«Христианский пост отличается от всех остальных постов этого мира», – говорит Джон Пайпер. – «Он уникален тем, что выражает больше, чем нашу жажду по Христу. В христианских же постах, напротив, основная идея воздержания от определенной пищи – временное ограничение, принесение посильной жертвы Богу.
Что такое пост на самом деле?
- Особенности рациона
- Что такое пост?
- Как поститься впервые? Ответ священника
- Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
- В чём смысл Великого поста?
- От чего зависит дата начала Петрова поста?
Что такое пост и для чего он нужен
Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию. Пост в христианстве рассматривают как наилучшее время и средство для подготовки к таинству причащения. Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара. Петров пост — один из двух летних постов у православных. «Христианский пост отличается от всех остальных постов этого мира», – говорит Джон Пайпер. – «Он уникален тем, что выражает больше, чем нашу жажду по Христу.
Почему в Церкви четыре поста?
В ветхозаветные времена, за много столетий до христианства, древнееврейское вероучение рассматривало пост как неотъемлемую и важнейшую составляющую духовной практики, пост был закреплен законодательно. Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге. Желательно начать пост и молитву рано утром, по возможности в 6 -7 часов. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году.
Великий пост 2024
Великий пост — строгий, не благословляется не только мясная и молочная как в нестрогие посты , но и рыбная пища за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Детям, пожилым, больным, беременным и кормящим пост смягчают о том, как это можно сделать, лучше посоветоваться со священником. Впрочем, пищевые ограничения во время поста не главное.
В эти дни допускается послабление поста — разрешается вкушать рыбные блюда. В честь дня воскрешения святого Лазаря можно добавить в рацион рыбную икру. Разрешена рыба. Можно выпить немного вина. Страстная седмица Страстная неделя — последняя в Великом Посте неделя со строгими правилами поста. От употребления масла и продуктов, содержащих сахар, лучше воздержаться.
Разрешены в пищу овощи, фрукты, хлеб, мёд, орехи. Нельзя подвергать термической обработке или добавлять масло. Впрочем, в эти дни разрешены рыбные блюда. Православный пост в мае 2023 Нас ждёт 2 Великих православных праздника в этом месяце — День памяти Апостола Иоанна Богослова 21 мая и Вознесение Господне 25-го. В эти дни разрешается употребление любой пищи. Однодневные посты 3, 5, 10, 12, 17, 19, 24, 26, 31 мая - нестрогие правила. Нельзя употреблять продукты из мяса птицы и животных, можно рыбные. Православный пост в июне 2023 Нас ждёт Великий православный праздник в этом месяце — День Святой Троицы 4 июня 2023 года.
В этот день разрешается употребление любой пищи. Однодневные посты 2 июня - нестрогие правила. Петров пост 12 июня 2023 года, в понедельник, берёт своё начало 2-х недельный Петров пост Апостольский.
С одной стороны, можно хотеть жить в ритме Церкви — и это очень хороший ответ. Но это еще не совсем про то, что это значит для моей личной жизни, для меня живущего здесь и сейчас в XXI веке в условиях мегаполиса или другого современного города, а может быть и не современного города. В какой степени я могу следовать путем, которым следовали монахи определенного монастыря очень много веков назад? В ответе на этот вопрос есть 2 подводных камня, о которые можно споткнуться и набить приличные шишки: Первый — это абсолютно буквальное следование требованиям Типикона, то есть устава Церкви, и попытки соблюдать все "сухоядения" и другие нюансы поста , Второй — это полное безразличие к посту, отмашка такая: "А, это когда-то было там, в древности!
Сейчас это все не соответствует нашим реалиям". Все же пройти поприще поста без опоры на опыт Церкви, выраженный в Типиконе, без совета с духовно опытными людьми, на мой взгляд, совершенно невозможно. Вы не научитесь играть на скрипке, если вы не будете иметь перед собой опытного человека, который играет на скрипке, который не просто покажет вам, как звучит скрипка, но еще и поставит смычок, пальцы на гриф, объяснит, каким образом играть. То же самое и в духовном делании. Поэтому я настоятельно рекомендую всем соотнести свои возможности прохождения Великого поста со своим духовником или духовно-опытным человеком. При этом не всегда этот духовный наставник будет священником. Иногда это может быть просто авторитетный для вас человек, которому вы доверяете, ведь не каждый священник духовно опытен и не каждый мирянин духовно неопытен.
Важно еще подчеркнуть, что я говорю именно о совете, а не о получении готовой инструкции. У каждого человека могут быть разные обстоятельства, разные болезни и проблемы — если духовник это все не учел, давая вам совет, то будьте осторожны с его рекомендациями. Как говорится, входя в Церковь, снимайте шляпу, но не голову. В заключение, скажу так: проявите адекватность и трезвость в выборе меры поста и старание в прохождение пути поста. Вот совсем кратко то, на что я бы посоветовал обратить внимание тем, кто впервые хочет идти поприщем Великого поста. Ваш заказ Если вы приобретаете курс, то после оплаты Вам на эл. Каждый курс высылается отдельным письмом.
Пожалуйста, внимательно заполните Ваши контактные данные. Если письмо не пришло — проверьте папки "Спам" и "Промоакции", если и там его нет, то напишите нам напрямую на электронный адрес info so-smislom. Если у вас есть промокод на скидку, укажите его здесь Применить Нажимая кнопку «Оформить заказ», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности Оплатить.
Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо. Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться.
Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить. Я постником никогда не был, ссылаясь на немощь и болезненность телесную, и в оправдание свое придерживаюсь апостольского правила 70-го или около сего , в котором слабым родильницам на Страстной неделе разрешается виноградное вино и елей. Правильно или неправильно это, только немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение. Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила.
Но и опять повторю, что нужда мудрена. Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему, должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное, как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю Евангельское слово Самого Господа: «могий вместити да вместит» Мф. Пост перед причастием для больных Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед причастием и сделать укол и немного поесть — это не является препятствием для причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед причастием. Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин. Протоиерей Андрей Ефанов: "В случае, если приём лекарств обязателен с самого утра, то после лекарства можно причащаться, даже если после таблеток необходимо немного поесть.
В частности, об этом сказано в документе Об участии верных в Евхаристии: От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен см. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи как, например, при сахарном диабете , и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин". Пост супружеский Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание во время поста: «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» 1 Кор. Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста? На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения.
На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник. Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления. К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам. Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям. Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор.
И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор.
Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено.
Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается.
Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?
Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия.
Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен».
Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха».
Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью». Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом.
Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его.
Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам.
А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста.
Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель.
Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник.
Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук.
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян. Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп.
Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека.
А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища? Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха.
Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает.
А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым?
Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает.
А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего? То же и там.
Как постятся перед Причастием и Исповедью православные
Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время. В этом году Великий пост длится с 18 марта, начавшись сразу после Масленицы –. Великий пост в 2024 году начинается 18 марта, а праздник Пасхи приходится на 5 мая. Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2024 году и как провести это время правильно.
Испытайте силу молитвы и поста
Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля. это добровольное воздержание от потребления еды и/или воды на определенный период времени. В ветхозаветные времена, за много столетий до христианства, древнееврейское вероучение рассматривало пост как неотъемлемую и важнейшую составляющую духовной практики, пост был закреплен законодательно. Великий пост в 2024 году: календарь питания, правила и значение.
История и смысл Великого поста
И тогда, только тогда, наступает трудный момент употребления последнего средства, на которое нелегко решиться. Но что делать — все уже испробовано, ничего в запасе не осталось. Вождь собирает деревню причем колдун скромно стоит вместе с народом и назначает... Не поверите. И назначает… время покаяния и поста! Все племя в течение определенного промежутка времени постится и кается в грехах. У нас в христианстве хоть пост и не нами, как видим, придуман все с этого только начинается.
Зачем нужен пост? Человек является телесно-духовным существом, и устроен так, что если хорошо и плотно покушает, то его тянет или поспать, или порезвиться, но никак не помолиться. А питание не совсем досыта, к чему скоро привыкаешь, и голода нет; с исключением определенных видов пищи как правило, животного происхождения , избавляет нас от сонливости и искушений, облегчая наше тело. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Таким образом, физический пост делает возможным исполнение поста истинного, духовного. Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.
Можно ли сделать вывод о том, что главное — это духовный пост, а пост телесный только средство к исполнению главного? Можно, это так и есть. А можно в развитие этой мысли предположить, что телесный пост необязателен, а лучше сразу духовным постом заняться? Ну, если ты готов рубить дрова без помощи топора, попробуй, конечно: может быть и получится — иные мастера ребром ладони кирпич расколоть способны. Но благоразумнее будет прислушаться к мнению наших святых. В чем заключается пост?
Разговаривают двое прихожан: «Не воровал ли чего? Что я, нехристь, что ли?! Это время усиленного исполнения заповедей Христа. Некоторые и селёдочки в пост не скушают, но соседа или коллегу по работе живьем съедят. Пост заключается в тренировке воздержания. Мы же собираемся заповеди Христовы исполнять?
Вот и надо тренироваться. Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного. Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства.
Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу. И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного.
Опасны ли посты для здоровья? Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем.
Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития». То есть, если человек соблюдал, как положено православному христианину, предшествующий празднику пост Рождественский или Великий , а также не вкушал скоромного по средам и пятницам в течение года, то он может причащаться без трехдневного пищевого поста. Узнайте также: Среда и пятница — дни поста в православии: зачем они и что можно есть В субботу, накануне причащения Вопросы такого рода возникают потому, что Церковь обычно не приветствует посты в субботние и воскресные дни. Между тем, многие миряне причащаются именно в воскресенье. К тому же бывает, что великие праздники выпадают, например, на понедельник, что также ставит вопрос о посте накануне. Вот что говорит по этому поводу святитель Иоанн: «Доброе дело пост. Но доброе должно быть и совершаемо добрым образом. Если же кто постится, преступая законоположения Апостольские, или Святых Отец, тот должен услышать, что не добро доброе, когда не добрым образом совершается.
Итак, когда правило постановляет не поститься в субботу и в день Господень, а клирик постится; то он подлежит извержению, а мирянин отлучению.
Этой заповеди нет по той причине, что в Новом Завете в принципе нет подобных заповедей. Иисус говорит «когда» вы поститесь, по той причине, что Он знал о практике иудеев поститься на регулярной основе. Из различных источников мы знаем, что в ранней церкви пост был повсеместной практикой, так что, почти наверняка, апостолы тоже постились. Следовательно мы можем предположить, что эта духовная практика может быть полезна тем, кто постится.
Читайте также: Теократия, христианская история и современные христиане Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься. Если кто-то утверждает подобное, то совершает доктринальную ошибку. Слова Иисуса о том, чтобы мы молились за хлеб наш насущный, являются плохим аргументом против поста. Этот именно тот случай, когда слова вырваны из контекста. Иисус говорит нам, что мы должны молиться о наших нуждах.
Мы можем молиться за фрукты или мясо, за работу или эмоциональную поддержку и по-прежнему попадать под исполнение заповеди молиться за «хлеб наш насущный». Ни один ученый не согласится с тем, что эти слова доказывают тот факт, что Иисус Христос учил против поста, тем более мы знаем, что Он сам постился. Пост нигде не заповедуется в Новом Завете. Я думаю, что и я и вы согласны с этим. Вопрос тогда в следующем — надо понять цель поста.
Вы можете поститься с целью быть ближе к Богу, а может за какие-то конкретные нужды.
Исаия 58:3-4 Пост нельзя изолировать от всей остальной жизни. Духовные дисциплины не находятся где-то в одиночестве. Бог не благословит наше применение любой дисциплины, включая и пост, если мы отвергаем Его слово о том, какими должны быть наши взаимоотношения с другими. Что же нам делать?
Как же нам поститься по воле Божьей? Господь говорит: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Исаия 58:6-7 Другими словами, Богу угоден такой пост, в результате которого мы заботимся не только о себе, но и о других. Есть и другие способы поста для разрешения нужд других людей. Многие постятся для того, чтобы дать нищему или в церковь те деньги, которые могли бы потратить на еду в течение периода их поста.
Подумайте о такой возможности использовать деньги и время на нужды других людей. Чтобы преодолеть искушение и посвятить себя Богу Пост — это способ преодолеть искушение и с новыми силами посвятить себя Отцу. Попросите христиан дать посту библейскую характеристику, и большинство, возможно, сразу же подумает о сверхъестественном посте Иисуса перед Его искушением в Матфея 4:1-11. Второй стих этого знакомого места говорит нам, что Иисус постился «сорок дней и сорок ночей». В течение этого продолжительного поста Он духовно укрепился и был приготовлен отразить прямое искушение от самого сатаны.
Это было самым сильным искушением, если не брать во внимание Гефсиманию. Во время этого поста Он также посвятил Себя Отцу на публичное служение, которое Ему предстояло начать вскоре после этого. Нигде в Писании нам не говорится поститься сорок дней или какой-то конкретный промежуток времени. Но это не значит, что нам нечего взять для себя, глядя на необычное переживание Иисуса. Один из принципов, которому мы учимся из примера Иисуса, такой: пост — это способ преодолеть искушение и с новыми силами посвятить себя Отцу.
Чтобы выразить любовь и поклонение Богу Вполне возможно, что вы поститесь, когда вас постигают определённые трудности или вы попадаете в какие-то тяжелые ситуации. Но Библия говорит, что пост может быть актом выражения поклонения Богу. Через пост вы можете выразить то, что вы находите самое большое удовольствие и самую огромную радость только в Боге. В этом случае упражнение в посте означает, что вы любите Бога больше пищи, что поиск Его для вас более важен, чем еда. Это чтит Бога и является формой поклонения Ему как Богу.
Это означает, что чрево не является вашим богом, в отличие от некоторых см. Филиппийцам 3:19. Но оно подчинено Богу и пост доказывает это, потому что вы желаете подчинить желания чрева желаниям Духа. Пост всегда должен иметь духовную цель, чтобы Господь мог благословить наш пост. Эта цель должна быть направлена только на Бога, а не на себя.
Ваш физический голод должен побуждать вас к размышлению о Боге. Он не должен отвлекать вас, а наоборот, напоминать вам о вашей цели.
О христианском посте: что такое пост, когда начинаются и как соблюдать посты
Употребление мяса животных и птиц, а также всех молочных продуктов — сыра, масла, яиц — разрешается во все мясоеды — в скоромные дни, кроме указанных многодневных постов и поста среды и пятницы. В сплошные недели: 1 на Пасхе; 2 в Святки, между праздником Рождества Христова и Богоявления; 3 неделя мытаря и фарисея, за две недели до Великого поста; 4 неделя после Троицы. В эти недели и в среды и пятницы разрешается мясная и молочная пища. Соблюдая святые посты, воздерживаясь от мясной и молочной пищи, как указано в святых уставах и законоположениях церковных, следует не пресыщать себя в питании ни в постные, ни в скромные дни. Это полезно для тела и души. Соблюдение постов, употребление переменной пищи, и особенно растительной, очень полезно для организма тела, о чём свидетельствуют многие доктора и профессора медицины. Эго неопровержимо подтверждается жизнью подвижников и угодников Божиих, которые всю жизнь питались только растительной пищей и жили долго, были выносливы и трудоспособны. Пост есть целитель души и тела от всяких болезней. Сам Господь говорит: «Ничем нельзя отогнать от человека врага диавола и всякого беснования, только молитвой и постом» Марк, 9: 29. О посте и значении его подробно указано у Василия Великого, Иоанна Златоустаго, преп. Ефрема Сирина и других св.
При соблюдении поста нужна и молитва, и добродетели. Быть со всеми в мире и любви, никого не обижать, не оскорблять, не иметь злобы, не спорить, не ссориться, не клеветать, не лгать, — воздерживаться от всяких греховностей, как учат святые отцы Церкви. Вот что говорит хотя бы преп. Нил Сорский: «В пост должно быть соблюдение себя от недозволенной пищи, удаление от раздражительности, зависти и хвастливости, вспыльчивости, сонливости, лености и всяких грехов» часть 3, кн. Сам Бог через пророка Исаию указал, какой Ему угоден пост. Он говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды... Скитающихся бедных введи в дом. Когда увидишь нагаго, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... И слава Господня будет сопровождать тебя... И ты будешь иметь радость Господню...
Уста Господни изрекли это» Исаия 58: 6—14. В древности христиане так и делали. Когда они постились, еще перед постом непременно со всеми прощались и прощали всем, кто их чем-либо оскорбил, прощали долги и все обиды. При трапезах ставили всегда один лишний прибор для одного человека или больше.
Даже оставив в стороне сугубо религиозную часть поста, мы вряд ли будем спорить с тем, что живя в определенном достатке и изобилии, мы сегодня перестаем видеть и ценить те самые простые и важные вещи, которыми обладаем — здоровье, крышу над головой, близких и родных, возможность учиться, работать и зарабатывать, и многое другое. Психолог, руководитель Европейской школы психологии Кристина Кудрявцева: - Один из митрополитов как-то сказал "В Пост главное не есть друг друга". Что такое пост? Это практика воздержания, то есть управления своими желаниями. Своей волей я удерживаю желание и не ем кусок мяса.
А если я управляю своими желаниями, то я управляю и своей энергией. Когда я вела тренинги личностного роста, я часто вводила практику, которая приносила иногда чудесные результаты нашим участникам. Я просила их найти что-то ценное в своей повседневной жизни и отказаться от этого — на месяц, два… Не столь важен срок, сколько сам поступок ограничения и воздержания от собственных желаний. Пример: я очень люблю сладкое, и ем его в период любого стресса. А на работе я часто ругаюсь с коллегой. И вот, поругавшись, я прихожу домой, и заедаю стресс сладостями. Если бы я решила себя в этом ограничить, я бы начала искать выход из ситуации другим способом. Возможно, пообщалась бы с психологом, или попробовала найти другой подход к коллеге, установила бы границы правильные. И в итоге я бы наработала какие-то коммуникации.
И моя энергия возросла бы.
Самые строгие ограничения в пище описываются в монашеском Типиконе, отметил священник. Однако не каждый сможет соблюдать именно этот устав. Конюхов выразил мнение, что каждый должен подобрать себе именно тот рацион, который не навредит, а, наоборот, принесет пользу. Исходя из реалий жизни можно всегда обсудить эти вопросы с духовником. Тут смысл в том, что не человек создан, чтобы соблюдать пост, а пост создан для человека, чтобы помочь ему», — пояснил собеседник ОТР. Если человек по состоянию здоровья или другим причинам не может отказать себе в том или ином продукте, который в пост под запретом, значит ему следует ограничить себя в других вещах, например, в осуждении других людей или просмотре телевизора.
По словам священника, такой некий отказ от зависимостей тоже считается соблюдением поста. Беременным и кормящим женщинам, поститься нельзя рассказала «Аргументам и фактам» врач-эндокринолог Наталия Тананакина. Она пояснила, что из-за пищевых ограничений в организме образуется нехватка белка и жира, витаминов D, А, В12, железа, кальция и фосфора. Все это необходимо для полноценного и правильного развития плода. Но опять же, она может для себя с духовником определить какие-то другие вещи, чтобы, например, вечером долго не смотреть сериал, а вовремя ложиться спать. Или где-то стараться больше времени уделять молитве», — пояснил Конюхов. Людям с анемией, диабетом или заболеваниями ЖКТ можно соблюдать Великий пост, но с некоторыми послаблениями.
Вечером в субботу из алтаря выносится крест, поклониться которому верующие смогут в течение всей следующей недели до пятницы. В середине поста Церковь для поддержания духовных сил верующих напоминает о том, что Крест стал главным орудием нашего спасения, символом не только смерти Христа, но и Его Воскресения, которое открыло людям путь в Царство Небесное. Четвертое воскресенье Великого поста В четвертое воскресенье верующие вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Оно приходится в 2024 году на 14 апреля. Именование этого святого происходит от главного труда его жизни — книги под названием «Лествица», в которой рассказывается о постепенном, как бы по ступенькам, восхождении души к Богу через борьбу с суетой и грехами, покаяние и молитву, обретение веры и любви. Пятое воскресенье Великого поста Пятое воскресенье посвящено преподобной Марии Египетской — великой грешнице, ставшей великой святой. В 2024 году Неделя Марии Египетской приходится на 21 апреля. За несколько дней до этого в храмах вместе с каноном Андрея Критского читается ее житие.
Ее пример показывает, что любовь Божья покрывает все грехи, когда человек искренне кается. Шестое воскресенье Великого поста Шестое — Вербное воскресенье, которое в 2024 году будет праздноваться 28 апреля. Другое название этого дня — Неделя ваий, то есть цветов или ветвей, которыми жители Иерусалима встречали Христа, входящего в город, незадолго до Его распятия. В наших широтах вместо цветов традиционно используют распустившиеся веточки вербы. Для верующих этот день — вступление в Страстную седмицу. Дела Великого поста О делах Великого поста очень точно сказал блаженный Августин: «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия». Таким образом, главное, чему нужно уделить время и силы в пост, — это молитва, покаяние и добрые дела.
Сложность поста для современного человека часто заключается в том, что кажется почти невозможным в и без того насыщенный график вставить время для долгой молитвы, дополнительного похода в храм, участия в какой-то благотворительной акции. Даже спокойно посидеть и подумать, заглянув в свою душу, не всегда получается. Многие из нас бегут по жизни, и кажется, что задач становится все больше, а времени — меньше. Но все же, когда у человека болит зуб, он выделяет время на посещение врача. А то, что лечение требуется душе, обычно не так заметно. И если мы не особенно занимаемся этим лечением в повседневной жизни, то оно должно стать важнейшим и неотложным делом в Великий пост. Конечно, великопостные труды не должны идти в ущерб привычным обязанностям — работе, учебе, домашним делам и заботе о близких. Но когда человек ставит перед собой такую цель — дополнительно духовно потрудиться, выясняется, что на самом деле можно выкроить немного времени, чтобы хотя бы в этот особый период года поднять голову от своих обычных беспокойств и посмотреть в сторону неба.
Великий пост начинающим Великий пост не должен стать для начинающих такой тяжкой обузой, после которой больше никогда или очень долго не захочется повторять этот опыт. Пожалуй, это первое, что должен помнить человек, если он делает первые шаги в церковной жизни. Стоит учесть также, что пост — история не про еду, а про стремление к Богу. Просто отказ от мяса, молока и яиц еще не будет постом, если это не будет сопровождаться работой души. Начинающие постники могут взять церковный календарь и отметить для себя важные события, которые не хотелось бы пропустить, — даты, молитвы, богослужения. Церковная жизнь в дни Великого поста заметно меняется, и с непривычки легко запутаться и растеряться. Стоит также учесть, что не все пойдет так, как хотелось бы, и в таком случае надо не отчаиваться и решать, что «все пропало», а продолжать делать то, что получается. Господь не ждет от нас исполнения повинности от буквы до буквы, но видит наше искреннее стремление к Нему.
Не нужно брать на себя непосильные подвиги, особенно если это только первые опыты поста, и ждать в себе чудесных перемен. Но нужно попробовать за этот семинедельный период исправить в себе хотя бы малый изъян и постараться не возвращаться к нему по окончании постного времени. Если в каждый пост мы будем понемногу менять себя и сохранять в себе эти изменения, то со временем получим реальные плоды Великого поста. Молитвы Великого поста В Священном Писании молитва и пост часто составляют единое действие, и телесное воздержание — это скорее поддержка духовного делания. Святые сравнивают пост с «крыльями», которые помогают молитве достичь неба. С одной стороны, молитве уделяется больше внимания, когда душа «не отягощается и подавляется гибельным бременем удовольствий», отмечает святитель Иоанн Златоуст. С другой, молитва становится для постящегося защитой от раздражительности, высокомерия, самомнения. Они, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, как сорняки, растут в «сердце постящегося», если он удовлетворяется одним только телесным подвигом.
Есть тексты, которые звучат только в этот период дома и в церкви и дают возможность глубоко проникнуться атмосферой Четыредесятницы. В основном это покаянные тексты, потому что покаянием прокладывается путь к Богу. Со вторника Масленицы и до Великой Среды она с понедельника по пятницу звучит на богослужениях и читается верующими дома. Принято особым образом сопровождать ее земными и поясными поклонами. Этот короткий и емкий покаянный текст был написан древним подвижником, который на собственном опыте знал, насколько нужна каждому милость Божья. Однажды он был осужден за преступление, которого не совершал, но после видения во сне понял, что нужно пересмотреть свою жизнь. Когда он вспомнил совершенный по глупости поступок, похожий по своему результату на тот, за который теперь он находится в тюрьме, то неожиданно был отпущен на свободу. Тогда будущий святой глубоко осознал, что на самом деле значит покаяние и где искать для него источник, даже когда кажется, что во всем прав.
Еще одно вдохновляющее поучение Ефрема Сирина касается ангелов-хранителей, радующихся нашему посту: «потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими». Ежедневно читать молитву Ефрема Сирина легче, помня об этом. Читайте также: Молитва Ефрема Сирина. Текст, переводы Канон Андрея Критского Канон Андрея Критского — это одно из величайших произведений христианской гимнографии, целиком посвященное теме покаяния. Он состоит из 250 тропарей и повторяющегося припева «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Во время Великого поста канон дважды читается в храме. В первые четыре дня — по частям, а на пятой неделе — целиком, что одновременно требует и немалых усилий, и добавляет стойкости постящимся, когда большая часть пути уже позади. Автор канона преподобный Андрей Критский соотносит грехи и помыслы своей души с событиями из Священной истории.
И вот уже двенадцать столетий слова, написанные в раскаянии древним архиепископом, православные верующие применяют к себе. Сегодня существует множество пояснений и толкований Великого канона, но даже когда человек понимает в его тексте далеко не все, его душа не может не отозваться, улавливая отдельные слова, интонации и из самой глубины сердца идущее прошение к Господу: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Три подготовительных воскресенья посвящены притчам Спасителя, и в каждой части песнопения можно найти отсылки к ним. Первые слова о покаянии напоминают притчу о каявшемся мытаре. Во второй части прошение наставить на стези спасения как будто дает отсылку к блудному сыну. А в третьей упоминается Страшный суд. Молитва «Покаяния отверзи ми двери…» повторяется на всенощном бдении в субботу вечером вплоть до пятого воскресенья поста. Накануне Входа Господня в Иерусалим она уже не поется, так как период сосредоточенности на своих грехах закончился — верующие готовятся к воспоминанию Страстей Христовых, следованию за Господом на Голгофу.
Как поститься впервые? Ответ священника
В Рождественский 6 января Сочельник вкушаем пищу без масла. Для желающих причащаться в Рождественскую ночь Евхаристический пост с 18:00 не едим и не пьем. Великий пост 7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи подготовка к Посту - Сырная седмица Масленица - не вкушаем мясо ср, пт - без масла пн, вт, чт, сб, вс - с растительным маслом кроме 1-й, 4-й Крестопоклонная , и последней Страстная седмиц - без масла по будням. Благовещение и Вербное воскресенье - рыба. Лазарева суббота - рыбная икра. Великий Четверг - растительное масло.
Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их».
Апокрифические книги[ править править код ] В Евангелии от апостола Иакова имеется сюжет, где праведный Иоаким , отец Пресвятой Богородицы , уходит в пустыню на 40 суток поститься. Мотивация поста — усиленная молитва о потомстве, способ воздержания — полное воздержание от приёма пищи и питья в течение 40 суток: «И столь горько стало Иоакиму, и не пошёл он к жене своей, а ушёл в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдёт ко мне Господь, и будет мне едою и питьём молитва» Евангелие от Иакова 1. В книге « Дидахе » «Учение через двенадцать апостолов народам» повествование о посте встречается трижды: «…Поститесь и за гонящих вас…» Мф.
В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию. И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом. Кому нельзя поститься? Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл гастрономической компоненты поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями. Когда невозможно поститься в полную меру, то пост можно послабить. В особенности это относится к людям, находящимся в состоянии болезни. Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — дело оправданное». Ответ: Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питье, как пожелает и как сможет понести». Во всех случаях, когда есть необходимость послабления поста или полного его оставления в конкретных условиях и ситуациях, стоит посоветоваться с духовником и получить у него благословение. Если нет своего духовника, то необходимо обратиться к приходскому священнику. Если нет и такой возможности, то поступать надо по своему усмотрению, с учетом церковных правил и традиций, руководствуясь своей христианской совестью и знаниями. Примечания: [1] Монтанисты — последователи монтанизма, раннехристианской ереси. Основателем был бывший языческий жрец Монтан, обратившийся в христианство в 156 г. Монтанова или катафригийская ересь была осуждена Первым Вселенским Собором в Никее 325. Обратился к христианству около 190 г. В своих трудах последовательно разоблачил ереси Маркиона и Ермогена. Будучи ревностным, прямолинейным, решительным и порывистым человеком, сопоставлял существующие в Церкви порядки, поведение её членов с собственными идеализированными представлениями, и находил между ними всё больше и больше несоответствий. Это в итоге привело к разрыву с Церковью и уклонению в ересь монтанизма. В конце концов Тертуллиан разочаровался и в монтанизме, после чего встал во главе собственного религиозного движения.
Но как и с канонами — правило можно применить с точки зрения икономии и акривии, то есть с точки зрения снисхождения и с точки зрения исполнение закона со всей его строгостью. Поэтому каждый мирянин может сам себе определить меру строгости поста. Да и не только может, но и должен. Не дергать батюшку за крест и за полы рясы: "Батюшка, батюшка, благословите пост не соблюдать! Пока строго пощусь, я христианин, а раз я уже старенькая, или беременная, или кормящая, то кранты духовной жизни. Конечно, так быть не должно. Так что основной мой совет — решите сами, чего вы не будете есть, и проводите свой пост с единомышленником. Желательно, чтобы он был более опытным, смотрел, как идет твой пост, и хвалил тебя. В идеале, это батюшки в общине делать должны, конечно, но если они не могут, то ищите в других местах. Найти единомышленника, с которым вы вместе будете проводить пост и не только, вы можете в нашем сообществе " ОБЩИНА online " прим. Иеромонах Геннадий Войтишко Постящемуся впервые я бы, во-первых, задал вопрос: "Зачем вам это надо? С одной стороны, можно хотеть жить в ритме Церкви — и это очень хороший ответ. Но это еще не совсем про то, что это значит для моей личной жизни, для меня живущего здесь и сейчас в XXI веке в условиях мегаполиса или другого современного города, а может быть и не современного города. В какой степени я могу следовать путем, которым следовали монахи определенного монастыря очень много веков назад? В ответе на этот вопрос есть 2 подводных камня, о которые можно споткнуться и набить приличные шишки: Первый — это абсолютно буквальное следование требованиям Типикона, то есть устава Церкви, и попытки соблюдать все "сухоядения" и другие нюансы поста , Второй — это полное безразличие к посту, отмашка такая: "А, это когда-то было там, в древности! Сейчас это все не соответствует нашим реалиям". Все же пройти поприще поста без опоры на опыт Церкви, выраженный в Типиконе, без совета с духовно опытными людьми, на мой взгляд, совершенно невозможно. Вы не научитесь играть на скрипке, если вы не будете иметь перед собой опытного человека, который играет на скрипке, который не просто покажет вам, как звучит скрипка, но еще и поставит смычок, пальцы на гриф, объяснит, каким образом играть. То же самое и в духовном делании. Поэтому я настоятельно рекомендую всем соотнести свои возможности прохождения Великого поста со своим духовником или духовно-опытным человеком. При этом не всегда этот духовный наставник будет священником.
В чём смысл Великого поста?
Тем, кто соблюдает все посты Отдельное внимание Архиерейское Постановление от 5 февраля 2015 года уделяется срокам поста перед Причастием. В документе говорится о существовании двух параллельных традиций. Трехдневного поста перед принятием таинства для тех, кто причащается несколько раз в году, и 6 — 8 часовым постом для тех, кто причащается раз в неделю и чаще и соблюдает многодневные и однодневные посты, принятые в Православной Церкви. Хотя мнения священнослужителей разнятся: одни полагают, что для такого верующего достаточно воздержания от пищи и питья с 12 ч. В конечном итоге, подобные вопросы обычно рекомендуют решать со своим духовником. В «Сплошную седмицу» В документе «Об участии верных в Евхаристии» разъясняется вопрос о причащении на Пасхальной неделе и в дни Рождественских святок , когда воздержание не положено, тогда пост можно соблюдать лишь с 12 часов вечера и до принятия причастия: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением.
Подписаться Зачем попы придумали пост? Не так давно в Африке обнаружили племя, неизвестно сколько тысячелетий живущее в изоляции на уровне первобытно - общинного строя, никогда не знавшее ни цивилизации, ни монотеистических религий. В рамках банального древнего пантеизма они поклонялись своим местным богам, ответственным за те или иные явления природы, удачу на охоте, здоровье, воинские успехи и так далее. Антропологи и этнографы, которые проживали во вновь обнаруженном племени и изучали его, рассказывают об интересном наблюдении. Наступает засуха. Истощаются родники. Уходит дичь. Что делать? Совершенно ясно, что племя прогневило какого-то из многочисленных богов и пожинает заслуженные кары.
Местный колдун собирает племя и строго так у всех спрашивает: никто тотемную лягушку не кушал? Нет, никто не кушал... Ну ладно. Колдун устраивает большую мистерию около центрального идола деревни, и все ждут результатов. Проходит неделя, засуха продолжается. Угроза гибели урожая. Все снова собираются и торжественно приносят богам жертвы, кому чего не жалко: часть прошлогодних запасов злаков, например, или поношенную одежду это и нам знакомо — на тебе, Боже, что нам негоже. Проходит время и становится ясно, что мелкими подачками гнев богов загладить нельзя. Вразумленные неудачей аборигены, от каждого семейства отдают колдуну лучшее животное, и совершается большое щедрое жертвоприношение по всем правилам.
Засуха продолжается, урожай гибнет, приближается призрак голода. В племени начинается большая подготовка. Деревенская площадь очищается, складываются огромные костровища. Мужчины деревни, способные быть воинами, наносят на тела боевую раскраску. С наступлением ночи под рокот барабанов разворачивается действо: возжигаются костры, мужчины выходят в центр и начинают ритуальные танцы. Через два часа в руках танцующих появляются ножи. Усиливая танец и переходя в ритмический боевой транс, воины полосуют себя ножами по икрам. Во все стороны брызжет кровь — совершается кровавое жертвоприношение богам, ритуальный танец не прекращается, к утру все лежат в изнеможении и ожидании чуда. Однако, судя по погоде, человеческая кровь не умилостивила богов племени.
И тогда, только тогда, наступает трудный момент употребления последнего средства, на которое нелегко решиться. Но что делать — все уже испробовано, ничего в запасе не осталось. Вождь собирает деревню причем колдун скромно стоит вместе с народом и назначает... Не поверите. И назначает… время покаяния и поста! Все племя в течение определенного промежутка времени постится и кается в грехах. У нас в христианстве хоть пост и не нами, как видим, придуман все с этого только начинается. Зачем нужен пост? Человек является телесно-духовным существом, и устроен так, что если хорошо и плотно покушает, то его тянет или поспать, или порезвиться, но никак не помолиться.
А питание не совсем досыта, к чему скоро привыкаешь, и голода нет; с исключением определенных видов пищи как правило, животного происхождения , избавляет нас от сонливости и искушений, облегчая наше тело. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Таким образом, физический пост делает возможным исполнение поста истинного, духовного.
Глава его была безвинно отсечена по случаю пьянственного пира Ирода и ради плясания — танцевания дочери скверной, развратной незаконной его жены.
По любви к нему установлен пост. Пища бывает без мяса, без молока, без рыбы, только с растительным маслом. Такой же пост установлен и 14 28 сентября, в день обретения Животворящего Креста и его Воздвижения, то есть поднятия для созерцания людям. В этот день, с постом и молитвой, вспоминая о смерти и страданиях Христа, с благоговением христиане целуют святой Крест, как символ спасения.
Указывая на однодневные и многодневные посты и о времени их, мы должны знать и что такое пост. Что такое пост Слово «пост» означает воздержание, главным образом воздержание от скоромной пищи от древнерус. Эта пища, согласно церковным узаконениям, считается нарушающей пост и не разрешается в дни поста, как и говорится в разъяснении 69-го правила св. Апостол, особенно в толковании святителя Федора Вальсамона.
Он говорит, что если кто болен и даже при смерти находится, то можно разрешить ему в постах, как и больному, только растительное масло и рыбу. Воздержание в постах, по определению святой Церкви, бывает различное. Полное воздержание, полный пост — то есть в известные дни не употреблять никакой пищи, как указано в уставе о постах, для потщаливых старательных людей, в понедельник и вторник 1-й недели Великого поста и в пятницу Страстной недели. Об этих днях сказано, что в эти дни «ни хлеба ясти, ни воды пити» Устав о постах.
Следующий пост — это сухоядение. То есть не вкушать не только мясной пищи, молока и яиц, но и рыбы, растительного масла и горячей пищи. Разрешаются только хлеб, вода и овощи. Так указано поститься в Великий пост и в другие посты, в среды и пятницы Номоканон, пр.
Пост такой же, как указано выше, но разрешается горячая пища и питие с медом, то есть с посластием, но без растительного масла. Пища грибная и овощная. Это во вторник и четверток Великого поста Соловецкий устав. Пост — воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы.
Разрешается только растительное масло и горячая пища с посластием. Это во вторник и четверток всех постов, кроме Великого поста и в субботу и воскресение Великого поста Устав большой, 32 гл. Пост — воздержание от мяса, молока и яиц, разрешается только рыбная пища и растительное масло. Это во вторник, четверг, субботу и воскресение Рождественского и Петровского поста, и в полиелеосные праздники, где отмечено Крестом.
То есть пост - это не религиозная диета, а оживление человеком его отношений с Богом. Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети? Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость.
Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно!
Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви.
С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим?
Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
Правила Великого поста описаны в церковном уставе, однако воспринимать их буквально не стоит: во всём важно чувство меры. Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост – Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Пост в православии — это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. Когда-то эти правила распространялись на всех православных христиан – как монашествующих, так и мирян, но сегодня даже сам Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что пост для монаха и пост для мирянина – это две разные вещи. В христианстве пост — аскетический порыв христианина, система воздержания от жизненных удовольствий и благ.