Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году
Главная» Новости» Программа патриотического воспитания граждан российской федерации на 2021 2025 годы. Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации аккумулируют стержневые понятия, явления и смыслы патриотического воспитания, содержат цели, задачи, направления патриотической работы, перечень ее субъектов и объектов, описание.
Володин призвал повсеместно создать центры военно-патриотического воспитания
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Российская Федерация, подрастающее поколение, воспитание, достойный гражданин, патриотическое воспитание молодежи, уважительное отношение, ценность. Реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. Государственная концепция патриотического воспитания граждан в российской федерации. Анализируются основные положения Государственной концепции па-триотического воспитания граждан в Российской Федерации. В 2024 году на реализацию проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» будет выделено 45,85 млрд рублей, что почти в девять раз больше, чем в 2022 году. Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации. Приняты Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10 октября 2022г.
Концепция патриотического воспитания
За короткий срок патриотическое воспитание в СССР достигло небывалых успехов. Сформированный в советских условиях патриотизм раскрыл свой благотворный потенциал в годы Великой Отечественной войны. В немалой степени именно на нём основывались невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, причём и в тот тяжелейший период патриотическое воспитание продолжало развиваться. Изменились государственная политика в отношении к религии, понятие «советский народ» стало трактоваться иначе: как социальная общность людей, основанная на содружестве всех наций и народов единой страны, участвующих в достижении общей победы. Именно в дни войны А. Лосев написал своё фундаментальное произведение «Жизнь», посвящённое патриотизму как любви к Родине-матери — жертвенной любви, которая делает служение ей смыслом человеческой жизни и подвигает людей на самоотречение.
Своего пика советский патриотизм достиг при восстановлении разрушенного войной хозяйства и на послевоенном строительстве новых грандиозных энергетических и промышленных объектов в Сибири, при освоении целины и космического пространства, где главную роль играл энтузиазм молодёжи. Однако уже в 1970-х гг. В 1990-е гг. Эти годы характеризуются резким ухудшением материального положения учреждений воспитания и образования, сокращением возможностей бюджетного финансирования, падением объёмов строительства воспитательных учреждений и темпов технического переоснащения их учебной базы, свертыванием военно-патриотической работы с учащейся молодёжью, снижением уровня научно-методического обеспечения патриотического воспитания, общим кризисом патриотического умонастроения граждан, значительным ухудшением состояния подростковой и молодёжной среды, бурным ростом в ней асоциальных явлений наркомании, преступности и т. После распада Советского Союза советский патриотизм, вдохновлённый великой Победой и видимым приближением реализации коммунистического общественного идеала, теряет свою идеологическую силу.
Складывается т. Его идейная неоднородность на практике привела к конкуренции нескольких политически-идеологических версий патриотизма, выражающих интересы различных социальных групп российского общества. В начале XXI в. Правительство РФ впервые принимает государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. На основе этой и принятых позже программ в короткое время удалось сформировать элементы, необходимые для восстановления в нашей стране военного и гражданского патриотического воспитания.
В 2014 г. Тем не менее, в настоящее время в России остаётся немало проблем в этой сфере, начиная с финансовых трудностей и кончая отсутствием современной научно-методической базы патриотической воспитательной работы и подготовленных для неё кадров. В связи с этим изучению опыта патриотического воспитания подрастающего поколения и работе по приведению патриотического воспитания в соответствие с современными требованиями необходимо придать систематический характер. Современная ситуация в сфере патриотического воспитания и причины антипатриотических настроений В последние годы наблюдается повышенный интерес государства и общества к патриотическому воспитанию подрастающего поколения граждан России. Исследуется отношение юношества к поворотным событиям нашей истории, учитываются возрастные особенности его восприятия.
Происходит восстановление памяти о Великой Отечественной войне, атаки на которую начались в период распада СССР, а в настоящее время заметно усилились. С целью консолидации нации всемерно поддерживаются гражданско-патриотический мемориальный ритуал «Бессмертный полк», всероссийские акции «Блокадный хлеб», «Свеча памяти», укрепляются организации, которые борются с информационной агрессией и деструктивными идеологиями. Наряду с сохранением исторической памяти народа о его победах, поддержкой народных традиций и подготовкой защитников Родины, современное патриотическое воспитание ставит перед собой задачу вовлечения молодых людей в общественно-политические процессы. Добровольчество как движение молодёжи, вызванное её побуждениями к добрым и общественно значимым поступкам, становится стрежневым элементом государственной молодёжной политики. Для решения задач патриотического воспитания реализуются федеральные, региональные и местные программы, вырабатываются новые, в большей мере соответствующие мировосприятию современной молодежи формы и способы раскрытия потенциала ее созидательной активности.
Важный импульс этой работе придают масштабные возможности национальных проектов, в том числе реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», инициированного действующим Президентом России. Благодаря перечисленным мерам происходит постепенная реабилитация слов патриотизм, патриотический, патриот, получивших в 1990-е гг. В 2000-2010-х гг. Вместе с тем, их подлинное значение нередко дискредитируется отдельными поступками представителей власти и общественности, выдающих себя за патриотов, а свои личные и даже иностранные интересы — за интересы нашей Родины и Отечества. Борьба за и против патриотической идеи достигла ныне такой остроты, что представления о патриотизме как духовной ценности стали не только объединять людей и народы, но и разобщать их.
В национальном характере нашего народа укоренено чувство общности с другими народами, вызывающее у него острое желание духовно приобщиться к единому человечеству. Это чувство исторически культивировалось христианством, настаивавшем на равенстве всех людей перед Богом, и благодаря этому выражало всеобщий момент патриотизма, по которому русский народ, подобно всем другим особенным народам, есть неотъемлемая и своеобразная ветвь человеческого рода. Оборотной стороной этой мировой отзывчивости является по-детски наивная ксенофилия россиян — их любознательное влечение ко всему чужеродному, иностранному. Немалому числу граждан нашей страны уже с конца 1950-х гг. Иностранные товары подкупали их своим высоким качеством или вообще не имели аналогов в ассортименте советской торговли.
Британская и американская рок-музыка, доносясь до слуха наших молодых людей, будила в их душах чувство небывалого раскрепощения. Зарубежные радиоголоса дополняли эти впечатления расчетливым описанием прелестей якобы абсолютно свободной и вполне обеспеченной жизни на Западе. С падением «железного занавеса» в конце 1980-х г. Многие, не удовлетворённые своим настоящим, отвернулись от нашего прошлого и исторического опыта, возмечтав жить так, как живут в т. Это наивное доверие к западным ценностям поддерживали их сторонники внутри нашей страны, активные в СМИ, целью которых была дискредитация нашего образа жизни и государства.
Поскольку государство опирается на нравственное сознание его граждан, постольку для успеха дискредитации требовалось разрушить гармонизирующее это сознание начало. Поэтому главной задачей информационной войны против России стало разрушение нашей исторической памяти. Основные удары против неё были направлены на память о социалистическом строительстве и Великой Отечественной войне, когда Генеральным секретарем Коммунистической партии, а также Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР был И. С нею боролись путём навязчивых указаний на преступления сталинского режима, уничтожившие якобы чуть ли не половину населения страны, и требований покаяния за «коммунистический террор». Информационная агрессия была направлена не только на историю СССР, но и на его преемницу Россию, где якобы как нигде в мире нарушаются права человека, ибо граждане нашей родной страны крайне пассивны, а их руководители — люди бесчестные и насквозь коррумпированные.
Либеральная пропаганда воспевала преимущества западного мира и вселяла в сознание россиян презрение к самим себе. На этом фоне в 1990-е гг. Этой антипатриотической настроенности способствовало толкование понятия нации как исторически сложившейся общности людей, которая выступает определённой ступенью развития каждого народа как этноса. Принятая в нашей стране этническая трактовка термина «нация» отличалась от его значения в реально-исторической действительности, в котором этническое самосознание было и остаётся лишь одним из элементов, который с развитием национального самосознания народа отходит на второй план по мере того, как в обществе растёт влияние гражданско-правовых институтов. Национальное состоит не в особенностях цвета кожи, языка и обычаев народа, а в особенной определённости духа народа, решающего всеобщую, всемирно-историческую задачу, стоящую перед человечеством.
Как может трактовка понятия нации вызывать антипатриотические или патриотические настроения? Если нация толкуется в этническом смысле, т. На это недоразумение, уже обернувшееся разложением Союза ССР, ныне опираются попытки разобщить народы России путём разрушения истинно национального, или гражданско-политического самосознания её граждан, которое обеспечивает конкретное единство локального и национально-государственного патриотизма. Не менее весомой причиной антипатриотизма является антинациональный и антипатриотический характер мировоззрения значительной части собственников крупного и средней величины капитала, а также сращённой с ними власти и либеральной интеллигенции. Сплочённые общими материальными интересами представители этих групп, именующие себя «элитой», имеют политические, экономические, информационные и иные ресурсы влияния, используемые для навязывания «массе», или «толпе» абстрактного космополитизма и потребительского образа жизни.
Их устремления, несмотря на их декларации, преследуют отнюдь не цель служения Отечеству. Эта политико-экономическая причина антипатриотических настроений привела к тому, что высшей ценностью и мерой человеческого достоинства в современной России стали деньги — капитал, который не просто позволяет жить в достатке, но должен неограниченно возрастать. Сложившуюся под действием этой причины социальную этику характеризует, главным образом, своекорыстное себялюбие, сочетающее эгоцентризм и разнузданный гедонизм. Усвоивашие такую социальную этику молодые люди, даже если остаются в родных пределах, представляют себя частью мнимого «глобального мира» и, исходя из этой иллюзии, строят свою реальную жизнь. Непонимание духовной природы любви к Родине и того, что личность формируется в процессе взросления человека и образования его духа, — это ещё одна причина антипатриотических настроений подрастающего поколения.
Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишённый его, будет лишён и патриотизма». В этих словах И. Ильина выражена взаимосвязь личности и патриотизма. Одно с необходимостью предполагает другое: человек сначала должен дать своему духу настоящее образование, стать личностью, чтобы его патриотические порывы, естественно вырастающие из привязанности к тому месту, где он родился и вырос, претворились в его сознательную любовь к Родине-матери и привели к деятельному служению Отечеству.
В связи с этим нельзя не заметить, что не только образование как формирование личной духовности служит источником патриотического умонастроения. Одно из противоречий патриотизма выражается в том, что прямой зависимости между величиной культурного капитала и патриотическим поведением личности нет. Подтверждением тому служат случаи, когда вроде бы талантливые и образованные люди идут на подлость и предательство Родины-матери. И, наоборот, в истории можно найти множество примеров, когда малообразованный и не блистающий талантами человек, выступив на её защиту, совершает героические поступки — высшие духовно-нравственные акты личности. Понимание человеческой личности как «духовного существа» — уникального в своей индивидальности и в то же время всеобщего благодаря своей духовности — раскрывает несостоятельность ныне популярного в молодёжной среде эгоистического индивидуализма.
Эгоист не понимает, что «я» и «мы» — это не нечто внешнее и отличное друг от друга. Напротив, это целостная реальность. Принадлежность каждого человека семье и роду генетически предшествует его самосознанию. Я, справедливо констатировал другой русский философ С. Франк, есть по рождению, а, следовательно, и по существу, итог и воплощение связи отца и матери, которая вдобавок отнюдь не ограничивается моими родителями, а с глубочайшей витальной силой уходит в глубину веков, ко всем моим предкам — неважно, знаю я их имена, или нет.
Вот почему первичной категорией нравственной жизни в обществе является обязанность, а не право, заключает Франк, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности. Исходя из этого, он прекрасно формулирует истинный смысл демократии: «Демократия есть не власть всех, а служение всех». С другой стороны, переформатирование сознания из личного в массовое тоже есть немаловажная причина антипатриотических настроений. Всё, что не соответствует увлечениям массы, сегодня вытесняется. Быть, как все, становится правилом жизни.
Обезличиванию людей способствуют и бизнес-стратегии, ориентирующиеся на массовые показатели. В советский период истории России с его пафосом высшей гуманистической цели, выраженной лозунгом «Всё во имя человека, всё для блага человека», государством ставилась задача всестороннего и гармоничного развития личности. Сегодня такая задача не ставится, а понятие личности толкуется превратно, отчего личную жизнь зачастую путают с интимной жизнью. Позитивистская парадигма, господствующая теперь в образовании, игнорирует в человеке личность, отрицая её духовно-нравственное начало. Выйти из этого тупика можно только с помощью настоящего образования духа человека.
Отказ от воспитательной компоненты образования после демонтажа советской власти стал одним из главных негативных факторов воспроизводства патриотического индифферентизма и нигилизма подрастающего поколения, ибо исчезла единая цель образования и воспитания — формирование гармонически развитой личности человека. Этот отказ не в последнюю очередь был вызван представлением об идеологической нейтральности нового российского государства, навязанным нам Западом. Огромный вред сфере образования наносят рыночные принципы, нацеливающие его не на воспитание человека в человеке, а на подготовку узкого специалиста — винтика в машине расширенно воспроизводящего себя капитала. Использование в официальных документах, нормативных для сферы образования, словосочетания «оказание услуг» фактически приравняло школы к баням и парикмахерским, что привело к непозволительному понижению статуса учителя юношества, не говоря уже о беззащитности педагогов перед формально-юридическими требованиями. Следующей проблемой, спровоцированной модернизацией точнее, вестернизацией образования, стало обнищание русского языка, тоже имеющее немалые антипатриотические последствия.
Язык, как всё живое, одновременно прочен и хрупок, отчего он подвергается смертельной опасности вследствие разного рода дегенерирующих влияний. Одним из них является то, что знание английского языка в России стало цениться сегодня выше знания русского языка. Этому содействовало также отставание нашей страны в электронном приборостроении, отчего вся лексика компьютерных и коммуникационных технологий к нашему времени оказалась английской. Кроме того, нельзя не указать на жаргонизацию обыденной речи и на распоясавшуюся не только в интернете ненормативную лексику. Родная речь есть незаменимая среда и мощнейшее средство патриотического воспитания, а её чистота и красота есть гарантия сохранения нравственного здоровья народа.
Все призывы молодёжи к моральной ответственности и нравственным идеалам будут тщетны, если через язык в сознание подрастающего поколения проникнут совсем другие поведенческие установки. Поскольку патриотизм, кроме школы, воспитывается исторической наукой, искусством и философией, вошедшими в обиход культуры, постольку состояние этих сфер тоже сказывается на качестве и эффективности патриотического воспитания. Если главным критерием развития науки становятся количественные наукометрические показатели, если разного рода провокации и перформансы начинают заменять настоящее искусство, а музеи, филармонии и театры вынуждены по требованию Министерства культуры стремиться к коммерческому успеху, то благополучным это состояние назвать никак нельзя. Самой же глубокой стратегической проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения является отсутствие у его воспитателей единого понятия патриотизма. Сегодня различные определения патриотизма даются на основании множества его проявлений.
Проявления эти берутся воспитателями из жизненного опыта и, как правило, не связываются ими в целостное понятие. Но в таком случае патриотизмом можно назвать что угодно. Он останется лишь мнением, или представлением, а не понятием. Эти мнения имеют форму искренних, но исключительно субъективных убеждений, на которые воспитатели юношества и опираются в своей деятельности. Нельзя не признать, что такое, направляемое мнениями, воспитание тоже достигает своей цели, но скорее случайно, а не с необходимостью, как требуется.
Из сказанного следует вывод, что недостаточная эффективность патриотического воспитания современной молодёжи вызвана господствующими в нём искажёнными представлениями о патриотизме. Молчаливо предполагается, будто воспитатели патриотизма знают, что такое истинный патриотизм, но на деле это не так. Разумеется, единого определения патриотизма, которое однажды и навсегда примут все, нет и быть не может. Добиваться неизменного единомыслия в отношении любого предмета есть ложная, догматическая цель. Но признание этого отнюдь не означает, что нельзя или вредно стремиться к единому пониманию сути патриотизма, постепенно преодолевая тем самым разноголосицу мнений о нём, ибо произвольные определения патриотизма могут оказаться как истинными, так и ложными.
Ложные формы патриотизма возникают из-за нарушения целостности его понятия в случае обособления одного из его необходимых моментов — особенного, всеобщего, или единичного. Одним из проявлений лжепатриотизма выступает яростная борьба за присущие своему народу особенности и отвержение особенностей всех иных народов. Это и есть национализм, т. Однако, с другой стороны, не следует впадать и в противоположную крайность — в ксенофилию, или восхваление всего инородного. Здесь важна истинная мера, на которую указывал И.
Ильин: «Любить свою Родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полой водою иноземщины». Напротив, игнорирование национальных особенностей своего народа ради всеобщего момента патриотизма чревато впадением в абстрактный космополитизм, т. С третьей же стороны, обособление единичного момента философского понятия патриотизма порождает казённый патриотизм, использующий патриотическую риторику как средство для достижения своих корыстных целей. Разоблачение ложных форм патриотизма есть одна из стратегических задач патриотического воспитания подрастающего поколения.
У становление ответственных за результаты воспитательной работы. Определение характера мировоззрения воспитуемых. Установление критерия решения воспитательных задач в эффективности образовательных учреждений 9. Описание механизмов финансовой поддержки воспитательной работы.
Раскрытие мер по противодействию антироссийской пропаганде среди молодежи, предотвращению манипулирования ей в политических целях. Распространение воспитательных практик на взрослую часть населения. Провозглашение патриотизма национальной идеей России, что тождественно идеологии, предполагает устранение коллизии, возникающей в связи с запретом на установление государственной идеологии в Конституции Российской Федерации. Требуется устранение прямых противоречий между пониманием национальной идеи как патриотизма и следующих статей действующей Конституции: преамбула, статья 2, статья 3, статья 4, статья 5, статья 6, статья 13, статья 15, статья 17, статья 29, статья 30, статья 38, статья 46, статья 55, статья 59, статья 62, статья 63, статья 68, статья 69, статья 70, статья 79. Субъекты патриотической воспитательной деятельности Воспитательная работа может быть эффективной при условии ее системности. В том случае, когда государственные и общественные институты, связанные с воспитательными функциями, ведут разнонаправленную деятельность, расходятся в ценностном целеполагании, успех невозможен. Соответственно, все субъекты осуществления патриотического воспитания должны проводить скоординированную работу, дополняя друг друга. Субъектами патриотического воспитания могут и должны выступать:.
Корректировка Стратегии развития воспитания до в Российской Федерации на период до 2025 года должна быть скорректирована в следующем отношении: 1. Внести перечень базовых ценностей Стратегии. Определить целевой образа воспитуемого. Раскрыть категорию традиционных нравственных ценностей.
Установление государственных и общественных институтов, реализующих Стратегию. Установление системы мотиваторов за осуществление воспитательной деятельности. У становление ответственных за результаты воспитательной работы. Определение характера мировоззрения воспитуемых.
Установление критерия решения воспитательных задач в эффективности образовательных учреждений 9. Описание механизмов финансовой поддержки воспитательной работы. Раскрытие мер по противодействию антироссийской пропаганде среди молодежи, предотвращению манипулирования ей в политических целях. Распространение воспитательных практик на взрослую часть населения.
Эффективные шаги по этому пути невозможны без гармоничной, отлаженной системы, которая предусматривает: — формирование у гражданина и развитие у него социально значимых ценностей защиты Отечества на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного, историко-патриотического, культурно-патриотического воспитания в ходе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов; — массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; — деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на изучение и освещение проблем военно-патриотического воспитания молодежи, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Военно-патриотическое воспитание молодежи — неотъемлемая составная часть патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Оно представляет собой многоплановую систематическую целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности и к обеспечению военной безопасности государства перед лицом внешних и внутренних угроз. Военно-патриотическое воспитание призвано пробуждать у молодых людей любовь к Родине, чувство уважения к боевым традициям российского народа и его Вооруженных Сил, способствовать приобретению гражданами прикладных военных и военно-технических знаний. В содержании военно-патриотического воспитания молодежи выделяются два основных компонента: социально-педагогический и специфический. Социально-педагогический компонент образует содержательное ядро такого вида воспитания.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, установками, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке его к защите Отечества. Социально-педагогический компонент характеризуется широкой направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, а также на важнейших духовно-нравственных качествах. Сегодня, когда проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил стоит очень остро, становится более значимой роль специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Он предполагает более глубокую и последовательную дифференциацию воспитательного процесса, всестороннюю работу по военно-патриотическому воспитанию с учетом тех конкретных задач, которые возлягут на будущих защитников Отечества. Специфический компонент военно-патриотического воспитания нацелен на подготовку юношей к определенному армейскому роду занятий и обеспечивает «инструментальную готовность» к выполнению воинского долга.
Ему присуща мощная практико-ориентированная и деятельностная направленность, то есть каждый будущий военнослужащий должен осознать свои роль и место в деле защиты Отечества, уяснить высокую личную ответственность за выполнение требований военной службы, развить убежденность в том, что Отечество необходимо защищать, сформировать другие качества, важные для успешного выполнения должностных обязанностей. Содержательная платформа специфического компонента военно-патриотического воспитания — любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. Военно-патриотическое воспитание молодежи протекает по следующим основным направлениям: — духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов, ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, слагаемых воинской чести, ответственности и коллективизма; — историческое — познание истории Отечества, места и роли России в историческом процессе, героического прошлого разных поколений, осознание неповторимости Отечества, неразрывности с ним, гордости за его историю, ответственности за происходящее в обществе и государстве; — политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики. Основным институтом, организующим всю систему военно-патриотического воспитания, обеспечивающим ее функционирование, контролирующим ее эффективность и конечные результаты, является государство. Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на долговременную перспективу. Один из важнейших нормативно-правовых документов, на которые она опирается, это Федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование».
Федеральный проект «Патриотическое воспитание»: — направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; — обеспечивает развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведение мероприятий патриотической направленности; — предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во время внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей: обучающимся прививаются базовые ценности на уроках, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях. К сведению В рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» запланировано развитие системы взаимодействия между разными поколениями для обеспечения преемственности, поддержка общественных инициатив и проектов, связанных с патриотическим воспитанием детей и молодежи. В ходе проекта развивается воспитательная работа в образовательных организациях общего и профессионального образования, проводятся мероприятия патриотической тональности. Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня в сфере военно-патриотического воспитания молодежи можно считать следующие: — Конституцию Российской Федерации, закрепившую право граждан на образование, а также воинскую обязанность граждан Российской Федерации; — Федеральный закон от 28. Военно-патриотическому воспитанию граждан посвящена статья 14 закона.
Ключевые слова
- Домен припаркован в Timeweb
- Патриотическое воспитание в России. Увеличение финансирования
- Патриотическое воспитание молодежи
- Расходы на патриотическое воспитание в России увеличат почти в 10 раз - | Новости
- Навигация по сайту
Защита документов
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (прокол № 2 (12)‑П4 от 21.05.2003)). ГлавнаяСоветник Директора По Воспитанию И Работе С Детскими ОбъединениямиРддм "Движение Первых"Федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан РФ". Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации
Стержень деятельности по воспитанию воинов-патриотов — формирование у них патриотического сознания, разъяснение положений Военной присяги, воинских уставов, требований приказов Министра обороны по вопросам боевой учебы и выполнения служебных обязанностей. Важно, чтобы каждый военнослужащий глубоко осознал, что истинное выражение его патриотических устремлений — отличная боевая выучка и сознательная дисциплинированность. В этих целях широко используются плановые занятия в системе боевой подготовки, особенно по военно-политической подготовке, культурно-досуговые мероприятия и другие формы массовой работы. К ключевым путям формирования патриотизма и верности воинскому долгу у молодых военнослужащих относятся: — воспитание историей; — воспитание на воинских традициях и ритуалах; — воспитание на ценностях морали и нравственности. Воспитание историей предполагает активное обращение к героическим страницам прошлого и настоящего нашей страны и ее Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже человек будет знать историю родной страны, тем точнее он сможет осмыслить ее настоящее и осознать свое место в нем. Широкие возможности для формирования личности открывают тут, например, занятия, лекции и беседы, тематические вечера и викторины по отечественной военной истории. Все это позволяет молодым людям лучше ознакомиться с главнейшими для нашего Отечества военно-историческими эпизодами, постичь боевые традиции российских Вооруженных Сил.
Вполне возможно, что яркие примеры мужества и доблести наших предков не оставят равнодушными современных солдат и матросов, вызовут у них подсознательную тягу подражать былым подвигам, совершать мужественные поступки в боевых условиях. Эффект от таких занятий возрастет, если проводить их в комнатах и музеях боевой славы, в местных краеведческих музеях, что и практикуется в некоторых воинских частях. Воспитанием патриотизма на воинских традициях и ритуалах тоже нельзя пренебрегать. Воинские традиции — часть национально-государственных традиций. К первостепенным боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Военной присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др. Одна из форм воспитания патриотизма на воинских традициях и ритуалах — пропаганда боевых традиций, в частности, проведение уроков мужества. В воинских частях они чаще всего посвящаются подвигам однополчан, знаменательным событиям из истории части, вида, рода войск.
Кроме того, если воинская часть расположена недалеко от районов известных сражений прошлого, ее личный состав может принять участие в Вахтах памяти, в поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков. Огромное эмоциональное и назидательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в армейский строй молодого пополнения, проводы в запас отслуживших военнослужащих. Как правило, вручение боевого оружия и передача военной техники производят сильное эмоциональное впечатление на новичков в армейском строю, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям и соединениям. Один из векторов военно-патриотического воспитания молодежи — разъяснение ей смысла и содержания как национально-государственной символики Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна, государственных праздников, так и системы официальных военных символов, флагов, боевых знамен, знамен, знаков отличия, знаков различия и других геральдических знаков. Не менее значимо изучение лучших отечественных произведений литературы и искусства патриотического характера, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест. К группе форм воспитания патриотизма на ценностях морали и нравственности относятся формы, направленные на формирование культуры и навыков межнационального общения молодых воинов. Воспитание патриотизма на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие постулаты: — никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации; — гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; — терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; — категорическое неприятие несправедливости, дискриминации, угнетения.
Успех проводимой в Вооруженных Силах работы по патриотическому воспитанию молодых военнослужащих зависит от многих факторов и, прежде всего, от активности и инициативы руководящего состава, работников военно-политического звена.
К первостепенным боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Военной присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др. Одна из форм воспитания патриотизма на воинских традициях и ритуалах — пропаганда боевых традиций, в частности, проведение уроков мужества. В воинских частях они чаще всего посвящаются подвигам однополчан, знаменательным событиям из истории части, вида, рода войск. Кроме того, если воинская часть расположена недалеко от районов известных сражений прошлого, ее личный состав может принять участие в Вахтах памяти, в поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков. Огромное эмоциональное и назидательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в армейский строй молодого пополнения, проводы в запас отслуживших военнослужащих.
Как правило, вручение боевого оружия и передача военной техники производят сильное эмоциональное впечатление на новичков в армейском строю, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям и соединениям. Один из векторов военно-патриотического воспитания молодежи — разъяснение ей смысла и содержания как национально-государственной символики Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна, государственных праздников, так и системы официальных военных символов, флагов, боевых знамен, знамен, знаков отличия, знаков различия и других геральдических знаков. Не менее значимо изучение лучших отечественных произведений литературы и искусства патриотического характера, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест. К группе форм воспитания патриотизма на ценностях морали и нравственности относятся формы, направленные на формирование культуры и навыков межнационального общения молодых воинов. Воспитание патриотизма на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие постулаты: — никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации; — гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; — терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; — категорическое неприятие несправедливости, дискриминации, угнетения. Успех проводимой в Вооруженных Силах работы по патриотическому воспитанию молодых военнослужащих зависит от многих факторов и, прежде всего, от активности и инициативы руководящего состава, работников военно-политического звена.
Ощутимое воспитательное значение имеет личный пример командиров и начальников. Выдающийся военный педагог генерал М. Драгомиров неоднократно подчеркивал: «Работают у того офицера, кто и сам работает! И идут на смерть у того, кто сам от нее не сторонится». Необходимо отметить, что краеугольный камень воспитания молодых военнослужащих в военно-патриотическом духе — воспитание у них высокой воинской дисциплины. Высокая дисциплинированность — одно из важнейших свойств, без которого немыслимы как полноценная личность воина, так и вся специфическая деятельность армии и флота.
В ходе нравственного воспитания у военнослужащих формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Это развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение Военной присяги и воинских уставов. В гарнизонах, военных городках мероприятия военно-патриотической направленности с молодежью проводятся на базе Домов офицеров, офицерских клубов, комнат воинской славы или военно-исторических музеев, с использованием потенциала военных ансамблей песни и пляски, военных оркестров. Методические рекомендации Во вступительном слове руководителю занятия желательно простыми словами объяснить, почему изучаемая тема по ВПП актуальна сегодня, озвучить цели занятия, назвать его основные блоки. При рассмотрении учебных вопросов необходимо показать место, роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в нашей стране как одного из направлений государственной молодежной политики России, раскрыть основные пути и формы деятельности должностных лиц Вооруженных Сил на поле военно-патриотического воспитания военнослужащих. Чтобы повысить интерес аудитории к занятию, руководитель может попросить нескольких слушателей сравнить эффективность разных практических форм и методов военно-патриотического воспитания, и обосновать свое мнение.
Более всего из этих средств выделят «Движению первых» — 7 млрд руб. Они пойдут на мероприятия по вовлечению граждан и организаций «в систему патриотического воспитания детей и молодежи», еще 9,58 млрд руб. На конкурс «Большая перемена» выделят 1,32 млрд, а на «Юнармию» — 270 млн. Еще 2 млрд руб.
В 2024 году на реализацию проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» будет выделено 45,85 млрд рублей, что почти в девять раз больше, чем в 2022 году.
Основная цель проекта — формирование у граждан России «гордости за свою страну, ее историю и достижения, уважения к ее символам и традициям, ответственности за ее настоящее и будущее». Для этого планируется проводить различные мероприятия, направленные на вовлечение детей и молодежи в систему патриотического воспитания. Самая большая сумма — 7 млрд рублей — будет выделена «Движению первых», которое занимается организацией и поддержкой детских общественных объединений. Еще 9,58 млрд рублей получат региональные отделения движения для проведения локальных мероприятий. Кроме того, из бюджета проекта будут финансироваться такие инициативы, как конкурс «Большая перемена» 1,32 млрд рублей , «Юнармия» 270 млн рублей и гранты для некоммерческих организаций 2 млрд рублей.