Существуют ли группировки 2000-х?
«Тяп-Ляп». Пионеры криминальной Казани
Рассказал, что того сильно избили, дома лежит и не шевелится. Мы приехали с ним к Ринатке. Тот говорит, что избили ни за что. Я говорю: «Ринат, ты сам посуди. Мы были близкими друзьями. И сейчас я не могу права качать, потому что они меня не забывали, добро мне делали. А ты даже ни разу не подошел к зоне. Я могу накрыть поляну за свой счет и попытаться все свести на мировую. Как я могу им сейчас качать? При мне до 1974 года никаких массовых драк не было, они были только с БКД. С Ринатом Манты мы были друзьями.
Манты зашел в бар, увидел их и вышел. Они втроем за ним выскочили и начали его бить, пинать. А он им говорит: «Вы что делаете? Я туберкулезник. Вы же меня убьете». А Скряба ему отвечает: «А мы и хотим тебя убить». После этого избиения Манты умер. Я же с 1974 года в Казани не живу. Но знаю, что до сих пор «сходняки» собираются, звонят, фотографии отправляют. Я ее хорошо знал, она работала секретаршей у Пашки Спирина.
А с Пашкой я был в хороших отношениях. Он был директором — на Баумана был в то время универмаг большой. Через него цветы там покупал, любимой женщине шубу, сколько она там стоила — 250 рублей в то время. Он по своей цене продавал, на мне не накручивал. Это было время дефицита, я через него любой дефицит мог достать. И эта Сонька у него работала, я все время туда приходил, она в приемной сидела. Его жена Тамара тогда только родила. Смотрю, Сонька Зарипова. Посидели с ней и пошли домой к Валерке с Тамарой. Сонька понимала, зачем идет, никто насильно ее не тащил.
Тамара нам постелила. Она даже может все это подтвердить. В общем, переночевали с Сонькой, никакого насилия и извращения не было. Просто секс, как у нормальных людей. Видимо, Даньшин сдал ее… Не знаю. Короче, до мусоров дошло, что мы с Сонькой сексом занимались. Ее вызвал негодяй Баранов, а Сонька тогда оканчивала пятый курс института, могла дальше продвигаться, тем более у нее были хорошие отношения с Пашкой. А ей Баранов говорит: «В общем, если ты не дашь показания на него, что он тебя изнасиловал, мы тебе дадим такую характеристику, что тебя даже на работу туалеты мыть не возьмут. В общем-то, ничего хорошего тебя не ожидает». И эта Сонька письменные показания дала, что якобы я ее изнасиловал, чтобы от Баранова отвязаться.
А на суде она сказала, что секс был, но по согласию. Причем ни Валерку, ни Тамарку никто не допрашивал. Какой смысл? А она при чем тут? Ее заставили это сделать. К ней потом ребята подошли, она расплакалась и все это рассказала, что я тебе сейчас говорю. Я ее вообще не насиловал. Все дела были сфабрикованы! Внаглую тогда мусора Казани пытали и до смерти забивали! Мы там жили и все это видели, так было в Татарстане.
Когда Владислава Баранова убит в 1996 году — прим. Тогда они приехали ко мне в Дедовск. В итоге я год под следствием отсидел. Если бы в Казани был, то 100 процентов срок бы дали. А здесь, хотя татарин судил, все строго по закону, отпустили из-за недоказанности. Тогда мой сын Сашка поехал холодильник покупать, ворота были открыты, казанские мусора этим воспользовались и залетели, без понятых и всего остального начали шмон. Дома нашли много оружия. На суд ко мне мусора приехали всей толпой. Судья зачитывает, что нашли в комнатах. Спрашивает: «Кто в этих комнатах жил?
Рабочие там жили, прислуга, гости останавливались». Зачитывает дальше, что в такой-то комнате сняли куртку, а под ней в кобуре пистолет, патроны и прочее. Нашли у меня сумки с оружием, а я судье говорю: «Они приехали и подбросили сами эти стволы. Понятых не было, беззаконие, как они привыкли это делать». Встает один из них и говорит: «Зачем нам подбрасывать сумки с оружием? Нам достаточно горсть патронов ему кинуть в карман. Зачем нам эти сумки с оружием везти из Казани? Этот оборотень в погонах же с «Жилкой» работал. Как думаете, по какой причине? Карцер, штрафной изолятор, БУР — и дальше поехал.
По всей стране возили, долго не задерживался нигде. И знаете, чем это плохо? Наплевать, кто ты был где-то и когда-то, мало ли кто там что-то о тебе говорит. Ты приходишь в новую зону, и все надо начинать сначала. Ты должен сначала показать, кто ты есть. Какой ты герой был или какой картежник был хороший, никого не волнует. Покажи здесь, как ты играешь и кто ты есть на самом деле. Приходится снова все начинать сначала. А утверждаться сначала всегда сложно. Считали, что плохо влияю на окружающих.
Вы сами уже поняли, какое у меня мировоззрение. Я всегда плохо относился к любой власти. Вот вы спросили, почему меня возили по зонам. Там раз в неделю шло политзанятие, начальник нес всякую чушь про то, какая советская власть хорошая и какие мы плохие. Я не мог спокойно сидеть, постоянно вставлял пару слов. Все начинали смеяться. Это дело возили со мной по всем зонам, оно все в полосах: склонен к нападениям на конвой, крайне опасен, антисоветчик — все что можно туда записали. Так вот, «отрядник» вызывает меня и говорит: «Тебе не надоело, что я тебя ларька лишаю? Давай договоримся: ты молчишь на занятиях, а я перестаю тебя штрафовать». На следующее занятие прихожу с журналом.
Этот идиот просит его убрать. Я его убрал, но уже волей-неволей этот коммунистический бред лезет в уши. Я не смог… — И где вы побывали? Был в Сибири, на Урале, в Коми. Если бы не получалось, то целая толпа не приехала бы и не ждала меня целый день. Меня не было в гражданской жизни 15 лет, а они меня помнили. Очень много народа приехало встречать. Автобус «Икарус» был и много легковых машин. Давно уже не был, нет теперь желания» Фото: Владимир Зотов «Передай отцу, что если приедет в Казань, то сразу закроем» — Кем были те, кто приехал вас встречать? Те, с кем сидели?
В честь его отца названа улица в Татарстане. Он умер, поэтому я так спокойно о нем говорю. Я называю имена только тех, кому уже не смогу навредить. Алексей Барбариуш тоже встречал, он был близким другом Ахунова, его тоже уже нет в живых. Он был крупным бизнесменом, у него имелась крупная ювелирная фирма. Он мне крестик с бриллиантом подарил. И таких подарков много было. А когда ехали, меня рвать начало прямо в автобусе. Я думаю, может, это с непривычки растрясло? Пересел в Mercedes — и там рвет.
Думаю, может, не привык к чему-то? Приехали в ресторан на Цветном бульваре — ничего не ел, рвет в ресторане. Потом поехали в ночной клуб, и там та же история. Вызвали скорую помощь, меня увезли в больницу. У меня VIP-палата была, один лежал, телевизор, телефон — все у меня было. Из ресторана мне кушать приносили всегда. А мне врач еще сказал: «У тебя камни в почках, надо пить как можно больше и лучше всего пиво» смеется. Пиво ящиками мне привозили. Короче, нормально в этой больнице жил. Только перед Новым годом оттуда вышел.
Приехали «Павлюхинские», братья Каюмовы, и говорят: «Поехали в Казань». Я согласился. Вышел всех проводить до лифта. А Игорь говорит: «Не-не, пойдем, на улицу нас проводи». Я говорю: «Да там холодно, че я пойду провожать на улицу? А я знаю его, хвальбишку! Думаю, чем-то хочет похвалиться. Любопытство заело. Спускаемся вниз, подходим, он на кнопку нажимает, там кабриолет «Мерс» 500-й и без номеров еще стоит. Раз — нажал, и открылся этот кабриолет.
Он мне говорит: «Смотри». Документы достает и мне дает: «Читай». Я читаю: за 120 тысяч долларов купил этот Mercedes. Думаю: если этот обормот на такой машине, я-то на чем должен ездить? Когда мы сидели в БУРе, я тебе клянусь, ни одной партии у меня не мог ни во что выиграть. Я всегда очень хорошо играл, всегда, с детства. Я в зону приходил, меня спрашивают: «Играешь? В общем, многие лезли проверить, как я играю. Я сидел с мастером спорта, он тоже под следствием был. Да, он получше меня играл.
Я у него выигрывал, но намного реже, чем он у меня. Но мы играли с ним без интереса. И он отметил: «Ты занимался шахматами? Вот он меня маленько начал натаскивать, говорил: «Ты, не зная азбуки шахматной а там надо учиться , так играешь. Тебе надо обязательно было шахматами заниматься». И он мне начал объяснять, что такое гамбит, разные термины, защиты разные, нападения. Он меня маленько поднатаскал. Но мы с ним играли без интереса. А в зону когда приходишь, там без интереса не играют. На деньги прежде всего играют.
На работу играют. На работу играть можно как? Например, я не могу поставить работу, если я себя считаю правильным, порядочным, я не имею права работать на кого-то. Я могу работать только на себя. А если он играет на работу, а я в общем-то себя считаю правильным, значит, я должен поставить что-то другое — деньги или еще что-то, но не работу. Работу нельзя играть с себя. По крайней мере, меня так учили. У меня был очень хороший учитель — шулер Костя Харьковский, царство ему небесное. Он был шулер высочайшего класса и меня учил шулерскому искусству. Без знания шулерского искусства не выиграть.
У меня был очень сильный учитель. В общем, Игорь добился того, о чем мечтал. Ну и я тоже добился своего, у меня дом был на опушке леса. Огромный домина с бассейном с подогревом, сауна — все в доме было. Вот здесь я кайфую, а там была общага какая-то. Там только наверху было, по-моему, 8 спален. Там сколько уровней было? Первый — цокольный этаж, там бассейн, спортзал, комната отдыха огромная, туалет. Потом первый этаж, где я жил. Зачем мне туда ходить?
Мне вниз, в бассейн, спортзал, и все. И кухня на первом этаже была. На втором этаже был бар. Кстати, я его в квартиру сюда притащил. Я смотрел разные квартиры по 200 квадратных метров. А потом прочитал, что самый оптимальный вариант — 80 «квадратов» на человека. И в этой квартире как раз столько. Это самый оптимальный вариант. Вот эта в Третьяковке висела, которую ты рассматриваешь сейчас на картине изображен храм — прим. Мне ее Рашид Ахунов подарил.
Но я все равно приезжал много раз. Давно уже не был, нет теперь желания. Зачем вы фамилию поменяли сразу, как освободились? Идиотизм и скотское издевательство над человеком! Я этого сначала не понимал. Пока лежал в больнице, мои друзья все сделали. Они помнили обо мне, пока я 15 лет сидел. Кровь на асфальте». Увидел, как там мальчишку в автобусе начал другой избивать. Для меня это мерзко — сразу выключил.
Я же не мог пройти мимо такого! Уже рассказал, как впрягался за Айдарку, братишку Кили. Был еще такой случай. Иду, смотрю — толпа народа, и два бугая бьют мальчишку. Так вот, я подхожу, все молчат, боятся этих двух бугаев, которые крупнее меня. А у меня, как всегда, ботинки расшнурованы: «Подождите, сейчас ботинки зашнурую». Они мне говорят: «Давай-ка отойдем, герой». Заходим за угол, я два удара сделал — оба мордоворота легли. Это вам подтвердит сестра того мальчишки. Она мне уже позже рассказала, что те два бугая начали над ним издеваться, поставили на колени, и все на это смотрели, никто слова не сказал, пока я не подошел.
Я не могу на такое спокойно смотреть, когда мальчишек избивают. Я мимо пройти не мог, мне как будто шилом тычут, не могу не влезть! А на сериал мне наплевать. Никаких группировок не было. Первой была БКД. Просто мы все жили вместе. Да, я был лидером. Но это же не голосованием определяется, само собой происходит. Кто-то более яркий, кого-то больше уважают, на кого-то равняются — это и есть лидер.
Если «Тяп-Ляп» были бандой отморозков, творящих настоящие зверства, то «Низы» — это больше про старый добрый рэкет. Появилась банда в конце 80-х и орудовала на Московском рынке, рынке на разъезде Восстания и шугала мелких коммерсантов. Ежемесячно группировщики получали с торговцев до полумиллиона рублей. Пока тоже не очень ладится с «универсамовскими». Кроме того, общежитие на Энергетиков , где жила избранница Адидаса — Наташа, было на территории «Телестудии». Также в ее окрестностях находился универсальный магазин, от которого и пошло название группировки. Эта версия самая непопулярная среди любителей строить теории. Некоторые казанцы говорят, что «универсамовские» в городе всё же были. В районе «Квартала» существовала группировка с таким же названием. Правда, банда была меленькой и территория у них тоже была маленькой, они следили за «порядком» на местном рынке. Однако никаких упоминаний этой мини-банды нет. Поэтому мы просто прямо задали вопрос самому Роберту Гараеву: «А был ли "Универсам"»?
Завдат Хантимиров тяп. Теплоконтроль Казань ОПГ. Тяп ляп. Сергей Антипов тяп ляп сейчас. Тяп ляп 2022 ОПГ. Тяп ляп Минниханов. Тяп ляп и готово. Сергей Антипин тяп ляп. Тяп ляп антоним. Тяп ляп и готово Вовочка. Казанский феномен Борисково. Тяп да ляп Антипов. Сергей Скрябин Скряба. Скрябин тяп ляп. Костяпа тяп ляп Казань. Костяпа тяп ляп Константин Кормилицын. Убийство Сергея Скрябина. Ильдар Каюмов тяп ляп. Кормильцин Константин тяп ляп. ОПГ тяп ляп Сергей Антипов. Даньшин Николай ОПГ. Каюмов тяп ляп. ОПГ тяп ляп. ОПГ Хади тяп ляп. Тяп-ляп банда следствие вели. ОПГ Теплоконтроль старший. Антипов Сергей Иванович тяп ляп. Андрей Заполин. Сергей Антипов тяп ляп убит. Тяп ляп Строй. Кладка кирпича тяп ляп. Тяп ляп канал.
Известно, что Антип был образцовым преступником, много времени уделял спорту, обучал парней давать отпор противнику с одного удара. Уже к началу 70-х в его окружении было не менее трех-четырех десятков бойцов». Средства для борьбы с врагом использовал жестокие. Одного из них, например, до смерти избили арматурой. Вова Адидас, в пятой серии убивает Желтого из пистолета. В этом смысле есть небольшие расхождения, но в остальном образ очень похож. Особенно с учетом того факта, что Вова Адидас служил в Афганистане. Антип был осужден за разбой, отсидел 15 лет, а после сменил фамилию и город проживания. Вероятней всего сейчас жив. Стоит отметить, что Антип не скупился на подарки для участников свой банды, одному из них подарил мотоцикл. Андрей Пальто Один из тех героев, который сильно меняется на глазах зрителей с первых серий. Прилежный ученик, который подтягивает по английскому ровесника, вдруг решает: «Не хочу чушпаном быть. Хочу с пацанами». Парня «универсамовские» принимают не сразу, ему приходится доказать, что достоин. Поговаривают, что автор книги Роберт Гараев намекает зрителям, что он и есть прототип Андрея Пальто.
«Тяп-Ляп»: как Андропов использовал самую известную банду СССР в войне с МВД
Именно он в начале 70-х создал «Тяп-Ляп». К этому времени Антипов имел за плечами определенный багаж, позволивший ему быстро завоевать авторитет среди местных ребят. Его уважали за справедливость и знали, что в трудную минуту он всегда поможет. Сам Сергей Антипов с 14 лет состоял на учёте в детской комнате милиции. Именно под его руководством в середине 60-х были разгромлены боевые комсомольские дружины.
Антипов работал на заводе «Теплоконтроль», вел здоровый образ жизни - занимался спортом, не пил и не курил - был начитанным и уравновешенным. Район, где располагался «Теплоконтроль», был новым. Его окружали поселки, и местная шпана постоянно нападала на «тепловских» ребят. Сергей Антипов решил взять инициативу по защите молодежи с «Теплоконтроля» в свои руки.
Здоровый образ жизни По словам участников группировки, «никто из них не был поглощен тюремной романтикой». Все началось с желания быть здоровыми и сильными. Соорудили в подвале пятиэтажки спортзал. Так появился сплоченный спортивный кулак, братство, товарищество.
Главный принцип «Тяп-Ляпа» гласил: «В беде не бросать, не курить, не пить, проверка силы воли обязательна». Не бандиты, а были бунтари «Мы не были бандитами, а были бунтарями. Шли против блата и коммунистической диктатуры. Ребята были начитанные, их уголовные байки не очень привлекали.
Местные ребята тянулись к Антипу, несмотря на то что он был старше некоторых из их лет 10-15 лет. Впрочем, он был не единственным лидером «Тяп-Ляпа», скорее, первым среди равных. В 1977-м окончил Казанский педагогический институт. Он являлся мозговым центром группировки, подводил все её действия под своего рода идеологию, разрабатывал разнообразные комбинации.
Занимался самбо. Хитер, коварен и смекалист, - вспоминает один из участников группировки. Он был очень жаден и крайне непорядочен в отношениях даже с теми, кого считал самыми близкими друзьями». Именно Скрябин занимался вымогательством денег у цеховиков, мошенничеством и рэкетом.
Тех, кто не соглашался на условия группировки, по его указанию били, уничтожали, а товар отбирали. Он же имел обширные связи в партийных и торговых кругах. Нередко стравливал лидеров других уличных группировок между собой. Джавдат Хантимиров Джавдат Хантимиров, 1956 года рождения, пользовался авторитетом у молодежи.
Занимался боксом. Работал электромехаником в молодежном центре. Параллельно являлся внештатным сотрудником КГБ, о чем не раз говорил своим товарищам. Сложен был как современные культуристы.
Дружил с детства со Скрябиным. Всегда держался серьезно, даже когда шутил. Со своей девчонкой в общественных местах не появлялся, хоть она и была очень красивой», - вспоминает Эрх Челее. У него была своя группа пацанов, очень крутая», - отмечал Сергей Антипов.
Амбиции лидеров и КГБ В один из вечеров 1978 года Сергей Скрябин вместе с Валерием Степиным, желая возглавить группировку, совершили провокационный поступок - избили лидера группировки «Ново-Татарская слобода» по прозвищу Манты, который к тому же являлся другом Сергея Антипова. По словам потерпевшего, во время избиения он отчетливо слышал слова Скрябина: «Ты нам мешаешь делать деньги, на, получай». Через несколько месяцев Скрябин был пойман «новотатарскими», отвезен в лес и избит. По словам очевидцев, он встал на колени перед Манты и умолял, чтобы тот простил его и не убивал.
Манты проявил великодушие: сказал Скрябе, что он трус и ему противно с ним связываться. Очнувшись утром, Скрябин пожаловался Хантимирову, после чего последний решил совершить устрашающий «пробег» по Ново-Татарской слободе. Поскольку Хантимиров являлся внештатным сотрудником КГБ, идея «пробега», по словам участников группировки, была взята на вооружение «непосредственно Андроповым для разгрома МВД ». Ребята, конечно, не догадывались об этом.
Андропов всё это использовал против МВД, мол, посмотрите, как плохо работает советская милиция. Сфабриковали дело. Сделавшие это пошли на повышение. Многих в МВД уволили и посадили не за что».
Итогом «пробега» стали несколько десятков раненых и двое убитых. Такие разные судьбы По окончании расследования 28 «тепловским» были предъявлены обвинения в бандитизме, 36 - в грабежах, 4 - в убийствах и 15 - в покушениях. Джавдат Хантимиров был приговорен к высшей мере наказания. Однако у участников группировки на этот счет есть свое мнение, согласно которому «КГБ предложило Джавде поменять полностью свою жизнь, включая имя.
Таким образом он попал в Афганистан. Воевал в группе спецназа, настраивал мирные кишлаки против моджахедов. Как он умер, неизвестно. Тела его никто не видел, на могиле установлен кенотаф.
Сергей Антипов был осужден на 15 лет. Побывал не в одной колонии. Неоднократно был в штрафных изоляторах и бараках усиленного режима. Прошел крытые тюрьмы.
Везде был в авторитете среди заключенных. Он пережил лихие 90-е, занялся бизнесом. Антип мирно проживает в Подмосковье и воспитывает сыновей и дочь. Сергей Скрябин, после разгрома группировки получил 11 лет за разбойное нападение на двух мужчин.
Освободившись, занялся бизнесом. Под его контролем находилось несколько «казанских контор» в Москве и Казани. Был убит в 1994 году возле своего дома в Казани. Убитые, раненые, cожженные автомобили и разбитые витрины — ровно 40 лет назад, 31 августа 1978-го, члены банды "Тяп-Ляп", в основном подростки, устроили массовые погромы в Казани.
Спустя два года организаторов беспорядков приговорили к расстрелу, а участников — к длительным срокам заключения. Ни любви, ни тоски, ни жалости Вечером 31 августа 1978 года сотня подростков из микрорайона Теплоконтроль, вооружившись пистолетами, гранатами, арматурой, кастетами и ножами, выдвинулась на другой конец города — в Ново-Татарскую слободу. Там толпа бросилась избивать прохожих не пожалели даже беременную , переворачивать и поджигать припаркованные автомобили, громить магазины. В них кинули гранату и открыли огонь.
В перестрелке несколько патрульных получили ранения". Услышав вой сирен, налетчики бросились в разные стороны. Возле станции Вахитово у них на пути оказался пожилой мужчина — убили на месте. По мнению милиционера, жертв могло быть гораздо больше, если бы не вмешались вовремя силовики.
Причем фигурантами стали несовершеннолетние, — продолжает Авдиев. Расследование заняло около года. В следственно-оперативную группу включили 25 человек, в том числе работников МУРа. Оставшиеся на свободе бандиты запугивали свидетелей и предлагали силовикам взятки.
Они также оказывали давление на подельников, которые признали вину и пошли на сделку со следствием. В ходе разбирательства вскрылись другие эпизоды убийств и вымогательств. В итоге в начале 1980 года лидеров банды Завдата Хантимирова по кличке Джавда и Искандера Тазетдинова приговорили к расстрелу. Еще около 30 человек получили серьезные сроки.
Многие эксперты считают, что именно с этой банды в стране возродилась организованная преступность , с которой было практически покончено в послевоенные годы.
Впрочем, после дерзкого нападения на дворец культуры стало ясно, что ситуация выходит из-под контроля. Казанская милиция просила помощи в проверке деятельности подвальных «спортклубов», называя их рассадниками бандитизма.
Такая формулировка категорически не понравилась высоким чинам. Какой еще бандитизм? Бандитизм в СССР безвозвратно ликвидирован!
Проверку в итоге провели, но вердикт был вынесен положительный: пусть детишки занимаются спортом, это полезно для здоровья. Фото: Русская семерка Между тем местные блюстители порядка сдаваться не собирались, и вскоре им улыбнулась удача: около одного из питейных заведений на улице Тукаевской они задержали пьяного тяп-ляповца Николая Даньшина Коля Колесо. Его доставили в отделение, где предложили сотрудничать с органами.
Коля Колесо лишь презрительно фыркнул. Тогда стражи порядка пообещали Даньшину немедленно отвезти его в спортклуб к Хантимирову. Это был шах и мат: появиться перед начальником в состоянии алкогольного опьянения было смерти подобно.
Бандит согласился стать «кротом». Однако о предательстве тут же прознал Антип. За такой проступок в организации была положена смертная казнь.
Тот, прихватив троих подельников, подстерег Николая на улице и оглушил его мощным ударом железной трубы по голове. Даньшин упал, а Масло и товарищи принялись поочередно прыгать на его голове. В итоге труп был настолько изуродован, что Колю Колесо не сразу опознали родные.
Антип, Скряба и Джавда ликовали. Они решили нанести новый удар, которым предполагалось убить сразу двух зайцев. Во-первых, подчинить себе непокорных жителей одного из районов города, которые упорно отказывались вступить в группировку Антипова.
Во-вторых, окончательно обозначить всем — и мирным жителям, и сотрудникам правоохранительных органов, — кто в Казани хозяин. Банда готовила самый страшный рейд в истории группировки: кровавый набег на район Новая Татарская слобода. Кровавые планы Жестокий рейд было намечено провести в августе 1978 года по главной «авеню» района — улице Меховщиков.
Организатором, как обычно, выступил Хантимиров. Антипов и Скрябин собрались было контролировать операцию, но им донесли, что милиция в курсе готовящейся акции и собирается дать банде отпор. Скряба и Антип предпочли уехать из города, но Джавда, которому тоже сообщили о планах стражей порядка, решил все-таки вести тяп-ляповцев за собой.
О его жестокости и крутом нраве среди рядовых членов ОПГ ходили легенды. Члены банды «Тяп-Ляп» и их «открытка». В начале лета 1978 года Шура Большой вместе с приятелями жарил шашлыки на даче своих родственников, расположенной на острове Татарстан на Волге.
Как водится, компания не рассчитала количество спиртного. Тазетдинов свистнул соседских пацанов и отправил их в магазин деревни Старое Победилово за добавкой. Те вернулись с пустыми руками и рассказали, что вино у них отобрали двое незнакомых парней, еще и подзатыльников надавали.
Тазетдинов возжелал отомстить, друзья его порыв поддержали. Вооружившись пистолетом Parabellum, кухонным ножом, напильником и куском поливочного шланга, они сели в лодку и вскоре прибыли на берег. Около магазина они увидели двух молодых людей, на них и пришелся гнев Шуры Большого и компании.
Даже не разобравшись, они ли отняли вино, молодчики набросились на друзей, выстрелили в одного из них и ударили ножом в бок другого. На помощь пострадавшим кинулись несколько местных... В финале бойни один из деревенских был убит ударом ножа в сердце, трое угодили на больничные койки с многочисленными огнестрельными и ножевыми ранениями.
Смертельный рейд В назначенный день, 29 августа, в районе местного училища собрались около 200 человек в возрасте от 17 до 26 лет. Основная масса их была вооружена привычной арматурой, часть бойцов, в числе которых был Хантимиров, — обрезами; один из участников банды, 24-летний Ильдар Каюмов, прихватил Parabellum. Выслушав краткую инструкцию от Джавды — не жалеть никого, бить и женщин, и детей, и стариков, — свора тронулась в путь.
Первым на их пути попался молодой мужчина, который тут же пал от мощного удара арматурой. Врачам удалось вытащить его буквально с того света. Затем отморозки открыли пальбу из обрезов в проезжавших мимо мотоциклистов.
Тем удалось проскочить, но пули попали в находившегося на другой стороне улицы тяп-ляповца. Следующая цель бандитов была крупнее: они обстреляли автобус, из которого в ужасе высыпали пассажиры. Всех их избивали подбежавшие молодчики.
Не пощадили негодяи и беременную женщину, ударив ее железкой по голове. В это время на место подоспели три милиционера. Озверевшие преступники стали по ним стрелять, один из стражей порядка получил ранение в голову.
На защиту родного района кинулся 74-летний Абдулбарий Закиров.
Вышло так, что о казанских группировках начали подробно писать местные газеты - прежде всего «Вечерняя Казань», где я тогда работала. Однажды мы опубликовали письмо молодого человека , который захотел уйти из группировки, но встретился с большими трудностями. Отклик был колоссальным: авторами многих писем, полученных после этой публикации, были подростки из группировок, которых тогда называли гопниками. Когда журналистские работы о казанских группировках получили широкую огласку, к нам присоединились ученые и работники правоохранительных органов, пытавшиеся осмыслить происходящее в городе - в то время в Казани постоянно случались массовые драки. Очень быстро о публикациях в местных СМИ узнали в Москве. Тогда в Казань приехал Юрий Щекочихин российский журналист, писатель. В очерке для «Литературной газеты» он написал о казанских драках, как умел писать: очень ярко. Именно ему принадлежит определение «казанский феномен». Но он еще тогда подчеркивал, что в силу разных обстоятельств Казань оказалась «наиболее изученной моделью явления, с которым столкнулось наше общество».
Происходящее в Казани представляло очень большую социальную опасность совсем не потому, что ребята изредка дрались и калечили друг друга. Проблема «казанского феномена» заключалась в том, что в идеологию гопничества с ее особыми законами были втянуты практически все подростки Казани, включая девочек - им нравились ребята, называвшиеся гопниками. Лишь небольшое число мальчишек сопротивлялись законам гопничества - как правило, их за это били. Казанские группировки были разные, и некоторые из них не представляли собой криминального сообщества: это были обычные мальчишеские компании, просто жили они по необычным законам. И не всегда эти законы были дурными: например, в группировках нельзя было пить, не поощрялось даже курение. Благодаря «казанскому феномену» Казань позже других городов столкнулась с наркотиками. Потому и трудно было бороться с гопничеством, что группировки пользовались авторитетом. Конечно, были и группировки криминального характера. Обычно ими руководили «авторитеты», отсидевшие в местах не столь отдаленных. Когда говорят о «казанском феномене», часто подразумевают банду «Тяп-ляп» и ставят между ними знак равенства, но это заблуждение.
Наверное, я в какой-то степени способствовала такому отношению, ведь в моей книге есть отдельный очерк об этом преступном сообществе. Я исследовала эту банду не потому, что меня заинтересовала ее преступная деятельность, - мне было интересно проследить историю зарождения банды и жизненного принципа «чужой - твой враг». Как мне удалось выяснить, эта группировка начинала свое существование как обычная мальчишеская компания, объединившая ребят удаленного от центра микрорайона «Теплоконтроль» в их противодействии другим городским кварталам - прежде всего группировке Ново-Татарской слободы. Ребят били, когда они приезжали в центр, так что группировка стала для них средством коллективной защиты. Постепенно - не без влияния преступных вожаков - компания переродилась в банду. В те годы каждый квартал представлял собой обособленное сообщество, которому приходилось защищаться, укреплять свой авторитет в ужасных драках. Думаю, зоны влияния существуют до сих пор, но они не мешают жить всему городу, как это было во времена «казанского феномена». Сейчас это маргинальный криминальный мир, скрытый от глаз большинства казанцев. Низового поветрия, когда преступность получала подпитку из мальчишеских группировок, сегодня, к счастью, нет, но это не означает, что ситуация не повторится завтра. И если новый всплеск случится, он будет для нас с вами гораздо страшнее: в 1990-е гопники враждовали между собой и не трогали «мирных» горожан если те, конечно, не были родителями подростков , но сегодня агрессия группировок будет направлена вовне и охватит всю Казань.
В современном обществе более заметно расслоение на богатых и бедных - об угрожающих масштабах этого явления говорят и социологи, и психологи. Скорее всего, новые группировки захотят направить протест бедных на богатых. Разумеется, это мое личное заключение, но со мной согласны специалисты по преступности среди несовершеннолетних. Арлат Аббасов начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Татарстана В основе всплеска подростковой преступности в конце 1980-х годов - множество факторов. Политические: затянувшийся период застоя, разложение системы партийного руководства, топтание институтов власти на месте. Экономические: замедление экономического развития , пустые магазинные полки, обнищание тех, кто еще вчера с уверенностью смотрел в завтрашний день.
Напомним, что сама группировка «Тяп-Ляп» возникла в Казани в 1970-е годы. Ее название произошло от завода «Теплоконтроль», около которого и проживала молодежь, вошедшая в состав ОПГ. Начиналось все с «качалки», где собирались местные подростки. Они росли и потихоньку зверели. Лидеры же ОПГ этим умело пользовались. Так для всеобщего устрашения они устраивали массовые выходы на улицы города, во время которых забивали насмерть всех, кого встретят. Аппетиты «тяпляповцев» росли как на дрожжах. Последовали грабежи и убийства. Там проходили дискотеки, с которых организаторы, по мнению лидеров группировки, получали хорошую прибыль. ОПГ «Тяп-Ляп» предложила свою «крышу», однако администрация клуба категорически отказалась. Тогда бандиты решили проучить их. Члены группировки вооружились кусками арматуры и двинулись в сторону дискотеки. По дороге они громили телефонные будки, чтобы никто из прохожих не мог позвонить в «скорую помощь» и милицию. Добравшись до ДК им. Урицкого «тяпляповцы» заблокировали все входы и выходы, а затем ворвались на второй этаж, где проводилась дискотека. Они избивали и парней, и девушек, удары наносили без разбора. Некоторые из потерпевших, чтобы спастись, выпрыгивали из окон, но внизу их также поджидали отморозки с арматурой.
Почему «Тяп-Ляп» стала самой известной уличной бандой из Казани
История казанских группировок действительно восходит к 70-м, но предшественники грозных ОПГ в виде дворовых подростковых команд начали появляться даже раньше. Можно предположить, что прообразом группировки стала другая ОПГ. Последние новости опг. Жизнеописание одной из старейших группировок Казани, на днях потерявшей предводителя Силовики Татарстана задержали предполагаемого лидера ОПГ «Борисково» Сергея Новоселова, он помещен в СИЗО. «Банальной попыткой популяризации «казанского феномена» на коммерческой основе» назвал запуск одежды с названиями ОПГ зампред Верховного суда РТ Максим Беляев. «Тяп-ляп» — организованная преступная группировка, известная в 1970-е годы организацией массовых драк и убийств в Казани — столице Татарской АССР. Реальная история казанских группировок. картинка: Алексей Снежинский | Экс-киллер ОПГ Жилка [ИСПРАВЛЕННЫЙ ЗВУК].
Участника казанской группировки «Теплоконтроль» задержали за стрельбу по людям из ружья
Иногда, под их кулаки попадали абсолютно невинные жертвы. Мощь группировки постепенно росла. Для боев они уже использовали не только кулаки, но и арматуру, пистолеты и пулеметы. Позже, они начали устраивать массовые разборки уже не только на своей территории, но и по всей Казани. Постепенно, членом группировки этого стало мало, жажда денег и крови росла, и они стали заниматься заказными избиениями и даже убийствами. Самые громкие стыки группировки Первой серьезной разборкой стало вторжение во дворец имени Урицкого. Накануне, Сергей Антипов общался с членами его правления о предложении защиты в ли лице авторитетных бандитов за определенную сумму, на что он получил отказ. В этот же вечер он собрал команду, состоящую из 200 спортсменов, и отправился к обидчику. Заблокировав все двери дворца, и выдернув все телефонные будки, они отправились на 2 этаж, где была дискотека, и били без пощады абсолютно всех, и парней и девушек. После массовой драки несколько невинных людей остались инвалидами до конца жизни, но за это преступление виновник не был наказан.
Были известны случаи, когда участники этой группировки могли увидеть паренька с магнитофоном и безжалостно его убить и ограбить, они могли наказать виновников, которые посмели отобрать у пареньков две бутылки вина. Зафиксировано также было несколько нападений на сотрудников правоохранительных органов при попытке их задержать. В 1978 году, все также под предлогом справедливости была организована акция на Ново-Татарской слободе. Более 300 профессиональных спортсменов ходили по улицам и избивали тех, кто встречался на их пути. В этой стычке было убито два человека и избито несколько ни в чем неповинных граждан. По официальным данным, ущерб для здоровья получила даже беременная женщина. Остановить преступную деятельность группировки смогло только четыре взвода батальона службы МВД, которые по приезду открыли стрельбу по воздуху из огнестрельного оружия. Из всей банды после массового разгрома под арест попало всего 50 человек. Члены группировки стремились доказать насколько плоха деятельность советских правоохранительных органов.
На счету ОПГ «Тяп-Ляп» числится также несколько заказных убийств, грабежей, покушений и других видов бандитизма. После массового покушения, произошедшим на Ново-Татарской слободе, этими ребятами всерьез заинтересовались правоохранительные органы. Самая жестокая мера наказания по решению суда ждала Джавдата Хантимирова, он был признан организатором массовых преступлений.
Кодекс банды был достаточно жёстким: не пить, не курить, своих не бросать. Члены банды носили специальную униформу: шапку-ушанку с завязанными «ушами» и телогрейку. Это давало дополнительную защиту в драках и возможность отличить бойцов одной группировки от членов другой. Когда эту униформу переняли другие группировки, члены ОПГ стали носить на ней значки завода «Теплоконтроль».
Был у членов группировки и свой транспорт — мотоциклы, чаще всего украденные и переделанные. ОПГ «Тяп-Ляп» окончательно оформилась к 1974 году. Лидерство в городе она брала в жестоких боях «стенка на стенку» с такими же группировками из соседних микрорайонов. Дрались арматурными прутьями и монтировками. Тренированные бойцы «Тяп-Ляп» выходили победителями. Укрепившись, члены ОПГ стали заниматься более серьёзными делами. Типичными её занятиями стали квартирные кражи, вымогательство денег у цеховиков.
Тех, кто не соглашался на условия группировки, били, уничтожали или отбирали товар. Не соглашавшихся после этого ждала смерть. Один из членов ОПГ получил задание убить приёмщика стеклотары, не желавшего платить бандитам. Однако в результате выстрела тот получил тяжёлое ранение, но остался жив. Это являлось одной из первых в криминальной истории страны попыток заказных убийств. Массовые пробеги по Казани С целью устрашить весь город лидеры группировки решили провести ряд массовых пробегов, забивая насмерть любых встречных. После драки они организованно покинули здание и разъехались по домам на заранее подогнанном транспорте.
Летом 1976 года Джавда решил совершить пробег в курортную зону Казани — так называемые «острова». Однако пробег не удался — от информатора милиционеры узнали о предстоящем преступлении и задержали около 50 членов ОПГ во главе с самим Хантимировым. Но суд проявил гуманность, и приговорил его всего к 1 году исправительных работ. Вскоре он условно-досрочно был освобождён за хорошее поведение. Срок добавил авторитета Джавде, но лидеров группировки начинает беспокоить проявление признаков разработки группировки сотрудниками правоохранительных органов. Приблизительно в 20:30 со стороны Речного вокзала группа подростков численностью около 50 человек, вооружённая обрезами, пистолетами-пулемётами Фольмера и металлическими прутьями, начала избивать и стрелять во всё живое. Толпа прокатилась по всему району.
Действовали бандиты слаженно — разделившись на небольшие группы, они растеклись по переулкам, оставляя за собой искалеченных людей, выбитые стёкла и подожжённые машины. Итог пробега — несколько десятков раненых и двое убитых. Пострадавшие неожиданно заявили сотрудникам правоохранительных органов, что не имеют претензий к бандитам. Когда сотрудники правоохранительных органов предприняли попытку завербовать одного из членов ОПГ Сергея Даньшина, 1957 года рождения, Хантимиров вскоре узнал об этом, и Даньшин был вначале жестоко избит, а затем и убит. После этого за лидерами ОПГ было установлено круглосуточное наблюдение. Вскоре во время попытки разбойного нападения был задержан бригадир группировки Тазетдинов. Антипов попытался подкупить свидетелей преступления Тазетдинова, однако был задержан.
Понимая, что дача взятки — лишь повод для его изоляции, а в отношении ОПГ ведётся серьёзная разработка, в тот же день он сбежал из-под стражи. Антип предложил Джавде устроить массовые беспорядки. Бандиты рассчитывали на то, что милиционеры начнут стрелять, и тогда вспыхнула бы вся Казань. Антипов и Скрябин предпочли уехать из города, лишь тщеславный Хантимиров лично повёл банду в бой. Милиционеры попытались блокировать толпу автобусом, но бандиты обстреляли автобус, и они были вынуждены спасаться бегством. Двое милиционеров попытались остановить голыми руками взбесившихся подростков, но, получив тяжёлые ранения, остались лежать на дороге. Затем ещё несколько членов группировки открыли стрельбу по милиционерам.
В ответ полетела граната.
Тогда Рафа в 1992 году руками киллера убил Халиуллина, тем самым подписав смертный приговор не только себе, но и своим приближенным сторонникам. Сюда не "Хади" Месть за Анвара удалась в начале 1993 года: ликвидаторы атаковали Шарафутдинова во время его деловой поездки в Москву - в подъезде жилого дома на Пантелеевской улице лидер "стариков" получил пулю в голову и моментально скончался. В 1994 году ему удалось стравить двух хадишевшских - претендовавшего на лидерство Александра Маряшина и Евгения Егорова. Последний нанял киллера, который устранил Маряшина. Представители "стариков" не теряли надежду расправиться с Раджой: о том, что в столицу по его душу прибыло трое ликвидаторов, Галиакберов узнал от своих информаторов. Действовал Радик на опережение - его бойцы расправились с троицей при помощи топоров, после чего расчленили тела и выбросили останки в реку.
После этого группировка восстановила своё единство, а во главе неё встал Галиакберов. Под контролем ОПГ оказался ряд городских предприятий, ритуальные услуги, Арское и Архангельское кладбища. Поговаривали, что на погостах бойцы Раджи прикапывали тела погибших в разборках - как своих, так и врагов. Кроме этого, бандиты занимались собачьими боями, наркоторговлей и организовали на базе комбината "Здоровье" публичный дом. А вот противостояние с членами "павлюхинской" ОПГ оказалось для Раджи фатальным. Лидера группировки Владимира Марухина, чья жизнь была оценена в 5 тысяч долларов, отправился устранять штатный киллер Галиакберова Анатолий Новицкий. В День милиции 10 ноября 1999 года он нарядился бомжом и расстрелял авторитета во дворе его дома.
Но и сам уйти не успел: ставшие случайными свидетелями расправы над вожаком молодые павлюхинские запинали ликвидатора до полусмерти - жизнь ему спасли подоспевшие милиционеры. На допросах он принялся давать обличающие бандитов показания: в конце ноября компанию Новицкому в СИЗО составили другие члены ОПГ во главе с Раджой, которого обвиняли в организации 60 убийств. Однако, позже Анатолий от своих слов отрёкся: чтобы дело не развалилось, стражи порядка впервые в России применили программу по защите свидетелей. Их внешность маскировали при помощи профессионального грима и вязаных балаклав, скрывали за натянутыми в дверных проёмах кабинетов простынями, изменяли голоса при помощи специального динамика. Под градом обличающих их показаний хадишевские начали откровенничать со следствием - валили всё на Галиакберова и его помощника Рината Фархутдинова Ринтик. В итоге была доказана их причастность к 13 расправам - оба получили пожизненное лишение свободы. Остальные бандиты отправились в колонию на сроки от 15 до 24 лет колоний - так прекратила своего существование могущественная "Хади Такташ".
Изначально группировка была собрана, чтобы дать отпор участникам уличной банды из соседнего микрорайона "Старые горки": те повадились отбирать у первагорковской молодёжи лыжи, клюшки, мячи, велосипеды и другие ценные вещи. Натренеровавшись в спортзалах и секциях, перваки не только разгромили старогорковских, но и со временем добились интеграции членов этой группировки в свою. Место под солнцем на криминальной сцене Казани бойцы из "Первых горок" начали активно отвоёвывать в середине 80-х. К началу 90-х они взяли под контроль ряд кафе, рынков, парковок, автосервисов и два ночных клуба - "Эйфория" и "Фламинго". В это же время в число первогоровских вошли участники малочисленных ОПГ "Камаевская", "Гарифьяновская", "Дружная коробка", "Пьяная коробка" и "Мавлютовская" - численность свирепых бойцов возросла до 300-400 человек. Поводом к противостоянию послужила пьяная драка со стрельбой между представителями обоих группировок, которая произошла на дне рождения "борисковского" авторитета Николая Куицкого. Примечательно, что бои между братками шли не только в Казани, но и в Санкт-Петербурге, куда со времён перебрались некоторые представители казанского криминала.
Во второй половине 90-х первогорским пришлось отбиваться от участников банд "Высотка" и "Калуга", которые пытались взять контроль над "Эйфорией". В ходе мартовской перестрелки 1997 года погибло двое перваков: ответ их соратников последовал незамедлительно - выловив одного из стрелков Анвара Камалеева Тортик , бандиты повесили его на территории детского сада на Волгоградской улице. В этом же году внутри группировки произошёл раскол, который привёл к образованию двух основных бригад. В 1998 году группа во главе с Альбертом Батровым Бибик , которая стремилась взять контроль за оборотом наркотиков и проституцией в Казани, начала войну с самой могущественной на тот момент казанской ОПГ "Хади Такташ". Поводом к началу боевых действий послужило убийство хадишевскими четверых перваков, один из которых не расплатился с ними за 200 граммов кокаина. Лидер "Хади Такташа" Радик Галиаберов Раджа попытался привлечь на свою сторону "охотников за головами": объявил награду за устранение рядового первогоровского в размере 5 тысяч долларов и вскоре после этого были убиты девять сторонников Батрова. Жизнь Бибика он оценил в 50 тысяч "зелёных", а, чтобы выманить авторитета из укрытия, хадишевские убили его зятя.
Однако, расчёт на то, что Бибик явится на похороны родственника, не оправдался. Ещё одним противником Батрова стал его бывший соплеменник - глава второго звена перваков Фирдинат Юсупов по кличке Федя. В войне с хадишевскими он участия не принимал: постарался увести своих сторонников в бизнес, за что был презираем бывшими соратниками из бригады Бибика. В начале 90-х Ринат ушёл в тень и не стал претендовать на лидерство в группировке. Он согласился исполнить приговор, но смерти Батрову не желал: получив ПСМ и 25 тысяч долларов аванса, Шагвалиев принялся тянуть время. Дотянул Ринат до своего ареста: за причастность к убийствам, он был приговорён к пожизненному заключению.
Формально я понимал, что не самый подходящий участник для группировки: я не спортсмен, и особо коммуникативными навыками не обладал, чтобы разрулить по понятиям.
Зато увлекался искусством и книжками. Тогда все это было для меня травмирующими воспоминаниями, которые я яростно пытался забыть. Это еще надо проверить: по крайней мере, «тяп-ляповцы» утверждают, что их группировка не была нацелена на теневиков и цеховиков. Другое предположение того же ученого — начало противостояния города и деревни. На окраинах начали появляться многоэтажки с их новыми жителями, а рядом все еще частный сектор, где сильны деревенские традиции. Обитатели последнего идут знакомиться к новичкам из высоток — естественно, возникают стычки. Когда в одном быстрорастущем городе сталкиваются такие разные слои населения, это неизбежно приводит к конфликтам.
И тем, кто из многоэтажек, приходится объединяться против деревенских — вспомним примеры с поселками Борисково, Мирный, тот же район завода «Теплоконтроль». Там все это, возможно, еще с 60-70-х годов началось, и, конечно, они были прародителями «казанского движения». Возможно, во время исследования появятся еще причины его возникновения. В 70-х и 80-х еще не было кооперативов и свободного рынка, но, думаю, был рэкет. В какой-то из публикаций было написано, что первое зарегистрированное в Казани дело о рэкете относится к 1988 году. Кажется, кого-то рэкетировала группировка «Дом обуви». Тогда только появился свободный рынок — люди были растеряны.
В сознании народа те, кто начинает торговать — все еще спекулянты, в глазах милиции — тоже: вот вчера их ловили и сажали, а теперь мы должны их защищать. Тут появляются представители группировок и предлагают «крышу». Чем 90-е отличались от предыдущих двух десятилетий? Помимо войн между ОПГ, начались распри внутри группировок: одни оказались внутри прибыльного дела, а другие нет. И последние могли применить огнестрельное оружие и любые незаконные методы, чтобы отобрать прибыль. Казанские группировки отличались от остальных тем, что они были территориальными. Даже социологи называют ОПГ в других регионах «созданными по казанскому типу» — подразумевается разделение по территориям и существование возрастной иерархии: «скорлупы», «суперы», молодых, старших.
Еще одна из основных характеристик группировок в Казани — свод понятий, он был как некий морально-духовный кодекс. Интересно, что один из моих информантов говорил: «Да что вы, какие понятия? Их не было, старшие нас просто использовали! Так или иначе пацанский кодекс был очень силен — это как сетка, наброшенная на твое сознание: ты можешь не понимать, что все твои действия исходят из понятий, но это именно так. Те же императивы «пацан сказал — пацан сделал», «слово пацана» или «следи за базаром». Они оставляют следы на всю жизнь. Я спрашивал у бывших участников ОПГ, остались ли на них эти отпечатки, и один из них рассказал, что до сих пор заходит в незнакомое помещение и рассматривает людей: кто из них опасен, с кем может возникнуть конфликт, с кем надо рамсить.
Это уже выработалось как безусловный рефлекс. Я, наоборот, противился понятиям — у меня была панк-идеология. К примеру, меня не устраивало принятое в среде пацанов патриархальное отношение к сексу — запрет делать девушкам кунилингус. Ну это как вообще? Моя жена меня не поймет, если я такое заявлю. Вечеринка в ресторане «Акчарлак». Казань, 1993 год Последствия «казанского феномена» и романтизация ОПГ Как-то общался с подписчиком своей группы про творчество и сказал ему, что, похоже, в Казани эта ниша процветает, а он ответил: «Ну нет, у нас даже хипстеры все такие аккуратненькие и собранные».
Имеется в виду, что в Москве и Питере они на расслабоне, а казанские, наоборот, подтянутые — внешний вид, стиль одежды и вообще, в целом. Даже во время моей лекции про ОПГ в Казани во время обсуждения кто-то из ребят сказал фразу «пояснить за шмот» — откуда у хипстеров в голове такие слова? Это, конечно, субкультурная вещь: панки, металлисты, хиппи и эмо тоже должны пояснять за шмот. Но все равно здесь, в столице Татарстана, есть осторожность, она чувствуется. Куда бы ты ни пошел — везде найдешь бывшего группировщика. Отголосок того времени ощущается в менталитете: к примеру, ездил по делам в такси, а водитель был такой борзоватый, говорил, что всегда прав не клиент, а тот, кто за рулем. Случай рассказывал, как он «наезжал» на девушек из-за непристегнутого ремня.
Мне кажется, водитель такси в Москве или Питере не стал бы так себя вести. Но это то, что мне бросилось в глаза в первое время после приезда, нужно пристальнее вглядеться. А вот насчет футболок с названиями группировок имеется в виду бренд «Сухая река» дизайнера из Казани Анастасии Ярушкиной, — прим. Enter я не могу сложить однозначного мнения. Они мне очень нравятся визуально. Шрифты делала моя старая казанская приятельница и они выглядят идеально. Когда мои московские товарищи, которые не знают контекста этих слов, увидели футболки, то сказали, что названия классные.
Я могу носить эту одежду в Москве, а вот надеть ее в Казани — совсем другое дело.
«Казанский феномен». Кому нужны футболки с названиями ОПГ 90-х годов
«Банальной попыткой популяризации «казанского феномена» на коммерческой основе» назвал запуск одежды с названиями ОПГ зампред Верховного суда РТ Максим Беляев. 111-й двор, Теплоконтроль, грев ИК-2. одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. Главная» Новости» Опг тукаевские последние новости.
А был ли «Универсам»? Что известно о главной сериальной бандитской группировке Казани
Интервью сергея антипова тяп ляп | История казанских группировок действительно восходит к 70-м, но предшественники грозных ОПГ в виде дворовых подростковых команд начали появляться даже раньше. |
НОВОТАТАРСКАЯ ОПГ|| Ильсур Цофа, , Казань. 111-й двор, Теплоконтроль, грев ИК-2. Часть 1 - YouTube | Основателем казанской группировки считается Сергей Антипов под незатейливой кличкой Антип 1949 года рождения. |
«Казанский феномен». Кому нужны футболки с названиями ОПГ 90-х годов | Сергея Антипова считают одним из лидеров казанской ОПГ «Тяп-Ляп», с которой зародился «казанский феномен». |
В Казани поймали участника ОПГ "Теплоконтроль", устроившего расстрел на "стрелке" | В 70-е годы прошлого века Казань была поделена между различными молодёжными преступными группировками. |
НОВОТАТАРСКАЯ ОПГ|| Ильсур Цофа, , Казань. 111-й двор, Теплоконтроль, грев ИК-2. Часть 1
Преступная Казань 70-х. На заре 1970-х Казань была разделена местной молодежью на зоны влияния. Одна группировка выселила за 24 часа целую народность из Казани в конце 80х КазаниПодробнее. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» рассказывает о начале и закате одной из самых жестоких банд Казани – «Тяп-Ляп». 13 ноября 2022 - Новости Казани - Название «Тяп-Ляп» отсылает к прозвищу района Казани «Теплоконтроль», который располагается у озера Средний Кабан.
"Тяп-Ляп"-самая знаменитая преступная группировка Казани в период застоя
Тогда только появился свободный рынок — люди были растеряны. В сознании народа те, кто начинает торговать — все еще спекулянты, в глазах милиции — тоже: вот вчера их ловили и сажали, а теперь мы должны их защищать. Тут появляются представители группировок и предлагают «крышу». Чем 90-е отличались от предыдущих двух десятилетий? Помимо войн между ОПГ, начались распри внутри группировок: одни оказались внутри прибыльного дела, а другие нет. И последние могли применить огнестрельное оружие и любые незаконные методы, чтобы отобрать прибыль. Казанские группировки отличались от остальных тем, что они были территориальными. Даже социологи называют ОПГ в других регионах «созданными по казанскому типу» — подразумевается разделение по территориям и существование возрастной иерархии: «скорлупы», «суперы», молодых, старших. Еще одна из основных характеристик группировок в Казани — свод понятий, он был как некий морально-духовный кодекс. Интересно, что один из моих информантов говорил: «Да что вы, какие понятия? Их не было, старшие нас просто использовали!
Так или иначе пацанский кодекс был очень силен — это как сетка, наброшенная на твое сознание: ты можешь не понимать, что все твои действия исходят из понятий, но это именно так. Те же императивы «пацан сказал — пацан сделал», «слово пацана» или «следи за базаром». Они оставляют следы на всю жизнь. Я спрашивал у бывших участников ОПГ, остались ли на них эти отпечатки, и один из них рассказал, что до сих пор заходит в незнакомое помещение и рассматривает людей: кто из них опасен, с кем может возникнуть конфликт, с кем надо рамсить. Это уже выработалось как безусловный рефлекс. Я, наоборот, противился понятиям — у меня была панк-идеология. К примеру, меня не устраивало принятое в среде пацанов патриархальное отношение к сексу — запрет делать девушкам кунилингус. Ну это как вообще? Моя жена меня не поймет, если я такое заявлю. Вечеринка в ресторане «Акчарлак».
Казань, 1993 год Последствия «казанского феномена» и романтизация ОПГ Как-то общался с подписчиком своей группы про творчество и сказал ему, что, похоже, в Казани эта ниша процветает, а он ответил: «Ну нет, у нас даже хипстеры все такие аккуратненькие и собранные». Имеется в виду, что в Москве и Питере они на расслабоне, а казанские, наоборот, подтянутые — внешний вид, стиль одежды и вообще, в целом. Даже во время моей лекции про ОПГ в Казани во время обсуждения кто-то из ребят сказал фразу «пояснить за шмот» — откуда у хипстеров в голове такие слова? Это, конечно, субкультурная вещь: панки, металлисты, хиппи и эмо тоже должны пояснять за шмот. Но все равно здесь, в столице Татарстана, есть осторожность, она чувствуется. Куда бы ты ни пошел — везде найдешь бывшего группировщика. Отголосок того времени ощущается в менталитете: к примеру, ездил по делам в такси, а водитель был такой борзоватый, говорил, что всегда прав не клиент, а тот, кто за рулем. Случай рассказывал, как он «наезжал» на девушек из-за непристегнутого ремня. Мне кажется, водитель такси в Москве или Питере не стал бы так себя вести. Но это то, что мне бросилось в глаза в первое время после приезда, нужно пристальнее вглядеться.
А вот насчет футболок с названиями группировок имеется в виду бренд «Сухая река» дизайнера из Казани Анастасии Ярушкиной, — прим. Enter я не могу сложить однозначного мнения. Они мне очень нравятся визуально. Шрифты делала моя старая казанская приятельница и они выглядят идеально. Когда мои московские товарищи, которые не знают контекста этих слов, увидели футболки, то сказали, что названия классные. Я могу носить эту одежду в Москве, а вот надеть ее в Казани — совсем другое дело. В любом случае, я против романтизации тех лет. Подростки, увлеченные темой криминала, будут всегда. Государство существует нормально, если их процент таков, что они чувствую себя маргиналами. Опасно, когда они превращаются в основную силу: у тебя проблемы, а ты предпочитаешь идти не в полицию, а к авторитетам на улице.
Как раз это происходило в Казани в 80-х. И к движению «АУЕ» я тоже не могу серьезно относиться — опасность существует, но не превышает норму. В конце концов, уличные пацаны всегда противостояли блатным. Модель Инна Переведенцева по прозвищу «Челюсть» в ресторане «Акчарлак» Радикальный ислам и государство в роли ОПГ Не думаю, что классические группировки вернутся в том виде, в каком существовали тогда. Если что-то подобное случится, то примет другую форму. Например, меня тревожит проникновение в Татарстан радикальных видов ислама. В Москве меня спрашивают, как обстоят дела с национализмом в Казани, я отвечаю, что когда уезжал, все было хорошо. А теперь задаю вопросы сестренке из республики, и она говорит, что татарский национализм и радикальный ислам немного поднимают голову, начинает появляться и в организованной преступности. Если раньше зоны делились на черные и красные, где в одних существовали по блатным законам, а в других верховодили администраторы, то сейчас появились тюрьмы, в которых исламисты «держат шишку». Это какая-то еще не изученная новая сила, к ней нужно присмотреться.
Жора Сауленко Теплоконтроль. Георгий Сауленко тяп ляп. Георгий Сауленко Казань тяп ляп. Скрябин Казань тяп.
Завдат Хантимиров по кличке Джавда. Георгий Сауленко. Жора Сауленко ОПГ тяп-ляп. Казанский феномен Халевские.
ОПГ Цумовские. Леша француз ОПГ Казань. ОПГ перваки. Масленцев Александр тяп ляп.
Гена Гапиенко тяп ляп. Тяп ляп Казань Криминальная. Сергей Скрябин Скряба. Скрябин тяп ляп.
Страшные игры молодых 1987. Валерий степин тяп ляп. Кварталовские Казань ОПГ. Кварталовские группировки Казань.
ОПГ 56 квартал Казань. ОПГ квартала Казань. Оружие банды тяп ляп. Оружие казанских группировок.
Георгий Сауленко Казань. Дядя Жора Сауленко Казань. Завод Теплоконтроль Казань. Логотип тяп ляп.
Теплоконтроль значок. Антипов тяп ляп. Сергей Леонидович Скрябин. Роберт Гараев Казанский.
Хади Такташ ОПГ. Казанский феномен ОПГ.
Даньшин был стукачом. Меня и Джавду сдавал, сроки мы получали из-за него. Я же сидел в камере смертника рядом с Джавдой. Сидел в 4. Как-то раз вышли на прогулку я и Андрюха Японец, он сцепился с мусорами. И нас вдвоем с ним посадили в 3.
Таких страшных камер я больше нигде и никогда не видел. И очень тусклая лампочка горит. Мне в 4. К тому же один знакомый, который живет в Сан-Франциско 100 процентов цэрэушник , потом фотографии из Афганистана присылал, где якобы Джавда стоит. И он мне пишет: «Смотри, какой наклон головы. Однозначно Джавда стоит». Но я знаю, что Джавды 100 процентов нет в живых. А где он погиб или его расстреляли, не суть важно.
Но его нет в живых. Парень он был хороший, честный. Смывы же были, 100 процентов они стреляли. Также мусора говорили, что смывы были, а оружия при себе у них не было. А потом те же самые обрезы, из которых стреляли по машине Манты, по данным экспертизы, использовали при набеге на Ново-Татарскую слободу в 1978 году. Получается, те обрезы никто не выкинул. Он приходил к матери Джавды, спрашивал. Она 100 процентов знает, что его нет в живых.
В любом случае, даже если он в Афгане погиб, служил, мать все равно в курсе. Он же был единственным ребенком у нее, отца не было. Получается, он тоже был своего рода лидером? То есть его также слушались? Поймите, там по возрастам было. Мой возраст его не слушался, а его возраст и младше слушались. Надо было себя показывать, иметь сильный характер духа, плюс «физуха» нужна. У Скрябы не было ни твердости духа, ни «физухи».
Он был гибкой и хитрой мразью. Но он тоже был младше меня. К Скрябе я всегда негативно относился, всегда чувствовал, что в нем есть что-то гнилое. Я всегда занимался в секциях. Начинал в самом лучшем в то время борцовском обществе на стадионе «Динамо». Потом, когда переехал на «Теплоконтроль», стал ходить к одному из лучших тренеров — Ильдару Калимуллину, царство ему небесное. Оттуда все навыки пошли. А не из каких-то дурацких «качалок».
Совдеповское вранье, что мы занимались с утюгами и батареями. Это просто идиотизм! Не одна! Да, все в подвалах, делали сами. Пишут, что якобы я куда-то пришел и что-то организовал. Это Скряба пришел, а не я. Домоуправление помогло создать «тренажерку» в доме, где он жил. Но тогда было много спортзалов, я в любой мог прийти.
Кто бы мне отказал? Все были только рады. Даже сейчас ко мне приходят хорошие ребята и просят, чтобы я им помог в некоторых навыках. У меня вон и перчатки лежат, я им прямо тут преподаю. А то был же набег на Ново-Татарскую слободу… — Все знают, что если бы я был, то этого не случилось бы. Джавду только я мог остановить. Он был дерзкий. Он вперед меня сел и вперед меня вышел.
Он был на «химии» в Казани, а я — в Нижнекамске. Они как раз толпой избили Манты. Ручонки тоненькие, сам ни на что не способен, поэтому брал с собой двухметровых кабанов — Рябчика, Нияза — бестолковых болванов. Лимон им ботинки чистил. И вот они толпой избивали всех подряд. Так что со Степина все началось, все эти избиения, нападения на бывших друзей. Когда Скряба ударил Манты, Джавды не было. Они «зацепились» в ресторане на Кольце.
Они пришли толпой туда, Манты вышел. Раньше ведь все знали друг друга, в хороших отношениях были. А Скряба ударил Манты сзади, тот вырубился, тогда они толпой его отпинали. Я как раз вышел на «химию», и меня встретил Гусманчик — родной братишка Ринатки Манты. Рассказал, что того сильно избили, дома лежит и не шевелится. Мы приехали с ним к Ринатке. Тот говорит, что избили ни за что. Я говорю: «Ринат, ты сам посуди.
Мы были близкими друзьями. И сейчас я не могу права качать, потому что они меня не забывали, добро мне делали. А ты даже ни разу не подошел к зоне. Я могу накрыть поляну за свой счет и попытаться все свести на мировую. Как я могу им сейчас качать? При мне до 1974 года никаких массовых драк не было, они были только с БКД. С Ринатом Манты мы были друзьями. Манты зашел в бар, увидел их и вышел.
Они втроем за ним выскочили и начали его бить, пинать. А он им говорит: «Вы что делаете? Я туберкулезник. Вы же меня убьете». А Скряба ему отвечает: «А мы и хотим тебя убить». После этого избиения Манты умер. Я же с 1974 года в Казани не живу. Но знаю, что до сих пор «сходняки» собираются, звонят, фотографии отправляют.
Я ее хорошо знал, она работала секретаршей у Пашки Спирина. А с Пашкой я был в хороших отношениях. Он был директором — на Баумана был в то время универмаг большой. Через него цветы там покупал, любимой женщине шубу, сколько она там стоила — 250 рублей в то время. Он по своей цене продавал, на мне не накручивал. Это было время дефицита, я через него любой дефицит мог достать. И эта Сонька у него работала, я все время туда приходил, она в приемной сидела. Его жена Тамара тогда только родила.
Смотрю, Сонька Зарипова. Посидели с ней и пошли домой к Валерке с Тамарой. Сонька понимала, зачем идет, никто насильно ее не тащил. Тамара нам постелила. Она даже может все это подтвердить. В общем, переночевали с Сонькой, никакого насилия и извращения не было. Просто секс, как у нормальных людей. Видимо, Даньшин сдал ее… Не знаю.
Короче, до мусоров дошло, что мы с Сонькой сексом занимались. Ее вызвал негодяй Баранов, а Сонька тогда оканчивала пятый курс института, могла дальше продвигаться, тем более у нее были хорошие отношения с Пашкой. А ей Баранов говорит: «В общем, если ты не дашь показания на него, что он тебя изнасиловал, мы тебе дадим такую характеристику, что тебя даже на работу туалеты мыть не возьмут. В общем-то, ничего хорошего тебя не ожидает». И эта Сонька письменные показания дала, что якобы я ее изнасиловал, чтобы от Баранова отвязаться. А на суде она сказала, что секс был, но по согласию. Причем ни Валерку, ни Тамарку никто не допрашивал. Какой смысл?
А она при чем тут? Ее заставили это сделать. К ней потом ребята подошли, она расплакалась и все это рассказала, что я тебе сейчас говорю. Я ее вообще не насиловал. Все дела были сфабрикованы! Внаглую тогда мусора Казани пытали и до смерти забивали! Мы там жили и все это видели, так было в Татарстане. Когда Владислава Баранова убит в 1996 году — прим.
Тогда они приехали ко мне в Дедовск. В итоге я год под следствием отсидел. Если бы в Казани был, то 100 процентов срок бы дали. А здесь, хотя татарин судил, все строго по закону, отпустили из-за недоказанности. Тогда мой сын Сашка поехал холодильник покупать, ворота были открыты, казанские мусора этим воспользовались и залетели, без понятых и всего остального начали шмон. Дома нашли много оружия. На суд ко мне мусора приехали всей толпой. Судья зачитывает, что нашли в комнатах.
Спрашивает: «Кто в этих комнатах жил? Рабочие там жили, прислуга, гости останавливались». Зачитывает дальше, что в такой-то комнате сняли куртку, а под ней в кобуре пистолет, патроны и прочее. Нашли у меня сумки с оружием, а я судье говорю: «Они приехали и подбросили сами эти стволы. Понятых не было, беззаконие, как они привыкли это делать». Встает один из них и говорит: «Зачем нам подбрасывать сумки с оружием? Нам достаточно горсть патронов ему кинуть в карман. Зачем нам эти сумки с оружием везти из Казани?
Этот оборотень в погонах же с «Жилкой» работал. Как думаете, по какой причине? Карцер, штрафной изолятор, БУР — и дальше поехал. По всей стране возили, долго не задерживался нигде. И знаете, чем это плохо? Наплевать, кто ты был где-то и когда-то, мало ли кто там что-то о тебе говорит. Ты приходишь в новую зону, и все надо начинать сначала. Ты должен сначала показать, кто ты есть.
Какой ты герой был или какой картежник был хороший, никого не волнует. Покажи здесь, как ты играешь и кто ты есть на самом деле. Приходится снова все начинать сначала. А утверждаться сначала всегда сложно. Считали, что плохо влияю на окружающих. Вы сами уже поняли, какое у меня мировоззрение. Я всегда плохо относился к любой власти. Вот вы спросили, почему меня возили по зонам.
Там раз в неделю шло политзанятие, начальник нес всякую чушь про то, какая советская власть хорошая и какие мы плохие. Я не мог спокойно сидеть, постоянно вставлял пару слов. Все начинали смеяться. Это дело возили со мной по всем зонам, оно все в полосах: склонен к нападениям на конвой, крайне опасен, антисоветчик — все что можно туда записали. Так вот, «отрядник» вызывает меня и говорит: «Тебе не надоело, что я тебя ларька лишаю? Давай договоримся: ты молчишь на занятиях, а я перестаю тебя штрафовать». На следующее занятие прихожу с журналом. Этот идиот просит его убрать.
Я его убрал, но уже волей-неволей этот коммунистический бред лезет в уши. Я не смог… — И где вы побывали? Был в Сибири, на Урале, в Коми. Если бы не получалось, то целая толпа не приехала бы и не ждала меня целый день. Меня не было в гражданской жизни 15 лет, а они меня помнили. Очень много народа приехало встречать. Автобус «Икарус» был и много легковых машин. Давно уже не был, нет теперь желания» Фото: Владимир Зотов «Передай отцу, что если приедет в Казань, то сразу закроем» — Кем были те, кто приехал вас встречать?
Те, с кем сидели? В честь его отца названа улица в Татарстане. Он умер, поэтому я так спокойно о нем говорю. Я называю имена только тех, кому уже не смогу навредить. Алексей Барбариуш тоже встречал, он был близким другом Ахунова, его тоже уже нет в живых. Он был крупным бизнесменом, у него имелась крупная ювелирная фирма. Он мне крестик с бриллиантом подарил. И таких подарков много было.
А когда ехали, меня рвать начало прямо в автобусе. Я думаю, может, это с непривычки растрясло? Пересел в Mercedes — и там рвет. Думаю, может, не привык к чему-то? Приехали в ресторан на Цветном бульваре — ничего не ел, рвет в ресторане. Потом поехали в ночной клуб, и там та же история. Вызвали скорую помощь, меня увезли в больницу. У меня VIP-палата была, один лежал, телевизор, телефон — все у меня было.
Из ресторана мне кушать приносили всегда. А мне врач еще сказал: «У тебя камни в почках, надо пить как можно больше и лучше всего пиво» смеется. Пиво ящиками мне привозили. Короче, нормально в этой больнице жил. Только перед Новым годом оттуда вышел. Приехали «Павлюхинские», братья Каюмовы, и говорят: «Поехали в Казань». Я согласился. Вышел всех проводить до лифта.
А Игорь говорит: «Не-не, пойдем, на улицу нас проводи». Я говорю: «Да там холодно, че я пойду провожать на улицу? А я знаю его, хвальбишку! Думаю, чем-то хочет похвалиться. Любопытство заело. Спускаемся вниз, подходим, он на кнопку нажимает, там кабриолет «Мерс» 500-й и без номеров еще стоит. Раз — нажал, и открылся этот кабриолет. Он мне говорит: «Смотри».
Документы достает и мне дает: «Читай». Я читаю: за 120 тысяч долларов купил этот Mercedes. Думаю: если этот обормот на такой машине, я-то на чем должен ездить? Когда мы сидели в БУРе, я тебе клянусь, ни одной партии у меня не мог ни во что выиграть. Я всегда очень хорошо играл, всегда, с детства. Я в зону приходил, меня спрашивают: «Играешь? В общем, многие лезли проверить, как я играю. Я сидел с мастером спорта, он тоже под следствием был.
Да, он получше меня играл. Я у него выигрывал, но намного реже, чем он у меня. Но мы играли с ним без интереса. И он отметил: «Ты занимался шахматами?
Это уже выработалось как безусловный рефлекс. Я, наоборот, противился понятиям — у меня была панк-идеология. К примеру, меня не устраивало принятое в среде пацанов патриархальное отношение к сексу — запрет делать девушкам кунилингус. Ну это как вообще? Моя жена меня не поймет, если я такое заявлю. Вечеринка в ресторане «Акчарлак». Казань, 1993 год Последствия «казанского феномена» и романтизация ОПГ Как-то общался с подписчиком своей группы про творчество и сказал ему, что, похоже, в Казани эта ниша процветает, а он ответил: «Ну нет, у нас даже хипстеры все такие аккуратненькие и собранные». Имеется в виду, что в Москве и Питере они на расслабоне, а казанские, наоборот, подтянутые — внешний вид, стиль одежды и вообще, в целом. Даже во время моей лекции про ОПГ в Казани во время обсуждения кто-то из ребят сказал фразу «пояснить за шмот» — откуда у хипстеров в голове такие слова? Это, конечно, субкультурная вещь: панки, металлисты, хиппи и эмо тоже должны пояснять за шмот. Но все равно здесь, в столице Татарстана, есть осторожность, она чувствуется. Куда бы ты ни пошел — везде найдешь бывшего группировщика. Отголосок того времени ощущается в менталитете: к примеру, ездил по делам в такси, а водитель был такой борзоватый, говорил, что всегда прав не клиент, а тот, кто за рулем. Случай рассказывал, как он «наезжал» на девушек из-за непристегнутого ремня. Мне кажется, водитель такси в Москве или Питере не стал бы так себя вести. Но это то, что мне бросилось в глаза в первое время после приезда, нужно пристальнее вглядеться. А вот насчет футболок с названиями группировок имеется в виду бренд «Сухая река» дизайнера из Казани Анастасии Ярушкиной, — прим. Enter я не могу сложить однозначного мнения. Они мне очень нравятся визуально. Шрифты делала моя старая казанская приятельница и они выглядят идеально. Когда мои московские товарищи, которые не знают контекста этих слов, увидели футболки, то сказали, что названия классные. Я могу носить эту одежду в Москве, а вот надеть ее в Казани — совсем другое дело. В любом случае, я против романтизации тех лет. Подростки, увлеченные темой криминала, будут всегда. Государство существует нормально, если их процент таков, что они чувствую себя маргиналами. Опасно, когда они превращаются в основную силу: у тебя проблемы, а ты предпочитаешь идти не в полицию, а к авторитетам на улице. Как раз это происходило в Казани в 80-х. И к движению «АУЕ» я тоже не могу серьезно относиться — опасность существует, но не превышает норму. В конце концов, уличные пацаны всегда противостояли блатным. Модель Инна Переведенцева по прозвищу «Челюсть» в ресторане «Акчарлак» Радикальный ислам и государство в роли ОПГ Не думаю, что классические группировки вернутся в том виде, в каком существовали тогда. Если что-то подобное случится, то примет другую форму. Например, меня тревожит проникновение в Татарстан радикальных видов ислама. В Москве меня спрашивают, как обстоят дела с национализмом в Казани, я отвечаю, что когда уезжал, все было хорошо. А теперь задаю вопросы сестренке из республики, и она говорит, что татарский национализм и радикальный ислам немного поднимают голову, начинает появляться и в организованной преступности. Если раньше зоны делились на черные и красные, где в одних существовали по блатным законам, а в других верховодили администраторы, то сейчас появились тюрьмы, в которых исламисты «держат шишку». Это какая-то еще не изученная новая сила, к ней нужно присмотреться. Но мне по-прежнему нравится в Казани, есть ощущение безопасности, а не как в 80-90-х — идешь по улице нарядный и обязательно с кем-нибудь конфликт случается. Сейчас такого нет. В настоящее время у государства есть контролирующие силовые структуры. Если тебе нужна «крыша», то сейчас самая надежная — ментовская и ФСБ-шная. Сейчас гораздо опаснее быть активистом, и меня такая тенденция тревожит. Причем касается она не только Казани, а страны в целом. Вебер немецкий социолог, — прим. Enter писал, что государство предоставляет услугу «обеспечения безопасности граждан» в обмен на налоги. А что такое ОПГ и рэкет? Защита в обмен на ренту. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно — легитимный монополист насилия. Почему разворачивается яростная борьба с группировками? Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно — только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось.