Доброй традицией считается освящение куличей, творожной пасхи и яиц. Воскресенье еще именуют "малой Пасхой".Традиции на ПасхуПразднование Пасхи начинается поздно вечером в субботу. Раньше у евреев была традиция заколоть ягня на Пасху на жертву за грехи, но эта жертва полностью неспасала их от всех грехов. Может Пасхальные традиции и станут поводом приблизиться к многовековому таинству праздника, и позволят хоть на время забыть невзгоды и суету.
Как празднуют Пасху в России
Мы собираемся не только с супругой и детьми, но и выходим к родственникам. Конечно, мы тоже красим яйца, причём, как правило, традиционно луковой шелухой. Но обычно это делаю не я. Бывают и придумки, конечно. Супруга делает окраску с нитками: появляются такие интересные орнаменты. Фишка в том, что в пасхальное утро мы встречаем близких и друзей, меняемся яйцами и обязательно ими бьёмся.
Это же самое главное! Председатель комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации Пскова Александр Гаврилов: - В этот день у меня с детства праздничное настроение. Выходишь во двор — и праздник чувствуется и в настроении, и в поведении. Мы всегда играли — катали яйца. А главное, люди христосуются!
Я считаю себя человеком верующим, поэтому для меня это волнительный день. В нашей семье он всегда отмечен. Было время, практически каждый год ходил на крестный ход. Чистый четверг присутствует, но не в системе. В этот день хочется сходить в баню.
Правда, в связи с работой не всегда такая возможность есть. Но когда удаётся, вырываюсь. Сейчас мы куличи не печём, приобретаем. А традиция красить яйца существует. Да и сейчас столько вариантов, что проблем с окрашиванием нет!
В последнее время мы берём перламутровую краску, и яйца получаются красивые, с переливами. Представитель экстремальных видов спорта Максим Ерёмкин: - С детства сохранилось ощущение праздника. Тогда мы ещё листики собирали, чтобы окрасить яйца, а потом их катали. А сейчас размер семьи подусохся, и мы с отцом ничем особо не занимаемся. Не до того.
Правда, к Чистому четвергу готовимся. Но все прелести этого праздника у нас, конечно, присутствуют. Ведь бабушка нам даёт и яйца, и пасхи. Она сама всё это делает и нас радует. Председатель комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области Николай Романов: - Дома, конечно, мы отмечаем Пасху.
Раньше каждый год обязательно ночью ходили в церковь на службу, участвовали в крестном ходе. А сейчас в связи с коронавирусом уже несколько лет этого не делаем. Считаю, что пока люди болеют, всё равно ещё опасно. Раньше, когда дети были маленькими, мы всё готовили сами. Это было законом.
А сейчас нам с супругой вдвоём много ли надо?
Если по каким-то причинам кто-то не смог присутствовать на Пасхальной заутрене, то можно было причаститься пасхальной радости на любой литургии в течение всей Светлой седмицы. Всю неделю верующие совершают крестные ходы, многократно возглашая радостную весть: "Христос воскрес!
На Пасху церковный престол и аналои покрыты красными облачениями. Одежда священников тоже красного цвета. Это цвет мученичества, перенесенного Христом.
В песнопениях Светлой седмицы часто звучит словосочетание «Пасха красная». В русской традиции слово «красный» значило еще и «красивый». Именно поэтому прихожане наших храмов на этот праздник в свою одежду включают детали красного цвета.
История, суть и символы Само слово «Пасха» происходит от еврейского названия праздника — «Песах». В переводе на русский язык оно означает «перешел», «прошел мимо». Это название у праздника появилось не случайно: прообразом новозаветной Пасхи стал выход евреев из египетского рабства.
А воскрешение Иисуса Христа называют Пасхой потому, что он вернулся к жизни как раз в ночь перед празднованием Песаха. В то же время исход еврейского народа в Землю обетованную после освобождения от египетского рабства стал прообразом восстановления связи человечества с Богом. Согласно православному толкованию, это же произошло благодаря жертве Иисуса Христа, который своими страданиями и смертью смог также избавить людей от рабства греха.
С Пасхой связаны многие другие церковные праздники. Например, Красная горка, или Антипасха, — праздник, отмечаемый в первое воскресенье после Пасхи. Этот день с древних времен считался завершением пасхальных торжеств.
По преданию, именно на 50-й день после воскресения Христа с неба на апостолов сошел Святой Дух. Праздники, дата которых зависят от даты Пасхи, называются переходящими. У Пасхи есть три главных символа: крашеные пасхальные яйца, кулич и пасха — блюдо из творога с сахаром, сливочным маслом и медом.
Традиция красить яйца на Пасху связана со старинным преданием. Традиционно их красили в красный цвет. Это связано с историей о Марии Магдалине, которая пришла к императору Рима Тиберию.
Услышав из ее уст о воскресении Христовом, Тиберий усомнился в ее рассказе. Тогда она показала ему яйцо, которое на его глазах стало красным. Теперь красное яйцо считается символом новой жизни.
А кулич символизирует Иисуса Христа, который среди нас. По преданию, во время одной из трапез с апостолами Иисус назвал хлеб своим телом: в переводе на русский слово «кулич» как раз означает хлеб. И после завершения земной жизни Христа апостолы всегда ставили хлеб на то место, где он обычно сидел за столом.
Не случайно кулич и теперь всегда обязательно в центре стола. Творожная пасха, по одной из версий, своей формой символизирует Гроб Господень. А по другой версии усеченная пирамида олицетворяет Голгофу — холм, на котором распяли Христа.
Чтобы кулич не «убежал» Ну а теперь о том, какие вкусности и как принято готовить в Твери к православному празднику.
Попросить прощения у тех, кого обидел или оскорбил, чтобы достойно встретить Христа. Перед празднованием Пасхи православные христиане стремятся исповедаться и причаститься. Верующие проходят крестным ходом вокруг храма. Царит торжественная атмосфера. После окончания литургии освящают куличи, пасхи и крашеные яйца. С наступлением Пасхи прекращается Великий пост.
Служба идет при открытых царских вратах — это символ того, что через воскресение Иисуса Христа человеку открывается вход в Царство Небесное. После окончания литургии освящаются пасхи, куличи и крашеные яйца. Гастрономические традиции Пасхи-2022 — что нужно есть в этот день Куличи и крашеные яйца — атрибуты православной Пасхи, знакомые многим с детства. Куличи и пасхи можно испечь самим или купить в магазине — особой разницы нет, главное, чтобы хлеба были освящены в церкви. Пасха-2022: сойдёт ли Благодатный Огонь в этом году Пасхальный стол на Руси был очень богатым. Люди старались приготовить еду, которую в течение года ели нечасто: пироги, мясные блюда.
Ивана Курбацкого « Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды? Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.
Пасхальный кулич и яйца. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро. Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Богородицы. Такие наклейки у православных христиан НЕ приветствуются, потому как после того, как их счистят с пасхальных яиц, они вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро, что недопустимо Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы.
В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы. Праздник Светлой Пасхи — самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку. Катание яиц — древнерусская пасхальная забава для малышей На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые — катание крашеных неосвященных яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке — желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры.
В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц. Катание яиц на Пасху в Москвинской старообрядческой моленной ДПЦЛ Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха — это Праздник праздников и Торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная», прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни! Библиотека Русской веры Читать онлайн Воскресение Христово. Иконы В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа.
Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ. В православной иконографии на иконе Воскресения Христова, как правило, изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Воскресение Христово — Сошествие во ад. Россия, XIX в. Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души.
И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света. Сошествие во ад. Средиземноморье, сер. XVI в. Андрей Рублев, 1408-1410 Дионисий. Икона «Сошествие во ад» конец XV в. Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI в.
Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон. ХVIII в. Воскресение и сошествие во ад cо Страстями и с праздниками. XIX век. Иерусалимский храм Воскресения Христова. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом. В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня. Москва Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг.
Коломна Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого» , упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах.
Какого числа празднуется православная Пасха?
- Празднование православной Пасхи: дата, пасхальные сувениры, традиции и обычаи
- Светлая Пасха: приметы, традиции, обычаи праздника
- Пасхальные символы и традиции
- Как празднуют Пасху в Европе и России: самые интересные традиции
- Православный праздник Пасха: история и традиции — Щи.ру
Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024?
Пасхальные развлечения, игры, поверья, народные обычаи. Говоря о Празднике Воскрешения Христова нельзя обойти стороной и особые пасхальные развлечения. Пасхальные традиции Символы Пасхи в России Схождение Благодатного огня Отели в Иерусалиме Как готовятся к Пасхе Что подарить на Пасху. В этом обзоре расскажем, чем отличается православная Пасха от католической, каким содержанием наполнены пасхальные символы, как проходят торжества в разных странах. При праздновании Пасхи неукоснительно соблюдаются традиции, общие для всех православных. Пасхальные развлечения, игры, поверья, народные обычаи. Говоря о Празднике Воскрешения Христова нельзя обойти стороной и особые пасхальные развлечения. Пасхальные традиции разных стран. В Болгарии на Пасху лепят глиняные горшки, поверхность которых позже покрывают записками с добрыми пожеланиями.
Пасха в 2024 году
При праздновании Пасхи неукоснительно соблюдаются традиции, общие для всех православных. С праздником Пасхи связано много традиций, ритуалов и обычаев. Традиция красить яйца существовала и до появления Пасхи, за несколько тысяч лет до нашей эры. У нас есть традиция делать на Пасху большую пасхальную композицию. Эта традиция во многом связана с весенними языческими культами, где яйца символизируют новую жизнь. Раньше у евреев была традиция заколоть ягня на Пасху на жертву за грехи, но эта жертва полностью неспасала их от всех грехов.
История праздника Вербное воскресенье
- С Новым годом и Рождеством!
- Особенности службы
- Как празднуют Пасху в России: традиции и приметы
- Традиции Христова дня и секреты особенности трапезы
- Пасха: что можно, а что нельзя делать в главный церковный праздник - Российская газета
Светлая суббота: традиции, обычаи и запреты
При праздновании Пасхи неукоснительно соблюдаются традиции, общие для всех православных. Нашел на просторах – Самые лучшие и интересные новости по теме: Евреи, истории, пасха на развлекательном портале По традиции красить яйца принято в Чистый четверг, который в этом году выпадает на 13 апреля. "Комсомолка" рассказывает все, что нужно знать о традициях и обычаях празднования Пасхи в России.
Приметы, обычаи и традиции на Пасху
День празднования вычисляют по лунно-солнечному календарю, от которого и зависят даты многих религиозных праздничных дней и постов. Начало отсчета Пасхального торжества привязано к весеннему полнолунию, которое наблюдается после дня весеннего равноденствия. Из-за разных взглядов на вычисление даты Пасхи, католики и православные празднуют этот праздник в разные дни, но бывают исключения, когда они совпадают В этом году православное Пасхальное воскресенье приходится на 2 мая, а католическое на 4 апреля. Вообще Пасха может быть в любое воскресенье в промежутке с 4 апреля по 8 мая по новому стилю. Так что в этом году православная Пасха поздняя. Споры о дате Пасхального воскресения не утихают столетиями, поэтому католики и православные отмечают его в разные даты.
Хотя бывает такое, что день может совпасть. Ближайший такой случай будет в 2025 году. Откуда появилась традиция красить яйца на Пасху В наше время многие красят яйца на Пасху, и не задумываются зачем это делать. А вот в православии этот обычай был священным таинством, который соблюдали абсолютно все верующие На данный момент существует несколько гипотез возникновения этой традиции, но ни одна из них документально не подтверждена. По одной из версий, этот обычай произошел от Марии Магдалины, которая первой пошла сообщить императору Тиберию благую весть, что Иисус Христос воскрес.
С пустыми руками она не могла к нему прийти, а на подарок денег не было, вот и взяла в качестве подарка с собой яйцо, которое символизирует жизнь и этапы ее развития. Естественно, император не поверил в такое чудо, что кто-то может воскреснуть, он рассмеялся и сказал, что скорее это белое куриное яйцо станет красным, нежели это окажется правдой. Но, к его удивлению, цвет яйца незамедлительно поменял цвет. Красный цвет символизировал кровь, которую пролил Иисус. Мария Магдалена сообщает императору Тиберию добрую новость о Воскресении Иисуса По второй версии этот обычай появился из-за девы Марии.
Говорят, что она начала красить яйца, чтобы таким образом развлечь младенца Иисуса. Третья версия принадлежит ученым, которые считают, что это было придумано для практичности. Так как во время Великого поста не разрешалось есть яйца, их отваривали, чтобы они не успели испортиться. А, чтобы потом легко отличить вареные от сырых, их окрашивали в различные цвета. В христианских обычаях пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень, который скрывает в себе вечную жизнь.
Две тысячи лет назад в Палестине гробницы делали в пещерах, прорубая туннель, закрывая вход туда камнем. Согласно преданиям, камень по форме напоминал очертания яйца.
Vickyma 2 года назад Спасибо автору! Несколько лет назад тоже стала изучать свои славянские корни, с тех пор праздную праздники по славянским традициям. Специально зарегистрировалась, чтобы поблагодарить автора за столь познавательную статью. Жду продолжения, праздников-«перевертышей» много.
Так вот товарищи, вы можете варить во что угодно, и сделать для себя богом Иванушку - дурачка, и естественно христианство и ислам будут против, но вам то что? И автор статьи сам модно сказать положил начало раздору в комментариях. И я, как христианин, человек образованный и имеющий историческое образование могу только посмеятся с этого псевдоисторического религиозного движения. Вы можете говорить что я дурак, все куплено, а история переписана 1000 лет назад. Да, действительно довольно часто история коверкается, но не на столько. И я, как и большинство людей считаю это просто фальсификацией.
Какие ваши факты? Главный аргумент - история переписана, власти и все историки и христианские деятели в взговоре. Я могу так сказать про любую тему, и по-вашему это аргумент? Раньше люди так же размышляли, только чуть приземленнее - "о, Никитична в подоле принесла, точно не от мужа, врёт, от Иваныча, стоподуво говорю! А сейчас не имеющие аргументов сплетни, мифы, и движения на которых из основатели чисто гребут деньги набрали крупный масштаб.
В некоторых местах Гродненского уезда в этот день до восхода солнца хозяин брал штоф водки, настольник , клал в него хлеб, кости, оставшиеся от «свенцоного» освящённого стола, и обходил с этими вещами кругом засеянного рожью поля, по углам которого он втыкал пасхальные кости со словами: «Святы Боже и Святы Еры!
На Киевщине после разговения умываются водой, в которую кладут две крашенки и медную монету. Затем воду выливают на огонь или в озеро [23]. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой [43]. Подробнее см. Пасха мёртвых Согласно славянским поверьям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают до троицкого периода — Вознесения , Духовской субботы или Троицы [27]. В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после праздничной литургии и христосовались с покойными [44].
Это связано с представлением о «Пасхе мёртвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад знаком чего являются открытые в церкви царские врата и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели либо в период от Пасхи до Вознесения Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай [45]. После утренней службы в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими на кладбище, зарывают яйцо в могилу [46]. Сохранился обычай «катание яйца крестом» на могиле и христосования с предками: пшеном делали крест на могилке и по этому кресту катают крашеное яйцо , приговаривая «Христос воскрес! Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковному канону как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа и сохранило статус сугубо народного обычая [2]. Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового [48].
Пасхальный костёр В России ещё в конце XIX века в Святую ночь по всей империи около православных храмов зажигались костры, а в сёлах на севере костры возжигались на вершинах холмов [49]. В Словении и Хорватии, у сербов Воеводины часто костры жгли во дворах своих домов; в них освящали «новый» огонь [50]. Пасхальные костры отличались от других календарных по материалу сюда сносили старые кресты и вещи, украденные у евреев , а также по семантике: их разжигали, чтобы «побужать» или «поднять» Христа, «обогреть» апостолов, дежуривших около убитого Христа; чтобы при свете огня увидеть Господа и попросить его о помощи; заслужить отпущение грехов [51]. Западные славяне, словенцы и хорваты пасхальные костры жгли как в пасхальную ночь, так и в ночь на пасхальный понедельник; вокруг них собирались люди после службы. Чешские крестьяне называли пасхальный костёр «Иудин огонь» или «сжигание Иуды» чеш. У поляков и кашубов, чехов и словаков, хорватов и словенцев обязательно накануне Пасхи совершался обряд обновления огня в домашнем очаге.
Новый огонь высекали в церкви во время службы в Страстную субботу. Его приносили домой с помощью свечей, древесного гриба, освящённых в Вербное воскресенье веток; разжигали с их помощью огонь в очаге и уже на новом огне готовили пасхальные блюда. Также селяне несли кусочки освящённой огнём древесины на поле и в хозяйственные постройки [53]. Обряд зажигания костров вечером в Страстную субботу связан с культом предков. Дмитрий Зеленин предполагал, что раньше в России существовал обычай зажигания костров перед заутреней в четверг и в субботу Страстной недели [54]. В соответствии с верой селян, злые духи, которые находятся в подземном царстве, живут в могильной тишине и очень боятся крика и шума.
Показательно, что определенное согласие в этом вопросе установилось только к концу IV века; этому моменту предшествовало 3 периода так называемых «пасхальных споров». Малоазийские Церкви праздновали Пасху Христову 14-го Нисана, в один день с иудейской. Пик разногласий пришелся на конец II века, когда Папа Римский Виктор в ультимативной форме потребовал от христиан Малой Азии принять римскую практику. Вскоре малоазийская практика почти исчезла.
Однако христиане всей остальной территории Римской империи к IV веку уже совершенно обособились от иудейства, так что они Пасху праздновали после дня весеннего равноденствия. В результате дискуссии на I Вселенском Соборе было принято решение: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Епископы, придерживавшиеся сирийской практики, уступили и приняли практику Рима и Александрии. Причина различий состояла в следующих двух нюансах: 1 в Александрии днем весеннего равноденствия считали 21 марта, в Риме — 18 марта; 2 самая ранняя Пасха в Александрии приходилась на 15-й день луны, в Риме — на 16-й день.
Последнее означает, что если пасхальное полнолуние случалось в субботу, то в Александрии завтрашний день уже был Пасхой, тогда как в Риме Пасху праздновали в следующее воскресенье. В результате в 387 году Рим отпраздновал Пасху 21 марта, тогда как Александрия — 25 апреля; разница составила пять недель. Этот факт произвел впечатление на современников; в следующем V веке каждый раз, когда даты Пасхи отличались существенно, Рим и Александрия предварительно обсуждали данную проблему. В самом Риме были предприняты шаги к согласованию пасхалии; окончательно же проблема была решена в 525 году, когда римский аббат Дионисий Малый известен тем, что фактически ввел хронологию от Рождества Христова взял за основу александрийскую пасхалию и по ней составил новую римскую пасхалию.
Итак, в отношении даты Пасхи действует принцип, сформулированный на I Вселенском Соборе: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Частные следствия примеры применения этого правила таковы. Если мартовское полнолуние наступает раньше дня весеннего равноденствия 21 марта , пасхальным полнолунием считается уже на мартовское, но апрельское. Если оно выпадает, к примеру на воскресенье 18 апреля, то Пасха переносится на следующее воскресенье — 25 апреля.
Это самая поздняя дата празднования Пасхи. Самым же ранним днём является 22 марта. Это случается, когда мартовское полнолуние выпадает на субботу 21 марта. Где находились святые и праведники до Воскресения Христова — в Раю или в аду?
Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад — Рай Быт. Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь Быт. С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад. Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.
В ад попадали как грешники, так и праведники Быт. Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными Иез. Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово Лк. В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями.
Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи Лк. Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ. Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли Еф.
Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения. Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения.
В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха? Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается предпразднственная полунощница. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди. Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества.
Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего сынов Израиля в ночь перед выходом их из Египта подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва , прообразовавшая Крестную Жертву Христа. В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы , после чего священник, подняв её на главу, уносит Ликом к востоку в алтарь через Царские врата. Плащаница укладывается на Престоле , после чего вокруг него совершается каждение. По окончании этой службы бывает Крестный ход в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя , а затем уже совершается Пасхальная утреня.
Фактически, граница между Страстной седмицей и Пасхой проходит перед Крестным ходом. По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым. Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»… В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены.
Это народное поверье или церковная практика, традиция?