Коллекция включает следующие разделы: история избирательной системы в России, избирательная система в современной России и учебно-методические ресурсы. Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Самым значимым в истории развития избирательного права в России становится ХХ век.
Познавательный час «История выборов в лицах и фактах»
Дорогие друзья! Выборы президента — это большое политическое событие в стране, и от нас зависит его исход. Участие в выборах — это проявление личной гражданской позиции, наш гражданский долг и почетное право, это возможность для каждого из нас решить, каким будет будущее страны. История творится здесь и сейчас, она пишется всеми нами. И для каждого сознательного гражданина нашей страны участие в выборах — это шанс стать частью великой истории России.
Если в первом туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам первого тура наибольшее количество голосов. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.
Новоизбранный президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента России. Формирование Совета Федерации В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона. Выборы Государственной Думы Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации, либо Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на пять лет российскими гражданами на основе всеобщего тайного голосования. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по смешанной системе: 225 депутатов по партийным федеральным спискам; 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам [6] один округ — один депутат.
Граждане РФ могут быть выдвинуты политическими партиями [7] или как самовыдвиженцы [8] , а в составе федеральных списков кандидатов — только как члены политических партий. Регионы вправе установить, и пропорциональную систему, и мажоритарную, и смешанную избирательную систему выборов в законодательные органы. Это может быть любой гражданин России, достигший возраста 30 лет, и не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным представительным органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Выборы местных органов власти Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются совершеннолетними гражданами РФ, постоянно проживающими на территориях соответствующих муниципальных образований. Минимальный возраст кандидата на должность: для депутата представительного органа местного самоуправления — 18 лет; для выборного должностного лица — 21 год.
Кадр из специального выпуска киножурнала «Хроника наших дней». Выборы были назначены на 12 июня 1991 года, а в бюллетене были шесть пар кандидатов. В день выборов на участки пришли три четверти всех имеющих голос граждан республики. Для Владимира Жириновского эти выборы стали блестящим дебютом в политике. Итоги выборов-1991 Спустя месяц после выборов, 10 июля, Борис Ельцин принес президентскую присягу. Церемония его инаугурации состоялась в Кремлевском дворце съездов сейчас — Государственный Кремлевский дворец. Вначале Ельцин произнес текст присяги. Вопреки правилам, будущий глава государства положил руку не на Конституцию, а на сердце.
Категория «лишенцев» отходила в историю. В-третьих, голоса избирателей стали равными, то есть каждый гражданин имел один голос.
В-четвертых, голосование стало тайным Избирательная кампания, особенно проводившаяся впервые в соответствии с новой Конституцией СССР, рассматривалась как наиболее важное политическое событие, определяющее жизнь страны на последующий период. Избирательное законодательство 1937 года стремилось максимально приблизить пункты для голосования к месту жительства избирателей. Голосование могло осуществляться только персонально и лишь в специально предназначенном для этого помещении. Не допускалась предварительная подача голосов или голосование с помощью передвижных урн. Все граждане СССР, зарегистрированные в качестве избирателей, должны были лично принять участие в выборах. Право выдвижения кандидатов в депутаты Верховного Совета закреплялось за общественными организациями всех уровней центральных, республиканских и за общими собраниями трудящихся, служащих и военнослужащих ст. Регистрация кандидатов проходила в окружных комиссиях при предоставлении протокола собрания, выдвинувшего кандидата, заверенного членами президиума, и заявления кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. На избирательных участках избиратель получал избирательный бюллетень, мог ознакомиться с информацией о кандидатах в депутаты. Затем избиратели уединялись в кабинах для голосования. Очень многие в кабины не заходили, опасаясь, что их уединение может представлять интерес для представителей НКВД.
Под контролем этой организации и проводились все выборы. Фактически избирателям предлагалось сказать «да» или «нет» тому или иному единственному кандидату, одобрить или не одобрить в лице этого кандидата политику советского государства. Фактически выборы превращались в плебисцит, или референдум. Выборы перестали быть выборами, так как не предоставляли возможности выбора из нескольких кандидатов наилучшего представителя для работы в Советах разного уровня. Обстановка, в которой проходили выборы, производила особенно сильное впечатление на жителей деревни и представителей городских низов, пожилых и малограмотных людей. Запоминались поездки на санях, грузовиках и, конечно, легковых автомобилях. В дни выборов работали буфеты. Обстановка была праздничной. После Великой Отечественной войны власти использовали ту же модель последовательной организации избирательных кампаний, при которой Советы разного уровня избирались не одновременно, а поэтапно: сначала союзные структуры, затем — республиканские и, наконец, региональные. На протяжении всего советского периода сохранялось и использовалось право избирателей на отзыв депутата, не оправдавшего доверия большинства избирателей.
Депутаты должны были регулярно отчитываться перед избирателями, прислушиваться к голосу масс, к критике снизу, реально заниматься нуждами избирателей, решением их проблем. Наказы и запросы избирателей рассматривались как приоритетные документы в работе депутатов. Право отзыва депутатов определяло их подконтрольность народу и полную зависимость депутатов от избирателей. В частности, статья 95 содержала перечень принципов избирательного права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Субъектами, обладающими избирательным правом, по-прежнему являлись только граждане СССР. Возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права при проведении выборов в Верховный Совет был снижен до 21 года. По новой Конституции палаты Верховного Совета состояли из равного числа депутатов. Численный состав Совета Союза определялся числом депутатов Совета Национальностей, порядок формирования которого не изменился. Таким образом, если прежде стабильным было нормативное число избирателей Совета Союза — 300 000 жителей, а переменным число депутатов палаты, то теперь число депутатов стало постоянным, а число избирателей менялось от выборов к выборам. Расширился круг субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов в депутаты.
Электоральное право и избирательный процесс в 1989-1999 гг. Для выборов в 1989 году была создана ЦИК СССР председатель, два зама, секретарь и 31 член ЦИК со сроком полномочий - 5 лет , окружные избирательные комиссии на них была возложена функция по выдвижению кандидатов и УИК, а также избирательные комиссии общественных организаций. Комиссии формировались на основе предложений общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства. Но непосредственно формирование оставалось за соответствующими исполкомами. Для проведения референдума 1991 года была создана ЦИК референдума. Впервые на избирательную комиссию было возложено полномочие по проверке подписей избирателей, поддержавших инициативу о проведении референдума. Выборы народных депутатов стали проводиться по одномандатным и многомандатным избирательным округам, причём число кандидатов в депутаты не ограничивалось. По новому законодательству образовывались как территориальные и национально-территориальные избирательные комиссии, так и избирательные комиссии общественных организаций. В этот период происходило значительное расширение функций системы избирательных комиссий, что было связано с внедрением альтернативных и экспериментальных начал в проведение выборов и возложением на избиркомы полномочий по организации референдумов. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» была сформирована Центральная избирательная комиссия Российской Федерации ЦИК России , действующая на постоянной основе и возглавляющая систему избирательных комиссий.
Разработка Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» началась в 1994 г. Впервые в опытном режиме она начала работать в 1995 году. Избирательная система Российской Федерации и выборы в конце XX - начале XXI века публикации по теме 2013 год был юбилейным для избирательной системы Российской Федерации. За 20 прошедших лет в России сложились устойчивые принципы проведения демократических выборов, которые убедительно свидетельствуют, что избирательная система современного государства — это стержневой элемент демократии, фундамент построения и функционирования эффективной государственности. За эти годы в Российской Федерации проведено 12 федеральных избирательных кампаний и множество региональных и муниципальных выборов и референдумов. Изменилось и техническое оснащение избирательных комиссий. С 2008 года Информационный центр ЦИК начал работать на региональных выборах в единый день голосования. Уже в 2005 году была изготовлена первая партия комплексов для электронного голосования, не использующих бумажный бюллетень, а в 2008-2009 годы — впервые в семи регионах страны по инициативе и при участии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проведены эксперименты по электронному опросу избирателей с использованием Интернета. В 2010 году началось производство КОИБ-2010 «говорящих» , впервые они использовались в единый день голосования 10 октября 2010 года. В 2010 году начал работу Общественный научно-методический консультативный совет при ЦИК России, в который входят более 200 различных специалистов, включая 10 членов Российской академии наук.
В 2011 году принята Программа технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации. Развивались международные связи Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: была подготовлена и принята Декларация принципов международного наблюдения за выборами; в 2008 год — оглашена Декларация Межпарламентской ассамблеи СНГ о принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах — участниках СНГ.
Краткая история выборов президента России
Жириновский, А. Бочаров, Независимые кандидаты 5 417 464 6,81 5. Сергеев, Независим. Бакатин, Р. Абдулатипов, Независимые кандидаты 2 719 757 3,42 Против всех 1 525 410 1,92 Все кандидаты в президенты продолжили играть заметные роли в политике, как и некоторые кандидаты в вице-президенты Абдулатипов, Громов ; Завидия и Бочаров продолжили заниматься промышленно-экономической деятельностью, Сергеев был активистом и идеологом РКРП.
В дальнейшем Жириновский баллотировался в президенты ещё четыре раза, Тулеев — ещё дважды в 1996 году снял кандидатуру во время голосования , а Ельцин — один раз был переизбран на второй срок в 1996; досрочно покинул пост 31 декабря 1999 года. Президентские выборы в России 1996 Выборы президента России были назначены на 16 июня 1996 года в соответствии с переходными положениями Конституции России и в связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Единственные, на 2012 год, президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня и 3 июля 1996 года и отличались остротой политической борьбы между кандидатами.
Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. По результатам второго тура Б. Ельцин набрал более 50 процентов голосов избирателей и был переизбран на второй срок.
Выборы были назначены решением Совета Федерации в декабре 1995 года, за несколько дней до завершения выборов в Государственную Думу второго созыва. К тому времени Президент России Ельцин утратил былую популярность из-за неудач экономических реформ, провалов в ходе Чеченской войны и коррупционных скандалов в своём окружении, рейтинги показывали его популярность на уровне 8—9 процентов. Станкевич, Сергей Борисович утверждал, что А. Собчак рассматривался как демократический кандидат на пост президента России на выборах - 1996 за место Ельцина, однако "ближе к декабрю 1995 года он Собчак окончательно отказался от этой идеи...
Ближе к Новому году стартовали подписные кампании Ельцина, затем и других кандидатов. Действовавший тогда закон требовал собрать в поддержку каждого кандидата миллион подписей, но позволял собирать подписи в поддержку кандидата без его согласия. В поддержку Ельцина было образовано около 10 инициативных групп. Ельцин долго не давал согласия на выдвижение, объявил о своем положительном решении лишь 15 февраля.
На момент выдвижения обоих кандидатов Зюганов по рейтингу значительно опережал Ельцина, но разрыв между ними постепенно сокращался. Позднее выдвинулись и другие кандидаты. Чубайс и В. Илюшин , в 2006 году писал, что победа Ельцина была обеспечена благодаря использованию «политических технологий»10В начале 1996 года Ельцин имел очень низкий уровень поддержки среди населения: «в феврале, когда он все-таки заявил о своем участии в будущих выборах, его поражение казалось неминуемым».
По словам Ослона, в феврале на Всемирном экономическом форуме в Давосе Зюганова встречали как очевидного фаворита выборов и будущего президента России. В марте 1996 года у Ельцина, как пишет Ослон, было три возможных линии поведения: отдать подготовку к выборам штабу, сформированному политиками и чиновниками что, по мнению Ослона, снова привело бы к поражению как и в случае с НДР на выборах в Госдуму ; последовать совету группы ряда приближённых и отменить выборы, объявив чрезвычайное положение; откликнуться на предложение группы крупных бизнесменов именовавшихся в СМИ и обществе «олигархами» и передать проведение кампании специалистам-политтехнологам как «делаются» выборы на Западе. Ельцин выбрал третий вариант и придерживался его до конца, несмотря на крайнее обострение ситуации между первым и втором турами. Была создана получившая широкие полномочия Аналитическая группа, которую возглавил А.
В деятельности этой группы и предвыборного штаба активно участвовала влиятельнейший представитель семьи Ельцина — его дочь Татьяна Дьяченко. В начале апреля были предприняты крупномасштабные исследования, охватившие как население в целом, так и массовые социальные группы гендерные, возрастные, квалификационные, профессиональные, поселенческие, региональные и электоральные. Исследования должны были выявить основные «болевые точки», рассматриваемые населением в целом и его отдельными группами как острые социальные проблемы. На основе анализа опросов Аналитическая группа принимала важнейшие решения.
Разработанные группой сценарии предвыборной кампании и ведущаяся кандидатом Ельциным сверхактивная кампания вскоре начали давать результаты - его рейтинг начал расти.
Да, крупные города были за Ельцина. Но по словам работавшего тогда с Ельциным Руслана Хасбулатова, шансы у Рыжкова всё же были. Если бы его команда не была заранее настроена на поражение. И вот, наконец, настал день голосования. На участки пришли три четверти от всех имеющих голос граждан республики. Жириновский стал сенсацией тех выборов. Он и его напарник Завидия вышли на третье место с почти восемью процентами.
А Бакатин, которого поддерживал Горбачёв, стал аутсайдером выборов с тремя с половиной процентами голосов. Самыми антиельцинскими регионами стали Тыва, Северная Осетия и республика Алтай. Одновременно в ряде субъектов проходили голосования по местным вопросам. Например, жители Ленинграда совершенно неожиданно высказались за возвращение городу исторического названия — Санкт-Петербург. Это был ещё один удар по коммунистам. Горбачёв выступал против переименования. Но, как говорится, фарш невозможно провернуть назад. К тому времени уже началась волна переименований.
К сожалению, с переименованиями тогда не дошли до конца и Вятка осталась Кировым. Ленинградцы, точнее, уже петербуржцы выбрали ещё и мэра. Им стал Анатолий Собчак. Питерская мэрия стала настоящей кузницей кадров. Думаю, вы без труда узнаете по фотографии, кто был одним из ключевых её сотрудников. Фото: intermedia. В газете "Нью-Йорк Таймс" голосование назвали "историческим шагом на пути к демократизации". В "Вашингтон пост" отметили "растущее в обществе чувство презрения к партии и коммунистической идеологии".
А журналисты "Уолл Стрит Джорнал" серьёзно засомневались в политическом будущем Горбачёва. Ведь его, в отличие от Ельцина, народ не выбирал. Что касается политических лидеров, то в числе первых на российские выборы отреагировали в США. Там их итоги назвали "историческим шагом для русского народа и Советского союза". А также "частью перехода от диктатуры к системе, основанной на мирном волеизъявлении народа". И тотчас же пригласили Ельцина в Белый дом. Спустя месяц после выборов, 10 июля, состоялась инаугурация Ельцина.
Голос также можно будет оставить дистанционно. Такая система будет использоваться только в тех регионах, где она была опробована на предыдущих выборах. Для участия в президентских выборах всем желающим нужно подать документы в ЦИК. Самовыдвиженцы должны сделать это до 27 декабря текущего года, для кандидатов от партий крайним сроком является 1 января 2024 года.
Выборы президента — это большое политическое событие в стране, и от нас зависит его исход. Участие в выборах — это проявление личной гражданской позиции, наш гражданский долг и почетное право, это возможность для каждого из нас решить, каким будет будущее страны. История творится здесь и сейчас, она пишется всеми нами. И для каждого сознательного гражданина нашей страны участие в выборах — это шанс стать частью великой истории России.
Портал правительства Москвы
Всего в списки избирателей на момент окончания голосования был включен 108 млн. Пятые выборы президента России — 2008 год 2 марта 2008 года за высший пост боролись 4 кандидата. Президент России Владимир Путин, согласно Конституции страны, не имел права баллотироваться на этот пост в третий раз подряд. По итогам голосования президентом страны был избран Дмитрий Медведев, первый вице-премьер правительства РФ, выдвинутый «Единой Россией» и получивший поддержку партий «Справедливая Россия», «Гражданская сила» и Аграрной партии России. Вступил в должность 7 мая. Некоторые итоги Всего с 1991 года в выборах главы государства участвовали 28 человек, из них всего две женщины — Элла Памфилова и Ирина Хакамада. За пять прошедших избирательных кампаний победителями становились только три человека — Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" 11 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии помещики один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской — 7 тысяч, в крестьянской — 30 тысяч, в рабочей — 90 тысяч. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч ранее от 90 тысяч. Февральская революция 1917 г. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане "обоего пола всех национальностей и вероисповеданий", достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило "Положение о выборах в Учредительное собрание".
На момент избрания насчитывалось 58 женщин-депутатов чуть более 13 процентов от общего числа депутатов. В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной. За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. Согласно мнению специалистов, дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту; структурированному по партийному признаку. Государственная Дума второго созыва, 1995-1999 гг. Выборы прошли 17 декабря 1995 года. Выборы состоялись во всех избирательных округах. В Думу второго созыва были избраны 46 женщин. Их представительство по сравнению с Думой первого созыва сократилось с 13 до 10 процентов. Депутатам второго созыва в наследство от Думы первого созыва досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу. Государственная Дума третьего созыва, 1999-2003 гг.
Тайного голосования не существовало. Дальнейшая трансформация избирательной системы была связана с принятием Конституций СССР 1936 и 1977 гг. Выборы в Советском Союзе стали проводиться на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Однако, как отмечалось, декларация этих принципов не превращает автоматически процесс формирования представительных органов власти в подлинные выборы. Существенным недостатком действовавшей избирательной системы было выдвижение кандидатов по производственному принципу общественными организациями и трудовыми коллективами , а их избрание — по территориальному. Поэтому избиратели в большинстве случаев не знали почти ничего о выдвинутых кандидатах. Кроме того, это были фактически «выборы без выбора», так как отсутствовала альтернативность. Радикальная трансформация советской избирательной системы начинается в конце 1980-х годов. Первые конкурентные выборы общенационального масштаба состоялись в России в 1989 г. Это были выборы народных депутатов СССР. Однако и эти выборы имели крупные изъяны. Так треть мест 750 была зарезервирована за КПСС и подчиненными ей общественными организациями. А инициатива избирателей по выдвижению своих кандидатов наталкивалась на значительные трудности организационного и технического порядка. В 1991 г. Выборы в современной России Современная избирательная система сложилась в 1993—1995 гг. Избирательная система современной России строится на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно Конституции РФ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы ст. Выборы Президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Порядок формирования Федерального Собрания, парламента страны, смешанный, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Нижняя палата Государственная Дума формируется путем прямых выборов 450 депутатов. С 1993 г.
История выборов президента России. Досье
«Выборы в России: история и современность». 2. История проведения выборов корнями уходит в далекое прошлое нашего государства. Краткая история выборов президента России. 3 июля 1996 года - первый президент страны Борис Ельцин был переизбран на второй строк. В российскую историю те выборы вошли как самые "грязные". В данной статье вы рассмотрите историю зарождения, становления и развития избирательной системы России. 30 лет назад, 12 июня 1991 года, в России впервые в истории состоялись президентские выборы. В голосовании приняли участие 79,5 миллиона человек.
Из истории выборов
Лекция 16. Избирательный процесс в россии | Министерство культуры РФ. |
История выборов президента России: кандидаты за все годы, факты: Политика: Россия: | В условиях усиливающегося давления на Россию со стороны Запада, постоянных попы-ток вмешательства во внутренние дела, в том числе в выборы с целью дискредитации выборов. |
12.5. Выборы в России: история и современность | Коллекция включает следующие разделы: история избирательной системы в России, избирательная система в современной России и учебно-методические ресурсы. |
Портал правительства Москвы
Выборы президента России – это важное событие, определяющее будущее государства. Президентские выборы в России в 2024 году пройдут в течение трех дней – 15, 16 и 17 марта. Новейшая история России демонстрирует неоспоримые свидетельства ключевой роли института свободных выборов. Эти выборы оказались пока единственными в новейшей истории России, когда для определения победителя потребовалось проводить второй тур. 30 лет назад, 12 июня 1991 года, в России впервые в истории состоялись президентские выборы. В голосовании приняли участие 79,5 миллиона человек. «Выборы в России: история и современность». 2. История проведения выборов корнями уходит в далекое прошлое нашего государства. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой».
Выборы в России: история и современность
К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы — городские Думы — получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей.
Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным.
Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных. В начале XX в. Революционные события 1905 — 1907 гг.
Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» 11 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г.
Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни.
Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми.
Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии помещики один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской — 7 тысяч, в крестьянской — 30 тысяч, в рабочей — 90 тысяч. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий.
Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч ранее от 90 тысяч. Февральская революция 1917 г. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание. Сословные и имущественные ограничения, отменялись.
Ельцина были перенесены с июля на март. Считать ли этот шаг тщательно продуманным маневром или нет, но, по мнению ряда политологов, факторы социально-политического и социально-экономического порядка могли к лету «сработать» против В.
Надо сказать, что его соперникам после только что проведенной парламентской избирательной кампании пришлось сразу же включиться в следующую такую же кампанию. Можем ли мы рассматривать прошедшие выборы как свободные в плане доступа к участию в них избирателей и кандидатов? В целом — да, по крайней мере на федеральном уровне. Но вряд ли таковыми в полной мере следует считать парламентские выборы 1993 г. Ряд партий и политиков не были допущены к участию в них, другие подвергались давлению и вели агитационную кампанию под угрозой исключения[107]. Следует отметить, что новый порядок формирования Государственной Думы существенно ограничивает пассивное избирательное право гражданина, поскольку предусматривает выдвижение лишь списков кандидатов политическими партиями.
Соответственно самовыдвижение не предусматривается. Гражданину, не являющемуся членом политической партии, для реализации своего права избираться предлагается обратиться в региональное отделение любой партии с предложением включить его в список кандидатов, выдвигаемый ею. Надо полагать, у любой партии достаточно собственных кандидатур для выдвижения. Таким образом, в число тех, кто согласно Конституции РФ лишен права избираться а это недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы , новый закон фактически включает и беспартийных. Притчей во языцех при проведении российских выборов стали административные методы влияния на их ход и результаты, так называемый административный ресурс. Речь идет о тех дополнительных возможностях, которыми обладает кандидат, находящийся у власти или поддерживаемый ею.
Административный ресурс может быть реализован в виде прямого давления на избирателей или конкурентов, использования государственных структур в центре и регионах, искажения итогов голосования. Скажем, по мнению представителей КПРФ и партии «Яблоко», в ходе парламентской избирательной кампании 2003 г. Кроме того, ряд политических партий, например «Единение», Демократическая партия России, Российская экологическая партия «Зеленые», вообще не упоминались на ведущих каналах. В ходе проведения новейших реформ российской избирательной системы сначала допускалась возможность исключения из бюллетеня строки «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» на региональных и муниципальных выборах поправки от июля 2005 г. Что касается отмены голосования «против всех», то эта форма протестного голосования была одним из индикаторов отношения граждан к претендентам на властные полномочия и властным институтам в целом, к проведенной избирательной кампании и институту выборов вообще. И что важно, эта форма легального поведения была в основном проявлением активной политической позиции.
Проявившиеся тенденции не могли не снизить эффективность института выборов как механизма легитимации власти и представительства общественных интересов, не вызвать снижения доверия к самому процессу выборов и формируемым политическим институтам.
Дорабатывались механизмы и меры в обеспечении избирательного права. Государство брало на себя обязанность в обеспечении гражданам РФ свободного проведения предвыборной агитации. Были заложены общедемократические принципы организационного обеспечения выборов, такие как: открытость, публичность, прозрачность избирательных процедур и действий. Закон создал общую модель проведения всех уровней выборов, а также закреплял стандарты избирательного права. Существующая в настоящее время избирательная система кардинально отличается от модели периода СССР. Она основывается, прежде всего, на принципах политического плюрализма и демократии, сочетает в себе структурные элементы мажоритарной и пропорциональной систем, обеспечивает формирование органов местного самоуправления и государственной власти в соответствии с потребностями российского общества. Выборы российского парламента упорядочили депутатский корпус и послужили толчком к развитию партийно-политического спектра общества.
Выборы состоялись во всех избирательных округах.
В Думу второго созыва были избраны 46 женщин. Их представительство по сравнению с Думой первого созыва сократилось с 13 до 10 процентов. Депутатам второго созыва в наследство от Думы первого созыва досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу. Государственная Дума третьего созыва, 1999-2003 гг. Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в Думу состоялись 26 марта 2000 года.
Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов. Государственная Дума четвертого созыва, 2003-2007 гг. Выборы состоялись 7 декабря 2003 г.
Когда прошли первые президентские выборы в России
История выборов президента в России Пост президента был учрежден в марте 1991 года, и первые выборы на эту должность состоялись 12 июня того же года. Впервые в истории страны выборы должны были стать прямыми, всеобщими и тайными. Эти выборы оказались пока единственными в новейшей истории России, когда для определения победителя потребовалось проводить второй тур. Кто выбирал первого Романова – Самые лучшие и интересные новости по теме: Верховный совет, Россия, выборы на развлекательном портале Заинтересовавшимся историей выборов в России «от начала времен» стоит обратиться к общему разделу «История выборов», в котором собрана тематическая информация с начала IX века до окончания советской эпохи. Краткая история российского народовластия" – выставка об избирательной системе в Историческом музее.
Портал правительства Москвы
Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Самым значимым в истории развития избирательного права в России становится ХХ век. Новости кратко. Если не считать Земские соборы XVI–XVII вв., то история регулярных выборов в России насчитывает всего около 150 лет. Очевидным поводом для ужесточения митингового закона стали массовые акции протеста после парламентских выборов 2011 года и президентских выборов 2012 года — самые массовые с середины 1990-х годов в России. По мнению большинства исследователей, историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв.