13 февраля 1934 года в Чукотском море произошла трагедия: огромный сухогруз "Челюскин", совершавший очередной рейс, в течение двух часов ушел под воду. В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. Премьера состоится в 2024 году и все потомки героев «эпопеи» с нетерпением ждут этого момента. Недавно исполнилось 90 лет со дня отправления в первое и единственное плавание полуледокольного грузового парохода «Челюскин».
О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига!
20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя. В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов в Карском море и 13 февраля его раздавила ледяная гряда. В последние годы некоторые факты «челюскинской эпопеи» были искажены или подвергались фальсификации, поэтому стоит еще раз обратиться к этим ярким страницам истории российской Арктики во избежание их дальнейшего искажения. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась челюскинская эпопея, когда советские лётчики совершили подвиг, спасая участников полярной экспедиции, находившихся на арктическом льду после крушения парохода «Челюскин». В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю.
Сомнения капитана Воронина
- 90 лет исполняется с начала операции по спасению челюскинцев — 13.02.2024 — В России на РЕН ТВ
- Московские новости
- Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
- Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея - Евгений ТРОСТИН
- Эпопея «Челюскина»
- Похожие материалы
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году | После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся!". |
90 ЛЕТ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕЕ | Спасательная экспедиция потребовалась после того, как 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. |
Эпопея «Челюскина» . 100 великих загадок истории флота [с иллюстрациями; litres] | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Журнал Международная жизнь - Эпопея парохода «Челюскин» | В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов в Карском море и 13 февраля его раздавила ледяная гряда. |
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Для этого требовалось создать уникальную научную школу, и Шмидт годился на роль ее организатора, как никто другой. Он умел помогать молодым, добиваться поддержки своих начинаний во властных кабинетах и поставил себя так, что должность руководителя Главсевморпути в обществе воспринималась как одна из главных в государственной иерархии чуть ли не наравне с постом председателя Совнаркома. В 1932 году экспедиция под руководством Отто Юльевича на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» сумела пройти за одну навигацию из Белого моря в Баренцево, доказав возможность сквозного плавания по Северному морскому пути. На этот раз исследователь взялся за еще более трудную задачу. То было «время молодых», хотя академик математик, издатель, просветитель Шмидт стал путешественником в зрелом возрасте, а полярником — и того позже. Но именно он приучил нас к тому, что важнейшие открытия свершаются на арктических рубежах, на бескрайних пространствах холодных волн и вечных льдов, там, где осуществляется мечта Михайло Ломоносова о великом северном пути. Страна в 1930-е буквально грезила Арктикой, и это позволяло, пусть и в мечтах, отвлечься от «трудностей существования». С другой стороны, подрастало поколение начитанное, пытливое, привыкшее верить в прогресс и героический рывок.
Для многих Шмидт стал образцом современного ученого, мудрого и дерзкого. Привлекал всеобщее внимание и внешний вид Отто Юльевича, высокого, худощавого, с длинной пышной бородой. Люди загорались его идеями. Этот оратор-златоуст являлся ко всему прочему обладателем умных, живых, ироничных глаз. Репутация смельчака, передового исследователя-естествоиспытателя тоже притягивала энтузиастов. Тем не менее внешнеторговые организации СССР заказали у лучших датских корабелов строительство парохода «для арктической торговли» не ледокола — с усиленной конструкцией, позволяющей плавать в суровой обстановке устья Лены. Первоначально судно назвали в честь великой сибирской реки, однако Шмидт очень скоро предложил дать пароходу имя великого русского путешественника XVIII века Семена Челюскина — первого исследователя Таймыра, человека фантастически храброго, открывшего самую северную точку Евразии.
Смелость этого первопроходца служила хорошим примером для полярников ХХ века, намеревавшихся пройти через весь Северный океан, из Ленинграда к Дальнему Востоку. В 1933 году Отто Юльевич решил доказать, что вдоль северных границ СССР можно пройти на обычном пароходе с мощной силовой установкой, отказывался даже от ледокольного сопровождения. Полярника упрекали в авантюризме, безрассудстве, но академик верил в свою звезду. К тому времени в его послужном списке значились покорение Земли Франца Иосифа и путешествие на «Сибирякове» за тем плаванием следил весь мир. Шмидт не сомневался: в новом рейсе капитаном должен стать его старый, испытанный товарищ Владимир Воронин. Отказывать именитому ученому в то время было не принято, и моряк дал согласие, не раздумывая. Однако, осматривая «Челюскин», пожимал плечами: такой пароход не преодолеет льды, все может обернуться катастрофой, плавание возможно лишь в сопровождении ледоколов, да и то больших опасностей не миновать.
Воронин попытался было все это объяснить академику, но того переубедить не мог никто. Шмидт оказался всецело во власти идеи: только пароходный рейс может стать прорывом в будущее, показать, что Севморпуть — не поле для экспериментов, а призванная поднять экономику государства, вдохнуть жизнь в его северные районы транспортная артерия. Авторитетный исследователь мог часами говорить о перспективах полярных территорий, о навигации в Ледовитом океане, о новых городах и промыслах.
Ном на Аляске.
Оттуда 29 марта Леваневский вылетел с Ушаковым, но над Чукоткой попал в крайне тяжёлые метеорологические условия; во время аварийной посадки его самолёт получил значительные повреждения и в дальнейших спасательных работах участия принять не смог. Стартовавший через несколько дней Слепнёв перелетел в Ванкарем, а 7 апреля совершил посадку в лагере, повредив при этом самолёт о ледяную глыбу. В тот же день в лагерь прилетели Н. Каманин командир лётного спасательного отряда, выделенного Особой Дальневосточной армией и В.
Молоков входил в группу гражданских лётчиков на самолётах Р-5 и вывезли 5 человек, а Слепнёв после трёхдневного ремонта самолёта вернулся на базу, также взяв 5 человек. На льдину он больше не летал, а переправил вывезенного Молоковым больного Шмидта в Ном этим же рейсом на родину возвратились механики самолётов «Флестер». Самолёты Р-5 группы Каманина, доставленные по железной дороге, были 2 марта отправлены вместе с экипажами из Владивостока на Чукотку пароходом «Смоленск», однако из-за сложной ледовой обстановки дошли только до мыса Олюторского на Камчатке. В период 7—13 апреля они выполнили по 9 рейсов между базой и лагерем и вывезли соответственно 34 и 39 человек.
Для увеличения загрузки самолёта под крылом Р-5 прикрепляли по 2 фанерных футляра для грузовых парашютов, в которых лёжа мог размещаться человек. Молоков, летавший без штурмана, брал в двухместный самолёт до 6 пассажиров.
Но по политическим причинам при проклятом царизме из Руднева решили делать героя.
И сделали. Но это никак не отменяет бездарности руководства их командования. Там вообще очень мутная история, и есть мнение, что Руднев хотел сдать корабли — но офицеры команды ясно дали ему понять, что они его просто пристрелят как предателя, если он попробует это сделать.
И тогда Руднев решил сделать такую вот демонстрацию — выйти, пострелять, получить повреждения, и потом вернуться и интернировать корабль в порту. Он это и сделал, оба корабля после пострелушек вернулись в порт своим ходом, команды сошли на берег, но, видимо, с интернированием тоже возникли разногласия, и компромиссом было выбрано затопить корабли на мелководье даже не на фарватере, что позволило бы блокировать порт Чемульпо для японцев хоть на какое-то время. Эта версия прекрасно объясняет все нестыковки этого боя.
Но вам же это всё неинтересно. Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А. Сергеев и мичман К.
Кудревич, был убит лейтенант Н. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.
Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт. В 7 часов 10 минут орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.
Осматривавший «Стерегущего» перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью.
Фок-мачта упала на правый борт.
Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лёд смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом. Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лёд и приступили к строительству жилища. Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся на большую землю. Специально образованная в Москве комиссия Совнаркома приняла решение организовать эвакуацию «челюскинцев» с помощью авиации. Но из-за сложных погодных условий первых людей удалось снять со льдины только 5 марта.
Примечательно, что его экипаж выполнил 28 вылетов в поисках терпящих бедствие членов экспедиции. Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолёт взял на борт десять женщин и двоих детей. Возвращаясь за остальными, авиаторы снова смогли удачно посалить крылатую машину, но при взлёте у неё отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам»… Спасение пришло только 7 апреля. За две недели лётчики перевезли со льдины в чукотское становище Ванкарем всех «челюскинцев», включая экипаж Ляпидевского. Тяжело заболевшего Отто Шмидта доставили в госпиталь города Ном на Аляске.
Несмотря на неудачу экспедиции, было организовано чествование «челюскинцев» во всесоюзном масштабе.
Памятнику «Челюскинской эпопее» - быть
Ключевая роль выпала на долю авиаторов и радистов. Рисунки победителей конкурса: П. Стараниями сотрудников музея, вологодских коллекционеров, а также художников, был оформлен и открыт для посещения специальный выставочный зал «Полярные Робинзоны». Представлены уникальные артефакты той поры: измерительные и навигационные приборы, карты, личные вещи полярников, радиостанция «ПР 4П», предметы их быта. К этой же дате был приурочен конкурс детского художественного творчества «Во льдах Арктики». В музее.
В организации и проведении мероприятия приняло активное участие наше отделение Русского Географического Общества. Михаилом Кутюмовым подготовлен один из экспонатов карточка-квитанция о проведенной радиосвязи от Э.
Первый рейс был совершён лётчиком Анатолием Ляпидевским 5 марта, последний — 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса.
Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. Напоминаем, что в группе Краеведческого лектория вы найдёте ещё больше краеведческих познавательных видеолекций, трансляций и встреч. Где: 2 этаж, ауд. При копировании материалов обязательно размещайте активную ссылку на omsklib.
Омск, ул. Красный Путь, д. Пушкина может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта.
Объявлен аврал. Трое суток «Красин» берет с «Челюскина уголь», чтобы пароход приобрел нормальную осадку. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт. Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков. До Тихого океана — 280 километров.
Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней. Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону.
Он не столько расталкивал льды, сколько вместе с ними в дрейфе медленно продвигался обратно на запад. Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. Полярники вели отчаянную борьбу со стихией, но положение парохода продолжало ухудшаться, и 13 февраля 1934 г. Члены экспедиции и экипаж во главе с Шмидтом высадились на льдину. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии были заранее вынесены на палубу и выброшены на лёд. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь.
Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. В Москве для оказания им помощи была создана правительственная комиссия во главе с В. Она мобилизовала различные виды транспорта: собачьи упряжки, аэросани, дирижабли и ледокол «Красин». Однако главную роль в спасении полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А.
Вы точно человек?
Челюскинская эпопея | Очередная подводная археологическая экспедиция Челюскин -70 вышла к месту аварии в 2004 году, ее приурочили к 70-летию гибели «Челюскина». |
Вы точно человек? | Темой урока была «История «челюскинской эпопеи» и учреждение высшего звания Союза Советских Социалистических Республик «за коллективный подвиг проявленный при спасении людей, терпящих бедствие» — звания «Героя Советского Союза». |
О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига! * Комитет Челюскинцы | Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. |
Героическая эпопея «Челюскина» | 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась челюскинская эпопея, когда советские лётчики совершили подвиг, спасая участников полярной экспедиции, находившихся на арктическом льду после крушения парохода «Челюскин». |
«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом»
То, что удалось в 1932 году ледокольному пароходу «Сибиряков» пройти в одну навигацию от Белого моря до Берингова, не удалось в 1933 году просто пароходу «Челюскин». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 1 сентября 1933 года по судовой трансляции "Челюскина" неожиданно прозвучало объявление: "Товарищи! Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места.
20 мая 1742 года - героическое открытие русского штурмана Семёна Челюскина
Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. Судно под руководством капитана В. Воронина и профессора О. Шмидта застряло во льдах и после нескольких месяцев дрейфа было раздавлено льдами и затонуло в Чукотском море 13 февраля 1934 года. Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта».
В общем нужно не ледокольное, а, что называется, полуледокольное судно. В июне «Челюскин» прибыл из Дании в Ленинград. Поэтому был разработан вариант похода, при котором «Челюскин» идёт, насколько возможно, своим ходом, а в случае больших ледовых препятствий призывает на помощь ледокол «Красин», — пишет Отто Юльевич. Штурман В. Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани. На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей.
Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля». Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля. Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля. Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят. Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов. Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т. Нам пришлось взять тысячу лишних тонн угля для «Красина». Наличие лишнего груза привело к тому, что более укреплённый, так называемый ледовый пояс обшивки оказался ниже ватерлинии, и пароход встречал лёд менее защищённой верхней частью. Эти повреждения показали, что мы не должны требовать от «Челюскина» слишком многого.
Хотя он и построен с учётом северного плавания, но его крепления рассчитаны, очевидно, неправильно и во всяком случае недостаточно». Воронин, капитан судна: «Челюскин», широкий и малосильный пароход, не мог, конечно, форсировать льды и выдерживать их напор. Но ещё вопрос, как бы повёл себя во льдах Чукотского моря даже настоящий ледокол? Уж очень тяжёлый лёд был там в 1933 году». Надо было поскорее избавиться от лишнего обременительного груза для «Красина». Он тоже находился в Карском море. Сблизились, команды быстро переместили 900 тонн «чёрного золота» из трюма в трюм. А вот к острову Врангеля приблизиться не удалось. Дома в разобранном виде, инструменты, команда из 18 человек, провизия остались на корабле. Отто Шмидт решил: когда дойдут до мыса Челюскина, высадят строителей там и они создадут новую станцию полярников.
Какое имя ей дать — решали сообща. Итог корабельного вече: раз девочка появилась на белый свет в Карском море — значит надо назвать её Кариной. С тех пор это имя его нет в святцах стало в СССР популярным. Плыла на корабле ещё и полуторагодовалая Аня — дочь супругов-полярников. Вместе с ними руководитель экспедиции поехал на берег — за 25 километров. Там договорился об отправке части экипажа. На нартах удалось перевезти восемь человек, на борту осталось 105. Тем не менее руководитель экспедиции не удержался от восторга: «Всё-таки в одну навигацию мы достигли Берингова пролива! Вылетевшие на разведку лётчики не могли сказать ничего утешительного.
Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики. В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг. Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана. Кроме того, стало ясно, что необходимо увеличить арсенал ледокольного флота и правильно расставить суда на всех участках пути. Был наработан и навигационный опыт: были сделаны выводы о конструкции пароходов для Арктики. В научном плане было широко исследовано Чукотское море: его течения, взаимодействия этих течений, ветра, сопротивление берега движению льда.
Какое имя ей дать — решали сообща. Итог корабельного вече: раз девочка появилась на белый свет в Карском море — значит надо назвать её Кариной. С тех пор это имя его нет в святцах стало в СССР популярным. Плыла на корабле ещё и полуторагодовалая Аня — дочь супругов-полярников. Вместе с ними руководитель экспедиции поехал на берег — за 25 километров. Там договорился об отправке части экипажа. На нартах удалось перевезти восемь человек, на борту осталось 105. Тем не менее руководитель экспедиции не удержался от восторга: «Всё-таки в одну навигацию мы достигли Берингова пролива! Вылетевшие на разведку лётчики не могли сказать ничего утешительного. До чистой воды расстояние было хотя и недалеко 20 км , но лёд был очень плотный». Зимовка на льдине Отто Шмидт призвал на помощь ледокол «Литке». Несмотря на обилие тяжёлых повреждений, его команда мужественно пробивалась к «Челюскину». Отто Юльевич готовился передать на борт спасателей около половины состава экспедиции, прежде всего женщин и двух малолетних девочек. Но подранок «Литке» не смог приблизиться к зажатому льдом судну и вынужден был повернуть обратно… Вскоре в бухту Провидения прибыли лётчики Ляпидевский и Конкин на АНТ-2. Однако полярная ночь, пурга и низкая температура не дали возможности развернуть полёты. Вот как описал это геодезист Я. Гаккель: «Гряда торосов высотой в шесть метров с грохотом, заглушаемым шумом ветра, приближалась к беспомощному судну. Как только корма упёрлась в прочный лёд, судно было мгновенно смято. Сделав своё дело, льды остановились. Величина пробоины достигала 45 метров. Стиснутый ещё льдами «Челюскин» опускался рывками. Наконец в четыре часа с минутами, высоко задрав корму, «Челюскин» стремительно пошёл ко дну». На лёд высадились 104 человека. Предвидя гибель парохода, Шмидт распорядился заранее переместить грузы к бортам, чтобы в критическую минуту их можно было быстро сбросить на лёд. И когда не осталось сомнений, что «Челюскин» обречён, полярники своевременно выгрузили палатки, спальные мешки, строительные материалы… Благодаря этому затем удалось быстро построить лагерь среди торосов и наладить в нём сносную жизнь. Учёные проводили в лагере исследования Арктики. Они оказались бесценными для дальнейшего освоения Севморпути. Шмидта О. Куйбышева В. Спасательная экспедиция на собаках с берега, так же как пеший переход из лагеря на берег были неприемлемы. По торосистому льду ещё ни одной экспедиции не удавалось делать более 10 километров в день. Даже если бы мы нигде не встречали широких разводьев, которые могли нас надолго задержать, мы всё же должны были иметь в виду переход не менее чем в 25 дней до берега около 150 километров. В общем, было ясно, что из 104 человек дошли бы, вероятно, не более сорока», — пишет О. Надежду на спасение обещали только самолёты Челюскинцы согласились с мнением правительственной комиссии: основным средством спасения является самолёт. Валерий Куйбышев к тому же сообщил, что в дополнение к авиации посылаются ледоход «Красин», дирижабли и вездеходы. Зимовщики начали строить аэродромы.
«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом»
В последние годы некоторые факты «челюскинской эпопеи» были искажены или подвергались фальсификации, поэтому стоит еще раз обратиться к этим ярким страницам истории российской Арктики во избежание их дальнейшего искажения. 27 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялось торжественное заседание Общественного Комитета по подготовке празднования 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» и учреждения звания «Герой Советского Союза». Более 70 лет минуло после героической эпопеи спасения челюскинцев – Самые лучшие и интересные новости по теме: Экспедиция Челюскина, истории на развлекательном портале 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска.
Вам будет интересно
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Арктическая эпопея: Северный морской путь начинали штурмовать из Архангельска
- «В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи». Велигжанин Николай Витальевич
- Похожие материалы
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Большая авантюра
О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига!
Вышедший из Ленинграда 16 июля 1933 года «Челюскин» с экспедицией под руководством О. Шмидта на борту, зайдя в Копенгаген и Мурманск, отправился по Северному морскому пути во Владивосток. Но попав в тяжелую ледовую обстановку, «Челюскин» был раздавлен льдами и отправился на дно 13 февраля 1934 года. Более сотни человек оказались на льду и вывозились самолетами в течение двух месяцев. Последний полет произошел 13 апреля 1934 года. Герои-летчики стали первыми Героями Советского Союза, а всех зимовщиков удостоили орденов Красной Звезды. В суровых условиях люди боролись за свои жизни и выжили. Каждые сутки зимовки во льдах они проявляли мужество и упорство.
А за мысом Северный «Челюскин» почти сразу же попал в тяжелые льды. Шесть суток люди взрывали лед, но природа оказалась сильнее. Поняв, что положение складывается аварийное, руководство экспедиции в Москве приняло решение. Выгрузившись в бухте Провидения, один из самолетов перелетел в бухту Лаврентия, чтобы при необходимости снять людей с дрейфующего «Челюскина». Но сначала не было команды, а потом не стало погоды. А тем временем с пароходом происходило нечто непонятное. Сначала тот на неделю застрял в Колючинской губе, потом его отнесло вместе со льдами назад, к мысу Сердце-камень, затем вновь вперед, к мысу Дежнева. Вышедший на выручку ледорез «Федор Литке» сам получил повреждения и вынужден был вернуться. В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. Готовясь к худшему, Шмидт велел вынести на верхнюю палубу аварийное снаряжение. И, как оказалось, сделал это вовремя. Вскоре в Москву полетела радиограмма: «Чукотское море, 14 февраля. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними». Один из участников этой эпопеи, А. Погосов вспоминал, что как раз в этот момент находился за обеденным столом. Вдруг вбежавший матрос кричит: «Торошение у борта! Потом послышался странный звук, и я увидел трещину в борту на уровне ватерлинии, через которую просматривались детали набора…» На счастье участников экспедиции, «Челюскин» тонул медленно, так что с него не только успели снять все нужное для потерпевших кораблекрушение, но и то, что когда-нибудь могло пригодиться. А потом Шмидт скомандовал: «Все на лед! Потом в газетах напишут, что он до последнего дыхания спасал государственное имущество. На самом же деле он почему-то появился на палубе, когда пароход уже стал уходить под воду носом вперед. С кормы на лед прыгать ему было высоко, он побежал по палубе к носу, но был задавлен сорвавшимися с кормы бочками. Завхоз и оказался единственной жертвой высадки. Между тем весть о разразившейся драме облетела весь мир. Многие стали опасаться, что вскоре во льдах погибнут и все остальные «челюскинцы». Понимали такую опасность и в Москве. А потому уже 14 февраля вышло постановление Совнаркома СССР, в котором говорилось: «Для организации помощи участникам экспедиции т. Шмидта О. В сложившейся обстановке надежда была лишь на авиацию. Они стали слетаться и съезжаться на побережье Ледовитого океана со всех сторон в дополнение к уже находившимся в Заполярье летчикам Куканову и Ляпидевскому.
Школьники посмотрели небольшой сюжет с кадрами кинохроники, затем по фото-слайдам им были показаны основные этапы эвакуации экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» из ледового «лагеря Шмидта»; жизнь «челюскинцев» на льдине в ожидании спасения.
Бедствие тогда сплотило всю страну. Больше 100 человек дрейфовали на льдине в ожидании помощи. Помогла авиация. С этого началась мифология полярников и полярники вошли в каждый дом.
«Челюскин» подлинные фото парохода
- Читайте также
- Вы точно человек?
- Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»
- 90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
- «Челюскин» начало
Информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея» в Новобахтиаровском б/п
Шмидт, капитаном парохода был В. Шмидта и в 267 км от мыса Уэлен. Люди успели высадиться на льдину, выгрузили всё необходимое и разбили лагерь. Основные надежды на оказание помощи потерпевшим бедствие были связаны с авиацией. В то время в северных районах страны не было ещё достаточного количества авиабаз с аэродромами, запасами горючего, обеспечением метеоинформацией. Предстояло летать в безлюдной и безориентирной местности на самолётах, которые не были утеплены, оснащались простейшим навигационным оборудованием и не имели радиосвязи. Лётчикам противостояли жестокие морозы, туманы, шквальные ветры, многодневная пурга, обледенение машин, внезапные перемены погоды. Наиболее близко к лагерю Шмидта — в бухте Лаврентия — оказался полярный лётчик А.
После 29 попыток он 5 марта пробился к лагерю, посадил свой двухдвигательный самолёт АНТ-4 на небольшой, окружённый торосами ледовый аэродром и вывез в посёлок Уэлен 10 женщин и двух детей челюскинцам придётся неоднократно готовить аэродромы заново, так как их разрушала подвижка льдов. Позднее, при перелёте в посёлке Ванкарем, где организовывалась главная база, Ляпидевский из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку и не смог более принимать участие в спасательных работах. За ними отправились лётчики С.
Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит.
Нет, что-то ничего не трещит, все нормально. Вот самолет прилетел, а они улетели. И в тот день, в ту ночь, барак разорвало на две части", — рассказывает Карина Васильева, дочь геодезиста и участника экспедиции на пароходе "Челюскин" Василия Васильева, которая родилась на пароходе "Челюскин" в августе 1933 года. Первыми о трагедии "Челюскина" узнали в Уэлене. Связь с поселком после гибели судна установил полярный радист Эрнест Кренкель. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, весит около 100 килограммов, но до наших дней не сохранилась.
Еле-еле дослужившись до капитана 3-го ранга, Семен Иванович вышел в отставку. А когда уже в XIX веке о нем наконец-то вспомнили и решили воздать посмертные почести, то выяснилось, что… Что ничего не выяснилось. Даже могилки Семена Ивановича не нашли. При каких обстоятельствах он отдал Богу душу, как и кем был похоронен? Одни только слухи и домыслы. И вот, если размышлять о гибели парохода «Челюскин» с этой точки зрения, то поневоле мерещится некое «проклятие веков». Безвестная могила человека, давшего имя пароходу, обиженный и обделенный мореплаватель давно минувших дней… Что ж, раз мерещится — перекрестимся, да и постараемся непредвзято изложить версии того, что произошло с пароходом «Челюскин». Причем ни одна из версий не может считаться окончательной, ибо архивные данные о тех далеких событиях по сей хранятся под грифом «секретно», а многое —попросту утеряно для нас, людей XXI века. Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем нужно было вновь попытаться пройти весь маршрут от Мурманска до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Напомним, что первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». На «родной» верфи устранили замеченные дефекты. Затем - переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. Это было роковое опоздание. Ледокол «Георгий Седов» отправился в путь из Архангельска 15 июня, и все равно не успел проделать путь до «больших» льдов! А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив ее тем самым на год никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — О. Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект. Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьезные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад? О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперед, и будь что будет! Что было дальше — известно. Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку». Все возбужденно, радостно обсуждали: как назвать ребенка?
В результате, все 104 человека были успешно спасены с помощью полярной авиации. Возвращение участников экспедиции в Москву стало триумфом: на Красной площади был устроен парад, а летчикам первым в истории присвоили звание Героя Советского Союза. Страна получила своих первых Героев — полярников, ученых, моряков, летчиков. Всех тех, кто не сдался стихии и обстоятельствам. Впервые на выставке их биографии и судьбы станут предметом отдельного рассмотрения.
90 ЛЕТ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕЕ
Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Темой урока была «История «челюскинской эпопеи» и учреждение высшего звания Союза Советских Социалистических Республик «за коллективный подвиг проявленный при спасении людей, терпящих бедствие» — звания «Героя Советского Союза». Интерес к Челюскинской эпопее не угасает до сих пор еще и потому, что актуальным остается целый ряд вопросов: был ли поход «Челюскина» авантюрой начальника Главсевморпути O.Ю. Шмидта или закономерным событием в освоении Арктики. Happy end челюскинской эпопеи, за которой, затаив дыхание, следил буквально весь мир, показал всем «высокий профессионализм, смелость, отвагу и силу духа всех принимавших в ней участие людей — как челюскинцев, так и спасателей. Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE.