Трансляция 6 июня 2022 в 18:30 ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ "ПУШКИН В МУЗЫКЕ". Большим стихотворно-музыкальным концертным представлением в областной филармонии имени Альфреда Шнитке завершился фестиваль, получивший название «Пушкин в музыке».
Слово Пушкина поет
6 июня в ДК Ленсовета состоялся наш долгожданный концерт в рамках проекта "Музыка Радости", приуроченный к 220-летию со Дня рождения а. Пушкин в музыке Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Купить Предложить статью Музыкальная академия Издается с 1933 года.
Пушкин в музыке
Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица. Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок: Давно о ней воспоминанье.
Никто не решился переложить на музыку «Я помню чудное мгновенье» после Глинки, но два «Ночных зефира» — Глинки и Даргомыжского — возникли почти одновременно, а элегия «Я вас любил» насчитывает более семидесяти!!! Трудно себе представить, какой бы была без Пушкина русская опера. Пушкин вдохновлял и столетие спустя — в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. Песен: 25, 1 ч.
Около 500 его сочинений легло в основу более 3000 музыкальных произведений, став важной частью отечественной национальной культуры. В концертной программе Национального филармонического оркестра России под управлением Арсентия Ткаченко прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы — творения Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и других русских классиков. Визуальным дополнением к исполнению классических шедевров станет оригинальная видеоинсталляция, специально созданная для проекта Екатериной Василёвой.
Концерт был приурочен ко Дню славянской письменности. В рамках фестиваля состоялись выступления хоровых коллективов и вокальных ансамблей Приволжского Федерального округа: Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Пензенской области, Нижегородской области, Самарской и Саратовской областей.
Пушкин в русской музыке
Новости. Пушкин и музыка. В уста персонажа трагедии Пушкин вложил свою любовь к музыке. «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина в театре и музыке. Живя на Кавказе, Пушкин слушает песни горцев, в Кишиневе его увлекают турецкие песни в исполнении гречанки Калипсо Полихрони, по словам Пушкина, знакомой с Байроном. В своей книге «Музыкальные антидепрессанты» лектор, музыкант и просветитель Михаил Казиник пытается разрушить стереотип о том, что слушать классическую музыку сложно и скучно. Пушкин в музыке Музыкальный вечер «Петербург-концерта» посвящен дню рождения великого русского писателя и поэта.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "
Петербургский мюзикл дает новое осмысление жизни и творчества поэта Яркие страницы биографии Александра Сергеевича Пушкина современные артисты отобразили в музыке. “Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. 6 июня в ДК Ленсовета состоялся наш долгожданный концерт в рамках проекта "Музыка Радости", приуроченный к 220-летию со Дня рождения а.
«Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Во время рассказа будут звучать романсы на стихи Пушкина и арии из оперы «Евгений Онегин» в исполнении студентов и преподавателей Нижегородской государственной консерватории имени М. Ждем вас 26 апреля в 15. Длительность лекции- концерта — 1 час.
Композитор не ограничился тем, что создал оперу на сюжет пушкинской поэмы. Он написал своеобразный реквием, посвященный Пушкину, включив в эту оперу вставной номер — песнь Баяна.
Это был единственный музыкальный отклик современника на трагическую гибель поэта. Этот поступок композитора ещё раз доказывает то, что Пушкин для него очень много значил. Слишком многое связывало этих людей. Они были не только современниками, но патриотами и единомышленниками. Их сближала огромная любовь к Родине и глубочайшая вера в свой народ. Последние записи:.
Даргомыжский опера «Русалка» 10. Даргомыжский опера «Каменный гость» 11. Мусоргский опера «Борис Годунов» 12. Кюи опера «Пир во время чумы» 13. Кюи опера «Капитанская дочка» 14. Кюи опера «Кавказский пленник» 15. Глиэр балет «Медный всадник» 17. Минкус балет «Барышня — крестьянка» 18. Свиридов музыкальные иллюстрации к повести «Метель» 19.
«Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта
Задачи; 3 из 7 Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры.
ПУШКИН Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры.
В приобретенной безмерности у него все: И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Какая неудержимая стремительность она усиливается повторяющимся союзом «и»! И внезапно «душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…». Все дальнейшее — светлый порыв воскресшего чувства.
Оказывается, жизнь не остановилась. Чувство растет. У Пушкина проходит всего одно мимолетное виденье, и поток захватывает нас. Чувство достигает своего апогея и уносит в бездну: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Пушкин не только поэт, он еще и художник, тонко чувствующий окружающее. Поражает необычайная звуковая полногласность. И что удивительно: слова, казалось бы, самые повседневные, привычные, соединенные у Пушкина, дают впечатление волшебной праздничности, поднимают душу и несут ее на крыльях восторженного вдохновения.
Они залиты солнцем безграничного счастья, они поют и сияют. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга. Все это прекрасно воспроизвел М. Глинка в музыке бессмертного романса. Что же помогает так воспринимать стихотворение Пушкина? Природное чутье языка и безукоризненный слуховой вкус; необыкновенное сочетание гласных и согласных, отсутствие резко задевающих слух шипящих — мы не обнаружим ни одного темного пятнышка, за исключением слога «чу». Стихи сами по себе живут, дышат, точно передают охватившее поэта волнение… … Читаешь стихотворение «Я вас любил» и изумляешься: в нем нет ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор.
Но, говоря словами в. Белинского, « в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть», что и в других интимных стихотворениях поэта. Простота этого стихотворения обманчива. Его основу образует троекратное повторение выражения « Я вас любил…». В соответствии с этими повторами стихотворение распадается на три части, в каждой из которых выражение « Я вас любил», сохраняя общее значение, приобретает новые оттенки. На что указывает глагол прошедшего времени « любил» в первой части? На то, что чувство не исчезло.
Во второй- этот же глагол уже указывает на многогранность сопутствующих чувств любви переживаний: безнадежность, робость, ревность. В третьей части слово «любил» имеет новый смысл: любил и теперь любит: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Несмотря на эти части, стихотворение воспринимает целостно. И это достигается интонационно-мелодическим ритмом. Первая часть- это сложносочиненное предложение, состоящее из пяти простых, произносится на нисходящих мелодиях. Вторая часть — из простого предложения с четырьмя однородными членами требует мелодического «перелома», а третья часть сложноподчиненное предложение с придаточным в конце требует мелодического подъема, который уже начался во второй части. С какой гуманностью ,щедростью, благородством подходит Пушкин к этому чувству.
И все это дано самыми простыми словами, но необыкновенно искренними, кака бы вырвавшимися из самой глубины души. Подлинное душевное благородство лирического героя не может не восхитить нас. Ничто не омрачает счастья любимой, даже сознание того, что кто-то любит её безответно. И вновь произносишь вслед за поэтом строки: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Стихотворение « Я вас любил…» считают жемчужиной пушкинской лирики. И это так. Строки его стихотворений привлекают своей неподкупной искренностью, мудрой простотой.
Анализ музыки романсов на стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». В нем Глинка выразил свои глубокие чувства к Екатерине Керн, дочери Анны Петровны Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание великолепного стихотворения. С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено, прежде всего, мелодии — по-русски пластичной и задушевной, певучей. В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке. В начале романса господствует настроение светлой поэтической озаренности — под впечатлением «чудного мгновенья».
Первая же тема фортепианного вступления представляет собой как бы обобщенный образ и горячо любящего, поэтически настроенного человека, и воплощенную мечту его — «гений чистой красоты». При упоминании о «томленьях грусти безнадежной» легкая грусть слегка затуманивает повествование, но ненадолго, - чарующе прекрасная мелодия возвращается, утверждая вновь настроение тихой созерцательности. Плавная, гибкая мелодия голоса и идиллически-спокойная, словно «струящаяся» фортепианная партия дополняют друг друга, создавая законченный образ высокой одухотворенности. Но вот движение быстро меняется, становится то взволнованным, патетическим — «Шли годы. Бурь порыв мятежный…», то наоборот, заторможенным — «В глуши, во мраке заточенья…». Музыка теряет мягкую округленность, спокойную размеренность ритма и становится более напряженной. Под стать ей и фортепианная партия: в ней слышен то «бурь порыв мятежный», о котором поет голос, то горестное оцепенение чувств.
Кроме того, на его стихи, в том числе написанные в Михайловском, сочинены романсы. Здесь поэт писал и трагедию "Борис Годунов", по мотивам которой Модестом Мусоргским была создана одна из самых известных репертуарных русских опер. Сегодня на основе его произведений даже сочиняют мюзиклы. Так что Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к миру музыки не меньше, чем к миру литературы и словесному искусству. Но составители концертной программы не обошли вниманием и знаковые для этого юбилейного года и для русской музыки имена Федора Шаляпина и Сергея Рахманинова. Поэтическая поляна - сцена фестиваля. Фото: Юрий Лепский За два дня пройдет три разных концерта, участие в которых примут также артисты и музыканты Мариинского театра. Поверьте, нас ожидает очень интересная программа Как можно приобрести билеты на фестиваль? Георгий Василевич: Вход на концерты свободный.
Любовь к Пушкину - вот главная валюта, которой будут расплачиваться желающие попасть на фестиваль в Михайловском.
В исполнении столичных певцов. В Пушкинских Горах прошёл фестиваль «Пушкин. Музыка. Михайловское»
В мюзикле сплетаются 12 тематических линий, из которых вырастает более 50 музыкальных номеров. Перед зрителем встает эпоха романтизма. Темы влюбленности и влечения, дружбы и братства, рока и судьбы... А вот - взаимодействие поэта и власти. Поэт показан несколько под другим углом зрения.
Как и «оболганные» цари предстают в другом свете, с более личностным и философским подтекстом. И они высоко ценят талант поэта! Представлены и стилизации мелодии разных культур народов мира грузинские, африканские, французские и другие. Превалирует любовная тематика.
Лейтмотив спектакля - тема бессмертия и творчества Пушкина. В строках Пушкина сквозит сама мелодия и проступает ритм.
Когда Анна Керн уезжала из Тригорского, Пушкин вручил ей посвященные ей стихи: Я помню чудное мгновенье: Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Это стихотворение было опубликовано в 1827 году и получило высокую оценку читающей публики. Еще большую известность оно приобрело после того, как было положено на музыку М. Глинкой в 1838 году. Позже по произведениям А. Из сказанного видно, какой огромный вклад внес Пушкин в отечественное и мировое искусство и культуру. Не в обиду будь сказано другим русским писателям: ни у кого нет такого числа опер, песен, кинофильмов, созданных по их произведениям.
В этом отношении Пушкин — на первом месте среди других великих и знаменитых русских писателей и поэтов.
И вот он приезжает. Как здесь счастлив Чайковский, что у них опять ничего не получится! Какой человек приехал, а? Один из лучших людей России того времени, согласно Пушкину. Человек, прочитавший, познавший книгу жизни, ведь по тем временам двадцать пять лет — это ведь полжизни. У Онегина странное состояние. С одной стороны, ему жалко эту девчонку, она полюбила серьезно, выписала из Ричардсона полписьма, поэтому он скорее как отец ей отвечает. А теперь раскрою самый главный тайный знак это оперы.
Четыре героя: Татьяна и Онегин, Ольга и Ленский. Ленский: «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» Ольга: «Я не способна грусти томной…» Татьяна: «Пускай погибну я…» Онегин: «Когда бы жизнь домашним кругом…» Если вслушаться внимательно, это одна и та же музыка! Конечно, есть нюансы: скажем, Онегин не может так просто, как Ольга, выдавать сентенции, его музыкальная речь более витиеватая. Но все эти мелодии — родственные. А вот фразой «кроме вас одной, невесты б не искал иной» Онегин уничтожил всё лучшее в Татьяне. Это секвенция из письма Татьяны, только более светская, лишенная девичьих пауз. Итак, Ленский любит Ольгу — полное фиаско. Татьяна любит Онегина — совершенно напрасно, придуманный герой. Но случилось чудо.
Татьяна и Онегин встретились через годы, и Чайковский пишет знаменитый дуэт, заключительную сцену Евгения Онегина. Здесь гениальное либретто. Точно найден психологический момент. Что это? Дуэт согласия или дуэт разногласия? А это величайший дуэт согласия-разногласия в истории музыки Потому что мы знаем в оперной музыке дуэт разногласия, когда весь дуэт враждебный. Мы знаем дуэты согласия, когда оба героя как соловьи поют и любят друг друга. А здесь — самый уникальный дуэт в истории оперы и оперного искусства, потому что герои, во-первых, меняются местами. Теперь Татьяна — личность, приближенная к императору, представительница высшего света.
А Онегин — потерянный человек, который не знает, куда деться, куда применить свои силы. В дуэте есть уникальный момент. Когда Онегин приходит, он находится в очень сложном положении: он пытается понять, что чувствует Татьяна. Это музыка неустойчивости, поиска, желания что-то понять. И вдруг — совершенно гениальный ход, Татьяна произносит фразу «Я вас люблю…». И вот после этого — безумно сильная находка. Онегин совершает главную ошибку с точки зрения современных психиатров, психологов, исследователей поведения мужчины Он думает так: «Если Татьяна все эти годы любила и любит меня — это значит, что она, как всякая нормальная женщина, особенно русская, помнит каждую строчку своего письма». Это особенность женской памяти. Онегин совершает, может быть, один из самых страшных поступков в истории оперного искусства.
Или она пойдет со мной, или жизнь ее кончена. Иду ва-банк». Либреттист тут придумал потрясающий ход: Онегин цитирует ее собственное письмо, заменяя местоимения. И знай: тебе я послан богом, До гроба я хранитель твой! У Татьяны удивительный муж: Чайковский дает образ русского интеллигента, человека подлинного масштаба, подлинных кровей. От него нельзя уйти, нельзя изменить, можно умереть от ужаса, но не изменить. Помните, кто у Пушкина муж Татьяны?
Поэмы, драмы и повести, сказки в народном духе и лирические стихотворения великого классика вдохновили более 1000 композиторов. Около 500 его сочинений легло в основу более 3000 музыкальных произведений, став важной частью отечественной национальной культуры. В концертной программе Национального филармонического оркестра России под управлением Арсентия Ткаченко прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы — творения Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и других русских классиков. Визуальным дополнением к исполнению классических шедевров станет оригинальная видеоинсталляция, специально созданная для проекта Екатериной Василёвой.
Лекция — концерт «Пушкин в музыке».
Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов. Новости. Пушкин и музыка. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов. Новости. Пушкин и музыка. «Прощальная песнь воспитанников Императорского лицея в Царском Селе» на слова Антона Дельвига с музыкой Вильгельма Теппера – лицейского учителя хорового пения, в доме которого Пушкин участвовал в литературных состязаниях.
Выберите страну или регион
Музыкальный и художественный критик В.В. Стасов заметил, что и Пушкин, и Глинка – «родоначальники национального оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». Пушкин раскрыл в своих стихах музыкальное начало русской речи: ее напевность, ее ритмическое богатство. Первый — «Пушкин в Михайловском» — ретроспектива музыкальных сочинений, связанных с поэтом и его временем.
В Саратове открылся «Пушкин в музыке»
Её венцом стала опера «Руслан и Людмила». Опера звучит как гимн победе добра над злом, гимн прекрасному в жизни, в человеке, в природе, в любви. Многие номера оперы стали мировыми музыкальными бестселлерами марш Черномора, каватина Людмилы, увертюра оперы. Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора. На протяжении всей творческой жизни М. Глинка написал десять романсов на стихи А.
Пушкина и М. Глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. Навеки связаны имена А. Пушкина, А. Керн, М.
Михайловское» в Пушкинских Горах Псковской области. Концерты фестиваля пройдут на территории музея-заповедника «Михайловское». В программе вечера — произведения М. Глинки, П. Чайковского, А.
Гимн Великому городу из балета «Медный всадник» Свиридов. Пушкина «Метель» 27 мая 2024 в Московском международном Доме Музыки состоится концерт для любителей настоящей поэзии — «Пушкин в музыке». Национальный филармонический оркестр России, основанный в 2003 году выдающимся дирижером, народным артистом СССР Владимиром Спиваковым, в наступившем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности. За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его коллектив решили посвятить русской классике и, в частности, вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке». Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением.
Романсы композитора стали классическим примером воплощения поэтических образов в музыке. В концертной программе использовались не только видеозаписи, но и живая музыка, представленная учащимися. Хоровой коллектив школы «Ручеек» руководитель О. Жаренова, концертмейстер Л. Смирнова исполнил песню «Ты, соловушка, умолкни». Русские народные песни были представлены композициями «Полосынька» в обработке Н. Корецкого и «Кольцо души девицы» в обработке рязанского композитора и музыканта А. Рождествина, прозвучавшие в исполнении Владислава Костикова и Полины Мизяевой. Обращение к творчеству Михаила Глинки открыло слушателям замечательные страницы истории русской музыкальной культуры, великое имя, которое составило гордость и славу России.