Новости крупская надежда константиновна биография

После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Крупская Надежда Константиновна. В биографии Надежды Крупской было много диаметрально противоположных событий, о которых мы вам расскажем в данной статье.

Как Крупская связалась с революционерами?

  • Славная родословная. Моя Крупская (Осипов Владимир) / Проза.ру
  • Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna
  • Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская
  • Биография Крупской

150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает

В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи в 1935 году Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем ограничивать женщину только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание». В своем первом произведении — «Женщина-работница» 1899 года — Надежда Константиновна рассказывает о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России, когда, занятая работой, она не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей рабочих людей. Своими многочисленными статьями про важность дошкольного воспитания она пробуждала огромный интерес у всех трудящихся матерей того времени. Крупская выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и парках, об организации детских комнат в рабочих клубах. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.

После смерти Крупской в 1939 году, интерес к ее деятельности значительно снизился, а вскоре и вовсе пропал. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Тем не менее, ее полное собрание сочинений мир увидел лишь в 1989 году. В педагогических трудах Н. Крупская выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины.

В 1928 г. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [6]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой Антона Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Горького [ источник не указан 1737 дней ].

Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо… Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский опубликовал в «Литературной газете» письмо, в котором отрёкся от сказок [8] после этого до 1942 года он не написал ни одной сказки. На XIV съезде партии Крупская поддержала «новую оппозицию» — Григория Зиновьева и Льва Каменева в их борьбе против Сталина , но впоследствии признала эту позицию ошибочной [9] , выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Николая Бухарина [ источник не указан 1737 дней ], за исключение из партии Льва Троцкого , Григория Зиновьева , Льва Каменева. Крупская ходатайствовала за репрессированных , но большей частью безрезультатно.

Иоффе и др. Ленина ;... Женщине равные права с мужчиной ; 2-я ст. Вырастить смену, смену крепкую ;... Науку приблизить к массам ;... Жизнь стала светлой. Коммунистическое воспитание смены : ст. Крупская ; Гос. Ленина, Центр. О преподавании в средних школах взрослых : сб. Рядом с Лениным : Воспоминания о Н. Крупской: к столетию со дня рождения. Крупской ; В. Семашко, Ирина Ильинична. Наследница : Страницы жизни Н. Артамонов, Альфред Александрович. Обичкин, С. Манбекова, В. Степанов и др. Крейдлина, Лидия Моисеевна. Кузнецова, Е. Кунецкая, Людмила Ивановна. Кунецкая, К. Воскресенская, Зоя Ивановна. Воскресенская ; худож. Дридзо, Вера Соломоновна. Обичкин, В. Манбекова и др. Литвинов, Степан Андреевич.

Но в то же время критиковала педагогические методы Макаренко, полагала, что сказки Чуковского вредны для детей… В результате поэту пришлось на некоторое время публично отречься от своих «идеологически вредных» произведений. Торт от Сталина Непросто складывались отношения вдовы Ленина со Сталиным. Надежда Константиновна не одобряла проводимую в стране политику террора, даже выступала в защиту «новой оппозиции» - Каменева, Бухарина, Троцкого и Зиновьева, протестовала против гонений на детей «врагов народа». Ходили слухи, что на XVIII съезде партии она собирается обнародовать предсмертное письмо Ленина, в котором тот предлагает на роль вождя иную кандидатуру, чем Сталин. Сталин прислал к юбилею торт — все знали, что вдова Ленина неравнодушна к сладкому. А вечером ей стало плохо. Врач прибыл только через три с половиной часа, поставил диагноз «острый перитонит». В больницу Крупскую доставили слишком поздно. В ночь на 27 февраля 1939 года ее не стало. Уже в наши дни была выдвинута версия, что сталинский торт был отравлен. Говорят, Иосиф Виссарионович часто так поступал с неугодными ему людьми — присылал в подарок отравленное угощение. Но, с другой стороны, ведь лакомство ели и остальные! Может, просто обильное застолье спровоцировало аппендицит, а медицинская помощь не была оказана вовремя?

Надежда. Трудное счастье революционерки

За границей многие сочувствовали российским социал-демократам и вносили деньги в кассы взаимопомощи. Они были близки? Между ними, бесспорно, были нежные чувства. В единственном дошедшем до нас письме Инесса Федоровна пишет о поцелуях, без которых «могла бы обойтись», но, подозреваю, ее отношения с Лениным были скорее платоническими. С должным уважением обеих сторон к Надежде Константиновне.

Та же Васильева придумала историю о том, что в 1919 году Крупская якобы сбежала от мужа. Надежда Константиновна действительно уехала, так как вместе с Молотовым отправилась агитировать по Волге. Во время путешествия Ильич постоянно засыпал Молотова расспросами о здоровье супруги и, как только возникло недомогание, потребовал ее срочного возвращения. Сейчас эта проблема решаема, но тогда это было неизлечимо, и, чтобы компенсировать пустоту, после смерти Арманд Крупская переключила внимание на ее детей.

Особенно была близка с 22-летней Инессой. Удочерять девушку уже было поздно, но в других случаях чужих детей в семьи принимали охотно. Ворошилов воспитывал не своих детей, а детей Фрунзе. В семье Сталина рос приемный сын Артем, то же было в семье Молотова, Кагановича...

Возможно, этот «тренд» неофициально задала жена Ильича. Но он появился на свет за пять лет до знакомства его матери с Ильичем. Он тоже родился в Санкт-Петербурге, в тот же год, что и Алексей Романов. Ленин якобы отдал его на поруки няньке, а та была косая, потому и Косыгин.

Ни один факт родства пока не подтвердился. Бездетный брак В. Ильич обожал мясо на гриле - Крупская делилась, каким Ленин был в быту? В последних работах она старалась «очеловечить» мужа - вспоминала, что Ильич любил слушать соловьев, что на прогулке останавливался и долго выискивал среди веток снегирей, мылся талой водой, радовался новогодней елке в Горках.

Любил темное баварское пиво и мясо на гриле. Был нетребователен к одежде и до дыр занашивал ботинки. Терпеть не мог, когда курят. В молодости хорошо бегал и дрался на кулаках.

Любил ходить пешком - в Горках отмахивал по десятку километров. Кстати, в первое после революции время у Ильича не было серьезной охраны.

Как же власти ошибались! Почему Крупская носила девичью фамилию Все знают Надежду Константиновну как Крупскую и никто даже не подумал называть ее Ульяновой или Лениной. Но сама Крупская во всех документах, оформленных после замужества, все-таки фигурировала как Ульянова. Среди революционеров же она была известна под разными партийными кличками: Онегина, Минога, Рыба. Фамилией мужа в жизни Надежда не называлась из идейных соображений. В революционных кругах считалось, что это помогает держаться на дистанции от мужа и проявлять себя независимой личностью.

Спустя 20 лет после венчания Ульянова стала снова Крупской и по документам — женщина обменяла паспорт на новый, советский, в котором указала свою девичью фамилию. Сейчас ходят слухи, что жена вождя оказалась недостойна его фамилии, так как изменила мужу в Шушенском. Это всего лишь очередной миф, не имеющий под собой никаких оснований. Политические ссыльные жили под таким строгим надзором, что не могли даже незаметно проскользнуть в туалет. Ни о каких шашнях на стороне не могло быть и речи. Да и нужен ли был юной влюбленной девушке роман на стороне? Крупская, Ленин и Арманд: правда о «революционном треугольнике» Когда Ленин и Крупская эмигрировали в Европу, в жизни Ильича появилась еще одна женщина. Звали ее Инесса Арманд и она тоже была пламенной революционеркой.

Вождь мирового пролетариата проводил немало времени вместе с соратницей, из-за чего им начали приписывать роман. Инесса Арманд Многих удивляло, что Крупская очень спокойно относилась к тому, что ее муж целыми днями пропадает у другой женщины. Объясняется это очень просто — между Лениным и Арманд были крепкие дружеские отношения и общность идей. О единственном подозрительном моменте в этом революционном союзе писала в письме сама Арманд. Женщина упоминала про «поцелуи, без которых могла бы и обойтись». Инесса всю жизнь уважала Надежду и та отвечала ей взаимностью. После того как Арманд умерла, Крупская даже пыталась удочерить одну из ее дочек. Ничего не получилось, так как девушке уже исполнилось 22 года.

Надежда Константиновна до конца своих дней интересовалась жизнью отпрысков Инессы, а ее внука даже называла «внучком».

Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде. Крупская на похоронах В. Ленина Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место. К примеру, она очень критично отнеслась к педагогической системе, разработанной А. В 1928 году её критика на съезде комсомола привела к тому, что известного педагога освободили от руководства детской колонией им. Ей разрешалось без ограничений заниматься лишь библиотечной работой и выступать в печати с правильными текстами о Ленине. Скончалась Надежда Константиновна на следующий день после своего 70-летия, 27 февраля 1939 года. В воскресенье, 26 февраля, на первой странице «Правды» ЦК ВКП б и Совнарком СССР передали «старому большевику и другу Ленина» горячий привет и пожелали многих лет дальнейшей плодотворной работы, а на второй странице была помещена поздравительная статья партийного идеолога Емельяна Ярославского с портретом художника Петра Васильева.

А уже 28 февраля две первые страницы главной советской газеты были отведены под некрологи Крупской. Похоронили её в Кремлёвской стене. Урну с прахом лично нёс Сталин. Сегодня, по прошествии стольких лет, можно по-разному относиться к Надежде Константиновне Крупской.

Предложение руки и сердца своей соратнице Ульянов сделал совсем неромантично. Перед отправкой в ссылку в Шушенское он озвучил Крупской: «Не хотите ли вы стать моей женой? Венчалась пара в Шушенском. И это была своего рода сделка. Ведь в Российской империи тогда считалось, что если заключенный женится, то он остепенится и уйдет из революционного движения.

Но после замужества Надежда взяла фамилию супруга и на самом деле была Ульяновой. Тем не менее женщина продолжила вести активную деятельность под именем Крупская. Надежда хотела сепарироваться от знаменитого мужа. Она решила оставить свой след в истории и запомниться, а не прославлять фамилию вождя. Это в патриархальной России тоже было по-своему революционно. Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели.

КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская.
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны ⋆ Большую часть своей биографии Надежда Крупская посвятила революционной и партийной деятельности, а также культурной реорганизации молодой Советской страны.
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе.

Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna

9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. По одной из версий, Надежда Константиновна видела, что все увлечения мужа на стороне носят лишь чисто платонический характер. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. Надежда Крупская вела активную общественную деятельность и большой пласт ее работ касается именно детей. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) — виднейший партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг.

Надежда Крупская. Женой так женой

Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. Большую часть своей биографии Надежда Крупская посвятила революционной и партийной деятельности, а также культурной реорганизации молодой Советской страны. Надежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге, в бедной дворянской семье. 80 лет назад от воспаления брюшины в результате тромба кишечника скончалась вдова Владимира Ленина, старейший член коммунистической партии и замнаркома просвещения РСФСР Надежда Крупская. В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и Надежда Константиновна проработала там до конца своих дней.

Надежда Крупская

Ребята, окончившие семилетку, получали навыки нескольких ремесел, видели результаты своего труда. Сегодня многие педагоги — и не только в России — развивают это направление. Надежда Крупская, 1936 год Отметим и такой штрих. Когда стали чинить препятствия для приема в школы детей дворян, священников, кулаков, Крупская выступила против: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок.

И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Она ведь и сама — дочь и жена господ дворянского происхождения. С годами она стала ортодоксальнее. По крайней мере, нередко проявляла себя именно с этой стороны. А ведь в юности боролась с церковной ортодоксией, властвовавшей в царской России.

Между тем, даже самые несправедливые ее статьи написаны мастерски, темпераментно, строгим, взвешенным языком. Думаю, даже порывистому Ленину было интересно беседовать с этой женщиной. К тому же она была дипломатична. Их споры и политические раздоры не выходили за порог дома. Азбука демонизации Чего только не приписывают «жене вождя» в наше время!

Даже сжигание книг. Без доказательств, зато с фанатической уверенностью. В собственной правоте. Крупскую упрекают и в исключении из школьной программы Достоевского. Действительно, он не стал главным героем советской школьной программы.

И Крупская его недолюбливала — за приверженность религиозному дурману. И в то же время, стали ли в России в 1920-е годы меньше читать Достоевского? Вовсе нет. Его в особенности — роман «Преступление и наказание» постоянно обсуждали в литературных кружках, в то время весьма популярных. Его, в отличие от Толстого, не подняли на официальный пьедестал — по понятным идеологическим причинам.

Но и не запрещали. И тиражи Достоевского, и востребованность его книг в библиотеках хотя «Бесов» оттуда действительно изымали — и это неудивительно только росли. Надежда из киноленты Она ушла ровно в 70 лет, давненько растеряв здоровье. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Москва, Сретенский бульвар.

Июль 2014. Фото: Wikimedia Десятки раз Крупская становилось героиней кинофильмов, а книг, в которых она действует, не сосчитать, как и картин, на которых ее запечатлели художники. Правда, чаще она бывала второстепенным персонажем, но не всегда. В Москве есть памятник молодой Крупской — на площади Сретенских ворот. Его создали скульпторы, мать и сын, Екатерина и Александр Белашовы.

Это вообще был достаточно популярный парковый сюжет — Ленин и Крупская, то в зимнем облачении, в ушанке и теплом платке, то в летнем. Памятник Н. Крупской и В. Ленину на улице Крупской в Москве Конечно, всё это — живописные полотна, поэмы, кино — прежде всего, связано с её мужем. Но в одном из фильмов она стала заглавной героиней.

В роли Крупской - Наталия Белохвостикова Молодые революционеры там влюбляются, поют под гитару, веселятся, выглядят беззаботно, но, конечно, ни на минуту не забывают и о политике. Роль молодой Надежды Крупской сыграла Наталия Белохвостикова. Человечно, не выспренно. Она — нежный цветок, но в то же время — решительная революционерка, борец. Так оно и было.

Мы мало знаем, какими они были — молодые подпольщики, рано посвятившие жизнь борьбе, но не ставшие функциями, роботами. Не менее обаятельна в роли Крупской была и Елена Ситко, несколько раз сыгравшая ее в фильмах о молодости революционеров. Всё это — кинокартины, достойные просмотра. Елена Ситко. Фото: Wikimedia Потом настало время анекдотов.

Ленинский монумент в идеологии разрушился года за два — в 1990—1992-м. Болезненно и быстро. По крайней мере, в официальной плоскости. Пострадала и Надежда Константиновна, о которой с тех пор чего только не судачили.

Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование.

Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи в 1935 году Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем ограничивать женщину только воспитанием детей.

Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание». В своем первом произведении — «Женщина-работница» 1899 года — Надежда Константиновна рассказывает о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России, когда, занятая работой, она не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей рабочих людей. Своими многочисленными статьями про важность дошкольного воспитания она пробуждала огромный интерес у всех трудящихся матерей того времени.

Крупская выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и парках, об организации детских комнат в рабочих клубах. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.

Зиновьева, Л.

Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Надежда Крупская - автор многочисленных работ о В.

Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Умерла 27 февраля 1939 года в Москве.

После смерти тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Познакомились в 1894 году. Обвенчались 22 июля 1898 года в церкви в ссылке в селе Шушенское.

В качестве шаферов они пригласили шушенских крестьян, а обручальные кольца им сделал их союзник из медных пятаков. Вопросы народного образования. Народное образование и демократия.

РСФСР, 1921. Заветы Ленина в области народного просвещения. То же.

О дошкольном воспитании в деревне: III Всеросс. Главсоцвоса, 1926. О школе крестьянской молодежи: Речи и статьи.

О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях.

Единый план и новые методы культработы. Собрание сочинений. В 4 томах.

Клара Цеткин, М. Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. Ленинские установки в области культуры: сборник статей.

Что писал и говорил Ленин о библиотеках.

После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке.

Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома.

Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма.

Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом.

Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети.

Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы.

Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем.

Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок

155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской Надежда Константиновна Крупская родилась (14) 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения.В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней наставницы и право преподават.
Славная родословная. Моя Крупская КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931).

Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская

Слишком они рисковали в своей революционной жизни. Кроме того, по наследству Крупская получила страшное аутоиммунное заболевание — базедову болезнь. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению недуга. В то время эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было, и прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью. Работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование.

Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению.

В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! Нарком просвещения После победы Октября партия поручила Надежде Константиновне работу по народному просвещению. Крупнейший педагог-марксист, основоположник марксистской педагогики, Надежда Константиновна борется за создание трудовой политехнической школы. Связь школы с жизнью, коммунистическое воспитание подрастающего поколения и широких народных масс постоянно в центре ее забот и внимания.

Крупская среди пионеров 1936 год. Надежда Константиновна была «душой Наркомпроса», как её тогда называли. Глубокое знание теоретических и практических вопросов педагогики, близость к рабочим, знание их интересов и запросов, огромный опыт партийной работы помогли ей сразу наметить путь, по которому надо идти. Много сил и внимания отдала Надежда Константиновна работе среди молодёжи, борьбе за просвещение и действительное раскрепощение женщин, за их участие во всех областях социалистического строительства. Надежда Константиновна очень любила детей и много сделала для того, чтобы жизнь их была счастливой. Она была одним из создателей пионерской организации, следила за работой пионеров, помогала им во всём.

В своей биографии «Моя жизнь», написанной для пионеров, она писала: Октябрьская революция. Коммунистическое воспитание молодежи В 1917 года Надежда Константиновна вместе с Лениным вернулась в Петербург, где приняла активное участие в подготовке и проведении революции. Она участвовала в образовании комсомольской и пионерской организаций, считала, что детская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по идейному содержанию. Она не поддерживала воспитательную систему Макаренко, и его вскоре отстранили от руководства трудовой колонией для беспризорников и малолетних нарушителей закона. В 1928 году она раскритиковала детские произведения Корнея Чуковского. Вскоре Корней Иванович отрекся от своих сказок, и до 1942 года не написал ни одной сказки.

С 1924 года Крупская — член ЦК партии. И в качестве таковой поддержала оппозицию Каменева и Зиновьева, боровшихся против Сталина. Но впоследствии признала свою ошибку. Поддержала предание суду Николая Бухарина. Пыталась заступаться за репрессированных, но безуспешно. А ее попытки защищать детей «врагов народа», закончились тем, что она была отстранена от работы в Наркомпросе.

Надежда Константиновна написала несколько книг: о Ленине, об истории образования партии большевиков. С ее легкой руки в стране было открыто несколько музеев. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года от перитонита, буквально на следующий день после празднования юбилейного дня рождения. Этот факт дал повод считать, что был отравлен торт, который прислал юбилярше Сталин. Однако, эта версия не выдерживает никакой критики, поскольку сталинский подарок ели все гости. Единственная дочь Константина Игнатьевича и Елизаветы Васильевны, представляющих обедневшее дворянство, родилась 26 февраля 1869 года.

Отец соратницы Ленина занимался адвокатской и общественной деятельностью, входил в состав Комитета русских офицеров, имел отношение к Польскому восстанию. Мать девочки была гувернанткой. Образование Не имея лишних средств, родители все же смогли дать Наде надлежащее образование. Ее первым учебным заведением стала частная женская гимназия княгини Оболенской. Об отношении Крупской к наукам можно судить по золотой медали, которую она получила, пройдя полный курс обучения. В стремлении повысить знания, в 1989 году девушка стала слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге.

Здесь она впервые познакомилась с идеями марксизма.

Разрушила идиллию базедова болезнь. Тогда ее лечить не умели.

А тут еще выяснилось, что болячка вызвала бесплодие. Ленин ценил и уважал жену. Переживал, устраивал в клиники, заботился и оберегал.

Но страсть как к женщине у Ульянова ушла. Стал относиться как к сестре. И называл «отзывчивым товарищем Надеждой», а не «милой Наденькой», как раньше.

А она продолжала любить… Бедняжка смирилась с судьбой и с изменой мужа. Это случилось в декабре 1909 года во Франции. Она была на четыре года моложе.

Эти отношения продолжались до самой смерти француженки от чахотки в 1920 году. Крупская страдала, но с разлучницей была в добрых отношениях.

К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением бойскаутизмом , имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой. Детское коммунистическое движение, писала Н.

Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины. В статье «Школа и пионердвижение» 1924 она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пионердвижения.

Немыслимо, писала Крупская, пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не быть пионером. Крупская доказывала, что основной задачей пионерорганизации является борьба за знания в то время главное внимание уделялось общественной активности. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу».

Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы. Крупской к вожатым. Крупская всемерно помогала пионерам.

Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета пионеров 1929. Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно сама отвечала. В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности.

Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни.

При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом.

Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением бойскаутизмом , имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой.

Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?

Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью. Страсти супругов несколько улеглись. Потом они смирились с тем, что не будут родителями, и вся их энергия была брошена на общее дело — политику и борьбу. Не будем давать ей оценок — не о том речь. Но Надя стала для своего Володи незаменимой. Она справлялась со всем — с шифрованием его писем всего она зашифрует 30 000 посланий!

Ей плохо давался только быт: готовить она не любила и не умела, вершиной ее мастерства была яичница из четырех яиц, которую муж покорно съедал по утрам. Теща взяла на себя готовку и придание уюта любому дому, в который бы не занесла судьба ее «детей». Ильич котлеты тещины любил, но цапался с ней регулярно, хотя в целом Елизавета Васильевна относилась к нему неплохо. Родные же Ильича не особо жаловали Надю: сестра Анна прозвала ее селедкой, что затем привело к получению партийной клички Минога. Ленин же довольно трезво оценивал жену.

И понимал, что плюсов у его Нади — куда больше. И плевать на надоевшую яичницу: Надя незаменима! Каким-то внутренним чутьем Крупская установила удивительный баланс в их отношениях: оставаясь личностью, она никогда не мешала мужу блистать ярче. Как сказали бы сейчас, они были единой, цельной командой. В 1900 году Крупская и Ленин отправились в Европу.

Тут Крупская работала на Владимира Ильича как секретарь и стенографистка, переводчица. И оставалась его женой. Он принялся сбивчиво рассказывать ей что-то, но из услышанного она выловила одно: на Володю произвела неизгладимое впечатление некая Инесса Арманд, дама революционного настроя. Вскоре Надежда Константиновна увидела Инессу, и сердце ее ухнуло: хороша! Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро.

Аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб, менял лицо, выпучивал глаза, портил характер, мучил приступами дурноты. А Инесса будто сошла с картины: фарфоровая кожа, оленьи глаза. А главное — она просто дышала страстью. Крупская высоко оценила соперницу. Инесса была умна, от природы сочилась тем женским магнетизмом, которого недоставало Наде.

А кроме того... Она была счастливой матерью, а материнство придает женщине особый шарм. У Инессы было уже пятеро детей — четверо от мужа и один — от его брата. Она не была сверхпорочна, но была вызывающе чувственна. И Крупская увидела: они безумно симпатизируют друг другу, Инесса и ее муж.

История умалчивает, как Надежда Константиновна пережила это открытие. Судя по всему, болезненно. Но, как мудрая женщина, она предпочла... И подождать. Она давно уже проводила ночи одна.

Муж был болен страстью к одной женщине — революции. Арманд же была той, которая могла сделать Володю чуть счастливее здесь и сейчас. Она принимала соперницу, садилась с ней за общий стол, сохраняла спокойствие. Арманд тоже видела в Крупской черты, достойные восхищения. А ее поведение...

Нет, Инесса бы так не смогла.

Но занималась не только бумажной работой. Как профессиональный педагог ей были интересны различные системы обучения в Европе. Постепенно у нее возник образ организации образования на основе передовых методик, но с марксистско-ленинским уклоном. Основной постулат — коллективизм должен стоять выше индивидуализма.

Революция и последовавшая за ней Гражданская война дали огромное поле для реализации идей. Причем ничего ломать не пришлось — все старые государственные институты оказались сметены вихрем событий. Система образования тоже лежала в руинах. Из-за наследственной Базедовой болезни у нее с Лениным не было детей. И она всю нерастраченную любовь и потребность заботиться реализовывала в педагогике и защите материнства.

Занялась ликвидацией беспризорности. Вначале неудачно, потом вместе с Дзержинским вроде что-то стало получаться. Идея создать пионерскую организацию тоже принадлежит Крупской, хотя и не ей одной. Она досконально изучила в эмиграции скаутское движение и пришла к выводу, что его надо внедрять и в России. В своей статье «РКСМ и бойскаутизм» писала, что детская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию.

Эта, казалось бы, ерунда резко снизила младенческую смертность и считается, что спасло жизни миллионов малышей. До этого им тряпочки совали, которые нельзя назвать стерильными. Но были в ее деятельности и неоднозначные моменты.

Крупская справа и К. Пострадали речь и память: Ильич временами не понимал, что ему говорят, и не мог найти слова, чтобы выразить свою мысль. Тот с виду согласился, а по дороге к автомобилю рассказал все сестре вождя Марии Ильиничне. Общими усилиями они уговорили Ленина подождать с самоубийством, убедив, что врачи отнюдь не теряют надежды на его полное выздоровление.

Он поверил. И однажды Надежда Константиновна, женщина чрезвычайно сдержанная, вышла из себя: с ней случилась истерика, она рыдала. Это, по одной из версий, якобы и добило чуть живого Ильича. В первой декаде марта следующего года Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит. Из записей дежурного врача: «9 марта он смотрел на Крупскую и говорил ей: «Надо позвать жену…» В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова… Впрочем, дни Владимира Ильича и так были уже сочтены.

Ленин и Н. Крупская на параде 1 мая, 1918 года Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Надежда Константиновна умоляла похоронить мужа, но вместо этого его тело превратили в мумию… «Летом 1930 года перед XVI съездом партии в Москве проходили районные партийные конференции, — пишет в своей книге «Они окружали Сталина» историк Рой Медведев. Ленина Н. Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом. Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом.

Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию. Поднявшись на трибуну после Крупской, Каганович подверг ее речь грубому разносу. Отвергая ее критику по существу, он заявил также, что она как член ЦК не имела права выносить свои критические замечания на трибуну районной партийной конференции. Крупская, — заявил Каганович, — что если она была женой Ленина, то она обладает монополией на ленинизм». В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии.

Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова. Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали.

А вот в тюрьму к Ильичу ходила уже не Якубова, а Крупская. Надежда стала настоящей революционной подругой — нетребовательной, заботливой и идейной. На отношения пары не повлияли ни аресты Ленина, ни трехлетняя ссылка самой Крупской. Любящие сердца воссоединились тоже в ссылке, в сибирской деревне Шушенское в 1898 году.

Чтобы отбывать наказание вместе, Владимиру и Надежде пришлось венчаться в церкви. По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами. Администрации поселений охотно шла навстречу пожеланиям ссыльных связать себя узами брака. Тогда считалось, что женатые люди быстрее остепенятся и забросят свои революционные глупости.

Как же власти ошибались! Почему Крупская носила девичью фамилию Все знают Надежду Константиновну как Крупскую и никто даже не подумал называть ее Ульяновой или Лениной. Но сама Крупская во всех документах, оформленных после замужества, все-таки фигурировала как Ульянова. Среди революционеров же она была известна под разными партийными кличками: Онегина, Минога, Рыба.

Фамилией мужа в жизни Надежда не называлась из идейных соображений. В революционных кругах считалось, что это помогает держаться на дистанции от мужа и проявлять себя независимой личностью. Спустя 20 лет после венчания Ульянова стала снова Крупской и по документам — женщина обменяла паспорт на новый, советский, в котором указала свою девичью фамилию. Сейчас ходят слухи, что жена вождя оказалась недостойна его фамилии, так как изменила мужу в Шушенском.

Это всего лишь очередной миф, не имеющий под собой никаких оснований. Политические ссыльные жили под таким строгим надзором, что не могли даже незаметно проскользнуть в туалет. Ни о каких шашнях на стороне не могло быть и речи.

Надежда Константиновна Крупская

Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много. Начались мелкие склоки нового вождя с Надеждой Константиновной Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. Надежда Крупская родилась в знатной, но бедной семье.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий