Кроме того, респонденты отмечали, что ислам учит "слепому повиновению: само слово "мусульманин" означает "покорный"".
Важность и ценность знаний
По окончании выпускникам присваивается степень магистра и доктора по исламскому богословию. Как это влияет на образовательный процесс? Каждый из них курирует собственные учебные образовательные центры всех ступеней образования, за исключением послевузовского направления. Эти организации входят в Совет по исламскому образованию, в котором разрабатываются и принимаются общие мусульманские образовательные стандарты и программы. Нужно ли повышать профессионализм? Ислам призывает к всестороннему образованию, не ограничивается богословскими дисциплинами.
Она уже несколько лет успешно реализуется во многих высших учебных заведениях. Большое содействие исламскому направлению образования оказывает Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Однако многие образовательные проекты осуществляются за счет собственных средств мусульманских организаций и частных благотворителей. На мой взгляд, лучше сделать акцент на одном из модулей ОРКСЭ — «Основы мировых религиозных культур», рассказывая больше о культуре и традициях разных народов, воспитывать детей в духе добрососедства и веротерпимости. Изучать основы религии следует в специальных учебных центрах под руководством представителя общины.
Часто преподаватели и некоторые учебные пособия искажают сведения об исламе, иногда дают заведомо ложную информацию.
Ислам не признает иерархии священнослужителей, надуманных абстракций, сложных обрядов и ритуалов. Каждый может прочитать Книгу Божию и претворить ее наставления в жизнь. Ислам пробуждает в человеке здравомыслие, призывает использовать интеллект. Он требует трезво смотреть на вещи. Коран советует ему молиться: "Господи мой! Умножь мое знание!
Коран утверждает, что те, у кого нет знаний, не могут равняться с теми, у кого они есть 39 : 9 ; что те, кто не хочет видеть и понимать, хуже скота 7 : 179 ; что смысл Откровения становится понятным только тем, "которые знают" 6 : 97 и "которые понимают" 6 : 98 ; что кому даны знания, тот поистине владеет властью 2 : 247 ; что мудрецам "даровано обильное благо" 2 : 269 и что из всех существ благодаря знаниям именно человек стоит выше ангелов и поставлен наместником Бога на земле. Пророк Ислама говорил: "Тот кто покидает свой дом в поисках знаний, идет тропой Бога". Так Ислам уводит человека из мира невежества и предрассудков в мир знаний и света. Повторим вновь и вновь: Ислам - это практическая религия, которая не допускает увлечения пустыми, бесполезными рассуждениями. Он учит, что вера это не просто образ мыслей; а - главный источник жизни. Правильное поведение должно следовать за верой в Бога. Религия - это то, что воплощается в делах, а не является предметом болтовни.
Коран гласит: "... Пророк Мухаммад мир ему! Итак, Ислам - это простая, разумная и практическая религия. Он стоит не за отречение от жизни, а за ее полноценность. Ислам не признает аскетизма, не требует от человека отречения от земных благ. Коран советует молиться так: "Господи наш! Даруй нам в ближней жизни добро и в последней добро и защити нас от наказания огня " 2:201.
Бог строго осуждает тех, кто не хочет пользоваться его благодеяниями. Коран говорит: "Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые низвел для своих рабов, и прелести из удела? Святой Пророк учил:"Мусульманин, который живет в гуще людей и терпеливо выносит все испытания, выпавшие ему, лучше того, кто избегает общества и не в силах перенести никакой несправедливости, которую причинили ему ". Ислам наставляет: "Соблюдай пост и разговляйся в должное время, будь набожным и становись на молитву ночью и отходи ко сну, ибо тело твое имеет на тебя право ". И еще три вещи предписываются верующим: помогать другим, даже когда находишься в стесненных обстоятельствах; горячо молиться о мире для всего человечества; воздавать справедливость самому себе. Так, Ислам не допускает какого-либо разделения между материальной и нравственной, мирской и духовной жизнью и предписывает человеку строить свое поведение в соответствии с чистыми моральными помыслами. Духовное спасение может быть достигнуто с помощью материальных источников, для этого не нужно предаваться аскетизму и избегать превратностей жизни.
Мир уже пострадал от односторонности многих религий и идеологий. Одни признавали лишь духовную сторону жизни, игнорируя материальное повседневное бытие, представляя его как мираж, обман и западню. Материалистические же идеологии смотрели на духовный и моральный аспекты жизни, ка на что-то вымышленное, иллюзорное. Оба воззрения принесли только несчастье, лишив человечество мира, удовлетворенности и спокойствия. Французский ученый, доктор де Броги справедливо говорит, что опасность, присущая интенсивной материальной цивилизации, угрожает только ей самой; но если параллельному развитию духовной жизни не удается обеспечить необходимое равновесие, то это закончится катастрофой. Заблуждения христианства имели своим результатом одну крайность - отрешение от всего земного современная западная цивилизация в обоих своих вариантах - светской капиталистической демократии и марксистского социализма - пришла к другой крайности. Как говорит лорд Снелл, мы построили внешнюю структуру с благородными пропорциями, но мы пренебрегли основным требованием внутреннего порядка; мы тщательно спроектировали, украсили и начистили внешнюю сторону чаши, но внутренняя ее часть была полна непомерных претензий и излишеств; мы направили наши возросшие знания на создание комфорта для тела, но душу свою бросили на произвол судьбы.
Ислам ставит целью установление равновесия между этими двумя аспектами жизни материальной и духовной. Он утверждает, что все в мире создано для человека, но существование самого человека подчинено служению высокой цели: установлению духовного справедливого порядка во исполнение Божественной воли. Это учение удовлетворяет духовные и мирские запросы человека. Ислам учит человека очистить свою душу, а также изменить повседневную жизнь как личную, так и общественную, установив превосходство права над силой и добродетели над пороком. Так, Ислам указывает средний путь, ведущий к торжеству нравственности и справедливости. Ислам - путь к праведности во всех сферах человеческого бытия. Ислам дает руководство во всех областях жизни -личной и общественной, материальной и духовной, хозяйственной и политической, правовой и культурной, национальной и интернациональной.
В самом деле, это было несчастное время, когда воздействие религии ограничивалось личной жизнью человека, а ее социальная и культурная роль была сведена на нет, как это случалось в нашем веке. Быть может, никакой другой фактор не сыграл такой роковой роли в наше время, как -отступление религии в область личной жизни. Один современный философ говорит: "Религия предлагает нам отделить Бога от дел кесаря. Такое, казалось бы, беспристрастное разделение между двумя началами означает на самом деле падение и светского, и духовного. Религия значит очень мало, если совесть ее последователей не испытывает тревоги, когда над семи нависают тучи войны и конфликты угрожают общественному спокойствию. Такая религия привела к ослаблению роли нравственности, отдав Богу богово, а кесарю кесарево". Ислам полностью отвергает подобную религию и утверждает, что его целью является очищение души и изменение, и переустройство мира.
Коран учит: "Мы послали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости, и низвели железо; в нем сильное зло и польза для людей, и чтобы знал Аллах, кто помогает Ему и Его посланникам втайне" 57:25 ; "Решение принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Святой Пророк сказал: "Каждый из вас хранитель и пастырь и каждый будет спрошен о благополучии его паствы. Главу государства спросят о благополучии народа, населяющего государство. Каждый мужчина - это пастырь своей семьи, отвечающий за каждого ее члена. Каждая женщина - пастырь семьи своего мужа, ответственная за каждого ее члена.
Нет смысла ссориться с родителями, если они не верующие и не могут понять, не поддерживают вас. Ожесточенными религиозными спорами вы ничего не добьетесь. Только можете полностью испортить отношения с родителями. Просто идите по жизни выбранным путем.
Со временем родителям станет понятно, что ислам стал жизненно важен для вас. Они увидят, что его изучение и соблюдение основ делают людей рассудительнее, уважительнее, добрее, милосерднее и достойнее. Наступит момент, когда родителей заинтересует ислам, им захочется получить больше информации о жизни в настоящей вере. Аллах поможет вам достичь взаимопонимания с родителями через терпение, доброту. Мудрый и знающий ислам учитель Ислам нелегко изучить и познать самостоятельно, поэтому необходим досконально знающий его учитель. Пророк Мухаммад акцентировал: верующие должны искать знания, чтобы Аллах облегчил их дорогу в рай. Изучение и осознание исламской религии более эффективно с мудрым наставником, учителем. Он сможет дать рекомендации, посоветовать, пустить жажду познания в соответствующее русло, порекомендовать лучшие источники, которые содержат полноценные ответы на ваши вопросы. При изучении религии сложно сразу во всем разобраться. Для терпеливого знающего учителя важное задание — помочь вам пройти дорогу познания ислама с меньшим количеством преград и терновых кустов.
Не стоит гнаться за количеством изученного материала, в приоритете должны быть практика. Идите маленькими шагами, познавайте ислам постепенно, делайте смыслом жизни поклонение Аллаху. Не стоит доверять сомнительным источникам информации, публикациям в сети от неизвестных людей. Во все века правильные глубокие знания учение получал напрямую из Корана, а потом от учителя. Избегание религиозных споров Религиозные споры и дискуссии — частое явление современного мира. Стоит всегда помнить слова пророка Мухаммада, что человек, прекративший спорить даже при своей исключительной правоте, получит жилище в райском предместье. Ислам часто выставляют в негативном свете представители различных СМИ, нагнетая негатив в обществе. Не стоит становиться на защиту религии без специальной подготовки. Провокационные вопросы, на которые вы не сможете найти ответ, вызовут у вас замешательство, приводят к стрессу. Чтобы защищать свои религиозные ценности перед обществом, особенно неверующих людей, нужно глубокое изучение ислама, его осмысление.
Она уже несколько лет успешно реализуется во многих высших учебных заведениях. Большое содействие исламскому направлению образования оказывает Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Однако многие образовательные проекты осуществляются за счет собственных средств мусульманских организаций и частных благотворителей.
На мой взгляд, лучше сделать акцент на одном из модулей ОРКСЭ — «Основы мировых религиозных культур», рассказывая больше о культуре и традициях разных народов, воспитывать детей в духе добрососедства и веротерпимости. Изучать основы религии следует в специальных учебных центрах под руководством представителя общины. Часто преподаватели и некоторые учебные пособия искажают сведения об исламе, иногда дают заведомо ложную информацию.
Это недопустимо. Хорошо к подготовке курсов по исламу привлекать мусульманских ученых и богословов. Они помогут исправить ошибки.
В 2015 году закрылась единственная десятиминутная программа «Мусульмане», еженедельно выходившая на канале «Россия 1». Теперь нам предоставляют эфир только два раза в год — для прямой трансляции праздничных богослужений. Но мы нашли другое решение: запустили официальный интернет-канал Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации «Муслим ТВ».
Основатель Ислама
- Ислам и духовная жизнь
- Чему учат детей в школах Исламского государства (ВИДЕО)
- Чему учит ислам
- Изучение Ислама
30 важнейших фактов об исламе, которые должен знать каждый
Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха. В этой связи Янсен цитирует классический учебник ислама "Опора путешественника", где говорится, что каждый мусульманин должен участвовать в джихаде, пока в мире не восторжествует ислам. Get to know everything Vimeo can do for your business. Watch now. Ислам учит, что откровения получали многие пророки. Коран учит, что конец света прийдёт тогда, когда на земле не останется ни одного праведного (т.е. мусульманина). Ислам побуждает к знанию, воспитывает мусульман в почтении и уважении к учителям, если даже те не мусульмане.
Чему учит Ислам?
рассказал РИА Новости зампред Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Рушан отметил, что арабский - это язык Священного Корана и богослужений. В этой статье мы расскажем, о значении ислама, особенностях религии, кто и в каких странах исповедует ислам и каких традиций придерживаются мусульмане. Философ и богослов аль-Газали учил, что красота вещи заключается в её совершенном соответствии своему назначению. Поэтому ученый исламского мира, имам Табарани говорит, что мусульмане должны ставить перед собой цели в приобретении хороших знании ислама. Ислам учит, что соединение в человеке телесного и духовного порождает определенные противоречия и трудности (это подтверждает и наука). Исламская реформа в России по факту состоялась, как бы ни пытались внушать обратное поборники мнимой идеи о неизменности ислама.
Школа Ислама
Каждый миг Рамадана для нас священен, а смысл поста несёт человеку душевную умиротворенность. Но не все догадываются, что пост — ураза еще и учит человека многим вещам, которым, мы об этом вам расскажем в данной статье. Пост учит человека терпению Во время поста человек заставляет себя отказаться от тех вещей, которые ему приносят большее удовольствие в жизни — от еды, питья и секса. Воздерживаясь от них мы учим себя терпению. Ведь нам, в принципе, никто не мешает поесть, но себя воздерживаем от пищи. Терпение — важная составляющая характера мусульманина. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, говорил, что «Терпение — есть свет».
Пост учит человека состраданию и милосердию Голодая, человек понимает чувство тех людей, которые не имеют возможности есть досыта. Нам только кажется, что при избытке продуктов в магазине сегодня нет голодающих, возможно, в каких-то странах нет, а в каких-то есть. Оглянитесь вокруг, может ваши соседи кроме куска хлеба больше не имеют ничего.
Этот хадис от слов Абу Умама, да будет доволен им Аллах, приводит имам Муслим. Или еще один хадис о достоинстве чтения Священного Корана, где Пророк Аллаха Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда». Этот хадис приводит имам Ибн Маджа. Кто хочет в этом мире приобрести себе блага и получить вознаграждение перед Всевышним, пусть знает, что именно изучение исламских наук и их познание ведет его к этому. Пророк Аллаха Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима ученого и учащегося». Этот красивый хадис привел имам ат-Тирмизи и имам Байхаки. Для приобретения хороших знании, мы всегда должны находить хороших и сильных наставников и учителей. Ислам ставит на высокое место учителей, которые берут на себя задачу образования и воспитания. За свою работу они получают милость Аллаху в этом и загробном мире и уважение людей. Преподавание — это одна из двух вещей в этом мире, по отношению к которым разрешается испытывать зависть. Пророк да благословит его Аллах и приветствует высказался об этом так: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который судит на основании этой мудрости и передает ее другим». Наша религия говорит, если учитель и врач не получают должное почитание и уважение, они не смогут принести пользу пациенту и ученику. Если нет уважение к врачу, то вам придется терпеть свою болезнь. Если нет уважение к учителю, то тогда вы должны будете довольствоваться своим невежеством. Мы должны с уважением относиться к учителям и тем, кто обладает знаниями. Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями». Этот красивый хадис привел имам ат-Тирмизи. Мы всегда видим, что мусульмане с большим уважением относились к своим учителям. Мусульмане всегда осознавали, что образование является фундаментом процветания, поскольку прогрессом всегда движет человек. Именно благодаря усилиям ученых сегодня мы живем в современном, удобном и безопасном мире. Но учеными не рождаются, учеными становятся после того, как получают знания от сведущих людей. Каждый человек, приобретая знания становится мудрее и грамотнее, что делает его сильнее и благороднее, но такой человек все свои знания еще должен уметь вложить в совершение нужных и благих дел людям и только тогда будет польза от всех его полученных тех или иных знании. Мусульмане всегда должны иметь намерение совершать благое и хорошее, потому что мы знаем, что нас ждет встреча после смерти и отчет перед Всевышним за наши совершенные дела и поступки. Не обогащение или стремление к высокому положению в этом мире, а стремление к приобретению хороших знании, благого нрава, доброго сердца и умение совершать простые добрые дела должны стать нашим устремлением.
Коран для мусульман Как правильно подарить Коран? Коран — это священная книга мусульман , которая содержит откровения от Бога, переданные пророку Мухаммеду. Он состоит из 114 глав сур , каждая из которых описывает различные аспекты веры, морали, обрядов и истории мусульман. Коран считается непогрешимым источником ислама, и его текст считается словами Бога, переданными через пророка. Для мусульман Коран является самой важной книгой, которую они чтят и которой следуют в жизни. Он служит руководством для мусульман в их отношениях с Богом и другими людьми, а также в их духовном развитии. Мусульмане считают чтение Корана одним из наиболее почитаемых обрядов в исламе и стараются применять его учение в своей повседневной жизни. Шииты и сунниты Шииты и сунниты — это две основные группы в исламе. Они разделяют общие убеждения, но у них различные традиции и практики.
Этот костюм когда-то родился в весьма специфической среде, позже стал просто удобной формой для племен бедуинов, обитающих средь пыльных песчаных бурь, и до сих пор в пустынных регионах играет свою важную гигиеническую, а не религиозную роль. Так почему же и когда этот дресс-код пришел в наши земли? Почему сегодня в традиционных исламских регионах России мы встречаем женщин в бедуинских платьях? На Северный Кавказ и в традиционные мусульманские регионы России данный вид одежды стали массового завозить в 90-е годы XX века. И принесли его туда проповедники радикальной исламской секты — ваххабиты или салафиты. Вот, посмотрите, именно так еще сто лет назад выглядел традиционный женский костюм в Ингушетии. А вот так в Дагестане. А вот так в Чечне. А вот фотография воинов так называемой Дикий дивизии, которая верой и правдой служила Русскому императору. Обратите внимание на форму бород и усов. А вот так, нас пытаются уверить, сейчас должны выглядеть женщины Кавказа. А вот такие бороды без усов, на манер ваххабитов, должны носить мужчины. Как видите, это не имеет никакого отношения ни к мусульманской вере, ни к подлинным национальным костюмам мусульманских народов России. А значит — это не традиция, это манипуляция. И создаются подобные продуманные, рассчитанные на игру в долгую, технологии спецслужбами. В США, например, уже на самых верхах говорят, что радикальные исламские группировки, которые разоряют сегодня целые регионы — это работа их разведывательных структур. Мы же понимаем, что напрямую укоренить в мирном регионе какую-то человеконенавистническую традицию, привить добрососедским отношениям агрессивную тональность — это задача практически невыполнимая. Поэтому предпринимается более тонкая многоходовая игра, в которой поначалу именно униформа играет основную роль. Это только дилетанту кажется: ну какая разница, борода с усами или без усов, платье такого покроя или иного?! А для профессионала уровня старшего специалиста отдела специальных операций Центрального разведывательного управления это целое искусство — создание религиозных бомб замедленного действия.
ИСЛАМ СЕГОДНЯ
В этой связи Янсен цитирует классический учебник ислама "Опора путешественника", где говорится, что каждый мусульманин должен участвовать в джихаде, пока в мире не восторжествует ислам. Get to know everything Vimeo can do for your business. Watch now. Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире, на сайте RT. Тегичему учит ислам, книга учение арабскому языку, когда и как возникло учение ислама, сила духа на арабском, дарованный опенинг текст транскрипция. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.
Духовный лидер исмаилитов мира отмечает день рождения. Кто он и чем известен?
Если с телефона, нужно скачать приложение Webinar. Для просмотра с компьютера ничего скачивать не нужно. Лекция платная. Стоимость: 700 руб.
Он верит в самостоятельность человека и считает каждого лично ответственным перед Богом. Ислам гарантирует основные права человека и не дозволяет кому-либо произвольно манипулировать ими. Одна из первостепенных задач Ислама - воспитание, должное развитие личности. Ислам отвергает взгляд, согласно которому человек должен утрачивать свою индивидуальность в обществе или государстве.
Согласно Корану "человеку - лишь то, в чем он усердствовал... Аллах не меняет того. Ей - то. В то же время Ислам пробуждает в человеке чувство ответственности перед обществом, предписывает личности вносить свой вклад во имя социального блага. Молитва в Исламе возносится среди единоверцев, что прививает мусульманам чувство коллективной ответственности. Каждый обязан платить зекат, и это закреплено в Коране указанием на то, что нищие и бедные имеют право на соответствующую долю общего богатства" см. Обязателен для всех и джихад - священная война, то есть человек должен, когда возникает необходимость, отдать все, даже свою жизнь, для защиты и спасения Ислама.
Святой Пророк говорит: "Все человечество - это паства, и каждый должен быть хранителем или пастырем для другого, и быть в ответе за свою паству "; "Живите вместе, не восставайте друг против друга, облегчайте жизнь и не чините препятствий друг другу "; "Тот не является правоверным, кто ест досыта, когда его сосед умирает от голода": "Верующий в Бога тот кто не представляет опасности ни для жизни, ни для имущества другого". Итак, Ислам не пренебрегает ни личностью, ни обществом, он создает гармонию и уравновешенность между ними и отдает должное каждому. Аллах - это Бог всего мира, а Пророк Мухаммад - посланец для всего человечества. Как сказано об этом в Коране: "О люди! Для Ислама все люди равны, независимо от цвета кожи, языка, расы или национальности. Он обращается к совести человеческой и отвергает все ложные барьеры расовой принадлежности и общественного положения. Нельзя отрицать, что в исламских странах такие предрассудки сильны и сегодня, в век так называемого просвещения.
Ислам один провозглашает, что все человечество - это единая семья. Святой Пророк учит: "Все создания Господа образуют одну семью, и того превыше всех возлюбит Господь, кто больше всех любит Его творения"; "О Господи, Боже мой! Владыка жизни моей и всего сущего на земле! Верю в то, что все люди друг для друга - братья"; Ислам интернационален по своим воззрениям и подходам, он не допускает расовых, племенных или территориальных различий. Ислам желает объединить все человечество под одним стягом. Миру, растерзанному национальной враждой и междоусобицами, он несет Послание жизни, надежды и прекрасного будущего. У историка А.
Тойнди по этому поводу имеется несколько интересных наблюдений. В "Цивилизации перед судом" он пишет: "В современном западном обществе двумя бросающимися в глаза источниками опасности расовые предрассудки и алкоголь; в борьбе с каждым их этих зол Ислам, если будет принята его помощь, мог бы сыграть большую нравственную и общественную роль... Вполне возможно, что дух Ислама мог бы стать своевременным подкреплением, которое решило бы эту проблему в пользу терпимости мира... Что касается алкоголя, то наибольший вред он приносит примитивному населению тропических регионов, которые стали открытыми для западного предпринимательства... Остается фактом, что даже самые строгие предупредительные меры, принимаемые властями, оказываются неспособными освободить общество от социальных пороков, пока желание к освобождению и воля к превращению этого желания в добровольные действия не проснутся в сердцах этих людей. В настоящее время западные руководители, во всяком случае, англосаксонского происхождения, в духовном отношении отделены от своих туземных подопечных "цветным барьером", созданным их расовыми предрассудками; преобразование духовного мира туземцев является задачей, до которой вряд ли дотянутся представители Запада, и именно в этом Ислам может сыграть свою роль. Мы можем указать, таким образом, по крайней мере, на два аспекта ценного влияния, которое Ислам может оказать на западное общество.
Так, видимо, будет и впредь. Различные идеологии заблуждались, отдавая предпочтение то одной, то другой стороне этого процесса. Слишком сильное стремление к постоянству делает систему жесткой, лишает ее гибкости, необходимого движения вперед, в то же время игнорирование постоянных ценностей и традиций порождает нравственный релятивизм и анархию. Чтобы между ними установилось равновесие, необходима такая система, которая могла бы одновременно удовлетворять требованиям и постоянства, и перемен. Американский судья Джастис Кардэо правильно говорит: "Самая большая потребность нашего времени - это философия, которая будет служить связующим звеном между противоречивыми требованиями стабильности и прогресса и обеспечит движение вперед". Ислам представляет собой именно такую идеологию. В жизни всегда есть элементы и постоянства, и изменчивости, она вовсе не такая жесткая и неподвижная, чтобы не допускать каких-либо перемен даже в деталях, и не столь гибкая, чтобы не обладать определенным постоянством.
Поясним свою мысль на примере физиологической изменчивости человеческого тела, каждая клетка которого изменяется несколько раз в течение одной жизни, хотя человек остается самим собой. Листья, цветы, плоды дерева меняются, но вид дерева остается неизменным. Закон жизни требует, чтобы элементы постоянства и перемен сосуществовали в гармоническом равновесии. Ислам сосредотачивает внимание на новых перспективах, возникающих в этой проблеме, и пытается решить ее реалистически. Коран и Сунна содержат вечное руководство, данное Владыкой мира. Оно исходит от Бога, который свободен от ограничений пространства и времени, так что Исламские принципы индивидуального и социального поведения, являются вечными. Но Бог предоставил человеку свободу в их применении в соответствии с духом и условиями времени.
С помощью ижтихада люди пытаются, пользуясь Божественными наставлениями, решить проблемы своего времени. Таким образом, главное наставление по своей природе постоянно, тогда как метод его применения может меняться в соответствии с требованиями каждой эпохи. Вот почему Ислам всегда остается живым и современным. Коран - это Откровение Господа, которое существует вот уже на протяжении четырнадцати веков в том самом виде, как оно было послано Мухаммаду. Подробная запись жизни Пророка Ислама, его учение даны нам в своей неприкосновенной чистоте. В этой уникальной исторической летописи нет ни малейшего искажения. Высказывания и подробнейшее описание жизни Святого Пророка дошли до нас с такой невероятной точностью и верностью, что даже некоторые немусульманские критики вынуждены признать этот факт.
Профессор Рейнольд А.
Мухаммад - последний пророк истинного единобожия, т. В этом пункте ислам существенным образом отличается от христианства, в котором наличествует таинство священства, представляющее собой передачу благодати Святого Духа всё новым и новым священникам, доносящим догматы христианской веры до людей.
Говоря иными словами, в исламе нет священников, которые могли бы ответить на некий вопрос, донося до людей Свято-Духовную истину, переданную им от Святого Духа. В исламе нет посредников между Аллахом и верующими. Таким образом, оказалось, что мусульмане в последующие периоды существования ислама имели возможность узнать нормы и правила все то, что нужно делать и знать единственно из Корана и Сунны, т.
Эти положения, содержащиеся в Коране и Сунне, и называются шариатом букв. Однако Коран и Сунна не являются кодифицированными сборниками норм, правил и предписаний на все случаи жизни. Как пишет египетский юрист-мусульманин Мухаммад Саид аль-Ашмави отмечает, что Коран «содержит только ном месте, удаленном от места совершения теракта.
Последние звуки перед взрывом - клич-шахада. Аудио-файл хранится в архиве Института религии и политики. Игнатенко немногочисленные нормы, касающиеся отношений между людьми, и эти немногочисленные нормы не регулируют все отношения» [44].
Со смертью Пророка Мухаммада оказалось, что многие важные аспекты жизни исламской общины уммы текстуально, в виде сформулированного положения не регулируются ни Кораном, ни Сунной. В этом отношении характерно, что буквально первая возникшая проблема - наследование Пророку в его функциях предводителя общины привела к далеко зашедшим спорам и даже не преодоленному до сих пор расколу мусульман на суннитов, шиитов и еще - хариджитов, о которых неспециалисты забывают, хотя ибадиты подсекта хариджитов до сих пор проживают на Аравийском полуострове в Омане и на Севере Африки в Алжире и Ливии. Необходимость найти ответы на всё новые и новые вопросы привела к тому, что была разработана процедура выведения истинбат общих норм, правил, установлений и суждений по отдельным вопросам, которая получила название ид-жтихад.
Этим стали заниматься не священники их, напомним, в исламе нет , а ученые. Отвлекаясь от детального рассмотрения правил этой процедуры, отметим только, что это была деятельность человеческая и она остается таковой до сих пор. В дополнение к собственно шариату, как своего рода обязательной основе всех социально значимых норм и правил, существует громадная надстройка - по преимуществу правовое истолкование Корана и Сунны исламское правоведение -фикх.
Мухаммад Саид аль-Ашмави абсолютно правильно характеризует исламское правоведение фикх, он же иногда не вполне корректно называется шариатом как «законодательство людей и для людей» [44]. В исламе духовенство как особая профессиональная группа есть - это все улемы, факихи, муфтии, имамы, единственным или главным источником существования которых является деятельность в религиозной сфере. И приметой ислама XX века, а также века наступившего, XXI является небывало возросшая в общественно-политическом отношении роль духовенства.
Авторитетнейший британский исламовед Бернард Льюис констатирует: «В классическом исламе не было такого института священнослужителей, который мог бы управлять [государством либо общиной мусульман] или оказывать решительное давление на тех, кто управлял». Я бы еще добавил, что «новшеством XX века» является и то, какие место и вес заняло в общественно-политической системе Саудовской Аравии, географическом центре суннитского и мирового ислама ваххабитское духовенство. И уточнил бы, что резкое возрастание этой роли началось после первого глобального нефтяного кризиса 1974-75 гг.
Историческая тенденция не говорю закономерность первых семи десятилетий XX в. Наиболее ярок здесь пример Турции, кемалистская революция в которой была последовательно секулярист-ской и четко антиклерикальной и привела в 1924 г. Имплицитный message кемализма: ислам является препятствием на пути национального прогресса.
Модернизация-секуляризация осуществлялась и продолжает осуще- 33 Это общее место исламоведения, и ссылку на исламский трактат мы даем здесь, чтобы показать, что исламские ученые придерживаются того же мнения. Игнатенко ствляться в разных формах, но во всех случаях она приводила к резкому падению роли и значения духовенства, превращения его в исчезающий класс - за исключением так называемых модернистов, которые, адаптируясь к изменяющимся историческим условиям, адаптировали к ним ислам. Модернизация в любой форме была связана с секуляризацией, что означало отсутствие исторической перспективы для духовенства как особого социального слоя в традиционном, домодернистском обществе.
Самое большее, на что духовенство могло рассчитывать, - так это на сугубо служебные функции в обществе, политически организованном на принципах секуляризма. Антимодернистское духовенство всегда существовало в период модернизирующих реформ в странах распространения ислама, но все более маргинализировалось, а то и просто уничтожалось «как класс». Антимодернизм в конкретных исторических условиях -всегда антизападничество.
Запад - главный враг антимодернистов, оттуда, с Запада идет секуляризация - в виде либерализма или демократии, коммунизма или национализма. Но 70-е гг. Именно в этот период дают о себе знать два квазитеократических режима - муфтиекратия в Саудовской Аравии и муллократия в Иране.
Исторический шанс, то есть обстоятельство, которое не имеет отношения к исламу и не вызвано к жизни стремлениями или деятельностью духовенства, это - обнаружение и исключительно высокая рентабельность природных источников углеводородного сырья. Именно с начала 70-х гг. Общественное производство в государствах, на территории которых эти источники были обнаружены и стали эксплуатироваться, позволяли развиваться классу духовенства, которое там было всегда.
В обществе появилось очень много лишних денег, и перераспределение общественного продукта позволяло расти классу духовенства. Есть утверждения, что в нефтедобывающих исламских странах с 70-х гг. Именно они, Саудовская Аравия и Иран, стали «точками роста» влияния духовенства.
По-разному приобретали право на получение доли в избыточном капитале саудовский и иранский духовные классы. В Саудовской Аравии к моменту получения сверхприбылей ваххабитское духовенство было интегрировано в политическую систему, представляющую собой результат компромисса между основателями нынешнего саудовского государства - династией Саудидов Аль Сауд и потомками лидера ваххабитского движения Ибн-Абд-аль-Ваххаба Аль аш-Шайх. При этом отношения между модернистской династией Саудидов и антимодернистским ваххабитским духовенством особенно после начала королем Фейсалом реформ были совсем не безоблачными, о чем свидетельствует убийство короля Фейсала в 1975 г.
В Иране духовенство пришло к власти в результате длительного противостояния с модернизаторским режимом династии Пехлеви - противостояния, закончившегося «исламской революцией» 1978-1979 гг. Важно подчеркнуть, что духовенство как в Саудовской Аравии, так и в Иране даже при шахе никак нельзя назвать бедным. Игнатенко тяной ренты с самого начала ее появления.
Прибыль других аятолл была соизмерима с этой суммой [46]. Еще один шанс, географический, заключается в том, что эти страны являются центрами ислама, Саудовская Аравия - суннитского и в определенном смысле мирового, Иран - шиитского. Существует важные различия между суннитским и шиитским духовенством по двум «параметрам».
С одной стороны, суннитское духовенство как корпорация более «открыто» и в этом отношении более «демократично», в нем возможна и реализуется «свободная конкуренция»: улемом знатоком религии , - и в теории, и на практике, - может стать любой мусульманин, получив соответствующее образование, он же может занять любой соответствующий пост в организационных структурах суннитского ислама. Шиитское духовенство как корпорация более «закрыто»: для того, чтобы стать аятоллой, одним из высших авторитетов и занять высший пост в иерархии духовенства, необходимо быть потомком какого-нибудь родственника родоначальника шиизма - имама Али34 четвертого «праведного халифа» для суннитов ; и «конкуренция» за посты в организационных структурах шиитского ислама сугубо «верхушечная» - между клерикальными «семействами» или «династиями» - Хомейни, Бехешти, Хои, Табатабаи, Боруд-жери и т. С другой стороны, суннитское духовенство более «дисциплинировано» в вероучительном, догматическом отношении, чем шиитское: суннитские улемы держатся Текста - Корана, Сунны, высказываний сподвижников пророка Мухаммада, авторитетных ученых прошлых эпох и т.
Шиитские улемы муджтахиды -«сами себе Текст»: высшая ступень в шиитской иерархии недаром называется аятолла, «знамение Аллаха» - так же, как аят, наименьший выделяемый фрагмент, «стих» Корана, речи Аллаха. Профессиональная «продукция» суннитских и шиитских улемов - фетвы четко различаются по форме: у суннитов они в значительной степени состоят из цитат из Текста; у шиитов фетвы, будучи взяты «из головы», могут не содержать и чаще всего не содержат ни одной ссылки на Текст. В знаменитой книге аятоллы Хомейни «Исламское правление» Коран цитируется менее десяти раз на 150 страницах [48].
Иначе и быть не может: теория вилаят-э факих власти ученого-законоведа, замещающего ожидаемого Махди , выдаваемая за «исламское правление», - концептуальная разработка Хомейни, которая была призвана обосновать верховную власть самого Хомейни в «послереволюционном» Иране. И совсем не исключается, что довольно скоро «Исламское правление» Хомейни и теория вилаят-э факих будут шиитами преданы забвению - как была отменена фетва Хомейни об убийстве Салмана Рушди: ее отменило в 1998 г. К этому времени иракские историки сделали «великое открытие» - о том, что генеалогия самого Саддама Хусейна суннита, между прочим восходит именно к имаму Али, и президент Ирака умалчивал об этом исключительно из великой скромности См.
Игнатенко новое руководство Ирана35. Но Салман Рушди правильно делает, что опасается убийц: последователи Хомейни, т. С последней четверти XX века в исламе - в суннитской его ветви, более «демократичной» в намеченном выше смысле, начинает формироваться в возрастающих масштабах новое духовенство - довольно большая группа людей, которые, не принадлежа профессионально к духовенству, занимаются концептуальной разработкой вопросов исламского вероучения акида , права фикх и практической реализацией этих разработок в религиозной, точнее, религиозно-политической сфере.
Самый яркий образец нового духовенства - Усама бен Ладен, являющийся строителем по образованию и профессии. Его заместитель в «АльКаиде» Айман аз-Завахири, очень плодовитый теоретик и, понятное дело, практик джихадизма - детский врач. Их идейный предшественник - казненный в 1966 г.
Сай-ид Кутб - школьный учитель. Аз-Заркави - человек без образования и профессии, но точно не профессиональное духовное лицо. Множество других примеров менее известных деятелей мы опускаем.
И важно то, что мусульмане, точнее некоторая их часть, принимают этих людей в качестве религиозных авторитетов: и Усаму бен Ладена, и аз-Завахири, и аз-Заркави в исламской и исламистской медиа-среде именуют шейх, употребляя слово, используемое в исламе как прозвище крупных религиозных авторитетов, знатоков религиозных дисциплин. Эти группировки перечислены в «Сводном перечне, учрежденном и поддерживаемом Комитетом [Совета Безопасности, учрежденном резолюцией 1267 1999 ] в отношении «Аль-Каиды», Усамы бен Ладена и «Талибана», а также других связанных с ними лиц, групп, предприятий и организаций» [53]. В списке не только сама «Аль-Каида», но и ряд организаций и группировок, среди которых и действующая в Алжире «Салафитская группа проповеди и вооруженной борьбы» недавно взяла название «Аль-Каида в исламском Магрибе» , и действующее в Центральной Азии «Исламское движение Узбекистана», и действующее в Ираке движение «Сторонники ислама», и действовавшая в России в Чечне группа «Риядус-Салихийн» Басаева-Хттаба, и др.
Список по- 35 Сам Хомейни показал, как политическая и экономическая конъюнктура, а отнюдь не Писание Коран , определяют содержание фетв и их отмену. Весьма любопытна история с икрой осетровых рыб. В 1979 г.
Однако через несколько лет, когда хомейнистское духовенство имело возможность контролировать этот сектор иранской экономики, Хомейни издал специальную фетву, разрешающую правоверным мусульманам употреблять продукцию из осетровых и производить икру [49, 50]. Игнатенко стоянно обновляется - из него изымаются отдельные позиции, добавляются новые. Обновление списка не поспевает за экспансией «Аль-Каиды».
Она существует поверх географических границ и подвижна. Если отвлечься от метафор, то речь идет о специфическом образовании, которое имеет не просто сетевой характер - это уже общее место политологических характеристик данного феномена, - а территориально-сетевой и динамичный характер. Другими словами, это глобальная сеть, которая обладает локализованным центром центрами , территориальными опорными базами разных типов, а также «населением» экстремистско-террористическим пулом , способным к регулируемым миграциям трансферт террористов в глобальном масштабе.
Отряды, или «клоны», «Аль-Каиды», действующие в определенных географических рамках государства или региона, также нередко асубъ-ектны. Анализ деятельности «Аль-Каиды» демонстрирует, что к настоящему моменту ее основная функция - контроль за зонами добычи и транспортировки углеводородов. В подавляющем большинстве случаев это - попытки установления негативного контроля воспрепятствование реализации того или иного проекта путем террористическодиверсионной активности, дестабилизации ситуации в определенных регионах, провоцирования конфликтов на этнической и конфессиональной почве, создания незаконных вооруженных формирований, внедрения квази-государственных образований в зонах ослабленного государственного контроля за национальной территорией т.
Амбивалентность проектов «негативного контроля» - в том, что они могли бы стать и формами позитивного контроля, например, в случае создания какого-то квази-государственного образования, подчиненного «АльКаиде»36. Контроль осуществляется непосредственно и комбинированно - через контактное и дистанционное воздействие. Яркий пример такого комбинированного воздействия - синхронизированная террористическая активность «Аль-Каиды» в 36 Деятельность «Аль-Каиды» в Ираке является прекрасной иллюстрацией этого тезиса.
Насколько можно судить, речь идет о многих десятках тысяч людей, активных, с мощной мотивацией и хорошо обученных, растворенных в обществах, в которых они живут. Мусульманские общины в разных странах рассматриваются «Аль-Каидой» в качестве своего резерва, в них ведется целенаправленная мобилизационная активность. На карте они бы выглядели в виде точек, рассыпанных буквально по всему Земному шару.
Говоря иначе, оно финансируется за счет той «дани», которую мировая экономическая система выплачивает аравийским монархиям. Асубъектная размытость «Аль-Каиды» позволяет ей легализоваться по нескольким направлениям. С одной стороны, «восточной», она все больше подается как проявление «борьбы мусульман против агрессии Запада», и война в Ираке сделала очень много для того, чтобы именно так и воспринималась диверсионно-террористическая активность «Аль-Каиды в Двуречье», филиала глобальной «Аль-Каиды», действующего на иракской территории.
С другой стороны, «западной», деятельность филиалов «Аль-Каиды» или ее «клонов», а то и тех же самых группировок, циркулирующих по миру и воюющих то в Афганистане, то в России в Чечне , то в том же Ираке, - эта деятельность, если она непосредственно не угрожает интересам государств Запада, а то и способствует реализации этих интересов, трактуется ими как «освободительная борьба», «народная революция», «протест мусульман». В политике ряда государств заметна тенденция рассматривать «Аль-Каиду» как орудие защиты арабов-суннитов от «шиитской экспансии» на Ближнем Востоке. Международной легализации способствуют и левые круги, расценивающие «Аль-Каиду» как революционную силу посткоммунистической эпохи.
Конкретное содержание этой идеологии реконструируется в результате анализа всего комплекса текстов в т. Игнатенко Конкретный анализ показывает, что теоретиками и пропагандистами «АльКаиды» являются как представители нового духовенства те же Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири, и иже с ними , так и «старое» - в основном ваххабитское духовенство Саудовской Аравии: после серии терактов на территории королевства в 2003 г. Но это - малая часть «подстрекателей».
Филиалы или ячейки «Аль-Каиды» довольно долго формировались и продолжают формироваться до сих пор по следующей схеме. На определенной территории, чаще всего - в регионах расселения мусульман, где наличествуют некая напряженность если ее нет, она провоцируется - социальная, межэтническая, межконфессиональная и т. Он состоит из двух главных действующих лиц с любым количеством вспомогательного персонала - амира от араб.
На амира замыкаются все военные вопросы и вокруг него формируется штаб. Улем является своего рода «комиссаром», который дает вероучительное и правовое обоснование ведущейся террористической войны. Филиал «Аль-Каиды», действовавший на территории России в основном на Северном Кавказе , был построен по этой классической схеме.
Амиром филиала был сначала саудовец Хаттаб, потом саудо-вец Абу-ль-Валид, потом иорданец Абу-Хафс, сейчас - саудовец Муханнад. И в этом дереве есть неотъемлемая от него память разных эпох - годовые кольца, каждое из которых имеет неповторимые очертания. Они неотъемлемы от дерева и свидетельствуют о тех условиях, в которых дерево жило, - смене погоды и климата, бурях, наводнениях и засухах, болезнях и нашествиях вредных насекомых...
У годовых колец древа ислама в начале XXI века складывается такой вот рисунок. Литература 1. Эдвард В.
О том, что смысл праздника — в утверждении идеалов милосердия и справедливости, сказал Владимир Путин, поздравляя всех мусульман России. Президент высоко оценил их вклад в развитие страны и особенно отметил подвиг тех, кто защищает Родину, участвуя в спецоперации. Владимир Путин Этот праздник, знаменующий завершение паломничества к великим святыням ислама, имеет глубокий нравственный, духовный смысл.
Испокон веков он отмечается благими делами и заботой о ближнем, служит утверждению в обществе идеалов добра, милосердия и справедливости. Мусульманская община России играет большую созидательную роль в жизни страны, вносит значимый вклад в упрочение межнационального и межрелигиозного мира, в сбережение семейных ценностей, воспитание подрастающего поколения.