Александр Островский — автор около 50 пьес, среди которых — «Женитьба Бальзаминова», «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы» и «Без вины виноватые». В Москве сегодня начинается фестиваль «Островский в доме Островского», посвященный 200-летию великого драматурга, и пройдет до 16 апреля включительно.
Сегодня исполняется 200 лет величайшему русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому
Он выезжал в Европу полномочным представителем русской истории и культуры и не забывал, что он — посланник Москвы, России, великой и мощной державы. И его исторические драмы: «Василиса Мелентьева», «Тушино», «Минин», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», гораздо менее востребованные современным театром, чем замоскворецкие сцены, картины и комедии, — свидетельствуют об этом со всей полнотой. Прозаик может в комментариях, в объяснениях, лирических отступлениях как-то себя проявить, а драматург такой возможности не имеет. Слева написано, кто говорит, справа — что говорит, а драматург как человек в своем произведении отсутствует. Он присутствует только своим талантом — в композиции пьесы, в системе образов, в организации конфликта. Из всех русских драматургов Островский — самый объективный: все внутреннее и экзистенциальное он из текста убирает.
Личность Александра Николаевича остается неразгаданной — трудно распознать, каким он был, как тяжко догадаться про Шекспира, от которого ничего не осталось, кроме его пьес. Но по тому, какова основная интонация драматургии Островского, чувствуется, что он был хорошим человеком и простым. У автора тоже все шло гладко? Вспоминаем, к примеру, комедию «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Товстоногова или Захарова, и ахаем: «Какая пьеса! Один из критиков, не хочется даже упоминать его имя, написал об Островском статью, которая называлась ни больше ни меньше «Бессилие творческой мысли», а доказательством этого «бессилия» служила пьеса «На всякого мудреца довольно простоты».
Сейчас в это трудно поверить, но это так. Или не сходящая со сцены более полутора столетий комедия «Банкрот, или Свои люди — сочтемся». Театр в этой комедии всегда лихой, активный, душевно здравый и здоровый. Какие роли — чудо! Считаю важным напомнить то, что знают только специалисты.
Островский пытался привлечь к написанию этой большой дебютной пьесы неудавшегося актера, который оказался ничтожным человеком, тандем не сложился. Дальше — успех комедий «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» — естественно, появились завистники, и пошел слушок, что «Свои люди — сочтемся» написал тот самый неудавшийся соавтор. Со временем выяснилось, что это подлый, пошлый навет, но это со временем. А с ощущением, что про тебя думают: «Вор и плагиатор! И появился мотив завистливой сплетни во многих пьесах Островского, где он касается обыкновенной жизни обыкновенных людей.
По тому, как разрабатывает эту тему Островский, понимаешь, что ему дорого далось. Он не оправдывался на всех углах, не писал гневные протесты, он как-то стиснул зубы и перетерпел. Вообще в Островском угадывается ценное качество, кстати, очень христианское, — терпение ко злу, которое ты не можешь изменить. Терпение — великая сила, она базируется на убеждении, что правда справдится. У Островского — внутренняя уверенность в том, что все перемелется — мука будет, не стоит гневаться, а надо перетерпеть, и ты доживешь до того дня, когда правда не даст себя забить полностью, загнать и ликвидировать.
Она все равно восторжествует. Эта его вера в силу правды восхищает. Он в этом плане обладает мужеством самостояния. И эти личные качества Островского проявляются в интонации, в атмосфере, в тоне его драматургии. Он может взять грустную и безотрадную ситуацию, но окутать ее чувством юмора, шутливостью, мягкой улыбкой, удивлением — потому самые печальные сюжеты вселяют в читателя и зрителя душевную бодрость, надежду на то, что все равно в конечном счете кривда попятится и правда свое возьмет.
Ни одна его пьеса, даже та, которая кончается смертью героини или полной личной катастрофой героя, — не наводит уныния и безотрадности. Напротив: поживем еще! Еще дай Бог все будет — наладится, образуется! Жизнь не окончена! А жизнь Островский любил: какая бы она ни была, все равно это жизнь, и в ней есть свои, пусть редкие, но счастливые мгновения.
А трудности либо преодолимые, либо терпимые — и отсюда чувство света, сердечности, теплоты, которые исходят от самых безнадежных сюжетов. Она понимает, что идет на страшный грех, — церковь не совершала панихиды по самоубийцам и сейчас не совершает — это неотменимо, но люди, как правило, забывают, что церковь не запрещает молиться о них тем, кто истинно их любит. Когда Катерина на пороге смерти, уже приняв решение, об этом вспоминает, то произносит замечательную фразу: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» И эта вера освещает каким-то высоким настроением этот, кажущийся безнадежным, финал.
С Москвой из вашего перечня связано только одно событие - отъезд на Сахалин Антона Чехова.
Впрочем, это случилось много позже, в 1890 году, когда писатель навсегда покинул "дом-комод" на Садовой-Кудринской, где несколько дней назад открылся обновленный музей русского прозаика и драматурга. Редкий театральный сезон на пике карьеры Островского проходил без его новой пьесы Так вот, в срединные десятилетия позапрошлого века Москва была по преимуществу "грибоедовской" - меткое определение Михаила Гершензона. Здесь текла внешне размеренная жизнь с "обедами, ужинами и танцами", совершались не трагедии, но идейные споры. Это был город обычая и рассуждения, но не действия. Драмы здесь не выставлялись на общее обозрение.
И все же были в жизни Островского несколько чудес. Все они произошли на грани 1840-х и 1850-х годов, когда не юный уже под 30 лет недоучившийся студент-юрист, мелкий чиновник судебного ведомства, автор нескольких незначительных публикаций вдруг обрел общегородскую славу. Апогей этих событий - чтение пьесы "Банкрут" в доме Михаила Погодина на Девичьем поле. Читал сам Островский в дуэте с Провом Садовским, в будущем основавшим знаменитую актерскую династию. Погодин не только был университетским профессором истории, но также издавал крупнейший в Москве того времени литературный журнал.
И он без колебаний отдает в руки дерзкого дебютанта Островского критический отдел "Москвитянина". Чем не чудо - все равно, что в наши дни безвестный молодой человек получил бы в свое ведение, ну, скажем, городской телевизионный канал... Островский родился в семье обычного судебного стряпчего и дочери пономаря. Не смог закончить университет. Но при этом знал семь иностранных языков, переводил главных драматургов мира, включая Шекспира.
Как это могло быть? Дмитрий Бак: Ну, во-первых, его отец - не просто стряпчий, а человек, выслуживший в 1839 году потомственное дворянство и впоследствии разбогатевший. Его земельные владения в Замоскворечье занимали целый квартал. Во-вторых, после смерти первой жены, матери Александра Николаевича, его отец женился на дворянке из шведского обрусевшего рода, которая стремилась дать своим детям подобающее образование и со всем возможным попечением заменила мать мужниным детям от первого брака. Были в жизни Островского несколько чудес.
Одно из них - дерзкому дебютанту без колебаний отдали в руки критический отдел журнала "Москвитянин" Жизнь Островского тесно связана не просто с Москвой, а именно - с Замоскворечьем. Но это ведь был особый район Москвы.
И я до сих продолжаю его печь", — приводятся в сообщении слова Трутневой. Она также отметила, что у семьи остались некоторые вещи писателя, однако большую их часть передали в музей-заповедник Щелыково в Костромской области. Александр Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве.
Обыкновенная провинциальная актриса, милая девушка Сашенька Негина говорит об этом просто: «Сама знаю, что хорошо, что дурно».
И с ней согласен ее ровесник Ераст из пьесы «Сердце не камень»: «Само собою, дурного хорошим не назовешь». И это знает каждый герой Островского. Неважно, он благонамеренный обыватель или пропойца, русский царь или лавочник, выпускник университета или полуграмотный недоучка, талантливый или бесталанный, богатый или бедный — «дурное хорошим не назовешь». Если актеры играют с доверием к драматургу, то это понимает всякий человек в зрительном зале, что вселяет душевную бодрость и здравие ума. Дело не в характерах, хотя они яркие, красочные, разноцветные, — дело в душе, которая поет, мается, ищет, тоскует, радуется, печалится, скорбит, — душевные движения жизни героев и вызывают отклик в зрительном зале. И этим объясняется, я бы сказала, русскость драматургии Островского.
Люблю «Таланты и поклонники» за лирическое отношение к сцене. Может, потому, что я — человек, связавший свою судьбу с театром? Пьеса у меня вызывает личное, бережное и нежное чувство, и мне близка бедная одаренная провинциальная актриса Негина. Ее образ, кстати, представляет для театра большую трудность — талант Негиной должен быть очевиден для зрителя. Здесь не подойдет просто милая молодая актриса. Когда ее играла Ермолова, было понятно, что героиня Островского — дарование исключительное.
Мне повезло — видела постановку Марии Осиповны Кнебель в Малом театре, и от Негиной Натальи Вилькиной веяло подлинным, настоящим талантом. И старик Нароков — смешной иногда, трогательный порой, забавный, милый суфлер, который гордо себя именует помощником режиссера, — как он любит театр, и мне кажется, что сколько бы горького и тягостного, мутного и муторного ни варилось за кулисами, все равно возможность подняться над бытом, взлететь — вот за это Островский и любит театр, и его чувство сквозит в каждой строчке, в каждой реплике «Талантов и поклонников». Какое-то время была заворожена «Грозой», не могла расстаться с бесконечной и печальной красотой пьесы про любовь, которая встречается раз в 100 лет. Тогда я писала статью о «Грозе» в Энциклопедию литературных произведений и всем задавала вопрос Катерины: «Отчего люди не летают? Один меня вогнал в ступор. И вдруг мне показалось — это так несправедливо, так неправильно, что людям не положено летать.
Думаю, что чудо «Грозы» в том, что взлетит человек, когда полюбит, и уже неважно, чем он за это расплатится. Главное, была попытка полета, и жизнь стоит того. Неожиданно после прекрасной постановки Александра Коршунова для меня открылась скромная пьеска, которую я никогда не держала за что-то значительное, — «Трудовой хлеб». Милый, симпатичный, трогательный ситцевый мирок на сцене, чудесная молодая Ирина Леонова, такая грациозная Евгения Дмитриева, великая старуха Галина Демина и мощный, сильный, наполненный Валерий Баринов в центральной роли — ах, какой это был спектакль! Какой ансамбль, какая глубокая, умная и светлая работа Коршунова! Просто влюбилась в эту пьесу, а уж фразу, которую произносит обманутая, оскорбленная, брошенная своим нареченным женихом Наташа, я повторяла и повторяла, ходила под ее магией.
Думая, что остается ей в жизни, Наташа произносит: «Носить горе, носить горе, пока износится! Мы не сумасшедшие и понимаем, что это написано драматургом, но в пьесе-то это произносит герой или героиня, и поэтому они кажутся такими талантливыми и необыкновенными. Как говорят герои Островского! Богатый подрядчик Хлынов в «Горячем сердце» произносит: «Ты почем мою душу можешь знать, когда я сам ее не знаю, потому это зависит, в каком я расположении», — это он не кучеряво изъясняется, он кучеряво чувствует и мыслит. А маленький, незаметный обитатель какой-нибудь замоскворецкой усадьбы, как, допустим, старый дворецкий Потапыч в «Воспитаннице», — на вопрос о том, как живет, отвечает: «Желтенькая жизнь». Ой, боже мой, какое хорошее словосочетание — в нем нет той мощной символики желтого цвета, как у Достоевского или Блока.
Желтый цвет как опороченный, опозоренный, потерявший свою святость золотой, а тут даже не желтый, а желтенький. Когда посмотрела спектакль Женовача «Правда — хорошо, а счастье лучше» — спектакль, который идет второй десяток лет в Малом театре и делает полные сборы, — дыхание перехватило: как там играют! Как постепенно складывается песня «Где бы найти душе покой» на русский духовный стих, и актеры, отыгравшие роли, начинают ее тихонько — не для зрителя, для себя петь, и диалог душ, соприкосновение того лучшего, что в них есть и что они показали в своих ролях, — это чудо театра, волшебное искусство артиста, то живое ощущение театрального братства, в котором на всех один мешок с солью и каждому свою пригоршню доведется съесть, и какой бы горькой соль ни была — это все равно счастье, одно на всех. Жаль, что Сергей Женовач больше не поставил ни одной пьесы Островского. Надеюсь, что пока. Может, потому, что Добролюбов был очень молод и вызывающе задирист?
Аполлон Григорьев гораздо более прав — не в плане воспевания национального начала театра Островского, а в плане чувства поэзии, разлитой в его произведениях. Когда театр эту поэзию чувствует, извлекает из пьесы и являет ее зрителям, то спектакль, конечно, облагораживает душу, очищает ее от накипи житейской, от всего брюзгливого, недовольного, ворчливого, от плесени, тины, от пыли нашего восприятия жизни. Непревзойденный знаток русского мира Александра Островского, автор монографий и множества статей о драматурге.
Ему нет равных: фестиваль «Островский в доме Островского» стартует в Москве
С другой стороны – характеристика, данная Островскому консервативным публицистом Константином Леонтьевым: «Демократ, ненавистник монашества и православия». Н. Островский с 1928 по 1936 год жил в Сочи, называя его «своей второй Родиной». Памятник советскому писателю Николаю Островскому, автору романа «Как закалялась сталь» около детской библиотеки демонтировали в Харькове, сообщают местные СМИ. К юбилею писателя в Москве проводят XIII международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского».
«В счастии человек делается добрее, благороднее»: 200 лет со дня рождения Александра Островского
200 лет А. Н. Островскому, который 17 лет проработал в суде, написал 47 пьес и создал русский национальный театр. Михаил Успенский / РИА Новости. Лучшие и новые книги 2024 автора: Островский Александр Николаевич в интернет-магазине Лабиринт. Дом-музей писателя Александра Островского отреставрируют к 200-летию со дня рождения драматурга.
В 2023 году исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому.
И все время торопился успеть — к началу сезона, к бенефису одного из любимых актеров или возникала нужда покрыть какие-то долги. Если говорить о процессе творчества, то Островский долго вынашивал пьесу и до тех пор, пока она у него вся не сложилась в голове, писать не начинал. Он должен был увидеть каждого персонажа, даже произносящего две-три реплики, — живьем, в красках, объеме, в цвете, в темпе, в характере, в ужимках, ухватках, привычках. Тогда он садился и очень быстро сочинял, иногда через две-три недели пьесу заканчивал. Так писал всю жизнь и написал 48 пьес — оригинальных.
А он вообще-то знал пять иностранных языков и перевел для русского театра немало европейских пьес — Шекспира, Гольдони, Кальдерона, французов — и без словаря, с подлинника, а не с подстрочника. Это важный момент, потому что Островский, конечно, был русским европейцем — сложился к началу XIX века этот культурный тип в русской жизни, начинается он с Карамзина и Жуковского. Но то, что он пишет о своих впечатлениях от Европы, не сравнить ни с «Письмами русского путешественника» Карамзина, ни даже с «Игроком» Достоевского или «Вешними водами» Тургенева, которые описывали европейскую жизнь «в близкой оптике». Для Островского Европа — на расстоянии и дистанционно.
Он будто чувствовал эту дистанцию и ее соблюдал. У него не распахивались глаза от восхищения, и он не писал гневных инвектив по поводу европейской буржуазности, как Лев Толстой или Достоевский. Как писателя Европа его не вдохновляла. У него в пьесах она присутствует только как деловое место промышленности и торговли, а для русских еще и отдыха.
Для него важно только одно: преломление европейского культурного наследия в русской жизни, и это, главным образом, пересечение с Шиллером. Шиллеровские роли у русских актеров — особая страница истории театра. Он выезжал в Европу полномочным представителем русской истории и культуры и не забывал, что он — посланник Москвы, России, великой и мощной державы. И его исторические драмы: «Василиса Мелентьева», «Тушино», «Минин», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», гораздо менее востребованные современным театром, чем замоскворецкие сцены, картины и комедии, — свидетельствуют об этом со всей полнотой.
Прозаик может в комментариях, в объяснениях, лирических отступлениях как-то себя проявить, а драматург такой возможности не имеет. Слева написано, кто говорит, справа — что говорит, а драматург как человек в своем произведении отсутствует. Он присутствует только своим талантом — в композиции пьесы, в системе образов, в организации конфликта. Из всех русских драматургов Островский — самый объективный: все внутреннее и экзистенциальное он из текста убирает.
Личность Александра Николаевича остается неразгаданной — трудно распознать, каким он был, как тяжко догадаться про Шекспира, от которого ничего не осталось, кроме его пьес. Но по тому, какова основная интонация драматургии Островского, чувствуется, что он был хорошим человеком и простым. У автора тоже все шло гладко? Вспоминаем, к примеру, комедию «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Товстоногова или Захарова, и ахаем: «Какая пьеса!
Один из критиков, не хочется даже упоминать его имя, написал об Островском статью, которая называлась ни больше ни меньше «Бессилие творческой мысли», а доказательством этого «бессилия» служила пьеса «На всякого мудреца довольно простоты». Сейчас в это трудно поверить, но это так. Или не сходящая со сцены более полутора столетий комедия «Банкрот, или Свои люди — сочтемся». Театр в этой комедии всегда лихой, активный, душевно здравый и здоровый.
Какие роли — чудо! Считаю важным напомнить то, что знают только специалисты. Островский пытался привлечь к написанию этой большой дебютной пьесы неудавшегося актера, который оказался ничтожным человеком, тандем не сложился. Дальше — успех комедий «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» — естественно, появились завистники, и пошел слушок, что «Свои люди — сочтемся» написал тот самый неудавшийся соавтор.
Со временем выяснилось, что это подлый, пошлый навет, но это со временем. А с ощущением, что про тебя думают: «Вор и плагиатор! И появился мотив завистливой сплетни во многих пьесах Островского, где он касается обыкновенной жизни обыкновенных людей. По тому, как разрабатывает эту тему Островский, понимаешь, что ему дорого далось.
Он не оправдывался на всех углах, не писал гневные протесты, он как-то стиснул зубы и перетерпел. Вообще в Островском угадывается ценное качество, кстати, очень христианское, — терпение ко злу, которое ты не можешь изменить. Терпение — великая сила, она базируется на убеждении, что правда справдится.
Эксперты творчества Александра Островского отмечают, что он «прекрасно, с тонким, едва уловимым комизмом» передавал речь купцов, приказчиков и чиновников, но особенно уникальными становились его женские роли — он неподражаемо читал свах и купчих.
Сам был режиссёром. Оказывается, очень часто Островский сам ставил свои пьесы. Так, он собирал труппу и читал ей произведения, что делал мастерски. Все действующие лица выходили у него, точно живые.
Не следует посыпать голову пеплом, считают персонажи и других произведений. И вправду молились. Вот признание Катерины из «Грозы»: «До смерти я любила в церковь ходить! Упомянуты и бедные. Помещица Мурзавецкая комедия «Волки и овцы» о бедняках: «Их-то молитвы доходчивее». Девушка Лиза из пьесы «Пучина» взывает: «Бабушка, давайте молиться вместе! Трудно мне, трудно! Жизни я своей теперь не рада». Страдания и впрямь умножали религиозность, убеждает драматург. Но о чем же молятся его персонажи?
Купцы — часто о барыше. Кто-то и о другом. Любопытна Снафидина из пьесы «Не от мира сего»: «Я молилась, чтоб она умерла… в отрочестве, девицей. Тогда бы уж туда прямо во всей своей младенческой непорочности». Довольно жестокое молитвословие! Тема покаяния тоже затронута. Но опять не по Новому Завету. По мнению молодого человека Барбарисова пьеса «Не от мира сего» , «покаявшихся прощать можно, только надо с них штраф брать в пользу добродетельных». Морализаторство плюс коммерческая составляющая — таков дух эпохи. Еще один штрих к характеристике российской «духовности» в «Записной тетради» Островского за 1854 год: «Купцы после Святой недели, сосчитав лавку, запивают.
Этот загул продолжается у иных недели три…». Пьянствовали, конечно, не только купцы. Мещанка Мигачева из комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» призналась: «Набрали милостыни. Здесь уже попахивает кощунством. Читателю открываются все новые грани российской духовности.
В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского 27 апреля 2023 в 22:58 507 В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского и 150-летию его произведения Снегурочка. Съемки проходят возле Симферопольского водохранилища. Режиссёр фильма Наталья Бондарчук известная актриса, сценарист, заслуженная артистка и заслуженный деятель искусств России.
Книжная выставка «Неисчерпаемый Островский»: к 200-летию со дня рождения драматурга и писателя
Дом-музей Александра Островского будет отреставрирован в честь 200-летия со дня рождения писателя. Из этого материала рождаются первые зарисовки Островского-писателя. А писателям Ромену Роллану и поэту Луи Арагону роман Николая Островского нравился. Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового, его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. В рамках фестиваля театром «Галерка» был проведен культурно-просветительский проект «Достоинство русского человека в творчестве А.Н. Островского», направленный на. цитирует высказывание исследователя творчества Островского Владимира Лакшина РИА Новости. Писатель прекрасно разбирался не только в мужском, но и в женском костюме.
Островский-канцелярист и первые пьесы
- Вперёд, к Островскому!, выпуск №32 (31381) 4—5 апреля 2023 года -
- Драматургия вне времени: как Александр Островский изменил русский театр
- В 2023 году исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому.
- 80 лет назад, в 1937 году, в городе Сочи был открыт Дом-музей Николая Островского
- АНАПСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА -
Праправнучка писателя Островского сохранила семейную традицию в память о предке
В 1845 году Островский начал работать уже в Коммерческом суде, где не только вел протоколы, но и принимал жалобы от людей. В Калязине с Островским случилось несчастье: лошади взбесились и опрокинули повозку, которая своей тяжестью сломала писателю ногу. Островский заговорил купеческим языком, как никто из наших писателей, потому что жил и вращался среди купцов с малого возраста». Нет сомнений в том, что этот сюжет Островский почерпнул из своей работы в суде — в Москве 1830–40-х ложные банкротства были на слуху как крайне популярная форма мошенничества.
Счастье жить
Михаил Успенский / РИА Новости. С другой стороны – характеристика, данная Островскому консервативным публицистом Константином Леонтьевым: «Демократ, ненавистник монашества и православия». К 200-летию русского драматурга публике представили цикл мероприятий о жизни и творчестве писателя.