Новости действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую

Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы.

Виды толпы — Типы толпы и модели поведения

Тема: Социальное поведение Действующая толпа. Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении.
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности 5. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта.

2. Классификация толпы

То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося. Допустим, на дереве застрял котёнок — вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать. А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого. Экстатический тип Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа — это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий. Произошло данное понятие от слова «экстаз». Истории известен поразительный пример. Речь идёт о танцах святого Витта — празднике, возникшем в эпоху средневековой чумы. Люди устали от происходящего и так хотели забыть этот кошмар, что обезумели и танцевали до смерти. Причём в прямом смысле слова.

Литература Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…». В данном произведении литератор умело изобразил презираемое им общество, обличив жизненный «маскарад» и холодную бездушность светского общества. Ему удалось как нельзя лучше передать нагромождение образов, а такие речевые фигуры, как «приличье стянутых масок», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки» и «дикий шёпот затверженных речей» будто бы переносят читателя в ту атмосферу — да что там, в тот зал, где и происходил бал. Про стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» на самом деле можно рассказать больше, провести намного более подробный и глубокий анализ. Впрочем, каждый и так найдёт в нём нечто цепляющее, берущее за душу. Обязательно стоит его прочитать хоть раз. Признаки толпы Их тоже нелишне отметить вниманием. Виды толп отличаются по условиям и обстоятельствам, но признаки у них одинаковые. Вот какие считаются основными: Многочисленность.

В малых группах не возникают психологические феномены, являющиеся типичными для толпы. Повышенная контактность. Все люди находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Иногда его и вовсе нет. Так что каждый индивид входит в персональное пространство своего «соседа». Эмоциональная возбуждённость. Как уже было сказано ранее, неуравновешенные динамические состояния и волнения — это типичные психологические состояния толпы. Толпы образуются стихийно. В них нет организованности, а если она появляется, то теряется очень быстро. Поведение человека в толпе Оно тоже представляет собой определённый интерес.

Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев: Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль — у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает.

Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий. В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.

Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму. Психологические особенности индивида в толпе В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности.

Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации.

Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе. Состояние единения ассоциации. В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать или, напротив, не сделать то, чего они никогда бы не сделали или, напротив, что непременно сделали бы при иных обстоятельствах.

Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе. Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков.

У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности. Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы.

Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. Социальная деградация.

Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, то есть существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Поведение толпы В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия. Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий.

При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей.

Случайную толпу образуют случайно собравшиеся люди на месте происшествия. Экспрессивная толпа представляет группу людей, совместно выражающих радость или гнев, или протест либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц.

Конвенциональная толпа - это группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данной ситуации нормы, но выходит за рамки обычного поведения например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа - это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную толпа погромщиков , спасающуюся люди в паническом состоянии , стяжательскую мародеры , экстатическую - доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например, религиозных ритуалов, рок-групп. Публика - это группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Например, зрители в кино, театре, на художественной выставке и т. Индивид также может стать субъектом массового социального поведения. Это объясняется тем, что их действия, не согласованные во времени и пространстве, могут привести к определенным социальным последствиям.

Например, действие вкладчиков банка по какой-то причине, в одно время решивших забрать свои деньги, могут привести к разорению этого заведения. Массовое социальное поведение в зависимости от масштабов и степени организации можно подразделить на социальные движения и коллективное поведение. Белорусский социолог академик АНБ Е. Бабосов определяет социальное движение как «массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами ». Социология: учеб. Бабосов; под ред. Социальные поведения могут носить как политический характер например, революционные движения или иные действия больших групп людей, выступающих с политическими требованиями к власти , так и не политический например, экологическое, молодежное, религиозное, феминистское, в защиту лица , хотя и эти движения могут нести элементы политического характера.

Различают также движения реформистские, утопические, регрессивные. Социальные движения, как правило, возникают там, где своевременно не разрешаются проблемы, затрагивающие интересы значительной части населения и зачастую в нестабильных обществах. В стабильных обществах также могут возникать социальные движения, но они приобретают характер культурных течений. Культурные течения - это процесс, в ходе которого определенные причины медленно изменяют способы жизнедеятельности людей, но результат их действия является очевидным.

Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта

интеллектуальную; - стяжательскую; - демонстративную. Обоснование: Действующая толпа - это толпа, которая настроена на активное действие и достижение определенных целей. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. Аффективно-действующая толпа психологически заражена на групповые действия. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую.

Виды толпы и их характеристики

Он видел перед собой «бесчисленную массу лиц, удивительно схожих отсутствием всякой индивидуальности, полнейшим отсутствием своего "я", ставшего "мы", ничуть не нетерпеливых даже, не склонных спешить, чуть ли не парадных в полном забвении собственной своей страшной силы... В результате воздействия всех названных выше феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. Однако, критикуя идеи Г. Лебона и 3. Фрейда, писавших о «гипнотической сущности толпы» и «психозе толпы», Я. Щепаньский писал: «... Этот "гипноз" действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов» Щепаньский, 1969. Выделяют ряд условий действия такого «гипноза».

Во-первых, это предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей социальных групп или институтов. Во-вторых, это убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям. В-третьих, это молодой возраст и отсутствие достаточного социального опыта. Наконец, в-четвертых, это низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля, нетвердость социально-политических взглядов, отсутствие устойчивых убеждений. Выражаясь метафорически, Б. Поршнев утверждал, что условия формирования толпы — «это своего рода "ускоритель", который во много раз "разгоняет" ту или иную склонность, умножает ее, может разжечь до огромной силы» Поршнев, 1965.

В этом, собственно, он и видел реальную конкретность того, что прежние авторы считали «гипнотической сущностью» толпы. Хотя, разумеется, мысль о «разгоне» тех или иных «склонностей» неизбежно приводила к пониманию многоликости и неоднородности толпы. Проблема типологии толпы всегда представляла собой значительный интерес. Психологическая наука и практика давно научились выделять отдельные виды толпы и даже воздействовать на них. Однако проблема заключается в возможности и реальности быстрой трансформации толпы из одного вида в другие. Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная и действующая. Случайную толпу каждый может легко наблюдать на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие.

Столкнулись два автомобиля. И, естественно, вокруг сразу же остановилось несколько любопытных прохожих. Пока водители выясняют суть дела между собой, любопытствующие уточняют детали. Основной эмоцией в данном случае является банальное любопытство. Оно заставляет останавливаться все новых прохожих. Они обращаются к стоящим людям с расспросами, уточняя детали. Непрерывно, по кругу пересказывается, кто откуда ехал, куда поворачивал, и кто виноват.

Причем теперь пересказывать это начинают все новые члены толпы, которые сами не видели происшествия. Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. В отдельных случаях водители, разобравшись между собой, уже могут уехать, но толпа будет оставаться и даже увеличиваться за счет действия названных механизмов. Особенно типичны такие ситуации для восточных стран, где прохожие меньше озабочены рациональным использованием своего личного времени. Постепенно уже устойчивая случайная толпа вполне может трансформироваться в толпу экспрессивную. Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест — в общем, что-то эмоционально выражающих. Это может быть, например, горестная толпа на похоронах, идущая за гробом.

Или, наоборот, это может быть толпа, радующаяся окончанию солнечного затмения. В нашем примере случайная толпа вокруг дорожно-транспортного происшествия может довольно быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и абсолютно бездарной работой дорожной полиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым свое любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции — в данном случае полицию. Крайний случай экспрессивной толпы — экстатическая толпа, возникающая тогда, когда люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных ритмических действиях. Это происходит в ходе ряда мусульманских праздников типа «шахсей-вахсей», на сектантских бдениях, иногда — на бурных карнавалах в некоторых латиноамериканских странах. В экстатическую толпу часто превращается молодежь на концертах своих музыкальных кумиров или даже на обычных дискотеках. В нашем примере экспрессивно выражающая свое мнение толпа, собравшаяся вокруг дорожно-транспортного происшествия, также может до поры удерживать свою критику той же полиции в общепринятых рамках.

Однако при высокой интенсивности эмоций и, скажем, общего невысокого авторитета полиции в обществе ситуация может резко измениться. От слов такая толпа может быстро перейти к соответствующим действиям, и тогда, скорее всего, пострадают оказавшиеся здесь представители правопорядка или находящийся поблизости полицейский участок. Согласно принятой типологии и закону быстрой трансформации, рассматриваемая нами толпа также превратится в действующую толпу, то есть в толпу, совершающую уже активные действия относительно реального или придуманного для себя объекта.

При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя. Слайд 23 Причины девиантного поведения: Биологический - указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков. Психологический - объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии. Социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного повседневного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская — это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы вполне может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп. Под термином «публика» понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания.

Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку - какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуации нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа - это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская - это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая - доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп. Под термином "публика"понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т. Тард называл публикой читателей одной газеты.

Психология толпы, виды толп. как управлять толпой

Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. 4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возмущающуюся действиями властей. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. 4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возмущающуюся действиями властей.

Общая характеристика

  • Психология толпы
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • Сущность и субъекты массового социального поведения
  • Похожие презентации

Толпа это в обществознании

Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Слайд 11Действующая толпа Действующая толпа – группа людей, осуществляющая активные действия в отношении. конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную Спасающуюся Стяжательскую Экстатическую. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. -убегающая (спасающаяся) толпа. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе).

Сущность и субъекты массового социального поведения

Действующая толпа. Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. § убегающая (спасающаяся) толпа. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий