В 152-й день рождения Владимира Ульянова «МК» посетил только что открывшийся после санации Мавзолей и узнал, как вышло, что от тела Ленина осталось только 20%. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. История сохранения тела Ленина. Главный секрет бальзамирования профессора Воробьева. Они постепенно, шаг за шагом, открывали все новые возможности, и в конце концов у них получилось забальзамировать тело Ленина, сохранив его для потомков.
Состояние тела Ленина со временем улучшается
Исаак Бродский, фрагмент картины «У гроба вождя» Исаак Бродский, «У гроба вождя» Исаак Бродский, фрагмент картины «У гроба вождя» Для понимания вопроса - как же лучше сохранить тело - рассматривались разные возможности. Например - заморозка. На ней настаивал Красин. Молотов, возглавляющий исполнительный комитет, даже готовился уже подписать указ остановиться на нем. Но биохимик Збарский предложил метод бальзамирования. Он привлёк Владимира Воробьёва, который давно занимался мумификацией животных и достиг в этом довольно-таки больших успехов. Пока шли споры о методе, в теле Ленина начались необратимые процессы. Необходимо было срочно выбирать способ сохранения. Остановились на бальзамировании.
По результатам работы лаборатории, в июле 1924 года, метод мумифицирования был признан удавшимся. Ведь он позволял сохранить тело Ленина в течение десятилетий. В очереди к Колонному залу было не меньше пятидесяти тысяч человек» «Как умер Ленин. Откровения смотрителя Мавзолея» Ю. Лопухин 64 Почему Ленин до сих пор не захоронен Казалось бы, первоначальное предназначение бальзамирования выполнено. Все кто хотел проститься с умершим вождем - смогли это сделать. Так почему же не предать тело земле? Особенно учитывая, что поклонение человеку живому и мертвому несвойственно марксистско-ленинской философии.
После перестройки этот вопрос неоднократно поднимался. В мае 1989 года режиссер Марк Захаров предложил перезахоронить Ленина рядом с его матерью - на Волковском кладбище, тогда это еще было в Ленинграде. Впоследствии такие идеи выдвигали различные политики Москвы, Санкт-Петербурга. И в нем непреданный земле человек. А сейчас дело уже не в Ленине, а в идеях. Полно тех кто не хочет с ними расставаться, кто верит, что диктатурой пролетариата можно построить светлое будущее. Но это и есть главная проблема, жить то надо сегодня, а светлое будущее всегда только будущее.
Необычные похороны как элемент создания мифа о Ленине Сразу же после Октябрьской революции, захватив телеграф и СМИ, большевики поставили перед собой задачу широкой агитации своих идей. Эта деятельность им удавалась на славу.
Многие люди поверили в коммунистические мечты благодаря налаженной системе пропаганды. Сразу же пресса, входящая в сферу влияния партийных деятелей, стала создавать образ грозного вождя — несокрушимого Владимира Ильича, друга народа и мужественного борца за его свободу. Подобное возвеличивание образа Ленина продолжалось всю его жизнь. Максиму Горькому приписывают высказывание, согласно которому новая советская Россия нуждалась в новой вере, новой религии, и образ Христа и занял образ Ленина — борца и страдальца за народное счастье. Поэтому и Ленин должен был быть бессмертным, он должен уметь воскреснуть из мертвых. Сознательно или бессознательно, но члены партии большевиков очень много сделали в создании мифа о вожде. Когда тело Ленина не было предано земле, миф о нем стал только сильнее. К слову сказать, когда через много лет скончался И. Сталин, его также забальзамировали и положили в мавзолее.
Правда, Ленин и Сталин лежали вместе недолго: после разоблачений Хрущева тело Сталина было тайно захоронено около Кремлевской стены. Сегодня мавзолей и лежащее в нем тело вождя до сих пор вызывает острые споры среди современников. Многие из них уже и не могут ответить на вопрос о том, почему Ленина не похоронили? Но сам образ Мавзолея их раздражает. Другая же часть населения страны относится к мавзолею со смешенными чувствами: от любопытства до высказывания уважения к памяти вождя. Что будет с Мавзолеем дальше?
Набальзамированным трупом сражались против живого Ленина [36] [15]. Она писала в письме от 25 января 1924 года дочери Инессы Арманд Варваре: «Когда у наших возник проект похоронить В. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Помните — так много ещё нищеты, неустройства в нашей стране. После долгих споров идею сохранять тело Ленина максимально возможное время признали необходимой для пролетариата [40] [29]. Академик Сергей Дебов писал: «Было бы безответственным называть какой-то определённый срок. Мы приложим все старания и умение, чтобы такое время было как можно более продолжительным, исчислялось столетиями [41] ». После принятия решения в советской прессе стали печататься письма и телеграммы, написанные от лица рабочих и крестьянских коллективов с требованием о бальзамировании тела Ленина. Так 25 января 1924 г. В одном из таких писем говорилось: Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким являлся для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамированный прах поместить в стеклянный, герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет... Пусть он всегда будет с нами [42]. В другом письме указывалось, что грядущим поколениям необходимо видеть тело человека, совершившего мировую революцию. Во всех этих письмах содержалась одна просьба: чтобы Ленина сохранили и поместили под стекло для обозрения [14]. На следующий день на II Всесоюзном съезде Советов постановление утвердили [34] [44]. Позже каждый год 22 апреля на посту находились ветераны Гражданской и Великой Отечественной войн [46]. Ровно в полночь 26 января 1924 года доступ к гробу Ленина прекратили, так как утром 27 января должны были состояться похороны [47]. Автор — Фёдор Шехтель. На эскизе стоит автограф зодчего. В ночь на 24 января 1924 года архитектор Алексей Щусев получил задание от правительства срочно спроектировать и построить временный мавзолей для Ленина, который предстояло возвести за трое суток — ко дню похорон [3]. При этом он должен был быть величественным, но лаконичным и вписываться в архитектуру Кремлёвской площади [48]. В мавзолее предусматривался доступ к телу Ленина всем желающим проститься [49]. Щусев создал проект здания за несколько часов [50] [51] [52]. Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в предоставленное мне для работы помещение. Уже наутро предстояло приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа. Прежде чем приступить к эскизу, я пригласил для совещания о его архитектурных принципах Леонида Веснина и архитектора Антипова. Алексей Щусев [53] К утру правительственная комиссия утвердила готовый эскиз и Алексей Щусев приступил к возведению деревянного мавзолея у Сенатской башни Кремля. Брусья и доски для строительства изготовили на Сокольническом лесном складе из архангельской сосны [54]. Строитель Г. Григорьев отмечал, что «усыпальницу вождя возводили более ста человек Сокольнической стройконторы и Московского управления коммунального хозяйства. Ежедневно на площадку приходило много рабочих-добровольцев, также желавших участвовать в сооружении Мавзолея Ленина [55] ». Замёрзший полутораметровый слой земли не поддавался лопатам, ломам и едва прогревался кострами, поэтому землю пришлось взрывать мелкими зарядами. У места работ была сложная и неоднородная геологическая структура: старое кладбище, сквер, засыпанный Алевизов ров. Во время работы землекопы наткнулись на подземные электрические кабели и старинные постройки, из-за чего пришлось уменьшить размеры котлована и отказаться от строительства колонн усыпальницы. Параллельно с работой землекопов на площади собирали склеп, чтобы установить его в выкопанную яму. Работы были завершены ко дню похорон [56]. По бокам склепа поставили небольшие кубические вестибюли для входа и выхода, но из-за сжатых сроков правый выход остался декоративным — его сделали для симметрии здания [57] [58].
Сперанский, С. Мардашев, М. Барон, Б. Лаврентьев, Д. Выропаев, А. Шабанов, А. Авцын, С. Дебов, Б. Усков, Ю. Затем на основании его заключения проводилась коррекция бальзамирования. Потом на этом посту его сменил завкафедрой и академик Анатолий Иванович Струков». Как отметил Дмитрий Проценко, в дальнейшем к специалистам Сеченовского Университета начали обращаться и за бальзамированием других известных людей, что говорит «не только о приоритете отечественной науки, но и о приоритете нашего университета, Первого меда». Такая твердость характера и принципиальность позволяла им следовать своим убеждениям и стремиться к поставленным целям. Это наше великое наследие, наследие московской школы патологоанатомов, которую мы чтим и сохраняем в Институте клинической морфологии и цифровой патологии и по сей день», — подчеркнула директор института, д.
Тело Ленина сохранили на целый век: как это удалось
Потом она не раз приходила туда, когда не было посетителей, чтобы побыть с покойным супругом. Что касается Бонч-Бруевича, то он входил в комиссию по организации похорон Ленина, поначалу действительно возражал против сохранения тела, но потом смирился. Кстати, Сталин, вопреки распространенному представлению, не был ни инициатором, ни даже участником принятия решения о сохранении тела. Он даже не был членом комиссии по похоронам во главе с Дзержинским, а его тогдашний верный политический союзник Клим Ворошилов , который был ее членом, против мумификации резко возражал. А дальше произошло то, что усилия медиков Владимира Воробьева и Бориса Збарского по бальзамированию тела усопшего а также лютый мороз, не давший ему разложиться в первые дни оказались очень успешными. Это, видимо, и решило окончательно судьбу проекта. К тому же мумией успели восхититься — уже весной — делегаты XIII съезда партии, а затем делегаты V конгресса Коминтерна. До той поры широкой публике забальзамированного Ленина не показывали. Коммунистам же он предстал как живой. Что впоследствии могло натолкнуть идеологов большевизма на тезис о том, что Ленин — вообще всегда живой. Это был по тем временам удачный маркетинговый ход.
Так в конце концов в причудливой форме вот же гримасы истории воплотилась идея одного из ранних идеологов большевизма, какое-то время бывшего даже фактически вторым человеком в партии, пока Ильич отсиживался за границей, Александра Богданова и примкнувшего тогда к нему Анатолия Луначарского. До большого террора не дожил, а то непременно был бы репрессирован. Они в рамках течения «богостроительства» предлагали интегрировать социалистическое учение марксизм и религию. Богданов в ранние советские годы стал одним из главных идеологов Пролеткульта, в рамках которого его ранние идеи нашли-таки определенное воплощение, хотя и в довольно вульгарной и примитивной форме. Но это уже можно списать на издержки исполнителей. Как смогли, так и построили «новую религию». В рамках которой, если относиться к телу Ленина как к мощам каковых других что в православных, что в католических храмах по всему миру раскидано немало , все вполне гармонично получается. Что касается завещания, ни одного документального свидетельства того, что Ульянов-Ленин допускал или тем более выражал прямое пожелание быть похороненным рядом с матерью, нет. Он вообще никакого завещания в привычном смысле не оставил. Фанатик, умерший рано, в 53 года, он думал скорее об увековечении своих идей, чем о том, что станется с его бренным телом после его кончины.
Еще один миф, тоже относительно свежий, гласит, что сохранение мумии в гробнице противоречит неким христианским традициям. Но и это не так, покуда сии находятся ниже уровня земли. Других ограничений нет, если абстрагироваться от личности усопшего. Кроме того, есть пример бальзамирования, сохранения тела и выставления его затем на всеобщее обозрения под стеклянной крышкой — известного русского хирурга Николая Пирогова.
После смерти Ленина никто из них не заявил публично о несогласии с намерением набальзамировать тело вождя.
Однако Бухарин нашел возможность осудить подобное обращение с останками Ленина. Этому предмету «Правда» посвятила значительно меньше публикаций, чем «Известия»; соответствующие статьи объемом значительно уступали известинским и не попадали на первые полосы. Но 30 января все три крупнейшие газеты опубликовали пространную статью Зиновьева, посвященную траурным дням, где автор высказывался в пользу бальзамирования: «Как хорошо, что решили хоронить Ильича в склепе! Как хорошо, что мы вовремя догадались это сделать! Зарыть в землю тело Ильича — это было бы слишком уж непереносимо»[523].
Каким образом партийные руководители приняли соответствующее решение, навсегда осталось тайной: власти не обнародовали протоколов совещаний, которые обрекли Ленина на уникальную по тем временам участь. Единственное объяснение, предназначенное для общественности, появилось в средствах печати в середине июня 1924 г. Бальзамирование было произведено профессором Московского университета А. Абрикосовым, которому была поставлена задача сохранить тело Владимира Ильича на ближайшее время до предания его земле… Всем памятны дни, когда сотни тысяч людей при 28 гр. В течение трех суток беспрерывно был открыт допуск в Дом Союзов, но этот срок оказался недостаточным для значительной части населения Москвы.
Затем правительством было принято решение не предавать тело Владимира Ильича земле, а поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим»[524]. Разумеется, на тех, кто решил сохранить тело Ленина и выставить его на обозрение, в немалой степени повлиял громадный наплыв народных масс во время церемонии прощания с покойным. В качестве реликвии, Ленину предстояло утверждать законность Советской власти и вдохновлять покорное ей население. Бонч-Бруевич примирился с этой идеей из-за политических преимуществ, которые она сулила. В решении превратить гробницу Ленина в святыню главную роль сыграли политические соображения.
Но благодаря чему эта идея возникла? На этот сложный вопрос не существует однозначного ответа, но, учитывая обстоятельства, можно вычленить четыре ее предполагаемых источника: открытие гробницы египетского фараона Тутанхамона за год и три месяца до смерти Ленина; русская православная традиция, по которой нетленность останков служит свидетельством святости; влияние на большевистскую интеллигенцию философии Федорова, который видел спасение человека в воскресении во плоти; и, наконец, движение богостроительства в рамках большевизма, вознамерившееся сделать большевизм новой религией: один из главных его сторонников, Леонид Красин, осуществлял надзор за бальзамированием. Прямые указания на связь между гробницами Ленина и Тутанхамона отсутствуют, однако не следует забывать, что известие о том, что в Луксоре в 1922 г. В 1923 г. Туристы толпами устремлялись в Луксор.
Наблюдать за наиболее важными этапами раскопок приглашались члены королевских семей[526]. По всему миру бизнесмены принялись за изготовление тканей и обуви по образцу найденных в гробнице[527]. Когда лорд Карнарвон, организатор раскопок, умер весной 1923 г. К моменту смерти Ленина бинты, в которые была закутана мумия, еще не сняли, однако публика была оповещена о намерении археологов изучить мумию, и предстоящему событию было посвящено немало статей. Внимание многих читателей, в том числе и советских, имевших доступ к западной прессе, было привлечено к загадочным свойствам тела, которое не истлело за три тысячелетия.
Таким образом, решение сохранить тело Ленина и поместить его в роскошный Мавзолей могло быть принято не без влияния этой недавней археологической сенсации. Косвенно намекал на египетскую находку Юрий Стеклов, который сравнивал похороны Ленина с похоронами «основателей великих государств древности», вместе с которыми в могилы опускали и их рабов. Тела царей скрывали в замысловатых лабиринтах, объяснял он, чтобы «подавленные массы» не осквернили их могил[529]. Когда 1 августа 1924 г. Мавзолей с набальзамированными останками Ленина был открыт для посещений, один их специалистов, осуществивших бальзамирование, в газетном интервью прямо сравнил свою работу с трудом древнеегипетских коллег.
Можно только гадать о том, насколько повлияла египетская находка на посмертную судьбу тела вождя. Роль русской религиозной традиции более очевидна. В предложении, высказанном Сталиным в 1923 г. Сталин учился в свое время в духовной семинарии в Тифлисе, поэтому идея сохранить тело Ленина нетленным пришла ему в голову не случайно.
Рассматривался и метод замораживания, однако в конечном итоге было решено провести бальзамирование. Для процедуры бальзамирования была создана резиновая ванна на заводе «Каучук». Воробьев и Збарский использовали модифицированный метод бальзамирования Николая Мельникова-Разведенкова, работавшего на кафедре Сеченовского университета в конце XIX века, чтобы обеспечить возможность бальзамирования всего тела, а не только отдельных органов.
В 1934 году эксперты признали, что сохранение тела Ленина — это научное достижение мирового значения.
Годы старили лица живущих, но не меняли ликов мертвых Вождей. Сталина бальзамировали по лучшим в те времена методикам. И только следы от перенесенной когда-то оспы на священном лице доставляли хлопоты ученым. Живого Сталина, некоторые соратники между собой называли Рябым. После его смерти, биологи исправили дефект. Юрий Ромаков, профессор: "Пришлось много времени провести в лаборатории, экспериментировать. Был разработан метод, и все рябинки удалось обесцветить". В 1956 прошел 20 съезд партии. Заговорили о культе личности, репрессиях, миллионах невинно погибших.
Но тогда это еще звучало, как будто без всякой связи с тем величественным образом, который Ромаков оберегал в Мавзолее. Юрий Ромаков, профессор: "На саркофаг Ленина было несколько покушений.
Главархив рассказал о руководителе бальзамирования тела Ленина Борисе Збарском
Чтобы сохранять тело Ленина в надлежащем состоянии, сотрудникам приходится регулярно осуществлять проверку и анализ с заменой бальзамирующего раствора. История учёного Владимира Воробьёва, который бальзамировал В. Ленина. С момента бальзамирования Ленина прошло почти сто лет, но его труп не закоченел, как это обычно бывает после смерти: его конечности и суставы сохраняют гибкость и эластичность. После смерти тело Ленина все же забальзамировали — первичную процедуру, рассчитанную на шесть дней, провел академик Алексей Абрикосов. Тогда же появилась идея сохранить тело Ленина нетленным с помощью бальзамирования как символ международного коммунистического движения. В процессе вскрытия черепной коробки Ленина его лечащий врач Отфрид Фёрстер, светила мировой нейрохирургии, описал для Акта.
История сохранения тела Ленина. Главный секрет бальзамирования профессора Воробьева
Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался. Каменев страстно возражал против предполагаемого бальзамирования; по его мнению, эта затея — не что иное, как самое настоящее «поповство», сам Ленин осудил бы ее и отверг. Проблема, требовавшая немедленного решения Для бальзамирования тела была привлечена группа учёных, применившая в своей работе метод, разработанный профессором Абрикосовым. Решение о бальзамировании Ленина приняли вскоре после его смерти, однако доподлинно неизвестно, кто был его инициатором. Первое бальзамирование тела Ленина проводилось по обычной стандартной технологии, которая позволяла сохранить его несколько дней, до того момента, когда останки предадут.
Живее всех живых: как удалось сохранить тело Ленина
Тело покрыто резиновым комбинезоном под одеждой, чтобы не вытекала бальзамирующая жидкость. Тегипочему решили ленина забальзамировать, почему сталина не забальзамировали, купание ленина в мавзолее. Общество в России не готово осознать, что создатель СССР Владимир Ульянов-Ленин на момент прихода к власти был человеком с больным мозгом. После смерти Владимира Ульянова-Ленина впервые в истории Российской империи и СССР была проведена процедура бальзамирования тела с сохранением его объемов. Бальзамирование останков Ленина было начато только через два месяца после его смерти – в конце марта 1924 года. Тегипочему решили ленина забальзамировать, почему сталина не забальзамировали, купание ленина в мавзолее.