Алексей Петрович Боголюбов родился в семье военного и принадлежал к роду Радищевых. В книге «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник» описывается жизнь Боголюбова, которая, прошла в постоянных поездках по России и Европе. К 200-летию Алексея Боголюбова – художника, просветителя, мецената. Для интереса: Синопский бой двух художников За границей Боголюбов общается со многими европейскими художниками.
Другие новости компании «Министерство обороны РФ (Минобороны)»
- Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее - Москва 2024
- Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск) | Студия И
- Вышел в свет альбом художника Алексея Боголюбова, посвященный Финскому заливу
- Художник-моряк
- Другие новости компании «Министерство обороны РФ (Минобороны)»
Художник моряка победил. Третьяковка заново открывает живопись Алексея Боголюбова
В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба. С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств. В Академии художеств Боголюбов учится у М. Воробьева и В. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. Айвазовский, хотя он н не был профессором Академии художеств. С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "...
Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили. Три последние были удостоены Малой золотой медали. Тем не менее живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции очень "придуманны", и творческая фантазия с налетом академического романтизма то и дело заменяет художнику строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Более всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хранящийся в Киевском музее русского искусства, дает представление о живой непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом восприятии действительности. Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе. В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за "Вид С. Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" 1854, Третьяковская галерея , были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи.
К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий - "Афонское сражение 19 июля 1807 года". Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба. В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с твердым намерением учиться в Дюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста Андрея Ахенбаха. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду царский заказ. Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.
Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" 1854 , таков же "Синоп" 1856 - этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" 1859 передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке. Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве. Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд других русских художников, Боголюбов останавливается там.
Результатом этого путешествия были картины: "Римская ночь", "Бурный вид о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и другие. Дело сначала не шло. Пришлось написать десять этюдов - и только тогда в Риме я мог окончить эту работу". В Риме судьба свела Боголюбова с художником Франсуа, который познакомил его с работами французских пенсионеров академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет Боголюбов, - и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру французского пейзажа, глядит на натуру". Первая встреча с представителями французской реалистической живописи очень скоро дала свои результаты: Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал очень мало, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Это помогло ему овладеть перспективой. Работа над выполнением царского заказа заставила Боголюбова осенью 1856 года отправиться на Дунай, чтобы написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже "подготовленный всеми реляциями известного боя".
В Синопе Боголюбов пробыл месяц, нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было трудно - война едва отшумела, и обстановка повсюду была еще очень тревожной. Боголюбов едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а затем, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него. Пользуясь советами опытного мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов постигает "науку живописи" и вместе с тем сближается со многими известными французскими художниками: Орасом Верно, Энгром, Полем Деларош, а позже и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном. В 1859 году Боголюбов переезжает в Дюссельдорф и начинаем работать под руководством Андрея Ахенбаха. Ахенбах сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, рекомендует забыть его картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу. В Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал ряд больших картин, среди которых выделялась "Ярмарка в Амстердаме". По своему сюжету она еще тяготеет к романтическому пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, блеск в окнах и на воде, темные силуэты сонных кораблей. Но эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством исполнения и реалистической убедительностью в решении столь сложной задачи.
По этой картине можно судить о том, насколько окреп Боголюбов в рисунке, насколько возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической убедительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать природные и световые эффекты. В этом Боголюбов сумел подняться до уровня современных ему голландских и французских художников, писавших картины на сходные темы. Трезвый реализм Боголюбова удивлял многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случайно поэтому в мастерской Боголюбова "часто сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а художник Добиньи, который очень полюбил Боголюбова, хвалил его работы и менялся с ним этюдами. В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. Крамской, вспоминая эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами".
Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, "так как, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться". Я составил себе имя, которым честно живу и теперь". Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ - написать историю морских сражений Петра Великого.
В тихой лесной роще — темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это «безлюдная» природа, но кажется, что здесь незримо присутствует человек. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими произведениями барбизонской школы.
Тем не менее, он участвовал во всех передвижных выставках, начиная с первой — 1871 года, в следующем году стал одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело использовал свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Но почти каждое лето Боголюбов приезжал в Россию. Холст, масло, Частное собрание Он сохранил верность родине и жил интересами русского искусства. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. Вид на баптистерий и собор». Бумага, графитный и цветные карандаши 12,5 х 17,5 Частное собрание,Москва Алексей Петрович Боголюбов, скончался в Париже 7 ноября 1896 года. Тело художника было перевезено в Санкт-Петербург и предано земле на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 года прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры «Некрополь мастеров искусств».
Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 году. Авторские права защищены.
Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» будет открыта с 15 сентября по 21 января 2024 года.
Столь же выдающимися можно признать его достижения в области батальной картины. Боголюбов является автором несравнимой по своему историческому значению изобразительной летописи российского военно-морского флота. Художник известен и как автор многочисленных городских видов, отечественных и зарубежных, увлекающих своей пространственной и документальной выразительностью. Кроме того, это один из первых русских мастеров, целенаправленно посвятивший себя пейзажному пленэру, создатель камерных этюдов, покоряющих естественностью природных мотивов, поэтичностью образных решений и новаторской для своего времени техникой письма. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея Не менее выдающимися стали деяния Боголюбова на поприще отечественной культуры в самых разных ее сферах. Бывший военный моряк, профессор «по живописи морских видов» Императорской Академии художеств, он являлся постоянным членом наиболее демократического и передового сообщества второй половины XIX века — Товарищества передвижных художественных выставок. Близкий знакомый императорской семьи, Боголюбов выступал художественным экспертом и комиссионером для многих ее представителей, а также частных коллекционеров. Велика его роль народного просветителя — стараниями Боголюбова в Саратове появился первый в России общедоступный художественный музей, которому он завещал собранную коллекцию русского и западноевропейского искусства. Боголюбов художник и знаток имел огромный авторитет не только на родине, но и за рубежом.
Свои обширнейшие связи в европейской среде он поставил на службу молодым русским художникам, неустанно защищая их интересы, способствуя образованию и творческому росту нового поколения отечественных мастеров. Катание на Неве. Государственная Третьяковская галерея Наследие пейзажиста и мариниста велико и находится во многих музейных и частных собраниях, значение его неоспоримо. Тем не менее универсальный характер деятельности Боголюбова и ее масштаб не позволяют сразу охватить, а тем более оценить разнообразие и глубину его живописного дара. Может быть, поэтому личность этого замечательного мастера, всю жизнь преданно служившего своей родине и русскому искусству, мало знакома широкому кругу любителей живописи. Скалы в Фекане. Радищева Алексей Петрович Боголюбов 1824—1896 — потомственный русский дворянин, сын героя Отечественной войны 1812 года и внук писателя-революционера Александра Николаевича Радищева, имя которого художник через много лет увековечил в названии саратовского Радищевского музея. Боголюбов гордился своим происхождением, чувство долга неотделимо от его жизненного и профессионального пути. О нем он увлекательно рассказал в «Записках моряка-художника» — интереснейших воспоминаниях, написанных на склоне лет. Офицер Балтийского флота, Боголюбов являлся воспитанником Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге.
Уже в корпусе он увлекался рисованием и живописью, а служба во флоте позволила освоить будущему художнику многие технические навыки, сделавшие впоследствии его творческий почерк уникальным.
Художник-моряк
Это — разврат». Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству. В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе «Камчатка» путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба. С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств. В Академии художеств он учится у М. Воробьева и В. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист И. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств.
С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «... Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили». Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе. В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за «Вид С. Перспективно-видовые картины, подобные «Катанию на Неве» 1854, Третьяковская галерея , были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. Вторую золотую медаль художник получит в 1852 году за несколько картин, в частности — за «Вид Смольного монастыря с Охты». По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850—1870-х гг.
По условиям заказа необходима была абсолютная точность как в изображении всех деталей корабельной оснастки, так и передаче исторических подробностей, с чем художник блестяще справился. В 1858 году Боголюбов за картины с видами Рима, Константинополя, и Шильонского замка на Женевском озере получает звание академика, в 1861 году — звание профессора живописи. Им создано немало знаменитых на весь мир картин и полотен — около 3000 картин, акварелей и рисунков, только в царской коллекции насчитывалось 150 акварелей. По заказу императора Александра II Алексей Боголюбов изобразил историю русского флота, в частности, флота Петра Великого, что стало поистине живописной историей русского флота. К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий — «Афонское сражение 19 июля 1807 года». Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал.
Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" 1854 , таков же "Синоп" 1856 - этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега.
Пространство строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" 1859 передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке. Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве. Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд других русских художников, Боголюбов останавливается там. Результатом этого путешествия были картины: "Римская ночь", "Бурный вид о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и другие.
Дело сначала не шло. Пришлось написать десять этюдов - и только тогда в Риме я мог окончить эту работу". В Риме судьба свела Боголюбова с художником Франсуа, который познакомил его с работами французских пенсионеров академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет Боголюбов, - и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру французского пейзажа, глядит на натуру". Первая встреча с представителями французской реалистической живописи очень скоро дала свои результаты: Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал очень мало, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Это помогло ему овладеть перспективой. Работа над выполнением царского заказа заставила Боголюбова осенью 1856 года отправиться на Дунай, чтобы написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море.
Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже "подготовленный всеми реляциями известного боя". В Синопе Боголюбов пробыл месяц, нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было трудно - война едва отшумела, и обстановка повсюду была еще очень тревожной. Боголюбов едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а затем, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него. Пользуясь советами опытного мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов постигает "науку живописи" и вместе с тем сближается со многими известными французскими художниками: Орасом Верно, Энгром, Полем Деларош, а позже и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном. В 1859 году Боголюбов переезжает в Дюссельдорф и начинаем работать под руководством Андрея Ахенбаха. Ахенбах сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, рекомендует забыть его картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу.
В Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал ряд больших картин, среди которых выделялась "Ярмарка в Амстердаме". По своему сюжету она еще тяготеет к романтическому пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, блеск в окнах и на воде, темные силуэты сонных кораблей. Но эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством исполнения и реалистической убедительностью в решении столь сложной задачи. По этой картине можно судить о том, насколько окреп Боголюбов в рисунке, насколько возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической убедительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать природные и световые эффекты. В этом Боголюбов сумел подняться до уровня современных ему голландских и французских художников, писавших картины на сходные темы. Трезвый реализм Боголюбова удивлял многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случайно поэтому в мастерской Боголюбова "часто сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а художник Добиньи, который очень полюбил Боголюбова, хвалил его работы и менялся с ним этюдами.
В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. Крамской, вспоминая эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами". Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, "так как, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться". Я составил себе имя, которым честно живу и теперь".
Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ - написать историю морских сражений Петра Великого. После закрытия выставки, принесшей ему такой успех, Боголюбов побывал в Москве и, вернувшись в Петербург, вошел в круг художников, группировавшихся вокруг Академии и Общества поощрения художников. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. В 1864 году такой же атлас Финского залива был выполнен им вместе с капитанами Баженовым и Кроуном. В связи с необходимостью побывать на Каспийском море Боголюбов совместно с братом предпринял в 1861 году путешествие по Волге. Результатом явились иллюстрации к книге Н.
Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов. Впоследствии они легли в основу нескольких видовых полотен Боголюбова. К этой поездке, вероятно, относится этюд "Закат солнца в Нижнем" Русский музей. Боголюбов изобразил берег Волги, вдоль которого тянется к городу дорога. По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские телеги Заходящее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города. Колорит этого этюда и его настроение очень напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом. В нем снова повторяется тот же мотив вечернего закатного освещения.
Вода блестит в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красноватым силуэтом вырисовываются главы церквей и стены древнего русского города. На опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью лодку. Наибольший интерес для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городе Пизе Русский музей , датировка которых до сих пор оставалась неясной. Между тем они могут быть датированы абсолютно точно благодаря записям в дневниках художника. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они безусловно могут быть названы пейзажами настроения.
В них уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи. В 1863 году Боголюбов вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд больших картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н другие, а также огромное количество рисунков. В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Пора было подумать и об исполнении заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а затем в Дюссельдорф, где в следующем году и приступил к этой работе.
Большая часть полотен была создана им тогда же, но весь цикл был завершен только в 1876 году. Второй цикл морских баталий состоит из следующих известных нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г. Картины "Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г.
По ее словам, морскую тематику продолжит выставочный проект «Я безумен только в норд-норд-вест», который откроется в Третьяковской галерее 28 сентября и познакомит зрителей с творчеством современного российского художника Александра Пономарева.
Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» будет открыта с 15 сентября по 21 января 2024 года.
Радищева В 1861 году художник с братом Николаем, моряком и писателем, отправился в путешествие по Волге, чтобы сделать путеводитель по региону. Для Боголюбова, к тому времени долго прожившего за границей, это было знакомством со своей страной, которую, по собственному признанию, он мало понимал. К его удивлению, крестных ходов в Ярославле с Крещения и до поздней осени проходило больше двадцати. Эта тема пленила его и стала одной из центральных в творчестве. Через пару лет художник провел в Ярославле пять дней в составе свиты великого князя Николая Александровича, который покупал у него работы. После безвременной кончины цесаревича они оказались в коллекции будущего императора Александра III, который, как известно, принял от старшего брата не только живопись, но и невесту — датскую принцессу Дагмар, будущую императрицу Марию Федоровну. Также он преуспел в формировании коллекции императора, который собрал около 800 предметов, размещенных в разных дворцах. В 1870 году в знак признания Александр III поместил около 30 полотен Боголюбова в столовой Александровского дворца и назвал это помещение Боголюбовским залом.
Радищева После 1873 года Боголюбов из-за болезни сердца постоянно жил и работал за границей, изредка приезжая на родину. Что не мешало ему быть в курсе всех дел, участвовать в выставках передвижников и, используя свой административный ресурс, помогать художникам. Так, в 1885 году он успешно ходатайствовал о снятии запрета на показ картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая не понравилась Александру III. Также он устраивал для художников выгодные заказы, в том числе для Поленова, Савицкого, Крамского.
Творчество художника
- Императорский живописец «два в одном»: путешествия Алексея Боголюбова - Статьи и репортажи РГО
- Столичный вор сдал в полицию украденную картину известного художника
- Коллекцию графических работ Алексея Боголюбова впервые представили в Музее ИЗО Карелии
- «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи»
Коллекцию графических работ Алексея Боголюбова впервые представили в Музее ИЗО Карелии
В Париже Боголюбов сблизился с художниками барбизонской школы, тесно общался с Камилем Коро, дружил с Шарлем-Франсуа Добиньи. Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. художника, просветителя, мецената, общественного деятеля, основателя. Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства.
В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова
В Инженерном корпусе проведут выставку "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения художника" о русском маринисте и пейзажисте второй половины XIX века. Фотография с творческого занятия «Морская служба художника Алексея Петровича Боголюбова», проведенного сотрудниками Музея морского флота в Книжной гостиной Новой Третьяковки. Впервые Алексей Боголюбов начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Она посвящена Алексею Боголюбову — художнику-маринисту, основателю Радищевского музея, и приурочена к 200-летию со дня его рождения.
Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов»
У посетителей выставки будет возможность увидеть произведения Боголюбова и его графические работы, которые обычно хранятся в запасниках. Его называют продолжателем и второй по величине фигурой среди российских художников-маринистов после Айвазовского. Но флотские зачастую ставят Боголюбова даже выше романтика Айвазовского. Боголюбов начинал свою карьеру как флотский офицер, и он досконально знал то, что писал. У нас очень большая коллекция работ Боголюбова - порядка 112 работ.
Это — разврат». Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству. В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе «Камчатка» путешествие на остров Мадейру.
Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба. С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств. В Академии художеств он учится у М. Воробьева и В. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист И. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств.
С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «... Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили». Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе. В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за «Вид С. Перспективно-видовые картины, подобные «Катанию на Неве» 1854, Третьяковская галерея , были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи.
Вторую золотую медаль художник получит в 1852 году за несколько картин, в частности — за «Вид Смольного монастыря с Охты». По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850—1870-х гг. По условиям заказа необходима была абсолютная точность как в изображении всех деталей корабельной оснастки, так и передаче исторических подробностей, с чем художник блестяще справился. В 1858 году Боголюбов за картины с видами Рима, Константинополя, и Шильонского замка на Женевском озере получает звание академика, в 1861 году — звание профессора живописи. Им создано немало знаменитых на весь мир картин и полотен — около 3000 картин, акварелей и рисунков, только в царской коллекции насчитывалось 150 акварелей. По заказу императора Александра II Алексей Боголюбов изобразил историю русского флота, в частности, флота Петра Великого, что стало поистине живописной историей русского флота. К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий — «Афонское сражение 19 июля 1807 года».
Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал.
При поддержке Президентского Фонда культурных инициатив разработана масштабная кросс-культурная программа «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи», которая включает проведение художественно-музыкального фестиваля, концертов, творческих лабораторий-пленэров с последующей экспозицией в онлайн галерее проекта, издание и презентацию первой художественно-биографической книги «Алексей Боголюбов», съемку и премьерный показ документального фильма «Большое путешествие художника Алексея Боголюбова», организацию выставочного проекта в открытом городском пространстве «А. Организаторами «Года А. Боголюбова» выступают Библиотека искусств им. Боголюбова, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество, Библиотека-читальня им. Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Генеральная идея передвижничества - противопоставление себя академистам с их застывшей классикой и «устаревшей» гармонией. Боголюбов же слыл пожилым мэтром — возраст под пятьдесят, вдовец, да ещё и типичное лицо Академии. Неужто, гены Радищева дали о себе знать?! Тем не менее моряк-художник сдружился с Ильёй Репиным - тот был моложе на двадцать лет. Одно из почётных мест в экспозиции занимает репинский портрет Боголюбова, писаный с невероятным уважением к «модели». В 1870-х мастер открывает для себя Москву, и панорама от дома Хлудова, о которой было сказано выше — одна из длинного ряда картин на московскую тему. Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье - всё это было так чудно, так оригинально! Поскольку Боголюбов был по-военному точен, мы смело можем представлять, как выглядел город во второй половине XIX века. Допустим, вид Голицынской больницы, на тот момент считавшейся «построенной на отшибе» - теперь это Ленинский проспект, а писал художник, стоя на топком, болотистом бережку, где ныне располагается Фрунзенская набережная и …редакция газеты «Завтра». Куда как более узнаваем «Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве» - эта улица частично сберегла свой облик, да и восстановленный храм высится над рекой. Алексей Боголюбов, как и большинство интеллектуалов своего поколения, был радетелем-просветителем. Главное его детище — Саратовский художественный музей и школа рисования — сейчас это Художественное училище имени А. Он был отцом моей матери. Не думал я тогда, что сделаюсь почётным гражданином этого города и что свяжу навеки радищевское имя со своим, устроив здесь музей и школу рисования», - констатировал Боголюбов. Но, увы, художник всё чаще жил за границей, наездами бывая в России. В советские годы утверждалось, что он, как наследник Радищева, опечалился сворачиванием реформ, предпочтя эскапизм - лишь бы не глядеть на триумф тёмного консерватизма. Думается, причиной являлось желание раствориться в незнакомой толпе, где никто не ведает, что за бородач пишет набережную Гавра или сидит под зонтиком на холмах Экуана. Сложные взаимоотношения Боголюбова с новым царём — Александром III также имели место, хотя, прямого конфликта не наблюдалось — Боголюбов, как истый служака, оставался лоялистом. Разве что защитил Репина с его «Иваном Грозным», убившим сына — фабула взбесила Александра, но веское слово академика остудило монарший гнев — после ходатайства Боголюбова запрет на экспонирование был снят. Картины, созданные во Франции, кажутся написанными другим человеком — у Боголюбова появилась импрессионистская нотка. Строгие формы сменились «впечатлениями» и «настроениями».
НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
- Летописец флота: в Омске открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
- Столичный вор сдал в полицию украденную картину известного художника // Новости НТВ
- Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения
- НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
- Боголюбов Алексей Петрович | Kramskoy
Оценка, продажа и реализация картин А.П. Боголюбова
Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба. Путь его лежал через Берлин в Дрезден, а затем Брюссель и Антверпен. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в — виду царский заказ. Отлив В Схевенингене». Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд других русских художников, Алексей Боголюбов обосновался там. Результатом этого путешествия были картины: «Римская ночь», «Бурный вид о-ва Капри», «Вечер в Неаполе» и другие.
Радищева, Саратов В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. Знойный день». Холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Радищева Саратов Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Результатом этих поездок явился ряд больших картин: «Вид Казани в разлив», «Нижний Новгород с колокольного базара», «Ипатьевский монастырь» н другие, а также огромное количество рисунков.
Нижний базар». Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Частное собрание Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год — путешествие по России, затем — Дюссельдорф, Дания.
Сюжеты произведений связаны с эпизодами Крымской войны и первым опытом использования в сражениях колесных пароходофрегатов. В дальнейшем эти работы послужили эскизами для живописных полотен. Используя фактический материал на основе донесений командного состава, планов сражений и воспоминаний очевидцев, Боголюбов создал произведения с реалистическими изображениями легендарных кораблей «Владимир», «Флора», «Колхида», «Ординарец».
В дальнейшем, в ночь на 31 августа 1855 года, все они по приказу русского командования были затоплены, чтобы преградить вход в бухту неприятельских судов, когда русские войска покинули южную сторону Севастополя. Боголюбов — мастер, в творчестве которого рисунки занимают существенное место. Он делал зарисовки в путевых альбомах во время многочисленных путешествий по России, Европе и Ближнему Востоку, создавал эскизы к будущим картинам. Так, рисунок «На Дунае у о. Дело Скрыдлова» мог служить подготовительным материалом для создания картины «Дело Скрыдлова на Дунае» 1881 года, хранящегося в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Помимо этого, зрители увидят рисунки из путевых альбомов. Работая над ними, художник использовал акварель, сепию, технику папье-пелле.
Также на выставке обширно представлена живопись.
Всю свою жизнь Боголюбов активно трудился на благо отечественной культуры. Среди его наиболее значимых заслуг - основание в Саратове первого в России общедоступного художественного музея, участие в реформах Императорской Академии художеств, помощь ее выпускникам за рубежом, в Париже, где Боголюбов провел значительную часть жизни. Здесь он многое сделал для развития связей русской и западноевропейской художественных школ, неизменно отстаивая интересы первой. Бывший военный моряк, художник Главного морского штаба, он был удостоен звания профессора Академии художеств. Боголюбов входил в Товарищество передвижных художественных выставок и был одним из ведущих мастеров своего времени, развивавшим этюдный стиль в пейзажном жанре. Выставка позволяет проследить основные периоды и сферы творческой деятельности пейзажиста, от времени обучения в Академии художеств в 1850-е годы до 1880-х годов.
Этап становления моряка-художника связан с его учебой в Императорской Академии художеств и поездкой в Европу. Путешествуя по Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Боголюбов знакомится с новейшими течениями в пейзажной живописи, прежде всего с дюссельдорфской школой и пейзажистами-барбизонцами.
Музей "отправит" омичей на море
Боголюбов — мастер русской батальной марины, замечательная, яркая фигура в русской культуре. Художник по праву считается одним из ведущих русских маринистов и мастером пейзажной живописи второй половины XIX века, но широкой публике его работы известны мало. Профессор Императорской Академии художеств по живописи морских видов, член Товарищества передвижных художественных выставок Алексей Боголюбов многое сделал для развития русской и европейской культуры. Бывший офицер флота и знаток кораблей, он исполнял заказы русских императоров, создавая великолепные картины из истории российского флота. Будучи новатором в области живописной техники, он обладал высоким авторитетом и у европейских школ живописи.
В виртуальном филиале Русского музея посетители познакомились с фильмом из медиатеки: «Императрица Мария Фёдоровна и её учитель А.
Боголюбов» из цикла авторских программ директора Русского музея В. В постоянной экспозиции картинной галереи гости увидели подлинные произведения Алексея Боголюбова и его учеников морских баталистов — А. Беггрова и Н.
В книге «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник» описывается жизнь Боголюбова, которая, прошла в постоянных поездках по России и Европе. В книге «Летопись жизни и деятельности художника Боголюбова» собраны сведения от рождения до кончины Боголюбова. Интересна серия открыток «Художники передвижники», где представлена репродукция одной из работ ученика Боголюбова - Александра Беггрова. В виртуальном филиале Русского музея посетители познакомились с фильмом из медиатеки: «Императрица Мария Фёдоровна и её учитель А.
Будущий автор больших батальных картин и тонких пейзажных этюдов в семнадцать лет в звании мичмана и адъютантский должности готовился посвятить флоту, ходил в заграничные плавания. В течение нескольких лет он совмещал морскую службу с обучением в Императорской Академии художеств. Закончив её с золотой медалью Боголюбов отправился за границу. В течение шести лет он путешествовал по Европе, знакомясь с искусством старых мастеров Возрождения.
Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
Акварели и графические рисунки художника-мариниста, блестящего мастера пейзажа и морских баталий русского живописца Алексея Боголюбова можно увидеть в музее имени Крамского. К 200-летию со дня рождения великого русского живописца А.П. Боголюбова Третьяковская галерея организует показ его наследия. Новости. Открытие «Года А.П. Боголюбова» и презентация кросс-культурной программы «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи». Хорошие новости сети от Анны Алексеевой: Шкаф гладит белье, а новый сервис помогает путешественникам в поисках жилья. Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) – один из наиболее значимых художников в истории русского искусства.