Новости картина демон сидящий врубель

Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. одно из самых загадочных произведений в мировой живописи.

Другие картины Михаила Врубеля

  • Читайте также
  • «Демон летящий» (1899)
  • «Демон летящий» (1899)
  • «Суд Париса»
  • Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты
  • Тайна картины Врубеля: украденная из ереванского музея картина нашлась в Москве - Dalma News

Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа

Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «...

Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый.

В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей.

Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»!

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А.

Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною...

Святой ли это Вольфганг, как сегодня считает большинство историков искусства? Или это святой Августин? Или, может быть, это святой Феофил, который стал прототипом Фауста?

Сохранилась легенда о нем, что он заключил договор с дьяволом, чтобы получить должность епископа. Потом этот договор пришлось Богоматери после его молитв извлекать из рук дьявола, чтобы вернуть святого Феофила в лоно церкви. Но, как бы то ни было, здесь присутствует некий договор. Если это действительно святой Вольфганг, то о нем записана такая легенда, почти история про Ивана-царевича, который стрелял из лука и нашел потом стрелу свою у лягушки.

Вот он должен был построить церковь, и он метнул топор свой куда глаза глядят, чтобы построить церковь на том месте, куда он упадет. И вот топор этот, почти как в нашей русской народной сказке, упал на краю болота. И святой был в отчаянии от того, что нельзя на такой земле построить церковь. И вот тут-то ему и явился дьявол и предложил свои услуги, но на условии, что душа первого человека, который войдет в эту новую построенную церковь, будет принадлежать ему.

И вот они договорились об этом. Согласился на это условие святой Вольфганг, но по его молитве вошел потом в церковь первым не человек, а вошел волк. Как раз вы видите здесь справа фрагмент другого алтаря резного, где вот этот самый волк входит в церковь и ни с чем остается дьявол. Что там стало с душой волка, об этом история уже умалчивает.

Та история, прототипом которой мог быть и святой Феофил, и отчасти и святой Вольфганг, который заключил договор с дьяволом, но дьявол оказался посрамлен в конце концов, — это все прообразы той легенды, которая возникает уже на излете Средневековья и эпохи Возрождения, легенды о Фаусте, которой посвящена позднее была и знаменитая поэма Гете, и оперы, и уже в XX столетии «Доктор Фаустус» Томаса Манна, и множество других произведений. Эта тема, конечно, была близка Врубелю: и та цена, которой дается познание, и то взаимодействие с демоническими силами, которое в данном случае становится здесь главным предметом, и, конечно, возможность снова прикоснуться к эпохе Средневековья, которая так была любима художником. Алексей Викулович Морозов в своем особняке в Подсосенском переулке пригласил Федора Шехтеля, знаменитого мастера эпохи модерна, который отстроил ему этот готический кабинет вот вы видите на экране фотографию , с винтовой лестницей, с гномом, который сидит у подножия этой лестницы, со змеей, которая возвышается там на колонне наверху, с резными перилами этой лестницы. И вот наверху панно, созданное Врубелем.

Они, как видите, не в том порядке здесь расположены, как ныне в Третьяковской галерее. В центре над дверью — это полет Фауста и Мефистофеля, сам Фауст в своей келье, Мефистофель и ученик Фауста Вагнер здесь он как юный мальчик, в поэме у Гете он скорее такой уже старый педант, консерватор. Образ Мефистофеля, конечно, во многом традиционный, оперный, примерно такой же, как Антокольский создал в своей знаменитой скульптуре. Она известна во множестве реплик и сегодня находится в самых разных музеях.

То есть Мефистофель здесь — прежде всего дух искушения, дух сомнения, дух отрицания, как он сам себя характеризует, тот, кто вечно желает зла и совершает благо. Острая, такая колючая его фактура связана с этим образом, этот образ использует и Врубель в своем произведении. Но при этом здесь, конечно же, сам мир Средневековья прежде всего входит в его полотна. И мы видим здесь глубокие готические арки, под которыми развивается действие, старинные манускрипты, где пытался найти ответы на свои вопросы Фауст и не нашел даже вызов Духа Земли не помог ему ни в чем , старинные свитки, которые у его ног лежат, череп, такой символ vanitas, «Помни о смерти», который всегда связан с путем познания и который был тогда в келье каждого ученого, мумия крокодила, которая подвешена здесь под потолком.

И в центре, но в самом особняке не в центре, а с другой стороны находится образ Маргариты, Маргариты той, какой она предстает уже в райском саду после того, как она, погубленная Фаустом, спасена Господом. У ее ног маргаритки, символы ее красоты. Мы узнаем, конечно, в образе Маргариты, как и во всех женских образах Врубеля, образ его любимой жены Надежды Забелы. Позднее этот образ Мефистофеля повлиял, конечно, и на Шаляпина, который знаменитую свою роль сыграл на сцене театра.

Пожалуй, самое удивительное полотно из цикла панно для особняка Алексея Викуловича Морозова на тему Фауста — это «Полет Фауста и Мефистофеля». Создавалась отдельно эта картина, когда первые три длинных полотна были уже написаны. И не случайно вот эти форматы тоже напоминают форматы готических стрельчатых арок, бойниц древних монастырей и замков. Эта картина была написана уже в Швейцарии в 1896 году, в самый счастливый период, когда именно там, в Швейцарии, состоялось бракосочетание Врубеля и Надежды Забелы.

И до сих пор представляет собой загадку, как совпали вдруг два разных образа, написанных независимо один от другого. Швейцарский художник Арнольд Беклин и его знаменитое произведение «Война». Она известна в двух вариантах. Тот же самый год, как видите, дата совпадает.

Как раз в Швейцарию отправился Врубель, чтобы сочетаться браком с Надеждой Забелой. А Арнольд Беклин в это время был в Италии, где и создал один из вариантов «Войны». Как видите, почти буквально композиции здесь совпадают. И если в картине Беклина это четыре апокалиптических всадника, которых связывают с чумой, войной, голодом и смертью, то другой совершенно образ у Врубеля, где мы видим коней, словно облака, несущимися по небесам, и именно вот эта небесная фактура облачная и создает здесь ощущение сказки и в то же время убедительности, когда на первом плане оказывается словно зацепившийся за колючки чертополоха конец плаща Фауста и шпора, той же звездчатой формы, что и цветы чертополоха, напоминает о тех звездах, куда мчатся Фауст и Мефистофель, чтобы разгадать загадки мира.

Это та самая цель, ради которой заплатил свою высокую цену Фауст. Демон летящий и поверженный И целых 9 лет разделяют «Демона сидящего» и «Демона летящего». Это 1899 год. Но тем не менее, конечно, «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» 1902 уже года — это такая трилогия, которая составляет ось произведений Врубеля на демоническую тему.

Это как бы зачин, кульминация и трагический финал. Но при этом кульминация опять же очень необычная, потому что мы не видим здесь упоительного полета, даже такого, как только что мы видели у Фауста и Мефистофеля, когда они мчатся все выше и выше к облакам. Наоборот, этот полет очень трудный, он очень медленный, он очень тяжелый, словно продирается не сквозь воздух, а сквозь какую-то очень плотную среду здесь «Демон летящий». Что касается Даниила Андреева, который исследовал те миры, где живут различные демоны, то он пишет по поводу и «Демона поверженного», но можно это сказать и о «Демоне летящем», что отличаются эти миры как раз тем, что там очень плотная среда и при всей своей мощи, при всех крыльях, которые могли бы действительно понести высоко Демонов, они не могут развернуть там эти крылья, они сжаты со всех сторон этой средой.

Так это или нет, но это ощущение есть, конечно, здесь, когда мы смотрим на «Демона летящего». И в этом полете уже есть падение. Голова Демона здесь совершенно иная, чем видели мы в картине «Демон сидящий». Она уже словно наполнена тьмой.

Она сама собой представляет сгусток тьмы, как и его черные крылья, как и тот плащ, который развевается за его спиной. Это отсутствие света — никогда не пишет Врубель тьму как самостоятельную сущность, это именно отсутствие света. И вот здесь, вероятно, именно это отсутствие света и создает то ощущение трагического падения, обреченности «Демона летящего», которую мы чувствуем, когда смотрим на эту картину. Если перевернуть «Демона летящего» вот здесь мы видим как раз перевернутый такой слайд , то уже очень хорошо видно, что это «Демон поверженный», то есть уже его падение предрешено.

И, наконец, «Демон поверженный», который особенную, трагическую роль сыграл в судьбе Врубеля. Об этом есть очень много воспоминаний, о том, как появился на выставке «Демон поверженный». Точнее, появился он на двух выставках: сначала он был выставлен в Москве, затем он переехал в Петербург, и там на выставке «Мир искусства» он был представлен. Сохранилось очень много свидетельств современников.

Это и Надежда Забела, это и ее сестра Екатерина Ге, которая вышла замуж за сына художника Николая Ге, это Александр Николаевич Бенуа, лидер мирискусников, и другие художники. В частности, Бенуа говорит о том, как менялся образ Демона, что первоначально, как вы можете в этой цитате прочитать, в нем было что-то змеиное, в нем что-то было глубоко отталкивающее, что-то от слизня, что-то такое совершенно отвратительное. Но Врубель, который не мог оставить образ таким, переписывал его снова и снова, и образ стал тем, каким видим мы его сейчас. По свидетельству Екатерины Ге, образ становился то страшным, то притягательным.

То Врубель говорил, что Демон его взлетает — и действительно, всем, кто наблюдал этот процесс, казалось, что он сейчас вот-вот взлетит, — то он взглядывал так, словно живыми глазами, с полотна, что все буквально отшатывались в ужасе от картины. Этот процесс продолжался так долго, что в конце концов всем стало ясно, что что-то неладное происходит с художником. И Бенуа, в частности, пишет о том, что было полное ощущение, когда мы наблюдали за этим процессом, что Врубель видит того, кого он пишет, но образ от него ускользает. Демон словно издевается над ним: он то являет ему один лик, то другой, то он прячется.

И этот процесс мучительный в конце концов привел к срыву, который закончился тем, что Врубель оказался в психиатрической клинике. До самого конца своей жизни, до 1910 года, когда то наступали просветления, то снова разум его погружался во тьму, он по-прежнему был во власти образа Демона, хотя последнее его произведение скорее связано с ангельскими образами, к которым он пытался обратиться от демонической темы. И если мы посмотрим внимательно на тот образ, каким он сохранился сегодня картина находится в Третьяковской галерее , то здесь видно, насколько нарушает совершенно сознательно анатомию Врубель. В этом, кстати, его упрекали и Серов, который в прошлом, казалось бы, очень хорошо его понимал, и Остроухов.

А Серов и Остроухов в это время были уже в совете Третьяковской галереи, и Врубелю было очень больно, что прошлые его друзья, особенно Серов, теперь его не понимают. И картина эта не была приобретена в Третьяковскую галерею именно из-за того, что эти анатомические неправильности бросались в глаза даже художникам. Но Врубель сам говорил, что он хочет как можно дальше отойти здесь от реальности и создать образ именно иного мира, каким он здесь нам и является.

Жизнь художника закончится трагично, и он за много лет до этого, словно предчувствуя череду непрерывных страданий, которые выпадут на его долю, отражает это в своих произведениях. А быть может само непостижимое влияние его работ начинает направлять его жизнь. Он сам словно бы предугадывал будущие события, под воздействием неведомых сил сам творил свое будущее. Но при этом он был склонен во всех сюжетах видеть дурное темное. Безумие давно подкрадывалось к художнику: странные перепады настроения, от лихорадочной эйфории к глубокой подавленности, вспышки необъяснимой раздражительности, мгновенно им забываемой — все это сопровождает художника в его обычной жизни. Врубель говорил «Я —фаталист», и роковой печатью отмечены не только вымышленные персонажи его работ, но и сама его жизнь наполнена странными практически фатальными впечатлениями. Многие видят в его работах элементы загадочных откровений, так в портрете годовалого сына 1902 года, за год до его смерти, Врубель словно предвидит катастрофу. Мальчик взирает на зрителя не по-детски взрослым, но преисполненным неземной тоски взглядом, его образ сближается с ликом Христа в работе «Богоматерь с младенцем», выполненной художником в это же время. При этом саму картину по краям словно заполняют цветы с картин про Демона. Их присутствие там неявно, но очевидно. Последняя картина «Демон поверженный» 1902 написана на последнем этапе творчества художника. Непонятно, сломила ли его окончательно эта работа, или же наоборот только она и его и спасала.

Печали и демоны Михаила Врубеля

"Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Картина Русская Классика репродукция Демон сидящий Врубель на холсте, на стену 110х60 см. «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. Впечатление от картин Врубеля на грани потрясения! Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Среди ценителей искусства ходит множество историй о том, как знакомые их знакомых сошли с ума, потому что увидели Демона Врубеля. Картину “Демон сидящий” написал русский художник Михаил Врубель в 1890 году.

«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора

Мистическая сторона живописи М.Врубеля Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии.
Четыре демона Михаила Врубеля - Москва.Центр Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты.
Врубель: художник на все времена Демоны художника Врубеля История, Живопись, Картина, Музей, История России, Картина маслом, Художник, Длиннопост, Демон.
Врубель и Демон: история создания самого мистического произведения художника Ощущение, будто со смертью Врубеля и Серова закончился большой этап в истории русского искусства, висело в воздухе — памяти обоих художников посвятит своих «Играющих мальчиков» Кузьма Петров-Водкин, называя эту картину 1911 года «похоронным маршем».
Демон (сидящий) (картина) — Михаил Врубель Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии.

Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. В сервисе "Google Искусство и культура" собраны экспонаты из более чем 2000 ведущих музеев и архивов, которые захотели показать сокровища мировой культуры в Интернете с помощью Google Cultural Institute. Эскиз картины «Демон сидящий», 1890.

Михаил Врубель

У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка. 1. Демон сидящий, эскиз, 1890 2. Демон сидящий, 1890. Одновременно с иллюстрациями к Лермонтову Врубель работал над собственной картиной «Демон сидящий». В ней проявились все уникальные особенности живописи Врубеля. произведение русского художника Михаила Врубеля в стиле символизма 1890 года.[1]. потустороннее существо он изображал в разных позах.

«Демон сидящий» Врубеля

Его первый «Сидящий Демон» грустен и полон противоречивых чувств, будто автор еще колеблется между светом и тьмой. В глазах его невероятная грусть, а во всей фигуре чувствуется величие и красота. Завораживает и лиловый каменистый ландшафт, фантастический и такой тревожный, замершая от ужаса красота, скованная неведомой и неотвратимой силой. Врубель Демон сидящий В какой-то степени картина «Демон сидящий» открыла новую эпоху в искусстве. Модернизм , декаданс, символизм и разрушение привычной религиозной мифологии. Явление «Демона» в Москве вызвало бурю противоречивых откликов. Кто-то восхищался и замирал в восторге от величия и необычности картины. Иных она просто ошеломила, прибила своим совершенством и оглушила могучей энергией. Говорят, Пикассо часами простаивал перед Демоном Врубеля, пытаясь уловить тайну изображения. Савва Мамонтов, известный меценат и ценитель искусства, который заметил и приютил Врубеля, подкидывая ему работу и выделив одну из лучших мастерских, в изумлении говорил Коровину: «Вы видели, что он пишет?

Я ничего подобного не видел никогда. Жуть берет! А Третьяков, увидевший его «Воскресенье» и «Ангела с кадилом и свечой» пожал плечами: «Я этого не понимаю». Такая реакция будто и не удивила художника. Он чувствовал, что они завидуют ему. Им никогда так не написать. Гордыня поселилась в его сердце вместе с образом Демона. Врубель, Демон летящий Однажды Коровин привел Врубеля, тогда еще мало кому известного, в дом Мамонтова. А там среди известных художников восседает Илья Репин.

Ждет лайков, как сказали бы сейчас, прямо за обеденным столом набрасывая карандашом портрет хозяйки. Врубель заглядывает через плечо мэтра и вдруг говорит: «Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете». Повисла мертвая тишина. Изумленный Мамонтов вытащил Коровина в коридор и шипящим шепотом спросил: «Костя, кто это? И Мамонтов поверил. Он был чуть ли не единственный, кто верил тогда в талант Врубеля. В этот плодотворный, но опасный для души художника период своего творчества, Врубель вел довольно распутную и беспорядочную жизнь. Он много пил, роскошествовал, не имея лишней копейки, общался с сомнительными личностями и посещал проституток. Именно в это время, считают исследователи его жизни, заразился сифилисом.

Лечился ртутью. Наступил скрытый период болезни, внешнее ее затухание. Но необратимые процессы продолжали происходить в организме Врубеля, что привело впоследствии к постепенному разрушению его психики. Только творчество до конца дней спасало Врубеля от полного умирания мозга. Психиатр Усольцев, долгие годы лечивший художника, глубоко понимал его личность и считал его творчество гениальным, независимо от душевного здоровья: «Я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров». Счастливым подарком судьбы стала для Врубеля встреча с Надеждой Забелой — известной оперной певицей, услышав голос которой, Врубель, даже не видя ее, влюбился без памяти. Так, как мог влюбляться только такой впечатлительный человек, как он. Через месяц после своей встречи в театре, они поженились.

Врубелю тогда было уже тридцать девять лет. И новый этап начался в жизни. Лиловые тона ушли с холстов. Она, действительно, стала его ангелом. Врубель, Н. Забела Врубель перестал рисовать Демонов.

Тяжелые атлетические мышцы его обнаженного торса напряжены, а сцепленные пальцы рук выдают пронзительную тоску. Грозно вскинуты вверх черные линии бровей и горько опущены вниз уголки рта на его смуглом лице. Сочетание мощи и бессилия молодого гиганта перекликается с мерцающей красотой окружающего его мертвого пейзажа, в котором есть только причудливые колючие скалы да каменные облака.

Демон, погруженный в тоску по живому, полному цветения и тепла миру, от которого он отторгнут, не замечает, как вдалеке за его спиной разгорается золотая заря.

Это всё задумано Врубелем неслучайно — зло может быть как в мужском, так и в женском обличии, потому и его воплощение должно сочетать признаки обоих полов. Врубель применял при работе над картиной мастихин — специальную лопатку, позволяющую удалить ненужную краску, но в своей оригинальной технике, потому поверхность картины неравномерная, дробная.

Этому он научился у Чистякова , тот придумал делить изображение на несколько частей, напоминающие грани кристалла которые вместе создают нужный объём. Так-то и «Демон» Врубеля написан в той же манере. Портрет В.

А ещё Врубель был великолепным колористом. Он мог даже создать иллюзию цветной картины, используя только белый и чёрный цвета, — просто благодаря множеству оттенков серого цвета. Потому и работа «Свидание Тамары и Демона» кажется, как будто написана в цвете, а не является чёрно-белой иллюстрацией к поэме Михаила Лермонтова «Демон».

Свидание Тамары и Демона. Однако не все принимали его колористику — она хоть и напоминала стандартную трёхцветку синий — жёлтый — красный, но из-за необычных оттенков современники считали, что картина слишком груба и топорна, нет в ней привычной реалистичности цветов. Да и изображение демона явно стилизованно, написано не в духе «старой школы», что тоже не всегда находило понимание у консервативных любителей живописи, еле-еле готовых смириться с картинами передвижников.

А до недюжинного таланта, новых видений и авторской задумки им не было никакого дела. Через 10 лет Врубель напишет другую картину — «Демон поверженный». Её с успехом показали на выставке, но вскоре Врубеля с психическим расстройством госпитализировали в больницу для душебольных.

Потому и есть мнение, что это демон свёл художника с ума, слишком долго он работал над этим мрачным образом, вот и сказалось творческое перенапряжение. Демон поверженный.

Работа над образами «Демона» занимала художника долгие годы, причём он одновременно трудился над образами Богоматери начиная с росписей Кирилловской церкви в Киеве, 1884 и «восставшего бога», причём «не видел в этом ничего кощунственного, потому что демон у него — не дьявол, а олицетворение мятущейся человеческой души, закованной в материальное тело. Демон Врубеля — образ смятённого человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. В 1899 году художник написал картину « Демон летящий ». В 1901 — 1902 годах он мучительно дописывал свою последнюю работу — « Демон поверженный », в которой герой находится на грани гибели [4]. На марке изображён демон летящий, 1991 Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890. Коричневая бумага, итальянский карандаш, белила.

Игры с Демоном

Демон (сидящий) (картина) — Михаил Врубель Эскиз картины «Демон сидящий», 1890.
Demon sitting, 1890, 214×117 cm by Mikhail Vrubel: History, Analysis & Facts | Arthive Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.

Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля

Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому?

Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу всё больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице его закрутила богемная жизнь. Учёбу Врубель не окончил.

В то время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям.

Демон первый. Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда. Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь. Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность. Демон второй.

Все это не способствовало длительным привязанностям. В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу. Михаил Александрович Врубель. Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир. Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб...

Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес». Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом. В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В.

Поленов, В. Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема. Белый ирис. Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму.

Видно, что здесь эти руки готовы расцепиться. Это пребывание не просто на границе, это не сосредоточение всех сил, а это пребывание на грани, если человеческую аналогию употребить, сна и реальности, когда расслабляются все мышцы, и если мы, скажем, подпирали рукой голову или какой-то еще у нас был жест, который требовал сосредоточения, то руки постепенно расслабляются и падают в том направлении, которое им подсказывает само тело. И вот здесь мы видим, как руки словно расходятся постоянно. И, кстати, это тоже напоминание о крыльях, которых здесь нет, но руки могут развернуться, раскинуться и стать этими крыльями. А сама форма, которую мы видим здесь на фрагменте, напоминает своего рода пропасть, куда падает наш взгляд и куда падает, возможно, и энергия, выраженная в этой картине. Демон непонятый: иллюстрации к поэме Лермонтова И, пожалуй, один из самых потрясающих рисунков, который создан в том же самом 1890 году, — «Голова Демона». Она направлена здесь в другую сторону, чем это изображено в «Демоне сидящем». Это значимое несовпадение, потому что правое и левое для нас всегда имеют свои образные смыслы и свое эмоциональное воздействие на то, как мы воспринимаем произведения. Это достаточно большой рисунок. Он был и на последней выставке Врубеля в 2021-2022 году, и вообще достаточно часто появляется на графических выставках работ из Третьяковской галереи. Бумага тонированная, как видите, цветная, которая уже словно поток золотого света, образ этот создает, поскольку бумага всегда своим цветом изображает свет в графике. Это особенность именно этого вида искусства. Уголь и сангина, то есть мягкий, наподобие пастели, карандаш теплого оттенка. А вот если мы присмотримся к тому, как сделан этот рисунок, он сделан необычайно скупыми, лаконичными средствами. Бумага выпуклая, как акварельная бумага, мы все ее с вами представляем, и видно, как параллельные штрихи накладывает Врубель там, где волосы видны Демона. Кстати сказать, вот еще важная деталь об этом рисунке. В старых каталогах его называли «Голова ангела». То есть непонятно, кто это на самом деле, ангел или демон, настолько нечеткая здесь грань, или, точнее сказать, она вообще отсутствует, так что он действительно может восприниматься и как ангел, и как демон. И это снова говорит о том, что образы Врубеля лишены четкой границы. Здесь нет ничего ни абсолютно демонического, ни абсолютно ангельского, но есть некая энергия, которая может стать и тем, и другим или, точнее, которая находится за пределами плюсов и минусов, за пределами хорошего и плохого, добра и зла. Потоки света выражены параллельными штрихами, но поскольку это выпуклая бумага, то здесь как бы пунктир такой создается, где-то как будто некие узелки, как будто частицы света буквально проходят сквозь бумагу, сквозь пространство своим потоком. И там, где они натыкаются на некую преграду, образуется скульптурная, как и в «Демоне сидящем» живописном, голова Демона. Где-то мы видим такие черные впадины его глаз, там, где губы, образуются такие же черные впадины, под подбородком, но в целом ощущение такое, что это именно свет, свет, который, встречая преграду какую-то, кристаллизуется в некую скульптурную форму, которая буквально на наших глазах материализуется в рисунке Врубеля и снова потом может превратиться в поток света. И ничего в мире нет, кроме этого божественного света, который проявляет себя в разных формах. Врубель, говоря о том, что «Демона» не понимают, имел в виду «Демона» Лермонтова и конкретно рисунки художника Михаила Зичи, придворного художника, который зарисовывал сцены военные, точнее, сцены парадов, и в том числе создал еще за несколько лет до Врубеля свои варианты иллюстраций к поэме Лермонтова, которые совершенно Врубеля не удовлетворили. И действительно, мы видим, что сами по себе акварели, конечно, очень красивые, изящные, они полны этнографических подробностей, но это именно иллюстрации чисто внешние, где восточный тип Тамары, костюмы очень точно переданы, Кавказские горы сияют на заднем плане, но не более того. И уж совсем смешная картина на эту тему, которую создал знаменитый салонный художник эпохи Константин Егорович Маковский, «Демон и Тамара». Приближался юбилей Лермонтова 50 лет со дня смерти знаменитого поэта в 1891 году, его достаточно широко отмечали, и многие художники создавали картины на темы его произведений. И помимо того, что здесь узнается, конечно же, любимая жена художника Юлия, которая служила моделью Маковскому для большинства его картин, здесь вообще парадоксальным образом перед нами не просто салонная сцена соблазнения. Здесь девушка выглядит более искушенной и демоничной, чем юноша робкий, и лишь притворяется жертвой, а на самом деле именно она здесь является, наверное, вот такой демонической героиней. Задумано ли было так художником или нет, но свет иконы бросает теплый отблеск на лицо юноши, а лунный свет, который виден там вдали сквозь окно, словно отражается в красках платья и лица девушки. Совсем иной образ мы видим в иллюстрациях Врубеля. Мы уже встречались с этой самой знаменитой, наверное, акварелью черной, созданной в качестве иллюстрации. Эти иллюстрации, конечно же, были непонятны современникам. Пришлось Петру Кончаловскому, отцу знаменитого художника-авангардиста Петра Кончаловского, отстаивать их, чтобы все-таки были они пропущены цензурой, чтобы они были напечатаны в юбилейном издании Лермонтова. К счастью для нас, это издание состоялось, в том числе и с иллюстрациями Врубеля. Помимо него, и Серов, и Репин, и другие художники знаменитые в этом участвовали. Мы уже немного говорили об этой акварели, говорили о том, как сквозь фигуры Тамары и ее спутника просвечивают словно некие инопланетные города. Но если мы обратим внимание на фигуру Демона, на фигуры музыкантов на первом плане, то видно, что даже не глазами Демона мы видим эту сцену, а это еще более высокий космический взгляд, то есть и Демона самого мы видим с какой-то еще более огромной высоты. Глаза ли это Господа Бога, глаза ли это самой вселенной, можно только догадываться. И вот самая знаменитая иллюстрация, также созданная черной акварелью, но это требование печати того времени, которая не могла тогда цветные иллюстрации воспроизводить, поэтому художники стремились максимально лаконичными средствами эти иллюстрации создавать. Для Врубеля, как художника гениального, это становится, наоборот, источником его нового художественного языка. В этой знаменитой иллюстрации, где изображена встреча Демона и Тамары, мы видим существо словно из иного мира. И не случайно одним из прототипов для него послужил сфинкс. Мы с вами знаем много примеров сфинксов. Это и знаменитый Большой сфинкс в Гизе, и, в частности, в Санкт-Петербурге привезенные еще в XVIII веке сфинксы фараона Аменхотепа III — многие сфинксы имеют портретные лица фараонов и являются их воплощениями и охранниками в загробном царстве. Посмотрите, как вот здесь, словно оживший сфинкс, предстает перед нами Демон, и несмотря на то, что сам образ в чем-то оперный, в чем-то он даже салонный вот это обнаженное плечико, которое здесь бросается в глаза , но тем не менее это образ космический, как всегда у Врубеля. И в глазах их сияют звезды, и сияют звезды за окном. Бесконечность, которая смотрит в бесконечность, — это самое главное ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на этот знаменитый лист. И небольшая, но также совершенно особенная работа, которая служит своего рода завершением цикла к поэме Лермонтова, «Голова Демона». Голова Демона на фоне гор, уже одинокого, уже потерявшего Тамару. Снова вот эти глаза, в которых целые галактики. И, наверное, еще более удивительно то, как изображены здесь его губы, немного тронутые белилами. Это словно цветок застывшей лавы, и есть ощущение, что ожог навсегда припечатал Демона, вот это прикосновение любви, которого оказалось слишком для него и для Тамары, которую он погубил. Но этот отпечаток навсегда остался на его губах, как поцелуй чего-то неведомого, преобразившего даже его плоть. И другой образ Демона, тоже «Голова Демона». Это акварель, которая не вошла в окончательный вариант юбилейного издания. Таких вариантов, конечно, гораздо больше создавал Врубель, чем вошло в окончательную редакцию. Совсем другой Демон, в котором мы видим что-то змеиное, и в его глазах, и в его губах, и в хищном выражении его лица. И если мы посмотрим на голову Демона, которая, как и в предыдущем рисунке, обрамлена целой тучей черных кудрей, здесь они как своего рода трубочки змеящиеся, то можно заметить, что словно змея лежит у него на голове. Если посмотреть, вот здесь ее выпуклый глаз, вот здесь как бы пасть ее, вот ее голова, немного откинутая назад. Вот она лежит как будто на голове Демона. Перевоплощения и образы мудрой природы Это как раз то, к чему стремился символизм, когда сквозь одну форму просвечивает другая, когда сквозь один слой реальности тоже просвечивает другой, когда сквозь личину просвечивает некий подлинный лик или подлинная сущность персонажа. И таких личин, таких слоев может быть бесконечное множество. И, собственно, то, что мы видим в цикле работ Врубеля а мы здесь видим только некоторые из его работ на эту тему , — это все разные стороны, разные грани образа, который остается неисчерпаемым, бесконечным. Даже если мы посмотрим на такую, казалось бы, совершенно светлую майоликовую работу, как «Весна», известный образ, который много тиражировался — он есть сегодня в разных музеях, и в Абрамцево, и в Третьяковской галерее, — то тоже можно увидеть, что на головном уборе Весны, которая представляет собой что-то цветущее сам этот образ — это образ цветения весеннего , проявляется некое лицо. Вот глаза, нос, рот, то есть некий дух такой, который тоже как будто бы виден сквозь, может быть, лесной дух, может быть, леший. Ему нет имени, нет названия, Врубель никогда их специально не дает, но это опять же та реальность, которая просвечивает одна сквозь другую. И, приглядевшись, мы увидим это повсюду. Можно и змею вот здесь при желании увидеть. То есть создает природа такие узоры форм, которые сами собой рождают вот эти существа. Уже встречался нам в нашем разговоре о Врубеле его знаменитый Пан. И здесь хотела бы сказать снова о том, что сама природа создает эти образы духов и низших божеств, которые не на Олимпе где-то живут, а рядом с человеком. Известно из воспоминаний современников, как родилась эта картина Врубеля. Она родилась после прочтения им замечательной повести Анатоля Франса «Святой сатир», которая рассказывает о том, как монаху, молящемуся в церкви, из древнего саркофага, который оказывается в этой церкви, является сатир. Монах видит сцену античной оргии, где на лоне природы в страстном объятии сходятся сатиры и нимфы. Это потрясает монаха, поскольку все это видение ему предстает в церкви. И затем уже именно на лоне природы монаху предстает новое видение, ему является святой сатир и рассказывает свою историю, историю его бытования и в древнейшие времена, до того, как существовали боги, и в те времена, когда античные боги были забыты и пришла им на смену христианская эпоха.

«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля

Тайна картины Врубеля: украденная из ереванского музея картина нашлась в Москве В 1889 году Врубель снова возвращается к этому образу уже в Москве и через год заканчивает свое полотно «Демон сидящий» — создает ту самую «уныло-задумчивую фигуру» с мрачным лицом, упирающимся в верхний край картины.
Игры с Демоном Михаил Врубель "Демон сидящий", 1890. Врубель, изначально иллюстрировал поэму Лермонтова «Демон».

«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890

Демон (сидящий) Михаил Врубель (1856-1910). Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. "Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. В 1890 году свет увидела его картина – "Демон сидящий".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий