ГЭС-2 перестала работать по своему прямому назначению в 2006 году, когда стала очевидной ее небольшая производительность и дорогостоящая эксплуатация. В доме культуры «ГЭС-2» будут пространство для встреч и общения, кинотеатр, концертный зал, библиотека, магазины, ресторан, кафе, детская площадка, мастерские, студия-резиденция художников, выставочные залы, аудитории для публичных мероприятий. 21 мая Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ совместно с Домом культуры «ГЭС-2» организует I Международную междисциплинарную конференцию «Что значит быть глухим?
"ГЭС-2" закроет все выставки в этом сезоне
Авторы новой инсталляции в ГЭС-2 продолжили думать в этом направлении и решили подслушать у архитектуры. Студентам РГГУ рассказали про Дом культуры «ГЭС-2» в ходе медиа-тура. На читательском пикнике в «ГЭС-2» прочитают сказки Сергея Козлова и Руне Белсвика. Библиотека ГЭС-2 делится на два тематических раздела: в первом представлены книги о художественных практиках, во втором — издания различных жанров, близкие по духу к деятельности Дома культуры.
Почему «ГЭС-2» — это Дом культуры, и что он предлагает публике
Приглашаем на читательский пикник для учителей в «ГЭС-2» Культура Встречи Чтение 22 июня 2023 года с 19:00 до 21:00 в «ГЭС-2» пройдет очередная встреча из цикла, посвященного медленному чтению и обсуждению книг. На читательском пикнике Екатерина Асонова , заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, предложит собравшимся вместе прочитать несколько сказок сразу двух авторов: Сергея Козлова, литературного папы «Ежика в тумане»; Руне Белсвика, автора популярных в Европе повестей о Простодурсене и его друзьях. Мероприятие пройдет под открытым небом — на ступенях за «ГЭС-2».
А внутри находится сад: и это вроде внешнее место, но поскольку речь о пандемии, то сад становится еще и олицетворением внутреннего пространства человека. Авторы задумывали этот проект как индивидуальный разговор художника и его гостя. Вы попадаете в личное пространство, тут важна встреча один на один. Без экскурсоводов, без модерации, без компании. Только вы, ваши органы чувств и мысли с одной стороны и пространство инсталляции с другой, уже собранное в единую театральную композицию из визуальных, звуковых, световых, тактильных составляющих.
Эти составляющие неделимы на части, их не надо рассматривать по отдельности. В них надо погружаться полностью, слушая истории и тут же слушая себя, возвращаясь к своим воспоминаниям и своей жизни. Надо постепенно проходить зал за залом, обязательно слушая и смотря истории, они неотъемлемы друг от друга, только так вы сможете погрузиться и понять задумку создателей. Авторы ориентируют минимум на полтора часа нахождения в пространстве инсталляции — пройти один раз и потом еще вернуться. И это без просмотра финальных видео, расположенных уже не внутри, а как бы с внешней стороны стен. Про них важно сказать отдельно. Одно видео состоит из трех 15-ти минутных частей, где каждый герой листает выбранные книги.
Итого: еще 45 минут к рекомендованным полутора часам.
При этом перформанс «Нарушение тишины» призван поставить под вопрос автономность молчания и предлагает читателю оказаться в пространстве изучаемого им текста. Рассуждая о переломном событии от масштабной исторической даты до первой детской слезы , актеры «попадают в руки» неподготовленного зрителя — очевидцами могут стать и случайно заглянувшие в библиотеку люди. Каждый из участников стремится к диалогу и постарается, наконец, нарушить тишину. В продолжение одноименных перформативных чтений предлагаем обсудить с художницей Надей Ватутиной, как текст превращается в визуальные образы, а затем проиллюстрировать произведения, прозвучавшие на чтениях накануне. Художественный текст может как существовать сам по себе, так и стать опорой для разных видов искусств и перформативных чтений.
В 2009 году здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения. После завершения всех запланированных работ, зданию вернули все утраченные декоративные элементы. На территории ГЭС-2 разместились выставочные залы, библиотека, детская площадка, книжный магазин, кафе и ресторан, а также актовый зал для театральных представлений.
Дом культуры «ГЭС-2» наконец открылся, и он великолепен
«ГЭС-2»: не музей, а Дом культуры — | На Болотной набережной в Москве открывается «ГЭС-2»: масштабная культурная институция, взявшая за основу концепцию Дома культуры, в которой представление. |
Гид по новому дому культуры «ГЭС-2» – Афиша | ГЭС-2, библиотека: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. |
Дом культуры «ГЭС-2» - музей современного искусства в Москве | Реконструкция комплекса ГЭС-2 станет одним из наиболее значительных событий в культурной и архитектурной жизни Москвы и России. |
ГЭС-2 – Telegram | Дом культуры "ГЭС-2" принял решение закрыть все выставки и проекты, запущенные после открытия, из-за событий на Украине, также будет закрыта венецианская резиденция фонда V-A-C Дзаттере, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе "ГЭС-2". |
Бесплатный коворкинг-библиотека в ГЭС-2 ежедневно, 11:00-22:0 | Москва | афиша, досуг
Московскую ГЭС-2 преобразуют в уникальный Дом культуры | «Ария», «Гражданская оборона» и «Мухоморы» — сегодня в Библиотеке начнется ридинг-группа по книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». |
Культурное пространство "ГЭС-2" в Москве закрывает выставки в текущем сезоне - ТАСС | Заброшенное здание на Болотной набережной столицы не узнать: ГЭС-2 бережно реанимировали пять лет! |
Новый культурный кластер: реставрацию ГЭС-2 планируется завершить в июле | ГЭС-2, библиотека: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. |
Еще статьи этого автора
- Архитектурный маршрут по «ГЭС-2»
- В Москве 4 декабря откроют Дом культуры "ГЭС-2"
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Что здесь будет
- Учредители:
«ГЭС-2» в Москве
ГЭС-2. Библиотека. Закрыто до 12:00. Над световыми сценариями для открытия ГЭС-2 работала российская команда — Мария Горохводацкая, Влад Обласов, Станислава Котляр, Елизавета Барсукова и Николай Потапов. Для гостей "ГЭС-2" будут открыты семейная мастерская для детей и взрослых, библиотека, ресторан и кафе.
Центр современной культуры фонда V-A-C в бывшей электростанции ГЭС-2
Выставки, перформансы, концерты, просветительские программы, воркшопы и лаборатории, книжные презентации и кинопоказы выходят за пределы помещений, которые по традиции отводятся для подобных событий. В самом понятии «Дома культуры» лежит переосмысленная концепция русских народных домов конца XIX века, задачей которых было приобщить людей к активному творческому соучастию. Идея вовлечения, соучастия, сотворчества, оживления и наполнения пространства человеческой энергией является принципиально важной для Ренцо Пьяно и команды Renzo Piano Building Workshop, благодаря которым историческое здание бывшей электростанции в центре Москвы превратилось в «белоснежный завод, оранжерею искусства, дом света», открытый для каждого. Некоммерческий фонд развития современной культуры V—A—C был основан в 2009 году Леонидом Михельсоном.
Задачей обеих команд было создание такого общедоступного пространства, в котором чувствовал бы себя комфортно любой москвич, вне зависимости от уровня его погруженности в современную культуру. Ближайшая программа "ГЭС-2" посвящена трансформации, которую пережила эта культура за последние тридцать лет. Первый сезон отсылает к самому известному в постсоветской России сериалу, повлиявшему на коллективное сознание: он называется ""Санта-Барбара". Как не поддаться колонизации?
Перформанс ""Санта-Барбара". Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона" - это пересъемка того самого сериала. Она займет 100 дней, каждые день снимается одна серия с одного дубля. Все это будет транслироваться в пространстве "ГЭС-2" на 14 мониторах. Перформанс посвящен тому, как продукты культуры поп-культуры в частности могут изменить жизни людей, и тому, как вымысел влияет на реальность. Выставка "В Москву! В Москву!
А многоформатный проект "Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях" он состоит из выставки, рейва, серии стендап-выступлений и уличной танцевальной процессии затрагивает аспекты карнавальной культуры в современной России. Участники проекта обращаются к российскому опыту, обнаруживая в нем соответствующие практики, укорененные в народной культуре, пришедшие на волне преобразований 1990-х или появившиеся позже.
Привлекают туристов. На крыше подземного паркинга Дома культуры раскинулась березовая роща. Кроме того, параллельно с реставрацией «ГЭС-2» прошла реконструкция Патриаршего пешеходного моста. Первых посетителей Дом культуры примет уже в эту субботу, 4 декабря. Хотя, по правде сказать, здесь был ужас. Но мы уже загорелись, поэтому решили во что бы то ни стало восстановить электростанцию, подарив ей вторую жизнь.
Мы провели серьезную работу по реставрации, реконструкции и приспособлению этого здания к современному использованию. Наши творческие площадки готовы к долгожданной встрече с посетителями.
Центральная электростанция городского трамвая, позже превратившаяся в ГЭС-2 Мосэнерго, была построена у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала в 1904—1908 годах. Автором проекта был Василий Башкиров. В оформлении фасадов архитектор использовал элементы в неорусском стиле.
Уникальной особенностью здания стала стеклянная крыша, выполненная по проекту инженера Николая Сушкина при участии архитектора Владимира Шухова. В 2006-м ГЭС-2 решили вывести из эксплуатации.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Сообщество
- В ГЭС-2 открылся проект «Настройки-2»
- Новый культурный кластер: реставрацию ГЭС-2 планируется завершить в июле
- ГЭС-2: как электростанция стала Домом культуры
- Регистрация
- ГЭС-2 – Telegram
ГЭС-2: как электростанция стала Домом культуры
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о закрытии всех проектов | В ГЭС-2 открылся проект «Настройки-2» — Национальная электронная библиотека Российской Федерации |
ГЭС-2 – Telegram | Общая площадь территории «ГЭС-2» — два гектара, куда входит и набережная со спуском к Водоотводному каналу, напоминающая эспланаду Бобура, и березовая роща позади здания, напоминающая озеленение возле другой знаменитой электростанции. |
Культурное пространство "ГЭС-2" в Москве закрывает выставки в текущем сезоне - ТАСС | А с задней части ГЭС-2 окаймляет искусственно созданная березовая роща. |
Была ГЭС - будет Дом культуры. В Москве завершаются работы по реконструкции ГЭС-2 | Гремящая культурная новость столицы — «ГЭС-2» открыт. |
"ГЭС-2" закроет все выставки в этом сезоне
С большим интересом побывала в выставочном пространстве ГЭС-2 на Болотной набережной. В ГЭС-2 есть несколько библиотек, уютный отель – резиденция для опытных и начинающих художников, студии для проведения творческих занятий детей и взрослых, слесарные и керамические мастерские, комната для проведения медитаций, именуемая как комната. В одном из залов «ГЭС-2» построили пространство — это дом, подъезд и сад, «пандемийная» троица. ГЭС-2 возвели за два года, с 1905 по 1907 год, для питания сети московского трамвая, который заработал в 1899 году. Программа Дома культуры «ГЭС-2» подразумевает сезонность и посвящена трансформациям русской культуры трех последних десятилетий. Какие новые выставки появились в московском доме культуры ГЭС-2.
Архитектурный маршрут по «ГЭС-2»
В этом и заключалась задумка автора - определение реального. Что реальность, а что иллюзия? Подходя к этой комнате, медиатор просит назвать, что это. Кухня, подъезд, коридор, правильный ответ был кухня, но что бы это не значило, окно - это всего лишь иллюзия, так как сзади просто стена без каких-либо отверстий.
Кран, у которого капает вода. На фотографии не видно, но стук капель и их падение совершенно не совпадают, звук как будто живёт отдельно, да и звучит в целом как в фильме ужасов. Голое дерево, но тень листвы отбрасывается на землю.
Чем мы дальше уходим вглубь выставки, тем меньше пояснений даёт автор выставки и даёт больше собственной фантазии на раздумье.
Текст и фотографии: Ирина Паялина Этот проект задумывался в 2020 году, в период пандемии, и на его реализацию ушло три года. Несмотря на то, что художником и фотографом указан Сергей Сапожников, проект создавался большой профессионально командой. В первый день удалось поговорить с Сергеем, приглашенным куратором Владимиром Левашовым и режиссером Дмитрием Цупко.
Они поделились тем, как нужно смотреть выставку «Дом и сад». Правильнее называть «Дом и сад» не выставкой, а крупномасштабной инсталляцией. И тут важно не рассматривать представленные объекты как отдельные составляющие: фотографии, звук и видео, а полностью погрузиться в атмосферу инсталляции. И воспринимать все происходящее в комплексе, как единое целое.
В одном из залов «ГЭС-2» построили пространство — это дом, подъезд и сад, «пандемийная» троица. Это частная история началась с разговора, в котором Сергей сказал, что хочет снимать свои домашние интерьеры. До этого было много городской съемки, а свою квартиру он не снимал, как-то «где живут, там не снимают». После съемки квартиры возникла идея снять то, что снаружи.
И как-то само собой организовалось три мира: дом, подъезд и сад. И вся выставка построена так, что вы входите в подъезд, потом проходите в пространство жилья и потом опять подъезд.
В декабре прошлого года он с коллегами приезжал в томский Дом искусств выступить с открытой лекцией. Наконец нашелся повод, все совпало, и мне удалось приехать. Правда, совсем ненадолго, на один день. Лет десять назад Андрей познакомился с Екатериной Юрьевной Гениевой, легендарным директором «Иностранки», и рассказал ей о многочисленных проектах, которые он хотел реализовать. Среди них был роман Викрама Сета «Золотые ворота», написанный по-английски онегинской строфой. Андрей переводил его много лет, к тому моменту текст был готов, оставалось найти издателя. Им в итоге стал «Центр книги Рудомино», а я как редактор эту книгу сопровождал и помогал воплотить в жизнь.
Так сложилось, что этот проект оказался для меня последним в издательстве Библиотеки иностранной литературы, затем я перешел в фонд V—A—C. Такое интересное пересечение: ваш город в какой-то мере стал краеугольным камнем на моем пути. Книга томского поэта и переводчика отметила очередную веху в моем творческом путешествии. Поездки в регионы — это просветительская миссия человека из книжного мира? Можно жить в определенном кругу интересов и из него не выходить, но это довольно скучно. Мне кажется, самые замечательные проекты рождаются в живом общении с людьми, в таких путешествиях. Случайностей не бывает! Ты приезжаешь куда-то, с кем-то знакомишься, и из этого вдруг получается что-то хорошее — и тут кроется главная прелесть любой деятельности, в том числе издательской. Можно бесконечно составлять списки книг, которые хотелось бы издать.
Но как здорово находить случайные пересечения в самых неожиданных местах, которые потом могут вырасти в новые прекрасные проекты! Его трубы высотой 70 м, раньше загрязняли воздух, а теперь используются для естественной вентиляции здания, захватывая воздух на высоте. Фото: Иван Ерофеев. Фонд был основан в 2009 году, издательская программа — одна из его первых и важнейших составляющих. В связи с появлением «ГЭС-2», конечно, издательская деятельность немного изменилась. Изначально она была направлена, в первую очередь, на перевод ключевых книг по истории и теории искусства, которых просто не существовало на русском языке. Мы осознавали, что интерес к современному искусству и его теоретической составляющей высок, но зачастую у людей нет возможности прочитать те работы, о которых они слышат во время обучения или в профессиональной среде. Позднее стало ясно, что невозможно говорить о современном искусстве в отрыве от всего остального. Дома культуры «ГЭС-2» — это четыре этажа под стеклянной крышей общей площадью 36 400 кв.
Внутри здания есть киноконцертный зал на 420 посадочных мест, библиотека, ателье, центр художественного производства «Своды и многое другое. Всё в нем работает за счет солнечных батарей площадью 5500 кв. Дом культуры «ГЭС-2» Так у нас стали появляться другие издательские направления — постгуманитарные исследования и современная философия, классическое искусствознание, отсылающее к искусству Возрождения или, например, голландской живописи, литературоведческие работы. Это во многом перекликается с тем, что представляет собой Дом культуры «ГЭС-2». Многие воспринимают его как музей современного искусства, куда, в первую очередь, можно прийти на выставки. Но по сути это не так. Когда «ГЭС-2» должен был наконец открыться, мы начали думать, чем он же является на самом деле. Идея дома, где культура находит самое разное воплощение, показалась нам наиболее подходящей. Дом культуры — это и выставки, и просветительские программы, и театр, и кино, и в то же время пространство, где можно просто посидеть, почитать книгу в тишине, место, куда можно прийти с детьми на мастер-класс.
То же самое можно сказать про издательскую программу. Есть основа, из нее вырастают множество направлений, которые все время пересекаются и дополняют друг друга. Ни у «ГЭС-2», ни у издательской программы V—A—C сейчас нет единственной концептуальной линии, которую можно было бы выделить. Это многообразие, полифония, темы, дополняющие друг друга. Какая-то из них может стать чуть более значительной, но остальные при этом не исчезают полностью. Главное — все происходит в постоянном диалоге. Участники могли предлагать самые разные проекты, в разной степени готовности. Главное, что нас интересовало, — творческая энергия и внятная концепция, которую авторы хотели бы воплотить. В рамках программы были названы двадцать победителей.
Из Томска, кстати, участвовал коллектив «Малышки 18:22» с художественным проектом «Принцесса предпочла обратиться», исследующим городские пространства. Мы рассчитываем продлевать грантовую программу каждые три месяца. Свои климатроны она расставляет по всей России — изготавливает в студии и путешествует с ними. Каждый сделан под то или иное место на карте. Проект Яны предполагает не только процесс художественного творчества, но и, фактически, паломничество по всей стране.
Как работает произведение, лишаясь названия? Что происходит с искусством, когда оно покидает пределы выставочных залов? Что возникает на месте пустоты?
Попыткам художников ответить на эти вопросы посвящены три основных раздела выставки: «Без названия», «Без автора» и «Без зрителя», где можно увидеть работы представителей самых разных художественных школ и течений, от советского авангарда до московского концептуализма, от акционизма конца XX века до генеративного искусства века XXI-го. Также в выставочном пространстве предусмотрены зоны для чтения — мини-библиотеки со специальными подборками книг, авторы которых подробно рассматривают сюжетные линии экспозиции с точки зрения той или иной области гуманитарного знания.
Культурное пространство "ГЭС-2" в Москве закрывает выставки в текущем сезоне
Попасть туда можно и с улицы, и с парковки ГЭС через подземный ход. Фото: пресс-служба В центральном нефе архитектор проложил свой проспект, нарезав пространство по вертикали на четыре уровня-яруса. Фото: пресс-служба "Искусство, архитектура и наука нуждаются в демократизации. Все, что раньше было под замком, теперь стало доступным.
Когда-то университет представлял собой обнесенное стенами аббатство - сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертные залы рады широкой публике, а не только ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов.
И как и храмы, они открыты для каждого", - говорит Ренцо Пьяно. Задачей обеих команд было создание такого общедоступного пространства, в котором чувствовал бы себя комфортно любой москвич, вне зависимости от уровня его погруженности в современную культуру. Ближайшая программа "ГЭС-2" посвящена трансформации, которую пережила эта культура за последние тридцать лет.
Первый сезон отсылает к самому известному в постсоветской России сериалу, повлиявшему на коллективное сознание: он называется ""Санта-Барбара". Как не поддаться колонизации? Перформанс ""Санта-Барбара".
Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона" - это пересъемка того самого сериала.
Продолжат работу здание «ГЭС-2», в том числе семейная мастерская «Ателье», библиотека, ресторан и кафе, а также центр художественного производства «Своды». Желающие смогут познакомиться с историей пространства на медиаторских турах. Ранее музей современного искусства «Гараж» приостановил работу над выставочными проектами и перенес их на неопределенный срок.
Березовая роща ГЭС-2 Проект реконструкции, разработанный Ренцо Пьяно, предполагал тотальное изменение окружающего пространства.
Архитектор утверждал, что такому зданию нужно больше воздуха, больше свободы. Все это привело к появлению на склоне за Домом культуры огромной березовой рощи. В ней высажено 620 деревьев. Роща — место для прогулок и отдыха в тени, а также пространство для проведения выставок, детских мастер-классов, перформансов, занятий йогой, концертов и других мероприятий под открытым небом. К роще можно спуститься с Патриаршего моста.
Это коммерческое и независимое, фестивальное и камерное, классическое и экспериментальное кино. Фильмы выбирают по актуальным для V-A-C темам. Зал рассчитан на 290 мест. Иностранные фильмы идут на языке оригинала с субтитрами.
В будущем Доме культуры не будет классических этажей. Отдельные ярусы и платформы соединены между собой лестничными пролетами.
Высота потолков центрального нефа достигает 23 метров. Реставраторы привели в порядок историческую лестницу с кованым ограждением и метлахской плиткой. По историческим фотографиям был восстановлен облик фасадов, включая стальные рамы огромных окон. На свое место вернулись шатер, часы и флюгер на башне. Установлены 70-метровые трубы, которые используются для забора и очистки воздуха. Важной частью декора здания стало историческое оборудование электростанции.
Одной из самых сложных частей проекта стало создание подземной части здания. Для размещения выставочного зала пришлось перестраивать подвал. Здесь планируется выставлять экспонаты, которым вреден дневной свет. Коммуникации и технические помещения размещены на минус втором этаже.