"Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. женой искусствоведа Адриана Прахова. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова.
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ «ДЕМОН». Художественное описание картины
- Содержание
- Что еще почитать
- «Демон сидящий» Врубеля
- «Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
В 1870 году семья направилась в Одессу, где будущий художник учился в Ришельевской гимназии. В 1874 году Врубель поступил на юрфак Петербургского университета, но не смог защитить конкурсную работу и вышел из него со званием "действительного студента". Гораздо меньше известно, что эту гимназию окончил художник Николай Ге В школьные и университетские годы интересы Врубеля были разносторонними, но он больше тяготел к театру, музыке и литературе, чем к живописи. Ему, например, посчастливилось познакомиться с Модестом Мусоргским и родственниками Михаила Глинки. В 1880 году, отбыв воинскую повинность, он поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Павла Чистякова и некоторое время у Ильи Репина. Во время учёбы он подружился с Валентином Серовым.
Академию Врубель тоже не окончил, хотя его работа "Обручение Марии с Иосифом" была отмечена второй серебряной медалью Академии. Перелом в судьбе наступил в 1883 году. К Чистякову в поисках исполнителя работ в Кирилловской церкви приехал Адриан Прахов. С одной стороны, ему понравились его работы, да и мнение известнейшего педагога, учителя целой плеяды будущих звёзд Васнецова, Репина, Сурикова, Поленова , Павла Чистякова дорогого стоило. С другой стороны, статус Врубеля был невысок, и его гонорар можно было уместить в пределы не слишком богатой сметы.
Решение оказалось правильным. Более того, в Кирилловской церкви Врубель выполнил основной объём работ. Чего стоит только прорисовка ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков. А ведь он реставрировал старые фрески, рисовал новые и сделал четыре главные иконы для иконостаса. Кроме того, он занимался реставрацией фигуры ангела в куполе Софийского собора.
Одно из самых значимых произведений Врубеля при росписи Кирилловской церкви — фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" на сводах хора. В этой вполне зрелой работе соединились и классические византийские принципы, и традиции древнерусского искусства, и новые модерновые мотивы. Изображение во многом портретное. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы Ершовой она вышла замуж за одного из художников-участников реставрации , второй апостол от левой руки Богородицы — с протоиерея Петра Лебединцева , преподававшего в Ришельевской гимназии, второй апостол от правой руки — с киевского археолога Виктора Гошкевича, третий апостол — с настоятеля Кирилловского прихода Петра Орловского , который, собственно, и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество, четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — с Адриана Прахова. Ну и автопортрет — апостол Лука — третий справа от Богородицы.
Естественно, он был вхож в тот круг, который Праховы создали вокруг себя. И Врубеля угораздило влюбиться в хозяйку дома Эмилию Львовну. Прахова, блестящая пианистка и очень образованный человек, действительно была необычайно интересна, хотя отпугивала многих своеобразной внешностью и ещё более своеобразным характером. Кем был человек, сделавший Киев художественным центром России16 марта 1846 года в белорусском городке Мстиславле родился Адриан Викторович Прахов. Сейчас об этом человеке в Киеве помнят немногие.
Историк искусства?
Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон и ангел с душой Тамары. Бумага, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон. Бумага, чёрная акварель, белила. Национальный музей русского искусства, Киев Голова демона. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Сидящий демон.
Эскиз картины. Государственная Третьяковская галерея, Москва Летящий демон.
Возможно, именно поэтому круг моделей очень узок - только близкие знакомые художника. Кстати, главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела. Он был влюблён в неё страстно, безумно. Врубель говорил, что если бы Надежда отвергла его предложение руки и сердца, он бы лишил себя жизни. Она так же крепко любит мужа, и пишет сестре восторженные письма о добром нраве Врубеля и о том, как с ним легко и весело. Летом 1901 года у четы Врубелей родился первенец - сын Савва. Ребёнок родился с огромными голубыми глазами и... Видимо, у мальчика было ещё множество патологий - он прожил всего два дня.
Эта трагедия так потрясла Врубеля, что в 1902 году у него начали явственно проступать признаки душевной болезни. Художник становился замкнутым и нервным, однако в минуты просветления он сразу же хватался за кисть - творчество ему было необходимо не меньше, чем дыхание. Через пять лет Врубель лишился и этой отрады - он стремительно слепнул, пока тьма полностью не накрыла его мир. Умер Врубель 14 апреля 1910-го года, приняв смерть, как избавление от страданий. Александр Блок сказал над могилой художника: "Врубель пришёл к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. Демон поверженный и демон сидящий. Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Шестикрылый серафим, 1904 г.
«Демон сидящий» Врубеля
Она была весьма эмоциональной: как-то раз гостья дома Праховых чем-то раздражала хозяйку, и Эмилия вылила на нее ведро воды. Портрет Эмилии Праховой, Валентин Серов, 1879 год. Вскоре Адриан Прахов отправляет художника в Италию — у его подопечного быстро кончались деньги, а его интерес к Эмилии начинает бросаться в глаза. Живописец охотно поехал в Венецию, где несколько месяцев постигал тонкости иконописи. По одной из версий, он сообщил об этом не любимой, а ее мужу. Как ни странно, Прахов даже не был этим рассержен. Поговаривали, что он немного боялся нетривиального художника.
Эмилии Врубель казался несколько инфантильным. Однажды он принес в подарок любимой картину «Восточная сказка». Зная о безденежье художника, женщина собиралась показать картину коллекционеру. Однако Врубель не оценил старания Эмилии Львовны, разорвал картину и ушел. К счастью, через некоторое время картина была вновь склеена и восстановлена. В то же время Эмилия Прахова стала не только возлюбленной, но и музой.
Ее лицо смотрело с полотен гениального художника. Одно из них — «Богоматерь с младенцем» — до сих пор находится в Кирилловской церкви. Сначала Врубель набросал карандашный эскиз, а позже перенес облик на икону.
В 1880 году Михаил стал студентом Академии художеств. Постигая основы мастерства, он без устали писал акварелью без устали - за одну ночь он создал композицию "Орфей в аду", на которой изобразил около ста фигур. Уже в ранних работах Врубеля были черты, резко выделявшие его из ряда академистов. Он заслуженно слыл мастером акварели и прирожденным композитором массовых сцен. Свои дарования Врубель мастерски продемонстрировал на многофигурных библейских сценах во "Введении в храм" 1882. Одновременно с этим он создавал портреты, передающие не черты человека, а скорее, его душевное состояние.
В 1884 году Врубель бросил академию - ему предложили поехать в Киев, чтобы реставрировать фрески в древней Кирилловской церкви. Ему предложили не только восстановить старые фрески, но и написать новые взамен утраченных. Художник серьёзно подходил к работе, изучая не только отечественные росписи, но и венецианские произведения. К сожалению, росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем, так и не были исполнены ввиду их крайней необычности - художник отошёл от церковного канона, создав свободные композиции, придерживаясь темы, но отойдя от привычного канона. Он написал акварелью "Ангела с кадилом и свечой", четыре варианта "Надгробного плача", два варианта "Воскресения". Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Он описывал своего демона отцу как "духа не столько злобного, сколько страдающего и скорбного, но при всём том Духа властного и величавого". Художник показал своего "Сидящего Демона" уже в Москве, куда он приехал в 1889 году.
Одним из предписаний был отдых на природе, Михаила Александровича просили не браться за кисть хотя бы пару недель. Он и его семья послушались совета и отправились на отдых в Рязань, но по дороге у художника снова начались приступы бреда и галлюцинаций. Как только Врубель вернулся в Москву, он сразу же был отправлен в больницу Ф. Савей-Могилевича с манией величия. После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение».
Так, по его задумке, персонаж олицетворяет дух изгнанника, его ощущения и чувства. Демон словно зажат в картине — так художник мыслил передать идею заточения, обозначить героя как пленника Творца. Здесь тоже стоит вспомнить поэму Лермонтова, благодаря которой и появился «Демон». Еще один символ — заходящее солнце на горизонте. Оно может означать победу добра и закат зла.
Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
К 165-летию Михаила Врубеля тут собрали почти все его хрестоматийные работы от «Царевны-лебедь», «Демона сидящего» и «Пана» до «Шестикрылого серафима», «Сирени» и. Картина Михаила Врубеля Летящий Демон (1899 г.) на выставке Михаил Врубель, приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Демон сидящий 1890 (картина) — Михаил Врубель (the Demon sitting). Чтобы пережить невзаимные чувства, Михаил Врубель даже истязал себя: резал ножом грудь, думая, что физическая боль сможет заглушить душевную. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Картина Михаила Врубеля Летящий Демон (1899 г.) на выставке Михаил Врубель, приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве.
Картины Врубеля на тему Демона
- Описание картины
- «Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
- Государственная Третьяковская галерея
- «Искусство — вот наша религия»
- Что еще почитать
- «Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
В Новой Третьяковке проходит ретроспектива Михаила Врубеля, одного из самых загадочных авторов в истории русской живописи. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. "Демон сидящий", Михаил Врубель, 1890 год. Выставка «Михаил Врубель» проходит в Новой Третьяковке с 3 ноября 2021года по 8 марта 2022 года.
Михаил Врубель в 10 шедеврах
Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни». Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела.
И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля.
Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый.
Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак.
Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве.
Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы.
Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой.
Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу.
В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно.
В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков.
Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство!
Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны.
Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка.
Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным.
Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ».
Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема. Белый ирис. Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее.
Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу. Михаил Александрович Врубель. Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир. Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес». Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом. В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Такого о «Демоне» вы не знали. Демон (сидящий) одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. «Демон сидящий» (1890) Государственная Третьяковская галерея.
Счастливый первенец творенья: Демон сидящий. Врубель
Незаконченный эскиз «Демона сидящего». Врубель, как и Лермонтов, действительно понимал горы.В России Врубель единственный живописец гор. 20 марта, после 22-летнего перерыва, в ереванском Музее русского искусства вновь будет выставлена картина русского художника Михаила Врубеля “Демон и Ангел с душой Тамары”. И уже не по заказу в Мамонтовском особняке на Садово-Спасской, Врубель рисует «Демона сидящего». В 1890 году Врубелю заказали иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. «Демон сидящий» (Михаил Врубель, 1890). Кураторы отказались от монографического способа экспонирования работ, представляющего последовательный путь творческого развития, а избрали гораздо более сложную концепцию. «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера.