Наши предки были уверены, что если не веселится как следует в масленичную неделю, то весь год потом окажется печальным и грустным. Наши предки были уверены, что если не веселится как следует в масленичную неделю, то весь год потом окажется печальным и грустным.
БИБЛИОТЕКА
Для славян в дохристианские времена Масленица символизировала пробуждение природы, ее обновление, а значит, и подготовку к полевым работам. История, традиции, неизвестные факты о Масленице, а также простой рецепт вкусных блинов | «Hoff Вдохновение». В последний день Масленицы по всей стране проходят масштабные гулянья. Дети узнали, что означает каждый день Масленичной недели, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом солнца.
“Прощай Зима, гуляй Масленица!”
Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины. Раньше это угощение готовили, чтобы поминать усопших, затем оно стало символизировать солнце. Сейчас тоже пекут блины, чтобы поминать предков, но на Масленицу для большинства это просто вкусное угощение Масленицу празднуют не только в России и странах СНГ. У каждого дня Сырной седмицы были свои традиции и ритуалы, которые люди строго соблюдали.
Многие сохранились до сих пор. Традиции Масленичной недели 1. Понедельник: встреча. В первый день или даже накануне заканчивали строить снежные крепости и горы, сбивать качели и балаганы, а также делать чучело уходящей Зимы.
Его возили по улицам, встречая Масленицу. Тем временем свекор и свекровь по традиции отправляли невестку к ее родителям, а вечером приходили туда, чтобы обсудить будущие празднества. Во время встречи решали, где и когда состоятся гулянья, кого на них пригласят. Блины уже начинали печь, при этом самый первый отдавали бедным.
Вторник: заигрыши. Во второй день праздничной недели традиционно устраивали смотрины, на которых женихи выбирали невест и сватались к ним. Если семьи договаривались о браке, то свадьбу играли сразу после Пасхи. Среда: лакомка.
В этот день столы ломились от угощений. По традиции, зять ходил в гости к теще на блины, которые она приготовила. При этом у каждой семьи рецепт блинов был свой — он передавался исключительно по женской линии. Для приготовления этого блюда использовали разные виды муки, от пшеничной до кукурузной, а в тесто могли добавлять все что угодно, даже картофель или манную крупу.
Широкая Масленица - это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста.
В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье.
Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность.
В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь.
Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию.
Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни.
Вильям Похлебкин, известный исследователь в области кулинарии, считал, что блины могли появиться задолго до Крещения Руси. Мировая же история блинов берет свои истоки в Древней Греции. Там задолго до Рождества Христова пекли тагенитасы — плоские изделия из пшеничной муки, меда, оливкового масла и кислого молока. Первые упоминания об этом блюде датируются V веком до нашей эры. То есть блины появились даже раньше, чем люди научились печь хлеб на закваске! А вот на Руси пшеничные блины были редкостью. Такую муку мог позволить себе далеко не каждый, поэтому классический русский блин был гречневым, реже ржаным или ячменным. А из-за своей формы, напоминающей солнце, блины стали символом смены времен года. По славянским преданиям, блины можно есть только руками, если разрезать их, можно накликать беду.
“Прощай Зима, гуляй Масленица!”
В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших. Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством. Во вторник проводили смотрины.
Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба. Среда — лакомка. Третий день Масленицы отличался богатыми столами с угощением для гостей.
По традиции в этот день зять приходил к теще на блины, которые она пекла. У каждой хозяйки на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.
Четверг — разгул. В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка.
А пепел, который оставался от сжигания чучела, развеивался над полями. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще полностью повторял похоронный обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб. У Масленицы есть ещё одно название: «Бабья неделя». В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами.
В католических странах существует прямой аналог Масленице — «Карнавал», который также отмечается перед Великим Постом Название «Карнавал» образовалось от латинского «carnevale» - что в переводе означает «прощай мясо». В Словении празднуют «Курентованье». Его главная цель — изгнание зимы аналог привычному «сожжению чучела». Праздник сопровождается традиционными танцами в вывернутых наизнанку тулупах и масках. Происходит это действо в последний день праздничной недели.
Молодые парни надевают шкуры, маски с рогами и расхаживают по улице, издавая страшные и громкие звуки, чтобы спугнуть зиму. Одним из главных атрибутов праздника являются сладкие сдобные булочки с разными начинками.
Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве.
В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень... Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу.
Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья. Владимир Пропп, «Русские аграрные праздники» Со временем куклы стали делать из злаков — «предела желаний и стремлений» землепашца.
Дети изготавливали соломенную куклу — Масленицу, потом отправлялись кататься на санках с гор. В каждом доме начинали печь блины, при этом первый блин следовало отдавать нищим, чтобы помянуть умерших. Люди верили, что усопшие могут воздействовать на природу и влиять на плодородие. Вторник — заигрыши.
В этот день молодые люди присматривали себе невест, устраивали смотрины, ведь на Руси огромное значение отводили браку и созданию семьи. Среда — лакомки. В этот день тещи приглашают к себе в гости на блины своих дочерей с мужьями — зятьями. Именно от этой традиции появилось выражение «к теще на блины». У четверга название «Разгуляй»! В этот день начинается широкая Масленица.
Запрещались какие-либо хозяйственные дела, и все должны веселиться. Как правило, было принято устраивать всем народом катания на санках. Пятница — тещины вечерки. В этот день уже зятья приглашают своих тещ на блины. Суббота — заловкины посиделки.
Навигация по записям
- Обряды на Масленицу
- "Масленица.История праздника." - мероприятие под таким названием прошло в музее.☀
- Семен Кожин: «Масленица. Проводы»
- Масленица: история, традиции и обычаи
Вам также понравятся
- Масленица: история праздника и традиции
- Чебоксарский техникум ТрансСтройТех
- Блинами и народными гуляниями провожают Масленицу в российских регионах
- "Масленица.История праздника." - мероприятие под таким названием прошло в музее.☀
- МБУК Белохолуницкая центральная библиотека официальный сайт - Издания
Праздник "Масленица" в детском саду
Это связано с тем, что Масленица отмечается за неделю до Великого поста, а его начало зависит от того, когда будет Пасха. Кроме того, чучело Масленицы, которую традиционно хоронят в начале весны, повторяет историю Морены: жаркий солнечный огонь сжигает ледяную деву-зиму. 15 марта в библиотеке прошёл фольклорный праздник «Гуляй, масленица!». Масленичную неделю еще называют Сырной седмицей, Сырной неделей, Масленой неделей, Блинщиной, или Блинной неделей, Объедухой, Молочной неделей. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику). 11 марта в России начинается Масленица, которая продлится до 17 числа.
Встречаем Масленицу с Дядей Ваней
В последний день Масленицы, в Прощенное воскресенье, 26 февраля в Юманайском сельском доме провели масленичное гуляние — «Масленица идёт. Счастье и радость будет». Программа праздника выдалась насыщенной и необычной. Веселые песни в исполнении вокального ансамбля «Мерчен», Владимира Тимофеева и Зои Павловой, Вячеслава Петрова никого не оставили в стороне. Веселые игры и конкурсы пришлись по душе всем присутствующим. Как положено на празднике, дети и взрослые от души веселились: водили хоровод вокруг Масленицы. Мероприятие прошло в очень дружной, веселой обстановке. В завершение было сожжено чучело Масленицы — как символ прощания с зимой и встречи весны. Жители деревни Шумерля проводили зиму и сожгли чучело Масленицы 26 февраля в Шумерлинском сельском клубе. Жители приняли участие в народных забавах, а также сожгли соломенное чучело, символизирующего зиму.
Так как Весна решила наступить прямо во время празднования, и пошел настоящий сильный ливень, проведение мероприятия было решено оперативно перенести в здание Шумерлинского сельского дома культуры. Силами работников культуры и активных жителей деревни был организован настоящий весёлый праздник проводов Зимы: в гости пришли Баба Яга с Кикиморой искать последней жениха. Юные гости с большим удовольствием принимали участие во всех конкурсах и забавах, угостились блинами с горячим чаем. Воскресенье, 26 февраля, в Туванском культурно-оздоровительном центре прошли традиционные гуляния, посвящённые прощанию с зимой. Праздник прошёл весело и задорно. Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику, а в конце мероприятия было сожжено чучело.
Каждый год он бывает в разные сроки — со второй половины февраля до первых дней марта. Начало масленичной недели зависит от Пасхи — большого весеннего праздника. А время Пасхи меняется от года в год. Чтобы узнать, когда наступит Масленица. Надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя — Масленица. В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта. В 2021 году масленичная неделя будет с 8 по 14 марта. В 2022 году масленичная неделя начнется 28 февраля и продлится до 6 марта. История праздника Масленицы Масленица — древний праздник. Он пришел к нам от славянских племен задолго до появления и принятия на Руси христианства, во времена повсеместного распространения язычества. Празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Это время проводов зимы и ожидание теплых весенних дней. Главное праздничное лакомство на Масленицу — блины. Они символ солнца.
Затем ребята узнали о значении каждого дня масленичной недели. По окончании мероприятия школьники ответили на вопросы викторины, послушали стихотворения об этом чудесном празднике, поиграли в игры "Попади блином в круг" и "Петушиные бои". Информацию подготовила Ольга Васильева. Телефон для справок: 77-35-06. Гагарина прошла литературно-игровая программа "Гуляй народ - масленица у ворот". Ребята познакомились с историей появления и традициями празднования Масленицы. На мероприятии звучала веселая народная музыка, создавая настроение радости, веселья и задора у ребят. Из беседы школьники узнали, что масленица не проходит без игр и конкурсов. Как положено на празднике дети водили хоровод и пели песни, разделившись на две команды соревновались в играх и конкурсах: "Нарисуй солнышко", "Земля, воздух, вода, огонь", "Блины - лепешки". Информацию подготовила Елена Краева. Телефон для справок: 77-38-02. Полоруссова-Шелеби провели познавательно-игровую программу "Масленицу встречаем, зиму провожаем" 23 человека. Библиотекарь по презентации "Красавица Лада" познакомила их с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о народных традициях. Звучала веселая музыка, и проводились различные конкурсы и игры. О том, что блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, отметили рисунками из круга. На выставке "Всё-всё о блинах" были представлены книги и иллюстративный материал, отображающие традиции праздника. В заключение присутствующие посмотрели мультфильм "Ишь ты, Масленица". Информацию подготовила Людмила Шумилова.
Название Масленица пришлось в пору этому видоизменённому празднику, потому что в этот период времени последняя неделя перед Великим Постом Церковный Устав запрещает верующим есть мясо, но разрешает вкушение сливочного масла, молочных продуктов, яиц и рыбы. Масленица — это не женщина, а мужчина. Чтобы помочь весне прогнать зиму, устраивали весенние гуляния и славили Ярила — языческого бога солнца и плодородия. Он представлялся древним русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умирающего и вновь воскресающего. Воскреснув, он дарил людям весеннее тепло и надежду на новый обильный урожай. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. В России на Масленицу всегда гуляли с размахом. ПетрIне отказывал себе в удовольствии прокатиться по Санкт-Петербургу на запряженном лошадьми корабле, а его дочь Елизавета, по словам очевидцев, с большим энтузиазмом участвовала в застольях, съедая по две дюжины блинов. В годы правления ЕкатериныIIв большом почете были трехдневные маскарадные шествия, состоявшие из 200 — 400 человек. Праздник блинов и безудержного веселья начинался за 56 дней до Пасхи и длился ровно неделю с понедельника по воскресенье. Раньше он совпадал с днем весеннего равноденствия, а значит отмечался в одно и то же время 20 или 21 марта. Наши предки знали, что в это время пробуждается природа от зимнего сна.
Понедельник — «Встреча Масленицы»
- Поговорим о масленице
- БИБЛИОТЕКА
- Выставка «Масленица» в Музее истории религии
- Госпаблики рассказывают об истории масленицы
- Масленичная неделя в 2024 году
Госпаблики рассказывают об истории масленицы
«Масленица: история и традиции» - 2 Марта 2022 - Библиотека СЕЛЯТИНО | одно из святилищ Масленицы. |
«Масленица идет – блин да мед несет!» – Ермекеевская централизованная библиотечная система | Рассказ библиотекаря об истории празднования Масленицы сопровождался конкурсными заданиями. |
Масленицу встречаем. Весну зазываем! - Николаевская районная библиотека | Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. |
Праздник "Масленица" в детском саду
В последнюю неделю перед началом Великого поста люди шутят и слегка безобразничают, от души веселятся и предаются чревоугодию. Однако народные традиции Масленицы можно использовать для духовной пользы. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. Масленица идет, блин да мёд несет! У наших предков Масленица ассоциировалась с проводами зимы и встречей весны. НОВОСТИ. Масленица. Традиции и обычаи Масленицы в России — это устоявшиеся народные деяния, которые народ делает в масленичную неделю.
Продление онлайн
Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.
Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями.
Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы.
Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды.
Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира.
Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов. Так что над масленицей умничать нечего. Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу. Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя. Может в этом и заключалась некая народная терапия для полутемной души уставшего человека.
Но сейчас иное время и иные задачи. Перед смертью не надышишься и перед постом не наешься. Современность и без масленицы шумна. Она, современность, полагает смысл жизни в бегстве от действительности и в непрестанной перемене впечатлений. Для нас же это должно быть время собирания мыслей вокруг предстоящего поста. А сам пост должен восприниматься как время умной войны за личное бессмертие во Христе, как время воздержания в хлебе и обильного питания «всяким глаголом, исходящим из уст Божиих».
Масленица пришла, но удивила всех. Потому что это была не маленькая девочка, а здоровая баба с большими румяными щеками. Она заставила человека забыть о зиме, развеселила его и заставила плясать до усталости. С тех пор неделя перед Великим постом называется Масленицей. Разгуляй — четвёртый день празднования Масленицы. Четвертый день так же назывался Широкий разгул или Широкий четверг. В этот день и прошла Широкая Масленица в с.
Красная Звезда, провели мероприятия работники Краснозвездинского сельского дома культуры. Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем! Нет праздника нашего веселей!!! На праздник пришла и Баба Яга, которая принесла привет от Лешего и паспорт , в котором она назначала себя Масленицей 2018 года. А вы меня Масленицей принять не можете…- возмущалась Б. Я — Масленица светлая, я — Масленица добрая. Я — милая волшебная. Яркая веселая!
Зимушка-красавица, в путь тебе пора отправится! А чтобы год был богатым и счастливым, по традиции сожгли чучело Масленицы. А сейчас для всех угощение масленичное — блины! С пылу с жару — разбирайте и хвалить не забывайте!! Ерышевский селький клуб. Трудно соблюсти все обычаи и обряды этого древнего праздника, ведь масленичная неделя у нас обычная рабочая неделя. Тем не менее, русские люди стараются встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы и наесться, и повеселиться «впрок» до строгого Великого поста. Издревле считалось, что на Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать холодную зиму и разбудить природу.
На это и направлены все масленичные традиции. Именно с этой целью работники Ерышевского СК заранее известили жителей села о предстоящем мероприятии. Старания по организации и проведению праздника оказались ненапрасными. Откликнулись многие. Пришли и стар, и мал.
Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. За неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины. Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению. Масленица: почему так называется? Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну.
А толпа поддерживает и кричит: "Спасайте Масленицу", "Даёшь весну"! И вот в этот момент у меня потекли слезы от восторга и восхищения людьми, которые готовы искренне радоваться и веселиться, пройти 40 минут по снежному лесу, я почувствовала себя внутри красочной картины "Масленица" Кустодиева и "Взятие снежного городка" Сурикова. Какая-то машина времени перенесла меня в далёкие времена! А потом мы водили хороводы, сжигали Масленицу, улыбались солнышку, ели блины и крепкий горячий чай! Вот такой вот день...
Масленичная неделя «Мы Масленицу встречали, в библиотеку зазывали»
Что можно сделать на этой масленичной неделе, если прийти? Ирина Донина,заведующая отделом образовательных программ и музейной педагогики Музея истории религии: Да, выставка — это, конечно, далеко не всё, хотя она нас очень порадовал. Наверное, это сейчас тенденция общая музейная, называется — культура участия. Когда ты делаешь не для посетителей просто, а вместе с посетителями. Точно также мы решили сделать выставку не для детей, а вместе с детьми, то есть посмотреть на масленицу их глазами. А детские глаза никогда не разочаровывают. Очень яркие работы: весна, очень много птиц, потому что птицы в нашем представлении тоже связаны с приходом весны, их возвращение из тёплых стран, много цветов.
Но не только выставка. У нас масленица проходит на всей экспозиции. Сама Масленица встречает наших гостей у входа — это тоже традиция. Единственное, мы её сжигать не будем. Ещё у нас в музее есть такое интерактивное пространство, которое называется «Начало начал».
Вот так вкусно и весело провожали зиму и встречали весну в селе Зерновое. Изумрудненская библиотека 9 марта к этому веселому празднику в Изумрудненской библиотеке библиотекарем Слепченко Р. Читатели 3-5 классов и участники кружка "Игротека" смогли много нового узнать о празднике - масленица, что его называют проводами зимы и встречей весны, что длится он целую неделю, что масленицу называют ещё блинницей, сырной, честной, широкой, боярыней.
Ребята узнали о традициях, о русских народных играх, а ещё пили чай и ели блины, которые принесли с собой. А это значит, что в этом общении принимали участие бабушки и мамы, которые старались и напекли эти блины. Спасибо им! Ведь проводы зимы — мероприятие коллективное, невозможно водить хороводы, играть в снежки и сидеть у самовара в одиночку. Так что наш праздник получился настоящим часом общения! Даже было чучело! На мероприятии присутствовало 15 человек. Колосковская библиотека "Масленица хороша — широка её душа!
Гостей под веселую музыку встречала хозяйка праздника — заведующая сельским клубом Н. Библиотекарь Василенко Л. Присутствующие узнали о том, как называется каждый день масленой недели. Продолжилось мероприятие игровой программой, где молодёжь участвовала в различных конкурсах, проявляя интеллектуальные способности, отвечая на вопросы викторины и отгадывая загадки. Не забыли и про очень важный, смысловой обряд - сжигание чучела Масленицы, ведь костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишённую своей власти. Сжигая зиму на костре, наши предки-славяне призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить. А какая Масленица без традиционного угощения — блинов?! Блины с вареньем, приготовленные гостеприимной хозяйкой праздника, удались на славу и порадовали всех!
В мероприятии приняли участие 30 человек. Лобановская библиотека 09 марта в Лобановской библиотеки прошла развлекательная программа "Боярыня Масленица". Для посетителей были подготовлены разнообразные весёлые конкурсы и игры, пели песни, водили хоровод, зиму провожали, весну встречали. Всех желающих горячим чаем да блинами с вареньем и медом угощали. Кульминацией программы по традиции стало сжигание чучела. Посетили наше мероприятие 70 человек. Луганская библиотека Девятого марта, в разгар масленичной недели, заведующая Луганской сельской библиотекой Павицкая Светлана Степановна совместно с работниками культуры провели дляучащихся 5-6 классов и жителей с.
Читатели узнают о роли праздника в современной жизни людей.
Фольклорный калейдоскоп «Встречаем озорную Масленицу» подготовила детская библиотека имени В. Специалисты библиотеки познакомят с одним из самых любимых праздников русского народа. Посетители блога узнают о традициях Масленичной недели. Вспомнят прибаутки, песни, пословицы и поговорки. Все желающие смогут проверить свои знания, ответив на вопросы викторины «Солнышко на тарелке». Детская библиотека имени Зои Космодемьянской приглашает на онлайн-утренник «Душа ль ты моя, Масленица! В ходе мероприятия читателям расскажут интересные факты об истории празднования Масленицы и покажут электронную презентацию «Здравствуй, Масленица! Вниманию посетителей будет представлена электронная книжная выставка «Масленица в гости к нам пришла».
В игровой части утренника все желающие смогут собрать картинку-пазл, разгадать филворд и ответить на вопросы онлайн викторины. Час фольклора «Масленица-блинница, весны именинница» пройдёт в библиотеке имени Ильича. Масленица считается старинным русским народным праздником. По сути, это прощание с зимой и торжественная встреча красавицы-весны. Как зародилась традиция праздновать этот день на Руси и в других странах, вы узнаете, приняв участие в мероприятии. Вас ждут «Масленичные загадки», игры, пазлы, знакомство с презентацией и книгами по теме, подготовленные сотрудником библиотеки. Библиотека имени С. Есенина приглашает в творческую мастерскую «Чучело зимы — Масленица».
До наших дней дошло немало традиций, которых придерживались наши предки. Так, традиционно на этот праздник сжигают Масленицу — соломенное чучело, сопровождая действо танцами, песнями и всеобщим весельем. Что на самом деле символизирует обрядовое сжигание чучела на Масленицу? В ходе мероприятия сотрудники библиотеки покажут, как сделать самому маленькую куклу-вязанку «Масленицу» и расскажут какое отношение она имеет к загадочной богине Морене? Фольклорный фестиваль «Собирайся, народ, к нам Масленица идет! В ходе мероприятия будет рассказано, откуда пошло название «Масленица», показан видео-ролик «Обряды и обычаи», рассказано о блюдах, которые традиционно едят на Масленицу. Будут представлены выставка и обзор книг, которые могут помочь вам разнообразить ваш стол в масленичную неделю, а также предложен Рекомендательный список литературы «Собирайся, народ, к нам Масленица идет! Гайдара приглашает на книжные посиделки «Встречаем Масленицу!
В ходе мероприятия читатели познакомятся с историей возникновения праздника Масленица из сборника «Русская семья. Праздники и традиции».
Телефон для справок: 77-38-02.
Полоруссова-Шелеби провели познавательно-игровую программу "Масленицу встречаем, зиму провожаем" 23 человека. Библиотекарь по презентации "Красавица Лада" познакомила их с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о народных традициях. Звучала веселая музыка, и проводились различные конкурсы и игры.
О том, что блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, отметили рисунками из круга. На выставке "Всё-всё о блинах" были представлены книги и иллюстративный материал, отображающие традиции праздника. В заключение присутствующие посмотрели мультфильм "Ишь ты, Масленица".
Информацию подготовила Людмила Шумилова. Телефон для справок: 73-77-35. Ребята познакомились с одним из самых любимых праздников русского народа - "дорогой гостьей" Масленицей.
Узнали, что празднуется Масленица целую неделю, каждому его дню народ дал особое название. С шутками, песнями, играми, плясками вспомнили дошкольники названия дней недели. В понедельник-"встречу" нарисовали мелком чучело "боярыни Масленицы", во вторник- "заигрыши" - в играх притопывали и прихлопывали под песню, в среду-"лакомку" разгадывали загадки, читали скороговорки, рассказывали докучные сказки, а в "разгульный" четверг - состязались в соревнованиях.
Интересно было узнать, почему воскресенье называют "прощеным днем". В ходе мероприятия были использованы аудио- и видеофрагменты, проведен обзор книжной выставки "Вкусное солнышко". На мероприятии присутствовало 25 человек.
Информацию подготовила Алина Флоренцева. Телефон для справок: 73-28-47.