Гагаузы (самоназвание Gagauzlar) — тюркоязычный народ, который довольно компактно проживает на юге Молдавии в исторической области Буджак.
Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама | | Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. |
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где | это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот. |
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU». | 42. Гагаузы получили широкую автономию и живут во-многом как хотят, однако молдавские власти республику по понятным причинам недолюбливают, и всячески пытаются эту автономию уменьшить. |
Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы
автономного образования Гагаузии(Гагауз Ери).Государственный флаг автономии отражает его демократические начала, символизирует прошлое, настоящее и будущее гагаузского народа. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья. 83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). Гагаузия на карте.
Гагаузскую автономию пытаются отменить
уникальный 200-тысячный тюркский народ, живущий в Молдавии и на юге Украины. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы. Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек).
"Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул
Эти территории отделились от Молдавии и Украины ровно по тем же причинам, что названы в депутатском обращении. И они будут возрастать со временем. Шансы, что Гагаузия начнёт отделяться от Молдавии, будут увеличиваться в зависимости от того, как Россия будет продвигаться на юге Украины. Чем больше Россия освободит территорию Южной Украины вдоль Чёрного моря, особенно Одесской области, тем больше вероятность, что Гагаузия отделится.
И новое государство должно будет отойти России. Важно помнить, что в том регионе и всё Приднестровье должно отойти России, — сказал в беседе с Лайфом военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец. Вид на город Вулканешты, Молдова.
Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. Да и вряд ли гагаузские депутаты делали своё обращение с этой целью. Но далеко не первый звоночек Кишинёву от гагаузов снова прозвучал.
И прозвенел он не только с целью прекратить ущемление русского языка, но и предупредить власти, если те сдадут свою страну Румынии, о последствиях. Гагаузы были обмануты, не получив никакой автономии. Более того, единая Гагаузия была раздроблена.
Часть регионов были изъяты и присоединены к другим территориальным единицам Молдавии. Но в 2014 году на фоне событий в Крыму и Донбассе гагаузы провели референдум, главным вопросом которого было право отделиться от Молдавии в случае, если Кишинёв интегрируется в Румынию.
Сергей Сорокин Мудрец 11410 16 лет назад "Гагаузы - это народ, говорящий на турецком языке, но исповедующий православие". И хотя гагаузский язык близок, но отнюдь не идентичен турецкому, однако уже из этого краткого определения видно, что в судьбах этого народа особенно ярко запечатлелись исторические противоречия в развитии эгов-востояной Европы. Основная часть гагаузов живет на юге Молдавии, в районе, который получил историческое название "Буджак". Расселена эта часть гагаузов очень компактно вокруг городов Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты, а также в районах, прилегающих к Одесской области, и составляют тут чуть меньше половины населения. Часть гагаузов во время второй мировой войны была выселена в Казахстан, где сохраняются их колонии. Как же сложилось столь редкое сочетание языка и религии, ведь тюкский язык на юге Европы обычно сочетался с мусульманством? По мнению большинства исследователей, гагаузы - прямые потомки племен, населявших "Поле" - степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад.
Как и у чеченцев, символом народа является степной волк. В переводе с огузского языка их название переводится как прямой нос или клюв. Гагаузы считают, что соседние народы так назвали их предков за прямолинейность и решительность. Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути. Гагаузы православные, но вплоть до ХIХ сохраняли множество элементов язычества. Их численность оценивается в 250 тысяч человек, больше половины из которых проживает в Молдавии. Общины гагаузов есть в Турции, Греции, Румынии, Болгарии. Как и чеченцы, гагаузы не платили дань в общак и держались обособлено от остального криминального мира. Не подчинялись они и «ворам в законе», которые предпочитали не связываться с «горячими» гагаузами. Они и сегодня отличаются дерзостью, а среди полицейских Одесской области сначала полушутливый термин «Гага Ностра» вызывает все меньше улыбок.
Они искусно владеют резьбой по дереву, гончарным делом, вышивкой и плетением из ивовых прутьев. Эти ремесла передаются из поколения в поколение и являются одной из гордостей гагаузского народа. Гагаузы также бережно хранят свои традиции и обычаи. Один из наиболее известных обычаев — это свадебная церемония, которая включает в себя множество ритуалов и традиций, связанных с заключением брака. Кроме того, гагаузы также отмечают различные национальные праздники, такие как День Гагаузии и День Рождения Автономии Гагаузии. Важным элементом гагаузской культуры является также национальная кухня. Гагаузы готовят разнообразные блюда, основанные на мясе, овощах и сыре.
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на Балканском полуострове. Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях. Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска.
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
Expand Menu. Контакты. Гагаузы что за нация где живут карта. Фото 7. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. Глава Гагаузии отчиталась перед жителями автономии за 100 дней пребывания на посту.
МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии
Местные жители буквально по крупицам собрали для него редкие экспонаты, которые свидетельствуют об истории и традициях гагаузского народа. К несчастью, фамилии свои они не сохранили, в документах их записывали по роду своей деятельности, так гагаузы стали Мельниковыми, Гончаровыми. Конечно, эти фамилии сегодня не дают представления о родовой принадлежности. Создать общество мы решили еще три года назад, но не могли найти человека, который бы возглавил начатое дело. И вот теперь в лице директора Нижнемалгобекской школы Фаины Кирчевой такой человек нашелся. Она на себя взяла все функции по организации общества. На ее призыв откликнулись односельчане. Спустя некоторое время прошла и учредительная конференция. Теперь члены общества собираются вместе, танцуют, поют, рассказывают друг другу семейные предания, которые сохранились от предков»,- пояснила директор моздокского Дома дружбы Любовь Прокопова.
По ее словам, еще в период предвыборной кампании на пост главы Гагаузии она, как и ее команда, в том числе лидер оппозиционной партии Молдавии Илан Шор, обещали сделать все, чтобы улучшить ситуацию для жителей автономии. Стоит отметить, что это уже второй за последние месяцы визит политика в Россию. В марте Гуцул прибыла в Москву вместе с председателем Народного собрания автономии Дмитрием Константиновым.
Гагаузия видит будущее Молдовы в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов и уважения, заявила глава автономии Евгения Гуцул. Гагаузия видит будущее Молдавии в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов, взаимопонимания, уважения и поддержки, заявила в среду глава молдавской автономии Евгения Гуцул. Об этом пишет ТАСС. Заявления главы Гагаузии Евгении Гуцул о возможном выходе автономии из состава Молдавии не подпадают под действие закона о сепаратизме, заявил председатель комиссии молдавского парламента по нацбезопасности и обороне Лилиан Карп в эфире канала Rlive.
Шансы, что Гагаузия начнёт отделяться от Молдавии, будут увеличиваться в зависимости от того, как Россия будет продвигаться на юге Украины.
Чем больше Россия освободит территорию Южной Украины вдоль Чёрного моря, особенно Одесской области, тем больше вероятность, что Гагаузия отделится. И новое государство должно будет отойти России. Важно помнить, что в том регионе и всё Приднестровье должно отойти России, — сказал в беседе с Лайфом военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец. Вид на город Вулканешты, Молдова. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. Да и вряд ли гагаузские депутаты делали своё обращение с этой целью. Но далеко не первый звоночек Кишинёву от гагаузов снова прозвучал. И прозвенел он не только с целью прекратить ущемление русского языка, но и предупредить власти, если те сдадут свою страну Румынии, о последствиях.
Гагаузы были обмануты, не получив никакой автономии. Более того, единая Гагаузия была раздроблена. Часть регионов были изъяты и присоединены к другим территориальным единицам Молдавии. Но в 2014 году на фоне событий в Крыму и Донбассе гагаузы провели референдум, главным вопросом которого было право отделиться от Молдавии в случае, если Кишинёв интегрируется в Румынию. Кишинёв не признал этот референдум, но он достаточно чётко обозначает настроение властей и элит Гагаузии. То есть, если нынешнее Правительство Молдавии, которое абсолютно прорумынское, решит сдать суверенитет Бухаресту, то Гагаузия объявит отделение.
Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы
Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии. Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно. XX век: Январь 1906 г. Большая часть гагаузов находилось на её территории 1941—1944 гг. Территория Бессарабии входила в состав Румынии.
Меньшая часть гагаузов до сих пор проживает на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи, но молодое поколение разговаривает преимущественно на болгарском языке. После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи. Статистика населения гагаузов в г.
В самом деле, хороший резвый конь — друг кочевника. Даже сейчас, в эпоху автомобилей, в сёлах гагаузы предпочитают передвигаться на конной упряжке. Также они держат овец и коз: шерсть и молоко — ценный продукт. Гагаузская музыка довольно необычна на слух. Песни преимущественно одноголосные, чем-то похожие на молдавские и болгарские.
Из инструментов в особом почёте скрипки, волынки и гармонь. Многие композиции написаны специально для танцев на свадьбах. Гость для кочевого народа — святой человек, говорят, в гагаузских сёлах не бывает бродяг — каждый может постучаться в дверь и найти приют. Нет и одиноких стариков — семья занимает важное место в жизни гагаузов. Эти качества маленький кочевой народ сумел сохранить и передать своим потомкам, уважение — прежде всего.
Гагаузы, помимо гагаузского языка, также владеют русским языком, который используется в общении с другими этническими группами и в официальных сферах жизни. Более того, в последние десятилетия гагаузы стали активно изучать английский и другие иностранные языки, чтобы быть более глобально ориентированными и обеспечить себе широкие возможности для развития и общения с другими культурами. Гагаузский язык обладает своей алфавитной системой, основанной на латинице. Однако современное образование в гагаузских школах проводится на русском языке, хотя государственной политикой Молдавии признается и защищается мультиязычие и многообразие культурных традиций этносов.
Гагаузы гордятся своей лингвистической и культурной идентичностью и стараются сохранить и развивать свою родную речь, как одну из важнейших составляющих своего этнического наследия. Гагаузы: их культурное наследие и традиции Гагаузы, народ, живущий в Молдове и некоторых соседних странах, обладают богатым культурным наследием и глубокими традициями. Они имеют свою уникальную историю и язык, которые отличают их от окружающих народов.
Аграрная эволюция несла с собой большие положительные сдвиги. Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя.
Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар. В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам.
Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем.
Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту...
Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И.
Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И.
Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина.
В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина.
В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке.
На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами.
В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности.
Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?
Вопрос обсуждала межпарламентская группа, в которой участвовали представители Народного собрания Гагаузии и парламента РМ. Но, по словам главы гагаузской делегации в межпарламентской группе Сергея Чимпоеша, молдавская сторона не стала рассматривать данный вопрос. Во вторник гагаузские депутаты предприняли очередную попытку договориться с молдавским парламентом. Следует отметить, что отношения Кишинева и Комрата столицы Гагаузии никогда не были безоблачными, но после выборов башкана главы Гагаузии весной текущего года они серьезно обострились. Дело в том, что гагаузы избрали башканом Евгению Гуцул, она пошла на выборы как представитель партии «Шор», лидер которой Илан Шор находится в оппозиции действующим властям Молдавии. Более того, в Кишиневе считают его партию пророссийской, а его самого — причастным к выводу из молдавских банков 1 млрд долл. Гуцул осудила позицию Кишинева, подчеркнув, что место в правительстве дает гарантию сохранения идентичности и культуры гагаузов, а также позволяет жителям автономии отстаивать свои интересы на уровне центральных властей. Башкан заявила, что Кишинев стремится лишить Гагаузию ресурсов для развития.
Она подчеркнула, что центральные власти пытаются «упразднить особый правовой статус Гагаузии» и навешивают на жителей региона ярлык сепаратистов. Между тем претензии к Гуцул есть и у части депутатов Народного собрания, которые требуют, чтобы она отказалась от принадлежности к партии «Шор», которую Конституционный суд РМ запретил. Однако башкан этого не делает и конфликт продолжает расширяться. При этом убрать Гуцул Кишинев и оппозиция автономии не могут, так как ее избрали жители.
В области фонетики: 1. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Степень влияния согласного у йот и аффрикаты с дже на предшествующие широкие гласные а и е. В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у йот и аффрикатой с дже сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо Ср. Выпадение согласного h в начале слова. Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков. В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» След легенд, 1974 , «Узун керван» Длинный караван, 1985 , «Жанавар йортулары» Праздники волка, 1990 и многие другие. До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.
Внутри бывает начинка: капуста, творог, брынза. Из мясных продуктов готовят холодец из куриных голов и жарят баранину с соусом из петрушки, лука, щавеля. С особым трепетом гагаузы выращивают виноград и делают из него прекрасное вино. В самом деле, хороший резвый конь — друг кочевника. Даже сейчас, в эпоху автомобилей, в сёлах гагаузы предпочитают передвигаться на конной упряжке. Также они держат овец и коз: шерсть и молоко — ценный продукт. Гагаузская музыка довольно необычна на слух. Песни преимущественно одноголосные, чем-то похожие на молдавские и болгарские. Из инструментов в особом почёте скрипки, волынки и гармонь. Многие композиции написаны специально для танцев на свадьбах.
Я не убегал из Гагаузии по каким-либо экономическим причинам, как это делает сегодняшняя молодежь. Я просто сделал выбор в пользу российской глубинки», — рассказывает Григорий. Супруги Тащи Лидия, супруга Григория тоже родом из Казаклии , училась в Шанталовском сельскохозяйственном техникуме, что в 20 километрах от Липок. Тогда, в 90-х годах, их было 25 студентов-гагаузов. После окончания учебы Лидия по распределению тоже попала в колхоз «Верный путь», чему Григорий был очень рад. Будучи дома, в Гагаузии, он делал все, чтобы добиться расположения Лидии. В 1992 году они едут в родное село Казаклия, где Григорий по всем гагаузским обычаям просит руки Лидии у ее родителей. Дом Григория и Лидии Тащи Сегодня Григорий и Лидия живут в доме, который в 1992 году им выделил колхоз, а на приусадебном участке в 30 соток всегда богатый урожай. Григорий вместе с другом, тоже гагаузом Петром Данчем кстати, он тоже казаклиец , обрабатывают 280 гектаров земли. Выращивание многолетней кормовой травы и зерновых позволяет Григорию успешно заниматься фермерством. В 2015 году жители четырех деревень — Даньково, Хицовка, Зимницы и Липки — оказали Григорию Тащи высокое доверие, избрав его депутатом Даньковского поселения. Так у Григория прибавились еще и депутатские обязанности. Однако, как оказалось, работа сельского депутата намного шире: расчистить заросшие обочины проселочной дороги, убрать занесенные снегом дороги зимой. Спасает слаженная работа с администрацией Даньковского поселения. Совместными усилиями в деревне была отремонтирована криница, установлена автобусная остановка», — рассказывает Григорий Тащи. Фамилия Григория Николаевича Тащи в переводе с гагаузского означает «каменщик». Перевод никак не соотносится с видом его деятельности. Зато характер и сила духа тверды как камень. А вот сама фамилия Тащи для русского человека звучит прямо и буквально: «тащить». И он, Григорий Николаевич, тащит на себе все: домашний быт и хозяйство, проблемы и нужды деревни. И с этим наш герой неплохо справляется! Главная улица деревни Липки Население деревни — около 200 человек. Из них 46 человек — гагаузы, подавляющее большинство из которых — казаклийцы. Еще три гагаузские семьи купили дома в этой деревне, но пока живут в Москве. Если пройтись по российской деревне, легко можно определить, в каких домах живут гагаузы. В их дворах и на их участках растут нехарактерные для этого региона кусты и деревья. Мы очень рады, что они принялись и, более того, плодоносят. Глядя на эти кусты и деревья, мы вспоминаем нашу малую родину», — рассказывает супруга Григория Тащи Лидия. По данным переписи населения Российской Федерации 2002 года, в России проживали 12 210 гагаузов. Из них 3 754 — в Центральном федеральном округе. Поток гагаузов в Россию особенно усилился в начале 2000-х годов, когда Молдова переживала не лучшие времена: в стране начался тяжелый экономический кризис, который затянулся на годы. Устав от жизни на два государства, все больше гагаузов приняли для себя решение переехать в Россию на постоянное место жительства. Казаклийская семья Куюжуклу более 10 лет живет в деревне Липки. Тогда, в начале нулевых, причин для их переезда было предостаточно, но самая главная из них — это то, что они устали ждать перемен к лучшему. Мы были гастарбайтерами долгие годы, где работали, там зачастую и жили, прямо на стройке. Заработанные деньги вкладывали в ремонт родительского дома в Казаклии. За несколько лет наших скитаний в родном селе, впрочем, как и во всей Молдове, в лучшую сторону ничего не изменилось. Во всяком случае, для простого рабочего класса. Мы понимали, что кризис в Молдове затянулся и что ждать резких улучшений не стоит. У нас уже был сын Петя, мы планировали иметь еще детей, и при этом понимали, что должны обеспечить им хорошее будущее», — рассказывает Николай Куюжуклу. Мы практически не видели, как растет наш ребенок. Мне было очень тяжело. Я чувствовала себя виноватой перед моим ребенком за то, что оставляю его и уезжаю на несколько месяцев. Хотя он был обеспечен всем необходимым, у него не было самого главного — не было родителей рядом с ним», — вспоминает супруга Николая Светлана. Лишь в 2003 году Николай и Светлана забирают сына Петю в Россию.
Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов
Основная часть гагаузов живет на юге Молдавии, в районе, который получил историческое название "Буджак". Расселена эта часть гагаузов очень компактно вокруг городов Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты, а также в районах, прилегающих к Одесской области, и составляют тут чуть меньше половины населения. Часть гагаузов во время второй мировой войны была выселена в Казахстан, где сохраняются их колонии. Как же сложилось столь редкое сочетание языка и религии, ведь тюкский язык на юге Европы обычно сочетался с мусульманством? По мнению большинства исследователей, гагаузы - прямые потомки племен, населявших "Поле" - степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад. Значительная часть племен говорила на тюркских языках. В первые века русской истории предки современных гагаузов оказались южными соседями древнерусского государства.
Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом.
Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии. Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно. XX век: Январь 1906 г.
Автономия в составе Молдавии выступила резко против идей президента Майи Санду объединиться с Румынией.
Чего на самом деле хочет Гагаузия и что будет делать, если Румыния все же поглотит Молдавию — обозреватель "Известий" Игорь Балдин узнал лично у главы автономии Евгении Гуцул. После встречи с президентом РФ Владимиром Путиным главу Гагаузии, по сути регионального политика, знает почти каждый и в нашей стране, и далеко за ее пределами. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", — говорит башкан глава Гагаузии Евгения Гуцул. В Молдавии два анклава, не согласных с прозападной политикой нынешнего Кишинева: Приднестровье, где стоят наши миротворцы, и Гагаузия — маленькая территория с населением в 150 тысяч жителей и при этом широкой автономией. Ее глава Евгения Гуцул на выборах победила под лозунгом партнерства с Россией, чем сразу нажила себе врагов в молдавских элитах. Глава автономии сдержала обещание. Она активно налаживает экономические связи с Россией.
Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв. Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак. Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других источниках болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение различных противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков, македонцев и. Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке.
Этих позиций придерживались в Болгарии Г. Занетов, Л. Милетич, В. Маринов, И. Райков, И. Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии. Не идентифицировали их при проведении переписей 1817-1818, 1835, 1851 и 1859 гг.
Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира. Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы то есть - огузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. После 965 года, когда Хазария было разгромлена русским князем Святославом, печенеги, огузы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря территория нынешней Молдовы и Румынии до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай по некоторым источникам в 1065 г. Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу жизни, принимают православное христианство.
Гагаузы: что за нация и где они живут?
Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул. Власти Гагаузии решили прорвать экономическую блокаду, устроенную правительством Молдавии. Глава Гагаузии отчиталась перед жителями автономии за 100 дней пребывания на посту.