Новости мусульманский религиозный обряд 5 букв

Мусульманские религиозные праздники. Праздники мусульман в Исламе.

Главные исламские праздники: самые яркие и любимые праздники мусульман

Дербент - Дагестан 12. Искусство красивого написания букв и слов Каллиграфия 13. В этот город ушел Мухаммад со своими сторонниками из Мекки Медина 14. Создал первый учебник по алгебре Аль- Хорезми 15. Из этого города в 622г. Священная книга мусульман Коран 17.

К середине 7 в. Возглавил его создатель ислама Мухаммед, уроженец Мекки. Мухаммед переселяется из Мекки в Медину.

Всю пасхальную неделю христиане готовят особые блюда, красят яйца, ходят в гости и принимают гостей, восславляя воскрешение Иисуса Христа.

Древние славяне, как и многие другие народы мира, много веков назад почитали куриное яйцо как священный предмет, часто делая его фетишем и принося в дар божествам. Яйцо хранит в себе вечную загадку продолжения жизни. С приходом на Русь христианства крашеное красной краской яйцо как символ новой жизни, знак солнца, становится главным атрибутом Пасхи, великого весеннего праздника. Миллионы людей во всем мире обмениваются крашеными яйцами, не задумываясь о таинственной символике яйца, а относя эту традицию к поздним христианским. У восточных славян неотъемлемым атрибутом Пасхи являются куличи, представляющие собой символ древних хлебов, приносимых в дар языческим богам. Еще задолго до принятия христианства славяне выпекали в Древних печах высокие хлеба из грубой муки и кислого молока, украшали их фруктами и относили на капище во время важнейших ритуалов. Позднее эта традиция дароприношения была воспринята и переработана христианской церковью, и теперь все верующие освящают куличи в храмах, как и другие пасхальные блюда. На примере великой Пасхи четко прослеживается процесс превращения древних языческих культов в культы христианские. Этот процесс затронул и другие русские праздники: Святки, Ивана Купала, Ильин день, Родительский день и многие другие.

Христианская церковь, лишь слегка видоизменив древние культовые обычаи, возвела на их месте свои собственные ритуалы, вполне понятные верующим, так как они построены на традиционных русских верованиях. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Читайте также Поучение 1-е. Василий исповедник, епископ Парийский Все религиозные обряды должны быть проникнуты духом веры и любви к Богу Поучение 1-е. Василий исповедник, епископ Парийский Все религиозные обряды должны быть проникнуты духом веры и любви к Богу I. Василий был епископом города Пария, в Малой Азии, почему и называется Парийским. Обязаны ли граждане США выполнять религиозные обряды?

Время загрузки данной страницы 0.

Мусульманский религиозный обряд,молитва из стихов Корана

Несмотря на имевшие место записи священного текста, Коран долгое время существовал в разрозненном виде. Первые полные записи начали появляться в кругу ближайших соратников Мухаммада лишь после его смерти. Эти записи зачастую отличались друг от друга названием глав сур , написанием некоторых слов, а также порядком и количеством откровений. Потребность создания единого кодекса коранического текста возникла в критический для жизни уммы момент. Мусульмане были вынуждены противостоять другим арабским племенам, отказавшимся материально поддерживать последователей Мухаммада либо вовсе решившим вернуться к традициям предков, либо же примкнувшим к другим духовным лидерам и вождям, коих в Аравии было немало в то время. Более того, постепенно нарастало напряжение на границе с Византией, выливавшееся периодически в серьезные военные столкновения. Наиболее существенные потери мусульмане понесли в Йамаме, где в сражении с племенем бану ханифа в 633 году погибли около 70 знатоков Корана. Проблемы сохранности текста Корана Опасаясь за сохранность священного текста, праведный халиф Абу Бакр предпринял первую попытку записать текст целиком. Первый письменный экземпляр Корана получил название мусхаф с араб. С течением времени появилось немало разногласий в чтениях священного текста, это особенно касалось форм чтения харф 157 158.

Как гласит исламское предание, Мухаммад, осознавая, что его проповедь может быть не понята представителями других племен, попросил Всевышнего упростить усвоение Корана для всех людей. В ответ на мольбу пророка Аллах ниспослал своему посланнику священный текст в семи харфах. Это означало, что некоторые слова или даже целые аяты могли читаться по-разному в зависимости от диалекта. Но следует отметить, что все эти расхождения сначала воспринимались первыми мусульманами как норма, как важное и неотъемлемое свойство Божественного откровения. Появление кодекса Усмана После смерти пророка вопрос о разночтениях встал особенно остро среди его последователей. Чтобы примирить разногласия между верующими относительно правильного текста Корана, третий халиф Усман бин Аффан создал специальную комиссию из двенадцати знатоков священного текста, среди которых особое место занимал уже упоминавшийся выше Зайд ибн Сабит. В результате было составлено несколько списков Корана, которые были разосланы в крупнейшие города мусульманского государства. Текст списков получил название кодекс Усмана. Первоначально текст Корана не имел огласовок.

Следует заметить, что кодекс Усмана хоть и стремился помочь избежать разногласий, но все же не ограничивался лишь одним харфом, не исчерпывая вместе с тем всех возможных вариантов чтения. Среди мусульманских корановедов также бытует мнение, что именно зайдо-усмановская версия Корана окончательно закрепила порядок расположения сур в тексте. Кроме признанного в суннитском мире кодекса Усмана существует также версия Корана 159 , признаваемая «крайними» шиитами. Основные отличия между двумя версиями Корана заключаются в том, что в указанном списке в ряде мест вставлено имя сугубо почитаемого шиитами Али ибн Абу Талиба, а также добавлена 115 сура, которая называется «ан-Нурайн» «Два светила» , прославляющая Али ибн Абу Талиба вместе с пророком Мухаммадом. Позднее она была признана подделкой 160. В настоящее время большинство шиитов пользуется версией Корана, составленной Усманом и Зайдом ибн Сабитом. Лишь небольшие группы шиитов, проживающих в Индии и Пакистане, продолжают использовать так называемый «список Али». Хронология коранических аятов В целом все аяты делятся на мекканские, ниспосланные Мухаммаду в период его жизни в Мекке, и мединские, связанные с началом хиджры в Медину. Обстоятельства жизни мусульманской уммы накладывали свой отпечаток на содержание откровений.

Так, мекканские аяты отличает яркая полемичность с многобожием, призывы к поклонению только Аллаху, напоминания о грядущем воздаянии, рае и адских муках, проклятия в адрес идолопоклонников. С переселением в Медину перед общиной встали новые задачи, связанные с социально-правовой организацией жизни уммы. Соответственно меняется и пафос аятов: теперь в них больше обстоятельных и пространных прозаических периодов, раскрывающих различные стороны жизни и деятельности мусульман. Суры могут быть составлены как полностью из мекканских сура 2 «Завернувшийся» или мединских аятов сура 3 «Семейство Имрана» , так и сочетать в себе и те и другие. Например, сура 6 «Скот» содержит мекканские и мединские аяты, являясь смешанной. Относительно хронологии ниспослания тех или иных аятов у улемов 161 нет единого мнения. Что касается первых ниспосланных аятов, то здесь большинство комментаторов Корана сходятся в том, что ими стали первые пять стихов, вошедшие в 96 суру «Сгусток»: «Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь — самый великодушный, который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал». Коран 96:1—5 Интересна точка зрения исламских ученых на первую так называемую «Открывающую» суру Корана «аль-Фатиха» 1.

По убеждению многих исламских ученых, эти аяты заключали каждое ниспосылаемое Мухаммаду «откровение»: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху — Господу [обитателей] миров, милостивому, милосердному, властителю дня Суда! Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи: веди нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев, и не [путем] заблудших». Коран 1:1—7 А вот последние ниспосланные строки вызывают немало споров среди богословов. В основном называются либо аяты о наказании за убийство мусульманина Коран 4:93 , либо о боковой линии наследования Коран 4:176 , либо о совершенстве дарованной людям через Мухаммада религии Коран 5:3. Итак, установление точного хронологического порядка сур представляет немалую сложность для коранистики. Суры в Коране, за исключением первой «Фатихи», расположены, как уже очевидно, не в хронологическом порядке их ниспослания, а в основном в порядке уменьшения их длины, но этот принцип соблюдается неточно. Самая длинная сура 2 «Корова» состоит из 286 аятов, а самая короткая — сура 108 «Аль-Каусар» «Обильный» — содержит только три аята. Современный порядок сур в Коране Нет единого мнения о том, был ли он определен при жизни Мухаммада или же сложился позднее.

Ряд авторитетных улемов, таких как ан-Наххас, аль-Кирмани, ибн аль-Анбари, склоняются к мысли, что порядок сур в первом письменном экземпляре цельного текста Корана был обусловлен указаниями самого Мухаммада. Они полагают, что именно этот экземпляр — мусхаф Абу Бакра — содержит порядок сур, который более всего угоден Аллаху. Малик ибн Анас, Бакиллани придерживаются мнения о том, что расположение сур в священном тексте было установлено сподвижниками пророка на основании собственных суждений — иджтихада 162. В любом случае для самих мусульман вопрос возникновения современного порядка сур не является камнем преткновения. Как пишет об этом андалузский улем Ибн аз-Зубайр ал-Гирнати, «если порядок сур был установлен пророком, то этот вопрос не обсуждается; если же он возложил его решение на своих последователей, то каждый из сподвижников приложил все силы для этого. Они прекрасно знали этот вопрос, и тому, как они понимали его, можно доверять» 163. Насх является одним из объектов критики в полемике с исламом. И потому стоит осветить точку зрения самих мусульман по указанной проблематике. По оценкам разных улемов, в Коране насчитывается от 5 до 500 отмененных аятов 165.

Так, например, если в 180 аяте 2 суры «Корова» говорится, что имущество мусульманина наследуют родители или близкие родственники, то в аятах 11—13 и 176 суры 4 «Женщины» предлагается долевое деление наследства между всеми членами семьи умершего. Неоднозначно говорит Коран о вине и азартных играх. В одном месте о них сказано, что «и в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» Коран 2:219. В двух других аятах они названы «скверными деяниями, внушаемыми шайтаном», которых должно сторониться Коран 5:90—91. Впрочем, для мусульман в отмене заповедей и замене их на другие нет ничего удивительного и противоречивого. Главным аргументом улемов является то, что власть Аллаха безгранична и он в своих действиях не обязан считаться с мнением или желаниями людей. Вместе с тем Аллах справедлив и знает лучше, что и в какой момент человеку полезно, а что — нет. Иными словами, Аллах позволяет людям только то, что им полезно, и запрещает только то, что наносит им вред. Устами Мухаммада Аллах говорит в Коране: «Мы не отменяем и не предаем забвению ни один аят, не приведя лучше его или равный ему.

Разве ты не знаешь, что Аллах властен над всем сущим? Да, большинство неверных не знает [истины]». Коран 16:101 Разногласия среди улемов относительно отмененных и действующих аятов можно объяснить и различием их отношений к тем или иным ситуациям или явлениям. Сунна Форма и содержание Сунна араб. В целом под сунной понимают совокупность сведений о поступках, изречениях, внешних и нравственных качествах Мухаммада. Пример жизни посланника Аллаха букв. Сунна поясняет смысл аятов Корана, дополняя их подробными разъяснениями о том, каким должно быть поведение мусульманина в различных сферах его жизни. Так, в Сунне Мухаммад объяснял, как именно нужно исполнять предписания Аллаха, как совершать молитву намаз и паломничество хадж , как выплачивать закят милостыню и многое другое. Существовавшая долгое время устно, Сунна зафиксирована в форме хадисов.

В шиитской среде хадисы могут еще именоваться хабарами 166. Несмотря на то что сунниты и шииты пользуются разными сборниками преданий, Сунну одинаково почитают все направления традиционного ислама. Как и Коран, Сунна считается частью Божественного откровения. Но если Коран является таковым и по форме, и содержанию, то хадисы передают Божественное откровение лишь по содержанию. Хадисы: структура, содержание, история записи Хадис араб. Хадис задает верующим образец для подражания, а также восприятия различных религиозно-правовых вопросов с позиций ислама. Структурно хадис состоит из двух частей: информационной части, составляющей собственно содержание хадиса матн , и перечисления людей, участвовавших в цепочке передачи данного хадиса иснад. История записи хадисов началась еще в период жизни Мухаммада, когда его верные сподвижники, а также члены уммы записывали сказанные пророком слова или же описывали его поведение в различных ситуациях. Спустя некоторое время после смерти пророка накопилось огромное количество материала, связанного с жизнью и высказываниями Мухаммада.

И очевидно, что среди этого многообразия далеко не все свидетельства соответствовали действительности. Некоторые данные и вовсе являлись фальсификацией. Во времена первых халифов исламские ученые провели огромную работу по систематизации хадисного материала. Сподвижники Мухаммада, дабы избежать распространения в народе «лживых» хадисов, обязывали каждого, кто рассказывал тот или иной хадис, называть имя того, от кого он услышал его, и возводить цепочку передатчиков хадиса к самому пророку. Именно эта цепочка передатчиков хадиса — иснад — служила главным критерием достоверности рассказа. Категории хадисов. Суннитские и шиитские сборники хадисов В результате кропотливой работы исламских богословов хадисы были разделены на достоверные сахих , хорошие хасан и слабые даиф. Первые две группы считаются надежными хадисами и обладают юридической силой, то есть служат доводом для вынесения того или иного религиозно-правового решения. Слабые хадисы считаются ненадежными и не являются источником права, поскольку в иснаде отсутствует какое-либо звено или же содержание хадиса противоречит другим, более надежным сообщениям.

Но эти хадисы могут использоваться верующими для духовной пользы и назидания. Особая категория хадисов — это хадисы аль-кудси с араб. В это время появились так называемые «шесть сводов» хадисов, которые приобрели наибольшую известность и авторитет среди мусульман-суннитов 167. Этот сборник считается самым надежным источником. В его состав вошли только достоверные хадисы. Сборник разделен на тематические главы. Это второй по надежности сборник. Хадисы распределены по тематическим разделам. Похожие хадисы приводятся вместе, это помогает сравнивать их друг с другом.

В сборник собраны хадисы, касающиеся в основном вопросов мусульманского права. Помимо высказываний пророка в сборник имама Абу Дауда вошли также высказывания ближайших сподвижников Мухаммада и их учеников. Сборник собрал хадисы, посвященные различным сторонам исламского права. Обычно подобные сборники называют также «сунан». Потому труд имама ат-Тирмизи известен как «Сунан» ат-Тирмизи. Этот сборник считается мусульманами самым авторитетным после сборников аль-Бухари и Муслима. Данный сборник содержит большое количество слабых хадисов, но несмотря на это, приобрел большую популярность у верующих. Однако авторитетность и достоверность многих хадисов вызывает немало нареканий и вопросов у мусульманских ученых. Приведем пример хадиса из сборника имама аль-Бухари.

Сборник аль-Бухари. Книга 1. Хадис 1 Первая часть хадиса представляет собой иснад и указывает на то, что каждый из передатчиков данного рассказа слышал его от своего учителя-шейха. Цепочка восходит к Умару ибн аль-Хаттабу — ближайшему сподвижнику Мухаммада и второму праведному халифу исламского государства, а от аль-Хаттаба восходит к самому Мухаммаду. Текст хадиса — матн — представляет собой слова Мухаммада, в которых пророк подчеркивает важность благих намерений для мусульманина: любое действие, совершенное не ради Аллаха, не принесет добрых плодов для совершающего это действие. Несмотря на то что все течения ислама признают авторитет и духовное значение Сунны, мусульмане различных направлений пользуются при этом разными сборниками. У шиитов авторитет и популярность получили следующие четыре свода хадисов хабаров : 1. В нем содержатся хадисы, записанные со слов членов семьи пророка. Значение Сунны в жизни мусульманина Изучение Сунны имеет огромное значение для образования и воспитания настоящего мусульманина.

Сунна — источник вероучения, права, этических и бытовых норм для любого правоверного. Авторитетом Сунны освящались все последующие нормы административной, религиозной, юридической и бытовой практики. Но вместе с тем историческая достоверность многих частей Сунны вызывает немало споров среди ученых-востоковедов, а также либерально настроенных мусульман. Это, впрочем, не отменяет духовной ценности хадисов для большинства последователей ислама. Иман включает в себя: 1 внутреннюю убежденность в истине мусульманского учения, 2 свидетельство веры делами, 3 словесное исповедание веры. Каждый верующий мусульманин должен исповедовать определенный набор вероучительных принципов, которые получили в исламе наименование акида с араб. Это закрытый список доктринальных положений, состоящий из шести пунктов и известный как «Шесть основ веры». Шесть основ мусульманской веры 1. Вера в Аллаха Убежденность в существовании верховного Бога, единого и единственного, как в отношении личности, так и в отношении природы.

Он не нуждается в помощниках и «сотоварищах». Он Творец и Судия Вселенной, существующий вне времени и пространства. Аллах открывает Себя людям через Свои писания и Своих посланниковпророков. Коранический текст указывает: «Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним [за кого бы то ни было]? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает.

Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он — всевышний, великий». Коран 2:255—257 Первое основание веры имеет особую формулу — шахаду с араб. Искреннее и убежденное произнесение шахады в присутствии свидетелей-мусульман является актом принятия ислама. Обычно шахада произносится трижды в собрании общины верующих. Мусульманская традиция делает особый акцент на единстве и единственности Аллаха, видя в единобожии центральный стержень ислама. Это вовсе не случайно. Ислам , как было отмечено ранее, возник во многом как реакция на столкновение представителей монотеистических религий иудаизма и христианства с аравийским политеистическим обществом. Исламская традиция приписывает Аллаху 99 имен, которые в совокупности называются аль-асма аль-хусна с араб.

В мусульманской среде считается похвальным упоминание имен Аллаха и призывание Его. Вера в ангелов Убежденность в существовании созданных Аллахом из света ангелов. Из света Аллах создал духов с целью исполнения ими служебных функций. В зависимости от вменяемых им обязанностей ангелы разделены по классам. Они не обладают способностью к творчеству и половыми различиями. Обитают на небесах, но по повелению Аллаха могут нисходить на землю и общаться с людьми. В Коране имеется следующее славословие Создателю мира: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему посланцами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями». Коран 35:1 В рамках исламской традиции некоторые ангельские сущности выделяются особо, поскольку им принадлежит особая роль в замысле Творца. Так, существуют ангелы исполинских размеров, носящие трон Аллаха, ангелы-писцы, приставленные к каждому человеку для фиксации всех совершаемых им дел, ангелы-истязатели покойников о совершенных поступках, ангелы смерти, ангелы-хранители гор и т.

Поименно известны следующие ангелы: — Джабраиль Джибрил — отраженный в исламе образ библейского архангела Гавриила. Служит посыльным и доверенным лицом Аллаха; — Микаил — ответственный за рост и продуцирование растений; — Исрафил — возвещатель грядущего Суда, для чего ему надлежит в свое время вострубить в рог. Поскольку только Аллах достоин поклонения, мусульмане не должны поклоняться и молиться ангелам. Нельзя просить ангелов о помощи и заступничестве. Однако им надлежит оказывать уважение. Кроме ангелов, имеющих световую природу, творениями Аллаха являются еще джинны, созданные из пламени. Джинны, подобно людям, отличаются половым диморфизмом и могут склонять как к добру, так и ко злу. Одним из таковых был Иблис вероятно, от греч. Иблис решился служить Аллаху, но в момент испытания не устоял: отказался по требованию Создателя поклониться человеку Адаму , мотивировав это тем, что Адам создан из глины, а сам Иблис — из огня.

Джинны, последовавшие за возмутителем спокойствия, укоренились во зле и стали именоваться шайтаны 168. Они постоянно вредят людям, внушая им дурные мысли и побуждая к скверным поступкам. В то же время часть джиннов не пошла вслед за Иблисом. Более того, некоторые из них, внимая проповеди Мухаммада, обратились в ислам. Вера в Писания Уверенность в сакральности текстов, ниспосланных Аллахом отдельным своим доверенным лицам с целью наставления в истине. Коран 2:136 Считается, что Аллах даровал Писания 169 следующим пророкам: — Ибрахиму библейскому Аврааму вместе с его потомками Исмаилом, Исхаком и Йакубом библейскими Измаилом, Исааком и Иаковом — сухуф букв. Данный список не является закрытым. Мусульмане полагают, что исторически существовали и другие богооткровенные тексты, которые не известны ныне. Мусульмане не считают перечисленные тексты тождественными по содержанию с библейскими книгами, утверждая, что последние были искажены иудеями и христианами.

Поэтому священным статусом обладает только Коран, которому определяется роль вечного и неизменного эталона истины. Докораническим письменным откровениям исламская традиция приписывает узкоэтнический характер, так как они были ниспосланы лишь одному народу. Коран в этом отношении универсален по своему значению и адресату. Отдельные стихи Библии, впрочем, мусульманские проповедники охотно цитируют в полемических и миссионерских целях, нередко интерпретируя их в выгодном для себя ключе. Например, слова из Второзакония, возвещенные через пророка Моисея: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» Втор. Та же участь постигла в мусульманской среде и слова Иисуса Христа о даровании другого Утешителя см. Вера в посланников араб. Суть профетических слов состояла в утверждении среди народов единобожия. В числе посланников присутствует имя Исмаила Измаила , рожденного, согласно библейскому тексту, от Авраама наложницей Агарью см.

Арабы, как мы помним, твердо убеждены в том, что именно Исмаилу принадлежит честь наследования обетований. Некоторые пророки упомянуты в Коране без указания имени. Из этого обстоятельства делается вывод о существовании в истории человечества и других посланников Аллаха, чьи имена неизвестны. Всем пророкам свойственны следующие атрибуты: 1 опыт Богообщения, при котором были получены богооткровенные сведения; 2 способность творить чудеса; 3 непогрешимость в трансляции другим людям полученных откровений; 4 нравственная чистота; 5 аристократическое происхождение. Примечательно, что последнее качество указывает на высокий социальный статус каждого посланника. Соответственно, простолюдин не может быть призван к профетическому служению, несмотря на свои духовно-нравственные достоинства. В этих отрывках угадываются сюжетные линии евангельских повествований, в значительной степени переосмысленные основоположником ислама. Мусульмане верят, что Иса является Мессией 171 , что Он был рожден вопреки законам естества. Его Мать — Мариам — праведнейшая из всех женщин, зачала сына духом от Аллаха.

В Коране Иса нередко именуется Словом Аллаха. Люди обвинили Ее в блуде, однако лежащий в колыбели Младенец тотчас опроверг все наветы. Совершая свое служение, Иса творил изумлявшие всех окружающих чудеса, о которых в Коране говорится следующим образом: «Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах». Коран 3:49 Крестная смерть Исы отрицается мусульманами, которые утверждают, что вместо Исы на кресте был распят один из Его учеников. Сам же Пророк был вознесен на небеса, где пребывает и поныне, а перед концом этого мира снизойдет к людям для восстановления справедливости и проповеди истины. Мухаммад и другие посланники Аллаха Мусульмане верят, что Мухаммад отличается от остальных посланников универсальностью своей миссии. Его миссия не ограничена рамками одного этноса или определенным временным периодом.

Его послание будет значимо до конца времен, посему он именуется «печатью пророков». Это указывает на полноту ниспосланного ему откровения, после которого нет необходимости в дополнительных пророках и пророчествах. Вера в Судный день араб. Вера в Киямат — это довольно объемный комплекс богословских положений ислама как частного, так и универсального характера. Основные его элементы суть следующие. Аллах признается нелицеприятным судьей и мздовоздаятелем всех людей. Воздаяние может быть осуществлено в период земной жизни, однако самым непосредственным образом оно бывает явлено после смерти человека. Согласно исламским представлениям, после физической смерти происходит отделение души от тела. Душа попадает в некоторое промежуточное пространство между двумя мирами.

Здесь выносится судебное решение относительно дальнейшей ее участи. После того души праведников возносятся на небеса, где пребывают в мире и блаженстве, а души грешников остаются скитаться в земном уделе, ожидая окончательного воздаяния за совершенные преступления. В последний день бытия мира, отмеченный трубным гласом ангела Исрафила, произойдет суд Аллаха над всеми людьми, живыми и мертвыми. Души людей вернутся в воссозданные из праха тела. Когда наступит этот день, неизвестно никому, кроме Аллаха. В Коране об этом сказано прямо: «Люди спрашивают тебя о [Судном] часе. Коран 33:63 При этом считается, что день тот будет пятница. Это священный день для мусульман. Последователи ислама верят, что в пятницу человек был сотворен и в пятницу человек был изгнан из рая.

В Коране указанный суд представлен как образец справедливости: «Никто не вкусит несправедливости — даже на вес горчичного зерна. Ибо никто другой не умеет считать [деяния], как умеем считать Мы! Коран 21:47 Грешники, которые не веровали в Аллаха либо приравнивали к нему других существ или сотоварищей, являясь многобожниками, будут ввергнуты в адский пламень — джаханнам ср. Иначе говоря, участь их крайне плачевна и вполне однозначна. Далее наступит очередь суда над мусульманами, алгоритм которого следующий. Всем носителям ислама будет предложено пройти к райским обиталищам по мосту — Сират вероятно, измененное лат. Преодолеть его смогут не все, поскольку он крайне узок: тоньше волоса, острее меча и вдобавок чрезвычайно скользок. Кроме того, он пролегает в полной темноте, и путники могут руководствоваться только светом веры и уповать на помощь Аллаха.

В религии немало запретов: есть свинину, изображать бога, а также вообще изображать живые существа, человека или животных, пить вино и т. К общепринятым во всем мусульманском мире относятся праздники Курбан-байрам Ид-аль-адха , или большой байрам праздник жертвоприношения , Ураза-байрам Ид-аль-фитр — праздник разговения, Мавлид день рождения пророка Мухаммеда , Лейлят-аль-кадр ночь предопределения и Мирадж ночь чудесного вознесения пророка на небеса. Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому календарю. Мусульманский календарь — лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г. Мусульманский год распадается на 12 месяцев, которые Носят названия: мухаррем, сафар, раби аль-авваль, раби ас-сани, джумада аль-авваль, джумада ас-сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджжа. Курбан-байрам — праздник Жертвоприношения, один из главных мусульманских религиозных праздников. Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Минак тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил Архангел Гавриил дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха». Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно не было. Ураза-байрам — праздник по случаю окончания месячного поста уразы. Отмечается 1 шаввала 10 месяц лунного календаря. Ораза-байрам Ураза мейрам, Ораза мейрам, Ораза айт, Ураза айт , малайск. Начал отмечаться в 624 году. Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак! Накануне праздника собирается закят, то есть обязательные платежи мусульман в пользу общины на содержание мечети, помощь путникам и малоимущим , кроме этого малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр, обычно это сухие продукты питания долговременного хранения, но возможна помощь и в виде денег. Праздник длится три дня, в которые мусульмане надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда и накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся. Ураза-байрам — один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Есть и другие мусульманские праздники, также отмечаемые у некоторых мусульман. Сабантуй — Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ в конце апреля , теперь же — в честь их окончания в июне. Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом.

Распространение: Иран, Ирак, Йемен и Хиджаз. Численность: около 7 млн. Во многих вопросах их учение схоже с суннизмом. В отличие от остальных шиитов, зейдиты не признавали учения о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры, отвергали антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. Признавая, что имам глава общины должен быть из рода Али, они отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть любой алид[9], открыто выступающий с оружием в руках. Кроме того, признают законность первых трех халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Одна из ветвей зейдитов — нуктавиты. Исмаилиты семеричники. Совокупность религиозных движений в шиитской ветви, восходящих к концу VIII века. Название свое получили от имени сына шестого имама Джаффара ас-Сидика — Исмаила, которого отец лишил законного наследования имамата. Численность: около 15-20 млн. Исмаилиты верят, что Исмаил — седьмой «скрытый» имам, который в нужный момент объявится как мессия-Махди. Некоторые исмаилиты считают, что седьмым имамом следует считать сына Исмаила — Мухаммеда. Согласно одной из философско-теологических догм, Аллах время от времени вселял свою сущность в пророков пророки-натики, то есть «проповедники» : Адама, Ноя, Авраама, Иисуса и Мухаммеда. Их сопровождали «самиты т. Между появлениями пророков-натиков миром последовательно правят семь имамов. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после чего в мире воцарится божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам. Ветвь крайних шиитов. Возникла в IX веке. Название связано с обожествлением Али ибн Абу Талиба. Распространение: Сирия, Турция, Ливан, Израиль. Численность: около 3,7 млн. Эта некая смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Алавиты считают Али богом, а Мухаммеда — его посланником. Есть не вполне достоверные данные, что главная священная книга алавитов — «Китаб аль-Маджму, которая содержит 16 сур и является подражанием Корану. Согласно некоторым специалистам, основа вероучения — представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммед и Салман аль-Фарси сподвижник пророка. Почитают Фатиму, дочь пророка, и супругу Али — как бесполое существо из света аль-Фатир. Все это — воплощение Али. Почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых. Празднуют Рождество и Пасху. На богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Используют христианские имена. Алавиты верят в переселение душ. Намаз они совершают два раза в день. Ритуальное омовение вообще отсутствует. Пост же длится полмесяца. Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя. Существуют 4 основные конфессиональные организации: поклоняющиеся Луне, Солнцу, утренней и вечерней заре. Поклонники Солнца полагают, что Али произошел из сердца Солнца, а поклонники света, что он произошел из глаза Солнца. Другие отождествляют его с Луной. Субэтническая, религиозная и культурная община. Распространение: Турция, Албания, Болгария.

Мусульманские религиозные праздники главные. Мусульманский праздник Ураза байрам. Мусульманский праздник разговения «Ураза-байрам». Мусульманский праздник разговения «Ураза-байрам» Eid al-Fitr. С праздником разговения ИД Аль Фитр. Праздник мусульман ИД Аль Фитр. Рамазан байрам ИД Аль Фитр. ИД Аль Фитр Россия. Празднование в центральной мечети. Фотографии с праздником Курбан байрам. Мусульманская Пасха. Пасха в мусульманстве. Празднование куразам байран в Москве. Исламский праздник Ураза байрам. Мусульманские праздники Узбекистана. Рамазан хайит. Праздничный намаз. Главные исламские праздники. Приверженцы Ислама. Главный мусульманский праздник. Курбан 2023. Курбан Хаит 2023. Мусульманские праздники в 2023 году. Курбан байрам Уфа. ИД ал Фитр Ураза байрам. ИД Аль-Фитр Рамадан-байрам. Праздники мусульманского народа. Несколько мусульманских праздников. Мусульманские праздники мусульманские праздники. Важнейшие праздники Ислама. Основные праздники мусульманства. Список мусульманских праздников. Рамадан байрам праздник разговения. Курбан байрам в Афганистане. ЭИД мусульманский праздник. Мирадж праздник Ислама. Мусульманские праздники фото. Праздники Ислама картинки. Ramazonim kelmoqda. Сегодня праздник мусульман Ураза байрам 2021. Праздник разговения. Ураза-байрам 2022. Мусульманские праздники названия. Основные праздники Ислама. С праздником ИД Аль Фитр. Праздник разговения ИД Аль-Фитр — 21 апреля. С праздником Аль Фитр. Курбан хайит. Мечеть Узбекистан. Мечеть в Ташкенте. Узбекистан Фергана до.. Курбан байрам. Фото праздника Курбан байрам мусульманский праздник.

краткое сообщение быт ,обычай и традиции ислама , прошу помогите , даю 20 баллов!!!!!

Религиозные ритуалы обычаи и обряды Ислам буддизм. • Мусульманский религиозный обряд, молитва, состоящая в чтении отрывков из Корана. мусульманский религиозный обряд,молитва из стихов Корана. мусульманский религиозный обычай, 5 букв, 3-я буква А. Следующей причиной раскола исламской религии стало отсутствие единого мнения, касательно того, кому может принадлежать власть. НАМАЗ, -а; м. [тур. namaz - молитва] Мусульманский религиозный обряд, состоящий из молитвы, сопровождаемой установленными телодвижениями, и из ритуального омовения, предшествующего молитве.

Ответы на кроссворд АиФ номер 40

Мусульманский обряд, ежедневная 5-кратная молитва с чтением отрывков из Корана. молитва) Мусульманский религиозный обряд, состоящий из молитвы, сопровождаемой установленными телодвижениями, и из ритуального омовения, предшествующего молитве. Ниже мы перечислим пять суннатов пятницы, которые Посланник Аллаха ﷺ старался не пропускать и побуждал своих последователей совершать их. Мусульманские религиозные праздники. Праздники мусульман в Исламе. Чтобы принять эту религию, необходимо в присутствии мусульманина произнести «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Мусульманский религиозный обычай, 5 букв, первая буква У. Найдено альтернативных вопросов для кроссворда — 12 вариантов.

Значение слова «намаз»

К середине 7 в. Возглавил его создатель ислама Мухаммед, уроженец Мекки. Мухаммед переселяется из Мекки в Медину.

Рамадан араб. Этот месяц является самым важным и почетным для мусульман. В течение всего месяца соблюдается строгий пост «ураза» , который подразумевает под собой отказ от воды, еды и ин... В 2024 году эта дата - 5 апреля. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь. Исламские ученые предполагают ряд пр... В 2024 году эта дата - 10 апреля. После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называемый праздником разговения Ураза Байрам Ид аль-Фитр, Рамадан Байрам.

Он отмечается в первый день месяца Шавваль Шаууаль. Для каждого верующего п... В 2024 году эта дата - 15 июня. День Арафа отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились Ад... В 2024 году эта дата - 16 июня. Праздник жертвоприношения Курбан Байрам или Ид аль-Адха является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 2-3 дн... В 2024 году эта дата - 17 июня.

Дни Ат-Ташрик — продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам — отмечаются с 11-го по 13-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа. Паломники отправляются в местность Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночуют там...

Время загрузки данной страницы 0.

В 2024 году первый день года выпадает на 7 июля. Таким образом, в ночь с 6 на 7 июля последователи ислама встретят новый, 1446 год. По традиции эта дата в исламе практически не отмечается: верующие молятся в мечетях, читая проповедь о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Кстати, и светский Новый год многие мусульмане тоже не отмечают. Календарь мусульманских праздников на 2024 год Ночь Рагаиб — с 18 на 19 января Это первый праздник в календарном году. Праздник отмечается в первую пятничную ночь месяца Раджаб, в 2024 году это ночь с 18 на 19 января. Мусульмане проводят её в молитвах и покаянии, а на следующий день держат пост. С верой в сердце: Что можно и чего нельзя делать в священную Ночь Рагаиб Ночь Мирадж — с 7 по 8 февраля Мусульмане верят, что в ночь Мирадж пророк Мухаммед познал сразу два чуда. Из-за этого у праздника есть два названия — аль-Исра что означает "путешествие ночью" на арабском языке и аль-Мирадж которое может быть интерпретировано как "восхождение", "вознесение" или "лестница". Первое чудо — это путешествие из Мекки в Иерусалим на крылатом животном бураке.

Второе чудо — посещение семи небес, на каждом из которых Мухаммед встретил других пророков, а после этого встретился с Аллахом. Мусульмане проводят праздник в молитвах, читают Коран и пересказывают предание о чудесном вознесении Мухаммеда. Они посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и послушать посвящённую этому событию проповедь. Считается, что пост в Мирадж в ритуальном отношении равен ста ночам поста. Аль-Исра, или Аль-Мирадж: чудеса, которые случились с пророком Мухаммедом Ночь Бараат — с 24 на 25 февраля Одна из почитаемых мусульманами ночей отмечается в ночь с 14-го на 15-е число месяца Шабан. Считается, что именно в эту ночь Аллах дал пророку Мухаммеду право заступничества за всех мусульман. В ночь Бараат мусульмане обычно проводят в бдении, читают Коран и молятся.

Рекомендуется просить у Аллаха принять благие дела и простить грехи, а также вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим. Бараат-2024: Ночь прощения и молитвы Пост Рамадан — с 11 марта по 9 апреля Девятый месяц мусульманского календаря считается самым святым в году , потому что в этот месяц Священный Коран был ниспослан пророку Мухаммеду. Это время обязательного для мусульман поста саум , который является одним из пяти столпов ислама. Мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Пост начинается с рассвета после утреннего призыва к молитве и заканчивается после захода солнца после вечернего призыва к молитве.

Сура 5 «аль-Маида» (Трапеза)

Это совокупность специальных религиозных обрядов, совершаемых мусульманами в определённом месте. Поэтому даты мусульманских религиозных праздников каждый год меняются относительно григорианского календаря. Религиозные ритуалы обычаи и обряды Ислам буддизм. “Религиозные обряды и обычаи парсов” (Modi, 1922). Искусство слова в религиозных обрядах. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 24. Церковный обряд из 8 букв. Религиозные ритуалы обычаи и обряды Ислам буддизм. “Религиозные обряды и обычаи парсов” (Modi, 1922). Искусство слова в религиозных обрядах.

Мусульманские праздники, священные дни и ночи

Такое положение дел можно встретить не только и не столько в религиозной сфере, сколько в политике, экономике и в современной культуре. Однако в какой бы из областей ни проявился такой подход «решения проблем» помощь в грехе и вражде , он прямиком ведет к застою и деградации. Если животное или птица лишь ранены, тогда следует вскрыть основные артерии на шее для свободного выхода крови и облегчения испускания души. Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Это [все вышеупомянутое] — нечисть [греховно]. Теперь же неверующие потеряли надежду, [что вы откажетесь] от своей религии. Сегодня [2] Я [говорит Господь миров] довел до совершенства вашу религию [все необходимое до Конца Света вам уже объяснено в Коране или через Пророка] и в полной мере проявил к вам милость Свою [дав всю нужную и полезную информацию, а также пример в лице Пророка] и доволен Исламом как [заключительной] религией [3]. После него положения о запретном или разрешенном уже больше не ниспосылались.

Скажи: «Разрешено вам все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия. Все незапрещенное — изначально дозволено]. Вам разрешается использовать обученных животных и птиц для охоты. Ешьте добычу, что они удерживают [приносят] для вас. А отправляя их за нею, упоминайте имя Аллаха Бога, Господа. Бойтесь Аллаха Бога, Господа. Воистину, Он быстро отчитает [человека в Судный День за дела мирские и поступки быстро подведет итог его мирского бытия.

Долгие разбирательства не потребуются, результат мирских деяний человека будет нагляден и очевиден]. Также разрешена вам пища людей Писания, а ваша пища разрешена им. Разрешено вам жениться на благочестивых целомудренных, добродетельных из числа мусульманок и благочестивых целомудренных, добродетельных из числа женщин людей Писания христианках и иудейках [1] , если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь не для разврата и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений, а до этого был ее носителем, благие] дела того [в итоге] теряют всю свою значимость они тщетны. В Судный День он будет из числа проигравших потерпевших крах [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]. Пояснение к аяту: «Также разрешена вам пища людей Писания, а ваша пища разрешена им». Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления.

Нужно заметить, что мясо с точки зрения мусульманской традиции становится халяльным дозволенным Богом при наличии двух условий: 1 перерезание основных шейных артерий с выходом большей части крови животного и 2 произнесение имени Творца. До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама пророком Мухаммадом, наряду с другими языческими обычаями, было запрещено упоминать при заклании животного какое-либо имя, помимо имени Всевышнего. Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Это ошибочно. В Коране они неоднократно упоминаются в одной строке вместе с язычниками и безбожниками, но при этом выделяются как «люди Писания» отдельным упоминанием.

Бог знает, что и тогда, во времена пророка Мухаммада, и сегодня, и до Конца Света у них будут заблуждения в вопросах веры, и все же они определены в заключительном Писании, Коране, как особая группа верующих. Кого считать людьми Писания? Тех, кто относит себя к христианам или иудеям. Все сподвижники пророка Мухаммада да благословит его Всевышний и приветствует , а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями [4]. Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка [5]. Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного. Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб [6].

Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Отмечу, что большинство сегодняшних христиан таковы подобны племени бану таглиб , поэтому их мясо, и в первую очередь магазинное, не дозволено для употребления. Таково мое, и не только мое, мнение. Мясники, совершающие забой, могут считать себя христианами, но зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют. Главное же то, что у современных христиан всех направлений и течений потерян ритуал заклания животного, в отличие от иудеев, которые очень трепетно и внимательно к этому относятся. Если также принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин мусульманских, христианских, иудейских , то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и предлагаемые в заведениях общественного питания ресторане, кафе , кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует иудейским кошерное или мусульманским халяльное каноническим требованиям. В заключение стоит отметить, что в любой ситуации, когда есть выбор, верующий должен отказываться от употребления нехаляльных мясных продуктов.

Если нет маркировки или заявления о том, что еда халяльная или кошерная, то она таковой от слова «бисмилля» не становится. К тому же при отсутствии в том или ином городе, регионе кошерного или халяльного мяса всегда можно заменить его рыбой [8] , растительной белковой пищей или бобовыми. Покупая еду в ресторане или кафе, вы всегда можете выбрать немясные блюда рыбные или вегетарианские.

Жертвоприношение курбан — совершается обычно на десятый день зуль-хиджжа, в праздник Ид аль-Адха. Принесение в жертву барана выполняется в память жертвоприношения Ибрахима мир ему , который, исполняя повеление Аллаха, готов был пожертвовать единственным сыном, но в последний момент его жертва была заменена жертвой животного. Также для паломника весьма желательно как можно чаще произносить слова тальбийи: «Лабайк, Аллахумма лабайк. Лабайк лаа шарика ляка лябайк.

Ля шарика ляк». Нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой. Поистине, вся хвала и благословения, так же, как и господство, принадлежат Тебе.

Важно, чтобы одежда прикрывала ноги женщины. Если во время заключения брака не был проведен мусульманский религиозный свадебный обряд под названием никах, то он не считается действительным. По условиям данной традиции опекун невесты выдает ее замуж, при этом оглашая права мужа и жены в браке, которые подразумевает Ислам. Данная церемония происходит в мечети в присутствии двух свидетелей; Обычай суннат, подразумевающий обрезание крайней плоти у мальчиков в возрасте 7-10 лет или ранее , связан с долгой мусульманской историей. Если говорить кратко, то обычай суннат является принадлежностью каждого мусульманского мужчины; Ряд мусульманских традиций связан с процессом захоронения усопших.

Погребальные исламские обряды своими корнями уходят далеко в историю. Традиционно умерших принято предавать земле в течении одних суток сразу после смерти. В наше время реализовать это удается не всегда, ввиду необходимости выяснения причины смерти, а также оформления документов.

Ответ: уснуть Вопрос: Учебное пособие в виде сборника избранных текстов или отрывков из текстов Ответ: хрестоматия Большая база ответов на различные вопросы викторин, интеллектуальных игр и других вопросов. Если вы участвуете в викторине, где необходимо ответить на вопрос за короткий промежуток времени, то этот сайт для Вас! Быстрый поиск на сайте поможет вам в этом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий