История «Художественного» неотделима от судьбы здания, которое менялось вслед за логикой развития кинематографа, оставаясь одним из главных кинотеатров страны. В ноябре старейший кинотеатр Москвы «Художественный» отмечает 112-летие. Кинотеатр “Художественный” вернулся и вновь претендует на роль главного столичного кинотеатра — рассказываем историю его реставрации и ждём официального открытия 9 апреля.
Первый этап реставрации кинотеатра «Художественный» завершили в районе Арбат
Руслан Брагин: «В главный зал в 1917 году Альберт Брокш пускал большевиков для проведения собраний, они там митинги большевистские проводили на сцене. Может быть, он боялся, что кинотеатр разрушат, и просто из страха предоставлял помещение». Ленин выпустил декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению». Альберт Брокш перестал быть управляющим, и в его жизни началась драма. Руслан Брагин: «Представьте, у вас был кинотеатр, самый популярный, каждый день там аншлаги — успех, все знатные люди Москвы ходят на киносеансы, — и вдруг революция, бардак, и у вас отбирают этот кинотеатр… Что еще хуже — Роберт Брокш жил на Поварской, то есть, по сути, жил и смотрел на свой кинотеатр, который уже был не его». Чем Альберт стал заниматься после этого — неизвестно. След 90-х и казино в кинотеатре Несмотря на то что в 90-е «Художественный» стал первым старым кинотеатром Москвы, оборудованным системой Dolby Stereo обеспечивает лучшее качество звука , тогда же часть его помещений заняли под игровые автоматы и бар. Для показа фильмов использовался только один зал. В большом зале показывали в основном коммерческое кино, а вся остальная территория кинотеатра была сдана в аренду, с 90-х там были разного рода развлечения — автоматы и прочие игорные принадлежности. С этим ничего не могли сделать, хотя кинотеатр находился в собственности города».
Как раз в 2007 году «Художественный» был передан организации ГБУК «Московское кино», созданной городом для возрождения местных кинотеатров, которые к тому времени, за 90-е годы, превратились в магазины, игорные дома… 100-летие и памятник первому кинобилету Не было бы кинотеатра — не было бы и памятника. Увековечить первый билет было решено к столетию «Художественного» — в 2009 году. Установили его в фойе. Создатель конструкции — заслуженный художник России Фидаиль Ибрагимов. Он поведал «Истории. РФ» об этом: «Кинотеатру в 80—90-е годы мы с художником Александром Фокиным делали призы из стекла для спектаклей, фестивалей. А к юбилею Анна Пендраковская предложила идею сделать памятник. У меня были оптические стекла, но даже появлялась мысль: может, из бронзы? В итоге решили, что будет из стекла.
Помню, ходил в Бахрушинский музей, смотрел билеты. Самого первого не нашли, но аналогии были — 20—30-х годов». А обладателем самого первого билета в «Художественный» стал тот, кто 10 ноября 1909 года смотрел там драму «Жоржетта». Привидение-хранитель У работников «Художественного» давно появилась легенда о том, что в стенах кинотеатра живет привидение. Кто может быть в этом образе, рассказывает Руслан Орестов: «Многие наши сотрудники, когда оставались в кинотеатре ночью, заходя в большой зал, видели, как там в первых рядах сидит человек, а потом таинственно исчезает. Клянутся, что абсолютно точно. Мы считали, что это первый зритель приходит навещать». И коллективу кинотеатра однажды пришла идея «оживить» этого таинственного незнакомца: «Мы привлекли специалистов, которые сделали фигуру первого зрителя, и он у нас сидел на входе. Правда, позже пришлось передвинуть его в сторонку, к роялю.
Потому что нынешние зрители пугались: представьте, они заходят в фойе, а там сидит человек, одетый по моде 1909 года, пьет чай и смотрит на них! Снайперы на крыше Вот, казалось бы, кинотеатр — безобидный храм искусства, что с него возьмешь, но нет: здания «Художественного», можно сказать, боялись. Такое уж у него расположение.
При этом они воплощали в жизнь задумки вековой давности известного архитектора, «гения русского модерна» Федора Шехтеля.
И в то же время обновленный кинотеатр «Художественный» стал не ремейком старого, а его логичным продолжением. Как рассказал главный инженер проекта реставрации, руководитель архитектурной мастерской «Фаросъ» Денис Писарев, специалисты изготовили такой же терразит естественный цемент с добавлением кусочков слюды и кварца , какой был во времена Федора Шехтеля. Для фасадных барельефов в качестве материала выбрали именно гипс хотя полиуретан был прочнее , потому что гипс использовал Ф. Долго подбирали краску для фасада здания, стремясь, чтобы она была максимально схожа с шехтелевской.
В летнее время в саду при театре проводили эстрадные концерты. За годы своего существования «Художественный» несколько раз оказывался под угрозой разрушения. Первый раз — во время войны. Кинотеатр не прекращал работу и чудом уцелел во время бомбежек: прилегавшее к нему здание было полностью разрушено, но «Художественный» устоял.
После войны здание подверглось реконструкции: с одной стороны, «Художественный» получил новый экран и стал первым широкоэкранным кинотеатром в СССР, с другой — потерял оригинальный шехтелевский декор. Большой зал утратил исторический потолок, а фасады — барельефы с колесницами. На месте окон со стороны Арбатской площади появилась глухая стена. Тогда же родилась традиция завешивать весь фасад афишами: возможно, так начали делать, чтобы здание не выглядело как унылая бетонная коробка.
Афиши кинотеатра «Художественный», 1974 год. Фото: pastvu.
В зале восстановили лепнину, на место вернули ажурную решетку шехтелевских времен, которую обнаружили при демонтаже советского потолка. И дело не только в планировке: новый «Художественный» — премьерный центр и премиальный кинотеатр — гораздо шикарнее прежнего. Перед входом в главный зал появилось огромное фойе со светлым мраморным полом, расписными панно на стенах, богатыми люстрами, дубовыми дверями и фонтаном. На второй этаж ведет широкая лестница, опоясывающая двухметровый светильник. Шикарная атмосфера дорого стоит: цена билетов на «регулярные сеансы» в обновленный «Художественный» — от 290 рублей до 750 рублей поход на премьеры, а также в камерный зал обойдется дороже. С ростом цен отчасти примиряют шикарные мрачные уборные с отличной сантехникой. Фильмы про соревнования грузовиков здесь показывать не будут». Большинство фильмов будут показывать в «Художественном» на языке оригинала с русскими субтитрами.
Картину покажут за неделю до выхода в прокат. А на следующий день, 10 апреля, в «Художественном» пройдет спецпоказ «Броненосца Потемкина» — его премьера состоялась здесь же в 1926 году. Фильм отреставрированную копию «Броненосца Потемкина» привезли из Берлинской синематеки представит режиссер боевика «Никто» Илья Найшуллер. Здесь будут проводить спецпоказы например, можно будет увидеть боснийскую драму «Куда идёшь, Аида?
Кинотеатр "Художественный"
Чего только не предлагал кинотеатр зрителям — зарубежный артхаус и российские некоммерческие премьеры в 2006 году он получил статус Центра российских премьер , японское аниме и детские фильмы, зал с пуфиками, билеты за 100 рублей и уютное фойе, в котором в 2009 году появился памятник первому российскому кинобилету. Тем не менее, в сети нашлось достаточное количество негативных зрительских отзывов о «Художественном» именно 5-7 летней давности. Многие зрители не очень поняли концепцию новых, маленьких залов, похожих больше на обычные комнаты, где редкие фильмы зачастую демонстрировались на обычных DVD. Другие жаловались на неудовлетворительные картинку и звук в кинотеатре в целом и на старомодную, скучную атмосферу.
В результате мы даже не поняли, что именно потеряли. И сейчас, проходя мимо Арбатской площади по своим делам, часто даже не обращаем внимания на изысканное, но скромное серое здание. Тем более, что активных и шумных строительных работ там до сих пор не наблюдается.
А между тем, в течение всего двадцатого века кинотеатр был «впереди планеты всей» по множеству параметров. Открывшийся 10 ноября 1909 года и перестроенный в 1912-1913 году знаменитым архитектором Федором Шехтелем, кинотеатр «Художественный», по праву считается одним из старейших во всей Европе, а не только в Москве.
И вот наконец долгожданное открытие: с 9 апреля в «Художественном» возобновляются регулярные киносеансы. Фасад «Художественного электро-театра», 1913—2020 год. Реставрация проведена в соответствии с оригинальными чертежами Федора Шехтеля. Были раскрыты заложенные оконные проемы и восстановлен исторический декор: надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, вывеска «Художественный электро-театр», барельефы «Гелиос» и «Селена», мужской и женский маскароны. Проект главного фасада, Федор Шехтель, 1912 год. Музей архитектуры имени А.
Я пришла в «Художественный» еще до открытия и наблюдала, как кинотеатр становится частью живой городской среды.
Кажется, самый яркий кейс — это фасад «Художественного» с мультимедийным панно из 2378 лампочек, куда мы всей командой выдумываем надписи. Вскоре после открытия мы попросили подписчиков предложить варианты надписей, которые можно на него вывести. С существенным отрывом победила фраза «Пригласи ее в кино» — мы вывели ее на экран и написали предложившему ее подписчику слова благодарности. Выяснилось, что он живет по соседству на Новом Арбате. Он снял «Художественный» с этой надписью из своего окна и прислал нам — мы выложили это видео, и пост с ним долгое время был самым охватным в наших соцсетях. Потом мы еще уравновесили гендерное равенство, выведя на экран «Пригласи его в кино». Заметных, популярных фраз на фасаде было много: не только про кино, но и другие заметные события. Мы выводили «Loading... К сожалению, бывают и грустные поводы, когда уходят из жизни знаковые для истории кино люди.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение.
Невозможным казалось забыть его и побывав внутри: потолок украшала роспись, были дубовые полы, в центре фойе — фонтан; каждая люстра, каждая дверная ручка, созданные Шехтелем, — всё шедевр. Руслан Брагин исследовал дореволюционные кинотеатры: «В Москве была масса таких — можно сказать, в любой подворотне. Их организаторы где-то покупали киноаппарат, вешали простыню и крутили там фильмы — зимой и летом. Зрители, купив билет, стояли смотрели. Один фильм обычно длился три минуты». Вот только эти подобия кинотеатров очень часто горели. Эта будка, обитая кованым железом, похожая на сейф, находилась на крыше. И кстати, простояла она там до наших дней, поскольку была настолько тяжелой, что никто не мог ее оттуда убрать», — рассказывает Брагин. Реальное название В газетных публикациях того времени сообщались новости о «Художественном электро-театре».
Рынок, жилые дома и метро Со дня появления на Арбатской площади кинотеатра обстановка вокруг него не раз кардинально менялась: по соседству были жилые дома, строился и разрушался рынок, появлялись новые станции метрополитена, возводилось здание Минобороны. Как это было, рассказывает архитектурный краевед Денис Ромодин: «До 1960-х застройка Арбатской площади была малоэтажной, и кинотеатр был зажат между соседними зданиями. В 1920—30-х рядом возникло новое здание рынка с корпусом ангарного типа. Во время авианалетов на Москву оно было сильно повреждено, восстанавливать не стали. Дважды уцелевший Впервые здание «Художественного» попало в зону риска во время Великой Отечественной войны кстати, в годы ВОВ кинотеатр продолжал работать. Во время авианалета в годы Великой Отечественной войны в него попала бомба и он был полностью уничтожен, погибли люди. Но кинотеатр чудесным образом сохранился», — поведал «Истории. РФ» директор кинотеатра в 2007—2014 годах Руслан Орестов. Следующая опасность пришлась уже на советские годы, когда реконструировали Новый Арбат: «Там были дома, все их снесли, чтобы сделать магистраль на Кутузовский, и хотели разрушить кинотеатр — думали сделать ширину еще больше. Но тогда появились протесты режиссеров, актеров — они выступили за сохранение кинотеатра.
Если вдуматься, ведь он чудом уцелел», — говорит Руслан Брагин. Лапы конкуренции Хотя кинотеатр Брокша и был первым в своем роде — кажется, его основатель придерживался идеи «сначала мы станем лучшими, а уж тогда — первыми». Рассказывает Руслан Брагин: «Была конкуренция: где покажут фильм первым — у Ханжонкова в кинотеатре электротеатр «Пегас», открывшийся в 1913 году на Триумфальной площади. И в этой конкурентной борьбе он, естественно, был вынужден применять какие-то хитрости, чтобы ходили к нему, а не в другое место. Были легенды, что Брокш плавал на корабле в Америку, в Лос-Анджелес, в Голливуд, и общался там с Чарли Чаплином — может, хотел его сюда привезти как звезду, для привлечения внимания. Еще он покупал там фильмы». Митинги на сцене. Революция До самой Октябрьской революции «Художественный» был главным кинотеатром «первого экрана». Но в дни Октябрьского вооруженного восстания он оказался в центре ожесточенных боев — в стенах синематографа красноармейцы разоружали юнкеров. Руслан Брагин: «В главный зал в 1917 году Альберт Брокш пускал большевиков для проведения собраний, они там митинги большевистские проводили на сцене.
Может быть, он боялся, что кинотеатр разрушат, и просто из страха предоставлял помещение». Ленин выпустил декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению».
Кинотеатр "Художественный": 112 лет спустя
В Москве завершилась реставрация кинотеатра «Художественный». Были восстановлены исторически ценные элементов, которых кинотеатр лишился в 50-е годы. Вечером 8 апреля на Арбатской площади торжественно открылся после реконструкции старейший в Москве кинотеатр «Художественный». Двери знаменитого кинотеатра "Художественный", построенного в начале XX века архитектором Николаем Благовещенским и усовершенствованного Александром Шехтелем, закрыты вот уже несколько лет. Работы по реставрации и приспособлению старейшего московского кинотеатра «Художественный» завершены.
Кинотеатр «Художественный» полностью восстановят до конца года
Его повесили на то же место, где раньше размещались знаменитые афиши "Художественного". Здание станет кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром, программа которого представит мировой кинематограф. В афише - в основном фестивали и ретроспективы, подготовленные в сотрудничестве с международными культурными институциями. Его открыл предприниматель Альберт Брокш — управляющий "Варваринского акционерного общества домовладельцев", которому принадлежал участок на Арбатской площади в Москве Первый сеанс состоялся 11 ноября 1909 года.
Для 400 зрителей показали премьеру французской драмы "Жоржетта". Первоначальное здание "Художественного" — одноэтажный дворец в стиле модерн — построил архитектор Николай Благовещенский. Нарядный кинотеатр восхищал посетителей богатыми интерьерами.
Фойе с ажурными люстрами украшал фонтан, рядом играл оркестр, а в кадках стояли пальмы. Кроме того, это был единственный кинотеатр, который выполнял доставку заказанных билетов на дом. Через несколько лет после открытия самый фешенебельный "синематограф" города уже не вмещал всех желающих.
Всего в «Художественном» будет четыре зала: главный, два малых и один камерный. Кинотеатр оснащен самым современным оборудованием. Высококонтрастные лазерные кинопроекторы марки Barco обеспечат максимальную яркость и передачу цвета без искажения, а экран будет передавать изображение без бликов и засвечивания. В мире, помимо оборудования, установленного в кинотеатре «Художественный», существует всего 17 аналогичных проекторов. В кинотеатре можно будет показывать фильмы с пленки 35 миллиметров, а для проведения международных фестивалей предусмотрена возможность интеграции второй строки субтитров. За звук во всех залах будет отвечать аудиосистема Dolby Atmos, которая продумана с учетом всех архитектурных особенностей здания: она позволит сделать звук одинаково качественным во всех точках помещения, при этом техническое оборудование органично интегрировано в интерьер, что сохраняет исторический облик пространства. Быстрая доставка новостей — в «Ленте дня» в Telegram.
После подписания Лениным 27 августа 1919 года декрета о переходе кинематографа в ведение Наркомпроса, Брок был отстранен от управления кинотеатром, который в 1921 году стал первым в Госкино. В 1926 году здесь прошла премьера "Броненосца Потемкина", фильма, снятого Сергеем Эйзенштейном. В тридцатые годы в "Художественном" демонстрировали первые из советских звуковых и цветных лент. Не прекращал он своей работы и в Великую Отечественную.
Во время авианалетов на Москву оно было сильно повреждено, восстанавливать не стали. Дважды уцелевший Впервые здание «Художественного» попало в зону риска во время Великой Отечественной войны кстати, в годы ВОВ кинотеатр продолжал работать. Во время авианалета в годы Великой Отечественной войны в него попала бомба и он был полностью уничтожен, погибли люди. Но кинотеатр чудесным образом сохранился», — поведал «Истории. РФ» директор кинотеатра в 2007—2014 годах Руслан Орестов. Следующая опасность пришлась уже на советские годы, когда реконструировали Новый Арбат: «Там были дома, все их снесли, чтобы сделать магистраль на Кутузовский, и хотели разрушить кинотеатр — думали сделать ширину еще больше. Но тогда появились протесты режиссеров, актеров — они выступили за сохранение кинотеатра. Если вдуматься, ведь он чудом уцелел», — говорит Руслан Брагин. Лапы конкуренции Хотя кинотеатр Брокша и был первым в своем роде — кажется, его основатель придерживался идеи «сначала мы станем лучшими, а уж тогда — первыми». Рассказывает Руслан Брагин: «Была конкуренция: где покажут фильм первым — у Ханжонкова в кинотеатре электротеатр «Пегас», открывшийся в 1913 году на Триумфальной площади. И в этой конкурентной борьбе он, естественно, был вынужден применять какие-то хитрости, чтобы ходили к нему, а не в другое место. Были легенды, что Брокш плавал на корабле в Америку, в Лос-Анджелес, в Голливуд, и общался там с Чарли Чаплином — может, хотел его сюда привезти как звезду, для привлечения внимания. Еще он покупал там фильмы». Митинги на сцене. Революция До самой Октябрьской революции «Художественный» был главным кинотеатром «первого экрана». Но в дни Октябрьского вооруженного восстания он оказался в центре ожесточенных боев — в стенах синематографа красноармейцы разоружали юнкеров. Руслан Брагин: «В главный зал в 1917 году Альберт Брокш пускал большевиков для проведения собраний, они там митинги большевистские проводили на сцене. Может быть, он боялся, что кинотеатр разрушат, и просто из страха предоставлял помещение». Ленин выпустил декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению». Альберт Брокш перестал быть управляющим, и в его жизни началась драма. Руслан Брагин: «Представьте, у вас был кинотеатр, самый популярный, каждый день там аншлаги — успех, все знатные люди Москвы ходят на киносеансы, — и вдруг революция, бардак, и у вас отбирают этот кинотеатр… Что еще хуже — Роберт Брокш жил на Поварской, то есть, по сути, жил и смотрел на свой кинотеатр, который уже был не его». Чем Альберт стал заниматься после этого — неизвестно. След 90-х и казино в кинотеатре Несмотря на то что в 90-е «Художественный» стал первым старым кинотеатром Москвы, оборудованным системой Dolby Stereo обеспечивает лучшее качество звука , тогда же часть его помещений заняли под игровые автоматы и бар. Для показа фильмов использовался только один зал. В большом зале показывали в основном коммерческое кино, а вся остальная территория кинотеатра была сдана в аренду, с 90-х там были разного рода развлечения — автоматы и прочие игорные принадлежности. С этим ничего не могли сделать, хотя кинотеатр находился в собственности города». Как раз в 2007 году «Художественный» был передан организации ГБУК «Московское кино», созданной городом для возрождения местных кинотеатров, которые к тому времени, за 90-е годы, превратились в магазины, игорные дома… 100-летие и памятник первому кинобилету Не было бы кинотеатра — не было бы и памятника. Увековечить первый билет было решено к столетию «Художественного» — в 2009 году. Установили его в фойе. Создатель конструкции — заслуженный художник России Фидаиль Ибрагимов. Он поведал «Истории.
"Художественный": история реставрации самого старого кинотеатра Москвы
Кинотеатр «Художественный» снова распахнул свои двери. Старейший кинотеатр Москвы, один из старейших в мире и один из немногих действующих кинотеатров, имеющих столетнюю историю (с)Википедия. Фасад кинотеатра «Художественный» стал таким, каким его видел Федор Шехтель. Кинотеатр «Художественный» по адресу Москва, Арбатская площадь, 14с1, метро Арбатская — купить билет, +7 800 234 19 09. Художественный: купить билеты без комиссии и очередей. Кинотеатр художественный на Арбате внутри.
9 апреля открывается после реставрации кинотеатр «Художественный»
Кинотеатр находится на Арбатской площади. Рабочие укрепили на объекте все конструкции и обеспечили гидроизоляцию здания. Кроме того, в кинотеатре восстановили кирпичную кладку. Как сообщили на сайте газеты «Вечерняя Москва», в настоящее время там приводят в порядок инженерные системы.
Были раскрыты заложенные оконные проемы и восстановлен исторический декор: надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, вывеска «Художественный электро-театр», барельефы «Гелиос» и «Селена», мужской и женский маскароны. Проект главного фасада, Федор Шехтель, 1912 год. Музей архитектуры имени А. Возникшая на фасаде электронная афиша не нарушает исторический облик кинотеатра. Она заняла то же место, где в прошлом размещались знаменитые афиши «Художественного». Кинотеатр «Художественный», Всеволод Тарасевич, 1961.
Все звезды, от Ренаты Литвиновой до Кирилла Серебренникова, успели отметиться в этих сияющих интерьерах. Кинотеатр «Художественный» Фото: Пресс-служба кинотеатра "Художественный" У этого кинотеатра исключительная история — и не менее исключительная локация. Еще задолго до того, как Голливуд оккупировал залы мультиплексов, в «Художественный» приходили смотреть новые фильмы с Аленом Делоном и Мариной Влади.
Наши культурные дедушки приглашали наших бабушек сюда на свидание, чтобы перед началом сеанса послушать живой оркестр в фойе и выпить ситро из высокого, как в коктейль-баре, бокала. Кинотеатр «Художественный» Фото: Пресс-служба кинотеатра "Художественный" Надо сказать, новый «Художественный» не имеет никакого отношения к кинотеатру нашего детства — с ротанговыми креслами в фойе, или к кинотеатру детства наших мам. Он вообще похож не на кинотеатр, а на уменьшенную копию Большого — с роскошными коврами на всех этажах, сияющими зеркалами, барменами в перчатках, и латунными умывальниками в туалетах.
Над проектом реставрации и приспособления кинотеатра работали специалисты компании «Фаросъ». За интерьеры отвечает испанское бюро Lazaro Rosa-Violan, регулярно входящее в рейтинги лучших европейских дизайнеров. Бюро Strelka CA сформировало видение проекта и сопровождало проектирование и реализацию. Внешний вид главного фасада был воссоздан по оригинальным чертежам Федора Шехтеля. Были раскрыты заложенные оконные проемы и восстановлен исторический декор: надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, вывеска «Художественный электро-театр», барельефы «Гелиос» и «Селена», мужской и женский маскароны.
Специалисты рассказали, как проходила реставрация столичного кинотеатра "Художественный"
9 апреля старейший кинотеатр Москвы откроет свои двери после масштабной реставрации. Как изменился «Художественный» — в подборке свежих фотографий от «Афиши Daily». Много внимания уделяется восстановлению лепного декора кинотеатра — в мастерских находится около 1 тысячи элементов. В районе Арбат завершили первый этап работ по реставрации кинотеатра «Художественный».
Реставрация кинотеатра «Художественный» завершена
Этот фасад, кажется, знаком всем. Он, как зеркало, менялся, отражая время. И так больше века. Дореволюционный, советский, измученный вывесками «а ля казино» в 90-е. Первый кинотеатр Российской империи «Художественный» закрыли на реставрацию в 2014 году. Обещали вернуть былую красоту. Здесь как будто винегрет из времен. Над головой — лепнина начала ХХ века. Привет из двухтысячных: «Уважаемая Алла Васильевна, сердечно поздравляем с юбилеем! Практически свалка прямо в центре столицы. Ломать не строить.
Открытие кинотеатра состоится в декабре — дата будет объявлена позднее. Всего в «Художественном» четыре зала: главный, два малых и камерный. В кинотеатре установили современное оборудование для кинопоказа, и сейчас ведутся работы по вводу здания в эксплуатацию. Архитектурную концепцию разработало немецкое бюро merz merz, имеющее большой опыт работы с историческими зданиями. Среди знаковых проектов merz merz — восстановление Берлинской государственной оперы и Старой национальной галереи в Берлине.
Колонны находились в аварийном состоянии. Их пришлось заменить. Инженеры создали металлические опоры, которые поставили под балкон, а тем временем соорудили новые колонны. Их верхние части — капители — родные, времен Шехтеля: архитектор, любитель античной мифологии, изобразил голову бога Диониса и акантовые листья. Обнаружили этот поручень под слоями ДСП. Заднюю и переднюю часть балкона не меняли, сделали лишь локальное вскрытие, чтобы выяснить, как он устроен. Под штукатуркой оказались кованые кронштейны, на которые по вертикали набиты деревянные бруски изогнутой формы. Поверх штукатурки расчистили элементы декора: стрелы, факелы, ленты. Очистили их от краски и пыли. До ремонта они казались бесформенными», — говорит Денис Писарев. В операторской за балконом реставраторы нашли фрагменты шехтелевского кессонного потолка: такой был над всем залом, но в 1950-е годы его заменили на обычный, с побелкой. Под слоем краски спряталась и решетка, на которой держалась люстра. Сейчас потолок, состоящий из фиброцемента, как и витраж в фойе, изготовили заново с намеком на кессоны Шехтеля, а решетку расчистили. Оказалось, ее вершины увиты акантовыми листьями. Кессонный потолок не просто дань памяти архитектуре Шехтеля. Рамки играют особую роль: между ними вмонтирована звуковая техника. Это необходимо. Но в исторический антураж они не вписываются. И наша команда специально летала в Лондон на встречу со специалистами по звуку, которые спроектировали 54 колонки для этого зала. Часть техники спрятана под потолком, а часть — за стенами», — объясняет Дарья Парамонова. Со стенами связана отдельная история. В первоначальном варианте они были просто отштукатурены. Разумеется, звукоизоляции не было. Современные нормы строительства кинотеатров обязывают покрывать стены залов минеральной ватой или другими аналогами, чтобы звуки не проникали наружу. Такой материал по своему внешнему виду далек от дизайна Шехтеля. Она состоит из множества шариков, которые наносят в несколько слоев. Полости между ними глушат шум. Сделали из этой штукатурки русты — стилизованные камни по чертежам Шехтеля.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.