О вопиющих попытках Запада переписать историю сегодня говорила и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Шольц и Холокост. Европа переписала собственную историю
Дмитрий Асташкин: «История Холокоста — очень актуальный урок» | Собственно Холокост в том виде, в каком большинство обывателей понимает его сегодня, начался со второй половины 1942 года, когда евреев из гетто начали отправлять в лагеря смерти. |
Значение слова «холокост» | Последствия Холокоста оказали глубокое влияние на мировую историю и культуру, и привели к нескольким важным изменениям на глобальном уровне. |
День памяти жертв Холокоста: история, определение, жертвы | одно из страшнейших событий в новейшей истории человечества, в первую очередь потому, что осуществлен он был гражданами цивилизованного государства против граждан своей и других стран. |
Как менялось отношение к Холокосту в Германии и СССР
После скитаний по концлагерям она в конце войны умерла от тифа в лагере Берген-Бельзен. Это произошло ровно через год после полного снятия блокады Ленинграда. Спасением узников польского лагеря смерти занималась 107-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта Василия Петренко. После войны советского героя-освободителя несколько раз приглашали в Израиль, где он всегда был желанным гостем. В Нюрнберге Германия был создан Международный военный трибунал - Нюрнбергский процесс.
Он начался 20 ноября 1945 года. Приговор 22 нацистским лидерам был вынесен 1 октября 1946 года. После этого прошли еще 12 судебных процессов над нацистами, включая организаторов Холокоста. Историки называют эти суды малыми Нюрнбергскими процессами.
Сохранение памяти о жертвах Холокоста О Холокосте написано немало книг, снято множество фильмов, поставлены спектакли, написана полюбившаяся многим музыка. По всему миру созданы музеи Холокоста. В Москве можно посетить научно-просветительный центр "Холокост" и Музей еврейского наследия и Холокоста в Мемориальной синагоге на Поклонной горе. Память о Холокосте, как и о других преступлениях нацизма, не имеет национальных рамок, это часть российской национальной памяти, которую мы передаем из поколения в поколение".
Символическое зажжение свечей на международном дне памяти жертв Холокоста в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Затем 25 января мемориальный вечер "Хранитель памяти" и вручение одноименной премии в Музыкальном театре имени К.
Нацисты скрывали уничтожение, а на оккупированной территории Чехии даже создали «образцово-показательный» лагерь в Терезиенштадте, в который уже под конец войны возили иностранные делегации из нейтральных стран с целью убедить в ложности сведений о массовом уничтожении.
Ведь официально речь шла о переселении европейских евреев, которых через транзитные лагеря отправляли на восток, обещая предоставить работу. Эту иллюзию немцы поддерживали в жертвах вплоть до того, как те попадали в газовые камеры. В отношении советских евреев такие церемонии считались излишними.
Мы не будем подробнее останавливаться на функционировании лагерей смерти: на примере Собибора дальнейшие материалы нашего сборника раскрывают этот вопрос. В целом же, тема Холокоста может содержать безграничное число вопросов и нюансов. Сейчас же мы хотели бы остановиться подробнее на двух проблемах, которые, по нашему мнению, недостаточно получают сегодня освещение в публичном пространстве России.
Одна из наиболее тяжелых и сложных страниц — роль «тех, кто стоял рядом» bystanders, если использовать англоязычное понятие. Они могли лично никого не убивать, а их действия ранжировались от молчаливого одобрения до выдачи евреев оккупационным властям и прямого соучастия в убийствах например, конвоирование обреченных к местам расстрела. После войны все они хранили молчание и отрицали сопричастность.
В конечном счете далеко не всегда известных фактов достаточно, чтобы выдвинуть официальные обвинения. Еще больше масла в огонь подливали те, кто предпочитал писать о «коллективной вине», что откровенно играло на руку реальным преступникам, которые получили возможность релятивировать свои действия и переключить внимание общественности на более абстрактные вопросы. Как отмечала Х.
Арендт: «Для меня квинтэссенцией моральной неразберихи всегда была послевоенная Германия, где те, кто лично ни в чем замешан не был, уверяли сами себя и весь мир в том, сколь глубоко их чувство вины, в то время как лишь немногие из настоящих преступников были готовы хотя бы к малейшему покаянию»[31]. Отчасти именно поэтому Х. Арендт предложила отличать вину и ответственность.
Первая всегда индивидуальна, она определяется персонально для каждого и должна быть доказана в судебном порядке. Ответственность же предстает более широкой категорией и относится ко всем, кто в той или иной степени был причастен к проводимой политике уже в силу того, что были рядом, что включает и тех, кто стоял около расстрельной ямы под Понарами, и тех, кто на выборах голосовал за Гитлера. Как поясняла Х.
Арендт: «есть два необходимых условия коллективной ответственности: я должен считаться ответственным за что-то, чего я не совершал, и я должен нести такую ответственность в силу своего членства в группе коллективе , которое невозможно прекратить добровольным актом с моей стороны, то есть членства, крайне непохожего на деловое партнерство»[32]. В данном случае речь идет о политической т. Только полное самоустранение от участия в общественной жизни может позволить снять с человека ответственность за проводимую преступную политику.
Отказ от собственного морального суждения то есть практических суждений о том, что есть хорошо и плохо позволил тысячам немцев сотрудничать с режимом, строя свои карьеры и живя так, как если бы нацистская Германия была обычным государством. Послевоенные известия о зверствах нацистов в немецком обществе вызвали возмущение, но не моральное негодование. Устойчивость нацистского режима зиждилась на тех, кто не был ответственен за приход НСДАП к власти, но решил подстроиться под сложившуюся ситуацию, полагая, что не должен выносить личные моральные суждения о правильности своих поступков.
С учетом широкой поддержки Гитлера, первоначальных экономических, социальных и политических успехов оппонирование казалось чем-то немыслимым, как если бы пришлось идти против духа времени, самого воплощения Истории. Уже потом бывшие нацисты пытались изобразить себя в качестве «шестеренок» большой политической машины: безусловно, если именно так представлять политическую жизнь государства, то вопрос об ответственности окажется во многом бессмысленным. Именно за этими формулировками и пытались прятаться в послевоенные годы многие сторонники нацистского режима, правда, при этом в немалой доле лицемеря: особенность нацистского государства как создающего тоталитарное общество заключается в том, что режим требует от каждого участника общественной жизни поддержки установленных принципов.
И оказалось так, что именно добропорядочная часть общества первая подчинилась нацизму, сменив одни безоговорочные моральные нормы на другие, те, которые иначе как преступными назвать нельзя. Для них была важна собственно привычка придерживаться тех или иных норм, в то время как лишь немногие были готовы самостоятельно судить и выносить решения о том, как должно вести себя. Немецкий социолог З.
Бауман выделял три ключевые технологии «управления нравственностью», сделавшие возможным Холокост: социальное производство дистанции выше мы писали об удалении евреев сначала из общественной жизни, а затем их переселение в закрытые гетто , формирование равнодушия к положению тех, кто считается Другим наиболее активно этим занималась пропаганда , а также «замена моральной ответственности на техническую, эффективно скрывающую моральную значимость действия»[33]. Под последним понимается господство инструментальной рациональности, в соответствии с которой тысячи немцев стремились воспринимать свое соучастие в функционировании машины уничтожения как выполнение технических заданий, поставленных свыше. В историческом плане вопрос ответственности и вины является еще более сложным, если обратиться к тому, что происходило на оккупированных территориях.
Например, для польского национального сознания до сих пор неприятным фактом остается антисемитизм многих патриотически-настроенных поляков, который толкал их на соучастие в политике Холокоста. В 2000-е гг. В 2000 г.
Историк доказывал, что уничтожение местных евреев было делом рук их соседей из числа поляков. Именно этот тезис вызвал широкий резонанс: на протяжении десятилетий формировалось представление о поляках как жертвах нацистской оккупацией, а теперь оказывалось, что жертвы параллельно также могут быть убийцами. Не меньший публичный отклик получила и его вторая книга «Золотая жатва» 2011 г.
Например, о том, как жители деревень, окружавших лагеря смерти, активно торговали с охранниками: в обмен на золото жертв местные жители поставляли алкоголь, еду, а также оказывали сексуальные услуги. С приходом немцев в деревнях местные жители также нападали на своих односельчан-евреев, а убийства непременно сопровождались грабежами. Точно также прибыльным оказывалось и соучастие в организуемых нацистами облавах.
Не менее позорным стало появление шмальцовников, тех поляков, которые шантажировали бежавших из гетто евреев. В обиходном языке эти действия назывались «вытапливанием жира»[34]. Однако это не отрицает того, что тысячи поляков под угрозой своей жизни укрывали у себя евреев.
За это они получили потом звание Праведников народов мира. К сожалению, отношение к ним в Польше было неоднозначным: немало было и тех, кто, укрывая беглецов из гетто, вымогал у них крупные суммы денег. Показательна цитата из «Церковного отчета из Польши за июнь — середину июля 1941 г.
Ограбление евреев продолжалось даже после их убийства. В частности, уже в послевоенные годы места, где ранее находились лагеря смерти те же Треблинка или Белжец , стали центром притяжения местных жителей, которые перекапывали территорию и искали золото и другие предметы. Ведь многие обреченные на смерть выкидывали свои ценные вещи, не желая, чтобы они достались нацистам.
Теперь их поисками занимались мародеры. В некоторых случаях жители не останавливались ни перед чем: например, директор кирпичного завода, располагавшегося около Белжеца, нанял группу «ныряльщиков», которые работали около выгребных ям лагеря смерти и приносили весьма богатую добычу. В отчете двух польских чиновников, которые посетили в сентябре 1945 г.
Треблинку, содержатся следующие сведения: «Нужно упомянуть, что на территории, где находится Тремблинка, господствуют чудовищные отношения. Население, обогатившееся золотом, вырытым из могил, занимается грабежом и ночными нападениями на соседей. Мы пережили огромный страх, когда в одной халупе, в нескольких сотнях метров от той, где мы ночевали, женщину жгли огнем, добиваясь таким способом, чтобы она выдала место, куда спрятала золото и ценности»[36].
Не многим лучше ситуация складывалась и на территории оккупированной Литвы, где в годы оккупации были убиты 200 тыс. Эти убийства совершались преимущественно литовскими коллаборационистами, причем нередко соучастие в преступлениях мотивировалось экономическими причинами. Как в дневниках подметил местный житель К.
Сакович: «Для немцев 300 евреев — это 300 врагов человечества, для литовцев же это — 300 пар обуви, белья и т. В 2017 г. Ванагайте «Свои» вызвала в стране широкий резонанс, т.
Эта проблема актуальна и для других территорий бывшего СССР. Так, российский историк Л. Симкин приводит следующие отрывки из уголовного дела, которое рассматривалось военно-полевым судом 8-го гвардейского танкового корпуса в январе 1944 г.
В частности, речь идет о Е. Устинове, 1905 г. Подойдя ближе, я увидел, что люди закапывают пойманных евреев.
Увидев это, я оставил ведро с вином своему сыну Николаю, а сам сбегал за лопатой и стал помогать закапывать. Всего мы закопали 6—7 человек, некоторые из них были еще живы»[39]. Другая страница истории Холокоста, которая стала раскрываться сравнительно недавно, это судьбы евреев-солдат и офицеров Красной Армии, оказавшихся в германском плену.
Это особая категория жертв национал-социализма, испытывавших на себе преследования, направленные как против евреев, так и против красноармейцев. Как пишет П. Полян: «В немецкий плен в годы войны попало в общей сложности 200 000 военнослужащих-евреев из различных стран.
После 22 июня 1941 г. Она проводилась в контексте сплошного выявления и последующей тотальной ликвидации всего еврейского населения. Хронологически первыми жертвами расстрелов среди пленных красноармейцев стали комиссары и евреи.
Так, политкомиссар Зарин из 178-го строительного батальона, взятый в плен 22. Подчеркнем, что непосредственными убийцами были военнослужащие регулярной немецкой армии»[40]. Нужно понимать, что «Приказ о комиссарах» предписывал убийство именно представителей политического руководства армии: «схваченных в бою или при сопротивлении, их следует, как правило, уничтожать на месте, применяя для этого оружие».
Однако «на местах» командиры частей и подразделений могли вольно и достаточно трактовать этот приказ, ведь согласно официальной пропаганде евреи и коммунисты отождествлялись. А потому на практике мы сталкиваемся с убийством простых евреев-военнопленных. Однако 17 июля 1941 г.
Гейдрих глава РХСА выпустил «Боевой приказ», согласно которому уже все евреи должны были быть ликвидированы. Известны случаи несогласия высших офицеров с приказом о комиссарах, однако это не привело к его отмене. Только в июле 1942 г.
Специально отметим, что на практике при захвате пленных непосредственно командир части или подразделения мог принимать решение о расстреле, не вовлекая в это военно-судебные органы вермахта. Порою за евреев принимали и представителей других этнических групп, которые также могли подвергаться расстрелам на месте. Известен случай с Яковом Джугашвили, сыном Сталина, который чуть ли не был убит как еврей.
Потому нормативную базу стоит отличать от того, что реально происходило на фронте. Негласным образом на первом этапе войны руководство поощряло не только сокращение «еврейского населения», но и общего количества военнопленных. Здесь нужно говорить не столько о расстрелах как таковых, сколько о создании тех условий, которые способствовали гибели.
Ссылки на обстоятельства военного времени и на якобы невозможность обеспечить сохранение жизни большому количеству пленных использовалась нацистами как самооправдание. Число военнопленных-евреев в германском плену варьируется, по разным оценкам, от 60 до 85 тыс. То, что А.
Печерский и его товарищи, А. Вайспапир, С. Розенфельд и другие, оставались живы в течение двух лет пребывания в плену объясняется прежде всего тем, что поначалу им удавалось скрывать еврейское происхождение, а потом они были сконцентрированы в Трудовом лагере СС.
Их все равно планировали уничтожить, для чего и отправили в Собибор в сентябре 1943 г. Кроме того, крепкое здоровье, помощь товарищей по плену помогли выжить. Все это как раз отражено в воспоминаниях, публикуемых ниже.
Военнопленные евреи стались скрыть этническую принадлежность, при опросах они «меняли» и фамилию, и имя, и отчество вплоть до места рождения. Порою подобным образом удавалось спасать жизнь. Но в дальнейшем им приходилось жить в страхе разоблачения.
Как правило, этим занимались их «товарищи» по плену, которые во имя отдельных материальных благ от папирос до получения вещей выдаваемого обрекали людей на верную смерть. Впрочем, и сами нацисты проводили медицинские осмотры в бараках или в строю, обращая внимание как на обрезание, так и на другие «еврейские признаки» например, таковым считалась картавость. Однако и здесь сохранялась надежда на выживание, если удавалось доказать, например, что обрезание было сделано ввиду медицинских показаний.
Некоторые вспоминали, что этот же обряд есть и у мусульман. Однако большинство военнопленных-евреев были спасены сочувствующими людьми, т. Как и остальные советские военнопленные, военнопленные-евреи не получали от Германии или Австрии компенсаций плоть до 2003 г.
Касаясь вопроса сопротивления евреев, не только из числа военнопленных, следует сказать, что стереотип «шли безропотно на бойню» оказался одновременно столь же вреден, сколько и живуч. В первые 3—4 десятилетия изучение и осмысление истории Холокоста, особенно в Израиле, приоритетным считало сбор фактов о конкретных местах трагедий, создание мемориалов памяти погибших Яд-Вашем , поиск имен спасителей. Евреи Европы выступали прежде всего в качестве жертвы, а в отношении СССР тем более это было объяснимо, потому что большинство погибших здесь составляли женщины, старики, дети взрослые мужчины в основном были на фронте.
Участие конкретных евреев, граждан разных стран в борьбе как бы «растворялось» в огромном массиве антинацистского Сопротивления. Изучение самостоятельного сопротивления евреев нацизму в разных его проявлениях началось довольно поздно, к сожалению. И не получило пока такого мемориального статуса и значения в Европе, США и даже Израиле, как память о жертвах.
Так, евреи играли заметную роль в советском партизанском движении. Как утверждает И. Альтман: «Нигде в других оккупированных нацистами государствах Европы не было такого количества вооруженных мстителей из гетто.
Они скрывались в лесах не только для того, чтобы спастись, но и чтобы вести борьбу против оккупантов. Исследователи приводят разные цифры о численности советских партизан-евреев: от 15 000 до 30 000 человек». В ходе побегов из гетто многие евреи либо присоединялись к действующим отрядам например, отряд имени Щорса во главе с капитаном П.
Пронягиным достаточно охотно принимал таких беглецов в свои ряды , либо образовывали свои собственные. Так, на территории Беларуси, число евреев, ставших участниками партизанского движения, оценивается примерно в 5 тыс. Эта цифра не включает членов самостоятельных еврейских партизанских отрядов и семейных лагерей[41].
Политика Холокоста продолжалась вплоть до 1945 г. Сверхрационально организованное убийство, которое сложно объяснить рационально — этот парадокс привлекал внимание многих исследователей.
После начала Второй мировой войны сюда стали направлять военнопленных. Лагерь был постоянно переполнен. В 1945 году здесь находились 32 тыс. В Дахау отрабатывалась система наказаний физические и психологические наказания.
После эта система распространилась на все нацистские концлагеря. В Дахау проходила подготовка руководителей и охранников для других лагерей [11]. По различным оценкам за время существования концентрационного лагеря были убиты 41500 человек, включая евреев, немецких и австрийских заключенных [10]. Закон о гражданстве Рейха предусматривал, что только люди «немецкой или родственной крови» могли иметь гражданство страны. При этом, остальное население лишалось гражданских прав [10]. В 1938 году в результате так называемой Хрустальной ночи или ночи разбитых витрин были разгромлены и сожжены тысячи еврейских магазинов, синагог и домов.
В последующие дни были приняты новые законы, согласно которым все европейские компании закрывались, из государственных школ были исключены все дети еврейского происхождения. Свобода передвижения была ограничена [12]. Концентрационный лагерь Освенцим. Надпись над входом в лагерь означает «Труд ведёт к свободе» Действительность была другой [13]. Перед началом Второй мировой войны Гитлер выступил в рейхстаге с заявлением о том, что в случае новой мировой войны евреи Европы будут уничтожены. Речь была приурочена к шестой годовщине прихода Гитлера к власти.
Данную речь, которая длилась два с половиной часа, Гитлеру помог подготовить Министр нацистской пропаганды Йозеф Геббельс [10]. Германия вторглась в Польшу. После аннексии территории Польши, нацисты создали здесь еврейские гетто. Польским евреям было приказано носить отличительную нашивку «жёлтую звезду», которую часто называли «знаком позора». Неисполнение приказа каралось смертью [10]. В 70 километрах к западу от Кракова в 1940 году был открыт концлагерь Освенцим [14] , крупнейший из всех лагерей, созданных нацистами.
Первый официальный концлагерь в Германии начал функционировать в городе Дахау, недалеко от Мюнхена, в 1933 году. Большинство первых заключенных были коммунистами. Искоренение евреев К июлю 1933 года в немецких концлагерях было уже 27 тыс. Евреев увольняют с госслужбы, лишают возможности вести бизнес. В 1935 году в рамках Нюрнбергских законов гражданам Германии запрещается вступать в брак с евреями, сжигаются синагоги, начинаются массовые аресты. С 1933 по 1939 годы сотни тысяч евреев покинули Германию.
К 1945 году было стерилизовано более полумиллиона жительниц Германии и Австрии. Уничтожение инвалидов Осенью 1939 года нацистские офицеры отобрали около 70 тыс. С 1941 года сотни тысяч евреев, цыган и славян со всего континента сгоняются в гетто: своего рода города - трудовые лагеря и тюрьмы.
Краткая история Холокоста
В России "теряли" День памяти жертв холокоста: история одной даты - МК | Холокост представлял собой систематический, спонсируемый государством режим преследований и убийств примерно шести миллионов европейских евреев, осуществленный нацистами и их сторонниками. |
День памяти жертв Холокоста: история, определение, жертвы | Как проходит неделя памяти жертв Холокоста в 2024 году в России. |
Международный день памяти жертв Холокоста в 2025 году: история и традиции | История о холокосте за относительно короткий промежуток времени значительно изменилась. |
Ответы : что такое Холокоста | Холокост так Холокост, давайте использовать этот термин и ложь истории разоблачать оружием самих же лжецов. |
День памяти жертв Холокоста. История трагедии от погромов до спасения
Несмотря на продолжающиеся конфликты, перелом в восприятии истории Холокоста, по мнению исследователей, произошел 9 декабря 1961 года в Израиле. В очередном выпуске Научно-информационного бюллетеня «Холокост» на английском языке отражены основные результаты деятельности нашего Центра, а также МНОЦ истории Холокоста. Генсек ООН: мы должны помнить историю, чтобы предотвратить повторение Холокоста. Почему именно они, каково количество жертв и когда отмечают международный день памяти жертв холокоста – читайте в нашей статье. При упоминании Холокоста на ум прежде всего приходит история уничтожения евреев. Экс-премьер Израиля обвинил Польшу в фальсификации истории холокоста Стороны договорились об экскурсиях израильских старшеклассников по местам холокоста в Польше.
27 января памятная для всего мира дата: Международный день памяти жертв холокоста.
- Холокост: что это?
- Читать еще
- Холокост — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Холокост: предыстория, хроника, память
Холокост: уроки памяти для будущих поколений
«Вторая мировая война и Холокост в нарративах истории совет-ского еврейства», «Холокост в культурной памяти США» и другие. Холокост – это, пожалуй, одно из самых трагических событий в многострадальном двадцатом веке. День памяти жертв Холокоста должен быть посвящен самим жертвам. Ощущение же абсолютной обыденности происходящего с 1933 года в Германии для ее жителей и так является самой ужасной составляющей Холокоста, с которой стоит начать. Холокост – это, пожалуй, одно из самых трагических событий в многострадальном двадцатом веке.
Холокост: почему важно помнить?
Но именно здесь 75 лет назад 14 октября 1943 года состоялось единственное успешное восстание под руководством офицера Александра Печерского. В память об этом событии в Еврейском музее и центре толерантности 29 января откроется выставка «Собибор: победившие смерть». Планируется, что в ней примет участие Президент РФ Владимир Путин, представители российских государственных структур, международных организаций, дипломатических миссий, главный раввин России Берл Лазар, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, рассказали РБК в пресс-службе музея. Концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау, на территории которого в 1947 году был создан музей. На экспозиции будут представлены письма руководителя восстания заключенных в Собиборе Александра Печерского Михаилу Леву, уникальные снимки, запечатлевшие участников событий 1943 года спустя десятилетия после восстания, а также современные фотографии территории, где располагался лагерь смерти.
Выставка продлится с 30 января по 25 февраля. Там же Федерация еврейских общин России намерена 29 января объявить конкурс на монумент героям сопротивления в концлагерях и гетто, которые во время Второй мировой войны организовывали побеги и восстания пленных, сообщил президент Федерации еврейских общин России Александр Борода 26 января на пресс-конференции в Москве, передает ИА «Интерфакс». Преполагается, что памятник будет установлен на прилегающей к Еврейскому музею территории. Техническое задание разошлют группам скульпторов, жюри выберет лучший проект.
А на апрель намечена премьера фильма «Собибор», посвященного событиям октября 1943 года. Режиссером и исполнителем главной роли выступил Константин Хабенский.
В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган. В отличие от других геноцидов, при которых жертвам часто удается избежать смерти, перейдя в чужую религию, живущее в то время еврейское поколение могло спастись только, если их бабушки и дедушки приняли христианство до 18 января 1871 года до даты основания Германской Империи Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками.
Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел.
Многие еврейские дети, которых спрятали в христианских семьях во время Холокоста, не догадывались о своем происхождении и оставались со своими приемными родителями. Некоторые дети настолько привязались к приемным родителям, что не хотели покидать их, чтобы воссоединиться с выжившими членами родной семьи. Нацистский псевдо-документальный фильм «Вечный жид» 1940 года был создан в попытке оправдать уничтожение евреев в Европе. В фильме говорилось, что евреям было генетически суждено стать блуждающими культурными паразитами. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы.
В Москве траурные мероприятия проходят в Еврейском музее и центре толерантности. К мемориалу возложили цветы, затем прошел концерт в память о погибших и памятная молитва. Подвиг красноармейцев, освободивших Освенцим, не должен быть забыт. Об этом сегодня вновь заявил Владимир Путин в обращении к участникам мероприятий, посвященным Дню памяти жертв Холокоста: «Тогда, в 1945 году, конец варварским планам нацистов положил, прежде всего, советский народ, который отстоял свободу и независимость Родины, спас от тотального уничтожения и порабощения еврейский и другие народы. Мы должны четко понимать, что любые попытки пересмотреть вклад нашей страны в Великую Победу фактически означает оправдание преступлений нацизма, открывает путь для возрождения его смертоносной идеологии. Забвение уроков истории приводит к повторению страшных трагедий. Свидетельство тому — те преступления против мирных граждан, этнические чистки, карательные акции, которые организуют на Украине неонацисты.
Именно с этим злом мужественно, плечом к плечу сражаются сейчас наши воины». О решающей роли советских воинов в освобождении узников концлагеря и победе над нацизмом говорил главный раввин нашей страны Берл Лазар на церемонии в Москве.
Вообще, вспомнив и другие исторические примеры массовых убийств на религиозно-идеологической и часто - в основе своей — экономической почве начиная хоть с Варфоломеевской ночи во Франции в 1572 г. Инструкция Гейдриха о создании юденратов Еврейских Управлений. В дальнейшем форма знака менялась в разное время и в разных местах, но в основном это была Звезда Давида.
Погибло 6 тысяч евреев. Первыми были выселены евреи Салоник. В течение нескольких дней они были вывезены датскими рыбаками в нейтральную Швецию. Отмечается как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Май 1960 года — поимка и казнь Адольфа Эйхмана.
Особенно много вопросов возникает в связи с участием в этом процессе миллионов немецких граждан. Даниэль Хольхазен в своей докторской диссертации на эту тему под названием «Добровольные палачи Гитлера» англ. Аналогичного мнения придерживается один из ведущих специалистов по холокосту Иегуда Бауэр. Однако другой известнейший историк холокоста Рауль Хильберг полагает, что проблема не в антисемитизме.
Холокост – величайшая трагедия еврейского народа
День памяти жертв Холокоста «Холокост» - в переводе с древнегреческого означает «жертвоприношение», «всесожжение». Такой формулировкой нацистское руководство Германии обозначало политику геноцида евреев, которая в мировой истории известна как холокост. Собственно Холокост в том виде, в каком большинство обывателей понимает его сегодня, начался со второй половины 1942 года, когда евреев из гетто начали отправлять в лагеря смерти. Всего лишь одна буква дает понять, к какому народу исключительно относится такое явление, как Холокост, и в связи с чьей историей рекомендуется, прежде всего, отмечать Международный день памяти жертв Холокоста. Холокост – это период в истории, когда нацистская Германия и ее союзники совершили систематическое уничтожение евреев и других групп национально-расовой дискриминации.
Холокост – величайшая трагедия еврейского народа
Что такое Холокост? В переводе с английского языка слово «holocaust» означает «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Холокост представлял собой систематический, спонсируемый режим преследований и уничтожения шести миллионов евреев в период с 1933-1945 год, осуществленный нацистской Германией, ее союзниками и пособниками. В его основе лежала расовая теория нацизма, идея о превосходстве арийской «высшей» расы над другими, признаваемыми «неполноценными» расами, представление о «мировом еврействе» как главном враге германской нации. Нацисты ошибочно обвиняли евреев в том, что они являются причиной социальных, экономических, политических и культурных проблем, а также в том, что они виновны в поражении Германии в Первой мировой войне. Впервые термин «холокост» был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.
По данным Музея Холокоста США , с 1939 по 1945 год не менее 1,5 миллионов польских граждан были депортированы в Германию на принудительные работы. Кроме того, несколько сотен тысяч были заключены в нацистские концлагеря. По некоторым оценкам, во время Второй мировой войны гитлеровцы убили не менее 1,9 миллиона поляков нееврейского происхождения [52]. По мнению Руммеля, погибли ок. Жители СССР «Энциклопедия геноцида» оценивает число советских жертв геноцида славян в 15,5-19,5 млн человек [7]. Руммель считает, что погибли ок. Свидетели Иеговы Основная статья: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе Тысячи Свидетелей Иеговы оказались среди первых, кого отправили в нацистские лагеря и тюрьмы. Они заявляли о своей позиции нейтралитета в любых вопросах, касающихся политики и войны [62] [63]. Свидетели Иеговы подвергались преследованиям главным образом за отказ от военной службы в нацистской армии , отказ от участия в работах по производству вооружений и отказ от произношения нацистского приветствия [52] [64]. Около 2000 Свидетелей умерли во время холокоста, из них более 250 были казнены [65]. Через нити масонства евреи опутывают наши правительственные круги и наиболее влиятельные в экономическом и политическом отношениях слои буржуазии, делая это настолько искусно, что опутываемые этого даже не замечают» [66]. Франкмасоны были отправлены в концлагеря как политзаключённые и были обязаны носить перевёрнутый красный треугольник [67]. Однако по оценкам Великой Ложи Шотландии, были казнены от 80 000 до 200 000 франкмасонов [69]. Основная статья: Геноцид цыган Благодаря традиционной мобильности цыганских групп и семей, опыту гонений в эпоху Позднего Средневековья и симпатиям нецыганского населения в большинстве стран, травля цыган со стороны нацистов не увенчалась большим успехом. В результате геноцида, по исследованиям последних 30 лет, погибло 150 000—200 000 цыган и гораздо больше пострадало, но выжило. Наряду с цыганами преследовались ениши — этнографическая группа, ведущая близкий к цыганскому образ жизни, однако, в отличие от них, чисто германского происхождения. Чернокожие жители Германии Основная статья: Рейнландские бастарды Немецкие граждане, имевшие родителей — выходцев из Африки, подвергались насильственной стерилизации. Стерилизации подвергались также дети. Число лиц, подвергнутых этой операции, по разным источникам составило от 400 до 3 000 [70]. Причины Холокоста Учёные высказывают разные мнения о причинах того, почему такое масштабное и беспрецедентное уничтожение людей вообще стало возможным. Особенно много вопросов возникает в связи с участием в этом процессе миллионов немецких граждан. Даниэль Гольхазен в своей докторской диссертации на эту тему под названием «Добровольные палачи Гитлера» англ. Аналогичного мнения придерживается один из ведущих специалистов по холокосту Иегуда Бауэр [73]. Однако другой известнейший историк холокоста Рауль Хильберг полагает, что проблема не в антисемитизме [74]. Немецкий историк и журналист Гёц Али утверждает, что поддержку политики геноцида нацисты получили в результате того, что отнятое у жертв преследования имущество было присвоено рядовыми немцами [75]. Немецкий психолог Эрих Фромм объяснял холокост присущей всему биологическому роду человека злокачественной деструктивностью [76]. Общий обзор мнений о причинах холокоста сделал историк Иосиф Кременецкий в статье «Можно ли понять Холокост? Отрицание Холокоста Основная статья: Отрицание Холокоста Существует точка зрения, согласно которой Холокост как явление не существовал в том виде, в каком его описывает общепринятая историография [78] [79]. В своей теории заговора отрицатели Холокоста выдвигают тезисы о массовых подделках, масштабных фальсификациях и сокрытии фактов в пользу евреев [80] [81] [82] [83]. При этом в основном оспариваются следующие положения [84] [85] [86] [87] : для массового уничтожения евреев были созданы и использовались газовые камеры и лагеря смерти ; число жертв среди еврейского населения на территориях, подконтрольных национал-социалистам и их союзникам, достигает от 5 до 6 миллионов человек. Большинство профессиональных историков характеризует отрицание Холокоста как ненаучную и пропагандистскую деятельность [88] [89]. Они отмечают, что отрицатели игнорируют научные методы исследований, а также часто исповедуют антисемитские и неонацистские взгляды [79] [85] [86] [90] [91]. В ряде стран публичное отрицание Холокоста является противозаконным [94] [95].
Причина кроется в том, что в конце войны немцы уничтожали все еврейские документы. Так из Дании был организован массовый выезд евреев в нейтральную Швецию. В Польше 2 врача сумели спасти от неминуемой гибели 8 тыс. Есть много свидетельств, когда они давали укрытие евреям. Он сумел спасти еврейку Анну Борос. На начало 2016 это звание было присвоено 26119 жителям из 51 страны. В 1945 подразделения Красной армии освободили самый ужасный из нацистских концлагерей Освенцим. Одним из них является дневник Анны Франк — проникновенная история подростка, попавшего в тяжелую ситуацию. Яд ва-Шем входит в один из самых посещаемых музеев мира. Впоследствии стала американским профессором Хесси Тафт. И не только знала, но уже тогда стали документировать факты военных преступлений гитлеровского нацизма. Там их размещали на баржах, предварительно заставив снять обувь, и отвозили в концлагеря. Часто прямо на берегу босых людей расстреливали и сбрасывали тела в Дунай. В 2005 неподалеку от Парламента страны на набережной реки Дунай был установлен «Самый пронзительный памятник мира». О некоторых мы писали тут и тут.
Юрий Бретштейн 2 Ниже приведена сокращённая компиляция огромного объёма сведений из Википедии - с моими небольшими добавлениями. Википедия трактует Холокост «Всесожжение как преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны — СССР и стран Европы; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи, Холокост считается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке. В широком смысле — это преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп евреев, цыган, геев, масонов, безнадёжно больных и др. Шоа; бедствие, катастрофа — термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса; заменяет наряду с термином «Катастрофа» собой менее корректный термин «Холокост». Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными. По оценкам «Энциклопедии "Холокоста" издана музеем Яд-ва-Шем в Иерусалиме , погибло до 3-х миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики , из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белорусии было уничтожено более 800 тысяч евреев. Традиционно жертвами Холокоста Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск.