Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре. «Баядерка» ❤️ Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку» | В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. |
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание | Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. |
В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато | Сюжет балета построен на восточной легенде о несчастливой любви отважного воина и баядерки. |
Либретто балета Баядерка | не только танцевальной, но и актерской. |
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном / Статьи / | «Баядерка» стала «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете. |
Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка»
Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого. Их тайное свидание охраняет факир. Но великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать.
Баядерка согласна, но прежде Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и просит богов о каре. Это храбрый воин Солор.
Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию. Раджа посылает за женихом. Воин поражен красотой дочери раджи.
Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Раджа объявляет Гамзатти и Солора женихом и невестой. Является великий брамин. Он хочет поведать радже некую тайну.
Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом.
Более того, раджа Дугманта из Голконды выбрал Солора жениться на его дочери Гамзатти или Хамсатти, как она известна в оригинальной постановке , и Никия, не подозревая об этой договоренности, соглашается танцевать на помолвке пары. Стремясь убить Солора и забрать Никию для себя, ревнивый Верховный брамин сообщает Радже, что воин уже поклялся в вечной любви Никии над священным огнем. Но план Верховного брамина имеет неприятные последствия, когда вместо того, чтобы сердиться на Солора, раджа решает, что это Никия должен умереть. Гамзатти, который подслушивал этот разговор, вызывает Никию во дворец, пытаясь подкупить баядерку, чтобы та бросила ее возлюбленного. По мере того как их соперничество усиливается, Никия в приступе гнева берет кинжал и пытается убить Гамзатти, но в самый последний момент его останавливает аят Гамзатти. Никия в ужасе убегает от того, что она почти сделала. Как и ее отец, Гамзатти клянется, что баядерка должна умереть.
На праздновании помолвки Никия исполняет мрачный танец, играя свою вину. Затем ей дают корзину цветов, которые, как она считает, от Солора, и она начинает неистовый и веселый танец. Мало ли она знает, что корзина принадлежит Гамзатти, который спрятал под цветами ядовитую змею. Затем баядерка слишком близко держит корзину, и змея кусает ее за шею. Верховный брамин предлагает Никии противоядие от яда, но она выбирает смерть, а не жизнь без своего любимого Солора. Екатерина Вазем в костюме Никии для второго акта «Баядерки». Санкт-Петербург, 1877. Лев Иванов в костюме Солора для первого акта оперы "Баядерка". СПБ, 1877.
В следующей сцене депрессивный Солор курит опиум. В своей сонной эйфории он видит видение тени или духа Никии в нирване среди освещенных звездами горных вершин Гималаев , называемых The Королевство теней. Здесь влюбленные мирятся среди оттенков других баядерок. В оригинальной постановке 1877 года эта сцена происходила в освещенном заколдованном дворце в небе. Когда Солор просыпается, идет подготовка к его свадьбе с Гамзатти. В храме, где должна состояться свадьба, тень Никии преследует Солора, когда он танцует с Гамзатти. Когда Верховный брамин объединяет руки пары в браке, боги мстят за убийство Никии, разрушая храм и всех его обитателей. В апофеозе тени Никии и Солора воссоединяются в смерти и вечной любви. Ранние спектакли «Баядерка» создана специально для бенефиса Екатерины Вазем , примы-балерины Императорских театров Санкт-Петербурга.
Роль Солора создал сорокатрехлетний Лев Иванов , премьер-танцовщик Императорских театров Санкт-Петербурга, а классические танцы персонажа Солора исполнял младший Павел Гердт. Знаменитая балерина создала роль Гамзатти или Хамсатти, как этот персонаж был известен в оригинальной постановке , а роль Верховного брамина создал. Дугманта, раджа Голконды, была создана Кристианом Йоханссоном , бывшим премьер-танцором Императорских театров Санкт-Петербурга и влиятельным учителем. Петипа провел почти шесть месяцев в постановке «Баядерки». Петипа также беспокоило, что его новая работа будет играть в пустом доме, поскольку директор Императорского театра барон Карл Кистер повысил цены на билеты, чтобы они были выше, чем в Итальянской опере, которая в то время была дорогой. Самым знаменитым и продолжительным отрывком из «Баядерки» была сцена грандиозного видения Петипа, известная как «Королевство теней». Петипа поставил эту сцену как классическое Grand pas, полностью лишенное драматизма. Его простая и академическая хореография должна была стать одним из его самых знаменитых произведений: «Вылазка баядерок» из тридцати двух участников теневого кордебалета, возможно, стала его самой знаменитой композицией из всех. Последнее возрождение Петипа «Баядерки» было впервые дано 15 декабря [ OS 3 декабря] 1900 года специально для выступления премьер-министра Императорского театра Павла Гердта.
Среди изменений, внесенных Петипа в это возрождение, был перенос сцены «Королевство теней» из заколдованного небесного замка на полностью освещенной сцене в темное и скалистое окружение на вершинах Гималаев. Петипа увеличил количество танцоров в кордебалетном корпусе с тридцати двух до сорока восьми, сделав иллюзию нисходящего духа еще более эффективной в знаменитой вылазке баядерок. В марте 1903 года сцена «Царство теней» была исполнена самостоятельно во время гала-представления в Петергофском дворце в честь государственного визита кайзера Вильгельма II. Это самый ранний известный случай, когда сцена «Королевство теней» исполнялась как самостоятельное концертное произведение. Возрождение Вагановой 13 декабря 1932 года великий педагог советского балета Агриппина Ваганова представила свою версию «Баядерки» для Кировского балета бывшего Императорского балета. Ваганова переделала танцы балерины для своей звездной ученицы Марины Семеновой , которая танцевала Никию.
Все дело в том, что Теофиль Готье в 1839 году в Париже стал свидетелем выступлений популярной индийской труппы «Баядерас». Тогда он обратил свое пристальное внимание на приму — Амани. С тех пор Готье много раз упоминал о ней в своем творчестве.
Когда Амани через некоторое время покончила с собой, это глубоко потрясло Готье и он решил создать балет в ее память. Этот спектакль и получил название «Шакунтала», который собственно и использовал позднее Петипа в основе своего балета «Баядерка». Исследователь Ю. Слонимский отмечал, что Мариус взял из первоисточника главную героиню, имена других героев, а также некоторые ситуации. Вот только в итоге получился уже совсем другой балет, а не вариант французского, как можно подумать. Хореограф смог так органично переделать все материалы, внести в них новшества, что спектакль стал для него своим. На первом плане в балете выделяется весьма характерная тема для произведений того времени — стремление к счастью, а также любви. Мариус Петипа доверил музыкальную часть спектакля талантливому композитору Людвигу Минкусу. На первый взгляд может показаться, что в музыке балета нет ярких, знаковых характеристик героев, раскрывающих их индивидуальность, она лишь рисует настроение и выступает неким фоном.
Вместе с тем музыкальная часть невероятно мелодична, полностью подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединяются драма и лирика.
Всё это великолепие размером 20 на 10 метров — просцениум будущей постановки. Шесть декораторов театра оперы и балета для «Баядерки» сделали 12 таких задников.
На один уходит несколько дней плотной работы. Эта декорация иллюстрирует сцену во дворце раджи. Сейчас художники наносят буквально последние штрихи.
История, наполненная индийским эпосом, должна иметь соответствующее обрамление. Художник-декоратор Воронежского театра оперы и балета Сергей Алпаев: — В целом работа была напряженной — сложность самого эскиза, обилие деталей, плюс архитектура, расписывается акриловыми красками, на тканевой основе. Если все сделано согласно технологии и устоявшимся традициям, то бывает служат десять лет, бывает и больше.
Сценографию для Воронежского театра оперы и балета создал московский художник-постановщик, академик Российской академии художеств, Дмитрий Чербаджи. По его эскизам создавались не только декорации, но и костюмы. Заведующая мастерской по изготовлению сценических костюмов Воронежского театра оперы и балета Наталья Гребенешникова: — Это всё пришивается вручную, ручная работа на манекен надевается и пришивается.
Также на купальник артистка балета надевает эту красивую юбку и получается красота. Конечно, интересно посмотреть на свою работу.
Баядерка (балет)
Страстная и непреклонная: 28 января выходит телеверсия балета «Баядерка» Телеверсия новосибирского балета «Баядерка» выйдет 28 января на канале «Россия-Культура». В проекте участвуют пять знаковых постановок последних лет — балеты «Тщетная предосторожность», «Баядерка» и «Конёк-Горбунок», оперы «Царская невеста» и «Иоланта», — сообщили в официальном телеграмм-канале Новосибирского театра оперы и балета.
Со времени первого представления балета прошло 150 лет. И именно столько времени балет «Баядерка» живет на сценах многих музыкальных театров. Однако не погибла и самая первая версия балета в хореографии Мариуса Петипа. Так получилось, что через несколько лет записью балетов увлекся режиссёр Петербургской балетной труппы Николай Григорьевич Сергеев 1876—1951 , он записывал балетный репертуар труппы по методике, разработанной его учителем, танцовщиком В.
Именно по его записям балет в хореографии М. Петипа был перенесен в московский императорский Большой театр см. Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года Н. Сергеев эмигрировал и вывез рукописи с записями балетов с собой. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года.
Коллекция балетных записей после смерти Н. Сергеева сменила несколько владельцев и, наконец, в 1969 году попала в Гарвардский университет, США. Библиотека Гарвардского университета открыла доступ к коллекции, и ныне балеты из репертуара Петербургской императорской труппы восстанавливаются по записям Сергеева в музыкальных театрах разных стран. Спектакль «Баядерка» по хореографии Мариуса Петипа осуществил петербургский балетмейстер Сергей Геннадьевич Вихарев в 2002 году на сцене Мариинского театра в Петербурге [9]. Таким образом, Сергей Вихарев через 102 года вернул балет на ту самую сцену, на которую перенёс свой спектакль сам великий балетмейстер в 1900 году и откуда балет «Баядерка» шагнул на мировые сцены.
Правда, необходимо учитывать, что все современные возобновления хореографии балетов М. Петипа — это не полностью возобновления, а отредактированные возобновителями; вряд ли ныне возможно восхищаться танцевальными пируэтами пухленьких — по понятиям XXI века — танцовщиц конца 19 века; уж слишком изменилась танцевальная эстетика за минувшее столетие. Фрагменты: Танец со змеей Танец со змеей — кульминационный момент всего балета. Он насыщен динамикой действия и психологией переживаний. Хореографическое и музыкальное решения дают быстрый переход настроения: печаль — радость — отчаяние — понимание неизбежности конца.
Его отличительной чертой является классическая хореография, но в восточном стиле. Это подчеркивают и костюмы. Только в третьей картине первого акта представлен классический гранд па. Второй акт рассказывает о сне Солора, навеянном дурманом. Помимо картины «Тени», в которую также включены три вариации, во втором акте представлены дуэты Солора и Никии. Весь второй акт можно отнести к традиционному классическому исполнению партий. Это вновь отражают и представленные костюмы.
В Летних Балетных Сезонах есть потрясающая возможность увидеть артистов, которые задействованы в ведущих труппах страны. Так, например, партию Никии исполняла Ольга Сизых. В Национальном Классическом Балете она приглашенная солистка. Ольга — ведущая солистка балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Вл.
Но «Тени» подарили этому балету бессмертие. Танец «теней» завораживает, погружая зрителей в состояние восторженного созерцания неземной красоты. Мудрая простота классического танца ставит это творение Петипа в один ряд с высшими достижениями человечества. При открытии продаж на этот репертуар Вам придет письмо на email или sms уведомление.
«Баядерка» (1877)
История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. самого важного - балета Минкуса, хотя в обоих спектаклях главных номеров ждешь. В двух спектаклях «Баядерки» главную партию — баядерки Никии — исполнили две одноклассницы, Арина Денисова и Ева Сергеенкова. Коварный раджа приказывает служанке вынести баядерке корзинку с цветами, внутри которой спрятана ядовитая змея.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Рождение шедевра. «Баядерка»
- Краткое содержание балета «Баядерка»
- Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки" - ТАСС
- Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- «Баядерка» (1877)
Балет "Баядерка": содержание, авторы, отзывы
Балета а Баядерка краткое повествование позволит узнать о любви, которой не позволили расцвести. Балетный сезон Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) открылся премьера балета Людвига Минкуса (1826-1917) "Баядерка" в постановке испанского хореографа Начо Дуато. Этот балет был показан в 1877 г в Большом Санкт-Петербургском Театре. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка».
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Этот балет — уникальное явление в мире искусства. Его исполнение требует слаженной хореографии одновременно большого количества танцоров. Лиепа изменил структуру балета, убрав ряд сцен и дополнив постановку яркими, масштабными декорациями, создающими настоящую восточную атмосферу. Финальный танец «Теней» неизменно собирает бурные овации зрителей, купивших билеты.
Вместе с тем музыкальная часть невероятно мелодична, полностью подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединяются драма и лирика. Кроме того, музыка очень тонко следует за хореографией, что было крайне важно балетмейстеру. Постановки и различные версии Долгожданная премьера спектакля состоялась 23 января 1977 года в Санкт-Петербурге. Главную роль Никии исполнила Екатерина Вазем, у которой как раз в этот день был бенефис.
Дирижером балета выступил А. Эта постановка отличалась яркими костюмами танцоров, невероятно сложнейшими декорациями. Древность и некая экзотика тесно переплеталась с мелодраматическим сюжетом балета, которому дополнительную яркость придавали индийские мотивы. Однако несмотря на это, чисто индийским спектакль назвать нельзя, ведь это всего лишь подражание, а сам балет полностью соответствует всем европейским признакам. Хореография была исполнена на высшем уровне, где каждое движение было продумано до мельчайших подробностей, а каждый отдельный персонаж наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал его чувства, мысли и переживания. Через несколько лет Большой театр в Санкт-Петербурге был временно закрыт, а вся труппа переехала в Мариинский. На новой сцене премьера спектакля состоялась в 1900 году, ее постановкой также занимался М.
Из-за того, что зал бы немного меньше, пришлось корректировать немного партитуру и уменьшать кордебалет. Так, после небольшой правки он был уменьшен вдвое, до 32 участниц в картине "Тени".
Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра. Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно - день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести - надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя - она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев.
И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого. Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена - в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник.
Раджа Дугманта действует по своему плану - приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета "Баядерка" повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его - они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене. Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений.
Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магдавая сообщает ей, что Солор неподалеку. Все расходятся. Наступает ночь. Солор приходит к храму. Он предлагает Никии бежать с ним.
Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой. Солор уходит с охотниками. В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает ее замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро.
Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его. Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, ее убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти.
Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть.
В саду перед дворцом раджи начинается праздник. Появляются Дугманта и Гамзатти. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов. Из корзины поднимает голову змея и жалит девушку.
Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить ее вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют. Магдавая, стремясь развлечь предающегося отчаянию Солора, приглашает укротителей змей. Приходит Гамзатти, сопровождаемая прислужницами, и тот оживляется. Но на стене возникает тень плачущей Никии.
Солор умоляет Гамзатти оставить его одного и курит опиум. В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене. Солор падает без чувств. В царстве теней встречаются Солор и Никия.
Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история
Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». «Баядерка» – один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. 14 и 15 октября 2023 Астраханский театр оперы и балета представил премьеру балета "Баядерка", которому уже более полутора веков и который является одним из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Начо Дуато создает свою версию балета, оставляя в неприкосновенности гениальные хореографические фрагменты, созданные Мариусом Петипа и его последователями, сохранившими «Баядерку» для новых поколений. «Баядерка» ❤️ Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви.
«Баядерка»
Она никогда не полюбит его. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Магдавая незаметно сообщает Никии, что Солор придет к ней. Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого.
Их тайное свидание охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Великий брамин негодует и взывает к богам о каре. Месть его будет ужасна.
Картина вторая Утром Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери, что сегодня она увидит жениха. Раджа посылает за ним. Это — храбрый воин Солор. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой.
Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминания о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводят его в замешательство. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию.
Является Великий брамин.
Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. Он по-прежнему притягивает и волнует зрителей эмоциональностью музыки, драматизмом сюжета и красотой хореографии. Подписывайтесь на канал! Показать больше.
Существует ещё одна версия возникновения у Мариуса Петипа идеи создания «Баядерки» — мода на восточную в частности, индийскую культуру. Автором музыки стал австриец чешского происхождения, служивший у российского императора, композитор, скрипач и дирижёр — Людвиг Минкус. Литературная основа Разработчиком либретто балета был сам Мариус Петипа совместно с драматургом С. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. По мнению театроведов, в либретто включена ещё баллада В. Гёте «Бог и баядерка», по ней во Франции был создан балет, где главную партию танцевала Мария Тальони. Персонажи балета Главные герои: баядерка Никия и знаменитый воин Солор, трагическую историю любви которых рассказывает этот балет. Фото центральных персонажей представлено в данной статье. А также воины, баядерки, факиры, народ, охотники, музыканты, слуги...
Сюжет балета Это спектакль из 4 действий, но в каждом театре своя «Баядерка» балет. Содержание сохраняется, основная мысль неизменна, в основе лежит то же либретто, та же музыка и те же пластические решения, но количество действий в разных театрах может быть разным. Например, в Михайловском театре Санкт-Петербург в балете три действия вместо четырёх. Многие годы партитура 4 акта считалась утерянной, и балет ставился в 3 действиях. Но в фондах Мариинского театра она всё-таки была найдена, и первоначальный вариант был восстановлен, но не все театры перешли на эту версию. В древние времена в Индии разворачиваются события спектакля «Баядерка» балет. Содержание первого акта: воин Солор ночью приходит в храм, чтобы встретиться там с Никией, и предлагает ей бежать вместе с ним. Великий брамин, отвергнутый ею, становится свидетелем свидания и решает отомстить девушке. Второй акт.
Раджа хочет выдать свою дочь Гамзатти за доблестного воина Солора, который пытается отказаться от такой чести, но раджа назначает дату свадьбы. Великий брамин сообщает радже, что воин встречался в храме с Никией. Тот решает убить танцовщицу, преподнеся ей корзину цветов с ядовитой змеёй внутри.
Солор, потрясенный смертью баядерки, употребляет опиум посредством кальяна и погружается в наркотические грезы, в процессе коих ему являются тени умерших дев с Никией во главе грандиозное гран-па с виртуозными танцами обоих. Тень баядерки вопиет о возмездии указание на небо всеми пальцами воздетой руки , и оно-таки наступает: начинается землетрясение, храм, где собираются соединить свои судьбы Солор и Гамзатти, рушится, погребая их под обломками. Чтобы зритель не сомневался, по чьей вине произошла катастрофа, Петипа заранее указывает на виновницу — тень Никии мелькает то тут, то там, отвлекая жениха от невесты. Занимательная история, рассказанная кудесником русской сцены, быстро стала блокбастером, лишившись, правда, сцены разрушения храма. Редакторы сочли, что реальное наказание вполне может быть замешено метафорическим, танцевальным.
Мнения коллег не разделила прославленная балерина Наталья Макарова, в 1980-м вернувшая означенную сцену в постановку Американского балетного театра. В этом варианте спектакль отныне будут представлять и в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, украсившем свои афиши изображением несравненной Натальи Романовны в роли баядерки. Если версию Макаровой востребовали ради «наказания», не стоило было и затевать постановку. Финальные объяснения героев имеют смысл лишь при показе масштабных разрушений тяжесть наказания должна быть соразмерна тяжести преступления , а небольшая сцена «Стасика» для таковых не приспособлена. Посему возмущение природы изобразили, не прибегая к машинерии, с помощью видеопроекции, причем взамен бурных катаклизмов в духе канала «Дискавери» публика получила супрематическое движение белых пятен и красных полос. Остальное оформление художники — Пьер Луиджи Самаритани и Иоланда Соннабенд — очаровательная полянка, где горит священный огонь, уютные покои раджи, лужайка перед дворцом, сияющие цветами радуги костюмы — выдержано в реалистическом духе и соответствует масштабам театра. То есть вопреки величественному замыслу Мариуса Ивановича, выпускавшего на сцену бутафорского слона в натуральную величину, тяготеет к камерной, почти интимной драме. Апофеозом живописного интима становится некогда близкий космическому путешествию выход теней, обернувшийся бесхитростной девичьей прогулкой.
Вместо схождения с Гималаев читай: длинного, уходящего в бесконечность пандуса тени спускаются с мини-пригорка аккурат в раскидистые кусты. На столь прелестном фоне страсти героев рискуют стать домашней разборкой ветреного мужчины и его верных подруг. В том, что этого не произошло, — заслуга премьера «Стасика» Сергея Полунина, изобразившего своего персонажа почти Чайльд Гарольдом. Этот Солор зависает в прыжках, словно раздумывая, стоит ли ему возвращаться на грешную землю, устремляет вдаль затуманенный взор и явно переживает разлад между мечтой и действительностью. Последняя материализуется в обликах Гамзатти Эрика Микиртичева и Никии Наталья Сомова , и вместе, и врозь посягающих на прайвеси воина. Первую он роскошным жестом отбрасывает в руки раджи получайте, папа, свою активную дочку. А вторая к финалу своего земного пути утомляет героя настолько, что даже всплакнуть над телом он не в состоянии — не дожидаясь конца агонии, тихо ускальзывает в кулису. Дамы, разумеется, пребывают в тени великолепного Полунина, хотя в сольных фрагментах выглядят достойно.
Но если на сцене в это время присутствует премьер, безропотно отдают ему львиную долю зрительского внимания. В достоинства спектакля, кроме Полунина, стоит записать компактность хорошо для детских утренников , два антракта пригодятся для корпоративных вылазок и прекрасные возможности для муштры женского кордебалета — «теневой» ансамбль, единый в 32 лицах, публика проводила овацией. В список недостатков можно занести отсутствующие хиты — индусский танец и танец «Ману», а также неожиданный просчет мастера балетных аранжировок Джона Ланчберри. Музыку Лео Минкуса, конечно, трудно назвать шедевром, однако и там попадаются неплохие мелодии вроде предсмертного танца Никии. И надо же так случиться, что именно этот лирический оазис исказили странные паузы, по мысли сэра Джона означающие прерывистое дыхание героини, но на деле мешающие и балерине, и оркестру. Коммерсант «Баядерку» придавило камнями 21 октября 2013, Татьяна Кузнецова «Баядерка» — балет про недозволенную любовь храмовой танцовщицы к храброму воину, про ее убийство знатной соперницей и про гнев богов, обрушивший храм на злоумышленников,— был поставлен Мариусом Петипа в 1877 году. Балету повезло: он подвергался разным редакциям, но успешно пережил советскую власть, потеряв только акт с финальным катаклизмом. А главный шедевр спектакля — сцена «Тени», в которой обкуренному герою-воину привиделась погибшая баядерка в окружении множества таких же невинных душ,— получил самостоятельную жизнь в качестве одноактного балета.
Многоактную «Баядерку» мечтает иметь в репертуаре каждый театр: это пропуск в высшую балетную лигу. В принципе, ставить этот балет не возбраняется любой большой труппе; однако, если ее профессиональный уровень недостаточно высок, неизбежен шумный конфуз — как у недоученной Элизы Дулитл на скачках в Аскоте. Такую неприятность лет шесть назад пережил и музтеатр Станиславского — а ведь его тогдашний балетный худрук Михаил Лавровский поставил всего лишь акт «Теней». За прошедшие годы «балет Стасика» совершил трудовой подвиг: в нынешней «Баядерке» труппе стыдиться нечего. Причем экстрасложные «Тени» оказались едва ли не лучшей частью спектакля: 32 привидения вышагивали ровнехонькими арабесками правда, появлялись они не с Гималайских гор, а из какого-то куста черемухи, спускаясь по покатому пандусу, что сильно обеднило впечатление от знаменитого шествия,— но тут уж все претензии к сценографу Пьеру Луиджи Самаритани. Тени не шатались в массовом адажио, а линии, ракурсы и позы держали не хуже кремлевских почетных караулов, за что следует благодарить ассистента постановщика Ольгу Евреинову, репетировавшую с кордебалетом. Ее работа видна невооруженным глазом: исконно московская труппа вдруг затанцевала по-ленинградски — «вздыхая» ручками перед тем, как закрыть их в позиции, сдерживая жесты и целомудренно не виляя бедрами в игривом танце «Джампе». Солистки в «Тенях» не посрамили вышколенный кордебалет, а такого Золотого божка, как Дмитрий Загребин, не найти и в самых статусных труппах мира.
Главной проблемой труппы оказались балерины. Никия-тень допустила пару сбоев в вариации, Гамзатти плохо прыгала, разваливала бедра в позах и разболтанно вертелась в руках партнера. Но хуже то, что обе оказались слабыми актрисами. Обе балерины отчаянно фальшивили, заученно воспроизводя жесты и мимику, положенные по ходу сюжета. Рядом с неконтактными партнершами увял даже Сергей Полунин, славящийся актерским даром. Его сумрачного Солора все три акта угнетало чувство вины; артист воспарял только в танце, и его восхитительные мягкие, высоченные, академически безупречные прыжки восполняли эмоции, недоданные любовным треугольником. Актерская проблема, впрочем, поправима: в труппе еще могут появиться харизматичные Никии, а Гамзатти уже есть — уверяют, что во втором составе отлично танцует Оксана Кардаш. Но вот с самой постановкой уже ничего не поделаешь, а ведь это, пожалуй, худшая из известных версий «Баядерки».
Легендарная балерина Макарова, беглянка из Кировского театра, в 1980 году адаптировала ленинградский спектакль для Американского балетного театра с учетом возможностей труппы. Указав в числе авторов только Мариуса Петипа, постановщица оставила в спектакле урезанное grand pas в постановке Вахтанга Чабукиани и Золотого божка, придуманного Николаем Зубковским, зато удалила хиты самого Петипа, непосильные для западной компании. Жертвами пали знаменитый «Индусский танец» с барабанами, очаровательная вариация Ману с двумя девочками, многолюдный «Танец с попугаями и веерами» и даже последняя часть знаменитой «вариации со змеей», которую Никия танцует на помолвке любимого поговаривают, этот буйный финал просто не нравился самой балерине. Откромсанные танцы позволили соединить два акта в один — и выглядит он провинциальным дайджестом привычной советско-российской «Баядерки». Собственно, вклад балетмейстера Макаровой в традиционный спектакль — это сочиненный ею заново последний акт спектакля, утраченный в советские годы. Никто до нее не решался ставить что-либо после эталонных «Теней» — спектакль заканчивался в потустороннем мире. Советские хореографы были правы: тот довесок, которым Наталья Макарова заканчивает свою «Баядерку», не выдерживает конкуренции. И нескладная вариация Гамзатти, и примитивный «Танец со свечами», и особенно pas de quatre в нем загробная Никия и реальный Солор состязаются с Гамзатти и ее папой раджой в количестве накрученных на авансцене пируэтов выглядят затянувшимся курьезом.
Танцы заканчиваются «землетрясением» — нарисованные на тюлевых занавесах просцениума камни и камушки плавно опадают на землю; такой сценографический катаклизм превращает финал балета в сущий фарс.