Великий Понедельник приходится в 2024 г на 29 апреля. На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого Поста, митрополит Омский и Таврический Дионисий совершил Великое повечерие с чтением канона. Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива (кутьи). В канун Родительской субботы 4-й седмицы Великого поста отслужен Парастас.
В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Великий понедельник – первый день Страстной седмицы и первый из семи самых важных дней в году в жизни христианина. Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста.
Седмица 2-я Великого поста 2024 года: что можно делать
- Понедельник первой седмицы Великого поста | 18.03.2024 | Московский Данилов монастырь
- Понедельник первой седмицы Великого Поста /
- Службы Великого поста в 2024 году - Православный журнал «Фома»
- Полиелейные праздники в дни Великого Поста - Лекции по литургике (Религиоведение)
- Календарь Великого поста 2024
- Седмица первая Великого поста | PravLife
Календарь Великого поста: первая седмица — 7 марта -13 марта
Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Это – первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. Автор: протоиерей Димитрий Смирнов Великопостные службы таковы, что хочется, чтобы они продолжались и продолжались, и только телесные немощи понуждают нас оставлять их или несколько сокращать, приспособляясь к нуждам нашего большого города.
Триодь Постная. Понедельник 1-ой седмицы. Утреня.
Первый понедельник святаго поста. Вечером 7 марта 2022 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропиги. Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024.
В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
И вот надо оглянуться на себя и посмотреть: возможно, я с такой вот формальной точки зрения христианин, и сам себя подгоняю, но сердце-то мое все равно прикипело. Я беру, что-то уступил, и только думаю: эх, а как хорошо тому, кто вот без заповеди Христовой живет, он не уступил, себе там чего-то там заработал. Или думаешь: ой, я так попостился, я такой молодец. И думаешь: ой, как везет тем, кто не постится, вот они сейчас поели все, что хотели. И в итоге сердце внутри, оно тянет нас в другую сторону. То есть слова и дела, слава Тебе, Господи, нам пока еще, где мы усилия прилагаем, ведут нас ко Христу. А сердце вот, где? Оно уходит в другую сторону, потому что сокровище его осталось здесь, на земле. Именно поэтому наша задача не только себя пересиливать и бороться между внутренним таким и внешним человеком, а достичь вот того настоящего святоотеческого целомудрия. Целомудрия не в узком смысле слова, в плане какой-то нравственности отношений между полами, а именно целомудрия как Господь сказал: будьте едины, как Я с Отцем.
То есть цельность человеческой природы, то что у тебя и сердце тоже на это направлено. То что ты думаешь: а как вот, однако, стоит вопрос следующий, как же поступить, когда об этом и думать-то неохота. Вот здесь нам полезно лишний раз открыть Евангелие и прочесть. Хотя, возможно, слова евангельские у нас уже отлетают от зубов, нас посреди ночи разбудишь, а мы процитируем Евангелие с любого места. Ну а зачастую и не процитируем. Но даже если какие-то места, для тебя они очевидны, ты их сто раз читал, сто раз слышал проповеди, передачи по ним, все равно имеет смысл открывать, вчитываться, вдумываться, сравнивать с какой-то своей жизненной ситуацией сейчас, укрепляться ими. И тогда вот, свое сердце посвятив тоже сокровищу небесному, слову Божиему, сошедшему с небес вместе с Самим Богом, Который воплотился и принял нашу человеческую природу, тогда нам будет легче, тогда мы сможем преодолеть вот ту постоянную внутреннюю борьбу. Борисова — Напоминаю, вы слушаете программу «Седмица». И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели.
Итак, первая неделя Великого поста, первый день, который называется «чистый понедельник». Причем название это хоть и неканоническое, но вполне оправданное, даже исходя из ветхозаветных чтений, которые положены на этот день. Это 1-я глава Книги пророка Исаии и слова: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Вот с этих слов, с этого камертона, начинается наше вхождение в Великий пост. А дальше — дальше, я думаю, большинству из наших радиослушателей известно, что первые четыре дня первой недели Великого поста, они посвящены Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского. Вот давайте поговорим о том, что это за канон, и почему так важно для Церкви, чтобы целые четыре дня подряд мы погружались в этот текст. Иерей Стахий — Большое спасибо, что вы сделали акцент на чтении из пророка Исаии.
Тоже я вот в голове не держал, что именно с этих слов начинаются, по сути, богослужебные чтения Священного Писания на всем протяжении Великого поста. А они очень созвучны с тем самым настроем покаянным, который должен человек получить. Вот Великий покаянный канон, он, по сути, этот настрой помогает как-то стяжать. Однако одно дело — настрой, а другое дело — реализация. А у нас проблема, особенно проблемы в Русской Православной Церкви, где, увы, люди только учатся причащаться почаще, а при этом привыкли, что обязательно перед причастием перед каждым надо поисповедоваться. Даже если у тебя нет никакой перемены души, просто формально что-то там перечислить. Вот здесь мы видим условия, которые говорит не пророк Исаия, а говорит Сам Господь, говорит: вот подходите, разберемся и, действительно, ваши грехи Я очищу, убелю, и будет все у вас хорошо, — то есть Господь обещает пророчески, это Ветхий Завет, еще этого не происходит. Но вот мы живем в Новом Завете, и мы можем это получить — абсолютное прощение, абсолютное избавление от греха. Но перед этим очень важное условие: взять надо, от этого греха отстраниться; взять, этот грех победить; взять, начать делать добрые дела — и только тогда идешь на исповедь.
Если ты идешь на исповедь, а ты не меняешься, то можешь не надеяться на то, что тебя Господь рассудит и тебя обелит, очистит, твои грехи сделает как небывшие. Даже если ты будешь подходить на исповедь хоть каждый день, даже если ты будешь копаться и длинные списки писать, все равно ты будешь в духовном тупике. Хотя он разрешается еще словами пророка Исаии за семьсот лет до пришествия Христа. Кстати, это лишний повод нам, вот мы порой не ценим, что у нас есть. Мы, люди Нового Завета, мы живем в таинствах Церкви, мы можем спокойно сейчас, тем более в условиях, когда нет гонений, прийти в храм, причаститься. И как-то вот то, что Ветхий Завет, ветхозаветные люди страдали, готовили это пришествие Христа, как-то уже нами забывается. И как если ты пришел в какую-то компанию, попал только на середину разговора, и ты пытаешься к нему подключиться и что-то сказать, а какие-то вещи уже давно обсудили, а какие-то вещи не только обсудили, но и поняли, что они ошибочные или какие-то решения уже даже реализовали в жизни, разобрались, что они не дают эффекта. А ты пытаешься, и ты искренне, от чистого сердца, ты пытаешься включиться во все это, что-то сделать, как-то помочь, но не получается. Вот поэтому тоже, дорогие друзья, как раз Ветхий Завет, который мы читаем Великим постом, а действительно мы призваны его читать.
Недаром новозаветные евангельские и апостольские чтения в дни, собственно, Великого поста, то есть в будние дни Великого поста суббота и воскресенье — это некое исключение из правил , на него надо обращать внимание, тогда мы сможем найти настоящий покаянный настой, который будет не формальный, не ради галочки, а который будет все-таки связан с действительным изменением жизни. То, что у нас на Руси «чистый понедельник» назывался «чистым» и, как мы знаем, там порядок наводили — вспоминаем Шмелева, его описание, то тоже вот мы говорили о том, что как правильно, чтобы сердце было направлено ко Христу, а не только снаружи к Нему стремиться. Но можно и сердцу в обратную сторону тоже помогать. Если уже сердце пока далеко от Христа, ну начни там хотя бы действительно порядок дома наведи, как-то приберись, как-то вот сделай вещи формальные и, может, и сердцу будет легче стартовать. Дальше мы видим Великий покаянный канон, и видим мы вещь, которая ну совершенно неуставная. Точнее вещь, которая, как и весь устав, живет и меняется. Порой можно встретить богословски неграмотных людей, которые тем не менее обладают некоторым рвением, и они начинают говорить: ой, это там по уставу, не по уставу. Ну только человек, конечно, у которого есть богословская подготовка, просто посмеется, а люди, далекие от богословского образования, могут даже смутиться и за такими людьми повестись. В частности, надо помнить: в первые четыре дня Великий покаянный канон уставом не положено читать, он читается ровно в середине Великого поста.
Это уже ты прошел половину Великого поста, осмыслил свою жизнь, и потом, на такой специальной службе, Стояние Марии Египетской, в среду, ровно так середина Великого поста... Борисова — Пятая неделя. Иерей Стахий — Пятая неделя, то есть даже больше половины, ну с учетом еще Страстной седмицы, тоже некоторое уравновешение. Откуда же это берется на первой неделе? А как раз потому, что устав, как вот Господь говорил даже про весь Ветхий Завет, Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы, — так и устав для человека, а не человек для устава — устав меняется. И вот то, что перемены происходят на наших глазах, причем не во всей Церкви, а например, только в традиции Русской Православной Церкви. Да, у меня есть друзья, которые служат в других Поместных Церквях, они Великим постом пришли с утра, послушали Ветхий Завет на службе, кстати, тоже поэтому они не пропускают вот эти важные слова пророка Исаии, а вечером уже обычная коротенькая служба, вечерня, на которую мало кто выбирается. А почему все-таки взяли и вот так, можно сказать, поперек устава, Великий покаянный канон на эти первые четыре дня поставили? Потому что, увы, когда мы живем не в ритме такой религиозной жизни, а живем в мире в суетном, чтобы нам немножко вынырнуть из этой суеты, когда мы вечером прибегаем с работы и опускаемся за компьютер или плюхаемся там на диване перед телевизором — ну то есть вот мы вроде у нас есть время выйти из суеты, а мы все равно не выходим, Церковь дает нам некоторую поддержку, опору: ты можешь найти вот такой оазис — прийти в храм, забежать после работы в храм рядом с работой или доехать в храм рядом с домом и заглянуть.
И да, это тяжелее — да, ты после работы не отдыхаешь, да, ты отдыхаешь меньше, если ты там на кусочек, канон послушал, но на повечерие с поклонами не остался, нет сил уже, там надо на завтрашний день какой-то запас их получить, восстановить. Но уже то, что ты пришел, и вот этот Великий покаянный канон, ему сердцем внимаешь, это дает тебе возможность из суеты вынырнуть и на покаянный настрой — не на перечисление грехов, чтобы прийти на первой неделе поста батюшку сразить своим длинным списком, а именно на изменение жизни, вот на это силы от Господа получить. Борисова — Протопресвитер Александр Шмеман обращал внимание еще на то, что многие современные люди считают, что переизбыточность библейских образов в каноне, она, в общем, архаична. Он говорит, что совсем нет. Просто цель Великого канона — вернуть человеку понятие греха в его библейском и евангельском смысле. Потому что то, что мы сейчас считаем грехом, зачастую и не грех вовсе, а так, какие-то мелкие слабости. А вот то трагическое, что отвергает человек, согрешая, как он себя самого отводит от любви Божией, можно прочувствовать, только если вернуть вот это ощущение, с которым переживали ветхозаветные праведники свое отторжение от Бога. Иерей Стахий — Если мы посмотрим на круг общения, вот смотришь круг общения и, если в него входит человек, который не знает какую-то предысторию — как вы вместе там в студенческие годы учились со своими друзьями, какие вы шутки шутили, не понимает какого-то контекста происходящих событий, или человек оказался за рубежом, идеально язык выучил, а не понимает фразеологизмов, не понимает, чему люди смеются, отчего люди плачут, переживают, потому что нет контекста. Точно также и без этих библейских образов христианин находится вне контекста.
Он вроде, правда, стремится быть христианином, но еще не все понял.
Таким образом посетить это удивительное богослужение могут те, кто утром занят на работе или учебе. Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива кутьи. Мучеников Севастиана и Христодула, близких к святой мученице Фотине самарянке, разговаривавшей со Христом у колодца и уверовавшей.
Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц. Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке.
Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом вареной крупой с медом , приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св. Иоанна Златоуста.
Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Вечером совершается всенощное бдение накануне воскресного дня. Дни памяти: Великомученика Феодора Тирона. Празднование Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи перенесено со среды, 9 марта.
Преподобного Прокопия Декаполита, вместе со своим сподвижником св.
Это богослужение особо важно для духовного молитвенного настроя православного человека, ведь именно канон святителя Андрея пронизан духом покаяния и являет собой воззвание согрешившего человека к Богу о прощении грехов. В субботу и воскресенье утром совершаются литургии, на которых можно причаститься святых даров. Накануне этих дней в православных храмах по окончании богослужения совершается исповедь. В субботу вечером при наличии сразу нескольких священников таинство исповеди может совершаться и во время воскресного всенощного бдения. Первая неделя Великого поста заканчивается праздником Торжества православия. В этот день совершается торжественное богослужение литургии святого Василия Великого, после которой в храмах служится особый чин, посвященный празднику.
Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии а также в службах 1-й седмицы. По 3 и 6 песни канона — малая ектения, седальны или кондаки. На 9-й песни — «Честнейшую» После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть» Малая ектения. Светилен Троичный текущего гласа. С окончаниями: 1-й — на каждый день свое, 2-й и 3-й — одни и те же. Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие. Просительная ектения Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова. Слава и ныне — Богородичен Триоди. И обычное окончание утрени на ряду: Чтец — «Благо есть исповедатися Господеви... Трисвятое по Отче наш. По возгласе чтец —тропарь: «В храме стояще славы Твоея...
Подать записку
- Понедельник 1-ой седмицы. Утреня. Службы Великого поста. Триодь постная
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Последние новости
- Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя
- 4-я неделя Великого поста: особенности богослужения и питания
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Александр совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Брянском кафедральном соборе Вечером 27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Брянский и Севский Александр совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в нижнем ярусе Брянского Кафедрального Собора во Имя Святой Троицы. Церковные песнопения исполнил мужской хор кафедрального собора регент - А. В центре храма был установлен аналой, за которым Владыка Александр прочел первую часть покаянного канона. После вечернего богослужения глава Брянской митрополии обратился с проповедью к собравшимся.
Однако в итоге было решено продать Иосифа купцам, следовавшим в Египет, за 20 сребреников — много веков спустя, Иуда, один из ближайших последователей Христа продаст его за 30 серебряных монет. В Египте, попав в служение к начальнику царских телохранителей Потифару, Иосиф заслужил доверие господина. Однако жена Потифара захотела погубить Иосифа — из-за его удивительной красоты женщина пыталась склонить святого к прелюбодеянию, но получила отказ. Тогда она заявила мужу, что Иосиф сам хотел ее осквернить, за что праведника посадили в темницу.
Будучи в заключении, он прославился умением толковать сны — однажды Иосиф предсказал фараону приближение голодных лет и бедствий, за что был освобожден и получил статус главного сановника Египта. Позже Иосиф помог своей семье перебраться из Палестины в Египет. Перед кончиной святой завещал перенести его останки в землю обетованную — это случилось уже при пророке Моисее, за 1496 лет до рождения Иисуса Христа. С Иисусом Иосифа сравнивают не только потому, что его предали близкие люди, как Иуда предал Христа. Иосиф, как и Христос, прославился добротой и готовностью прощать. Также мотив его мнимой гибели и возвращения в семью перекликается с распятием и воскрешением Христа. Помимо этой ветхозаветной истории, в Великий понедельник верующие вспоминают иссушение Христом бесплодной смоковницы — дерево, покрытое богатой листвой, но не приносящие плодов, стало символом лицемерия фарисеев и церковных книжников, против которых выступал Иисус Христос.
Проклятие смоковницы — это метафора борьбы с формальностью служения Богу, когда верующий исполняет внешние ритуалы, но не испытывает подлинного покаяния Что касается богослужений, в понедельник Страстной седмицы начинается Чин мироварения, который происходит только раз в году, на последней неделе Великого поста. Миро — это смесь растительных масел, благовоний и душистых трав, которая активно используется в богослужениях. В первый день миро доводят до кипения, а потом варят на медленном огне, регулярно перемешивая вплоть до Великой среды. Все это время священнослужители читают Евангелие. В Великий четверг, во время Божественной литургии, патриарх освящает миро при открытых Царских вратах. Во время церковной службы верующие как бы находятся в ожидании предначертанных событий. Великий вторник На второй день Страстной недели верующие вспоминают проповеди Христа в Иерусалимском храме и вне его.
Уже тогда первосвященники, слыша, что говорит Иисус, хотели схватить и убить его, но пока не решались открыто нападать, боясь протестов народа, который принял Христа как пророка. Согласно Евангелию, в Великий вторник Христос рассказал ученикам о своем втором пришествии, а также поведал две притчи: о десяти девах и о талантах. Притча о талантах В идейном смысле эта история является продолжением притчи о проклятой смоковнице. Ее основной посыл — каждый человек должен приносить свои «плоды» и приумножать дарованные ему свыше способности через труд и самореализацию. А того, кто не захотел трудиться и взращивать пусть даже небольшое свое дарование, ждут несчастья и бедность. Талант здесь — это прежде всего монета, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Но в переносном смысле его можно трактовать и как дарование, способности.
Притча Христа о талантах В Евангелии от Матфея упоминается история о том, как один богатый человек, отправляясь в другую страну, призвал своих рабов и каждому раздал таланты по силам — одному дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. Получивший пять талантов смог употребить их в дело и заработал еще столько же. Получивший два таланта тоже смог заработать еще два, благодаря дарам от хозяина. А получивший один талант закопал свой дар в землю. Некоторое время спустя господин вернулся и потребовал отчет у своих рабов. Первых двух он похвалил. Третий же прогневал своего хозяина тем, что побоялся потерять свой талант, закопал его в землю и вместо того, чтобы реализовать дар, просто вернул господину его же монету.
Тогда хозяин приказал отобрать талант у раба и выбросить его во тьму. Притча также подробно изложена в Евангелии от Матфея. Свое второе пришествие Иисус описал через ритуал пришествия жениха в дом невесты, которая ждет его, окруженная подругами.
Литургия Преждеосвященных Даров: 1, 3 марта Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной Литургии Преждеосвященные. Совершается во время Великого поста в будни. Литургия св.
Василия Великого: 5 марта Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим.
Собственно, в этом и заключается смысл поста. Мы должны поставить под контроль свои мысли, свои дела, переоценить и переосмыслить то, что совершили, особенно если совершенное угрызает нашу совесть, должны раскаяться в грехе и получить прощение. А какой силой мы получаем прощение? Видимым образом это происходит, когда в конце исповеди священник, накрывая нас епитрахилью, говорит: прощаю и разрешаю тебя от грехов твоих. Но ведь священник своей силой не может избавить никого от греха! Он может только свидетельствовать о том, что Господь благодатию Своею, любовью Своею, снисхождением Своим к нам прощает наши грехи, если мы приносим искреннее покаяние. И это свидетельство священника имеет действительно большую духовную силу. Время Великого поста — это действительно время, когда нужно многое переосмыслить, о многом задуматься, многое подвергнуть беспристрастному суду и, самое главное, вынести из этого внутреннего самоанализа твердую решимость не делать то, что нас оскверняет, что надрывает нашу совесть, что мы сами ясно осознаём и опознаём в себе как грех.
Именно к такой внутренней духовной работе все мы призываемся во время Великого поста. Конечно, можно всем этим и не заниматься. Можно даже и храм формально посещать, как это нередко бывает, или даже формально присутствовать на исповеди, вместе со многими повторять «грешен» или «грешна», а мыслям своими отстоять далеко от того, что происходит, и не вкладывать в эти слова покаянное чувство. Что же тогда происходит? Ничего не происходит! И никакого прощения мы не получаем, потому что по-настоящему не испрашиваем у Господа этого прощения.
Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста
16 апреля, Великий Понедельник, Страстная Седмица Великого поста. В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности). В понедельник первой седмицы Великого поста. Вот и святой пост наступил. На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон.
Как совершается богослужение на первой неделе Великого поста
16 апреля, Великий Понедельник, Страстная Седмица Великого поста. Первая неделя поста стартует в понедельник, 18 марта, и заканчивается в воскресенье, 24 марта. Совершаются в понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмице, а также в среду вечером на пятой седмице Поста.
Как проходит 4 неделя великого поста?
Вопрос «Как относиться к признанию папой Римским учения Дарвина? Богослужения на первой неделе Великого поста совершаются дважды в день — утром и вечером. Утром церковные службы наиболее продолжительны занимают около четырех — пяти часов. Вечером богослужение более кратко , но не менее важно. С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня.
В среду и пятницу после вечерни совершается богослужение литургии Преждеосвященных даров этот вид литургии отправляется в православных храмах только в дни Великого поста.
Собственно говоря, что собой представляет покаяние? Покаяние — это осознание наших грехов, нашей неправды. И когда мы раскаиваемся пред Богом, перед священником, перед крестом и Евангелием, то ведь это и есть отречение от наших грехов, осуждение самих себя. Самая большая ошибка, с которой нередко сталкиваются духовники, — это когда исповедующийся начинает говорить не столько о себе, сколько о других, оправдывая себя. Говорит: вот поссорились мы с тем или другим родственником, с мужем или женой, с родителями мужа или жены, — всякое ведь в жизни бывает, — а после этого начинается самооправдание. Да, поссорились, но я никак не могу жить с этими людьми, мне очень тяжело. И получается, что даже на исповеди мы нередко оправдываем себя, хотя должны чистосердечно самих себя оценить и принести покаяние в своих грехах. Оказывается, это очень непростое дело.
И самое, может быть, опасное, — когда исповедь превращается в формальность. Зачитывает батюшка грехи, а люди повторяют: грешен или грешна, грешен или грешна, — иногда даже в отношении тех грехов, которые никогда не совершали. Мол, читает батюшка, значит надо сознаваться. А сознаваться-то в этом и не надо! Другими словами, подлинная исповедь, подлинное сокрушение о грехах всегда должно происходить и от сердца, и от ума. Не надо раскаиваться в том, в чем не виноват, но нужно непременно раскаяться пред Богом, а если хватит сил, то и перед духовником, перед крестом и Евангелием, в тех грехах, которые реально совершил и даже в тех, которые присутствуют на уровне твоего сознания.
В богослужении участвовала братия обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря. По окончании богослужения митрополит Феогност обратился к собравшимся с проповедью. Краткая справка Душеполезное время святой Четыредесятницы отличается обилием различных умилительных богослужений, призывающих человека к покаянию: глубинному переосмыслению своих мыслей, слов и поступков. Особенно важными для духовной жизни человека являются службы первой седмицы Великого поста, поскольку они не только напоминают о необходимости и пользе покаяния, но и являют молящимся примеры того, как любовь к Богу может изменить человеческую жизнь, отвратить человека от тьмы и сделать его наследником обетований Небесного Отца. О высоких образцах покаянного делания людям повествует жемчужина литургического предания Православной Церкви — Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
В материале «Фомы» мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост. Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа. Вечерня с чином прощения 17 марта Вечером Прощеного воскресенья , накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду Стояние Марии Египетской. Стояние Марии Египетской, 17 апреля 5-я неделя Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии Преждеосвященные. В марте: 20, 22, 27, 29 В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 18, 19, 24, 26, 29, 30 В мае: 1 Литургия св. Василия Великого Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу. Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров 22 марта , затем читается молитва над коливом вареная пшеница с медом. В сам праздник 23 марта служится литургия свт.