Можно лишь сожалеть, что в последние десятилетия проза выдающегося русского писателя Юрия Бондарева находилась в информационной блокаде. Юрий Бондарев относится к числу немногих писателей «счастливого соединения имени и таланта, таланта и славы, заслуженной книгами». ↑ Писатель Юрий Бондарев отмечает 95-летний юбилей (неопр.).
Жизнь и непростая судьба русского писателя Юрия Бондарева
Юрий Бондарев — представитель литературного жанра, известного как «лейтенантская проза» о Великой Отечественной войне. Особенность этого жанра — описание фронтовых реалий от лица младшего офицера или сержанта, как правило, пехотинца. Бондарев до своей кончины был последним оставшимся в живых представителем «лейтенантской прозы». Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске, Оренбургская область, в семье советского юриста, участника Первой мировой войны. В 1931 году семья переехала в Москву. Летом 1941 года старшеклассник Бондарев принимал участие в строительстве оборонительных сооружений под Смоленском. В 1942 году после окончания школы был направлен военкоматом в пехотное командное училище, дислоцированное в Актюбинске. В октябре 1942 года Бондарева и других курсантов срочно направили из Казахстана на оборону Сталинграда как младших командиров.
Это почти родственное сплочение, духовное единство. Подчеркнём, что речь здесь идёт именно о соборном целом, о таком единении людей, в котором личность не обособляется, но и не сливается с ним до неразличимости, а пребывает в родственном, питаемом любовью единстве со всеми, в братском служении ближнему, в которых наиболее полно раскрывает себя.
Эти отношения, это соборное начало в народе, по мнению писателя, и явились залогом нашей Победы в Великой Отечественной войне. Бондарев был из тех личностей, кто в советские времена фактически с самого начала своего творческого пути открыто заговорил о традиционных духовных ценностях. О миллионах погибших писатель, проходивший сам постепенно свое духовное становление, не мог позволить себе писать небрежно, непродуманно, торопливо. Память о своих однополчанах для него была священна. В 2015 году Юрию Бондареву была присуждена Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую вручил ему Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Бондарев комментировал своё награждение: «Рад этой награде. Но главное, конечно, не премия, а Вера. И Церковь, которая собирает народ. Отрадно, заходя в храм, видеть живой интерес людей, чувствовать их желание что-то понять, узнать.
Кто-то скажет, это поветрие. Однако, помню, еще в советские годы жил в Москве, на углу Климентовского переулка, а там была, да и сейчас есть церковь. Хорошая церковь, добрая. Она переживала разные времена, но никогда не пустовала. На праздники народ стекался. Мы наблюдали это с женой Валюшей многие годы». Бондарева было высоко оценено государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1984 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения писателю Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он награждён советскими 2 орденами Ленина в т.
В 1988 году, когда ещё не было принято открыто критиковать руководителей государства, выступление Ю. Бондарева на XIX Всесоюзной партконференции наделало много шума. Он сравнил перестройку с самолётом, который летит и не знает, где сядет. Для тех времён это было очень дерзко. Тогда же он резко осудил очернение советского прошлого, поиск в нём «грязного белья» и потрясание им, самобичевание и заискивание перед Западом. Именно Юрий Васильевич, будучи депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 11-го созыва, по-лейтенантски использовал эту высокую трибуну для того, чтобы выразить протест против преступного проекта поворота Северных рек. Неслучайно главным текстом зрелого Бондарева стал не роман, а манифест «Слово к народу» 23. Архитектор перестройки Александр Яковлев называл «Слово» документом, идеологически обеспечившим ГКЧП; интеллигенция, тогда почти поголовно либеральная и проельцинская, особенно возненавидела, Юрия Бондарева и Александра Проханова.
Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Освобождал Польшу. В июне 1944 г. После окончания учёбы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям. Окончил Литературный институт им. Горького 1951. Герой Социалистического Труда Награждён многими орденами и медалями.
В январе 1992 года во главе группы советских писателей сжёг чучело Евгения Евтушенко в знак протеста против преобразования Союза писателей СССР в Содружество Союзов писателей [16]. В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Ельцина. Свою позицию он выразил в телеграмме на имя президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны» [17]. Член правления с 1967 , секретарь правления 1971—1991 , член бюро секретариата 1986—1991 и председатель правления Союза писателей России декабрь 1990—1994. Был председателем правления Российского добровольного общества любителей книги 1974—1979 , членом редколлегии журнала «Наш современник» вышел из редколлегии в знак протеста против публикации романа А. Солженицына « Октябрь Шестнадцатого ».
«Самое страшное — первая бомбардировка»
Не говорить пошлости, лучше промолчать. Молодому офицеру не "тыкать" пожилому солдату. Уважать чужое мнение. Все это имело для него огромную цену. А для нас сегодня? Вопросы нравственности всегда были для него важнее "правды о войне". Может быть, это и есть главное завещание Юрия Бондарева? Как никто из писателей Бондарев вносил в военную прозу вот эту "интеллигентскую" ноту.
Порядочность важна везде. Не только в мирной жизни, но и на фронте. И, возможно, на фронте она еще важнее, чем в мирной жизни. Быть порядочным, по нему, "это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника, не переступать границы гнева, а именно - уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным".
Академик Академии российской словесности 1996. Бондарев достаточно жёстко оценивал современную российскую действительность. По его словам, мы живём в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности.
Но при этом писатель не терял веры в будущее России, он был убежден в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде. В мае 2009 года Ю. Бондарев поддержал решение мэра Москвы о запрете гей-парада [18].
Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года , младший лейтенант.
В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре 1942 года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
В боях под Котельниковским ныне Котельниково был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу». За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу». С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.
А ведь это именно Бондарев своими первыми военными произведениями выступил против обезличивания и стандартизации человека. А в его последних романах герои предстают людьми, оказавшимися неготовыми к современной гуманитарной катастрофе, затронувшей не только нашу страну, а и весь западный мир. В России сегодня стало меньше на одного истинно русского — правдивого и мужественного писателя, на одну героическую личность, на одного её защитника и любящего сына. Выражаем глубокие искренние соболезнования родным и близким Юрия Васильевича Бондарева. Бондарева состоятся 2 апреля. Похоронен он будет на Троекуровском кладбище. Путин выразил соболезнования в связи со смертью Юрия Бондарева.
Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
Российский и советский писатель Юрий Бондарев скончался в Москве на 97-м году жизни. Юрий Бондарев снова стал курсантом, на этот раз Чкаловского артиллерийского зенитного к этому моменту у него оставалось прежнее, фронтовое: гвардии старший сержант. Интерфакс: Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни, сообщил "Интерфаксу" председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. Вчера на 97-м году жизни скончался известный писатель Юрий Васильевич Бондарев.
«Самое страшное — первая бомбардировка»
И теперь этот членский билет навечно останется за Юрием Бондаревым», — рассказал Николай Иванов. По его словам, Юрий Васильевич, который имел звание капитана, по жизни ни разу не пытался «спуститься в бомбоубежище», поскольку всегда ощущал себя на главном направлении борьбы, как на войне, так и в литературе и в общественной жизни. Это был великий поступок», — считает председатель СПР. Он вспомнил поездку русских писателей накануне референдума 2014 года в Крым. У них было еще волнение, не было уверенности, что Россия не оставит их. Мы прочитали письмо со словами поддержки Юрия Бондарева и других писателей-фронтовиков, обращенными к крымчанам, а потом водрузили копию Знамени Победы на Сапун-горе. И крымские писатели поверили, что Россия с ними. Одно имя Бондарева очень много значило для людей», — уверен Иванов. По его словам, к сожалению, сегодня мало пишут такой мужской прозы «со стержнем», какая была у Юрия Бондарева.
По всем этим произведениям в разные годы были сняты художественные фильмы. Также Юрием Бондаревым совместно с Оскаром Кургановым был написан сценарий легендарной киноэпопеи режиссёра Юрия Озерова «Освобождение». Что касается дураков, то надо вырабатывать в себе дуракоустойчивость. Или, пожалуй, считаться с ними ввиду их численного превосходства Ю. Страшно не умереть. Страшно умирать.
В составе наступающих советских войск дошел до Чехословакии. Был награжден медалью «За отвагу». Произведения Юрия Бондарева воспитали несколько поколений патриотов: повесть «Батальоны просят огня», романы «Тишина» и «Двое» 1964. В 1970 году вышел роман Бондарева «Горячий снег» о событиях Сталинградской битвы.
Бондарева предлагаем её вниманию читателей. Товарищ капитан… Ушёл из жизни Юрий Васильевич Бондарев… Я вспоминаю сейчас его воинское звание — капитан. Капитан Юрий Бондарев. Звание, имеющееся во всех армиях мира. Звание, уже предполагающее боевой опыт, но — опыт ещё первой, поднимающейся в атаку, шеренги… Он был капитаном-артиллеристом, ни разу не спрятавшимся в бомбоубежище. Их и не имелось у находившихся в окопах на направлении главного удара бойцов. О таких, как Юрий Бондарев, ломались стрелы на фашистских картах. О таких, как писатель Юрий Бондарев, тупились затем перья графоманов и лжеисториков, потому что достичь литературных и нравственных высот им, даже с их пронырливостью и мощнейшей поддержкой кураторами нового мирового порядка, не получалось. И не могло получиться. Потому что Бондарев был командиром артиллерийской батареи переднего края, прямого выстрела по врагу, а его идеологические противники и антиподы — командирами всего лишь батарей шумовых, располагавшихся далеко от линии фронта. О таких, как преданнейший сын своего Отечества Юрий Васильевич Бондарев, рассыпались в прах и указы президентов, пытавшихся орденами усмирить, приручить тех, кто отстаивал интересы народа и не заискивал перед их предательскими решениями. И орден с красивым и светлым названием «Дружба народов» он не принял из рук главного разрушителя этой дружбы — Ельцина. Имел право не принять, но ещё больше — имел мужество так поступить, потому что слишком непогрешим и непотопляем казался первый президент России для других, эти ордена принимавших. Он — капитан «лейтенантской прозы». Его батальоны просили огня, потому что был горячим снег. Горячим не только и не столько от огня — от солдатской крови. Он был там, среди пуль и снарядов — сначала школьником на рытье оборонительных рубежей под Смоленском, потом курсантом — командиром миномётного расчёта в Сталинградской битве.
«Мне посчастливилось не лгать…»
29 марта скончался русский и советский писатель, сценарист, почетный гражданин города-героя Волгограда, а также дитя войны Юрий Бондарев. Вчера на 97-м году жизни скончался известный писатель Юрий Васильевич Бондарев. 29 марта скончался русский и советский писатель, сценарист, почетный гражданин города-героя Волгограда, а также дитя войны Юрий Бондарев.
БиблиоПрофи
Забегая вперед: писательская карьера Юрия Васильевича строилась весьма успешно. С 1971 года он был первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а в 1990 - 1994 годах являлся председателем Союза писателей России. Первый сборник рассказов под названием "На большой реке" вышел у Бондарева в 1953 году. Десять лет спустя, в 1963 году, Юрий Бондарев стал и членом Союза кинематографистов СССР, так как написал ряд сценариев для экранизации своих романов и повестей — а экранизировали их много и охотно. Кадр из фильма "Последние залпы". Фото: m. Самые известные произведения Юрия Васильевича — повести "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпы", "Родственники", романы "Горячий снег", "Тишина" по которому дважды ставились одноименные фильмы и ее продолжение "Двое", "Берег", "Выбор". Сценарии Бондарев создал для фильмов "Горячий снег", "Батальоны просят огня" и киноэпопеи "Освобождение". За основу последних двух произведений взята подлинная история красноармейца Свинина Василия Афанасьевича, служившего в полку артиллерии НКВД, который один остался в живых из личного состава этого подразделения.
О подвиге Свинина писала еще в 1944 году "Красная Звезда". Юрий Бондарев не испытывал проблем с публикацией своих произведений, чем немногие советские писатели могли похвалиться. Было бы упрощением считать, что дело только в священной военной теме. Проза Юрия Бондарева очень далека от понятия "батальный жанр", сводящего бои к приключениям и охотно тиражируемого для юношества. Юрий Васильевич писал пронзительные, правдивые и страшные вещи. Фильм по роману "Горячий снег". Фото: ok. Это была беседа молодого коллеги с классиком в честь 95-летия Юрия Васильевича.
Сейчас она превратилась в некролог. В этом материале Шаргунов рассмотрел главные свойства литературного наследия выдающегося писателя: "Проза Бондарева обстоятельна, выразительна, мелодична, полна красок, внимания к тонким движениям тела и души. С самых первых его вещей — это классическая литература. Пожалуй, главное для фронтовой бондаревской прозы — взятое из пережитого повторение древнего сюжета сражения при Фермопилах: не постояв за ценой, выстоять. Или проиграть, но жизнью пожертвовать". Шаргунов напоминает сюжеты самых известных военных романов и повестей Бондарева. Они все построены не только на противостоянии советских войск захватчикам.
Владимир Путин выразил соболезнования близким писателя Юрия Бондарева. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В.
Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
В Замоскворечье, где прошло мое детство, я полюбил голубей. И там, в Замоскворечье, были сплошные голубятни. У меня были все породы голубей! В 41-м началась война, и я, ещё школьник, отправился рыть окопы под Смоленском.
А в октябре 42-го уже попал в Сталинград, где был командиром минометного расчёта, получил ранение, контузию, обморожение… Потом Воронежский фронт, форсирование Днепра, освобождение Киева. Бои за Житомир, новое ранение, госпиталь… А дальше бои в Карпатах. Вспоминаете тех, с кем вместе прошли войну? Какие они были? Постоянно вспоминаю.
Мы воевали с мыслью, что за нами стояла Россия. Кроме их отваги и самопожертвования я хотел бы отдельно отметить их уровень культуры. Это были артиллеристы, почти все деревенские ребята. Только три городских офицера во всей нашей батарее. Эти ребята со всей страны не учились в вузах, но тянулись к знаниям, и, подозреваю, были гораздо образованнее многих сегодняшних студентов.
Тогда ведь всюду были кружки, дома пионеров, ребята читали и хорошо знали классику. И отличались человеческим достоинством, чуткостью, деликатностью. Возможно, до конца я даже так и не смог передать невероятную теснейшую дружбу и взаимозависимость солдат на войне. Самое страшное — первая бомбардировка. А так, я не встретил ни одного ненадёжного сослуживца.
Все на войне были влюблены в места, где они жили, и поэтому верили, что не погибнут. Это было способнейшее поколение! Мы проходили все круги ада, полные надежд, и чувствовали себя людьми, защищавшими свой дом, родных и любимых. Мы сами себе казались очень взрослыми людьми, которых уже ничем не удивишь. И при этом мои ровесники, вернувшиеся после войны и ничего не страшившиеся, боялись поцеловать девушку.
Сейчас таких не встретишь. Думаю, что выжил на войне чудом. Смерть всё время была рядом. Однажды снаряд упал прямо передо мной, тогда пронеслось: «Господи, спаси и сохрани! И он не взорвался.
Вся жизнь чудесная. Сегодня посмотрел на дерево. Было зелёное, а стало всё желтое, а потом будут голые ветки. Это и есть необыкновенность. Они обстреляли нашу артиллерийскую колонну, ну и мы ответили хорошенько.
Помню, у Каменец-Подольского у реки подошли мутные хлопцы в черных куртках, а спустя полчаса началась по нам стрельба из кустов возле берега. Кстати, в Карпатах я видел своими глазами, как маршал Москаленко, командующий армией, стоял на перевале почему-то с немецкой винтовкой и кричал: «Стой, славяне! Ни шагу назад! Но мы уж, конечно, не драпали. И врезалось в сознание это грозное: «Славяне, ни шагу назад!
О многом его расспрашивал, а он многое прояснил в нашей военной стратегии. Он не упрекнул нас в неточности. Был привязан к пушке. Потом всё доставалось из памяти. И жили мы рядышком.
Моя Озерковская набережная и его Новокузнецкая улица. Встречались на перекрестке и много гуляли. И уже больше шестидесяти семи лет вместе. Юрий Васильевич поступил в Литературный институт в 1946-м. Первый рассказ был опубликован в 1949-м — «Поздним вечером».
Коля ждёт маму-врача в доме, одолеваемом метелью, а в руке сжимает перочинный ножик, подаренный ему отцом, погибшим на фронте. Вернувшись с войны, я писал о войне. Прихожу, сидит секретарь, довольно симпатичная молодая женщина. Почитала: «Угу, так, так, угу… По отчеству Васильевич?
Именно благодаря Юрию Бондареву грандиозная, монументальная эпопея «Освобождение» получила человеческое измерение. Именно его герои с передовой позволяли понять боль войны и в то же время увидеть отвагу советского солдата. Он участник Сталинградской битвы и форсирования Днепра — знал, о ком и о чем он пишет.
Писал о своих товарищах, писал о том, что прочувствовал и пережил. Уверена, его книги будут читать и новые поколения жителей нашей страны. Потому что это хорошие, честные книги, потому что они написаны прекрасным русским языком, потому что в этих книгах память о наших предках». Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. В марте 1942 года был призван на военную службу, в звании сержанта воевал на Сталинградском фронте, где командовал минометным расчетом. Был дважды ранен, войну закончил в Чехословакии.
Через горнило войны к Богу
К столетию признанного классика, знаменитого писателя-фронтовика Юрия Бондарева в Москве прошёл литературно-художественный вечер. Юрий Бондарев участвовал в боях под Сталинградом, форсировал Днепр и освобождал Киев, был несколько раз ранен. Свой первый бой лейтенант, известный писатель Юрий Бондарев принял на Сталинградском фронте, переломном этапе Второй мировой войны. Писатель-фронтовик, последний советский классик скончался в Москве в возрасте 96 лет. — 15 марта 1924 года родился русский советский писатель, лауреат множества премий Юрий Васильевич Бондарев.
Ушел из жизни писатель Юрий Бондарев
Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. Член ВКП б с 1944 года. В октябре направлен в Чкаловское артиллерийское училище и после окончания учёбы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям. Юрий Бондарев Окончил Литературный институт им. Горького 1945 — 1951. Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов сборник «Поздним вечером», 1962 , повестей «Юность командиров» 1956 , «Батальоны просят огня» 1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985 , «Последние залпы» 1959; одноимённый фильм, 1961 , «Родственники» 1969 , романов «Горячий снег» 1969; одноимённый фильм, 1972 , «Тишина» 1962; одноименный фильм, 1964 , «Двое» продолжение романа «Тишина»; 1964 , «Берег» 1975; одноименный фильм, 1984. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» 1972.
Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение» 1970 и фильма «Батальоны просят огня». Из всего личного состава только он один остался в живых, получил тяжёлое ранение. О подвиге Свинина писала в 1944 году газета "Красная Звезда". В своих романах 70-х годов ХХ века и позже писатель напряженно размышляет о судьбах Советского союза и России, во многом предвидит причины развала СССР и последующей деградации советского общества, размышляет о смысле жизни, о смерти, о вреде конформизма, исследует тончайшие чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.
Но Бондарев не собирался подстраиваться под чьи-то представления об истории. Писатель даже подарил Иосифу Сталину фразу, которую после фильма стали считать исторической: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Так он ответил в фильме не предложение обменять капитулировавшего в Сталинграде Фридриха Паулюса на попавшего в плен к гитлеровцам старшего лейтенанта Якова Джугашвили. В эпопею вошли и сюжетные линии известных бондаревских повестей — в том числе «Батальонов». В мировом прокате киноэпопею посмотрели 350 миллионов зрителей.
И вновь фильм, сняты по сценарию Бондарева, подарил нам бессмертную песню «Последний бой» муз. Михаила Ножкина : Мы так давно, мы так давно не отдыхали Нам было просто не до отдыха с тобой. Мы пол-Европы по-пластунски пропахали, А завтра, завтра, наконец, последний бой. Еще немного, еще чуть-чуть, Последний бой - он трудный самый, А я в Россию домой хочу, Я так давно не видел маму. А я в Россию домой хочу Я так давно не видел маму Труднее всего складывалась судьба картины «Батальоны просят огня»: фильм начинал снимать один режиссёр, заканчивал другой... Но работа всё-таки состоялась: «Мне важно было рассказать, как мы форсировали Днепр. Всё, что написал, — пропустил через себя, а об оставшемся за скобками говорить не хочу». Зародыш классического романа уже живёт в голове фронтовика, который теперь думает куда меньше о литературных формах, нежели о характере вражеской обороны». Считается, что «лейтенантская проза» началась в 1957 году, с публикации романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня».
Молодой писатель-фронтовик, ученик Константина Паустовского уже был известен, даже считался лидером писательского поколения. Но и до выхода «Батальонов» публиковались произведения, которые можно отнести к направлению «окопной правды». Но эти публикации были единичными на фоне официально поддерживаемой плакатной прозы о войне. Начавшаяся «хрущёвская оттепель» дала возможность для публикации «окопной правды». Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева: «Батальоны просят огня» 1957 , «Последние залпы» 1959 ; Григория Бакланова «Южнее главного удара» 1957 , «Пядь земли» 1959 , «Мертвые сраму не имут» 1961 , Василя Быкова: «Журавлиный крик» 1961 , «Третья ракета» 1962 , Константина Воробьёва: «Крик» 1962 , «Убиты под Москвой» 1963 , Виктора Курочкина: «На войне как на войне» 1965. Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой», или «окопной правдой» это более корректное название, поскольку не все авторы были младшими офицерами, многие — солдатами и сержантами. В 1965 году Юрий Бондарев заявил: «Окопная правда для меня, в первую очередь, — это очень высокая достоверность. Окопная правда — это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, 7 обозначающими оборону. Для меня окопная правда — это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам.
А в героизм входит всё: от мелких деталей старшина на передовой не подвез кухню до главнейших проблем жизнь, смерть, честность, правда. В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…» Принципиальное же отличие Юрия Бондарева от других фронтовиков состояло в том, что он нашел язык для того, чтобы описать все, с чем столкнулся на фронте. И это была не глянцевая официозная героика победителей, а то, что назовут «окопной правдой» и «лейтенантской прозой»: отношения между бойцами, их ежедневный быт, привязанности и антипатии, маленькие человеческие подвиги, простительные и непростительные слабости. То, о чем Бондарев написал в повестях «Батальоны просят огня», романах «Горячий снег», «Берег» все были экранизированы и других. Одним из основных направлений художественного поиска Бондарева является анализ духовного мира рядовых участников войны, истоков их мужества, особенностей фронтового братства.
В память о писателе сегодня, 29 марта, в 22:00 мск телеканал «ПОБЕДА», входящий в «Цифровое семейство» Первого канала, покажет два лучших военных фильма, которые принесли Юрию Васильевичу Бондареву широкую известность, «Горячий снег» и «Батальоны просят огня».
Первый канал — признанный лидер российского телеэфира, самый популярный и любимый русскоязычный канал в мире.
Был контужен, получил обморожение и нетяжелое ранение в спину. Лежал в госпитале, потом вернулся на фронт в чине командира орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, воевал под Житомиром.
Снова был ранен. Снова лежал в госпитале и снова оказался в строю. Воевал в 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В 1945 году окончил Чкаловское артиллерийское училище, был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта. Получил две медали «За отвагу».
То есть в целом он прошел тот же военный путь, как многие его сверстники, не прятавшиеся от пуль и в меру сил приближавшие день Победы.