И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю. Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Предательство Мазепы не привело к мощному восстанию казаков на юге России (гетман рассчитывал собрать 50-тысячное войско).
О том, как гетман Мазепа предал царя Петра I
- «История гетмана Мазепы: мифология предательства» |
- 25 октября / 7 ноября 1708 г. — предательство гетмана Мазепы
- Главное меню
- Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь, фото -
Доколе славить предателей?
ГЛАВА 26 ИЗМЕНА МАЗЕПЫ И ПЕРВОЕ ИЗГНАНИЕ ЗАПОРОЖЦЕВ Подробности Северной войны выходят за рамки нашего повествования. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме. Украинские власти намерены открыть в Киево-Печерской лавре музей гетману Ивану Мазепе (Русская православная церковь предала его анафеме за предательство во время Северной. В русской же историографии принято рассуждать о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и недалеком авантюристе, ради личной выгоды, наоборот.
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Новость о предательстве соратника поразила Петра, но он отреагировал быстро и жестко. Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы. проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. Демидов подчеркнул: повод для изготовления медали именно сейчас не менее веский, чем три столетия назад – предательство Зеленского сопоставимо с предательством Мазепы.
Конец гетманской столицы. Был ли штурм Батурина геноцидом украинцев?
Множество историков посвятили свои работы изучению личности гетмана и среди них Николай Костомаров. Работы его современными исследователями признаны устаревшими и зачастую изобилующими неточностями, но с оценкой, которую Николай Иванович дал в своей книге «Мазепа» 1882 г. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.
Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался». Величайший благодетель — это, понятно, царь Петр I. К его отношениям с Мазепой мы еще вернемся.
В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. Ниже все данные приводятся по этой интереснейшей книге. История Мазепы — это перманентный путь предательства.
Жажда власти делала свое дело. В 1687 году Россия предпринимает решительный поход против Крыма. Военный поход провалился, поскольку татары выжгли перед наступающими всю степь, лишив тем самым лошадей и скот кормов.
В результате Голицын и Самойлович потеряли всех лошадей и скот, а также много людей от голода и жажды. По доносу, организованному генеральным есаулом Иваном Степановичем Мазепой, в провале военной кампании обвинили Самойловича, которого с младшим сыном Яковом схватили ночью в местечке Коломак, в церкви, и отправили в Сибирь. А другим двум сыновьям полковникам Стародубскому и Нежинскому Семену и Григорию были отрублены головы в Путивле.
А ведь Мазепа был воспитателем детей Самойловича, к тому же «был его любимецем, облагодетельствованный им». Главной причиной несчастья Самойловича был генеральный есаул Иван Мазепа, который всеми способами стремился стать гетманом и для этого использовал все доступные и недоступные способы: подкуп казацкой старшины и российского министра. Таким образом в результате переворота Мазепа устранил главного покровителя и добродетеля.
Его избранию сильно способствовал Василий Голицын. Иван Степанович немедленно отблагодарил князя, дав ему 10 тысяч рублей, изъятых у Самойловича. Очищая путь к измене, Мазепа удалял и истреблял тех, кто мог бы воспрепятствовать ему; поэтому отправил он в 1706 г.
Вот что пишет Г. Здесь же в Глухове состоялось добровольное возвращение некоторых малороcсийских старшин от Мазепы и принятие их Петром I, предоставившим им прежние места и должности: Апостола, Сулимы, Горленка, Максимовича, Ломиковскаго, Гамалии, Кандыбы, Бутовича и прочих, и предание страшной пытке и казням в местечке Лебедин ныне Сумской области тех, кто подозревался в усердии к Мазепе и кои не явились на выбор гетмана.
Но поддержала его в этом лишь меньшая часть казаков, а были среди них и те, кто предупредил Петра и поплатился за это жизнью — 315 лет назад Мазепой был казнён полковник Василий Кочубей.
Помимо Кочубея с ним был обезглавлен и сподвижник — Иван Искра. Полковников выдали по приказу Петра I — он настолько доверял Мазепе, что не поверил доносчикам, приказал арестовать, пытать и затем передал гетману «на расправу». Случилось это за несколько недель до предательства.
Василий Кочубей был не рядовой заговорщик, а второе лицо во всем гетманстве — генеральный судья и генеральный писарь, один из самых богатых людей в Малороссии. Кстати, владелец прославленной Гоголем Диканьки. Его дед был знатным беем в Крымском ханстве, но затем перешел на службу в Речь Посполитую, в крещении получил имя Андрея.
Отец, Леонтий Кочубей, уже занимал значительные должности. Но, как позже отметят исследователи и биографы, сам Василий Кочубей почти не упоминает о знатности свои х предк ов, даже когда это было уместно. Сам он начал свою службу в гетманской канцелярии, то есть был профессиональным бюрократом.
Довольно быстро сделал тут карьеру и уже при гетмане Иване Брюховецком играл видную роль в канцелярии, а фактически правительстве. При гетмане Иване Самойловиче стал уже «реентом» и пользовался абсолютным доверием последнего. Что не помешало участвовать вместе с Мазепой в заговоре против него и донос на имя царевны Софьи через Василия Голицина написал именно Кочубей.
Стоит отметит, что интриги, кляузничество и доносы среди украинской старшины были делом обычным, а для них и естественным.
Иллюстрация к поэме А. Пушкина "Полтава". Художник П. Но ни огромная разница в возрасте, ни духовное родство не помешали их пылкой, но такой короткой любви. Расскажем о грустной истории Матрены Кочубей и гетмана Ивана Мазепы. Кочубеи не разрешили Мазепе жениться на их дочери К своим 16 годам Матрена Кочубей стала настоящей красавицей. К тому же она была завидной невестой — богатые родители подготовили щедрое приданое. Ее отец, Василий Кочубей, был генеральным писарем и генеральным судьей Гетманщины или Войска Запорожского.
Мать — Любовь Федоровна, была дочерью полтавского полковника Федора Жученко и унаследовала его богатое полтавское село Жуки. Хотя, если бы Василий Кочубей знал, кто придет свататься к его дочери, наверняка поспешил бы поскорее выдать ее замуж за другого. Ближайшим другом семьи Кочубеев, их кумом был Иван Мазепа. Вдруг он посмотрел на свою крестницу не по-отечески, а по-мужски и влюбился! Его не смущало и то, что Матрена была младше почти на 50 лет. А девица вскоре почувствовала, что крестный отец мечтает вовсе не о духовной связи с ней и сама прониклась к нему симпатией. А что, Мазепа и своем солидном возрасте был статным и очень энергичным мужчиной с блеском в глазах — так о нем в те годы отзывались современники. Те не поверили своим ушам, когда гетман заговорил о чувствах к их дочери. Как такое возможно?
Он же ее крестный отец! А по законам церкви между крестными родителями и крестниками любые близкие отношения исключены — это смертный грех, приравненный к кровосмешению. Кочубеи, конечно, сразу отказали Мазепе и хотели закрыть эту тему раз и навсегда.
Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему.
Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Мазепа и Карл XII: на стороне врага Мазепа говорил, что «без последней нужды» никогда не изменит царю. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII, но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра. Мазепа хотел иметь больше власти, однако после военного совета в 1707 году стало понятно, что государь настроен на ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Он надеялся, что шведский и польский короли помогут ему в отделении Украины от России. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу.
История предательства Украины. Жизнеописание коллективного Мазепы
Получив доказательства измены Мазепы, Меншиков в ноябре 1708 года взял штурмом и до основания разрушил Батурин, а весь гарнизон сердюков был уничтожен. Собеседник напомнил: именно о переподчинении территорий вел переговоры с Карлом XII и с польским королем гетман Мазепа, предавший Петра I и намеревавшийся передать земли тому. по-большому счету все предательство Мазепы заключалось в передаче русских казаков под шведское командование. Мазепа дожидается, пока его патрон, король Ян Казимир, в 1663 году решит вторгнуться на территорию Украины, и во время боевого похода легко и непринужденно предает Казимира.
Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I
Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. После предательства Мазепы царь раскаялся в своем решении казнить Кочубея. Царь, со своей стороны, неизменно поддерживал Мазепу, не слушал наветов, карал его врагов, и измена гетмана стала для него полной неожиданностью и настоящим ударом. 23 ноября 1708 года русская православная церковь предала анафеме украинского гетмана Ивана Мазепу за измену Петру I В Российской Империи Мазепу считали предателем. После предательства Мазепы царь раскаялся в своем решении казнить Кочубея.
Изменника Мазепу превзошёл Кравчук
В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему.
Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Мазепа и Карл XII: на стороне врага Мазепа говорил, что «без последней нужды» никогда не изменит царю. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII, но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра.
Но он скорее хотел не предупредить своего главного внутриполитического противника, а сломить его волю, дав понять, что сопротивление Мамаю бесполезно. Другое дело, что московский князь правильно оценил эту информацию и решил дать генеральное сражение войску Мамая, не дожидаясь, когда они соединятся с Олегом и Ягайло.
И это был мудрый ход командования армии Руси, а не заслуга того, кто ей изменил. Второй довод связан с поведением Ягайло — мол, Олег сделал так, чтобы тот не успел к сражению. Но это, конечно, весьма вольная интерпретация мотивов поступка литовского князя. В действительности он, конечно, в самую последнюю очередь учитывал бы мнение руководителя одного из русских княжеств. Им больше двигало желание разгромить войска Дмитрия чужими руками, чтобы потом извлечь из этого максимальную пользу для себя с минимальными потерями. Проще говоря, безнаказанно похозяйничать на Руси. Не мог не учитывать Ягайло и проблем Мамая — его позиции были очень слабы.
На ханский трон претендовал и вскоре им овладел представитель Чингизидов — Тохтамыш. Ссориться с ним Литве было не с руки. Да и сам Олег после бегства Мамая сразу же присягнул новому хозяину. Более того, желая уберечь свои земли от разгрома, он подсказал Тохтамышу броды на Оке, что позволило его орде быстро подойти к Москве. А потом, кстати, и рязанские земли тоже предать разграблению. От дальнейших измен и участия в братоубийственных междоусобицах Олега фактически спас Сергий Радонежский. Он добился заключения мирного договора между Рязанским и Московским княжествами.
Именно так случилось с гетманом Мазепой. Во время битвы Петра со шведами он решил, что русский царь проиграл Карлу — и роковым для себя образом ошибся, предав своих. Впрочем, трудно понять, кого изначально считал своим Иван Мазепа. По большому счету лояльность его была банальным образом куплена петровским дворцом. Он ведь был крупнейшим помещиком тех лет. Не жалел для него царь Петр и моральных стимулов — гетман был удостоен ордена Андрея Первозванного. И действительно, до поры до времени ни в чем Мазепу упрекнуть было нельзя.
Нам будут говорить: «С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдет лет …надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине». Лучшего подарка автору книги «Неправда московских анафем» и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить. Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете «Зеркало недели», в которой, в частности, говорится: «Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода конца 1990-х годовю. Кроме того, таким шагом который, уверен, не состоится священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990-е годы торжественно снял с Мазепы анафему, показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета.
Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления. Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана. Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии.
Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима Милаша : «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» [4]. Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» 82-е правило святителя Василия Великого , подвергается десятилетнему 64-е правило святителя Василия Великого или одиннадцатилетнему 82-е правило святителя Василия Великого отлучению от святого причастия [5]. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам — таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия [6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе… Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни историк Е.
Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам [7]. Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь. Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8]. Следующие факты подтверждают слова анафемы. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили » [9]. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут.
И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [10]. Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли». Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А.
К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают.
Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка. Но очень скоро подмечает, что тот имеет государственное мышление, и назначает его на должность главного есаула. По уму и уровню стратегического мышления Мазепа превосходит своего патрона, но тщательно это скрывает и ждёт своего момента. После неудачной военной кампании против крымского ханства Голицын обвиняет в её провале Самойловича. А тут ещё донос на него: злоупотребляет служебным положением, присвоил войсковую казну. Челобитную подписали несколько человек из гетьманской старшины, в числе подписавшихся — Иван Мазепа. Самойлович, служивший царю исправно целых 15 лет, сослан в Сибирь, а его сын казнён. Хотя в доносе на гетьмана правда частично была — о злоупотреблениях, но и только.
Смена патрона. Мазепа — обладатель вожделенной булавы Царевна Софья отдала Мазепе должность Самойловича. Мазепе удаётся найти подход к любимцу царевны. Щедрые подарки князю Голицыну и казацкой старшине сделали своё дело — гетьманская булава оказалась в руках Мазепы. Измена царевне Софье и её фавориту Голицыну. Кульбит к ногам 17-летнего Петра Мазепа впервые встретился с Петром I в 1689 году и с самого начала был обласкан молодым русским царём. Он сбегает в Троице-Сергиеву лавру.
Как Мазепа Украину предавал…
Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10]. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли. Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие.
Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные — сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Яна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти.
Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [12]. Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни , истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [11]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах» [11].
Памятник в Коломаке Харьковская область на месте избрания Мазепы гетманом Украины В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [13].
После Полтавской битвы Иван Мазепа с трудом избежал плена Петр I cобирался посадить его на кол , вместе с королем Карлом укрылся в Бендерах, но прожил недолго. Иван Мазепа скончался 22 августа 1709 года. Его похоронили в селе Варница, которое сегодня является одним из районов города Бендеры, но затем гроб выкопали и отправили в Яссы. Итак, престарелый гетман умер в безвестности. Но вскоре рождаются мифы о величайшем злодее и беззаветном украинском патриоте, который вместе с лучшими представителями цивилизованной Европы боролся против агрессии Москвы. Но как известно, нигде не упоминается, что Мазепа был 20 лет на службе у Петра I. Ни до него, ни после никто не занимал этот пост так долго. Как удалось ему столько лет удерживать булаву? Ключевую роль сыграл 1689-й, когда царевну Софью и ее фаворита Василия Голицына отстранили от власти и Петр I фактически стал единовластным государем.
Мазепа вовремя сориентировался и отправился в Троице-Сергиеву лавру к царю Петру, который тоже не устоял перед чарами малороссийского гетмана. Когда вопрос власти был решен в пользу будущего императора Петра Великого, Мазепа, чтобы окончательно откреститься от Голицына, подал царю челобитную, где написал, что во время отрешения от власти Самойловича Голицын содрал с его преемника громадную взятку. Кто же был Иван Мазепа? Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, — два. Генеральным есаулом при левобережном гетмане Самойловиче, враге Дорошенко и вассале Москвы, — три. Гетманом Войска запорожского его царского величества — четыре. Доносчиком на Палия, что тот сносится с панами Любомирскими и хочет поступить на службу к шведскому королю Карлу XII, — пять. Перед нами интриган, а не герой. Головина во время поездки в Москву получил лично от Петра только что учрежденный орден Андрея Первозванного, опередив таким образом в списке кавалеров этой самой почетной награды России даже самого царя и А. В указе было сказано: «За многие его в воинских трудах знатные и усердно радетельные верные службы...
Награды и милости только этим не ограничились. А сам царь надел Андреевскую ленту лишь в 1703-м, после того как под его командованием были взяты в плен два шведских боевых корабля в устье реки Невы. Однако мы не можем забыть о наемных сердюцких полках, которые по приказу Мазепы жестоко подавляли наименьшие проявления недовольства украинского народа. И конечно, уж никак нельзя обойти факт образования при Мазепе прослойки «гетманских дворян» — привилегированной группы из верхушки зажиточного казачества, куда попадали не благодаря умственным или другим способностям, а исходя из веса кошелька. А мог ли поступать иначе один из крупнейших феодалов-землевладельцев, который еще недавно был средним украинским шляхтичем?
Он сообщал, что большая часть его людей не хочет возвращения поляков, поэтому лучшим выходом будет оставить всё как есть.
То есть сохранить автономное Гетманство под польско-шведским протекторатом. И только в далёком будущем, когда в польской державе «наступит единство мнений», начать разговоры об объединении в одну державу. Лещинский требует действовать В ноябре к Мазепе снова прибыл посланник Станислава Лещинского — Заленский. Он привёз гетману королевский универсал, в котором описывались милости польского короля жителям Гетманщины. Заленский настаивал, чтобы Мазепа объявил этот документ публично на Рождество, когда в Батурин должна была съехаться вся казачья верхушка. Поляк сообщил, что шведские части, а также полки, верные Станиславу, стоят на границе и уже готовы идти на Украину.
Мазепа, не будучи дураком, публично объявлять об измене не стал. Иначе его жизнь закончилась бы самым скорым и бесславным образом. Благо русских войск поблизости было достаточно, а недоброжелателей у гетмана — хоть отбавляй к этому времени казачий генеральный судья Кочубей и полковник Искра уже сообщили Петру об измене, но их доносу не поверили. Это поставило Мазепу перед выбором: или открыто перейти на сторону врага, или отказаться от заговора. Гетман, до этого хитро выжидавший чья возьмёт, был вынужден открыто подчиниться шведам, которые вошли в его земли. Мазепа досадовал перед Орликом: «Диавол его сюда несёт»!
Карл XII разрушил весь тщательно выстраиваемый план лавировать, дожидаясь победы одной из сторон. Хотя русские уже успешно били шведов , а марш на Украину был ничем иным, как отступлением, обаяние непобедимой армии оказалось столь сильно, что Мазепа решил открыто перейти на шведскую сторону. Двадцать четвёртого октября гетман скрылся из Батурина. Оборонять столицу от приближающихся русских войск князя Меншикова он оставил большой отряд казаков во главе с полковником Чечелем. Чечель вёл себя крайне надменно. Веря в крепость стен гетманской столицы и запасы пороха, он пообещал содрать с Меншикова кожу живьём.
Меншиков такие шутки над собой категорически не одобрял и вместо ответа стремительным штурмом «на шведский манер» всего за два часа взял крепость. Полковник успел сбежать. Штурм Батурина Город в отместку за предательство был полностью сожжён, а уцелевшие при штурме жители переселены. Поражение Показательная расправа над гетманской резиденцией лишила Мазепу главной точки опоры. Седьмого ноября казаки, сохранившие верность царю, выбрали нового гетмана — Скоропадского. В тот же день Пётр объявил об амнистии всех участников заговора, включая самого бывшего гетмана.
Отзывы об этой исторической личности по сей день напоминают качели с большой амплитудой — от плюса к минусу и наоборот. Споры не утихают как в научной среде, так и на уровне общественного осмысления роли Ивана Степановича Мазепы в истории России и Украины. Одно можно утверждать однозначно — это была незаурядная личность, перед яркими красками которой меркнет художественный вымысел произведений о Мазепе Рылеева, Пушкина, Байрона и Гюго. Тонкий и умный, целеустремлённый и честолюбивый, прекрасно образованный гетьман-дипломат с умом философа и поэт-романтик в глубине своей души — это всё о нём.
Слуга короля Яна Казимира. Польская знать, хорошо образованная и имеющая крепкие связи при дворе, с насмешкой и надменностью относилась к родовитым выходцам из Малороссии. В этом смысле судьба Ивана Мазепы схожа с судьбами многих шляхетных православных фамилий. В свои 20 лет он уже закончил иезуитский колледж и Киево-Могилянскую академию класс риторики.
Он отменно знал латынь, кроме родного украинского, прекрасно владел русским, польским, и татарским языками, был знаком с трудами Аристотеля, Платона, Макиавелли, нередко цитировал Овидия и Горация. Как сторонника гадячского договора, отца его, Адама Стефана Мазепу, ожидали серьёзные неприятности, чтобы уберечь сына, он отправляет его служить при дворе Яна Казимира. Младшего Мазепу назначают покоевым, а в 1659 году он уже посланник короля к гетьманам Левобережной Украины. Но в среде надменных придворных умный и честолюбивый украинский шляхтич так и не стал равным и не имел для себя достойных перспектив.
Происходит это рядом с Белой Церковью — может, именно в этот момент он осуществляет давно принятое решение вернуться в Украину. На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра Мазепа с посланием от П. Дорошенка турецкому султану.
С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру. Оставаясь подданным Речи Посполитой, шлёт Мазепу передать Самойловичу послание, в котором заявляет о желании служить русскому царю. А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья.
Посланца захватывают запорожские казаки.
История предательства Украины. Жизнеописание коллективного Мазепы
Борьба и союзы Украины На протяжении многих лет Украина находилась под властью Речи Посполитой, а затем Российской империи. Украинцы жаждали независимости и увидели возможность добиться ее, поддержав шведов, которые обещали им большую автономию в случае победы. Украинский ультиматум Петру I Почувствовав давление со стороны украинского народа, царь Петр I поставил перед собой ультиматум. Он должен был отреагировать на недовольство украинцев и предложить им значительные уступки, чтобы сохранить их лояльность. Однако ответ Петра не оправдал их ожиданий, что привело к изменению позиции украинцев. Шведский союз Шведы увидели возможность получить стратегическое преимущество, заручившись поддержкой украинцев. Они пообещали украинцам шанс освободиться от русского господства и установить суверенитет своей страны. Обещание автономии Шведы предложили украинцам сделку, перед которой трудно было устоять: автономию во внутренних делах, свободу от крепостного права и право на самоуправление. Перспектива такой свободы привлекала украинцев в шведский лагерь.
Предательство Петра I По мере развития войны становилось очевидным, что лояльность украинцев колеблется.
Или можно сказать так: старательно превращает дьявола в ангела. Например, она всячески подчёркивает, будто склонности к предательству в характере Мазепы никогда не было. Дескать, до Петра он верно служил его предшественнице царевне Софье с всемогущим фаворитом князем Василием Голицыным, а потом столь же верно и долго — сменившему их царю. Однако приведённый ею же документ и бьёт её наотмашь. Документ этот — запись рассуждений Мазепы, сделанная 17 сентября 1707 года твёрдым его сторонником и генеральным писарем Филиппом Орликом.
Но тут же он объяснил, какая это может быть «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Здесь важно сообщить, что говорил он это, уже начав свою измену. А побудил его к ней ряд русских поражений в предыдущем 1706 году, после чего Мазепа и вступил в тайные переговоры с новым польским королём Станиславом Лещинским, ставленником Карла ХII. Суть в том, что по замыслу шведского короля после захвата им Москвы править там должен был его наместник, а украинские земли он решил отдать Польше. Так вот 16 сентября 1707 года, то есть накануне упомянутой беседы Мазепы с Орликом, гетман получил письмо от Станислава, в котором тот просил, чтобы Мазепа «намеренное дело начинал», когда шведские войска подойдут к украинским границам. И клятвопреступник исполнит это.
Вы поняли, что речь шла о заранее продуманном плане? Взвесив интересы и перспективы свои, шкурные, а не украинские! Просчитался подлец! В хитрости, лавированиях и выжиданиях своих крупно ошибся, приняв за очевидность, что Пётр проигрывает Северную войну. Хотя самое главное было ещё впереди. Вы помните?
Эк куда занесло короля шведов — под Полтаву. И ведь ныне опять его наследники рвутся туда же. И снова польские паны норовят вернуть себе господство над украинским «быдлом», как это было столетия назад. До чего же современна история, в которой и сегодня чрезвычайно востребована предательская роль украинских властителей и пособников их, где бы ни находились они! Одна из тех, кто… Это об авторе книги «Мазепа». Я надеюсь, подробнее о ней и её деяниях расскажет постоянно работающая в Ленинграде-Петербурге собкор «Правды» Ольга Яковенко.
Пока же приведу, в дополнение к вышесказанному, лишь некоторые факты. В биографической справке о Татьяне Яковлевой в замужестве — Таировой отмечается, что предки её происходили из старинного польского шляхетского рода, на протяжении многих поколений жившего в Великом Княжестве Литовском. Могло это сказаться на будущей позиции профессора-историка? Сама-то она родилась в 1967 году в Ленинграде, где и окончила в 1989 году исторический факультет ЛГУ. Интерес её к изучению истории Украины не вызвал бы никакой насторожённости, если не знать, что ещё студенткой она прошла отбор по программе, поддерживаемой украинской диаспорой в Северной Америке. Между тем в 1990 году она выиграла грант Канадского института украинских исследований для завершения диссертации, а затем стажировалась в США, в Гарвардском институте украинских исследований.
Словом, основной западный вектор влияния на неё определился вполне, и, конечно же, не случайно в 1992 году она была исключена из СПбГУ. По настоянию декана И. Фроянова, выдающегося историка-патриота, который не мог смириться с активным участием Яковлевой в деятельности украинского националистического движения РУХ. Да, но надо знать дальнейшую судьбу самого Фроянова. Очень скоро он уже не был деканом, и гонения на него приняли невероятный размах. Довели до смерти… А что же Яковлева?
Со временем вернулась и в Санкт-Петербургский университет, где проработала с 2003 по 2022 год, защитив в 2004-м докторскую диссертацию. Этот год для профессора Яковлевой-Таировой стал в своём роде этапным. И абсолютно предсказуемо было, какую направленность этот центр обретёт. Ради оправдания предательства Давайте переведём дух и осознаем, что значило такое предприятие под руководством такого директора. Я думаю, наш собкор на месте сумеет подробнее разобраться в содержании проводившихся исследований. Но у меня на основе состоявшихся телефонных разговоров сложилось следующее горькое впечатление.
В городе, основанном по замыслу Петра Великого, почти двадцать лет действовал так называемый научный центр, основополагающей задачей которого стало обеление и прославление одного из главных врагов Петра — одиозного предателя Мазепы.
Как рассказывал историк-украинофил Н. Костомаров, Мазепа, обладая большим обаянием, сумел войти в доверие к командующему царскими войсками князю Голицыну и оклеветал перед ним Самойловича. После этого при непосредственной поддержке Голицына Мазепа был избран гетманом. Некоторое время спустя в Москве произошла смена власти. Сестра Петра царевна Софья, пытавшаяся при помощи стрельцов захватить трон, была сослана в монастырь. Голицын, имевший неосторожность провозгласить Софью правительницей, впал в немилость у юного Петра. И тогда Мазепа предал Голицына. Вот как описывал этот период биографии Мазепы Костомаров: «Он [Мазепа] тут же подал государю челобитную, чернившую Василия Васильевича Голицына и товарища последнего Леонтия Неплюева.
Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так, он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем [князем Голицыным], перед которым еще недавно льстил и унижался». Долгое время Мазепа служил Петру I, был его близким соратником. За многочисленные заслуги гетман удостоился чести стать вторым в истории кавалером ордена Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи. Однако во время русско-шведской войны Мазепа вступил в переговоры со шведами и их ставленником — новым королем Польши Станиславом Лещинским. Нынешняя официальная украинская пропаганда представляет Мазепу патриотом и борцом за «незалежность».
Утверждается, что его очередное предательство, на этот раз русского царя, совершалось во имя построения независимого украинского государства. Так, Порошенко заявлял: «Главной мечтой Мазепы было объединить Украину, сделать всё, чтобы Украина не зависела ни от Москвы, ни от кого угодно еще… Но в решающий момент, когда нужно было выбирать между верностью чужому монарху и верностью своей Родине, его выбор был в пользу Украины». Однако версию о том, что Мазепа был борцом за незалежность, опровергают не только российские и советские историки. Одиозного «мазеповеда» А. Оглоблина, бывшего главой городской управы Киева во время его оккупации гитлеровскими войсками, преданно служившего Гитлеру и эмигрировавшего после Великой Отечественной войны за границу, — сложно заподозрить в «украинофобии» и тайной симпатии к русским. Но и он признает: «Специально исследовал вопрос об этих украинско-польских переговорах доктор Микола Андрусяк. Хотя, с нашей точки зрения, он несколько переоценивает характер и значение договора Мазепы со Станиславом Лещинским, но можно же согласиться с утверждением доктора Андрусяка, что на основе этого соглашения Украина должна была соединиться с Польшей как великое княжество, на таких же самых основаниях, как Великое княжество Литовское; в его состав должны были войти Правобережье и Левобережье с Сиверщиной… Это и дало основания российским правительственным кругам, начиная с манифестов Петра I к украинскому народу осенью 1708 г. Что и говорить, оно стало железным тезисом целой советской историографии». Таким образом, заявив вначале о том, что Мазепа не боролся за украинскую «незалежность», а сдавал Украину Польше, и что это очевидно для всех исследователей, как бы они ни были антисоветски и антирусски настроены и как бы ни симпатизировали украинской «незалежности» а уж кто симпатизировал ей больше, чем Костомаров?!
Причем тут советская историография? Сдача Мазепой Украины полякам, его попытка включить украинцев в состав столетиями перед тем попиравшей их Польши — это факт, признаваемый всеми серьезными историками, как советскими, так и антисоветскими. То, что Мазепа стремился не к «незалежности» Украины, а к ее включению в состав Польши, — неопровержимо. Нужно перестать уважать себя и свою историю, чтобы рисовать выдуманный образ Мазепы как борца за независимость. Но, как мы видим, именно этим и заняты те, кто осуществляют сегодня проект «Украинство». Заключив тайные «антинезалежные» соглашения со шведами и поляками, осенью 1708 года Мазепа прибыл в лагерь Карла XII. О предательских планах гетмана знал узкий круг казачьей старшины. Основную ее часть в последний момент поставили перед фактом измены. Только приблизившись к шведскому войску, Мазепа созвал казаков и велел им присягать, что они вступают в союз со шведами для освобождения Украины от Москвы.
В результате Мазепа привел к Карлу армию куда меньших размеров, чем обещал. Многие его бойцы покидали войско, не желая сражаться на стороне врага. Добавим, что, рисуя фальшивый образ Мазепы — выразителя народных чаяний, украинские пропагандисты старательно умалчивают о героической борьбе народа Малороссии против шведских оккупантов. Тарле подробно изучал историю не только Франции эпохи Наполеона, но и Украины.
Перед войском, которое он обманом вывел на другой берег Десны, Мазепа произнес речь, стращая слушателей поражением России и угрозой польского ига.
Это было явное лицемерие, ибо Мазепа заключил уже тайный договор со Станиславом Лщинским о передаче полякам Украины и областей Северской, а также Киевской, Черниговской и Смоленской провинции. Взамен этого подарка Станислав Лещинский обещал «возвести Мазепу в княжеское достоинство и отдать ему во владение воеводства Витебское и Полоцкое». Умолчал предатель и о содержании договора, заключенного им со шведским королем.
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
Насчёт "выжить" — это не гипербола. Становление Мазепы как политика происходило на фоне раздиравшей Гетьманщину гражданской войны, в условиях постоянной смены гетманов и периодического вмешательства в конфликт Польши, Турции и России не смотря на провозглашённое объединение фактически Украина оставалась отдельным государством. Платой за неправильно сделанный выбор на каждом этапе могла стать жизнь. В общем, именно эти два обстоятельства определили успех Мазепы при московском дворе, и они же определили его падение при дворе петербургском. Европейский лоск Принято считать, что моду на европейское завёз Пётр I из Голландии.
На самом деле это не так. Эта мода появилась ещё при Михаиле Фёдоровиче точнее ещё раньше — во время гражданской войны начала XVII века и источником европейскости была "зацна та моцна Ржечь Посполита" о том, что "Польша — не заграница", тогда не знали. Придворный польского короля в Москве был просто обречён на успех. Особенно он понравился такому московскому европейцу как Василий Голицын, который и возвысил Мазепу после крымских походов.
Повышенная выживаемость Мазепа, наученный горьким опытом многих других представителей казацкой старшины, умел ждать и умел делать правильные ставки. Достаточно вспомнить его поведение в Москве, куда он заехал на пике противостояния Петра и царевны Софьи. Он просто сидел себе на Маросейке название улицы — от "малороссийского двора", там ещё "палаты Мазепы" есть, к Мазепе, правда, отношения не имеющие и ждал, чем дело кончится. Но Софья ждала от него помощи ну понятно же — Мазепа ставленник её друга Голицына.
А её не было. Тогда она бросила всё и побежала сдаваться, а Мазепу в Лавре встречали как спасителя. Гениальная стратегия. А вот в Петербурге всё было иначе.
Во-первых, Петербург город европейский, причём гораздо более европейский, чем примерно все европейские города. Там уже был свой имперский стиль и лоск. Православный шляхтич в Петербурге выглядел уже несколько провинциально. Её сооружения и сейчас производят впечатление своим размахом, охватывая минимум три киевские «горы» Печерскую, Зверинецкую и Лысую.
Объекты крепости разбросаны по площади более 1000 гектаров… Во-вторых, основой выживаемости на Украине было старинное право баронов менять сюзеренов. В России же ещё во времена Ивана Калиты к таким манёврам бояр относились с подозрением отца Св. Сергия, родовитого ростовского боярина Кирилла, после присоединения ростовской земли к Москве бесхитростно сослали в Радонеж, где он впал в ничтожество и помре.
Это и был "Орден Иуды" весом в пять килограммов серебра, специально учреждённый для награждения проклятого Мазепы.
Самый вероломный, злобный и самый подлый из врагов России, став первым кавалером нового ордена, должен был носить его до последних дней своей жизни. Боясь попасть в руки русского царя и преданного им украинского народа - "второй Иуда" Мазепа 22 августа 1709 года принял яд. Накануне смерти вероломного предателя и злодея одолевали полчища вшей. Воистину то было наказание Божие!
Хоронили Мазепу в присутствии Карла XII, королевских трубачей, запорожских казаков и наёмников-сердюков с опущенными вниз знаменами и оружием. Всё нажитое им за 20 лет гетманства, все его зловещие планы и сатанинские замыслы - всё пошло прахом... Лишённый национальной идеи, всех обманывавший и всех предававший, вероломный, безнравственный и коварный - он воплощал абсолютную ложь. Он готов был отдать Малороссию на жертву междоусобной войны, которая неминуемо вспыхнула бы в случае передачи её в польское рабство.
Народ Украины не поверил предателю и изменнику и не пошёл за его призрачной "свободой"! Шатковский драма "Мазепа", 1880. Образ вероломного предателя Мазепы показан и в двухсерийном фильме "Пётр Первый" 1937-1939. Гениальный Пушкин в своей "Полтаве" навеки заклеймил изменника и клятвопреступника Мазепу в позорных названиях - "гетмана-злодея", "Иуды", "врага России и Петра", "живого трупа" и "змия" с "мрачной и коварной душой".
По словам историка Н. Костомарова 1817-1885 - "Малороссийский народ за Мазепой не пошёл. Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли. Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтоб отдать Украину в рабство Польше.
Никакие уверения изменника, никакие лживые обвинения, рассыпаемые им на московские власти, не переменили к нему народной антипатии. Народ инстинктивно видел, что его тянут в гибель, и не пошёл туда. Народ остался верен Русской державе. Эти два народа настолько сблизились и соединились, что их расторжение уже немыслимо в силу освященного опытом сознания обоюдной пользы их соединения".
Костомаров,- не испарилась совершенно в народе, но осталась никак не в привлекательном виде. В народных песнях и преданиях - это какое-то злое и враждебное существо, это даже не человек, а какая-то лихая проклятая сила: "Проклята Мазепа"! Драгоманова, М. Грушевского, Ф.
Уманца, В. Антоновича, И. Андрусяка, Б. Крупницкого и других.
Вопреки исторической истине и архивным документам глашатаи национализма "выделяли светлые точки в политической и частной жизни Мазепы", доказывая, что в измене гетмана не было личных интересов и что он только и думал о благе народа и "самостийности" Украины, стонущей под "московским ярмом". Идеализируя "Яна" Ивана Мазепу, они пели ему дифирамбы и называли "идейным борцом за свободу и независимость Украины и её народа", "самостийным гетманом-патриотом", "революционером" и "другом свободы", "национальным героем" и "отцом Отечества". Они даже удостоили его ореола "героя-мученика" и "страдальца за правду". Настоящая же правда мазепинцев никогда не интересовала!
Очередное "возрождение" предателя Мазепы началось накануне развала Советского Союза, в шумную эпоху расцвета всевозможных "рухов", "громад" и "саюдисов". Началось "новое мышление", новое мифотворчество и лепка на скорую руку "героичного образу" с бунчуком и булавой "державности и незалежности". Появилось большое количество всевозможного "чтива" и листков-агиток о "пламенном борце" за освобождение Украины от "московского ярма". Тогда же в денежное обращение "самостийной державы" поступила купюра в 10 гривен с портретом "национального героя и патриота" Ивана Мазепы.
А новый президент Украины и один из участников Беловежского "путча" Леонид Кравчук получил из рук "мазепинского руха" символичный подарок - точную копию гетманской булавы проклятого Мазепы. Не отставала от запросов времени и творческая интеллигенция... Исторический фильм "Молитва за гетмана Мазепу" вышел на украинские экраны несколько лет назад. В антирусской по содержанию картине - знакомый набор идеологических фальшивок и штампов - зверства русских солдат на Украине и груды мёртвых тел, изнасилованные женщины и поруганная честь Отчизны, садистские и содомитские наклонности царя Петра и светлый образ "благородного борца" за свободу и независимость Украины "ясновельможного гетмана" "Яна" Мазепы".
Новые времена, но старые "песни" и "герои"! Зловещая тень изменника и предателя снова встаёт из могилы и поднимается на пьедестал вероломства и лжи, чтобы снова сеять рознь и вражду между братскими славянскими народами, предавать веру предков, родную землю и свой народ. Великий и мудрый царь Петр, учреждая в 1709 году "Орден Иуды", вряд ли мог предположить, что его идея будет востребована спустя 300 лет.
Мазепа за время службы царевне Софье, а затем Петру I, стал одним из богатейших людей не только в Малороссии, но и в России. Он был владельцем 19 654 дворов в Малороссии и 4 117 дворов в России это более 100 000 душ. Мазепа был самым богатым гетманом за всю историю Украины — Малороссии.
Для сравнения: в порядке убывания Мазепа — 23 771 дворов, гетман Скоропадский — 18 882, гетман Апостол — 9 103 двора… И т. Украинские историки, при прямой постановке вопроса, делают ударение на то, что при Мазепе панщина была «человечной» - всего то два дня в неделю. Всего-то треть от панщины польских и российских селян. Но, удивительно честно подметил профессор Йоркского университета Орэст Субтэльный в своей «история Украины», которая на западе считается лучшим изложением истории Украины на английском языке: «... Всего через одно поколение панщина увеличилась до 4-5 дней». Я не верю, что современные украинские младореформаторы, которые уже 25 лет лепят из Мазепы «национального народного героя и мученика» не знают того, что именно Мазепа ввёл и узаконил панщину.
Хотя бы потому, что большинство из них учили в институтах историю Украины именно по трудам О. Субтельного, который прямо указывает на то, что именно при Мазепе были узаконены две панщины в неделю. Третье: Общеизвестен факт строительства на средства Мазепы православных соборов, церквей и колоколен. Колокольня Софийского Собора также была построена на деньги Мазепы. По свидетельствам историков докторов исторических наук Ю. Моцика и С.
Павленко за счёт собственных средств Мазепа построил 26 церквей. Из того, что мне удалось изучить, эта цифра примерно отвечает действительности. Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты. Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости , когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы???
Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков. А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко.
Между тем, между Кочубеем и Мазепой долгое время были самые приятельские отношения, которые чуть не стали и родственными. Гетман был крестным отцом дочери Кочубея Матрены. При этом она, кажется, была влюблена в пожилого Мазепу и когда он овдовел, то убежала к нему. Но тот вернул родителям, хотя тоже испытывал чувства большие, чем отеческие — церковь не дозволяла жениться на крестной. Это версия Мазепы. А вот Кочубей утверждал, что Мазепа сватался, а когда ему отказали, то организовал ее побег. Правда, не отрицал, что тот дочь потом вернул. Тут стоит сказать, что о «насильничьи» Мазепы над дочерью Кочубей заявил царской следственной комиссии, когда та допытывалась о причинах доноса. Допытывались в прямом смысле — на дыбе, а на ней что только не скажешь. Но фактом остается то, что своим планом перекинуться к шведскому королю и отделиться от России Мазепа в 1706 году поделился именно с Кочубеем. А когда отлучался из Малороссии, то наказным гетманом, то есть исполняющим обязанности, всегда оставлял Кочубея. Значит доверял ему всецело и никаких причин для обратного на тот момент не видел. Но идея отделиться от России Кочубею явно не нравилась. В 1707 году от передает со странствующим монахом Никанором устный донос о намерениях Мазепы.
25 октября / 7 ноября 1708 г. — предательство гетмана Мазепы
В Российской империи Мазепу после измены предали анафеме и даже осуществили символическую казнь. За предательство Мазепа был всячески проклят и предан анафеме. В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме. Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу (и оказывавшим ему помощь «клятым москалям») – после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального. Так что Мазепу отлучили за предательство святой церкви.