Страницы стихотворения «Парус» полны ярких языковых и стилистических особенностей, которые делают его выразительным и запоминающимся. Идея стихотворения Парус. Статья автора «Анализ стихотворений» в Дзене: Период времени, когда было создано стихотворение “Парус”, был для молодого Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно сложным.
Краткий анализ стиха «Парус» М. Лермонтова и главная тема произведения
Развитие поэтической мысли в стихотворении «Парус» своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. История создания Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Отчасти потому, что первая строка стихотворения«Белеет парус одинокий» принадлежала Бестужеву-Марлинскому. Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения. Центральные символы стихотворения — парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути.
Какова основная идея стихотворения Парус
Разбор стихотворения Лермонтова Парус – сюжет и проблемы, история создания | мятежный парус, который ищет бури и не хочет покоя. |
"Парус" М.Ю. Лермонтова в контексте его творчества" | Краткий анализ стихотворения «Парус» Лермонтова отражает его идею: человеку свойственно рваться вперед, искать свое место, рисковать, любить, но обострение этих чувств особенно сильно в период жизненных невзгод. |
Определите тему и идею стихотворения Парус - Лермонтова | Какова основная мысль стихотворения лермонтова парус? |
Полный анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов) | Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. |
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова. Какова тема и идея стихотворения "парус" лермантова | Стихотворение "Парус" было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В "Парусе" нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после. |
Определите тему и идею стихотворения Парус - Лермонтова
Так, «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, море же — с жизнью. Все три строфы стихотворения построены по одной схеме. Первые два стиха передают состояние природы, заключительные два — состояние человеческой души. Однако в первой строфе герой и парус удалены друг от друга. Первый находится на берегу, а второй — «в тумане моря». Однако это родственные образы. Блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий в «житейском море». Обратите внимание В первом четверостишии движения, динамики в пейзаже практически нет, всюду царствует покой: Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой?
Парус же, олицетворяющий лирического героя, напротив, неспокоен. Это состояние мятущейся души передано глаголами: «кинул», «ищет». Герой стихотворения, вероятно, чувствует горечь каких-то потерь и пытается обрести гармонию в своем внутреннем мире. Вторая строфа пространственно сближает лирического героя и видимый им пейзаж. Объективный наблюдатель словно перемещается с берега на само судно: он слышит свист ветра, скрип мачты, видит игру волн[1]. В этом же четверостишии мы видим ответ на вопрос, поставленный героем в начале стихотворения: Увы! Частица «увы» здесь говорит нам о разочаровании человека, об усталой душе, не верящей в саму возможность счастья. Между тем это понятие является главным для лирического героя[2].
Третья строфа, по замечанию В. Марковича, создает «грандиозный образ вселенской гармонии»: Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой… Разрушить этот образ может лишь буря, но именно к ней стремится парус и душа лирического героя: А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой! Образ бури и образ покоя в «Парусе» антитетичны. Это «типичные для романтизма пейзажные эквиваленты соответствующих душевных переживаний»[3]. Но каждый из них является своеобразным романтическим идеалом для героя. Душа его жаждет воссоединить несоединимое. В стихотворении звучит «намек на потребность воссоединения противоположностей, ни одна из которых не может удовлетворить вполне»[4]. Очевидно, именно в этом для него заключается счастье.
Композиционно произведение делится на три части построфно. В первой части герой словно загадывает нам загадку о таинственной судьбе паруса. Вторая часть содержит уже некое предположение. Третья часть — ключ к непостижимой душе лирического героя, отождествляющего себя с парусом. Важно Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная.
Совет И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых туман , лазурных море , золотых лучи солнца , белых парус. Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение. Жанр «Паруса» — лирическая новелла; произведение мы можем отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Произведение насыщено романтическими образами и мотивами. Исследователи неоднократно отмечали аллегоричность образов стихотворения. Так, «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, море же — с жизнью. Все три строфы стихотворения построены по одной схеме. Первые два стиха передают состояние природы, заключительные два — состояние человеческой души. Однако в первой строфе герой и парус удалены друг от друга. Первый находится на берегу, а второй — «в тумане моря». Однако это родственные образы. Блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий в «житейском море». Обратите внимание В первом четверостишии движения, динамики в пейзаже практически нет, всюду царствует покой: Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Парус же, олицетворяющий лирического героя, напротив, неспокоен. Это состояние мятущейся души передано глаголами: «кинул», «ищет». Герой стихотворения, вероятно, чувствует горечь каких-то потерь и пытается обрести гармонию в своем внутреннем мире. Вторая строфа пространственно сближает лирического героя и видимый им пейзаж. Объективный наблюдатель словно перемещается с берега на само судно: он слышит свист ветра, скрип мачты, видит игру волн[1].
Автор ясно выразил жажду своей мятежной души в действии, в применении сил и поиске единомышленников. Он сообщает, что не ищет комфорта и счастья. А также не убегает ни от счастья, ни от волнений. Автора не волнуют временные ощущения счастья или несчастья, ему хочется совершить что-то важное. Второстепенные герои Парус находится в море, которое описывается как образ событий жизни, забросившей поэта далеко от дома, друзей и привычной обстановки. Море жизни поэт описывает как самое комфортное для паруса. В нем есть и ветер, и волны, струя воды под кормой удивительно красива. Но все же парус находится в тревоге и поиске. Море огромно, в нем парус теряется, и поэтому он настолько одинок. Он жаждет действий, бури. И все же, несмотря на жажду действий парус ищет покой, но не умиротворенный, а полный деятельности и стремления к цели. Главная идея стиха В стихе автор рассказывает о стремлении от одиночества, неопределенности и растерянности к деятельному покою. Ведь только тогда, когда человек находит свое предназначение в жизни и начинает его исполнять, он находит покой своей душе и чувство, что стоит на своем месте в жизни и делает свое дело. Через прекрасный образ паруса в море, поэт рассказывает о метаниях своей души, которые не касаются понятий «счастье-несчастье». Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Он жаждет смысла своей жизни, участия в чем-то по-настоящему важном. Поэт не уверен, что оставил это, самое важное, позади. Он также не знает, что найдет на новом месте. Автор стихотворения еще не знает, что именно может привести его к цели и надеется, что ему поможет буря. Он ищет бури, бурной деятельности и верит, что в этом сможет найти настоящий покой, хотя и в этом также не уверен потому, что употребляет слово «как будто». Жанр Стихотворение — лирическая новелла, написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная. В стихотворении также присутствуют черты элегии. Первая и третья строчка заканчивается на женскую рифму. Тогда как в четвертых строчках каждой строфы преобладает мужская рифма. Двенадцать строчек, три четверостишья с прекрасной и легкой рифмой. Ассонанс первой строки — употребление звука «о». Во втором четверостишье часто употребляется звук «э», а в последней строфе ясно слышен звук «у». Употреблены также аллитерации звуков «щ» и «к». Средства выразительности Поэт в своем произведении в основном употребляет нейтральную лексику. Наиболее часто существительные и прилагательные. Прилагательные позволяют точно и ярко охарактеризовать объекты наблюдения. Существительные помогают изобразить картину корабля, плывущего по морю. Также автор употребляет немало глаголов 3-го лица единственного числа «ищет», «кинул», «свищет», «просит», которые создают впечатление, что поэт говорит не о неодушевленном предмете, а о живой личности, так как парус символизирует человека. В произведении употреблены цветовые эпитеты. В нем палитра ярких красок: туман голубой, море лазурное, лучи солнца золотые, парус белый. Также в описании чувств, поэт употребляет эпитеты «одинокий, далекой», «мятежный» и т. В стихе также встречается инверсии «стране далекой», «в тумане моря голубом», «просит бури», и т. Также мы видим риторические вопросы «что ищет он в краю далеком? Для усиления экспрессии поэт употребляет повторы, анафору «что ищет, что кинул» и синтаксический параллелизм. Особенности стиха В первых двух строках каждой строфы стихотворения описывается природа.
Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус».
Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6
Голубые, синие, лазурные, золотые. Но мы не только видим, но и слышим шум моря. Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра? Какие звуки этому способствуют? В строфе И мачта гнётся и скрипит. Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит — отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч. Здесь использован художественный приём аллитерации. А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его? Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой … В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные носовые звуки n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды.
Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения? Море и парус Как они связаны между собой? Они неразделимы и гармоничны: без моря не может быть и паруса, он повинуется морскому ветру, следует за струёй «светлей лазури» и золотым лучом солнца. Но с другой стороны, парус будто «спорит» с морем, противостоит стихии, противопоставляя ей свои цели и желания. И парус немыслим без … человека. Парус в его руках! Поэтому за образом паруса угадывается человек. Какими эпитетами охарактеризован парус? Сначала он назван одиноким, а потом-мятежным.
Задумаемся, есть ли между этими эпитетами смысловая связь. Чтобы найти ответ, обратим внимание на некоторые слова и словосочетания. В первой строфе поэт задаёт сам себе вопросы: Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Назовите ключевые слова в каждом просе. Ищет и кинул. Что можно искать «в стране далекой»? Предполагаются и поиски сокровищ, и исследование новых земель. Но больше всего всё-таки сходятся на мысли о счастье, может быть, потому, что её подсказывает следующая строфа.
А что можно «кинуть» «в краю родном»? Родной дом, семью, близких людей и друзей, любимые уголки родного края — всё, что связывает нас с родиной. Подберите синонимы к слову «кинуть». Бросить, оставить. Какое слово самое резкое? В каком состоянии и в каких ситуациях его употребляют? Такое слово говорят обычно в состоянии возбуждения, может быть, даже раздражения, отрицания, когда сердце что-то активно отторгает, не принимает. Что они нам рассказывают о жизни паруса? У него был дом, «родной край», но почему-то он бежал оттуда глагол кинул подсказывает нам, что сделал он это в эмоциональном порыве , чего-то ищет в морском просторе, но найдёт ли — неизвестно … Найдите противоречия в действиях паруса.
Он что-то ищет — но не счастия а что же тогда можно искать?
Стихотворение состоит из трёх строф. Основная мысль стихотворения стара, как мир. Это поиск смысла жизни. В композиции чётко прослеживается разделение паруса и лирического героя. Две строки описывают пейзаж, а следующие строки описывают состояние героя. Он разделяет эти строки многоточием, даёт простор для читательской мысли. Или разделает стихию и состояние человека. В стихотворении Лермонтов использует аллегорию.
Так море - это жизнь человека, парус - его душа. Море пытается разбить парус, как жизнь пытается разбить душу поэта. Вначале оно приветливое, голубое, потом меняется резко, прямо на глазах. В первой строфе преобладает ключевое слово «одиночество». Герой разочарован жизнью. Он не находит себе места, что-то ищет. Как и сам поэт, находящийся в постоянном поиске. Вторая строфа - яростная борьба со стихией. Но она не приносит счастья, только разочарование и тоску.
Мечты разбились о жизненные рифы, счастье улетучилось, как дым. В третьей строфе всё хорошо и красиво в природе, а парус рвётся в бурю. Он чувствует, что там, наконец, обретёт покой. В спокойной жизни ему тяжело, она гнетёт его. Лермонтов сам похож на этот парус. Он тоже метался по жизни, искал любви и счастья. Это видно из его произведений. Поехал служить на Кавказ, в самое «горячее» место. Не может его парус найти тихую гавань.
Жанр стихотворения - лирическая новелла с глубоким философским смыслом. Через описание моря, паруса поэт передаёт свой внутренний мир. А бушующее море - это как наш суматошный мир. Стихотворение написано ямбом, строки рифмуются через одну. Как всё-таки был талантлив Лермонтов! Не зря же он учился на филолога, хоть потом и бросил учёбу. Он насытил стихотворение глаголами, чтобы придать ему некий динамизм. Чтобы был понятен контраст, он применил выражения, противоположные по значению стране далёкой - краю родном, кинул - ищет. Только чуткое ухо может уловить твёрдые звуки л, н, м, р.
Это сделано специально, чтобы у читателя было ощущение покачивания на волнах во время штиля. Но вот налетает шторм, добавляются твёрдые и шипящие звуки с, т, щ, ч. Эти строки мы учим в школе и помним потом всю жизнь. Анализ стихотворения Парус Лермонтова Знаменитое и многими любимое произведение "Парус" появилось на свет в 1832 году. Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов.
Стихотворение завершается оксюмороном [14] : Именно поэтому такой выразительной, сильной и в смысловом отношении очень ёмкой и натруженной оказывается заключительная строчка «Как будто в бурях есть покой». С помощью оксюморона поэт ставит последнюю заключительную точку в размышлениях о своей судьбе [14]. Адаптации[ править править код ] Один из наиболее известных романсов «Белеет парус одинокий» был написан в 1848 году композитором Александром Варламовым. По словам музыковеда Александра Майкапара , страстный порыв, ставший лейтмотивом произведения, был передан с помощью сопровождающей сочинение темпераментной ритмики болеро [15].
Кроме Варламова, к стихотворению «Парус» обращались также Антон Рубинштейн , написавший в 1849 году вокальный квартет, Владимир Ребиков , создавший мелодию для женского хора, и другие композиторы [16]. Влияния[ править править код ] Фраза «Белеет парус одинокой» появилась в литературе за несколько лет до написания Лермонтовым своего стихотворения: читатели впервые встретились с ней в 1828 году, когда была опубликована поэма «Андрей, князь Переяславский» Александра Бестужева-Марлинского [17]. В 1936 году тема была продолжена Валентином Катаевым , выпустившим книгу « Белеет парус одинокий ». В повести Катаева присутствуют неоднократные прямые отсылки к стихотворению Лермонтова; заключительные строки обоих произведений совпадают дословно [18]. Во второй половине XX века мотив лермонтовского паруса воплотился в песне Остапа «Белеет мой парус такой одинокий…», фильм « 12 стульев », композитор Геннадий Гладков , автор стихов — Юлий Ким. Кроме того, эта же тема присутствует в песне Евгения Глебова на стихи Булата Окуджавы «Срывался голос мой высокий, когда я в раннем детстве пел…» [19]. Письмо Лопухиной М.
Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых туман , лазурных море , золотых лучи солнца , белых парус.
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение. Жанр «Паруса» — лирическая новелла; произведение мы можем отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Произведение насыщено романтическими образами и мотивами. Исследователи неоднократно отмечали аллегоричность образов стихотворения.
Так, «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, море же — с жизнью. Все три строфы стихотворения построены по одной схеме. Первые два стиха передают состояние природы, заключительные два — состояние человеческой души. Однако в первой строфе герой и парус удалены друг от друга. Первый находится на берегу, а второй — «в тумане моря». Однако это родственные образы. Блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий в «житейском море». Обратите внимание В первом четверостишии движения, динамики в пейзаже практически нет, всюду царствует покой: Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Парус же, олицетворяющий лирического героя, напротив, неспокоен.
Это состояние мятущейся души передано глаголами: «кинул», «ищет». Герой стихотворения, вероятно, чувствует горечь каких-то потерь и пытается обрести гармонию в своем внутреннем мире. Вторая строфа пространственно сближает лирического героя и видимый им пейзаж. Объективный наблюдатель словно перемещается с берега на само судно: он слышит свист ветра, скрип мачты, видит игру волн[1]. В этом же четверостишии мы видим ответ на вопрос, поставленный героем в начале стихотворения: Увы! Частица «увы» здесь говорит нам о разочаровании человека, об усталой душе, не верящей в саму возможность счастья. Между тем это понятие является главным для лирического героя[2].
Основная мысль стихотворения парус лермонтова 6 класс кратко
Основная идея парус | Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах. |
Михаил Лермонтов "Парус" - анализ стихотворения и его философского подтекста | Страницы стихотворения «Парус» полны ярких языковых и стилистических особенностей, которые делают его выразительным и запоминающимся. |
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова ~ Другие сочинения | В стихотворении “Парус” Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает также главную и вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. |
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова | Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. |
Исследование структуры стихотворения Лермонтова «Парус» по плану | Центральные символы стихотворения — парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути. |
Лермонтов Парус: главные герои. Какова главная мысль рассказа?
Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В тоже время, читая произведение, чувствуется удивительная зрелость, присущая мыслям юного поэта. Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски.
С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту. В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни. Способ стихосложения, рифмы Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба.
В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта.
Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа — цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать. Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой.
Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом. Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона.
Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус». У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений.
С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний. А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус». История создания В 1832 году М.
Поэт отворачивается от так называемой зоны комфорта. Он считает, что цель жизни целиком заключается в участии в чем-то значительном. Он не уверен в том, что приведет его к успеху в этом стремлении, поэтому и беспокоится обо всех препятствиях на своем пути.
Стихотворение очень значимо для тех, кто только начинает принимать решения относительно своего будущего. Оно призывает человека не соответствовать общепринятым стандартам и не пытаться зеркально отражать других. Поначалу это путешествие покажется трудным, но следует упорно идти к своей цели, пускай и в одиночку, встречая все трудности с гордо поднятой головой. Строки стихотворения Лермонтова «Парус» описывают одинокий парусник в открытом море, который не ищет счастья и бежит не от него. Главный герой стихотворения — парусник, олицетворяющий вольного человека, свободного от общественных уз и норм, который стремится к новым горизонтам и не боится преодолевать трудности и опасности. Он просит бури, как будто в них есть покой, это символизирует его желание испытать судьбу и проверить свои силы.
Проблематика стихотворения заключается в идеализировании свободы и обретении независимости личности, которая не боится рисковать и идти против течения. Лермонтов подчеркивает важность самопознания и самоутверждения в обществе, а также необходимость поиска новых ценностей и горизонтов. Строки стихотворения «Парус» отражают тему человеческого стремления к свободе и самореализации, которая является универсальной и актуальной в любой эпохе. Именно поэтому оно включено в школьную программу по литературе. Ученики изучают не только содержание и форму стихотворения, но и художественные приемы, использованные автором для передачи своей мысли. Кроме того, этот текст помогает школьникам углубить свои знания в русской литературе и ознакомиться с культурой и историей России.
Покинув университет и забыв мечту стать филологом, Лермонтов поступил в юнкерскую школу. Военная служба предполагала разлуку с домом и любимой бабушкой Елизаветой Арсеньевой, зато может быть место подвигам, о которых мечтал поэт.
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова. Какова тема и идея стихотворения "парус" лермантова
А также не убегает ни от счастья, ни от волнений. Автора не волнуют временные ощущения счастья или несчастья, ему хочется совершить что-то важное. Второстепенные герои Парус находится в море, которое описывается как образ событий жизни, забросившей поэта далеко от дома, друзей и привычной обстановки. Море жизни поэт описывает как самое комфортное для паруса.
В нем есть и ветер, и волны, струя воды под кормой удивительно красива. Но все же парус находится в тревоге и поиске. Море огромно, в нем парус теряется, и поэтому он настолько одинок.
Он жаждет действий, бури. И все же, несмотря на жажду действий парус ищет покой, но не умиротворенный, а полный деятельности и стремления к цели. Главная идея стиха В стихе автор рассказывает о стремлении от одиночества, неопределенности и растерянности к деятельному покою.
Ведь только тогда, когда человек находит свое предназначение в жизни и начинает его исполнять, он находит покой своей душе и чувство, что стоит на своем месте в жизни и делает свое дело. Через прекрасный образ паруса в море, поэт рассказывает о метаниях своей души, которые не касаются понятий «счастье-несчастье». Он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Он жаждет смысла своей жизни, участия в чем-то по-настоящему важном. Поэт не уверен, что оставил это, самое важное, позади. Он также не знает, что найдет на новом месте.
Автор стихотворения еще не знает, что именно может привести его к цели и надеется, что ему поможет буря. Он ищет бури, бурной деятельности и верит, что в этом сможет найти настоящий покой, хотя и в этом также не уверен потому, что употребляет слово «как будто». Жанр Стихотворение — лирическая новелла, написано четырехстопным ямбом.
Рифмовка перекрестная. В стихотворении также присутствуют черты элегии. Первая и третья строчка заканчивается на женскую рифму.
Тогда как в четвертых строчках каждой строфы преобладает мужская рифма. Двенадцать строчек, три четверостишья с прекрасной и легкой рифмой. Ассонанс первой строки — употребление звука «о».
Во втором четверостишье часто употребляется звук «э», а в последней строфе ясно слышен звук «у». Употреблены также аллитерации звуков «щ» и «к». Средства выразительности Поэт в своем произведении в основном употребляет нейтральную лексику.
Наиболее часто существительные и прилагательные. Прилагательные позволяют точно и ярко охарактеризовать объекты наблюдения. Существительные помогают изобразить картину корабля, плывущего по морю.
Также автор употребляет немало глаголов 3-го лица единственного числа «ищет», «кинул», «свищет», «просит», которые создают впечатление, что поэт говорит не о неодушевленном предмете, а о живой личности, так как парус символизирует человека. В произведении употреблены цветовые эпитеты. В нем палитра ярких красок: туман голубой, море лазурное, лучи солнца золотые, парус белый.
Также в описании чувств, поэт употребляет эпитеты «одинокий, далекой», «мятежный» и т. В стихе также встречается инверсии «стране далекой», «в тумане моря голубом», «просит бури», и т. Также мы видим риторические вопросы «что ищет он в краю далеком?
Для усиления экспрессии поэт употребляет повторы, анафору «что ищет, что кинул» и синтаксический параллелизм. Особенности стиха В первых двух строках каждой строфы стихотворения описывается природа. Вторые две строчки передают состояние души автора.
В каждой строфе внешние впечатления рождают философские размышления.
Ребенок сидит на стульчике и позирует для художника. Все его нутро заявляет... Где же вы теперь, друзья-однополчане?
Великая отечественная война 1941 — 1945 знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв. Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла двадцать миллионов... Смысл заглавия романа В названии романа «Лето Господне» заключена его идея. Ильин так объясняет его: «Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень...
Анализ рассказа Бунина Грамматика любви Иван Александрович Бунин внес огромный вклад в русскую литературу, хотя и после революции был вынужден жить заграницей. Излюбленной темой Бунина была — тема любви. Первый рассказ, посвященный этой теме, стал... Анализ рассказа Бунина Муза Рассказ ведется от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи.
Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки... Открытый урок в 8-11 классах. Сочинение на тему Великая Отечественная война Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества.
Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери,... Как мы однажды вылепили снежную бабу Сначала снег был не очень хорошим. Этот первый снег был не рыхлым, а словно песок.
Из такого снега трудно и в снежки играть, и что-нибудь сделать — снежную бабу или... Сочинение на тему Вид из окна поезда В современном мире почти каждая семья, если не несколько членов семьи, имеет свой автомобиль и очень редко пользуется другим видом транспорта. Но никакая поездка на машине не сравнится с путешествием... Тема: Наши помощники — домашние животные и культурные растения.
УМК : «Школа 2100» Класс:... Изображение русского барства в повести А. Пушкина «Дубровский» К барскому особняку в селе Покровское подъезжают кареты. Хозяин Кирила Петрович Троекуров принимает гостей.
Приезжают даже те, кому не очень-то хочется, но отказаться нельзя: Кирила Петрович — барин властный, неподчинения... Что я знаю о значении выражений «вавилонское столпотворение» и «троянский конь»? Город Вавилон. Два Предания о древнем Вавилоне.
Строительство башни. Значение выражения «вавилонское столпотворение». Троянская война и ее причины. Прекраснейшей из богинь была признана Афродита.
Троянская война длилась девять лет... Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники На картине осень и женщина в черном. Она идет по дорожке парка, которую окружают золотистые молодые деревца , а уже за ними высокой стеной темные деревья.
Они высокие и старые,... Кардинал Ришелье — характеристика персонажа Произведение: Три мушкетера Ришелье, кардинал — первый министр, обладающий фактически неограниченной властью даже над королем Людовиком XIII, так или иначе участвующий во всех событиях, происходящих в романе,. Павел Петрович — характеристика персонажа Произведение: Отцы и дети Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов.
На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона. Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус». У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления.
Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний. А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус». История создания В 1832 году М. Лермонтов из Москвы уезжает в северную столицу, чтобы поступить в университет. Но ему не засчитывают два года обучения в Москве. Поэтому он колеблется: надо ли ему связывать свою жизнь с армией. Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников.
Гуляя на берегу Финского залива, он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли. Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М. Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали. Тематика стихотворения Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж. В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус. Пейзаж в стихотворении — это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения. Тема, идея стихотворения Что значит море для поэта?
Что кинул он в краю родном? Перефразировать абзац Интересно, что в произведении много многоточий, которые говорят о незаконченности действий, а также можно наблюдать два выразительных и два побудительных предложения, подчёркивающих поиск человека, как самого себя внутренне, так и внешне. Перефразировать абзац Нельзя не сказать о средствах выразительности. Например, таких как: эпитеты «мятежный парус», «луч золотой», «парус одинокий» , метафоры «ветер свищет» , олицетворения «парус бежит», «волны играют» , оксюморон «как будто в бурях есть покой». Перефразировать абзац Таким образом, можно сделать вывод, что Лермонтов очень часто затрагивает в своём творчестве тему одиночества, а в стихотворении «Парус» эта тема выражается очень ярко, а также затрагивается суть поиска своего «я».
Какова основная мысль стихотворения "Парус"
Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества. «Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл.
Какова основная мысль стихотворения "Парус"
Автор использует несколько звуковых групп, которые помогают читателю прочувствовать и представить происходящее. В начале стихотворения мы замечаем повторение звуков н, л, м, р. Они создают то легкое волнение паруса, которые плавно скользит по волнам. Но, вдруг, картина меняется. Начинается буря. Здесь мы обращаем внимание на звуки т, с, ч, щ.
Они передают нам тот свист, шум ветра, который окутал парус. Такой всплеск эмоций заменяется отчаянным разочарованием о том, что счастья ушло и его уже нигде не сыскать: «Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит». Даже переживая морские стихии, парус и дальше пытается найти покой. Он не может обрести счастья.
Поэтому, последние строки говорят нам о том, что лучше уж вернуться бушующему морю, которое поглощает и окутывает: «А он, мятежный, просит бури Как будто в бурях есть покой». Читая данное стихотворение, мы наблюдаем резкие смены пейзажей и сюжетов, мы наблюдаем за судьбой паруса, который не хочет мириться ни с одной стихией. Он не может найти умиротворение и спокойствие. Благодаря разнообразной палитре цветов: лазурной, голубой, золотой, читатель может увидеть прекрасные пейзажи, о которых так любил писать поет. Автор использует эпитеты, которые позволяют читателям раскрыть характер героя его стихотворения, высказать все волнения, которые испытывает герой.
В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный».
Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М, 2002, с. Маркович В.
Стихотворение М. Лермонтова «Парус». Межвузовский сборник. Стихотворение «Родина» М.
Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» М. Восприятие, толкование, оценка Стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Дума» М. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Смерть поэта» М.
Тема В стихотворении поднимается одна из основных тем лермонтовской лирики — тема одиночества. Поэтика Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — пяти- и четырёхстопный ямб, система рифмовки — перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение является ярким примером романтической поэзии.
Его построение, образы, лексика подчёркнуто романтичны. Картина изображения спокойная, но не совсем ясная. Парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Состояние смятенности лирического героя передаётся вопросительными интонациями третьего и четвёртого стихов.
Во второй строфе изображение меняется. Оно как бы приближается. Лирический герой находится под парусом. Он ищет спасение от одиночества именно в борьбе со стихией.
Он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. В третьей строфе дана гармоничная, светлая и яркая картина мира. Но это соотносится с состоянием лирического героя по контрасту. Мир природы равнодушен, лишён страстей, наполняющих душу человека.
Все кажется лирическому герою наполненным мятежными страстями. Обратите внимание Лирический герой Лермонтова страдает от разлада не столько с окружающим миром, сколько с самим собой. Парус Анализ стихотворения Лермонтова М.
Ключевые слова: романтика, романтическое, парус, море, душа, поиск, аллитерация, эпитеты. Уже не одно десятилетие я работаю в школе, и, слава богу, лермонтовский «Парус», несмотря ни на что, всегда оставался в школьных программах и всегда, замечу, вызывал эмоциональный отклик школьников. Интересным он остаётся для них и сейчас. Может быть, потому, что семнадцатилетний поэт удивительно точно передал состояние юной души, мечтательной, порывистой, ищущей. И современный подросток открывается ему навстречу, чувствуя родство с молодым поэтом, несмотря на то что их разделяют столетия. Работу со стихотворением мы начинаем с подготовительной беседы, которая поможет детям окунуться в атмосферу морской романтики. Наверняка вы не раз наблюдали за морем. Каким вы любите его больше всего? Большинство шестиклассников говорит о спокойном море, поражающем прозрачной водой, сквозь которую видны камешки, ракушки, мелкие рыбёшки, плещущиеся у берега. Им нравятся закатные и рассветные краски, отражающие небо, а самое главное — то умиротворение, которое рождает такое море. Многим по душе море с белыми барашками небольших волн, лёгкой рябью от бриза и криками чаек. Кому-то просто нравится купаться, нырять, брызгаться в ласковой морской воде. Кто-то любит лунную дорожку на морской глади и тихий плеск ночных волн. А какие ассоциации и каких героев вы чаще всего связываете с морем? Дети называют: корабли, чайки, волны, паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, сокровища, золотой песок, яхты; пираты, капитаны, моряки, русалки и т. Какие из них, на ваш взгляд, самые романтические и почему? О романтике, без сомнения, нам напоминают слова: паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, пираты, капитаны … Ведь именно с ними связана тема рискованных и увлекательных дальних странствий, сулящих неожиданности и открытия, дающих возможность проявить себя и даже, может быть, совершить подвиг. И когда смотришь на море, то невольно связываешь с ним все эти удивительные возможности. Давайте и мы сейчас полюбуемся морскими пейзажами, чтобы ещё раз проникнуться духом любимого нами моря. Почему никогда не надоедает наблюдать за морем? Оно всегда разное и меняется на наших глазах, каждый раз удивляя новыми красками, переливами света, игрой волн … Поэтому все так и любят наблюдать за ним. Как любил и Михаил Лермонтов … Стихотворение «Парус» он написал в семнадцать лет, то есть ему было немногим больше лет, чем вам, и по возрасту его можно сравнить с нашими старшеклассниками. Попробуем представить, каким он был в этом возрасте, о чём мечтал, какие настроения им владели. Теперь, когда мы подготовили подростков к восприятию произведения, и звучит «Парус» в исполнении учителя, после чего обращаемся к учащимся с вопросами. Понравилось ли вам стихотворение? Детям нравится стихотворение своей романтической устремлённостью, энергией, которая исходит от него, привлекают их и морские картины, созданные молодым поэтом. Почему поэт не может оторвать взгляда от паруса «в тумане моря голубом»? Парус всегда приковывает внимание тех, кто на берегу. Он зовёт за собой, так и хочется оказаться на этом судне, которое, подняв паруса, уходит в море и постепенно тает где-то у горизонта. Куда оно плывёт? Кто стоит у штурвала? Что его ждёт? Целый рой мыслей и фантазий проносится в голове у того, кто следит за парусом в море, и невольный вздох сожаления вырывается из груди, когда парус исчезает «в тумане моря, голубом» … Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько? В стихотворении описана не одна картина. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. В синеве неба и моря ярко белеет парус, он движется вдаль, становясь всё меньше и меньше, и скоро растает вдали: Белеет парус одинокий Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется: Играют волны, ветер свищет, И мачта гнётся и скрипит … И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой … Можно ли видеть эти картины одновременно? Тогда что из этого следует?
Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Читайте также: Сценарий развлечения «проводы зимы» в старшей группе детского сада Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни. По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова. От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды. Центральный образ стихотворения — одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва «в краю родном» и Петербург «в стране далекой». Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье. В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка. Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину «голубом», «золотой». Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя. В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой — редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее. Популярные тематики стихов Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Парус Белеет парус одинокий на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых. Анализ стихотворения «Парус» М. Лермонтова Лирическое произведение написано в романтической традиции. В стихотворении прослеживается параллельное изображение объекта — паруса — и чувств лирического героя. Параллель, проводимая автором, запечатлела смену пейзажа и внутреннего состояния героя. В произведении отображены размышления о смысле жизни и будущем, которые были актуальны для молодого поэта в момент написания произведения. Ведь стих был написан Лермонтовым в 18 лет перед его поступлением в юнкерскую школу. Незадолго до этого автор расстался с мечтой получить филологическое образование, и его настроения отразились в данных строках. Произведение включает три строфы. В каждой из них за описанием паруса в море следует лирическое изложение внутренних мыслей и раздумий героя. Отделяют эти две линии многоточия, выражающие общее настроение задумчивости автора. Поэт постепенно переходит от изображения тихого морского пейзажа до бури чувств лирического героя. Если первым строкам присущ созерцательный характер, то в середине начинается легкий шторм, начинают играть волны, а завершает стих желание бури, настоящей стихии. Причем это чувство присуще герою, в противовес безмятежной картине штиля, в которой центральной фигурой выступает парус. Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений. Жанр произведения — пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий. Написан стих четырехстопным ямбом, рифма — перекрестная. Образы и аллегории Главный образ в произведении — сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа. Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе. Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах. Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем. Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя. Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности. В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории — одиночество и свобода. Для автора эти понятия были синонимичны. Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре. Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури. В последней строфе автор создает контраст между тихой картиной штиля, ярко описанной при помощи сравнения «струя светлей лазури», эпитета «луч солнца золотой», и внутренними переживаниями героя. Стих насыщен глаголами, что придает определенной динамичности в изображении героя наряду с тем, что пейзаж в основном статичен, и позиция героя якобы созерцательная. Часто автор употребляет повторы и анафоры. Также символизма придает использование синтаксического параллелизма в сочетании с анафорой. Произведение «Парус» — яркий пример романтической лирики.