Путешествие первое, 1820 год. В 1819 году Пушкин, будучи чиновником в Коллегии иностранных дел, вступил в члены литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», которым руководил «Союз благоденствия». 17 мая 1820 года в Екатеринодаре состоялись официальные торжества по случаю открытия войсковой гимназии, завершившей свой первый учебный год. 20 марта 1820 года своим манифестом Александр I официально объявил о разводе Константина Павловича. В 1816–1820 годах в России зафиксировано 87 крестьянских волнений, из которых наиболее крупное произошло на Дону в 1818–1820 годах. 1820 год — високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю.
«1820-е. Конец прекрасной эпохи?»
У их жен осталось право — на верность и любовь, которое даже император отнять не в силах. Изнеженные дворянки, выпускницы институтов благородных девиц отправляются в промерзшую Сибирь к мужьям, чтобы разделить с ними всю тяжесть царского наказания… Книга про любовь, про верность, про самопожертвование. Про честность, и стойкость, и мужество, про самые лучшие качества, какие только можно представить в человеке. Бурлачук, Ф. Пушкина Владимире Федосеевиче Раевском. Прожив до конца свою жизнь в Сибири, В. Раевский сохранил верность свободолюбивым идеалам, его поэзия проникнута сочувствием народу, революционным пафосом, верой в правое дело. Гусев, В. Легенда о синем гусаре. Среди декабристов Лунин занимает особое место.
Он понимал ограниченность их методов, стремился найти более глубокие и реальные средства борьбы. Дюма А. Его действие основанного на реальных исторических событиях, происходит в России. В центре повествования рассказ о приключениях француза, решившего попытать счастья в Санкт-Петербурге, и о судьбе француженки Полины Гебль у Дюма — Полина Дюпюи , ставшей женой сосланного в Сибирь декабриста И. Марич, Мария Северное сияние. Роман охватывает важнейший исторический период в жизни России — начало XIX века. Война с Наполеоном, декабристское движение, казни и ссылки, смерть Грибоедова и Пушкина — все эти события в романе. Мережковский, Д. Мережковского завершает трилогию «Царство Зверя» и затрагивает события, происходившие в ходе восстания декабристов в 1825г.
Вечная тема любви и революции находит философское осмысление в произведении. Написанный в начале века XX века, роман как бы предвосхищает дальнейшие события российской истории.
Начало революции в Испании. Умерла в 1862 г.
Ему принадлежат романы: "Отверженные", "Собор Парижской богоматери", "Человек, который смеется" и др. Умер в 1885 г. Установление границы распространения рабства в США. Умер в 1879 г.
В конце 1812 г. Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын.
Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе. Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений. Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания. Согласно мнению А.
Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет.
С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги. Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1. Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя. Так, М. Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с.
Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в. Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах.
Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией. Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо. Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см. Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение.
Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения. В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с.
В 1818 г. Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия. Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом. Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с.
По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией. Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь. И это хорошо видно при анализе устава союза см.
Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с. Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ. Однако никто из исследователей не задавался вопросом: а какое именно «правительство» имеется в данном случае в виду: императора окружали разные люди, выражавшие разные мнения относительно происходивших в России и в Европе политических процессов. Понятно, что Союз благоденствия не мог был создан для поддержки Аракчеева, начальствовавшего над канцелярией Комитета министров и тем самым имевшего непосредственное отношение к «правительству».
Почти ничего не говорится в уставе и о военной сфере деятельности «правительства» - несмотря на то что многие члены союза были офицерами, а послевоенное положение армии оставляло желать лучшего. Как известно, деятельность членов Союза благоденствия должна была охватывать «четыре главные отрасли»: «человеколюбие», «образование», «правосудие» и «общественное хозяйство». Две из них - «человеколюбие» и «образование» - дублировали деятельность возглавлявшихся князем Голицыным государственных и общественных организаций. Как следует из текста устава, Союз благоденствия «вменял» себе в «святую обязанность» распространение «истинных правил нравственности и просвещения» [Устав 1951, с. И эта благая цель полностью согласовалась с целью Министерства духовных дел и народного просвещения.
Согласно «Учреждению» этого министерства, оно как раз и должно было блюсти «истинное просвещение». Авторы «Учреждения» утверждали, что основанием такого просвещения должно быть «христианское благочестие» [Полное собрание 1830 с, с. Авторы устава тоже считали истинную веру необходимой принадлежностью «образования». Члены союза были обязаны «распространять истину» о том, что «человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и таким образом шествовать по пути добродетели» [Устав 1951, с. Устав признавал желательность вступления в ряды Союза благоденствия священников.
Вполне в духе «внутренней церкви» Голицына, устав утверждал, что «вера наша состоит не в наружных только признаках, но в самых делах наших» [Устав 1951, с. Духовные особы, состоявшие в союзе, должны были «иметь надзор» за своими собратьями, «вне союза состоящими», сообщать в союз «замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и уничтожать козни порочных» [Устав 1951, с. Устав Союза благоденствия утверждал: под надзором этой организации должны были «находиться все без исключения народные учебные заведения» [Устав 1951, с. Однако «заведение и устройство училищ» было предметом деятельности входившего в министерство Департамента народного просвещения [Полное собрание 1830 с, с. Союз благоденствия должен был заниматься сочинением и переводом «книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук» [Устав 1951, с.
Однако составление учебных пособий тоже было прерогативой этого департамента. Союз собирался «исправлять нравы» «изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека» [Устав 1951, с. Но цензура, которую эти «сочинения» не могли миновать, опять-таки находилась в ведении Министерства просвещения. Еще более показательны предполагаемые действия Союза благоденствия в сфере «человеколюбия». И это вполне согласовалось с деятельностью возглавлявшегося тем же Голицыным Императорского человеколюбивого общества и основанного им Попечительного общества о тюрьмах.
Вообще членам союза предписывалось работать в тесном контакте с этими организациями, уговаривать «соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений» и вступать «во все, уже ныне существующие» [Устав 1951, с. Союз благоденствия собирался снабжать «праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и без-нуж[д]ное пропитание» [Устав 1951, с. Императорское же человеколюбивое общество старалось «выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитать могут» [Полное собрание 1830 Ь, с. Человеколюбивое общество создавалось, в частности, «для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных» [Полное собрание 1830 Ь, с. Конечно же, сфера деятельности союза - в той мере, в какой она была заявлена в уставе - была шире сферы деятельности голицынских организаций.
В частности, по его «ведомству» не проходили две из четырех «отраслей» союза: «правосудие» и «общественное хозяйство». И если «общественное хозяйство» хоть в какой-то мере интересовало Голицына в докладе об образовании Библейского общества утверждалось, что «чтение Священного Писания» благотворно влияет «на поощрение к промышленности» [Полное собрание 1830 а, с. Однако в реальности основная работа членов союза шла как раз в области литературы, просвещения, благотворительности и т. И можно, в принципе, представить себе, что авторы устава не понимали: коль скоро они собираются сотрудничать с правительством, вторгаясь в компетенцию Голицына, им придется иметь дело и с его министерством, и с ним самим. Однако организовывая, к примеру, Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения 1819 , они не могли не знать, что это общество числилось подразделением Министерства духовных дел и народного просвещения [Месяцеслов 1820, с.
По делам ланкастерского обучения члены общества тесно общались с министерскими чиновниками. Таким же подразделением министерства было и Вольное общество любителей российской словесности, которое многие исследователи считали и считают «легальным» филиалом Союза благоденствия. Либеральные журналы 1820-х годов были наполнены славословием в адрес Голицына и Библейского общества. Факты свидетельствуют о том, что роль Союза благоденствия в русском обществе 1820-х годов была, скорее всего, сходна с ролью Библейского общества. Библейское общество существовало для поддержки религиозных инициатив министра, Союз же благоденствия - для поддержки его просветительских и гуманитарных инициатив.
Образованные дворяне Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним языком, «закручивания гаек». Естественно, что гвардейская «вольница» привела к падению дисциплины в войсках. Официальные документы Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках офицеров. Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе, могли - «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» - случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у присутственных мест». Далеко не все офицеры, говоря словами Федора Глинки, «перо и книгу брали в руки» и действовали «на поле мысли»; некоторые из них, «нарядясь в штатские фраки и сертуки», приставали к гуляющим по улицам женщинам, заводили скандалы и с ними, и с их мужьями.
Однако реакция императора и тех, кто исполнял его волю, была, мягко говоря, неадекватной. Власти не ограничивались наказанием конкретных виновных, они «подтягивали дисциплину» в масштабе всей гвардии и - шире -армии. В 1817 г. В том же году закрылся «Военный журнал». Военный историк А.
Керсновский писал, что после войны войска стала «засасывать» «вязкая трясина мелочей»: «Вальтрапы и ленчики, ремешки и хлястики, лацканы и этишкеты сделались их хлебом насущным», «в 18151817 годах не проходило месяца, чтобы не издавались новые правила и добавления к оным, усложнявшие и без того сложный, строевой устав. Замысловатые построения и перестроения сменялись еще более замысловатыми. Идеально марширующий строй уже не удовлетворял - требовались плывущие стены! Недовольство сквозит и в письмах великого князя Константина, и в переписке генералов и офицеров, и в мемуарах. Кроме того, в 1810 г.
В 1816-1817 гг. Про военные поселения написано много: послевоенный экономический кризис привел к тому, что содержание миллионной армии стало России не по карману, а демобилизация солдат - в условиях рекрутского набора - оказалась невозможной. Идея состояла в том, чтобы «поселить» солдат на землю, заставить их кормить самих себя, то есть хотя бы отчасти сделать армию самоокупаемой. Историки считают, что поселения «задумывались как специфический государственный институт, и их введение нужно рассматривать как серию мероприятий пусть и паллиативных по своей сути , призванных сократить государственные расходы на армию, стабилизировать экономику страны», ликвидировать рекрутские наборы, «путем создания зажиточного военно-земледельческого сословия расширить социальную базу самодержавия» [Ячменихин 2006, с. Некоторые исследователи и вовсе усматривают в идее военных поселений часть «либерального модернизационного проекта» Александра I [Кондаурова 2009, с.
Можно спорить, было ли в идее военных поселений здравое зерно. Пестель, умный и дальновидный современник, прекрасный специалист в военном деле, например, утверждал, что государственные «выгоды» от поселений -«мнимые»: в военное время поселения не спасут страну от рекрутского набора, соединение военного и крестьянского сословий, оседлость солдат лишит армию «воинского духа». Кроме того, хотя поселения и давали возможность государству содержать армию «без особых на то издержек», поселенцы освобождались от «всякого вида податей» - а значит, государство вполне может оказаться в финансовом проигрыше. Поселения, по мнению Пестеля, пагубны и для государственной безопасности: поселенцы образуют вооруженное «особое государство», живущее по своим законам, - «между тем, как остальное государство», в случае поселения всей армии, останется без всякой защиты. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения, для сего заведения отданные!..
И все сие для удовлетворения неистовому упрямству одного человека», - эмоционально утверждал Пестель [Пестель 1958, с. Вводя поселения, император не оглядывался на мнение подданных. Против такой формы организации армии выступали не только армейские оппозиционеры, но и крупные военачальники, в частности фельдмаршал Михаил Барклай де Толли. Император никого не слушал, он утверждал, что поселения «будут во что бы ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» цит. Во главе пехотных поселений встал Аракчеев, во главе кавалерийских - генерал Иосиф Витт.
Военные поселения оказались постоянным источником недовольства. Солдаты и поселенцы, которым объясняли «выгоды» нового устройства армии, «от всех этих несказанных благодеяний» приходили «в страх и онемелость» цит. Летом 1817 г. Проведенная Михаилом Магницким, членом Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, ревизия заклеймена в большинстве мемуаров и исследований. Так, например, М.
Нечкина утверждала, что Магницкий «учинил в университете настоящий разгром», а С. Мироненко видел в ревизии начало широкого «наступления на университеты» [Нечкина 1955 а, с. В современной исследовательской литературе делаются попытки взглянуть на эту ревизию по-другому, доказать, что в деятельности университета были «несомненные вопиющие недостатки, злоупотребления и должностные преступления» - и именно с ними в первую очередь боролся Магницкий. После ревизии Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа. Преподавание в университете стало вестись исключительно в соответствии с «духом Святого Евангелия», причем с этим «духом» следовало согласовывать все дисциплины: физику, историю, астрономию, словесность.
Минаков предпринимает детальный разбор инструкции директору Казанского университета, которую Магницкий подписал в январе 1820 г. Согласно этой инструкции, в преподавании философии нужно было следовать утверждению, что «все то, что не согласно с разумом Священного Писания, есть заблуждение и ложь». Правоведение должно доказывать, что «правление монархическое есть древнейшее и установлено самим Богом», «профессора физики, естественной истории и астрономии, согласно инструкции, обязаны были "указать на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания непрестанно окружающих нас чудес"», а на занятиях по истории студенты должны были усвоить, что «Отечество наше в истинном просвещении упредило многие современные государства», а доказать это следует «распоряжениями по части учебной и духовной Владимира Мономаха» [Минаков 2018, с. Первым активным участником Союза спасения и Союза благоденствия, кто по долгу службы уехал из столицы в провинцию, был Пестель. От остальных молодых офицеров Пестеля отличали талант политического лидера, серьезные познания в политических науках, решительность и радикализм взглядов.
Пестель покинул Петербург в начале 1817 г. Генерал от кавалерии граф Петр Витгенштейн, у которого он служил адъютантом, получил назначение командовать 1-м пехотным корпусом со штабом в Митаве. Там Пестель попробовал завести тайное общество, но потерпел неудачу. В мае 1818 г. Пестель, уже штабс-ротмистр, сопровождая назначенного главнокомандующим 2-й армией Витгенштейна, появился в Тульчине, месте дислокации армейского штаба.
Здесь его действия были удачнее: ему практически сразу же удалось собрать вокруг себя штабную молодежь. Сам Пестель был уверен, что завел в Тульчине управу Союза благоденствия. Бокова же склонна считать тех, кто сгруппировался вокруг Пестеля, отдельной орга- низацией, которую она называет «тульчинское офицерское общество» [Боко-ва 2003, с. Через год во 2-й армии появился новый начальник штаба -Павел Киселев, а с ним в Тульчин приехал его адъютант, капитан Гвардейского генерального штаба Иван Бурцов - как и Пестель, признанный лидер Союза благоденствия. Бурцов тоже стал руководителем «офицерского общества».
И вне зависимости от наличия или отсутствия у этого общества формальных связей с Союзом благоденствия, Пестель и Бурцов принесли на юг тот образ действий, к которому привыкли в столице. Декабрист Николай Басаргин вспоминал, что у общества было «серьезное» направление: штабные офицеры старались «употребить свободное от службы время на умственное свое образование». Собираясь вместе, они «отдавали друг другу отчет в том, что делали, читали, думали», а также «толковали о современных событиях и вопросах» или об «отвлеченных предметах». Слова Басаргина подтверждал Иван Якушкин: «В Тульчине члены тайного общества, не опасаясь никакого особенного над собою надзора, свободно и почти ежедневно сообщались между собой и тем самым не давали ослабевать друг другу» [Басаргин 1988, с. Радикализация - и в Петербурге, и на юге - началась в 1820 г.
В начале года, сопровождая Витгенштейна, Пестель приехал в Петербург и настоял на сборе Коренной думы Союза благоденствия и гласном обсуждении вопроса о будущем России. На следствии Пестель показывал, что на одном из заседаний - на квартире Федора Глинки - он изложил «все выгоды и все невыгоды как монархического, так и республиканского правлений с тем, чтобы потом каждый член объявлял свои суждения и свои мнения». После этого, судя по его показаниям, произошло формальное голосование «таким образом, чтобы каждой член говорил, чего он желает: монарха или президента». Голосуя, каждый присутствующий должен был объяснять свой выбор, а когда дело дошло до Николая Тургенева, «он сказал по-французски: Le president - sans phrases; т. И только один Федор Глинка не согласился с республикой, предлагая передать престол жене Александра, императрице Елизавете Алексеевне.
Пестель настаивал на том, что именно с этого момента целью Союза благоденствия стала ликвидация русской монархии [Пестель 1927, с. Версию Пестеля подтвердил участвовавший в этих заседаниях Сергей Муравьев-Апостол. Он рассказал и о следующем совещании, «если не ошибаюсь, на квартире у [Ивана] Шипова, в казармах Преображенского полка». Тут снова «было говорено о цареубийстве», причем главным сторонником этой меры оказался Никита Муравьев. Никита Муравьев, подтверждая факт обоих совещаний, показал тем не менее, что собрание у Глинки не имело «никакого влияния на последующие соображения членов».
При этом он подтвердил, что на втором заседании согласился с предложением Пестеля о цареубийстве - хотя «собрание разошлось, ничего не постановив» [Муравьев 1925, с. Другие участники заседаний опровергали на следствии эти показания. Глинка показывал, что «торжественного и важного заседания, где трактовали о правлении для России», не было [Глинка 2001, с. Иван Шипов обтекаемо отвечал, что решение Коренной думы ввести в России представительное правление ему «показалось бы нелепым и здравому смыслу противным» [Шипов 2001, с. И вне зависимости от того, кто говорил на следствии правду: Пестель или Глинка, было или не было проведено формальное голосование о будущем государственном устройстве России, стало или не стало это решение обязательным для всех членов Союза благоденствия, сама возможность таких обсуждений говорит о том, что идея помощи монарху в деле преобразования России дала серьезный сбой.
И чем сильнее власть «закручивала гайки», тем глубже оказывалась трещина между ней и мыслящей частью общества. В ночь с 16 на 17 октября 1820 г. На следующий день рота была отправлена в Петропавловскую крепость. За товарищей вступились солдаты других рот, уговоры ротных и батальонных командиров, как и руководства Гвардейского корпуса и военных властей столицы, не помогли - и 18 октября весь полк оказался под арестом. О том, чем была эта «история», сразу же сформировались противоположные мнения.
Так, император Александр I, находившийся в тот момент в Троппау, на конгрессе Священного союза, писал своему временщику графу Аракчееву, что «никто на свете» не убедит его, «чтобы сие происшествие было вымыслено солдатами или происходило единственно, как показывают, от жестокого обращения с оными полковника Шварца. Сие трудно решить; признаюсь, что я его приписываю тайным обществам, которые, по доказательствам, которые мы имеем, в сообщениях между собою, и коим весьма неприятна наша работа в Троп-пау. Цель возмущения, кажется, была испугать» цит. Мнение императора вроде бы можно подтвердить фактами: в столице нашли анонимные прокламации, обращенные, в частности, к солдатам Преображенского полка. Автор или авторы прокламаций призывали последовать примеру семеновцев, восстать, взять «под крепкую стражу» царя и дворян.
И «между собою выбрать по регулу надлежащий комплект начальников из своего брата солдата и поклясться умереть за спасение оных» текст прокламаций см. Однако вскоре выяснилось, что ни солдаты, ни офицеры полка к этим прокламациям отношения не имели. А связь происшествия с какими бы то ни было тайными обществами следователи найти так и не смогли. Другая версия произошедшего, ставшая общим местом в рассуждениях о причинах «истории», состоит в том, что Шварц был патологическим садистом, мучившим солдат. Дежурный генерал Главного штаба Арсений Закрев-ский утверждал в письме к начальнику штаба, князю Петру Волконскому: «Сему есть не иная причина, как совершенное остервенение противу полковника Шварца, и других побочных причин совершенно никаких нет» [Сборник 1890, с.
Автор полковой истории П. Карцов, ссылаясь на материалы полкового следствия, утверждал, что солдаты, недовольные командиром, только ждали повода, чтобы выразить свое негодование. И такой повод представился: «Во время ученья 16 октября 1820 г. Ротный командир, увидя приближавшегося полковника, скомандовал: "Смирно! Тогда Шварц "подбежав к нему, плюнул ему в глаза, потом взял за руку и, проводя по фронту передней шеренги, приказывал рядовым на него, Бойченку, плевать.
Сверх того, некоторых из нижних чинов, имеющих знаки отличия военного ордена, он наказал тесаками"» [Карцов 1883 Ь, с. Богданович утверждал: «Полковник Шварц соединял в себе грубое невежество с необыкновенною вспыльчивостью и крутым характером. Он ничего не знал, кроме фронта, зато перед фронтом он являлся в виде фанатика. На ученьях он выходил из себя, бранился, ревел диким голосом, бросал шляпу оземь, топтал ее ногами; нередко случалось ему ложиться на землю, чтобы лучше видеть, хорошо ли на марше солдаты вытягивают носки - "игру носков", как выражался сам Шварц. В русле рассказов о «зверствах» Шварца написана и книга В.
Лапина [Лапин 1991]. Конечно, Шварц был жестким и даже жестоким командиром, не сумевшим снискать уважение ни офицеров, ни солдат. Но, по-видимому, рассказы о его садизме преувеличены. До Семеновского Шварц четыре года командовал Екатеринославским гренадерским и три месяца - Лейб-гренадерским полком. Ни о каких его особых «зверствах» в этих полках сведений нет.
Рассказы об этом вполне могли быть плодом договоренности: 1-й батальон полка оказался в Петропавловской крепости, солдат двух других батальонов в итоге отвели в Свеаборг и Кексгольм. Естественно, на время следствия солдаты не были изолированы ни друг от друга, ни от своих офицеров - и, соответственно, могли сочинять и подтверждать какие угодно версии. Но даже в том случае, если все в этих рассказах - правда, вряд ли именно эти «зверства» стали причиной «истории». Тот же рядовой Бойченко, на которого Шварц велел плевать, служил во 2-й фузилерной роте, а первой заявила о «неудовольствии» 1-я гренадерская рота. Еще одно - наиболее спокойное и взвешенное - мнение высказали двое современников событий, отставной полковник Семеновского полка Дмитрий Ермолаев и командир 3-й фузилерной роты капитан Сергей Муравьев-Апостол.
Ермолаев из-за личного конфликта со Шварцем вышел в отставку незадолго перед «историей», а Муравьев-Апостол, напротив, активно в этой «истории» действовал. Капитан пытался удержать свою роту от участия в беспорядках, но не преуспел в этом. Несмотря на неповиновение, солдаты, по словам авторов письма, были готовы «служить государю до последней капли крови». Преданными слугами престолу показали себя и офицеры: «Мы не могли остановить зло, и кто бы его остановил; но ежели люди не предались беспорядкам, обыкновенно сопровождающим подобные случаи», то «сему обязаны офицерам, которые от них не отходили и держали их в некотором повиновении». Ермолаев и Муравьев-Апостол усматривали истоки солдатского гнева в том, что Шварц не давал своим подчиненным «воскресенье на отдых», «всякий божий день требовал десятки», то есть по десяти солдат от роты для учения, а «по воскресеньям делал батальонные церковные парады» - «вместо того, чтобы водить в церковь».
Солдаты сетовали, что «им нет покоя ни дня, ни ночи и что они все распродали до последней рубашки, чтоб чиститься» [Письмо 2006, с. Причины событий в полку были, по-видимому, столь же далеки от «зверств», сколь и от привнесенных извне либеральных идей. Солдаты были недовольны тем, что полковой командир, добиваясь от них парадной «экзер-цицмейстерской ловкости», отнимал их законное свободное время, в том числе время на отдых и на заработки, и при этом требовал, чтобы пришедшую в негодность амуницию солдаты чинили за свой счет. Формальная вина роты состояла, по мнению Карцова, только в «неповиновении фельдфебелю, приказавшему людям разойтись, чего они не исполнили, равно как и в том, что жалоба принесена была в совершенно неуместную пору» [Карцов 1883 а, с. Виноватыми в том, что неправильным образом поданная бытовая жалоба переросла в «историю», были прежде всего военные власти столицы - и конкретно командир Гвардейского корпуса Илларион Васильчиков, отдавший приказ арестовать «государеву роту».
Николай Тургенев справедливо отмечал в дневнике: «Главная ошибка состояла в том, что первую роту посадили в крепость. Прочие не хотели ни к чему приступить без сей роты и требовали ее с ними соединения. В течение сих двух дней Василь[чиков] и генералы сидят в Главном штабе и советуются. Кто же виноват, что они не знали, что делать? Об этом же можно прочесть, например, в письмах современников: «Наш корпусной [командир] Васильчиков себя замарал, потерялся и струсил, из мухи сделал слона», «Васильчиков в сей истории вел себя как нельзя хуже, потерялся совершенно и выслал против людей невооруженных заряженную конную артиллерию, конногвардию, пехоту с боевыми патронами.
Полки драгунский и уланский прискакали сюда во весь карьер из Петербурга и Стрельны. Словом сказать, навели всеобщий ужас на горожан и сделали из мухи слона. Вся столица принимает большое участие в семеновцах и негодует на начальников, кои везде соблюдают только личные свои выгоды... Подобный отзыв читаем в мемуарах декабриста Андрея Розена, служившего в 1820 г. Всякий начальник впадет в ту же ошибку, если будет действовать по внушению или страсти своей или под влиянием напрасных опасений или предубеждений, - тогда все устрашены были карбонаризмом.
Когда есть закон и суд, то они должны были разобрать жалобу этих недовольных, требовать к допросу не массу, а уполномоченных, выслушав показания свидетелей, и дело было бы окончено правильно, тихо и спокойно» [Розен 1984, с.
Вне разрядов были поставлены П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М.
Бестужев-Рюмин и П. Каховский, приговоренные к смертной казни четвертованием. Государственных преступников первого разряда, давшие личное согласие на цареубийство, оказалось 31, их приговорили к смертной казни отсечением головы. Остальные были осуждены на различные сроки каторжных работ. Позже «перворазрядникам» смертную казнь заменили вечной каторгой.
Что произошло в 1820 году в России?
Бланк, 1816 г. Тропинина и московских художников Константин, что важно для дальнейшего повествования, был мужественным военным. Он участвовал в сражениях Суворова в Альпах битва при Нови. Его отмечали как очень смелого и инициативного офицера. Потом, уже при Александре, он принимал участие в Аустерлице, участвовал в Заграничном походе, в боях под Бауценом и Дрезденом, и наконец, в сражении при Лейпциге получил орден святого Георгия 2-го класса. Военные очень ценили Константина, он любил армию, любил гвардию и в военной среде был совершенно своим человеком.
Император Александр почти сразу назначил брата инспектором русских войск, сделал главой воинской комиссии, которая должна была заниматься реформами военных сил, и реформы эти Константин провёл хорошо, разумно, за что ещё более стал любим в армии. Константин Павлович, П. Михайловский, XIX в. Но при этом он отличался неистовым нравом, был весь в своего отца Павла и мог в отличие от Александра, который прекрасно владел собой приходить в совершенно неуправляемую ярость, хотя потом всегда умел просить прощения и очень дружески примиряться с людьми, которых он незаслуженно обидел. В 1820 году он женился на польской двадцатипятилетней графине Жанетте Грудзинской, которая сначала жила с матерью в Париже, а потом переехала в Польшу.
В 1815 году Константин, назначенный Александром главой войска Царства Польского, знакомится с ней на балу у генерала Юзефа Зайончека. Его ухаживания постепенно перешли в горячую любовь, и Жанетта согласилась стать женой Константина. Жанетта Грудзинская, неизвестный художник, 1831 г. Князь Петр Андреевич Вяземский так описывает Жанетту Грудзинскую: «Жанетта Антоновна не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри её, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облегающая её нравственная свежесть и чистота.
Она была Ундиной. Всё соединялось в ней и придавало ей совершенно особенную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц её». Полное собр. С тех пор Жанетта Грудзинская стала именоваться княгиней Лович. Супруги жили в Варшаве в Бельведерском дворце, строительство которого закончилось в 1824 году.
Константин наслаждался своей частной жизнью, женой, путешествиями и тем, что в Польше, в общем, все к нему относились очень хорошо, по крайней мере, внешне. Царствовать Константин категорически не хотел. Бельведерский дворец в Варшаве 14 января 1822 года Константин, ссылаясь на морганатический брак с графиней Грудзинской, написал специальное представление о том, что он отказывается от престола. Обнадежен опытами неограниченного благосклонного расположения Вашего Императорского Величества ко Мне, осмеливаюсь еще раз прибегнуть к оному и изложить у ног Ваших, Всемилостивейший Государь! Не чувствуя в Себе ни тех дарований, ни тех сил, ни того духа, чтобы быть когда бы то ни было возведену на то достоинство, к которому по рождению Моему могу иметь право, осмеливаюсь просить Вашего Императорского Величества передать сие право тому, кому оно принадлежит после меня, и тем самым утвердить навсегда непоколебимое положение Нашего Государства.
Сим могу Я прибавить еще новый залог и новую силу тому обязательству, которое дал Я непринужденно и торжественно при случае развода Моего с первою Моею женою. Все обстоятельства Моего нынешнего положения Меня наиболее к сему убеждают и будут пред Государством Нашим и всем светом новым доказательством Моих искренних чувств. Всемилостивейший Государь! Примите просьбу Мою благосклонно и испросите на оную согласие Всеавгустейшей Родительницы Нашей и утвердите оную Вашим Императорским Словом. Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером Ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего Государства Нашего.
Есмь с глубочайшим высокопочитанием, Всемилостивейший Государь! С должным вниманием читал Я письмо Ваше. Умев ценить всегда возвышенные чувства Вашей души, сие письмо Меня не удивило. Оно Мне дало новое доказательство искренней любви Вашей к Государству и попечения о непоколебимом спокойствии оного. Она его читала с тем же, как и Я, чувством признательности к почтенным побуждениям, Вас руководствовавшим.
Нам Обоим остается, уважив причины, Вами изъясненные, дать полную свободу Вам, следовать непоколебимому решению Вашему, прося Всемогущего Бога, дабы Он благословил последствия столь чистейших намерений. Пребываю навек душевно Вас любящий Брат АЛЕКСАНДР Это частные письма, но после них Император издал специальный манифест, в котором объявлял о том, что Константин Павлович по его же собственной просьбе более не является наследником престола и вместо него наследником престола является Николай. С самого вступления Нашего на Всероссийский Престол непрестанно Мы чувствуем Себя обязанными пред Вседержителем Богом, чтобы не только во дни Наши охранять и возвышать благоденствие возлюбленного Нам Отечества и народа, но также предуготовить и обеспечить их спокойствие и благосостояние после Нас, чрез ясное и точное указание Преемника Нашего, сообразно с правами Нашего Императорского Дома и с пользами Империи. Мы не могли, подобно предшественникам Нашим, рано провозгласить Его по имени, оставаясь в ожидании, будет ли благоугодно недоведомым судьбам Божиим даровать Нам Наследника Престола в прямой линии. Но чем далее протекают дни Наши, тем более поспешаем Мы поставить Престол Наш в такое положение, чтобы он ни на мгновение не мог остаться праздным.
Глубоко тронуты Мы сею жертвою, которую Наш Возлюбленный Брат, с таким забвением Своей личности, решился принести для утверждения родовых постановлений Нашего Императорского Дома и для непоколебимого спокойствия Всероссийской Империи. После сего Мы остаемся в спокойном уповании, что в день, когда Царь Царствующих, по общему для земнородных закону, воззовет Нас от сего временного Царствия в вечность, Государственные сословия, которым настоящая непреложная воля Наша и сие законное постановление Наше, в надлежащее время, по распоряжению Нашему, должно быть известно, немедленно принесут верноподданническую преданность свою назначенному Нами Наследственному Императору единого нераздельного Престола Всероссийския Империи, Царства Польского и Княжества Финляндского. О Нас же просим всех верноподданных Наших, да они с тою любовью, по которой Мы в попечении о них непоколебимом благосостоянии полагали Высочайшее на земле благо, принесли сердечные мольбы к Господу и Спасителю Нашему Иисусу Христу о принятии души Нашей, по неизреченному Его милосердию, в Царствие Его вечное. Александр Манифест Александра I об отречении цесаревича Константина Павловича от наследования престола 16 августа 1823 г. Как мы видим, переписка между братьями датирована 1822 годом, а манифест по полной официальной форме был дан 16 августа 1823 года.
И всё было бы хорошо, если бы не то, что он был абсолютно секретным. Вот это-то и непонятно. Человек может отречься от престола, может не захотеть царствовать — это понятно. Но почему это надо держать в секрете? На рескрипте было написано: «Хранить в Государственном Совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия, в чрезвычайном собрании».
То есть в случае кончины Императора никаких действий, и в первую очередь под ними имеется в виду присяга, до прочтения этого документа предпринимать нельзя. Текст всех трёх копий, чтобы никто больше не знал об этом документе, был переписан лично князем А. Голицыным и спрятан. Это одна из загадок России. И связана она с другой загадкой, которая заключалась в том, что Александр прекрасно знал о готовящемся заговоре, знал имена всех заговорщиков уже в 1822 году помните записку Бенкендорфа и целый других записок и донесений?
Александр не сообщил о том, что знал, даже наследнику престола Николаю, которому, грубо говоря, пришлось расхлёбывать всю эту кашу. Николай знал о тайном манифесте. Но он ничего не знал о заговоре. Александр говорил ему, что сделает его правление лёгким, но ничего не говорил брату о том, что вокруг самого Александра гнездится заговор. Николай пребывал в полном неведении в отношении этого.
Историк Корнилов высказывает следующее предположение: «Единственное, что можно придумать в объяснение этого поведения Александра, — это то, что Александр делал всё это главным образом на случай своего отречения, а так как отречение могло быть актом только произвольным, то он и думал, конечно, что всё дело остаётся в его руках». Курс истории России... Но ведь Александр не отрёкся, он или скоропостижно умер, или ушёл, и второе более вероятно, чем первое. И, в конце концов, любой человек всегда понимает, что умереть можно каждую минуту. И Император, особенно после тяжёлой болезни ноги, конечно же, понимал, что всё может случиться очень быстро.
А люди меж тем должны привыкнуть, что наследник другой. В этом особенность абсолютистских правлений. Поэтому можно сказать, что эта версия Корнилова не объясняет до конца тайны престолонаследия, которую устроил Александр. Это ничем из документов не подтверждается, но по самому совмещению действий возникает ощущение, что Александр отдавал Россию в руки и Николая, и революции. А в то время революции были по всей Европе.
Революция была реальностью. Возможно, император Александр отдавал Россию и революции, и Николаю, а там уж — кто кого пересилит, сам же — как бы устранялся. То ли оскорблённый заговором архиереев, то ли по какой-то иной причине, — мы этого не знаем. А ещё складывается ощущение, что эти планы Александра знал Константин Павлович, и его странное поведение, о котором мы будем сейчас говорить, связано с этим знанием планов старшего брата. Возможно, что-то знали и некоторые другие люди, но тайну свою унесли в могилу.
Возможно, знал что-то и генерал-губернатор Петербурга граф Милорадович, потому что его поведение во время грядущих событий будет ключевым и тоже странным. Тайна заговора Как же развивались события? Александр дал своему генерал-адъютанту Дибичу распоряжение начать расследование и произвести аресты заговорщиков — это так, но дал его только в Таганроге за несколько дней до смерти, хотя уже с 1822 года о них знал, и между, скажем, началом и ноябрьскими днями 1825 года ничего принципиально не изменилось. Почему тогда приказ об аресте заговорщиков был дан только за несколько дней до смерти? Развитие событий показывает, что эти первые аресты подтолкнули заговорщиков не к самороспуску, а, наоборот, к активизации действий, потому что — коль арестовывают, надо или действовать или исчезнуть, а время благоприятное — значит надо действовать.
Поэтому, казалось бы, время было рассчитано так, чтобы подтолкнуть этот заговор, а не обезглавить его. Хотя обезглавить его можно было очень просто. Все участники заговора, кроме Пестеля, были известны. А уже к середине 1825 года как один из заговорщиков был известен и он. Кто точно знал о готовящемся заговоре и о событиях в нём — так это, конечно, Аракчеев.
Он собирал в своих руках многие нити, которые вели к заговорщикам особенно в «Южном обществе» на Украине. Он, как вы помните, направил к Александру англичанина Шервуда. Но с Аракчеевым произошла страннейшая история… А. Аракчеев, «Военная энциклопедия И. Сытина» Аракчеев вдруг «выбыл из игры».
Произошло это по вполне благопристойной причине, но для его исполнительности это выбывание было всё же странным. Причина заключалась в том, что в Грузине, в Новгородской губернии, где было его имение, произошла трагедия. Минкина, гравюра 1908 г. Женщина эта была странная, говорили, красивая и очень сладострастная до любовников и подарков. Несчастный граф Аракчеев полностью ей доверял, не видел или не хотел видеть её измен.
За это её считали колдуньей. Но она была не только колдуньей, она была также очень жестокой. Сама крепостная граф Аракчеев когда-то купил её как дворовую девку, а потом фактически сделал женой , она невероятно жестоко, как новая Салтычиха, мучала крепостных аракчеевских женщин. И убили её как раз из-за того, что она стала пытать Прасковью, комнатную девушку, приставленную за ней ухаживать: жгла лицо Прасковьи, которая слыла красавицей, калёными щипцами, вырывая куски мяса. Прасковья вырвалась и убежала на кухню к брату.
Последний схватил нож, бросился в комнату Минкиной и зарезал её. Потом его, как якобы соучастника этой расправы, били кнутом, и все осуждённые погибли. То есть всё было очень жестоко. Аракчеев был совершенно подавлен случившимся и, признаваясь, что никакого государственного соображения сделать не может, самовольно бросил все вверенные ему дела и сдал их своим ближайшим помощникам. Но дело в том, что соображение по раскрытию заговора он помощнику сдать не мог, это была абсолютная тайна.
На Аракчееве было замкнуто расследование унтер-офицера Шервуда, и из-за его отъезда по этому делу просто ничего не делалось. Шервуд даже не мог сообщить Николаю или Константину о своих расследованиях. Доу, 1821-1825 гг. Это был второй источник. Он же сообщил Марии Фёдоровне об опасной для жизни болезни Александра.
Мы, кстати, никогда не должны забывать, что все средства коммуникаций тогда были очень медленные, что во многом и объясняет этот кризис. Не было ни телефона, ни тем более компьютера, ни поездов, ни самолётов, ни автомобилей — только верховые курьеры, которые из Таганрога в Петербург добирались за десять дней. Итак, когда пришло первое известие об опасной болезни Александра, произошло следующее… Вот бесценная записка самого Николая Павловича: «25 ноября вечером, часов в шесть, я играл с детьми, у которых были гости, как вдруг пришли мне сказать, что военный генерал-губернатор граф Милорадович ко мне приехал; я сейчас пошел к нему и застал его в приемной комнате живо ходящим по комнате с платком в руке и в слезах; взглянув на него, я ужаснулся и спросил: «Что это, Михаил Андреевич? Что случилось? Нет практически никакой надежды».
Император Николай I... С 175] М. Милорадович, Дж. Дэйв, 1819-1821 гг. Сергей Петрович Трубецкой, которого мы скоро узнаем как неудачливого диктатора декабристов, со слов Фёдора Петровича Опочинина, действительного тайного советника, обер-гофмейстера двора, любимого адъютанта Константина Павловича, пишет о том, что происходило в дальнейшем: «Великий князь Николай Павлович в тот день 25 ноября , когда узнал об опасной болезни Государя, собрал к себе вечером князей Лопухина и Алексея Куракина и графа Милорадовича.
Великий князь объявил им свои права на престол вследствие отречения Константина Павловича…» То есть Великий князь сказал собравшимся, что Константин править не хочет, и все бумаги о том, что он, Николай, должен взойти на престол, уже заготовлены. И это были абсолютно законные слова. Всем надо было подождать, убедиться в этом и потом действовать. Но граф Милорадович тут же заявил, «что великий князь не может и не должен никак надеяться наследовать брату своему Александру в случае его смерти, что законы Империи не дозволяют располагать престолом по завещанию, что при том завещание Александра известно только некоторым лицам, а неизвестно в народе, что отречение Константина также неявное и осталось необнародованным; что Александр, если хотел, чтобы Николай наследовал после него Престол, должен был обнародовать при жизни волю свою и согласие на неё Константина, что ни народ, ни войско не поймут отречения и припишут всё измене, тем более что ни Государя самого, ни наследника по первородству нет в столице… что гвардия, наконец, решительно откажется принести Николаю присягу в таких обстоятельствах и неминуемым потом последствием будет возмущение. Совещание продолжалось до двух часов ночи.
Великий князь доказывал свои права, но граф Милорадович признать их не хотел и отказал в своем содействии. На том и разошлись». Записки СПб: Тип. Возможно, Опочинин перепутал каких-то действующих лиц, но то, что там был Милорадович, — совершенно точно, это зафиксировано ещё целым рядом документов, о которых мы будем говорить. Милорадович напугал Николая и отсоветовал ему принимать престол.
Как командующий войсками Санкт-Петербургского гарнизона он сказал, что войска Николаю присягать не будут, и в случае смерти Александра они будут присягать только Константину. Обычно историки объясняют это тем, что Константина военные хорошо знали и любили за то, что он был им близок, возглавлял Военный комитет, был храбрым генералом, командовал армией в Польше, то есть был свой для армии, особенно для гвардии.
Тогда же проходила реконструкция феодосийского порта. Этот проект тоже был технически непростым — нужно было возвести искусственную насыпь в районе порта. В 1895 году берег в районе порта было не узнать. За четыре года рабочие со всей империи построили молы и укрепили бетоном новую прибрежную полосу, которая сдвинулась глубоко в море. Доля Феодосии в международной торговле среди крымских и остальных российских таможенных пунктов К 1897 году Севастополь утратил значение как экспортный пункт. Поток грузов распределился в пользу Феодосии. Усилия были не напрасны — к 1897 году грузопоток из Севастополя был окончательно перераспределен в Феодосию и другие порты Северного Причерноморья. В те годы из Крыма вывозили преимущественно зерновой хлеб, в том числе за границу.
Например, за 1897 год порт принял 135 кораблей под иностранными флагами. Больше всего — 82 судна — прибыло из Британии; на втором, третьем и четвертом местах оказались Италия 16 кораблей , Греция 15 судов и Турция 9 кораблей. Ялта сквозь века Первое письменное упоминание Ялты относится к XII веку, но населенный пункт с таким названием в произношении Ялита или Джалита возник в тех местах гораздо раньше, его основали греки. Название произошло от греческого слова "яло" или "ялос", что в переводе означает "берег". По свидетельству Павла Сумарокова, при генуэзцах Ялта была "каменной крепостью с несколькими церквями", а при ханах город оставался "значимым и укрепленным местечком" с лавками, кофейнями и цирюльнями. В начале ХIХ века, писал Сумароков, в Ялтинской долине было лишь "тринадцать скудных домов" для временного размещения греческого батальона. Его современник писатель и военный Владимир Броневский сообщал, что в Ялте в то время все еще осуществлялся натуральный обмен. Ялтинцы нагружали лодки лесом, изюмом, приготовленным из дикого винограда, луком, чесноком, льном и обменивали все это в ближайшем Феодосийском порту на пшеницу, турецкий шелк, соль и другие товары. Ялта получила статус уездного города в 1838 году. Годом ранее горное шоссе связало Ялту с Алуштой и Симферополем, а в 1848 году было проложено шоссе от Ялты до Севастополя.
Однако численность населения не слишком возросла — в 1864 году там проживало всего 1 112 человек. Ялта, XIX век. Центр элитного виноделия и садоводства Окрестности же Ялты осваивались более активно. Потемкин и Екатерина II щедро дарили земли на Южном берегу приближенным. Уже к середине 1830-х годов на территории Большой Ялты — от современных "Артека" до поселка Оползневое — насчитывалось 40 имений 30 разных владельцев. Их украшали садами и парками — спрос на экзотические растения, саженцы плодовых деревьев и редкие сорта винограда возрастал. Поэтому еще в 1812 году по указу императора Александра I недалеко от Ялты был открыт Экономо-ботанический сад ныне Никитский ботанический сад — Национальный научный центр РАН для разведения редких видов растений и выведения новых. А в 1828 году при Никитском ботаническом саде было открыто Магарачское училище виноделия. Большой вклад в развитие виноделия внес Михаил Воронцов, с 1823 года занимавший пост новороссийского генерал-губернатора и полномочного наместника Бессарабской области. В 1828 году по его распоряжению "частные лица" — первыми владельцами были в основном дворяне, находящиеся на государственной службе, — бесплатно получали земли в поселке Магарач рядом с Ялтой, но с одним условием: необходимо было высадить на участке хотя бы по одному виноградному кусту на квадратную сажень одна сажень равна 2,1 м.
Воронцов распорядился таким образом раздать 120 десятин казенной земли. Решение оказалось эффективным: за семь лет было высажено 700 тыс. Всего в Крыму к 1848 году было разбито почти 3 тыс. Производство вина набирало обороты. В 1835 году на полуострове производили 356 тыс. Вклад в производство вносили владельцы частных виноградников. Например, генерал-губернатор Воронцов был одним из крупнейших землевладельцев своего времени в Крыму. В окрестностях Ялты он владел Массандрой и Ай-Данилем и заложил там виноградники и винные погреба. Виноградники южного побережья Южный берег — основной район виноделия в Крыму. Благодаря разнообразию сортов винограда, привезенного из разных стран, в Крыму изготавливали испанские, французские и греческие вина.
Курорт, заменяющий Ниццу Ялта приобрела популярность во второй половине 1860-х, после того как члены царской семьи начали отдыхать в Крыму каждую осень. Знаменитый врач-терапевт Сергей Боткин рекомендовал императрице Марии Александровне, страдавшей от легочного туберкулеза, Южный берег Крыма как идеальную замену заграничным курортам. Сложно было придумать лучшую рекламу нового курорта. В те годы даже туристический поток зависел от приезда на полуостров царской семьи. Однако отдых в Ялте был "недоступно дорогой". Первыми курортниками были аристократы, а стоимость аренды дачи варьировалась от 500 до 1 000 рублей за лето при этом средняя зарплата рабочего в Российской империи на 1900 год составляла 16 рублей 17,5 копеек — прим. Большой императорский дворец.
Да рано думать об этом, Александру всего 43-й год. Радостная весть пришла, наши отважные путешественники Беллинсгаузен и Лазарев достигли Антарктиды, открыт новый материк. Где-то под Москвой неизвестный Иван Эльманов чего учудил - построил "Дорогу на столбах". Вагонетки над землей на брусках ходили, лошади их тянули. В общем, никому неинтересно это было. Быстренько забыли. А в Англии вспомнили, да запатентовали вскоре, монорельсом назвали. В этом же году начинается страшнейшая ссылка Пушкина, его отправляют на юг, в Кишинев. По дороге он погостил в Крыму, затем регулярно выезжал в Одессу, в Киев, писал новые произведения, знакомился с будущими декабристами. Да, это самое время расцвета тайных обществ и заговорщиков.
В Государственном совете проект встретил величайшее сопротивление и провалился. Второй варшавский сейм отверг почти все законопроекты, внесенные правительством, после ряда весьма резких оппозиционных речей. Начало революции в Испании под руководством Рафаэля Риэго. Революции в Неаполе, Сицилии и Пьемонте. В октябре—декабре Россия участвует в конгрессе в Троппау. Император Александр предлагает интервенцию для подавления неаполитанской революции. Миссурийский компромисс. Установление границы распространения рабства. Не один век пролежала в земле мраморная Афродита. В этом году ее обнаружил крестьянин, перепахивая виноградник. Говорят, с боем пришлось отбивать ее у греков. В Лувре ей дадут имя Венера Милосская. Назвали их островами де Траверсе — по имени тогдашнего русского морского министра. Этот день считается днем ее открытия. Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию разными путями, чтобы исследовать полосу пошире. Между 8 и 30 июля они открыли целую островную гряду и назвали ее островами Россиян, а в августе — еще несколько островов в Полинезии. В Джексон возвратились 9 сентября. При малейшей возможности шли опять на юг. Длительную стоянку они использовали для ремонта и снабжения. Во время экскурсии в Голубые горы натуралист Ф. ШТЕЙН открыл и описал пещеру, собрал коллекции минералов, растений. Дальше шлюпы направились на Север Тихого океана. Скоро замечена суша, не обозначенная на картах — одиннадцать островов, жители которых никогда не видели европейцев.
Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download
1820. ГОД ДРАКОНА Говорят, рожденным в этот год свойственны прямота, добропорядочность, жизнелюбие, здоровье. Восстание лейб-гвардии Семёновского полка Российской императорской гвардии против аракчеевского начальства (так называемая «Семёновская история». 1820 (тысяча восемьсот двадцатый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в субботу. В 1820 году Александр Сергеевич был отправлен в южную ссылку за написание едких эпиграмм на власть.
Внешняя политика Российской империи в 1820-1850-ые гг.
В ситуации жесткой цензуры начала 1820-х годов в России пресса была ограничена в своих возможностях донесения информации и публи-цистического осмысления; подававшая надежды журнальная публицисти-ка практически исчезла [История , 1973, с. 125]. Тайные организации в России 1801-1820 годов 19 века. Общественное движение при Александре 1 Эпоха Александра 1 характеризуется п. В 1820 году по его инициативе было основано Артиллерийское училище (впоследствии академия, ныне Михайловский военный артиллерийский университет).
«Бунт семёновцев»: почему в 1820 году восстал элитный полк русской армии
Затем Семёновскому полку выделили участок, ограниченный Загородным и Московским проспектами, Звенигородской улицей и Обводным каналом. Этот район в Петербурге до сих пор известен под именем «Семенцы». Офицерские дома и казармы для рядовых строили вдоль пробитых в заболоченном лесу линий-просек. Уже тогда появились первые неофициальные адреса семёновцев. Они были шуточными: «В Семёновском полку, на уголку, в пятой роте, на Козьем болоте», или: «В Сам Петербурге, в Семёновском полку, дом плесивый, фундамент соломенный, хозяин каменный, номер 9». Козьими болотами в то время в Петербурге называли заболоченные, безлесные, то есть плесивые плешивые пастбища для выгона мелкого рогатого скота. Их в границах нынешнего Петербурга было много. Напротив современного Витебского вокзала для Семёновского полка построили лазарет, в котором сегодня находится Военно-медицинский музей.
Перед зданием лазарета разбили безымянный сквер, известный как «Лазаретный садик». В 1920-х годах его фольклорным названием, по воспоминаниям старожилов, стало «Тошниловка». В сквере в 1837—1842 годах по проекту архитектора Константина Тона возвели Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка. В 1932 году его закрыли, а в следующем — разрушили. В подвальных помещениях взорванного храма обнаружили полковое знамя. Согласно легенде, его привезли с фронтов Первой мировой войны несколько офицеров и солдат Семёновского полка. Спасённое ими знамя они решили спрятать в подвалах храма в надежде, что «окаянные дни» пройдут и они смогут извлечь полковую реликвию.
Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка В середине XIX века деревянные казармы Семёновского полка заменили каменными, а линии превратили в улицы, которые постепенно начали застраиваться обывательскими домами.
На его место был назначен ставленник Аракчеева по имени Шварц. Однажды во время краткой передышки солдаты разошлись, но вдруг раздалась команда строиться: неожиданно появился Шварц. Один солдат, отходивший по нужде, не успел застегнуть мундира и так встал в строй. Шварц подбежал к нему, плюнул ему в лицо, взял за руку и повел перед строем, приказывая всем также плевать ему в лицо.
В этот же день он отдал приказ о наказании награжденных орденами солдат-ветеранов, даже по уставу не подлежащих телесным наказаниям. Первая рота - государева - недовольная непомерной строгостью и взыскательностью нового полкового командира, собралась вечером 28 октября 1820 года, самовольно вышла на перекличку, отказалась идти в караул, требовала ротного командира и не хотела расходиться, несмотря на увещания начальства.
Греция получила самостоятельность, ее вaccaлитет по отношению к султану был ограничен обязательством уплаты дани. Источник запрос в гугле Краском Просветленный 44854 8 лет назад Смена Государей, с политическим кризисом 1825 года.
Восстание Семёновского полка.
В январе 1821 года был сделали ещё ряд географических открытий. Затем корабли достигли Южных Шетландских островов и нанесли их на карту. После этого экспедиция взяла курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда — через Атлантический океан в Европу. Для торжественной встречи экспедиции в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями.
Этот день в истории: 1819 год — Первая русская антарктическая экспедиция
Файл удален 1820 (тысяча восемьсот двадцатый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в субботу. В 1820 году Семёновский полк прославился первым в России осмысленным массовым выступлением солдат. 28 января 1820 года считается датой открытия Антарктиды русскими моряками. 200 лет назад, 28 января 1820 года, русские моряки совершили последнее в истории великое географическое открытие. 1820 год, события в истории Санкт-Петербурга. Все даты в хронологическом порядке по дням и месяцам. 1820 год, события в истории Санкт-Петербурга. Все даты в хронологическом порядке по дням и месяцам.
Корабли Черноморского флота
В сервисе электронных книг ЛитРес можно бесплатно скачать или слушать онлайн эпизод подкаста «Россия и мир в 1820-м году. События истории русского государства. 12 января 1820 года для поддержки астрономических исследований было основано Астрономическое общество Лондона. Открытие Антарктиды в 1820 году – не просто одно из выдающихся исторических свершений российских флотоводцев и моряков. События истории русского государства. В том же 1820 году, когда в России запретили Орден иезуитов, произошла «семеновская история» ‒ восстание в лейб-гвардии Семеновском полку.