Новости гештальт подход в психологии

Гештальт в психологии: что это простыми словами.

Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами

Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход.
Что такое гештальт: техники, законы и примеры Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины.

Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами

На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии. Гештальт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия: в чем разница? Что эффективнее: гештальт или КПТ? Читайте в статье. Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД. Критика гештальт-подхода. Гештальт-подход в других сферах. Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы.

Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами

Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. это научно-популярный проект посвященный популяризации психологии и поиску наиболее эффективных способов психологической помощи. Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики.

Что такое гештальт и как его наконец закрыть

Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная мечта может привести к тому, что родитель может пытаться реализовать её с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя? Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве или юности, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак?

Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него. Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца.

Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых?

Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям.

Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Ты — это ты. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно.

Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются. То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент. В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т. Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях. Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?.. Очень-очень подробное прохождение всех этапов контактного процесса. Без пропусков, без лакун.

Еще одна особенность гештальт-метода — стремление не оценивать то, о чем говорит человек. Как только терапевт начинает оценивать факты с позиции «хорошо-плохо», «должно быть так» или «так не должно быть», он перестает думать. Не говоря уже о том, что тот, кого оценивают, переживает множество эмоций, не имеющих отношения к терапии, к тому, что происходит между двумя людьми здесь и сейчас. Приведу пример неосознанной оценки. Клиент рассказывает терапевту, что его клиента ограбили на улице. Буквально: «Жизнь или кошелек! Он говорит: «Наверное, вы очень сильно разозлились? Не потому, что он действительно разозлился, а потому, что он вроде бы должен был нечто такое почувствовать. На самом же деле, человек испытал сильнейший страх, а вовсе не злость.

И работать здесь нужно было бы с травмой, позволив жертве прожить до конца мысли, импульсы, эмоции, которые были прерваны. Тогда, возможно, у клиента через некоторое время возникло бы и чувство злости, и желание восстановить справедливость. Терапевт в нашем случае сильно поторопился. Он сразу же оценил ситуацию. И что произошло с клиентом? Он почувствовал стыд за то, что не отреагировал в соответствии с «нормой» «мужчина должен…» , и, конечно, да, стал говорить, будто он испытывает злость и хочет справедливости. Получилось не «я чувствую», а «я должен чувствовать». Ситуация «законсервировалась», она не была завершена. И, добавлю, клиент стал меньше доверять терапевту, поскольку последний взял на себя роль педагога, который склонен воспринимать человека не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть.

То есть, разумеется, терапевт не может совсем не иметь собственной позиции, совсем никак не оценивать то, о чем ему говорят. Дело не в этом. Дело в том, что терапевт обучается переводить внимание на процесс, стараясь не пропускать его этапы и фокусируясь на деталях на их проживании , а не на оценке целого. Кстати, понимание того, как все это происходит, сильно меняет и саму оценку происходящего! Диагностика и терапия В отличие от клинической психологии, диагностика в психотерапии достаточно сильно зависит от направления, которого придерживается терапевт Гештальт, транзактный анализ, психоанализ и проч. Все дело в том, что клинический психолог и психотерапевт пытаются ответить на разные вопросы. Диагностика для клинического психолога — это постановка диагноза и составление прогноза. Примерно тем же самым занимаются психологи, отвечающие за профориентацию, подбор персонала, выявление лжи при тестировании сотрудников компании или кандидатов на должность и т. Такая диагностика основана на том, что человек сравнивается с другими людьми.

Говоря упрощенно, его как бы помещают в некую более или менее широкую группу шизофреники, социопаты, люди с органическими нарушениями, без органических нарушений…. Благодаря клиническому опыту мы знаем, что у людей из определенной группы возникают те-то и те-то проблемы, прогноз — такой-то, показаны те-то и те-то методы лечения. Для терапевта, занятого консультированием и психокоррекцией, подобного рода диагностика интересна, но, в общем, не очень нужна. По сути, любая психотерапия занимается не лечением, а восстановлением способности человека к контакту с самим собой и окружающим миром другое дело, что восстановление контакта может стать частью лечения, например, при психических расстройствах. Поэтому, кстати, в большинстве терапевтических направлений не используется слово «пациент». Его заменяют словом «клиент», подчеркивая тем самым, что мы не лечим, а оказываем услуги по психокоррекции. Смысл диагностики для нас, прежде всего, состоит в том, чтобы понять, какие элементы психической системы конкретного человека мы будем считать здоровыми и значит, постараемся поддержать , а какие — патологическими тут мы попытаемся научить клиента как-то это компенсировать или реорганизовать. Для психотерапевта важно не отнесение человека к определенной категории, а то, как он сам понимает источник своих проблем. В связи с тем, что рассказывает о себе клиент, мы можем спросить: «Как вы думаете, как такое происходит?

Мы начинаем видеть его картину мира, его модель, объясняющую, почему ему плохо. Такая диагностика очень важна при психотерапии, поскольку от картины мира зависит, как действует человек, какой помощи он ищет. Для нас важно, что модель взаимоотношений с миром одновременно и объясняет человеку происходящее с ним, и запутывает его. Коль скоро он пришел к терапевту, значит, в этой модели есть противоречия, есть пропущенные мысли, которые сам клиент не видит. И первое, что, на мой взгляд, должен сделать терапевт в плане диагностики — максимально прояснить картину мира структуру взаимоотношений с миром своего клиента, поскольку от этого зависит стратегия и тактики дальнейшей работы. Концепция здоровья и психосоматика В отношении физических заболеваний мы исходим из концепции биологического здоровья человека и способности организма поддерживать свое физическое функционирование. Мы предполагаем, что изначально то есть в соответствии с биологической природой человека , все физиологические и психические регуляторные механизмы функционирования, внутреннего взаимодействия гомеостаза и способности к организации внешней деятельности достаточно сбалансированы для того, чтобы человек мог приспособиться адаптироваться к любой ситуации. Тут опять нам придется вспомнить про первичную и вторичную сигнальные системы. Первичная система позволяет произвести самую общую и, скажем так, «грубую» настройку на изменение окружающей среды.

Однако высшим животным и, в особенности, человеку, требуется настройка гораздо более тонкая. За нее как раз и отвечает вторичная система. Чтобы как-то адаптироваться в новых условиях, человек должен понять происходящее, он должен назвать процесс каким-то словом, обозначить его образно, метафорически… Тогда приспособление становится более качественным. Однако этот баланс систем сам по себе очень хрупок, тем более, когда речь заходит об отношениях между близкими людьми. Представьте, ребенку жарко. Именно так он и говорит маме: «Жарко! Ты просто капризничаешь! Первичная система сигнализирует: жарко! Вторичная система обрабатывает сигнал: «Мама сказала: не жарко!

В результате формируется некоторый сложный по композиции процесс остановки и «запутывания» импульсов активности. Если мы используем термин «интенция», то заметим, что борьба побуждений и попытка сориентироваться ведет в результате к тому, что интенция теряет свою форму. Развивается «обратное направление внимания». Некоторые эффекты, связанные с такого рода изменением направления, психологи называют аутоагрессией: «Я злюсь на себя за то, что чувствую жару, и что мне дискомфортно». Энергия в результате не направляется вовне, не реализуется в форме активного поведения, которое вело бы к изменению ситуации, энергия направляется внутрь себя потому что у меня в голове возникает фигура матери, но «на мать злиться нельзя! В гештальт-подходе эти эффекты «разворота интенции» замечаются, прежде всего, как проявления напряжения в теле и обозначаются термином «ретрофлексия». В результате развивается психосоматический симптом. В нашем представлении, все заболевания, в которых присутствует психический компонент, есть результат неудачной избыточной или недостаточной регулировки со стороны второй сигнальной системы. Значит, задача психотерапевта — поспособствовать тому, чтобы клиент нашел новый способ регулировки, в большей степени отвечающий ситуации «здесь и сейчас».

Во всяком случае, не препятствующий мозгу проводить внутреннюю саморегуляцию организма. Это — с одной стороны. И с другой стороны, — чтобы направленная вовне активность находила какой-то выход в действии. Такой подход вроде бы похож на то, что в аналитической психотерапии называется отреагированием. Но есть и существенные отличия. Слово «abreaction» можно перевести как «раскрытие», «распечатывание». Психоанализ в особенности, ранний психоанализ предполагал, что само по себе открытие вытесненных переживаний ведет к исцелению. Аналитик, используя функцию переноса, как бы «подыгрывал» пациенту, и тот заново переживал болезненные события. Происходил эмоциональный взрыв, разрядка, и проблема вроде бы снималась.

Гештальт-подход впрочем, как и современный психоанализ полагает, что такого взрыва или катарсиса недостаточно. Хотя Гештальт, к сожалению, зачастую как раз и обвиняют в склонности давать бездумную свободу аффектам: «Хочешь крикнуть? Хочешь стукнуть? Однако это лишь начальная часть работы. Главная часть работы — движение к контакту и помощь в восстановлении способности человека вступать в контакт — требует совсем другого.

Сегодня мы устраним данный пробел и разберемся, что такое гештальт, как он появляется, как его закрыть и можно ли его использовать во благо. Что такое гештальт? Гештальт от нем. Для нашей психики роль гештальта чаще всего играет последовательность действий, начав которую, мы испытываем потребность завершить её. Целостность образов нам необходима. Хоть в большинстве случаев эта потребность и выглядит нерациональной, но она сформировалась в ходе эволюции. Нашему мозгу комфортнее работать с целым образом, чем с множеством мелких деталей. Благодаря этой особенности мы сразу узнаём знакомые лица, не рассматривая нос и брови, и моментально распознаём любой бытовой предмет, не пытаясь анализировать его форму. А ещё гештальт — это мощный механизм, позволяющий удерживать в памяти незавершенные дела и мотивирующий завершать их. К примеру, вы в течение дня можете составлять список вещей, которые нужно купить. Кофе, сахар, салфетки… Даже не прибегая к мнемотехникам и не записывая список в блокнот, можно без проблем запомнить десяток пунктов и сохранить их в памяти даже на следующий день. Но попробуйте вспомнить этот список через час после похода в магазин, и обнаружите, что забыли половину пунктов. Гештальт помогает нам помнить важные вещи и практически сразу же забывать их, когда дело сделано. И каждый из нас постоянно пользуется данной особенностью психики, совершенно не задумываясь. Но порой она даёт сбой, и некоторые неактуальные вещи превращаются в незакрытые гештальты. Иногда это действительно неприятные и болезненные ситуации, а иногда и вполне обыденные дела, возле которых мы просто забыли мысленно поставить галочку «Сделано! Как формируется гештальт? Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать. Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать.

Чтобы сделать это, гештальт терапевт использует множество методов работы, подбирая для каждого пациента индивидуальную программу упражнений. В этом ему помогает знание основ гештальт-терапии. Основы гештальт-терапии В основе гештальт-терапии лежит утверждение, что человек должен быть счастлив «здесь и сейчас», то есть не откладывал свою жизнь «на потом» и не углублялся в переживания прошлого. Для того чтобы прийти к пониманию счастья, большинству людей нужна гештальт-терапия. Суть гештальт-терапии заключается в том, чтобы избавлять людей от тех психоэмоциональных «якорей», которые удерживают их в подавленном состоянии. Такими часто становятся привычки, которые нужно обязательно искоренять. Речь идёт о привычке негативно мыслить, надевать старую и несовременную одежду, быстро есть, искать недостатки в окружающих людях и других «якорях». Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению. В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные. Проще говоря, терапия поэтапно позволяет выявить причины проблем, избавиться от них и предотвратить их появление в дальнейшем. Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт? Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия. Вкратце этот механизм можно описать следующим образом. При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий: 1. Поиск способов удовлетворения потребности. Реализация одного из способов. Осознание полученного опыта. Если все перечисленные шаги выполняются, то гештальт закрывается. Если нет — возникает незавершённый гештальт. Соответственно, гештальтист помогает найти те потребности, которые неудовлетворены по каким-либо причинам. С его помощью все необходимые действия совершаются и человек достигает желаемого. В этом и заключается гештальт подход. Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии.

Что такое гештальт в психологии

Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную. Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности.

Гештальт-терапия – что это такое простыми словами?

две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и психоанализ – это три различные формы психотерапии, каждая из которых имеет свой уникальный подход к лечению и имеет полярно разные техники. Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год. В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. Гештальт-психология на службе корпораций.

Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания

Такое соприкосновение с внешней средой проходит в несколько этапов — преконтакт, контактирование, полный контакт и постконтакт. Однако не всегда взаимодействие получается продуктивным. Нередко завершить цикл мешают защитные механизмы нашей психики — такие, как интроекция принятие внешних ожиданий без вопросов , проекция приписывание собственных характеристик другим , ретрофлексия обращение собственной энергии обратно на себя и др. Творческая адаптация — это способность человека тестировать новые возможности, приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить новые креативные способы реагирования на них. Это предполагает умение и желание брать на себя ответственность за свой выбор, принимать активное участие в своей жизни. Ключевыми принципами гештальт-терапии являются: Целостность — человек, его опыт, мысли, эмоции и телесные ощущения важны в комплексе. Осознанность — каждый индивид должен видеть, как его убеждения, поступки, поведение могут повлиять на его жизнь, и брать на себя ответственность за свой выбор и действия.

Направления работы в гештальт-терапии Итак, одна из основных задач гештальт-терапевта — помочь клиенту собрать себя по крупицам, сложить из разрозненных пазлов цельную картину, осмыслить свою целостность и найти в себе силы и ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей, желаний, планов, мечт и т. Такая масштабная работа требует комплексного подхода. Поэтому задачу решают сразу в нескольких направлениях: восстанавливают контакт с телом и телесными ощущениями; разбирают подсказки, которые дают сны; меняют отношение к себе и окружающему миру путем перестроения привычных речевых формул; развивают экспрессию и воображение; прокачивают осознанность. Работа с телом В гештальт-терапии особое внимание уделяется переживанию настоящего момента. И ощущения играют в этом процессе важнейшую роль — становятся ценным источником информации и средством самовыражения. Осознание своих ощущений на уровне тела позволяет людям глубже понять свои эмоции, мысли и поведение, свой внутренний опыт.

Например, мы можем ощущать напряжение в плечах, когда испытываем стресс, а тревога нередко сопровождается дискомфортом в области живота. Обращая внимание на эти телесные ощущения, можно получить представление о своем эмоциональном и психическом состоянии. Такое осознание позволяет вникнуть в глубинные проблемы и закономерности, которые могут способствовать возникновению трудностей. Кроме того, ощущения служат связующим звеном между разумом и телом. В гештальт-терапии акцент делается на переживаниях, а не на разговорах о проблемах. Настраиваясь на телесные ощущения, человек может соединиться со своими эмоциями и переживаниями на более глубоком уровне.

Телесный опыт позволяет сохранять присутствие здесь и сейчас. Часто мы зацикливаемся на своих мыслях, переживаниях, сожалениях о прошлом или беспокойстве о будущем. Сосредоточившись на ощущениях в теле, человек получает стимул направить свое внимание на проживание настоящего момента. Эта практика осознанности способствует чувству заземленности и позволяет полностью включиться в терапевтический процесс. Работа со сновидениями Гештальт-подход делает акцент на переживании сновидения так, как если бы оно происходило в настоящий момент.

Как относятся к методу нейрофизиологи? Основные задачи гештальт-терапии — это развитие осознанности клиента и стимулирование его творческого приспособления к окружающей среде, приобретению нового опыта. Повышение осознанности и новый опыт неизбежно активируют работу головного мозга, увеличивая количество нейронных связей.

Поэтому гештальт-терапия является важным дополнением и помощью в решении задач, стоящих перед нейрофизиологами. В данном случае речь идет об эффекте Зейгарник — прерванного действия. В начале выполнения какого-либо поступка у человека возникает напряжение, которое стимулирует его на поиск решений для завершения начатого. Как только действие завершается, оно разряжается, и человек получает удовлетворение. Если действие не закончено, психика будет стремиться это сделать, расходуя энергию, чтобы получить целостный образ или логически завершённое действие. И именно поэтому мы продолжаем додумывать и фантазировать о резко разорванных отношениях, непрожитых обидах, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, несовершённых поступках. Высказывания, которые смогут поменять образ мысли: Чтобы изменить жизнь и стать счастливым: 50 мотивирующих цитат на каждый день Если человек склонен прерывать себя сам или не умеет противостоять, когда останавливают другие, у него накапливаются незавершённые ситуации. Выделенная и неизрасходованная на них энергия будет держать его в постоянном напряжении и направлять фокус внимания именно на незавершённые дела, мешая полноценно жить в сегодняшнем дне.

Но у эффекта Зейгарник есть и положительная сторона. Если вам сложно приступить к какому-то делу, то можно использовать метод малых первых шагов. Речь о том, чтобы разбивать сложное на мелкие детали. И потом, даже если вы отложите это дело, фокус внимания, мысли будут постоянно возвращаться к этому процессу, стимулируя продолжить и уже наконец-то завершить начатое. Сам Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии, тоже имел свой незакрытый гештальт. В 1936 году учёный приехал в Прагу на Международный психоаналитический конгресс с докладом и с целью встретиться с Фрейдом, которого почитал. Но эта встреча разочаровала его, не дав ответы на интересующие вопросы. Она длилась всего четыре минуты.

Перлз вспоминал, что приехал из Южной Африки, чтобы сделать доклад и увидеть легенду, но на вопросы получил лишь короткий ответ: «Ну и когда же вы уезжаете? Удовлетворять потребности нужно. Для этого важно уметь распознавать их. Понимать, какие запросы важные и первостепенные, находить способы удовлетворения, устанавливать контакт и присваивать себе полученный опыт. Но это не всегда возможно. Человек способен прерывать себя сам, в силу своего травматического опыта или особенностей характера.

Во время психотерапии человек не просто решает беспокоящие его проблемы — он занимается самопознанием. Гештальттерапевт помогает ему стать целостной личностью — познакомиться с разными частями себя и перестать подавлять те, что раньше казались «неправильными». А это уже не просто повышает самооценку и учит выстраивать здоровые личные границы, но и позволяет развиваться: преодолевать страхи и ограничивающие убеждения, реализовывать свой потенциал в разных областях — отношениях, работе, творчестве.

Творческий подход. Гештальттерапевт использует необычные эксперименты. И это как минимум гораздо более интересно, чем, например, ведение дневника эмоций. Настоящий разговор с внутренним критиком — такой опыт точно невозможно забыть. Кроме того, творческие методы позволяют человеку исследовать свои эмоции, поведение и отношения с другими людьми так, как не получилось бы с помощью более формальных.

Если нарисовать множество точек и расположить их в форме квадрата, человеческое мышление «достроит» эту геометрическую фигуру. А если написать текст, и пропустить в нек-тор-х слов-х б-квы, мозг «добавит» их, и человек всё равно прочтёт написанное. Что такое незакрытый гештальт? Если взять и сделать слишком большое расстояние между точками на рисунке или, например, недоиграть несколько последних нот в музыкальном произведении, то у слушателя появляется ощущение незавершённости, подвешенности и ожидания. В понимании психологов-терапевтов незакрытый гештальт — это некая неудовлетворённая потребность, нереализованное желание или не доведённая до конца ситуация, которая словно зависла в воздухе. Человек не может её «отпустить», и поэтому она негативно влияет на его жизнь. Гештальт-психология также часто встречается написание «гештальтпсихология» — популярное и даже модное современное направление. Как психотерапия оно появилось сравнительно недавно, а вообще гештальт-психологии уже более ста лет. История гештальт-психологии Слово gestalt с немецкого переводится как «образ», «форма», «целостность». Термин ввёл в оборот в 1890 году австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс. Он размышлял о том, что люди воспринимают материальные предметы не как они есть, а дорабатывают в сознании полученную при помощи органов чувств информацию. Но развивать дальше свою теорию учёный не стал. Их интересовало, как у людей получается воспринимать целостным и гармоничным на деле довольно хаотичный и непредсказуемый мир. Итогом этой работы стало новое экспериментальное направление — гештальт-психология и соответствующая школа психологии. Человек воспринимает, например, картину именно как целостное изображение, а не как набор отдельных мазков кисти художника. Более того, каждый получает своё уникальное представление об объекте: кому-то изображение покажется красивым, а кому-то нет. Понятие гештальта распространилось за пределы процессов восприятия. Немецкий психолог Курт Левин, в частности, применил его для объяснения того, как люди принимают решения, учатся и мыслят. А его коллега Фредерик Перлз первым начал практиковать гештальт-терапию. Основные принципы гештальт-подхода По мнению гештальт-терапевтов, психика человека саморегулируется и стремится к целостности. Мозг «вылавливает» некие образы и формирует целостные картины — гештальты, при этом может упрощать, отсекать лишнее. Если картина не целостная, не завершена, это начинает беспокоить людей.

Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1

Возможно, у кого-то не было рядом бабушек, дедушек, родителей. Рядом пишите, как изменилась бы ваша жизнь, если бы этот человек был с вами. Что бы вы с ним делали, как общались, на какие темы разговаривали, чем бы помогли ему, а он вам. Просканируйте мысленно свое окружение, нет ли рядом того, кто бы мог заменить недостающего человека? Этот метод наглядно покажет с кем бы вам хотелось иметь близкое общение, правильный выбор друзей много значит для психологического состояния человека. Выпустить пар Важно иногда выпускать пар, злость или обиду, что накопилось внутри. Для этого возьмите палку, бейсбольную биту и лупите по боксерской груше, если вам это удобно делать в зале, при людях. Возможен и другой вариант: всегда есть под рукой диван или другой предмет мебели, готовый принять ваш гнев.

Это действие расслабляет, избавляет от ненужной агрессивной энергии, заставляет вспомнить, от чего бы хотелось в жизни избавиться. Где обучают гештальт-терапии Гештальт-терапевты проходят обучение в четырех вузах нашей страны, один из которых находится в Санкт-Петербурге, остальные в столице. Проводится строгий отбор, при котором учитывается мотивация человека, его дальнейшие планы, перспективы. У соискателя должна быть уравновешенная психика, желание помогать людям. Первое образование желательно иметь медицинское или педагогическое. Обучение проходит поэтапно: от базовой ступени низшей или первой до третьей: Первую ступень получают студенты, имеющие образование не ниже средней школы, им выдают сертификат о прохождении начального образования по гештальт-терапии. Вторая ступень доступна тем, кто уже прошел первый этап, также имеет среднее-профессиональное или высшее образование.

Им выдается корочка, что они прошли переподготовку по специальности, могут работать по этому направлению. Третий этап определяет дальнейшее направление специалиста, он может выбрать узкую специализацию в рамках проекта, например, работу с детьми, или только индивидуальные сеансы. Свидетельство об окончании обучения специалистов, пройденных третью ступень, является международным. Далее, по желанию, есть возможность пройти еще три года обучения, чтобы получить степень супервизора или группового ведущего. Длительность курса лечения гештальт-терапией Для достижения положительных результатов необходимо учитывать все обстоятельства происходящие в данный момент: необходимо понять все происходящие события в жизни клиента и даже учитывать обстановку в кабинете психоаналитика. Это помогает клиенту понять все свои эмоции и переживания и научиться самостоятельно влиять на них, принимать решения, которые помогут улучшить качество жизни.

Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус. Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей. Что такое гештальт-терапия? Если гештальт не закрыт, человек постоянно притягивает проблему, давно ставшую неактуальной, в свою жизнь. Он сам не осознаёт, что уже несколько месяцев или даже лет тащит этот бессмысленный эмоциональный груз на собственных плечах. Гештальт-терапия — это эффективный способ избавления от таких деструктивных воспоминаний из далёкого прошлого, мешающих человеку жить полноценной жизнью в настоящем. Специалист по гештальт-терапии умеет находить психологические «зажимы», удерживающие человека в непрерывном напряжении. Это достаточно ответственная работа, поскольку незакрытый гештальт, в отличие от многих других психологических проблем, невозможно вылечить таблетками. Избавиться от него можно только одним способом: найти и обезвредить. Именно этим и занимается гештальт-терапевт. Следует учитывать, что эта форма терапии не является такой уж приятной. Приходится вспоминать многие травмирующие события из прошлого, и обычно это весьма болезненно. Зато данный подход помогает избавиться от психологического блока, скинув со своих плеч бесполезный груз. Когда гештальт закрыт, воспоминания уже не мучают человека, даже если он случайно вспомнит о тех неприятных событиях. Как можно использовать гештальты? В большинстве случаев мы стараемся избавиться от гештальтов, но они вполне могут приносить пользу. Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров: 1. Списки задач. Многим людям они добавляют мотивации и энергии, помогая работать эффективнее. Если вы тоже ведёте списки задач и с удовлетворением отмечаете выполненные, значит, вы используете мощь гештальта себе во благо.

Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник». Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести. Описана Фредериком Пёрлзом Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты. Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать.

Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения. Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами. Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику. Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее. Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии. Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле. Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один. И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т. В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов. Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется. Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог? Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу. Вы часто сталкиваетесь со стрессовыми ситуациями. Вам сложно адаптироваться к новому окружению. У вас есть трудности в общении с родителями и другими родственниками. У вас длительное депрессивное состояние. У вас иногда возникает чувство грусти или пустоты. Вы были или и являетесь жертвой морального, физического насилия. Вы топчитесь на одном месте и не можете достичь поставленной цели. Вы испытываете сильный страх, который мешает вам жить. У вас не получается удовлетворить свои потребности, желания. Вам сложно понять, что вы чувствуете, чего хотите. Итак, если вы узнали себя в этих ситуациях, go to психолог. Чем минимально он вам поможет: Под руководством специалиста вы сможете понять, что именно вас тревожит. Он точно поможет вам определить чувства, которые вы испытываете в этой ситуации. Понять это помогут еще 14 лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта. Он применяет подходящие методики, чтобы максимально экологично, с наименьшими потерями завершить гештальт, обучает способности распознавать похожие ситуации, чтобы не застревать на них в будущем. Книги Чтобы было понятно, с чем вы имеете дело, хочу предложить небольшой перечень книг по теме. Купить эти книги вы можете на ЛитРес.

Что такое гештальт-терапия?

Распознавать, чего именно хочет человек и выбирать, как он может это реализовывать Кому не подходит гештальт-терапия Гештальт-терапия не работает с людьми, которые: — Находятся в острых психотических состояниях; — Находятся в измененном состоянии сознания, в том числе из-за приема алкоголя или наркотиков; — Имеют тяжелые формы личностных расстройств, в том числе связанных с органическими поражениями нервной системы. Кроме того, гештальт-терапия не сможет избавить от зависимостей, но может стать дополнительной поддержкой. Если параллельно клиент, например, участвует в программе «12 шагов» или наблюдается у нарколога или психиатра. Важно, чтобы человек сам захотел и пришел в психотерапию по своей воле.

Результаты могут быть менее эффективными, если человек обращается к психотерапевту из-за того, что кто-то на этом настаивает. Встречи проходят 1 раз в неделю. Длительность психотерапии в гештальт-подходе определяется индивидуально.

Этот вопрос можно обсудить с терапевтом перед началом работы. Научные исследования эффективности Научная эффективность гештальт-терапии подтверждена неоднократно. Например: — Исследование по лечению депрессии гештальт-терапией; — Анализ сильных и слабых сторон программы краткосрочной гештальт-терапии наркозависимых пациентов.

Поставьте ей ниже лайк.

Они занимались изучением психологии восприятия, особенностями того, как наше сознание распознает те или иные вещи. К примеру, изображение вазы Рубина говорит нам о соотношении фигуры и фона: в один момент времени мы можем видеть либо два лица, либо вазу. Человеческое восприятие всегда делит картину на фон и объект, привлекающий наше внимание. Объект мы выбираем в зависимости от наших насущных потребностей. Источник: Wikipedia Вертхаймер, Келер и Коффка также выявили, что образ Gestalt стремится быть законченным. Если мы берем фигуру квадрата, и он нарисован не цельными линиями, а штрихами, мы все равно будем видеть квадрат, а не штрихи.

Eсли круг по большей части прорисован, но небольшая часть окружности пропущена, то разум человека все равно будет стремиться видеть в нем целостную фигуру. Основатель гештальт-терапии Фредерик Фриц Перлз из-за ряда разногласий с системой классического психоанализа решил отделиться от аналитиков и создать новую форму терапии. За основу он взял принципы гештальт психологии. Таким образом, гештальт-терапия — это практическое направление, которое вдохновлено идеями психологии восприятия. В середине 1940-х немецкий психиатр и психотерапевт Фредерик Перлз начал пересматривать классическую психоаналитическую систему, в рамках которой он работал более 15 лет. Перлз давно был знаком с наработками гештальт-психологии благодаря своей жене Лоре, психологу-гештальтисту. Вместе с ней и Полом Гудмэном они создают базу нового течения.

В 1951 году выходит книга «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности», написанная Перлзом в соавторстве с Гудмэном и Ральфом Хефферлином. К концу 1950-х гештальт-терапия получает повсеместное распространение в США, в Европу течение приходит в начале 1980-х годов. Историческая справка Продолжительность и особенности курса Выделяют два глобальных течения гештальт-терапии: американскую и европейскую французскую школы. Европейская школа больше внимания обращает на работу с телом, ощущениями, действием. Американская работает в диалоговом направлении, через словесное выражение. Гештальт-подход — дисциплина совместного исследования, которое клиент и терапевт проводят в партнерстве. Семейные сессии могут проходить в течение нескольких месяцев.

Также небольшие текущие запросы могут быть отработаны в рамках 10 сессий если за ними не стоят более глубинные проблемы. В рамках гештальт-терапии очень популярны групповые курсы. Групповая терапия особенно полезна тем, кто испытывает проблемы во взаимодействии с другими людьми, в отношениях и близости. Человек проверяет свои представления, проекции, учится выстраивать коммуникацию по-новому. Это происходит в присутствии терапевта, который обеспечивает конструктивный контакт. Терапия в группе может быть краткосрочной от 2-х недель и долгосрочной около года.

Сегодня становится очевидным, что для эффективной работы требуется доверие, достичь которого можно через проработку трудных диалогов. С нормализацией этой сферы устраняются проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Гештальтисты готовят такие диалоги бережно, защищая участников, позволяя постепенно погрузиться в глубину конфликта, понять его грани. Технологии гештальт-подхода дают возможность нивелировать напряжение с пользой, так, чтобы организация утилизировала энергию этих конфликтов.

Да, это не трудоемкий процесс, как для консультанта, так и для участников. Иногда мы форсируем накал ситуации, но делаем это с минимальной травматичностью — последовательно, с вниманием к каждой заинтересованной группе. Сопровождение и внедрение изменений Конек нашего метода — сопровождение и внедрение изменений. Согласно парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера, изменения происходят не тогда, когда система стремится измениться, а, когда фокусирует внимание на нынешнем состоянии. В этой фокусировке и заключается наша работа по сопровождению и внедрению изменений. Силы сопротивления Люди и группы, препятствующие достижению поставленных целей, называются силами сопротивления. Часто к нам обращаются с тем, чтобы преодолеть эти силы, предлагают кардинальные способы, например, увольнение. Но в первую очередь стоит разобраться с природой этих сил, изучить, как они образовались и чем мотивированы.

Облом, если уж говорить совсем просто. Человеческий мозг всегда стремится закончить начатое, и, если ему это не удается, возникает тот самый незавершенный гештальт. Для кого-то это внезапно разорванные отношения. Для кого-то — детская обида, возникшая из-за отказа в покупке собаки, куклы, машинки. Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация. Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Неудовлетворенная потребность — это билет на экспресс в сторону невроза. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью. В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет нам существование.

Please wait while your request is being verified...

Новый опыт восприятия себя и даёт толчок к изменениям. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. Она ставит тело с его движениями и чувствами на тот же уровень, что и душу с ее абстрактным мышлением и вербальными символами». Чего ждать от терапевта? Гештальт — одно из гуманистических направлений, поэтому терапевт здесь не выступает экспертом в чувствах клиентах, он скорее подбирает подходящую оптику для того, чтобы человек мог взглянуть на ситуацию под другим углом. Клиент и терапевт вместе исследуют то, что возникает в терапевтическом пространстве — и это не только чувства клиента, но и непосредственные реакции терапевта. Гештальт-терапевт делится собственным откликом на рассказ клиента, и это помогает клиенту лучше осознавать не проговоренные чувства. Например, клиент жалуется на то, что его игнорируют другие люди, они воспринимают его формально и не включённо. Если у терапевта реакция была похожей, он может сказать так: «Похоже, слушая вас, я тоже борюсь со скукой и сонливостью. Давайте попробуем разобраться, что происходит между вами и другими людьми, что вызывает у всех нас схожие реакции».

В этой ситуации клиент лучше осознает свои способы влияния на других людей.

При неразрешенной проблеме психика раз за разом создает похожую, что также заканчиваются тупиком. Так, личные отношения с противоположным полом идут по одному тому же сценарию — человек выбирает в пару тот же типаж. Опять для примера — раз за разом женщина попадает на абьюзера, то есть вступает в отношения с мужчиной, унижающим ее, безразличным и заставляет страдать. И пока гештальт не будет закрыт, все это будет продолжаться.

Специалисты определяют незакрытый гештальт по высокому баллу шкалы САН самочувствие — активность — настроение. Полезная методика Рассматриваемую проблему можно решить с помощью специальных техник, развивающих способности правильно контактировать. В 1951 году немецкий врач-психиатр Фридрих Саломон Фриц Перлз, который взял в соавторы коллег Ральфа Хефферлина и Пола Гудмана, выпустил труд под названием «Гештальт-терапия», тем самым став «отцами» данного подхода. Он стал отдельным практическим направлением психологии, способным восстановить целостность личности, помогающим понять причинно-следственные связи, структурировать и упорядочивать жизнь индивида. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде.

Интересно, что у самого ее основателя Ф. Перлза был незакрытый гештальт. Он пишет об истории, произошедшей в 1936 году. Психиатр приехал в Прагу, где должен был выступить с докладом на Международном психоаналитическом конгрессе. Перлз хотел поговорить с З.

Фрейдом, работой которого очень интересовался. Но их встреча продолжалась только 4 минуты, и ответов на интересующие его вопросы Фриц не получил: отец психоанализа лишь поинтересовался, когда он уезжает. Этот случай основатель и назвал одной из самых важных своих незаконченных ситуаций. Как проработать гештальт Самостоятельно завершить прерванное действие можно, следуя таким рекомендациям: Лист бумаги разделить пополам, то есть, на две колонки. В одну записывать положительные моменты ситуации, в другую — отрицательные.

Особенно беспокоящие пункты целесообразно подчеркнуть. Выбрав самые важные ситуации см. В такой идеальный сценарий нужно полностью погрузиться и пережить произошедшее заново, как вы и задумали. Таким образом можно выплеснуть соответствующие эмоции и слова, которые не были задействованы в прожитом событии. Специалисты предупреждают — за один раз закрыть гештальт не получится, таких мероприятий нужно несколько, поэтому на это уйдет не менее недели, а у некоторых — и месяц.

Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации.

А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта.

Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни.

Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод. Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю?

Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю? Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом?

Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле. Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона.

Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру. Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа. Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта. Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт. В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж.

В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно. Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации. И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта. Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица! Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду.

Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне. И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение. Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности. К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации. Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания.

Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом. Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл. Возьмем для примера пищевое поведение. Ребенок хочет есть; он что-то делает например, плачет , дабы получить еду; он обнаруживает маму; он ест и, наконец, «отваливается» от мамы и переваривает пищу. Взрослый человек испытывает голод, ищет пищу, потребляет ее и потом переваривает. Самый обыкновенный, всем прекрасно известный процесс. В гештальт-методе, однако, нам предлагается заметить, что он процесс происходит не «монотонно», что он проживается человеком как минимум четыре фазы организации опыта — от возникновения дефицита энергии в организме до переваривания пищи.

Точно так же в любой ситуации мы способны обнаружить фазу предконтакта, когда человек ощущает беспокойство, волнение, обнаруживает нужду, порожденную некоторым дефицитом. Этот этап переживается человеком по преимуществу телесно. Мы сосредоточены на том, что Перлз называл внутренним кругом внимания. Очень осторожно такой комплекс переживаний можно определить как обнаружение потребности. Строго говоря, «нужда» и «потребность» — разные понятия. Организм нуждается не в еде как таковой; для продолжения жизнедеятельности ему необходима энергия. Следующий вопрос — каким образом эта энергия добывается? Растения, например, в процессе фотосинтеза преобразуют энергию солнечных лучей.

Для животных характерно получение энергии в процессе переработки питательных веществ. То есть потребность в пище рождается не «внутри организма», а на границе между организмом и средой. Иначе говоря, «нужда» у растений и животных, по сути, одна и та же, а «потребности» разные. Следующая фаза — контактирование. Нужда стала явной, осознаваемой я чувствую дефицит энергии; я нуждаюсь в пище; я хочу есть , и теперь от внутреннего круга внимания мы переходим к среднему кругу. На этой фазе человеку необходимо ответить на вопросы: что? Мы обращаемся к собственному опыту приема пищи, мы фантазируем о том, что именно нам хотелось бы съесть, исследуем актуальные возможности, которые предлагает текущая ситуация. То есть — выбираем способ удовлетворения собственной потребности.

Третья фаза — собственно контакт его иногда еще называют полным, или финальным контактом. Мы выделяем фигуру во внешнем круге внимания. Наконец наступает четвертая фаза цикла контакта — постконтакт, этап интеграции, переваривания того, что мы получили в контакте человек вновь обращается к внутреннему кругу внимания , этап признания НОВОЙ идентичности, которая возникла в контакте, и формирования НОВЫХ отношений с окружающим миром. Это принципиальное утверждение. В рамках гештальт-подхода мы предполагаем, что любые изменения происходят в результате полного прохождения цикла контакта. И наоборот: полное прохождение цикла контакта неизбежно ведет к изменениям — разной длительности и на разных уровнях. Приведу простые примеры. Согласитесь, сытый человек иначе выстраивает свои взаимоотношения с миром, нежели человек голодный.

С другой стороны, всякий прием пищи обогащает наш опыт, который мы способны использовать в последующем. Мы теперь знаем, допустим, что такое переедание или недоедание. Если мы решились на эксперимент и попробовали новые блюда, мы знаем, какой у них вкус и послевкусие, подходят они нам или нет. Однако и в том случае, когда мы употребляли в пищу только то, к чему привыкли, это все равно для нас новый опыт, подтверждающий уточняющий, опровергающий и т. В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах. Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций. То есть, в сущности, — завершению контактных процессов.

Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха — ощущения слуха. Зрительное восприятие — ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения. Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры. Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия. Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив. Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы. Закон замыкания заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре : когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности. Принципы гештальта Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства.

Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость все, что рядом, воспринимается вместе ; Схожесть все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе ; Целостность восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности ; Замкнутость приобретение фигурой формы ; Смежность близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое ; Общая зона принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Гештальт — качество Термин «гештальт—качество» нем. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания.

Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому: разные тональности одной и той же мелодии, картины Пикассо например, рисунок Пикассо «Кот». Константы восприятия Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона. Фигура и фон Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию взглянув на фигуру дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальт—терапия Гештальт-терапия — направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» — это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его — единое целое. Основатель гештальт — терапии — психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница — это два основных понятия данного направления.

Контакт — процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода — нам нужна пища.

Гештальт-терапия – мифы и реальность

Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. Что такое гештальт-терапия простыми словами. Гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий