БРИКС принял решение о трансформации из неформального клуба пяти стран в более широкий межконтинентальный союз, но при этом воздержался от конкретизации политических и экономических целей объединения.
Аналитика и комментарии
- БРИКС: что дальше? - Армейский сборник Журнал Министерства обороны Российской Федерации
- Объединяя Юг и Восток. В чем секрет притяжения БРИКС?
- Страны БРИКС
- Суть БРИКС
- История создания
- Новые страны-участницы БРИКС
Итоги саммита БРИКС: как теперь он назовётся и что у него за валюта
БРИКС же — структура куда более аморфная. В ней присутствует Бразилия, которая во многом не только экономически, но и политически ориентирована на США, Индия и Китай, которые, мягко говоря, друг друга не любят и являются конкурентами во всех плоскостях. Если добавить сюда Турцию, Иран, Саудовскую Аравию и Египет — получится во многом "лебедь, рак и щука". Тем не менее, существование группы даже в нынешней конфигурации доказывает её жизнеспособность и востребованность.
Во многом потому, что она выбивается из общей структуры однополярного мира, даже существует вопреки ему. Координация действий с другими странами, не включёнными в элитный клуб золотого миллиарда и не желающими слепо следовать навязываемым им установкам, — насущная необходимость в эпоху распада существующей международной экономической и политической конфигурации. Именно поэтому возникла G20, которая обрела реальную форму в 2008-м в момент первого серьёзного мирового экономического кризиса после окончания холодной войны.
Членство в альтернативных предлагаемым Западом форматах — это не просто фига этому Западу, но и поиск реальных решений проблем, помочь решить которые Запад не может никак. Он закладывает перспективу для налаживания диалога в будущем, когда встанет вопрос о новой конфигурации нового многополярного мира. Что же касается конкретного наполнения в виде создания уже более прочных и чётко структурированных объединений, то это вопрос времени.
Чемодан без ручки: Почему итоги саммита G7 станут очередным ударом по ЕС Когда в феврале этого года в Пекине Владимир Путин и Си Цзиньпин сделали совместное заявление о "международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии", многие восприняли его со скепсисом. Мол, и что? Союз-то между государствами будет или только общие заявления?
Но тут надо понимать, что любой союз — военный, политический, экономический — это оболочка.
Получается, что с 2024 г. БРИКС начнёт совместную работу с чистого листа. По-видимому, стоит отложить надежды на более акцентированное, политизированное противостояние доминированию Запада. Если отталкиваться от причин формирования ядра БРИКС, то очевидно, что изначально эта площадка объединила ряд признанных мировых центров силы и региональных держав незападного мира, желавших закрепить в архитектуре глобального управления их возросшую роль в мировой политике и экономике, создать своеобразный «клуб лидеров» незападного мира. Подлинным мотивом к сближению первоначальной «пятёрки» БРИКС было именно стремление оформить это новое, изменившееся в их пользу соотношение сил в глобальной политико-экономической конфигурации.
В определённом смысле БРИКС, каким мы его знали последние пятнадцать лет, основывался на такой философии классической геополитики. Круг государств, причисляемых к «региональным лидерам» и ещё остающихся вне орбиты БРИКС весьма ограничен. Однако решения в Йоханнесбурге исходят из иного концептуально-политического прочтения мира и могут изменить, или во всяком случае размыть, первоначальную сущность БРИКС. В Йоханнесбурге произошла трансформация объединения в нечто иное, что может стать более объёмным и влиятельным, а может и не стать. Но очевидно, что в переформатированном БРИКС во главу угла будут ставиться не интересы отдельных держав как таковых, а коллективные интересы более крупных геоэкономических величин — региональных или даже супрарегиональных группировок и блоков. Китай — другое дело, логика его стремления к «инклюзивности» понятна — ему пока удаётся снимать экономические сливки с глобализации мировой экономики.
А другим? Документ о принципах и критериях приёма новых членов, принятый на саммите в ЮАР, позволил спасти репутацию блока. В Йоханнесбурге задним числом эту дилемму решили решили? Спору нет, «пятёрка» БРИКС оказалась невольной жертвой глобального запроса на модель отношений, транслируемую объединением. Экспертам пришлось в авральном порядке формулировать рекомендации, исходя из многочисленных и весьма разноплановых факторов, как и соображений стран-участниц. Перечень шести новых членов, избранных из более двадцати государств, подавших официальные заявки, вызывает немало вопросов и уязвим для критики.
Если исходить из принципа формирования первоначальной «пятёрки», а главное — следовать логике укрепления репрезентативности БРИКС как ведущей структуры, выражающей интересы коллективного Глобального Юга, то бесспорными первоочередными кандидатами должны были стать региональные гиганты — Индонезия и Нигерия или даже Венесуэла в качестве представителя сообщества стран Карибского бассейна.
И если к четырем учредителям вопросов нет, то вхождение ЮАР требует пояснения. Экономики этих стран дополняют друг друга: Китай и Индия выступают как мировые поставщики промышленной продукции и услуг, а Бразилия и Россия обладают значительной сырьевой базой. ЮАР же занимает скромное 32-е место. Однако отсутствие в БРИК представителя Африканского континента выглядело парадоксально, поскольку учредители объединения поставили своей целью создание многополярного мира. Игнорировать в таком масштабном деле континент, который больше других пострадал от глобального Запада, учредители посчитали нелогичным. Выбор пал на Южно-Африканскую Республику, особую заинтересованность в членстве которой выразил Китай. Тому было несколько причин: во-первых, Китай был да и является сейчас!
Важным обстоятельством было и то, что ЮАР располагает разнообразными природными ресурсами: золотом, платиной, алмазами, различными рудами. Поэтому именно ЮАР была приглашена присоединиться к «четверке». Есть еще один показатель, который характеризует возможности государств — членов БРИКС и о котором мало говорят, хотя именно от этого показателя во многом зависит будущее нашей цивилизации, — это пахотные земли. БРИКС существует уже 17 лет, но учредители сумели организовать его деятельность без уставных документов, без официального руководителя, а также без постоянной штаб-квартиры и прочих формальных признаков существования, свойственных другим межгосударственным организациям. Лидеры стран БРИКС встречаются, обсуждают насущные проблемы, приходят к приемлемым для сторон решениям, при необходимости подписывают согласованные документы, разъезжаются по своим странам и начинают работать на реализацию достигнутых договоренностей. Минимум бюрократии и максимум эффективности, поскольку в основе отношений между государствами — членами БРИКС заложены принципы взаимной выгоды, равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. В структуре БРИКС, помимо нескольких рабочих групп, особое место занимает Новый банк развития — договор о его создании был подписан в июле 2014 года с уставным капиталом в 100 млрд долл. НБР в перспективе должен заменить Всемирный банк, репутация которого оставляет желать лучшего.
Такие незначительные доли стран — членов БРИКС и других незападных стран фактически делают невозможным их реальное участие при принятии важных решений как в МБРР, так и в других международных финансовых институтах. Серьезное испытание НБР выдержал во время пандемии коронавируса. На финансирование государственных программ по восстановлению экономик стран БРИКС банк выделил около 9 млрд долл. Это, кстати, не осталось незамеченным другими странами, ставшими членами НБР. В мае 2022 года совет управляющих НБР принял стратегию развития на 2022—2026 годы. В документе вызывают интерес следующие направления деятельности НБР: привлечение новых членов банка и расширение областей деятельности здравоохранение, изменение климата, продовольственная и энергетическая безопасность и ряд других. Планируется создание пула валютных резервов, который в перспективе должен заменить Международный валютный фонд, к деятельности которого доверие многих стран оказалось подорванным из-за доминирования в фонде, равно как и во Всемирном банке, США и западных стран. Взносы в пул распределились следующим образом: Россия — 38 млрд долл.
Как отметил российский президент, необходимость создания такой комиссии, которая занялась бы вопросами логистики, вызвано появлением «…новых устойчивых безопасных транспортных магистралей». Если не расширяться, то почему? Вопрос расширения БРИКС — далеко не праздный, поскольку как в привлечении новых членов, так и в ограничении их притока есть свои плюсы и минусы. Но в то же время, отметил Сакс, чем больше в этом объединении стран со слабой экономикой и неразвитой финансовой системой, тем меньше у него перспектив в реализации серьезных проектов. У всех перед глазами печальный опыт Евросоюза, который погнался за количеством и проиграл в качестве своей деятельности. Страны недовольны диктатом Брюсселя, бунтуют, и о единстве Евросоюза говорить не приходится. Но возникают вопросы: всегда ли цели претендентов будут совпадать с целями, озвученными странами-основателями? И не повлечет ли увеличение числа членов объединения к уменьшению влияния самой «пятерки»?
Надолго ли удастся сохранить принцип равноправия в деятельности объединения, понимая, что слабая экономика рано или поздно все равно попадает в определенную зависимость от экономики более сильной? Ответить на эти вопросы может только время. Поэтому, рассматривая заявки на вступление от первой партии претендентов, «пятерке» пришлось решать нелегкую задачу: кого принимать, а кому отказать. По его словам, надо учитывать вес, авторитет и значение страны-претендента, ее позицию в международном плане. Что это означает на практике? Ясно, что в первую очередь «пятерку» интересовали страны, обладающие реальным суверенитетом. Страны, которые будут тайно согласовать свою позицию с Вашингтоном, станут балластом или, и того хуже, — «троянскими конями» в объединении. В БРИКС решения принимаются консенсусом, что предполагает схожесть позиций по важнейшим вопросам совместного бытия.
Любая иная позиция может затруднить его работу.
Главы государств провели переговоры только на будущий год — в Японии, сразу после встречи «Большой восьмёрки». Следом прошел уже полноценный саммит в Екатеринбурге. Главными темами встреч стали мировой продовольственный кризис и подорожание еды, экологические проблемы, в том числе глобальное потепление, проблемы бедности и неравенства, развитие науки, использование космоса, развитие туризма, а также финансовый кризис.
По итогам саммитов подписываются соглашения и создаются специальные рабочие группы для решения выявленных проблем. В рамках космических программ Россия и Китай планируют создать Международную научную лунную станцию. Обсуждение вопроса идет уже год. За это время рабочая группа ученых обеих стран выделила главные темы для исследований на Луне.
Среди них: геология и топография Луны, изучение окололунного космического пространства и даже возможность установки на Луне специальных телескопов.
«Притягивает всё больше сторонников»: каковы перспективы дальнейшего расширения БРИКС
В новом мире у Вашингтона намного меньше шансов одержать политическую победу над соперниками, уверен Пушков. И это на фоне того, что доля США в мировой экономике постоянно снижается, конкуренция с ними растет, а госдолг Штатов почти достиг 35 трлн долларов. Похожие новости:.
Но остаётся целый ряд стран, которые едва ли могут рассчитывать на признание их региональными лидерами, они не входят в «двадцатку», но зато последовательно отстаивают принципы равноправия и свободы выбора путей развития, активно содействуют формированию многополярного мира. Что особенно важно для России — они не раз оказывали ей политическую поддержку в период проведения специальной военной операции на Украине. Принципиально иное измерение в характеристику БРИКС вносит его особенность как «сообщества цивилизаций».
Отличительная и привлекательная черта первоначальной «пятёрки» БРИКС состоит в том, что в неё входят страны, каждая из которых представляет собой самобытную цивилизационную идентичность. Это естественно для объединения, построенного на философии многополярности и многообразия мира. Культурно-цивилизационная идентичность могла бы стать важным дополнительным признаком для членства в БРИКС. Хочется надеяться, что в принятом в Йоханнесбурге документе о руководящих принципах, стандартах, критериях и процедурах приёма новых членов признак наличия самобытной культурно-цивилизационной идентичности будет отражён. Наиболее перспективным представлялся путь постепенного приобщения заинтересованных стран, разделяющих его политическую философию, к работе БРИКС через подключение к программной и проектной деятельности БРИКС и его ключевых институтов, в частности к Новому банк развития. Возможно, требуется принятие стратегического концептуального документа в таком расширенном формате, дающего странам-подписантам гибкие возможности включаться в программно-проектную деятельность БРИКС и право участия в рассмотрении экономической повестки, например, тематики G20, без формального членства.
Чтобы расширение членства не обернулось ослаблением коллективной общности БРИКС, стоит предпринять энергичные шаги по укреплению институциональной основы объединения. В этом контексте колоссальная ответственность ложится на Россию как следующую председательствующую страну в БРИКС в 2024 году. Важно убедить партнёров начать такую работу, заинтересовать предложениями. С удвоением членства актуализируется вопрос о структуре, которая будет осуществлять в режиме реального времени технические функции секретариата. Более серьёзный вопрос — насколько объединение окажется дееспособным в плане согласования и принятия общих позиций, ведь процедура и процесс достижения консенсуса усложняются. В конечном счёте дальнейшая эволюция БРИКС, его будущее определяется целеполаганием: расширение ради чего?
Какие цели ставят? Если оставаться дискуссионной площадкой — это одно. Если идти по пути реального формирования новой парадигмы развития, укрепления взаимосвязанности экономик, совместимости национальных правовых систем регулирования деловой активности, экономического сближения — это другое.
Основной целью создания и функционирования БРИКС считается финансирование проектов и сфер инфраструктуры, а также оказание содействия стабильному росту экономик стран БРИК и иных развивающихся государств мира. Страны-участницы, ставя перед собой цели долгосрочного характера, ориентированы на развитие мировой политической и экономической архитектуры.
Политики и ученые многих стран видят в БРИКС новую силу, способную отыскать наиболее эффективные подходы к решению наиболее важных проблем глобального развития. К числу основных направлений деятельности БРИКС могут быть отнесены: поддержание взаимной торговли параллельно с созданием среды, благоприятной для предпринимателей и инвесторов; развитие возможностей доступа на рынки и углубление связей между ними; активизация координации макроэкономической политики и повышение устойчивости к внешним финансово-экономическим потрясениям; информационный обмен через различные платформы БРИКС. В ходе проводимых саммитов представителями стран обсуждаются самые разные вопросы политического, экономического, финансового, научно-технического и культурного порядка. Помимо ежегодно проводимых в рамках БРИКС саммитов и встреч лидеров «на полях» саммитов «G20», к основным форматам взаимодействия стран в рамках БРИК относятся: встречи высоких представителей, которые курируют вопросы национальной безопасности ; встречи министров иностранных дел и их представителей, а также руководителей других отраслевых ведомств и министерств; заседания рабочих групп по вопросам сотрудничества в различных областях.
По итогам каждого саммита принимается соответствующая декларация. Помимо саммитов, в рамках БРИКС организуется почти 100 ежегодных мероприятий, в том числе 15 встреч на уровне министерств. Тематика мероприятий включает в себя широкий спектр вопросов в финансовой, научно-технической, культурной и политической сферах.
В БРИКС отсутствуют официальные регулирующие ее деятельность нормативные документы, уставы и секретариат.
История БРИКС
- Перспективы расширения БРИКС
- Чего мы должны ждать от БРИКС, а чего нет? — Клуб «Валдай»
- Курсы валюты:
- Что такое БРИКС: объясняем простыми словами. Россия и мир - , 23.04.2024
- Страны БРИКС: зачем они объединились и чем занимаются?
- Повестка дня саммита БРИКС 2023
Россия стала председателем БРИКС: что это значит для мировой политики
Но сегодня Запад наконец-то осознал, что союз БРИКС способен перевернуть с ног на голову как всю геополитику, так и международную монетарную систему. Проходящий в ЮАР саммит БРИКС меняет представление об этом объединении: из статиста сообщество пытается превратиться в значимую силу, которая может лишить доллар США статуса главной мировой валюты. Не исключено, что БРИКС даже поменяет название – во всяком случае после расширения его рядов это было бы логичным.
Воображая БРИКС. Четыре сценария будущего
Какое значение имеет расширение БРИКС для будущего организации? Нет смысла отрицать, что многие страны, желающие присоединиться к БРИКС, считают, что данное объединение может дать им возможности, которые они никогда не смогут получить от Запада. Эксперты также отмечают: саммит БРИКС в очередной раз показал невозможность геополитической «отмены» России. Основные направления деятельности БРИКС, цели и задачи создания организации. Вхождение в состав БРИКС Аргентины имеет больше политическое значение, чем экономическое.
Итоги саммита БРИКС: как теперь он назовётся и что у него за валюта
Перспективы расширения БРИКС | В этом смысле БРИКС напоминает ситуацию, когда лебедь, рак и щука пытаются сдвинуть воз с места. |
С 2024 года председательство БРИКС переходит к России — что это значит | Многие сравнивают БРИКС с НАТО или ООН, что неверно: у этой организации нет штаб-квартиры, она не имеет отношения к военным договоренностям, а курирует, в основном, экономические вопросы. |
«Поддержка принципов многополярности»
- Журнал Международная жизнь - Архив 4 номера 2023 года Перспективы расширения БРИКС
- Роль и расширение БРИКС, дедолларизация, новые возможности и вызовы — интервью
- В БРИКС примут шесть стран: что нужно знать о расширении — 24.08.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- История создания
- Не упустить главное: о плюсах и минусах расширения БРИКС / Сергей Лавров
- BRICS RUSSIA 2024
Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко
Зачем кому-то нужен БРИКС? | БРИКС, международное объединение пяти крупнейших государств с развивающимися рынками, включающее Федеративную Республику Бразилию, Российскую. |
Что Россия получит от новых членов БРИКС | Акроним БРИКС (BRICS) образован от названий входящих в объединение стран на английском языке, до присоединения в 2011 году ЮАР оно носило название БРИК. |
Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023 | Сейчас БРИКС — это Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, вместе больше 40 процентов населения планеты. |
Что такое БРИКС: объясняем простыми словами
Похоронный гудок старому миру: Почему расширение БРИКС станет концом гегемонии США | Расширение БРИКС приведет к укреплению позиций России в системе международных отношений, уверен эксперт. |
БРИКС. Большая российская энциклопедия | Главные новости об организации БРИКС на Будьте в курсе последних новостей: Китай оказывает поддержку Белоруссии на пути в Шанхайскую организацию сотрудничества и БРИКС. |
БРИКС против доллара: к чему может привести вступление в организацию новых стран | «Хотя не исключено, что в рамках БРИКС, при соответствующем финансировании Новым банком развития БРИКС и при помощи партнеров по объединению некоторые страны будут способны совершить технологический прорыв. |
Названы главные ожидания от расширения БРИКС: вызов Западу
БРИКС объединил 11 стран с разным уровнем экономики, культурой, историей и политикой. Не исключено, что БРИКС даже поменяет название – во всяком случае после расширения его рядов это было бы логичным. В определённом смысле БРИКС, каким мы его знали последние пятнадцать лет, основывался на такой философии классической геополитики. Но если БРИКС действительно решит расширяться, а затем усилит свою глобальную роль, это может стать толчком к более масштабным изменениям, которые повлияют на международное влияние Европы и США, прогнозирует аналитик Рубенс Дуарте. «Хотя не исключено, что в рамках БРИКС, при соответствующем финансировании Новым банком развития БРИКС и при помощи партнеров по объединению некоторые страны будут способны совершить технологический прорыв. После 2010 года экономический потенциал БРИКС начал неожиданно ухудшаться.