Как правильно провести этот день, в чем суть праздника и какого числа он будет в 2023 году — читайте в материале «МК в Питере». 8 марта в 14:00 состоится экскурсия по собору Богоявления и территории бывшего Богоявленского монастыря. Крещение Господне, или же Богоявление, это один из двенадцати важнейших христианских праздников, помимо Пасхи.
История праздника Крещения Господня
- Содержание
- 19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление - Екатеринбургская епархия
- Читайте также
- День Богоявления
Крещение Господне 19 января 2022 года: как можно и нельзя праздновать
Затем епископ Сергий, по окончании Божественной литургии, в сослужении духовенства, совершил чин Великого освящения воды и славление праздника. Также Архипастырь окропил присутствующих святой водой. Материалы по теме:.
Людмила Баранова, жительница г. Биробиджана: — Во всём помогает, и в жилище помогает, и в здоровье помогает. Один из крещенских обычаев — омовение в Иордани. Перед тем, как биробиджанцы смогли окунуться в прорубь, воду в ней тоже освятили. Несмотря на мороз, нашлось немало желающих испытать силу духа и тела. Сергей Петрушин, житель г.
Биробиджана: — Ну как водичка? Я каждый год, да хожу. Год, можно сказать, не болею. Кстати, церковь не обязывает верующих окунаться в ледяную воду. Иисус и другие израильтяне крестились в теплой реке Иордан.
Но Господь был безгрешен. На вопрос, зачем Он это делает, Он ответил: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» Мф.
Крещение Господне является предображением того таинства Крещения, которое мы с вами принимаем, входя в Церковь Христову. Мы получаем при этом тот же дар — благодать Святого Духа. Мы призваны хранить и взращивать его в себе в течение всей нашей жизни. Дай Бог, чтобы у нас это получалось! Праздничное богослужение в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе посетил губернатор Ульяновской области Алексей Русских.
Слово «крещаю», «крещу» означает по-гречески «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода - начало жизни.
Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать - как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
19 января: Крещение. Какие традиции соблюдают в этот день?
И в день богоявления греческий православный патриарх Иерусалима Феофил третий отменил традиционный парад скаутских школьных оркестров. По традиции в этот день многие окунаются в проруби – иордани. Не является исключением и день Богоявления, который за последние десятилетия народная традиция наделила большим количеством несвойственных ему смыслов и символов. Что нельзя делать на Крещение 19 января. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.
Главное меню
- День Богоявления
- 19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление - Екатеринбургская епархия
- Новый выпуск
- Открытки по темам
Православные верующие отметили праздник Крещения Господня
день, когда и Христос явил себя Богом, и Бог явил себя Троицей во Христе. Нарушив запрет ругаться в день Богоявления, есть риск накликать беду. 27 января 2023 года, в день отдания праздника Богоявления, день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, председатель Синодального отдела по мон. День Богоявления В Церкви Крещение Господне по-другому называется праздником Богоявления.
Святое Богоявление 19 января 2023 года, история праздника, молитвы, традиции и обряды
Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. В день Богоявления Господня и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. В день праздника Богоявления в нашем храме Великое освящение воды проводилось дважды – после ранней литургии в водосвятной часовне и в храме, а после поздней литургии.
Вести Твери
Общий же смысл купания в иордани на Крещение — в очищении от грехов. На Крещение заканчиваются святки, во время которых в народе было принято гадать, а церковь считает гадание грехом. Поэтому погружение в крещенскую воду должно, по мнению суеверных людей, «смыть» с них этот грех и позволить жить дальше обновлённым. Церковь же подчёркивает, что избавиться от грехов можно только исповедью и молитвой. Что нужно делать в ночь с 18 на 19 января Прежде всего накануне Крещения или в ночь на 19 января следует сходить на службу в храм. Также нужно набрать крещенской воды — её целебная сила сохранится на протяжении всего года. Ею же следует окропить дом. Кроме того, до появления на небе первой звезды нужно держать строгий пост. Накануне 19 января, в Крещенский сочельник, было принято освобождать дом от всего плохого, что успело накопиться за год — выметали мусор, сжигали старые вещи. На окнах и дверях дома рисовали кресты, чтобы оградить его от нечисти. Однако лучше не браться за стирку, поскольку вода в это время имеет особое значение.
Также готовили праздничный ужин, в том числе кутью, обязательно соблюдая нечётное количество блюд. Что нельзя делать в Крещение Господне На Крещение Господне нельзя делать то же, что и в другие церковные праздники: ссориться, ругаться, сквернословить. Также запрещено брать и давать деньги в долг, иначе целый год не будет достатка в доме. Думать о дурном, желать другим зла тем более запрещено — всё, о чём думаешь, вернётся сторицей. Грустить, плакать на 19 января означает привести в дом несчастье. Кроме того, в этот день нельзя убираться в доме и стирать, вообще домашние дела лучше отложить на следующий день. То же самое касается и рукоделия — шитьё, вязание, вышивка могут запутать судьбу. Также не рекомендуется 19 января стричь волосы и ногти, иначе можно укоротить себе жизнь.
В Апостольском чтении Кор.
В Евангелии Мк. После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа. По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника.
Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления спасения , благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну сильную …» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т.
Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе см. Всенощное бдение праздника Всенощное бдение на праздник Крещения как и на праздник Рождества Христова , в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе».
Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». На утрени, по полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». В русском переводе: «Никакой язык человеческий не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая, приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем».
Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии до отдания праздника включительно. К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Литургия в день Богоявления В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св.
Водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином. Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
Считается, что именно тогда людям впервые явилась Святая Троица: Бог Отец — голос, который прозвучал с небес, Бог Сын — Иисус Христос, который принял крещение в Иордане от Иоанна Предтечи, а также Святой Дух, который спустился во время крещения Христа в виде голубя.
Как и Крещение, каждый год его празднуют в один день — 18 января. Если сочельник приходится на будние дни, то утром верующим предписывается соблюдать строгий пост. В Сочельник верующим советуют попасть на утреннее и вечернее богослужение, а в сам праздник — прийти на литургию Вечером 18 января в церквях проводят литургию Василия Великого: особое богослужение, которое идет дольше, чем в другие дни. В это время читают все новозаветные и ветхозаветные отрывки, рассказывающие о событиях, которые так или иначе связаны с грядущим праздником. А после литургии начинается Великое освящение воды. Освящение воды Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах. Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления. Независимо от того, в какой из дней провели ритуал, вода будет иметь равную благодать, отмечают в церкви.
Вода, которую освятили в Крещение, имеет особое название: крещенская вода или Великая Агиасма, то есть великая святыня Как освящают крещенскую воду в церкви? Сперва поют тропарь «Глас Господень на водах…», затем зачитывают пророчества из Ветхого Завета, отрывки из Евангелия, а также фрагмент Послания апостола Павла. Все эти фрагменты Писания рассказывают о крещении Иисуса Христа. После начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся Богу с просьбой освятить воду «силою и действием и наитием Святого Духа», обращаясь к нему со словами «Миром Господу помолимся... Также Бога просят наделить воду способностью очистить тело от всех недугов и греха. Затем священник читает молитву, в которой просит Бога освятить воду, а также кадит ее — то есть окуривает ладаном. Он три раза опускает в воду крест, пока поется тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».
При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Тропарь Крещения Господня После этого всех молящихся окропляют святой водой и дают им поцеловать крест. В заключение обряда все священнослужители возвращаются в алтарь. При этом они поют стихиру «Воспоим вернии…». Первые упоминания о святой воде появились еще в 70-е годы IV века в сочинении «Против ересей» святителя Епифания Кипрского. При этом ни он, ни другие святители, которые о ней писали, не говорили ни о каких специальных обрядах, которые совершались бы над водой священниками. Люди просто набирали ее в любом водоеме.
Считается, что в ночь на Крещение Господне вся вода становится святой По преданиям, когда на Церковь были гонения и освятить воду в храмах было невозможно, в Крещенскую ночь верующие набирали ее в обычных водоемах или из-под крана. И даже без молитв, которые священник произносит во время обряда, эта вода не портилась несколько лет. Верующие объясняют это тем, что Бог даровал свою благодать людям, которые сохранили глубокую веру, даже когда попасть в храм было просто невозможно. Обычай произносить над водой молитву ввел Антиохийский патриарх Петр Кнафе в последней трети V века. При этом в древности воду святили один раз — в полночь перед Крещением.
Церковный календарь 19 января. Богоявление
Православные отмечают праздник Богоявления / События на ТВЦ | В день Богоявления она используется для окропления людей, животных, помещений. |
Православные отмечают праздник Богоявления / События на ТВЦ | Нынешний день именуется Крещением Богоявлением. |
Крещение Господне в 2024 году: дата празднования | В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг. |
Православные верующие отметили праздник Крещения Господня | БОГОЯВЛЕНИЕ диакон Алексий Кириллин Богоявление – один из двунадесятых праздников, связанный с совершением Иоанном Крестителем над Господом Иисусом Христом ритуального. |
Крещенские традиции: как Рязань встречает Богоявление Господне
Слышали мы сейчас слова из Евангелия приходящего к Иордану Христа: «Надлежит нам исполнить всякую правду» Мф. И Спас мира начал Свое служение с послушного исполнения этой заповеди, потому что «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» Мк. Как же свершилось Богоявление? По велению Божию, великий праведник и первый пророк Нового Завета Иоанн, проводивший от юности годы в пустыне в изнуряющем посте, вышел к народу для возглашения о скором пришествии Мессии, по-гречески «Христа», «Помазанника». Поэтому и именуется он Предтечей — провозвестником пришествия Христова. Крещение, которое начал совершать Предтеча, не было собственно его установлением. В законе народа израильского существовало крещение, омовение, которое очищало от телесной нечистоты тех, кто прикасался к умершему, вкушал запрещенное, общался с прокаженным. От греха воровства, блуда или другого преступления оно не освобождало см. Крещение Иоанна было выше, так как призывало к покаянию, к внутреннему омовению, но еще не имело благодати Духа, которая давалась Христом, как сам святой Предтеча и сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» Мф. Совершавший крещение Иоанн еще не знал, Кто будет этот Некто, «Которому он недостоин развязать и ремень у обуви Его» см.
Поэтому и пришел к нему Иисус креститься. Не потому, что нуждался в очищении, но потому, что крещение Иоанново совершалось по воле Божией. Это знали все в народе, так как считали Предтечу великим праведником.
Иоанн Предтеча возлагает правую руку на главу Христа, совершая обряд Его Крещения омовения. Склоненная фигура Предтечи — символ его глубокого смирения перед Христом, у Которого Иоанн, как он сам говорит, недостоин развязать ремень обуви Лк 3:16.
Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Мф 3:14 — недоумевает Предтеча и тем не менее крестит безгрешного Господа, как до этого грешных людей, следуя Его же призыву исполнить всякую правду Мф 3:15 — волю Божию. Этот луч преломляется на три части, указывая на Святую Троицу, каждое из Лиц Которой явным образом участвовало в событии Крещения. С покровами на руках, они напоминают восприемников, взимающих младенца от купели. В Евангелии ничего не сказано об участии ангельских сил в Крещении Иисуса, но образ ангелов присутствует в богослужебных текстах праздника Крещения.
Например: «Како Тя речные струи приимут, нестерпимаго огня ныне идуща? Како обнажение небеснии видят ангелы? Како руку Иоанн прострет на Тя, Слове Божий пребезначальне, того от земли создавшаго? Или здесь: «Ангели Его устрашишася зряще, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды» седален по второй кафизме на утрене Богоявления.
Мифологические персонажи, один из которых восседает на двух дельфинах, а другой льет воду из кувшина, олицетворяют собой два потока, слившиеся в реку Иордан. Характерно, что оба персонажа обращены лицом назад. С помощью такого приема иконописец напоминает нам о событии, описанном еще в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, когда при переходе израильтян через Иордан течение реки остановилось и дно в месте переправы обмелело, а прибывавшие воды на время потекли вспять, в обратную сторону Нав 3:10—17. Этот эпизод вспоминается в богослужении Крещения наряду с другим древним событием — переходом израильтян через Красное море под предводительством Моисея — как прообраз Крещения Христа.
Ведь Он безгрешен. Да, Христос безгрешен, а Иоанново омовение было символом покаяния и веры в грядущего Мессию. Иисус лично не нуждался в таком омовении, но Он все-таки совершил обряд, и Церковь усматривает в этом поступке Спасителя очень глубокий смысл. Прежде всего, погружением в реку наравне с другими кающимися Христос показывает, что добровольно и всецело подчиняет Себя всем условиям падшего мира.
А раз грешники должны были пройти очистительный ритуал во имя Того, Кто искупит их грехи, то и Сам Искупитель проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между Ним и теми, кто в Него верует. Своим омовением Иисус исполнил последнюю заповедь Ветхого Завета, и одновременно — освятил грядущее новозаветное Таинство Крещения. Теперь всякий, над кем оно совершается, незримыми ниточками соединен с Богом, Который пришел в мир ради спасения каждого из нас. Что символизирует собою погружение в воду? Почему именно вода является ключевым образом праздника? Для людей погружение в купель связано с покаянием — то есть с радикальной переменой своего внутреннего мира и очищением от тех духовных язв, которые поразили всех нас после грехопадения Адама. А очистившись, человек становится способным принять ту благодать, которая даруется Христом через Крещение. Почему именно воду избрал Христос?
Потому что это как раз то вещество, вне которого и без которого немыслима сама биологическая жизнь. Это первоэлемент всего земного бытия. Например, посылая космические аппараты на другие планеты, ученые ищут в первую очередь воду в любом ее виде. Без воды невозможно протекание большинства химических реакций. Она всегда была символом жизни и чистоты, и неудивительно, что Христос освящает вещественный мир через воду, а не каким-либо иным способом. Как изображается событие Богоявления на православной иконе? Праздничная икона Крещения Господня содержит очень мало подробностей, акцентируя внимание молящегося лишь на главном. В центре иконописец изображает Иордан, в котором по колени иногда — по пояс или по грудь стоит Христос.
Спаситель — обнажен. Существуют древние фрески, где Он вовсе наг, безо всякой одежды. Однако такие росписи — довольно редки, и в основном на иконе Иисус либо в набедренной повязке, либо в полуспущенном хитоне с обнаженным торсом. Возле Спасителя на берегу стоит Иоанн и правой рукой льет на голову Христа зачерпнутую ладонью воду. Над Спасителем или рядом с Ним часто изображаются ангелы, как символ духовного мира. Еще выше размещается одна из ключевых деталей — отверстое небо в виде темно-синего полукруга в мелких звездах и исходящий от него луч. Он касается головы Спасителя, а в самом луче изображается голубь как символ Святого Духа, сошедшего на Христа. Бога Отца символизируют луч и небо.
Иногда на украинских и северорусских иконах луч подписывался евангельскими словами: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Нем же Мое благоволение». Еще важная деталь — в воде иногда изображается темный человечек со страшной гримасой. Это — сатана, которого Своим погружением Христос изгоняет из воды, а потом Своей смертью победит окончательно. Праздник Крещения и Таинство Крещения — взаимосвязаны ли эти понятия? Более того, на заре христианства это был один из немногих дней в году, когда совершалось Крещение бывших язычников, и они, пройдя многолетнюю подготовку-оглашение, становились членами Церкви. И даже сейчас на Богоявление во время Литургии можно услышать, пожалуй, одно из красивейших и древнейших песнопений: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся! Этот гимн напоминал людям, которые только-только вышли из крещальной купели, что теперь смысл их жизни составляет только Христос, и все остальные ценности рассматриваются только через призму Его учения. По большому счету, 6 января — это именно тот день, когда Церковь с особой силой говорит о том центральном месте, которое занимает в жизни человека Таинство Крещения.
Как иорданское погружение Спасителя было началом Его земного служения, так и Крещение является для верующего началом его спасения.
Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает. Особенности богослужения в Навечерие праздника Во все седмичные дни кроме субботы и воскресенья служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии после заамвонной молитвы бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение. Великие часы Крещения Господня и их содержание Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение.
В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа Ис. На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» Ис. На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» Ис. Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни Рим. Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия Мк. На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа — обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении Ис. Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа Тит.
Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении Мф. Вечерня в день Навечерия праздника Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч. После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе». Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу , то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии в субботу и воскресенье , за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол Кор. После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды.
В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы если совершается литургия св. Василия Великого. А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы.
Проповедь епископа Солнечногорского Алексия на праздник Крещения Господня
Крещение Господне — Википедия | 27 января 2023 года, в день отдания праздника Богоявления, день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, председатель Синодального отдела по мон. |
Народные приметы 19 января | Освещают ее как накануне праздника, так и в день Богоявления. |
Православные сегодня отпраздновали Крещение Господне
Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления. Праздник Крещения Господня и Богоявления все православные верующие отметят 19 января, однако готовится к нему начали заблаговременно: на водоемах уже появились иордани. В день Богоявления в храме г. Ессентуки службу возглавил епископ Андрей (Кладиев) — правда, молился он, как священник. По традиции в этот день многие окунаются в проруби – иордани.