский эксперт Эдуард Туманов подтвердил, что смерть большинства туристов имеет следы насильственного характера. Например, травмы Люды Дубининой похожи на те, что люди получают в дорожно-транспортных происшествиях: переломаны ребра, ушиблено сердце, а точка приложения — одна.
Будто бы ее переехал автомобиль. У руководителя группы — Игоря Дятлова — на голеностопе обнаружили ссадины, похожие на следы связывания. У Юрия Кривонищенко — глубокий ожог, — отмечает Дмитрий Юрьевич. Живое обсуждение во время съемок вызвал вопрос, кто мог жестоко расправиться с туристами.
Возникла версия, что это могли сделать манси. На съемках Дмитрий Юрьевич рассказал, что многие жители Ивдельского района никогда не считали гибель группы Дятлова тайной. Спросили, действительно ли она является священной горой? Что сказать… Многие читатели, вероятно, были на Конжаке.
На вершине — огромная поляна, травка растет, мышки бегают. И огромные вороны летают. А на той горе ничего нет — камни и минимум травы. Поэтому ее и называют Мертвой Горой.
Не Горой Мертвецов, а именно Мертвой Вершиной. Не растет ничего. Такая игра слов… Недалеко от нашего батальона была молельная гора. Она и сейчас под Вижаем есть.
Там нет охраны, нет религиозных сооружений. Но мне не дали это сказать, — признается Дмитрий Киреев. Орудие преступления - молот? Дмитрий Юрьевич отмечает, что из всего сказанного на шоу, ему запомнились комментарии Эдуарда Туманова.
Поэтому и чрезвычайно сложно сложить пазл того, что случилось на перевале. Я — не исследователь и никогда не занимался поисками ответов на вопросы, вызванные нестыковками в официальной версии гибели группы Дятлова. Но сказанное экспертом на съемках меня заинтересовало и я начал копаться в теме, — Киреев не верит ни в какую из мистических версий трагедии на перевале — ни в посадку НЛО, ни в нападение снежного человека. Он склоняется к тому, что гибель туристов — дело человеческих рук.
У Дубининой были переломаны ребра, а точка приложения — одна. Такие травмы, по мнению Туманова, характерны для ДТП. У Тибо-Бриньоля — вдавленная черепно-мозговая травма. Механизм получения этих травм до сих пор вызывает дискуссии.
И, кажется, я знаю, чем их могли убить. Я догадываюсь, какой предмет мог стать орудием преступления! По его мнению, некоторые травмы туристам могли быть нанесены колотом — промысловым инструментом, используемым при сборе кедрового ореха. Обычно изготавливается кустарным способом.
Им бьют по кедру, чтобы осыпалась шишка, — рассказывает Дмитрий Киреев. Молот, как орудие, известен со Средних веков. Читал, что удар молота ломает ребра даже под кольчугой.
Освобожденный из плена, поселился в горах. Бесы бросали в него камнями и стрелами. Сказал бесу: «войди в тех, кто не верит в Господа Иисуса Христа». Дионисий Глушицкий.
Бесы затолкали его под пол и задавили полом. Иоанн юродивый. Говорил, что в Москве будет много бесов видимых и невидимых. Без благословения духовного отца пошел ученик к реке, и бес вошел в него. Исповедь лишала беса силы. Бесы наводили страх на ученика его. Он провёл черту пальцем вокруг него: «теперь не подойдут к тебе бесы».
Находилась в темнице, и ей являлись страшилища. Чтобы рассмешить Памву, бесы толпой тащили на веревке одно перышко и кричали: «помогите, не можем! Бесы же возликовали: «Памва наш, он засмеялся». Он же сказал: «я смеюсь над вашей слабостью — одно перышко целой толпой не можете тащить». Они исчезли тотчас. Симеон юродивый. Наслал беса, малого Эфиопа, на еретичку.
Он перебил у неё всю посуду, и она приняла истину, присоединилась. На обманувших блудников насылал бесов. Явились бесы в виде Ангелов на колеснице, крича: «поклонись! Решил отдохнуть и вдруг удар и жернова стали сами собой молоть жито. Сказал: «не мели! Тогда он крикнул: «мели на братию». Домолол бес всё до конца.
На берегу были брёвна, и бес сбрасывал их в реку. Заставил носить брёвна вверх на высокий берег. Мощи его изгнали беса из идола Апполона. Иоанн новгородский. Во время молитвы бес влез в рукомойник и стал греметь, мешать молиться. Запечатал его в рукомойнике и он громко вопил, просил отпустить. Согласился, если доставит его до Иерусалима.
Что бес и сделал, превратившись в чёрного коня. Но запретил рассказывать кому-либо. За разглашение этой тайны отомстил через монахов и жителей. Сергий Радонежский. Бесы, как воины кричали, мешали. Иоанн Богослов. Приказал бесам уйти с острова.
Михаил, митр. Когда сокрушали идолов при крещении Руси, бесы горько вопияли. Андрей юродивый. Бес приступил к нему с ножами. Пришёл Иоанн Богослов и дал каждому бесу по 100 ударов цепью, сложенной втрое. Видел однажды похороны неверующего богатого. Священники пели: «со святыми упокой...
Павел Препростый. Бес хулил Христа и не выходил из бесноватого. Матфей Печерский. Обличал бесов. Бесы же бросали цветки в церкви. И к кому цветок прилипнет, тот, измыслив какую-либо причину, выходил со службы в храме. После её крещения бес кричал епископу Нонну, крестившему ее: «будь ты проклят и день твоего рождения, ты расхитил мои сосуды».
Всегда видел бесов и диавола. Диавол являлся в пурпурном свете и говорил: «Я — Христос». Когда его поносил диакон, то Мартин видел, что на холме стоят два чёрных и научают диакона Брикция на это. Евфимий Новый. По злоумышлению бесов опрокинулись строительные леса, и стена пала. Илларион Великий. Бесы являлись ему в виде женщин, воинов, волков и иначе.
Задумался немного на молитве, и бес тотчас вскочил ему на шею и ударил по бокам ногами, сказав: «овса захотел... Бесы находились в силаче Лие. Иоанн Хозевит. Бес припал к его ногам, прося благословения у него, и вдруг ухватил его за ноги и опрокинул. Диавол то хвалил его, то топором рубил его хижину. Когда он вкушал, то диавол пел: «блаженны непорочные в пути» Пс. И допел до конца этот псалом.
Святой же сказал: «а вам-то какое дело до непорочных? Григорий Декаполит. Бесы истребляли рогожу, на которой он спал. Алипий столпник. Бесы нападали на него, сорвали крышу, но он не стал её восстанавливать, и бесам стало досадно и они разбежались. Бес кричал: «меня Амвросий мучает». Он же отвечал: «не Амвросий, а кровь святых».
Даниил столпник. В капище находились бесы. Они топили людей, убивали их. Бесы сказали: «хотя и пользы нет нам оттого, что искушаем тебя, но нам повелено искушать тебя, мы и делаем это». Бесноватый см. Сумасшедший 5 января. В её сестру вошёл бес и давал вид, что она беременная.
У царя Гордиана дочь бесновалась, и Трифон исцелил её. Сын пресвитера бесноватый за отцеубийство. Феодор Сикеот. Дал отцу бесноватого сына бич и сказал: «бей его». И бес вышел. Виталий монах. Он сказал блудливому юноше, ударившему его: «когда ты получишь удар, услышит весь город».
После смерти Виталия бес ударил так, что он вопил на весь город. Бес сказал: «это тебе Виталий с того света прислал удар». Дочь царя Феодосия бесновалась, и Донат исцелил её. Заочно бесов изгонял. У царя Диоклетиана бесновалась дочь. Бес кричал: «только диакон Кириак может меня изгнать». Так же исцелилась дочь персидского царя.
Бесу же сказал: «войди в меня». У армянского царя дочь бесновалась. У царя Диоклетиана сын бесноватый. Дочь царя Антона была одержима бесом. Александр, обители неусыпающих. Одна девица обещала сохранить девство и не сохранила, и в неё вошел бес. Не хотел исцелить бесноватого.
Тогда на его место в церкви посадили этого больного. Он сказал ему: «иди на другое место», и бес тотчас вышел из одержимого. Притворялся бесноватым. Мария Магдалина. Бывают бесноватые не за грехи, а по Провидению. В Аполонида, сына игемона, вошёл черный человек, когда он спал. И он стал всё знать 21 октября.
Был бесноватый силач, загрызал людей. Дочь Лукилла Марка Аврелия бесновалась, и к ней диавол заставил идти святого. Притворялась помешанной. Григорий Палама. Одевался в такое рубище, что считали его бесноватым. Бесноватого бес гонял по берегу моря со страшной скоростью и бросал его в воздух. Прогонял диавола крестным знамением и чистой жизнью.
Это самое страшное для сатаны. Юношу Феопемта в монастыре усовестил поститься до вечера. Диавол, видя, что любитель поесть вкусного, не торопится к нему на трапезу, говорит: «кем-то юноша тот развращён, не ищет разных кушаний». Когда шёл по пустыне в сад Ианния и Иамврия — колдунов прошлых веков, то ставил тычинки, чтобы не заблудиться, и можно бы вернуться обратно. Когда прилёг, встал, то все тычинки диавол собрал и положил у его изголовья. Понял Макарий: это для того, чтобы не на тычинки надеялся, но на Бога возлагал надежду. Однажды он 5 дней думал только о небе.
Диавол сжёг всё в его келье, и рогожу, на которой он молился. О том, как в Египте все считали одного старца святым, а он видел, что диавол вынимал из него душу трезубцем. Диавол принял вид человека. Юлиан послал диавола как лазутчика в стан врага. Диавол в виде юноши Геронтия возвёл на камень, и просил броситься вниз и сам показал, как это сделать, и стоял внизу, звал. Диавол ключом поворачивал её сердце к мирским утехам. Выведена из столпа, увидела демона и что он о себе говорил.
Арсений Великий. Диавол не выносит чтения Писания. Читай, хотя и не понимаешь. Когда Иоанн Колов встретился с этой блудницей, то сказал: «сатана играет у тебя на лице». Видел сатану и ангелов его. Дула страстотерпец. Братия, страшно уничижив брата, считали, что во всём виновен диавол, а они не виновны.
Когда ему было 13 лет, явился ему диавол и говорит: «послушайся отца твоего». Диавол в виде отрока призывал убить Матфия. До крещения диавол обличал её. Преклонила колени, читала 90 псалом и отогнала. Моисей мурин. Носил воду к кельям братии. Диавол ударил его деревом.
Диавол явился ей в виде её мужа: «приди домой, можно и дома жить целомудренно». После собрал на неё бесов в виде зверей, показал золото, князя, били её. Волусиан гонитель — более порождение диавола, чем человека. Видел диавола. Он подобен цветку. Куда он обращал взор, всё содрогалось. Молился, диавол сильно ударял в дверь.
Он лёг и укрылся ослиной шкурой. Павел Препростой. Диавол изгоняется смирением. Бывшая блудница. Диавол разбудил её и умолял: «не бросай меня, ты изменила мне как Иуда». Мартин Милостивый. Когда умирал, то видел рядом диавола.
Диавол обратился в виде скорпиона и хотел укусить. Диавол обольщал его, говоря: никто как ты. Ночью топорами разрушали хижину, под ним горела подстилка. Когда вкушал, то хотел опрокинуть кувшин. Во время молитвы диавол стал подпевать: «блаженны непорочные…» 118 Пс. То в виде толпы набрасывал канат на келью, желая стащить. Филипп Андорский.
Диавол в образе монаха стучит в дверь. Филипп говорит ему: «сотвори молитву». Эту молитву сначала должен читать приходящий, а вторую часть — принимающий. Филипп трижды просил читать молитву с начала, но безуспешно. Диавол исчез. Диавол в виде женщины с сосудом. Убедил взять сосуд на корабль, и едва не утопил его.
Выбросили сосуд за борт, море закипело, и поднялся чёрный дым столбом. Била диавола узами. Бросила его в кучу грязи. Взглянула на него, и он исчез. Диавол толкнул в колодец. И никаких следов не может остаться. Это единственное объяснение из всех возможных.
Фото из архива На перевале Дятлова не было святого, кто бы освободил их. Комсомольцы — это безбожники и наглые гонители верующих, насмешники над святым. Вот эта вся сила бесовская, не берётся во внимание следователями. Они невидимые, никаких следов после своего передвижения не оставляют. В ужас пришли, они бежали, резали палатку, демоны-то в дверях стоят, куда бежать? А выскочить-то надо. Их ужас сотрясал, они теряли сознание.
Они бежали вниз от палатки. Другого нет объяснения никакого, ни следов нет и все люди до одного погибшие. Итог: согласно только изложенного тут картина выглядела так. Если эта гора уже раньше так называлась, «не восходи туда», «не поднимайся туда», значит, народность манси, живущие там, язычники, живущие по шаманских законам, знали, что эта гора не для жизни и не для охоты, о чём эти неумные и говорили умным следователям. На это ноль внимания и ни в одной версии гибели не отражены никак — паранормальные явления. Зачем они шли туда, куда тунгусы ногой не ступали? Бросили вызов, решили посмеяться над тупыми и тёмными, сами являясь гнусными и блудными.
И творили своим приходом в честь съезда КПСС, где главный бес. И вот в последнюю ночь они, уже дошедшие к подножию запретного, возможно балагурили, показывая перед девками свою храбрость, насмехаясь над тёмными силами, да и над Творцом Вселенной. И Господь допустил, что явились им тёмные, не разорвав палатку. Они в этом и не нуждались, и стали у входа. И от ужаса бросились врассыпную. А теперь что говорит святая Библия: Прем. Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого — призрака, представляли себе видимое еще худшим.
Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию, ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи, сами страдали позорною боязливостью. Они не понимали, кто такие демоны! Всё сотрясается, когда они являются! Серафим Саровский сказал Мотовилову А. Когда самый маленький бес одним когтём может перевернуть Землю. Что же они делали, как жили? Поэтому, чем сильнее грех, тем больше они впадали в панику.
Причина такого страха именно в этом. Конон же не боялся их. В рассудке то у них нет, что существуют демоны. Внезапно, все, в разные стороны рванули в ужасе, они не видели ни земли, ни неба, просто бежали, падали и замерзали. И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх. Итак, где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков. Ибо весь мир был освещаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами; а над ними одними была распростерта тяжелая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы» И били их бесы, не повреждая тканей плоти, и ломали рёбра и кости, и от ужаса вываливались языки и глаза из орбит.
В этой даже и не версии, а практически полной картине трагедии, нет ни одного пробела, ни одной прорехи, куда бы просунуть тяжкое неверие безбожникам. Неверующие пусть теперь скажут, что не сходится в этой версии? Ни один исследователь не сказал, что в этой версии существует хоть что-то не объяснённое. Грех и демоны — больше в этой истории ничего нету. Вот почему неверующие исследователи уже 60 лет толкутся не в той стороне, сатана их увёл в другую сторону. Все эти цвета палаток и одежды, радиации — бесы так искусны в этом деле археологии костей динозавра. Здесь отсутствовала вера и поэтому все погибли с неверными.
Ещё четверых погибших нашли 5 мая под 3-метровой толщей снега в ложе ручья на настиле из стволов пихт, в 70 м от кедра. И у них, и в лесу обнаружили некоторые предметы и обрывки одежды. Врачи констатировали у трёх погибших тяжёлые прижизненные травмы — кровь в стенке сердца и переломы 10 рёбер у Дубининой 6 слева и 4 двойных справа и 5 двойных переломов рёбер у Золотарёва. Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море У Тибо-Бриньоля обнаружили височный перелом и 17-сантиметровую трещину основания черепа. Загадкой было отсутствие внешних повреждений тела над травмами, их причины. Все четверо умерли от замерзания и травм.
Следствие выявило странный факт: три предмета одежды имели следы слабой бетарадиации. Но в тканях погибших следов радиации и отравления не нашли. Зачем резали и рвали палатку, почему группа срочно ушла в лес? Как возникли внутри эти травмы? Откуда пятна радиации? На все эти вопросы и следователи, и исследователи много лет не могли дать ответ.
Официальное следствие закрыли 28 мая 1959 г. Это породило слухи о связи трагедии с «огненными шарами» и с испытаниями ракет, радиационного или иного оружия. И даже с убийством туристов для сохранения государственной тайны. Через годы такие гипотезы у части людей превратились в убеждения. Однако никакие гипотезы не давали чёткой картины произошедшего, вели к противоречиям, мешавшим связать вместе элементы трагедии. Мы провели расследование с помощью специалистов из разных областей знания: туристов, географов, метеорологов, физиков, ракетчиков, врачей… Поиск распался на «линии» для ответа на отдельные вопросы, эти ответы и позволили построить всю картину аварии.
Чем, например, были «огненные шары»? Со слов уфолога М. Герштейна «Это только ракета! Тайну помог раскрыть историк ракетной техники А. Железняков, который сообщил, что 17 февраля 1959 г. Это время точно совпало с наблюдениями Токаревой и группы Карелина.
Для выхода в зону прямой видимости с С. Урала при удалении 1700 км расчёты дали высоту подъёма ракеты около 220 км. Эту высоту Р-7 прошла на активном участке, а апогей был более 1000 км. Мы проверили рассказ Штрауха о полёте «огненного шара» спустя 20 лет после трагедии 16 февраля 1979 г. Это оказался аварийный пуск с космодрома Плесецк в 15. Не сразу поняли, что случилось 31 марта 1959 г.
Но точная проверка обнаружила пуск с Байконура 30 марта в 22. Это время пролёта в 4. Пуск сопровождался аварией и падением ракеты в район Усть-Неры Якутия. Вот так разгадали тайну «огненных шаров». Безлунные ночи и чистый воздух гор усилили видимость. Мы с удивлением поняли: полет ракет Р-7 люди видели и ранее, и позже в тёмное время суток с расстояния более чем 2000 км.
А вот об «огненных шарах» в ночь аварии 1—2 февраля 1959 г. Пусков в эти дни не было, да и на месте трагедии никаких следов падения ракеты нет. При проверке показаний свидетелей выяснилось, что все они основаны на тех же наблюдениях 17 февраля или 31 марта. А то, что «кто-то что-то видел» 1—2 февраля, — это лишь слухи. Выяснили, что часть слухов об «огненных шарах» возникла из-за наблюдения туристами группы Шумкова с горы Чистоп краткого полёта сигнальной ракеты в ночь с 5 на 6 марта — уже после гибели группы Дятлова. С «радиацией» тоже разобрались.
Оказалось, что больше всего распадов было на самых грязных частях одежды — скорее всего, от выпавших на почву радиоактивных осадков занесённых северо-западными ветрами с Новой Земли. А на промытых участках радиация была в 10—15 раз меньше. И «огненные шары», и радиация, и основанные на них «технические» версии аварии мы отбросили как недостоверные. Следствие и поисковики не нашли никаких следов и уголовного преступления. Мы с адвокатом Г. Петровым после изучения всех материалов уголовного дела и анализа улик на месте трагедии пришли к тому же выводу.
Наличие вещей и следов объяснялось их оставлением либо членами группы Дятлова, либо поисковиками. Следов присутствия посторонних лиц не обнаружили. Все криминальные версии не подтверждались никакими фактами и тоже были отброшены. Анализ топонимики названий показал, что все зловещие имена у горы 1096 возникли после трагедии. И гора со «спокойными» именами «Ауспи-Тумп» «лысая гора Ауспии» и «Хола-Чахль» «средняя гора истоков Лозьвы» стала «горой мертвецов» Холатчахль. Неверен и перевод имени горы Отортен как «не ходи туда».
Имя «Отортен» идёт от «горы, дующей ветром» — горы «Вот-Тархан-Сяхыл» От-Тархан , находящейся в нескольких километрах. А манси зовут Отортен «Лунт-Хусап-Сяхыл» — «горой озера гусиного гнезда», так как около горы есть озеро. Сейчас по тропам через перевал Дятлова мимо гор Холатчахль и Отортен и к «каменным болванам » останцев на плато Мальпупунёр ежегодно спокойно проходят десятки групп туристов. А вся мистика имён есть набор выдумок. Поэтому обоснован вывод, что трагедия произошла из-за природной стихии или ошибок группы. Последних при анализе ситуации опытные туристы не нашли.
Хотя кое-какие подозрения возникали, но прямой их связи с аварией не обнаружили. Мы изучили статистику различных факторов, приводящих к авариям в лыжном туризме за 30—35 лет. Версию схода лавины проверили у врачей с точки зрения возможности получения таких травм; у лавинщиков выяснили возможность образования лавин на таком склоне в условиях зимы 1959 г. В анализе травм помог врач-судмедэксперт, профессор Военно-медицинской академии М. Выяснилось, что взрывы или падения на склоне не могли вызвать таких травм. Их объясняло только распределённое сдавливание тел большой движущейся с малой скоростью массой о жёсткое препятствие компрессия , при этом одежда защитила от внешних повреждений.
Такие нагрузки могли возникнуть при сходе снежной лавины, прижавшей туристов к полу палатки. Стало ясно, что остаточный вес снега при сломанных рёбрах вызвал кровотечение в стенке сердца Дубининой — до извлечения из завала её сердце испытало огромное напряжение. Нашли похожие случаи и из практики Корнева, и при сходных авариях с туристами. Возможность схода лавины проверили у учёных-лавинщиков. Доцент МГУ Н. Володичева указала на пластовую лавину из снежной доски плиты как самую вероятную для склона малой крутизны в условиях С.
Урала и зимы 1959 г. После тщательного анализа фото и документов мы нашли следы лавины на месте аварии. Состояние палатки и снега на ней указывали на лавину — придавленную палатку не замело снегом изнутри, её не порвал в клочья ураган. Куртка, вдавленная в разрыв палатки и в снег склона, явно указала на борьбу внутри палатки в стеснённых условиях. Разрезы и разрывы палатки туристы явно сделали вынужденно, чтобы выбраться наружу и извлечь раненых. Одна из лыж-стоек палатки стояла не на месте — её подняли и воткнули в снег после того, как её сбил обвал.
А стойка у входа палатки устояла под ветром на ослабленных оттяжках только потому, что её держала ткань палатки, плотно прижатая снегом. Под фонарём, лежавшим сверху на палатке, имелся слой снега, то есть он на палатке был уже в момент её разрезания. Сломанная в двух местах задняя палка-стойка, разрыв в крыше и сорванные оттяжки палатки также указали на удар снежного обвала. При поиске аварий-аналогов обнаружили три похожих случая с гибелью из-за схода лавин 5 и 13 человек на юге Полярного Урала и 5 человек в Хибинах. Нашли также аварии-аналоги на похожих склонах с меньшим числом погибших, аварии с гибелью туристов от холода, а также несколько трагедий, имеющих иные сходства с трагедией дятловцев. Изучение фотографий с мест трагедий и анализ аварий с лавинами на некрутых склонах позволили увидеть главные причины схода лавины: наличие тяжёлого слоя «снежной доски» на мягкой подложке и подрезание подпорного вала этого слоя на глубину 1 м при выравнивании места для палатки, её углублении в снежный склон.
Кусок плотной «снежной доски» оторвался, съехал и придавил часть палатки. Самый сильный удар пришёлся туда, где край снежной плиты раньше достиг опоры, и лежащие там туристы получили сильные травмы. Небольшой осов — смещение по склону снега — произошёл без концентрации снега в конусе выноса. Этот вынос частью сдуло, а частью он уплотнился и осел. Поэтому никто из поисковиков и не заметил остатков выноса малой лавины. Не нашли его ещё по одной причине: туристы мастера и альпинисты прибыли на место аварии, когда палатку уже раскопали, а вынос лавины смели и ветер, и люди.
Сейчас нашли фото поисковых работ в марте, на котором есть и место раскопа палатки, и след лавины-осова, заметённый снегом. Анализ метеоданных в ночь трагедии инженером Мошиашвили из С. На группу, покинувшую придавленную палатку, с ранеными на руках циклон обрушился в темноте морозом и ураганным ветром.
Так записано в отчете о поисково-спасательных работах. Люди рвали на себе одежду.
У некоторых шла носом кровь. Людмила Коровина умерла от сердечного приступа. Совершенно здоровые ребята падают, рвут на себе одежду, бьются головой о камни и умирают один за другим. Она не могла понять, что случилось, и когда поняла, что ничем не сможет помочь, просто спустилась вниз, чтобы как-то пересидеть эту бурю", —поясняет Ржавцев. Валентину Уточенко через несколько дней подобрали другие туристы.
Официальная причина смерти группы Коровиной — переохлаждение. Но исследователи настаивают — люди погибли от чего-то другого. Да, они были одеты легко, но в рюкзаках лежала теплая одежда. Они резко умерли. У них было достаточно времени, чтобы одеться.
Они начали задыхаться, и по всем признакам это было отравление", — предполагает член туристического клуба Наталья Ржавцева. Исследователи настаивают: в гибели групп Игоря Дятлова и Людмилы Коровиной слишком много общего, чтобы это было случайным совпадением. И те, и другие покидали стоянку в панике, словно были чем-то напуганы. Тела обнаружили в разных местах. Как будто люди падали замертво, на многих не было верхней одежды.
Один из инициаторов похода на Холат-Чахль Владимир Борзенков уверен, что причиной смерти людей стал инфразвук. Я считаю, что это наиболее вероятный источник того инфразвука, который мог воздействовать на группу Дятлова", — заверяет исследователь. Группа Игоря Дятлова погибла в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. Туристы из клуба Уральского политеха вышли в поход к поселку Вижай Свердловской области. За день до трагедии они уже пытались подняться на перевал Холат-Чахль.
Сенсация: уральский охотник полвека спустя рассказал, кто и за что убил группу Дятлова
Как и в случае с группой Дятлова, при обнаружении экспедиции Шатаевой не было никаких признаков того, что группу накрыла лавина или произошло еще какое-то бедствие. 65 лет назад, в ночь на 2 февраля 1959 года, на Северном Урале погибла группа туристов-лыжников под руководством Игоря Дятлова. Причиной гибели туристов из группы Дятлова на Северном Урале в 1959 году стал внезапный сход лавины. это и есть главный вопрос всей дятловской темы. Ученые назвали самую вероятную версию гибели студентов на перевале Дятлова. По страшной картине преступления, легко вычислить преступников, совершивших это преступление, поскольку в этих глухих, и очень отдаленных от цивилизации местах, близ перевала Дятлова, просто не могло быть.
Гибель группы Дятлова
В книге «Тайна гибели группы Дятлова» Евгений Буянов и Борис Слобцов приводят следующий отрывок из дела, заведенного по факту исчезновения группы: «причиной, вынудившей туристов покинуть палатку, мог быть только страх перед немедленной смертью. Группа Дятлова погибла при невыясненных обстоятельствах в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. О перевале Дятлова слышал едва ли не каждый. По сути, не погибнуть группа Дятлова в своем походе могла лишь при большой удаче и большом везении. Сторонники техногенной версии трагедии группы Дятлова уверены, что туристы погибли из-за неудачных испытаний ракетной техники. Причиной гибели туристов из группы Дятлова на Северном Урале в 1959 году стал внезапный сход снежной лавины, а также то, что молодые люди из-за плохой видимости не смогли найти свою палатку после того, как выбежали из нее.
Представитель Генпрокуратуры назвал причину гибели группы Дятлова
Расположенный рядом с местом гибели туристов перевал в память о погибших был назван перевалом Дятлова. Надо понимать, что трагедия на перевале с группой Дятлова произошла еще до катастрофы межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, когда погиб главнокомандующий РВСН, главный маршал артиллерии Неделин. Причиной гибели туристов из группы Дятлова на Северном Урале в 1959 году стал внезапный сход лавины.