«Маскарад» – это место вечной праздности и торжества лицемерия, где разворачивается основной конфликт пьесы и происходят все самые значимые события. В афише Театра имени Вахтангова снова может появиться лермонтовский "Маскарад".
Вахтанговский маскарад
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Лермонтов Маскарад — это театр характеров, интриг, флирта, жарких признаний и опасных откровений. Шуты, циники, мистификаторы, клоуны, лицедеи, романтические герои проходят чередой, «не ведая стыда», защищенные неузнанностью. Здесь убивают словом, сплетней, чтобы потом, сняв маску, пролить «горькие слезы сострадания».
Маскарад — это сон, смысл которого открывается с последним аккордом вальса. Тем, кому посчастливилось увидеть несколько лет тому назад «Маскарад» Р. Туминаса в Вильнюсском Малом театре не стоит проводить сравнения с вахтанговским спектаклем.
Пустое это дело, ибо он не копия, а авторское повторение. Замысел режиссера преломился в актерских индивидуальностях вахтанговцев, а они потому индивидуальности, что у каждого свой голос. Туминаса — шоу клоунов, трагифарс, печальная комедия Дель Арте, опрокинутая в наши дни, закружившаяся под звуки вальса А.
Особенно запоминающимся является в спектакле персонаж, которого даже нет в лермонтовском тексте, - это некто «человек-зима», как он назван в аннотации к спектаклю, а на самом деле городской нищий, сумасшедший, слуга, причем и Арбенина, и Звездича. Этот персонаж катает снежный ком проблем, именно он одновременно снимает напряженность пьесы и нагнетает ее. Символический смысл некоторых сцен был ясен даже неискушенному зрителю.
Например, в первом действии Арбенин встает на постамент, и в этот момент сцена освещается красным светом, так что сам постамент, а также Арбенин и все вокруг залито красным, а постамент, как в этот момент совершенно точно я осознала, - не что иное, как надгробие Нины. Таким образом уже в первом действии зрителя готовят к трагедии, которая развернется перед ними. Или, например, снежный ком, который как сквозной образ проходит через весь спектакль. В первых сценах это небольшой комок, который умещается на ладони, однако постепенно, по мере течения действия он становится все больше, так что к концу вырастает в огромный снежный ком больше роста человека. И так ширится, растет и развивается конфликт, который, возникнув почти из ничего: из рассеянности Нины, потерявшей браслет, из буйной ревности Арбенина, из молодеческой прыти Звездича, - подхваченный множеством других участников, нарастает в буквальном смысле подобно снежному кому. Однако смысл некоторых сцен для меня остался загадкой, как я ни старалась проникнуть в намерения режиссера.
Русская жизнь по Туминасу — это бесконечное шоу. Все виды массовых зрелищ, от ярмарки до хоккея, идут в ход. Телевидение тоже не забыто: молодой Леонид Бичевин в роли Звездича лихо отыгрывает сходство с вечно улыбчивым Максимом Галкиным. Но и хоккеист в майке Vakhtangov 13, и пародийные эстрадные вкрапления — все это производные.
Основное же в вахтанговском «Маскараде» взято не в телевизоре, а в цирке. Сцена у Туминаса представляет собой ледовую арену. Здесь все, чему положено быть на манеже: коверный клоун — слуга Арбенина Олег Лопухов ; реквизит, который можно топить, крошить, вытаскивать из воды; лестницы в никуда, хитро спрятанные за задником; минимум декораций. В первом действии на сцене только античная статуя, тоже, кажется, пришедшая сюда не из Летнего сада, а из номера Юрия Никулина — для полноты сходства в эту статую, точно как в никулинской сценке, потом превратится Нина.
Когда в 1990-е годы режиссер задумывал свое ледовое шоу, вряд ли он рассчитывал, что телевидение последует за ним так буквально. Туминасу, во всяком случае, этот каток на сцене нужен, чтобы ввести в спектакль трагическую ноту, резонирующую с историей Арбенина и Нины. Конспект их отношений — нежность, подозрительность, ревность, предательство — уже переведен Хачатуряном в музыку, Туминасу остается только сочинить для спектакля графический аналог великого вальса — русский снег. Понятно, что из него станут лепить снежки, понятно, что к финалу они превратятся в огромный ком, который раздавит Арбенина, — образ хоть и зрелищный, и верный цирковой природе, но совсем не лермонтовский.
У классика судьба не фатум, не слепой рок, а случай, одному подбрасывающий счастливую карту, другого застающий на балу с чужим потерянным браслетом, и ждет она не марионеток, а игроков, равных партнеров в поединке. Римас Туминас так многое умеет переводить в пластические метафоры, что текст сам по себе ему уже мало интересен. Все арбенинское самокопание, вся рефлексия лишнего человека уместились в одной сцене, где сброд нищих картежников буквально расчленяет, разрывает на части пианино — именно так, как ослепленный ревностью Арбенин уничтожает самого себя. Ничего удивительного, что самое неважное происходит здесь, когда главные герои остаются вдвоем.
Игорь Верник и Маруся Фомина сыграют «Маскарад с закрытыми глазами» в МХТ
На заданную цель работает все — экран, движущиеся кулисы-декорации, яркие, богатые и одновременно строгие костюмы, в которых переплетаются элементы лермонтовской эпохи и сегодняшнего дня. И этим, очень даже заметным штрихом, перебрасывается мостик между, казалось бы, несовместимыми эпохами. Восхищаюсь этой редкой способностью Изабеллы Каргиновой в абсолютно режиссерском спектакле, когда четко читается строгость прописанных мизансцен и действий персонажей, позволять актерам оставаться свободными в сотворчестве. Отсюда яркие образы, естественная органика ансамблевых сцен, когда и «массовку» отличают «ее лица необщим выраженьем», позволяя ей быть полноценным автором, а не неким фоном для главных персонажей.
И ведь задействованы в ней артисты, блестяще играющие свои главные роли в других постановках! Но не в полноги, а во всю широту дыхания работают они, позволяя нам видеть неповторимую индивидуальность каждого. Именно поэтому так хорош Арбенин у абсолютно разных по исполнительской манере Роберта Кисиева и Станислава Кибилова.
Для написавшего «Маскарад» в двадцать один год Лермонтова пьеса стала практически манифестом, а в главного героя он вкладывал свои боль, сарказм, желчь, презрение к собственному обществу и смертельную тоску, в которой уже было предчувствие скорой гибели. Арбенин не стар, но в каждом его слове как будто груз многих десятилетий горького опыта. И не таким уж злодеем воспринимаешь его, когда вдруг сравнишь со Шприхом в исполнении Романа Беляева и Никиты Верзилина.
Всегда удивлялся их способности убеждать зрителя, что какую бы роль они ни играли, именно эта роль и является главной. В этом спектакле для каждой роли нужен яркий актер, иначе не получится яркого образа — не получится и спектакля. Всегда восхищался Натальей Серегиной.
Это потом она жена Владимира Уварова , но прежде всего талантливейшая актриса. Есть в нашем театре актеры, которых для себя я определяю как Мастер. Она из их числа.
Баронесса Штраль — это мораль и суть столь презираемого Арбениным общества. По циничному жизненному опыту ей так же много лет, как и Арбенину. И людей она читает не хуже его.
Бесхарактерный, безнравственный, безбожный, Самолюбивый, злой, но слабый человек…» Это она о князе Звездиче.
Здесь вся палитра чувств: любовь, ревность, презрение, жестокость, интриги. И всё же классические роли снова и снова открывают новые грани. Впервые пьесу «Маскарад» показали в ноябре прошлого года — к юбилею театра. Это уже третий, премьерный спектакль. Как всегда в зале аншлаг и восторженные отклики зрителей.
Шуты, циники, мистификаторы, клоуны, лицедеи, романтические герои проходят чередой, «не ведая стыда», защищенные неузнанностью. Здесь убивают словом, сплетней, чтобы потом, сняв маску, пролить «горькие слезы сострадания». Какое пленительное и коварное сообщество! Бездумно начатая интрига обрастает подробностями, домыслами и катится, как снежный ком, на жертву и искусителя.
Например, в первом действии Арбенин встает на постамент, и в этот момент сцена освещается красным светом, так что сам постамент, а также Арбенин и все вокруг залито красным, а постамент, как в этот момент совершенно точно я осознала, - не что иное, как надгробие Нины. Таким образом уже в первом действии зрителя готовят к трагедии, которая развернется перед ними. Или, например, снежный ком, который как сквозной образ проходит через весь спектакль. В первых сценах это небольшой комок, который умещается на ладони, однако постепенно, по мере течения действия он становится все больше, так что к концу вырастает в огромный снежный ком больше роста человека. И так ширится, растет и развивается конфликт, который, возникнув почти из ничего: из рассеянности Нины, потерявшей браслет, из буйной ревности Арбенина, из молодеческой прыти Звездича, - подхваченный множеством других участников, нарастает в буквальном смысле подобно снежному кому. Однако смысл некоторых сцен для меня остался загадкой, как я ни старалась проникнуть в намерения режиссера. Таковы сцены с разбором рояля, когда на глазах изумленного зрителя происходит зверский демонтаж музыкального инструмента, вывезенного на сцену во втором действии, или огромная рыба, неоднократно появляющаяся на протяжении действия. Исполненная желания разгадать загадку режиссера, я решила почитать, что пишут другие про эти непонятные для меня места спектакля. Почитала и пришла к выводу, что, как и я, никто ничего не понял.
Портал правительства Москвы
Театр»: Дмитрий Трубочкин и Алла Шевелёва о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», телеканал «Культура», 11.01.2024. «Маскарад» по Лермонтову (режиссер – Римас Туминас) и «Медею» Жана Ануя (режиссер - Михаил Цитриняк). Художником-постановщиком выступила Анастасия Глебова, главный художник Театра Армии, создавшая не один запоминающийся спектакль в соавторстве с Ниной Чусовой. В Академическом русском театре им. Евгения Вахтангова прошла премьера спектакля «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова.
Спектакль Маскарад в театре Вахтангова, актерский состав
В США начинаются гастроли театра имени Вахтангова. В Театр Вахтангова спустя семь десятилетий возвращается «Маскарад». Драма «Маскарад» открыла сезон в Академическом русском театре имени Вахтангова в столице Северной Осетии. Спектакль «Маскарад» в Театре им. Вахтангова. Художником-постановщиком выступила Анастасия Глебова, главный художник Театра Армии, создавшая не один запоминающийся спектакль в соавторстве с Ниной Чусовой. его первая роль в театре Вахтангова, достойная того, что он уже сделал в кино.
Взгляд из бельэтажа на «Маскарад» в Малом театре
На сцене популярного московского Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова состоится показ постановки «Маскарад». Затем, вступив в должность художественного руководителя Вахтанговского театра, Туминас сделал московскую версию этого спектакля, премьера которого состоялась в 2010 году. 16+В Московском театре имени Евгения Вахтангова показывают пьесу Лермонтова «Маскарад». Спектакль поставил советский и литовский театральный режиссер, лауреат Национальной премии Литвы по.