Матильда Феликсовна Кшесинская (1872 – 1971) Матильда Феликсовна Кшесинская, полячка по национальности, выросла в артистической среде. Матильда-Мария Феликсовна Кшесинская (польск. Умерла Матильда Феликсовна в декабре 1971 года, не дожив до ста лет всего несколько месяцев. Депутат Наталья Поклонская пригрозила затаскать по судам кинорежиссёра Алексея Учителя за его фильм о балерине Матильде Кшесинской. Умерла Матильда Феликсовна в декабре 1971 года, не дожив до ста лет всего несколько месяцев.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь
Окна ее дома постоянно занавешены. При этом за все время ни супруга, ни дети ни разу его не навестили… В начале XX века дворец и дачу разделял лишь небольшой полузасохший канал с переброшенными через него мостками. Могло ли это препятствие помешать Николаю увидеться с соседкой — бывшей любовницей? Матильда в это время редко выходила из дома, как будто не хотела привлекать к себе внимание. А весной 1911 вообще исчезла из Петербурга. Балерина, не пропускавшая ни одного столичного театрального сезона, отправляется вдруг в глухую провинцию в имение Севенардов, родственников своей приятельницы в Тверской губернии. В нашем распоряжении оказались ранее неизвестные фотографии Матильды того времени. На одной видно, что у Кшесинской округлившийся живот, на другой фотографии она стоит рядом с детской коляской.
Своенравная Маля, привыкшая жить лишь в собственных особняках и виллах, — что она могла забыть в далеком имении Севенардов не самых близких людей? И что происходило за девять месяцев до этого, в осенние дни 1910 года между ней и императором?
Матильда Кшесинская в детстве Во время обучения Матильда и другие воспитанники иногда танцевали в спектаклях наравне со взрослыми исполнителями.
Балеты Мариуса Петипа как нельзя кстати подходили для задействования всех сил Императорского театра, поскольку в них были роли для всех возрастов. Дети, как правило, танцевали партии слуг, маленьких пажей и кукол. Так, маленькая Матильда была выбрана на роль одной из марионеток в постановке балета «Дон Кихот».
Пройдя половину курса обучения, Матильда поняла, что не питает к театру прежнего интереса, она перестала верить в нужность выбранного ремесла и задумывалась оставить училище. Именно в этот трудный момент в столицу приехала известная итальянская балерина Вирджиния Цукки, подарившая девочке веру в балетное искусство. Цукки своим примером показала, как наполнить технически безукоризненное исполнение чувством, драматизмом, глубиной.
Цукки вдохновила юную балерину продолжать работать, в результате Матильда блестяще окончила училище в 1890 году, а на выпускном концерте произвела ошеломляющий эффект на членов царской семьи. Особенно — на будущего императора Николая II. Как писала Матильда, она и сама испытывала влечение к цесаревичу.
Матильда Кшесинская в юности События биографии В 1890 году, по окончании училища, Матильду приняли в Мариинский театр, где она радовала публику на протяжении 27 лет. В 1896 году получила звание прима-балерины. В театральной среде поговаривали, что такое стремительное восхождение по карьерной лестнице — результат связей балерины в высших кругах общества.
Есть сведения, что главный хореограф Мариинского театра Мариус Петипа был против присвоения 23-летней балерине столь высокого статуса. Однако Кшесинская полностью соответствовала званию примы благодаря таланту и большой работоспособности. С 1898 посещала классы маэстро Энрико Чеккетти.
Его называли танцовщиком-виртуозом и по сей день считают выдающимся педагогом. Целью Кшесинской было овладение филигранной техникой, доступной на этот момент только итальянским танцовщицам. Благодаря упорным тренировкам Матильде стали подвластны 32 фуэте, которые пока не могли сделать другие русские танцовщицы.
Путь Матильды в балет был предопределён заранее, под влиянием отца. Поляк Феликс Кшесинский прославился не только как солист Мариинского театра и блистательный исполнитель мазурки, но и как талантливый педагог. Окончив Императорское театральное училище, в Мариинку попали также Иосиф и Юлия, которую называли Кшесинской первой.
Малю, отданную в балетный класс в трёхлетнем возрасте, стали именовать Кшесинской второй. Педагоги с детства выделяли Матильду, отмечая её незаурядные данные и трудолюбие, и пророчили большое будущее. Разделяя это мнение, Феликс Кшесинский много времени посвящал развитию дарования младшей дочери.
Экзамен, определивший судьбу, или как юная балерина оказалась в объятиях наследника престола Николая Александровича Балерина Матильда Кшесинская. В России, как, впрочем, и везде, сделать блестящую сценическую карьеру можно было только заполучив влиятельного покровителя. Матильде такой случай представился в 1890-м, на выпускном спектакле Петербургского балетного училища.
По словам самой Кшесинской, этот вечер решил её судьбу. Почётными гостями мероприятия были император Александр III с супругой, братьями и цесаревичем Николаем Александровичем. Государь осыпал 18-летнюю выпускницу комплиментами, предрёк, что она станет украшением и гордостью российского балета, представил сыну и удостоил чести сесть рядом во время праздничного ужина.
Цесаревич Николай Александрович. Что ж, если это было так, то государев план удался: молодые люди почувствовали сильное влечение друг к другу, вскоре переросшее в пылкий роман. Влюблённые встречались в роскошном особняке, снятом а впоследствии купленном и подаренном Матильде Николаем Александровичем.
При этом сам Вова не раз прозрачно намекал, что может быть и вовсе Николаевичем. С 1935 года он именовался светлейшим князем Романовским-Красинским, а с 1942 года называл себя просто — Романовым. Пытавшемуся защитить его министру двора барону Фридериксу Николай II сказал: «Прежде всего я человек и не могу допустить, чтобы, зная, что между нами было, ее бы обижали». Но планы Сергея Павловича не оправдались, в результате чего и он сам, и Вацлав Фомич, и другие артисты его «Русского балета» остались за границей и уцелели в годы революции.
Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
Что ж, если это было так, то государев план удался: молодые люди почувствовали сильное влечение друг к другу, вскоре переросшее в пылкий роман. Влюблённые встречались в роскошном особняке, снятом а впоследствии купленном и подаренном Матильде Николаем Александровичем. В своих мемуарах Кшесинская утверждала, что это событие разбило ей сердце и заставило сильно страдать. Однако многие современники отмечали, что гордая красавица недолго оставалась безутешной. Она быстро переключила внимание на ещё одного представителя дома Романовых — Великого князя Сергея Михайловича пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I.
Он был известным балетоманом и страстным поклонником Матильды. Поговаривали, что сам Николай вверил свою бывшую пассию его заботам. А злые языки нашёптывали, что на самом деле он просто передал родственнику женщину, как своеобразную эстафетную палочку. Сергей Михайлович с нежностью относился к своей возлюбленной, потакал всем её капризам и обеспечивал ей театральную карьеру.
Длительный роман не помешал Кшесинской крутить амуры на стороне, например, завести интрижку с Великим князем Владимиром Александровичем, годившимся ей в отцы. Готовый признать ребёнка своим, Сергей Михайлович посодействовал, чтобы тот получил потомственное дворянство. На этот раз в амурный список звёздной танцовщицы попал следующий Романов — сын Владимира Александровича, Великий князь Андрей Владимирович. Он с первой же минуты произвёл на Матильду неизгладимое впечатление.
Женщину умилило удивительное сочетание красоты и застенчивости молодого человека. Протанцевав и проговорив с ним весь вечер, Кшесинская поняла, что их отношения будут чем-то большим, чем обычный флирт, несмотря на то, что Великий князь моложе её на шесть лет.
Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику. Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, оно не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В « Пробуждении Флоры », показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича , и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры. Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены « Арлекинада » и « Времена года ». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё « Баядерку », исчезнувшую со сцены после ухода Вазем.
Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра , где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской , Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина « Эвника » 1907 , « Бабочки » 1912 , « Эрос » 1915. В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года. При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции.
Балерина театра По окончании учебы в 1890 году балерина Матильда Кшесинская оказалась принятой в труппу Мариинского театра. Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра. В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом. Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай. Продолжение знакомства с цесаревичем Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман. А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе. Двадцатилетний цесаревич, несомненно, почувствовал, что танец и эта юная девушка — это одно целое. Словно на крыльях прилетев домой, его партнерша по танцу излила впечатления в своем дневнике. Текст заканчивался фразой, касающейся наследника российского престола: «Он будет моим все равно! Поблизости от него были разбиты гвардейские лагеря, где в лейб-гусарском полку проходил службу цесаревич. Танцовщица по окончании спектаклей взяла за правило кокетничать с молодыми офицерами. Однажды между них оказался Николай. Его буквально обворожила лучезарная, великолепная Матильда Кшесинская. Фото, приведенные в статье, могут подтвердить это впечатление. Император явно симпатизировал девушке, в его дневнике появилась запись: «В ней вместо крови течет шампанское». Серьезные отношения цесаревича и балерины начались после того, как Николай в форме лейб-гусара инкогнито явился к ней в дом, назвавшись Волковым. Тогда же он подарил девушке золотой браслет с драгоценными каменьями. Примечательно, что их любовь до поры полностью одобрялись домашними. В частности, подарки Матильде цесаревич покупал, беря деньги из отдельного семейного фонда. И уже вскоре в собственном особнячке проживала Матильда Кшесинская. Воспоминания Великого князя Сергея Михайловича свидетельствуют, что дом этот стал местом веселья и молодых шалостей мужчин-Романовых. Малечка их всех притягивала, словно магнит. Кшесинская и театр Для Кшесинской Мариинский театр не был тем праздником, каковым он казался царевичу Николаю. Для нее он ассоциировался с интригами и борьбой за жизнь. Ведь на одной сцене с ней, пришедшей и ушедшей, танцевала одна из лучших балерин XX века Анна Павлова, а также известная прима с филигранной техникой - Юлия Седова. Надо отдать должное трудолюбию Матильды. Не обладая талантом Павловой, танцовщица балета упорными тренировками добилась признанной чистоты движений. Она первой среди русских балерин исполнила тридцать два фуэте кряду, для чего брала частные уроки сложных вращений и пальцевой техники у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти. Кумиром балерины была несколько лет танцевавшая с ней на одной сцене итальянская прима Вирджиния Цукки. Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь. В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа. Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда. Как Кшесинская готовилась к выступлениям Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона. За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак.
В течение двух лет они постоянно переезжали и ночевали, где придётся. В пути сын Кшесинской переболел испанкой и тифом - его едва спасли. В Константинополе они получили французские визы. Великий князь Дмитрий Павлович, увидевший Вову впервые после 6-летнего перерыва, записал в своём дневнике, что тот стал «развратный, испорченный и наглый» Только во Франции, наконец-то, смогли наладить свой быт. Средств для существования было немного, но они смогли адаптироваться к новым условиям жизни. В скором времени к ним присоединился Великий князь Андрей Владимирович, и 17 30 января 1921 года состоялась свадьба Кшесинской и Андрея Владимировича, после чего Владимира усыновил Великий князь Андрей Владимирович, многолетний любовник Кшесинской и, по её утверждениям после революции — родной отец мальчика. Тогда же юноше было переменено отчество. По версии, озвученной в семье, до революции мать Андрея великая княгиня Мария Павловна скончавшаяся только в 1920 году , резко возражала против этих отношений, поэтому связь скрывалась. Владимир не скрывал своего происхождения, а скорее наоборот, старался за его счёт вписаться в высшие круги Франции. Когда в 1935 году Кирилл Владимирович, с целью упорядочения именования членов всех морганатических браков, ввёл фамилию Романовские для всех, по словам Кшесинской, «большинство не пожелало подчиниться этому указу, предпочитая продолжать именовать себя Романовыми. Андрей не хотел, чтобы Вова, единственный из семьи, не носил бы фамилии рода, к которому он принадлежит по крови. С войны Вова носит фамилию Романов». В 1935 году семья окончательно разорилась и продала виллу. Матильда ради поправки финансового состояния уехала в Париж и открыла танцевальную школу. А Владимир стал членом монархистского союза младороссов и даже состоял номинальным главой отделения «Молодой России» в Париже. По некоторым указаниям, намекал на возможность своего происхождения от Николая II, говоря, что «ещё остались люди, в жилах которых течёт его кровь». Певица Людмила Лопато свидетельствует: «У них был небогатый, но зато очаровательный дом с террасой в саду возле улицы Пасси Вилла Молитор, дом 10 в 16-м аррондисмане Парижа. Несмотря на свой возраст, прима-балерина ассолюта продолжала учить искусству танца в своей студии, основанной ещё в 1929 году. Он был красивый, милый молодой человек и нашёл себя в эмиграции следующим образом: сделался коммивояжёром, ездил на велосипеде, продавал вина своим приятелям и знакомым». Однако со временем она «как-то разочаровалась в Вовиной элегантности и заскучала». Её следующим объектом страсти станет Серж Лифарь, причём взаимной и намного лет — чему все обрадовались, «…и только Кшесинская была очень расстроена этим романом — потому что знала, как сильно её сын любил Лилиан… Так расстроена, что однажды плеснула в Лилиан кипятком», пишет Лопато. В 1939 году, с началом войны, семья бежала из Парижа на юг Франции, и вернулась в столицу только 6 лет спустя. Матильда пишет: «Много позже мы узнали, что арест многих русских был вызван опасением, чтобы они и руководимые ими круги и организации не присоединились с первого же дня вторжения немцев в Россию к Французскому Сопротивлению». Родители всеми силами пытались освободить Владимира. По некоторым указаниям, Кшесинская добилась встречи с главой гестапо Мюллером, сама же она в воспоминаниях пишет: «По чьему приказу и почему его освободили, для нас так и осталось навсегда загадкой». В концлагере Владимир отказался поддержать немцев в войне с СССР; спустя 144 дня после ареста был освобождён в Париже. Вскоре он покинул Францию и оказался в Англии, вернулся в Париж в августе 1944 года в качестве офицера связи между британской армией и де Голлем, состоя в свите Черчилля о чём в мемуарах его матери нет упоминания. В том же году он прибыл в Москву в качестве переводчика.
Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь
Матильда Кшесинская не обладала внешность дивы, скажу более, если бы вы не знали, что перед вами знаменитая Матильда, разбившая не один десяток сердец, вы бы подумали, что это фотографии рядовой балерины XIX века. Когда женщины называют Матильду Кшесинскую некрасивой, коротконогой, кривозубой интриганкой, мужчины осекают их и и с восхищением говорят, мол, у нее была потрясающая энергетика! Скорее всего это так и было. Ведь с виду Матильда совершенно обычная, но, наверняка. Был ли до беспамятства Николай II влюблен в Матильду Кшесинскую или она была лишь кратковременным его увлечением? Ведь существуют не только дневники балерины, но и дневники самого Императора. Ну так вот, влюблен он был, но одновременно любил и свою невесту — принцессу Аликс — урождённую принцессу Викторию Алису Елену Луизу Беатрис Гессен-Дармштадтскую, которую впервые увидел двенадцатилетней девочкой, Наследнику на тот момент было 16 лет. Принцесса Аликс глубоко запала ему в сердце, в дневниках Николая все больше о ней. Но так как его и зазнобу сердца разделяло расстояние, виделись они крайне редко, но имели возможность переписываться.
Николай мечтал стать супругом Аликс, он лелеял эту мечту целых 10 лет! Но Николай был все-таки простым смертным, да, он был будущим Императором, его после смерти канонизировали, но ничто человеческое было ему не чуждо, а посему, когда его начала очаровывать балерина Матильда Кшесинская, он устоять не смог, хотя по всему видно, что сопротивлялся очень долго и упорно, был крайне осторожен и не бросался в омут с головой, то есть вовсе хотел ограничиться разговорами до утра. Матильда же целенаправленно влюбляла в себя царскую персону, лишь получив маленький намек на то, что нравится Николаю, она начала делать все для того, чтобы поселиться в его сердце. Из корыстных ли целей? Матильда или Маля, как звали ее близкие, определенно была безумно влюблена в Николая, хотя и слыла тщеславной, но ведь и такие женщины способны потерять голову от любви! Она гуляла по тем же улицам что и он, она в упор смотрела на него во время своих выступлений, она буквально осыпала его своими флюидами, из кожи вон лезла, чтобы ему понравиться. И в конце концов ей это удалось. Одно время Николай даже писал в своих дневниках, что в сердце его живет две женщины — принцесса Аликс и балерина Матильда.
Но все это длилось лишь несколько лет, дело в том, что Николай разъезжал по стране, бывал в долгих заграничных поездках и на это время его чувства к Матильде угасали, то есть с глаз долой из сердца вон, но стоило ему снова посетить балет, как он замечал насколько похорошела в его отсутствие Матильда. Балерина склоняла его к продолжению романа, она настаивала и требовала, он же сопротивлялся как мог, так как считал, что вступив с Матильдой в более серьезные отношения, будет ответственен за ее дальнейшую судьбу и жизнь.
Но так ли это? На самом деле не совсем так - 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу". Наследник российского престола Николай Александрович Романов Матильда Кшесинская 1889 По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и...
Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой. Император Николай II Но... Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь. Великий князь Сергей Михайлович Романов Но... Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее.
Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях". Теляковского В. Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965 "М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для Кшесинской... Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели.
Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется. Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965 "Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году.
Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: "- Не дам, это мой балет. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»". Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача.
Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания". Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России?
Родители — Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Страсть к танцам у Матильды пробудилась в возрасте 3 лет. Тогда отец начал брать малышку с собой в Большой театр. А уже в 9 лет ей досталась роль в балете «Дон Кихот».
Судьбоносное знакомство девушки с будущим императором Николаем Александровичем состоялось на выпускном вечере после окончания Императорского театрального училища. На тот момент ей было 17 , а наследнику-цесаревичу — 21. Отец Николая захотел лично познакомиться с молодым дарованием, так что в тот день он протянул ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета». А потом усадил Матильду и Николая вместе со словами: «Смотрите только не флиртуйте слишком». Этот простой вопрос, такой пустячный, остался у меня в памяти. Так завязался мой разговор с Наследником.
Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон». Узнав о романе своего сына с начинающей балериной, мать Николая запретила Феликсу Кшесинскому принимать его дома. Влюбленные стали видеться в карете, стоявшей в переулке. Вскоре Матильда заговорила с отцом о своем переезде.
Он был в сомнениях, так как съезжать незамужней девушке было неприлично, да и сам роман не имел будущего. Однако он разрешил ей сменить место жительства, но только вместе со старшей сестрой. Так, при финансовой поддержке Николая она сняла дом, в котором они и жили. В 1894 году состоялась помолвка между Николаем и Алисой Гессен-Дармштадтской. Последнее свидание Николая и Матильды прошло «на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном». Там будущий император разрешил ей продолжать обращаться к нему на ты и пообещал прийти на помощь в любой сложной ситуации.
Матильда Кшесинская частенько козыряла своей приближенностью к Николаю. Однажды, когда ее не допустили к парадному балету Большого театра, посвященному коронации, она написала жалобу в высшие инстанции. Ее пропустили, а сама она написала : «Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал». А однажды она отказалась облачиться в некий костюм, ей выписали штраф.
Но… Николай влюбился. Он не пропускал ни одной возможности встретиться с Матильдой. Три года добивался ее расположения, ни долгосрочные путешествия в Европу и Японию, ни военные сборы, ни внимание искушенных придворных дам не могли заставить его забыть очаровательную девушку. Потом были свидания в доме родителей Кшесинской, и наконец будущий император купил своей возлюбленной особняк на Английском проспекте.
Конечно, о браке между наследником и балериной не могло быть и речи, Николай это прекрасно понимал. А главное — уже вскоре, всерьез увлекся своей невестой немецкой принцессой Алисой Гессенской. Кшесинская позже будет утверждать, что Николай искренне любил только ее одну, а на принцессе Аликс женился лишь из династических соображений. По официальной версии, после объявления о помолвке с Алисой Гессенской 7 апреля 1894 года, Николай никогда больше не позволял себе романтических отношений с Матильдой. Но так ли это было на самом деле… 1910 год. Матильда Кшесинская — всемирно известная прима-балерина и богатейшая женщина России.
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи – 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой? Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. Матильда Феликсовна Кшесинская родилась (19) 31 августа 1872 года в Лигово (под Петербургом), в семье артистов балета Мариинского театра. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России.
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
Для прислуги был отведен небольшой флигель. Во дворе находилась прачечная, а также сараи для экипажа и двух автомобилей. Сын Кшесинской не отличался крепким здоровьем, поэтому во дворе построили хлев для коровы, благодаря которой у мальчика на столе всегда было парное молоко. Штаб большевиков в особняке Кшесинской Новая история особняка началась 28 февраля 13 марта 1917 года, когда в него ворвалась толпа демонстрантов. Незадолго до этого Матильда и ее сын смогли убежать из дома, с собой балерина взяла только саквояж с драгоценностями.
Большевики, которые нуждались в помещении для своего партийного аппарата, быстро нашли общий язык с солдатами. С этого времени, как писала петроградская пресса, дом стал "главным штабом ленинцев". Сам Ленин вернулся из эмиграции поздно вечером 3 16 апреля 1917 года и бывал в "палаццо" Кшесинской почти каждый день в течение следующих трех месяцев. Его речи с балкона особняка стали символом набирающей популярность большевистской партии.
Именно такой образ он дал толпе обывателей, ожидавшей у стен здания очередное выступление Ильича. Борьба Матильды за свой особняк Пока Ленин выступал с балкона, Кшесинская не оставляла попыток вернуть свою собственность. На солдат, занимавших нижний этаж здания, она решила воздействовать через Совет солдатских депутатов, и тот в конце апреля издал постановление об удалении из особняка команды броневого дивизиона. Однако постановление не помогло, как и требование прокурора вернуть здание владелице.
В революционном Петрограде силу имели только решения, которые подкреплялись конкретной военной и политической силой. Министр юстиции Александр Керенский сказал балерине, что вернуть дом силой нельзя, так как это закончится кровопролитием и еще больше осложнит дело. Она была объектом слухов и насмешек. Известна карикатура на Кшесинскую, нарисованная художником Николаем Ремизовым он подписывал свои карикатуры Ре-ми.
Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу. Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её. После революции с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой. Кшесинская в итоге оказалась с сыном, семьей сестры и балериной Зинаидой Рашевской будущей женой Бориса Владимировича и другими беженцами, которых было около сотни, в Баталпашинской с 2 до 19 октября , откуда караван под охраной двинулся в Анапу, где решила обосноваться ехавшая под конвоем великая княгиня Мария Павловна. В Туапсе все сели на пароход «Тайфун», который доставил всех в Анапу. Там Вова заболел испанкой, но его выходили.
В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причем великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса. В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, причем кругом свирепствовал сыпной тиф. В Константинополе они получили французские визы. В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Среди учениц Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников. Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России танцевал в Кировском театре и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году.
В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году. Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Прима-балерина и наследник российского престола Семья Николая II была недовольна частыми увлечениями цесаревича молодыми девушками. Он менял их, как перчатки, заводил легкие интрижки, разбивал девичьи сердца. Марию Федоровну заботило, что ее высочайший сын не испытывал глубоких чувств к женщинам. Поэтому она поощряла глубокую привязанность к Матильде Кшесинской. Чувства оказались взаимными, искренними и обогатили личную биографию Матильды Кшесинской новыми ощущениями. Он не пропускал ни одного ее выхода на сцену. Она в свою очередь каждый номер танцевала только для него. Бывал наследник и на частых репетициях. В перерывах между прогонами они сидели на краю сцены и непринужденно болтали. Их тянуло друг к другу. Нас все более влекло друг к другу, и я все чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают из дневника Матильды Кшесинской. Для встреч с дамой сердца Николай купил дом на Английском проспекте и сделал ее хозяйкой особняка. К своему отцу Матильда относилась с благоговением, он был для нее непререкаемым авторитетом. Она боялась сказать ему о своих встречах с высокопоставленным поклонником. На помощь пришла сестра Юлия. Та поговорила с главой семьи, и он согласился выслушать дочку. Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю из дневника Матильды Кшесинской. Счастье действительно было мимолетным. В 1894 году Николай объявил о своем намерении вступить в брак. Его избранницей стала внучка королевы Виктории Алис Гессен-Дармштадская. Это лето было для меня очень грустным. Наследник всего-навсего два раза заехал ко мне на дачу верхом из Красного Села. Один раз он предупредил меня, и я его ждала, но во второй раз он заехал без предупреждения и не застал меня дома, я была в это время в городе на репетиции красносельского спектакля. По-видимому, Наследнику было трудно покидать лагерь. Затем начались красносельские спектакли, но уже не было того веселья и той радости, как в прошлом году. Тяжелое предчувствие наполняло мое сердце: что-то должно было случиться… из дневника Матильды Кшесинской. Матильда приняла выбор цесаревича. После помолвки он перестал навещать свою приму. Изредка приходили от него короткие письма, в которых он высказывал заботу о ней и намерение всегда оставаться ее покровителем. Свое обещание он выполнил. Пользуясь его покровительством, Кшесинская в театре чувствовала себя легко и свободно, позволяла капризы и скандальные выходки. У нее был особый статус. Она добивалась снятия со спектаклей неугодных ей балетных, тем же, кто ей был по нраву, наоборот, могла помочь выйти на сцену. Она могла решать, в каких спектаклях она будет танцевать, а в каких — нет. Никто не посмел бы перечить звезде. В гастрольные поездки Матильда Кшесинская отправлялась в отдельном вагоне. Прослужив 10 лет в Мариинском театре, Кшесинская получила возможность танцевать бенефис. Это было неслыханно! До сих пор на бенефис имели права артисты, имевшие стаж не меньше 20 лет. При этом получали в подарок от императора золотую или серебряную вещь. И здесь было подчеркнуто особое положение балерины: ей была подарена шикарная брошь в виде бриллиантовой змеи, которая обернулась вокруг сапфира внушительного размера. При этом Великий князь Сергей Михайлович подчеркнул, что презент император выбирал лично. Незаслуженное возвышение молодой балерины привело в негодование главного балетмейстера Мариинки Мариуса Петипа. Но его мнение по этому вопросу никого не интересовало. Кшесинская играла все, что хотела, игнорируя отношение к себе окружающих. Благодаря ее стараниям из Мариинки ушел директор театра князь Волконский. Руководитель оштрафовал балерину за то, что она вышла танцевать не в сценическом костюме, а в своем дорогом наряде и украшениях. Взыскание, естественно, было снято, а Волконского на этом посту сменил Владимир Теляковский, предпочитавший с примой не конфликтовать. Тем не менее на сцене прима-балерина блистала как никогда. Она выходила на подмостки красивая, молодая, талантливая, и буквально зажигала зал своим обаянием и роскошным видом. На старых фото жизнь и биография балерины Матильды Кшесинской кажутся сказкой. Она танцевала в великолепных нарядах, пошитых исключительно для нее лучшими кутюрье, носила самые дорогие украшения. В театре Матильда имела самое большое число завистников и недоброжелателей. Но все они в один голос признавали ее превосходство, поражались трудолюбию и умению подчинить все работе. Она стала первой солисткой русского балета, сумевшей сделать 32 оборота фуэте. Такое был под силу только итальянкам.
А главное — уже вскоре, всерьез увлекся своей невестой немецкой принцессой Алисой Гессенской. Кшесинская позже будет утверждать, что Николай искренне любил только ее одну, а на принцессе Аликс женился лишь из династических соображений. По официальной версии, после объявления о помолвке с Алисой Гессенской 7 апреля 1894 года, Николай никогда больше не позволял себе романтических отношений с Матильдой. Но так ли это было на самом деле… 1910 год. Матильда Кшесинская — всемирно известная прима-балерина и богатейшая женщина России. Ее сожитель и покровитель Великий князь Сергей Михайлович, генерал-инспектор артиллерии, души не чает в своей возлюбленной, выполняет все ее прихоти. Для нее в Стрельне он построил дачу, которая была всего в нескольких десятках метров от Константиновского дворца — загородной императорской резиденции. В это время по Петербургу проходит слух о том, что Сергей Михайлович берет взятки за предоставление крупных военных заказов по артиллерийскому ведомству, а иностранные и русские компании денег на это не жалеют… Дача действительно была роскошной: обставлена по последней парижской моде, с собственной электростанцией, гаражом на пять автомобилей, оранжереей и даже молочной фермой. Осенью 1910 года Матильда живет в Стрельне одна. Окна ее дома постоянно занавешены.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын. Матильда Кшесинская была легендой русского и европейского балета — амбициозной, практичной, талантливой и очень сильной. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская.
Балетный роман
Матильда Кшесинская — всемирно известная прима-балерина и богатейшая женщина России. Ее сожитель и покровитель Великий князь Сергей Михайлович, генерал-инспектор артиллерии, души не чает в своей возлюбленной, выполняет все ее прихоти. Для нее в Стрельне он построил дачу, которая была всего в нескольких десятках метров от Константиновского дворца — загородной императорской резиденции. В это время по Петербургу проходит слух о том, что Сергей Михайлович берет взятки за предоставление крупных военных заказов по артиллерийскому ведомству, а иностранные и русские компании денег на это не жалеют… Дача действительно была роскошной: обставлена по последней парижской моде, с собственной электростанцией, гаражом на пять автомобилей, оранжереей и даже молочной фермой. Осенью 1910 года Матильда живет в Стрельне одна. Окна ее дома постоянно занавешены.
При этом за все время ни супруга, ни дети ни разу его не навестили… В начале XX века дворец и дачу разделял лишь небольшой полузасохший канал с переброшенными через него мостками. Могло ли это препятствие помешать Николаю увидеться с соседкой — бывшей любовницей? Матильда в это время редко выходила из дома, как будто не хотела привлекать к себе внимание. А весной 1911 вообще исчезла из Петербурга.
Первое знакомство произошло 23 марта 1890 года после выпускного спектакля. Танцовщиц позвали за стол вместе с императорской семьей.
Кшесинской приглашения не полагалось. Но Александр III лично отметил ее и усадил рядом с наследником. Для 21-летнего Николая Александровича это было трудное время. Родителей беспокоило, что сын как-то не интересуется прекрасным полом. Его пытались знакомить с барышнями, но дальше платонических прогулок дело не шло. У императорской четы были все основания волноваться.
Старший родственник Николая великий князь Константин Константинович был известен не только милыми стишками, на которые писал романсы Чайковский, но и любовью к представителям своего же пола. Мой тайный порок совершенно овладел мною…» — писал великий князь в одном из своих дневников. Дядю Николая, другого великого князя — московского генерал-губернатора Сергея Александровича, в свое время также всей царской семьей спасали от гомосексуализма. Александр был вынужден пригласить к нему в воспитатели Достоевского. Это, однако, не помогло, и слухи о гей-борделях московского генерал-губернатора ходили по столицам до самой гибели Сергея Александровича от бомбы Каляева. Практически открытым гомосексуалистом был и великий князь Николай Михайлович, отчаянный либерал и увлеченный масон, прозванный за свою революционность Филиппом Эгалитэ.
Все эти слабости были простительны, когда речь не шла о наследнике престола. А вот половая жизнь Николая Александровича была вопросом государственной важности. От того, сумеет ли он оставить потомство, зависела судьба монархии и страны. Если при матушке-императрице Екатерине сексуальное просвещение наследников обеспечивали разбитные фрейлины, то в XIX веке полулегальным гаремом для царских особ стали Смольный институт там училась возлюбленная Александра II княгиня Юрьевская и балетная труппа петербургского Большого позднее Мариинского театра. Познакомившись с наследником, Кшесинская повела осаду по всем правилам. Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре.
Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе. Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие.
Именно в уплату процентов по этому вкладу СССР с разрешения Кшесинской получал боеприпасы, товары и продовольствие по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Ульянов — лит.
И балерина выиграла процесс: суд постановил выселить самовольно захвативших здание лиц. Большевики на судебное решение не реагировали, Ленин продолжал произносить речи с балкона особняка.
Опасения ее не подвели: в 1918 г. Сергей Михайлович был расстрелян в Алапаевске. Кшесинская же с семьей эмигрировала.
Поначалу они поселились на принадлежавшей ей вилле на юге Франции, и в 1921 г. В России мы потеряли все, что имели, и приехали за границу нищими. Поначалу, заложив мою виллу, мы кое-как сводили концы с концами. После смерти великой княгини Марии Павловны Андрей получил свою долю драгоценностей, но… подходящий момент для того, чтобы обратить драгоценности в деньги, был упущен, а полученная сумма была гораздо меньше оценочной стоимости», — писала Кшесинская о жизни в эмиграции. Поскольку муж занимался политикой, а сын не работал и предпочитал жизнь за счет богатых пожилых дам, то о содержании семьи стала заботиться Матильда.
В 1929 г. Об образе жизни и увлечениях Матильды, о которых не упоминается в мемуарах, косвенно говорят слухи: переезд семьи в Париж знакомые связывали с проигрышами балерины в Монте-Карло. Имя Кшесинской было хорошо известно, и число учениц без всякой рекламы доходило до 150 человек 1939. Среди них — Татьяна Рябушинская и дочери Фёдора Шаляпина. Последний раз Матильда выступала на сцене в 1936 г.
Вторая мировая война оказалась для нее тяжелым испытанием: в 1940 г. Владимира Красинского — сына Матильды — в числе 300 русских эмигрантов арестовало гестапо. Пришлось задействовать все возможные связи по слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником гестапо Генрихом Мюллером для его освобождения — это произошло через несколько месяцев. После войны балерина продолжала работать: в 1951 г. Целью Федерации было «сохранение основных канонов русского классического танца и обучение с помощью методики, разработанной в Императорских балетных училищах», — Матильда с радостью согласилась давать там уроки.
В 1956 г. Андрей Владимирович умер. Сама она не дожила лишь нескольких месяцев до своего столетия. Одно из самых ярких впечатлений — гастроли московского Большого театра в 1958 г. О них в конце мемуаров Матильда Феликсовна напишет: «Несмотря на то, что после смерти мужа я нигде не бывала и проводила все время в студии или дома, по такому случаю я решила нарушить это правило и поехала в Оперу.
На спектакле я плакала от счастья... Это был все тот же балет, что и сорок лет назад!
53 лучших фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости
Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Читайте полную биографию балерины Матильды Кшесинской, 151 год со дня рождения которой исполняется 31 августа 2023 года. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России.
Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская) появилась на свет 19 августа (1 сентября) 1872 года в местечке Лигово, неподалеку от Петербурга. Вскоре ее отец Константин Севенард дал пресс-конференцию, раскрыв семейную тайну о том, что его бабушка, Целина Кшесинская, вероятнее всего, дочь императора и Матильды Феликсовны. Гений русского балета Матильда Кшесинская прожила довольно насыщенную личную и творческую жизнь. Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. она родилась 1 сентября 1872 г. в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге.