Весьма важную сторону проявления нравственной ответственности ученого составляет его участие в роли эксперта. Нравственная ответственность ученого достаточно широкое понятие и включает в себя такие аспекты: 1. Моральный уровень мотивации деятельности— отношение к процессу создания чего-то нового.
Ответственность ученого
Такое соотнесение можно осуществить посредством социально — гуманитарной экспертизы, а также технологических проектов. Эта практика соответствует новым идеалам науки, которые могут существенно изменить взгляды на разделение нравственности и истины, существующие в современном мире. Например, многочисленные дискуссии порождает проблема вмешательства в процесс передачи наследственной информации внутри человеческого организма. Детали проблематики выражены в вопросах клонирования, внутриутробного развития ребенка с целью формирования у него определенных свойств. Определение 6 Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Современное общество называют информационным.
В нем сохраняются ценностные установки науки и возникает необходимость корректировки и конкретизации системы социального потребления научного знания. Эти коррективы связаны с выявлением и осознанием перечня социальных детерминант развития всех областей научного знания, что, в свою очередь, является предпосылкой получения объективного знания и ключевым условием продуктивной научной деятельности.
Определение 4 Антисциентизм — это отрицание гуманистической сущности науки и утверждение ее как враждебной силы личности.
Обе точки зрения в отношении научного знания имеют рациональные компоненты, но признаются ошибочными и односторонними. Они признают слепое преклонение перед наукой или неконтролируемый страх перед ней. Сегодня особенное значение отводится рациональному и реалистичному отношению к науке.
Такая тенденция порождает четкое представление специфики границ и возможностей научного познания. Согласно работам В. Степина, ситуация в современной науке и технологических видах активности личности связана с формированием постнеклассического типа научной рациональности.
Научная рациональность и социальная ответственность Этот тип научной рациональности позволяет оценить степень сложности развивающихся систем, которые обладают синергетическими характеристиками.
Приверженцы «чистой науки» считают, что наука сама по себе не несет никакой ответственности за то, как используются ее открытия и изобретения Э. Теллер, Коэн. Другие ученые Эйнштейн, М.
Борн, А. Швейцер прекрасно сознавали нравственную ответственность за свои открытия и за возможность их использования во вред людям, но не видели реальных средств к исправлению положения, и их размышления на этот счет достаточно пессимистичны. И есть одержимые наукой ученые, полные гуманистической веры в человеческий разум, которые полагают, что человечество найдет способы обуздать разрушительные силы, деструктивные тенденции научного прогресса и направить его на благо людей.
Социальная ответственность: Учёные должны учитывать социальные, экологические и культурные последствия своей работы. Они должны учесть возможные негативные последствия и принять меры для минимизации рисков. Например, учёные, занимающиеся исследованиями в области генной инженерии, должны принимать во внимание этические и моральные вопросы, связанные с модификацией генов. Коммуникация результатов: Учёные должны сообщать свои результаты исследования обществу в понятной и доступной форме. Они должны быть готовы объяснить свою работу и ее значение для общества.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых ?
К внешним аспектам ответственности ученого могут быть отнесены нравственная ответственность за социальные и экологические последствия применения научных открытий, недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для жизни и здоровья человека. Если говорить кратко, нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких ключевых аспектах. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых? Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание.
Социальная и нравственная ответственность ученого
Другое, когда тщеславный порыв к славе, желание увековечить свое имя или же наладить карьеру затуманивает рассудок, что, в свою очередь, приводит к формировании лженауки, присвоении чужых достижений ит. Вторую сторону стоит связать с особенностями научной сферы. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред.
Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного "продукта": от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.
В научном исследовании коррупция может проявляться, например, в подделке данных, плагиате, фальсификации результатов исследования или сокрытии негативных данных. Для борьбы с коррупцией ученые должны: Соблюдать научную этику. Это включает честность, точность, независимость и объективность в исследованиях. Действовать в рамках закона. Ученый должен соблюдать все законы и правила, регулирующие научное исследование, включая авторские права, сохранение конфиденциальности данных и использование животных в экспериментах. Сотрудничать с рекомендованными организациями. Некоторые организации разрабатывают стандарты и рекомендации для научных исследований, например, Комитет по этике в исследованиях с животными КЭИЖ. Ученые должны сотрудничать с такими организациями и следовать их рекомендациям. Отказываться от участия в незаконных действиях. При обнаружении незаконных действий или нарушений этики, ученый должен отказаться от участия и сообщить об этом соответствующим органам. Избегание конфликтов интересов и коррупции — обязательное требование для всех ученых, которое помогает сохранить интегритет научного исследования и обеспечить его доверие и достоверность. Это не только нравственная ответственность, но и показатель профессионализма и уважения к научному сообществу и обществу в целом. Социальная ответственность ученых Социальная ответственность ученых проявляется во многих аспектах. Во-первых, ученые должны стремиться к тому, чтобы их исследования были максимально полезными и приносили пользу обществу. Они должны избегать искажений и манипуляций данных, чтобы результаты исследования были достоверными и имели научное значение. Во-вторых, ученые должны быть открытыми и готовыми общаться с обществом. Они должны делиться своими научными открытиями и результатами исследований, чтобы они были доступны широкой публике. Также важно участвовать в общественных дебатах и консультировать политиков и другие общественные органы по вопросам, связанным с их областью экспертизы. Кроме того, ученые должны быть этичными и справедливыми в своих исследованиях. Они должны учитывать возможные негативные последствия и этические проблемы, которые могут возникнуть в результате их работы. Например, они должны быть особенно осторожны в области медицинских исследований, чтобы не причинить вреда пациентам или использовать их без их согласия.
Когда Отто Ган, открывший расщепление урана, узнал о взрыве атомной бомбы над Хиросимой, он был глубоко потрясен такими результатами его открытия. Рассказывают Эрих Багге , что он не спал несколько ночей и помышлял о самоубийстве. Одно время даже обдумывал план предотвратить катастрофу, собрав весь уран и утопив его в море. Однако можно ли было таким образом лишить человечество всех благ, которые в то же время принесет уран? А вспомните А. Сахарова, осознавшего возможное количество жертв, к которым приведет испытание атомного оружия, и выступившего против его испытания в атмосфере. Особую остроту проблема нравственной ответственности приобрела в последнее время, в частности, в связи с прогрессом в области генной инженерии, поскольку это затрагивает интимные механизмы жизни. В 1975 г. Объявление моратория было беспрецедентным событием для науки: впервые по собственной инициативе ученые решили приостановить исследования, сулившие им колоссальные успехи. По мере разработки чрезвычайно строгих мер безопасности при проведении экспериментов некоторые исследования постепенно возобновились, но наиболее рискованные типы экспериментов до сих пор остаются под запретом. Это пример того, что социальная ответственность - органическая составляющая научной деятельности впрочем, как и любой человеческой деятельности. Сейчас делается много попыток создания определенных этических кодексов, которые регулировали бы исследования в области генетики человека, выходят работы по этике генетического контроля. Например, К. Поппер считал, что естествоиспытатели должны давать клятву стремиться только к благу для людей и никогда к вреду. Провозглашен манифест Рассела - Эйнштейна о необходимости признать приоритет человеческих измерений развития науки и техники, создано Пагоушское движение, Всемирная федерация научных работников. Но могут ли кодексы, клятвы обеспечить полное решение проблемы? Вопрос о свободе исследований, о том, как она должна пониматься, был одним из центральных в ходе дискуссий вокруг этих исследований. Высказываются самые разные точки зрения. Наряду с защитой абсолютно ничем не ограничиваемой свободы исследований, была представлена и диаметрально противоположная точка зрения - предлагалось регулировать науку так же, как регулируется движение по железным дорогам. Между этими крайними позициями находится широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований, о том, кому должно принадлежать здесь решающее слово - самому исследователю, научному сообществу или обществу в целом. Говоря о необходимости свободы мысли и свободы научного поиска, В. Вернадский высказывал весьма проницательные, можно сказать оптимистические суждения о взаимоотношениях власти государства и науки. Он считал, что власть не может явно или скрыто ограничивать научную мысль, а должна всемерно способствовать ее плодотворному и беспрепятственному развитию.
в чём проявляется нравственная ответственность учёных
Правильный ответ на вопрос«в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? » по предмету Обществознание. Нравственная ответственность ученых проявляется во многих аспектах и влияет на их решения и поступки. Правильный ответ на вопрос«в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? » по предмету Обществознание. 1) Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера.
Этика науки и социальная ответственность ученого
Другие ученые Эйнштейн, М. Борн, А. Швейцер прекрасно сознавали нравственную ответственность за свои открытия и за возможность их использования во вред людям, но не видели реальных средств к исправлению положения, и их размышления на этот счет достаточно пессимистичны. И есть одержимые наукой ученые, полные гуманистической веры в человеческий разум, которые полагают, что человечество найдет способы обуздать разрушительные силы, деструктивные тенденции научного прогресса и направить его на благо людей. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.
Исследователи также должны соблюдать правила конфиденциальности и учитывать интересы и благополучие участников своих исследований. Аккуратность и достоверность: Учёные несут ответственность за то, чтобы их работа была аккуратной, точной и методологически обоснованной. Они должны следить за качеством исследовательских данных, чтобы избежать ошибок или искажений.
Социальная ответственность: Учёные должны учитывать социальные, экологические и культурные последствия своей работы. Они должны учесть возможные негативные последствия и принять меры для минимизации рисков.
Защита животных и использование необходимых ресурсов Ученые, занимающиеся научными исследованиями в области животного мира, несут ответственность за сохранение биоразнообразия и обеспечение благоприятных условий для существования всех видов животных. Они должны учесть этические аспекты и не причинять вред окружающей среде и животным при проведении своих экспериментов и наблюдений. Также ответственность ученых включает в себя содействие разработке мер по защите и сохранению уязвимых видов животных, а также внедрение на практике этих мер для поддержания экологического баланса. Кроме того, ученые обязаны осуществлять рациональное использование необходимых ресурсов при проведении своих исследований. Они должны анализировать и оценивать возможные экономические, социальные и экологические последствия своих действий. Ученым необходимо соблюдать принципы экологической этики и стремиться к минимизации негативного воздействия своей научной деятельности на природу и окружающую среду.
Проявления нравственной ответственности ученых в защите животных и использовании необходимых ресурсов: Соблюдение этических принципов при проведении экспериментов и наблюдений Сохранение биоразнообразия и разработка мер по защите и сохранению уязвимых видов Рациональное использование необходимых ресурсов Анализ и оценка возможных последствий своих действий Соблюдение принципов экологической этики В целом, нравственная ответственность ученых в защите животных и использовании необходимых ресурсов заключается в учете интересов животных, обеспечении их защиты и благополучия, а также в поддержании устойчивого использования ресурсов при проведении научных исследований. Правила обработки данных и конфиденциальность Во-первых, ученые должны быть честными и объективными при сборе и анализе данных. Они должны учитывать все факторы, которые могут повлиять на результаты исследования, и применять стандартные методы исследования для минимизации возможных ошибок. Во-вторых, ученые обязаны обеспечивать конфиденциальность данных, особенно при работе с личной информацией участников исследования. Это включает в себя соблюдение законодательства о защите данных и принципов этики, например, получение согласия на использование данных и обеспечение их анонимности. Третьим важным аспектом является обязанность ученых предоставлять точные и полные данные, чтобы другие ученые могли повторить их исследование и проверить его результаты. Это позволяет обеспечить достоверность научных открытий и не допустить искажений или манипуляций данных. Наконец, ученые должны быть готовы к обсуждению своих исследовательских данных и результатов с другими учеными и социальным обществом.
Они должны быть открытыми для критики и готовыми отвечать на вопросы, связанные с их исследованием. Это способствует дальнейшему развитию науки и способствует переходу от научных открытий к практическому применению. Избегание конфликтов интересов и коррупции Конфликт интересов возникает, когда научный исследователь оказывается в ситуации, в которой его личные или финансовые интересы могут повлиять на результаты исследования или его интерпретацию. Такая ситуация может возникнуть, например, если исследователь имеет финансовые связи с коммерческими организациями, которые могут получить выгоду от определенного исхода исследования. Для избегания конфликта интересов ученые должны следовать нескольким основным правилам: 1. Декларирование потенциальных конфликтов интересов. Научные журналы и конференции обычно требуют, чтобы исследователи раскрыли все потенциальные конфликты интересов, которые могут возникнуть в ходе исследования.
Резкое уменьшение финансирования отечественной науки в постсоветские годы вызвало ее тяжелое кризисное состояние, в первую очередь в области фундаментальных исследований. Зарплата ученых академических учреждений уменьшилась в несколько раз по сравнению с 1980-ми годами. Тем не менее, большинство ученых продолжают проводить исследования, заявляя о том, что «они не мыслят себя вне науки».
Следует особо отметить, что подобная высокая приверженность избранному делу, любовь к профессии свойственны работникам и других интеллектуальных профессий, а не только ученым, например врачам и учителям. Ученый, занятый в сфере прикладной науки, находится в несколько иной ситуации. Его исследования проводятся по определенному заказу со стороны государства или бизнеса, поэтому получаемые результаты имеют определенную рыночную стоимость, так как они внедряются в производство. Однако не надо забывать о том, что прикладная наука не имеет той степени автономии и независимости от общества, которой обладает «чистая» академическая наука, впрочем требования научного этоса должны проявляться и в области прикладных исследований, хотя, вероятно, в более смягченной форме. Здесь право владения интеллектуальной собственностью может продаваться заказчику например, какой-либо фирме , к тому же в прикладных разработках часто встречаются случаи засекречивания открытий и изобретений. Говоря о личности ученого и особенностях его профессиональной деятельности, нельзя обойти вопрос о тех социальных ролях, которые он выполняет. Любой конкретный ученый работает в рамках определенной организации, в реальном коллективе и никак не может игнорировать сложившиеся в них социальные нормы и требования. По мнению отечественных и зарубежных социологов и психологов, ученый, работающий в организации, выполняет примерно 4-5 взаимосвязанных социальных ролей: ученый профессионал, служащий, член коллектива, руководитель администратор. Первая и основополагающая социальная роль заключается в том, что, выступая в качестве профессионала, ученый выполняет определенные исследовательские операции, теоретические или экспериментальные, в соответствии с общепринятой научной методологией традицией, парадигмой , обеспечивающей получение истинного, достоверного знания. В этой своей ипостаси ученый идентифицирует себя с научным сообществом в целом, и в этом своем качестве он, конечно же, разделяет и все требования научного этоса.
Главная его задача состоит в том, чтобы добиваться получения новых знаний, фактов, решать «головоломки» актуальные научные проблемы , системптизировать и развивать научное знание. Работая в определенном учреждении, будь это НИИ или университет, ученый трудится на основе определенного контракта, является работником по найму, хотя, как известно, в научных учреждениях и вузах существует конкурсный прием на работу и организации подобного рода значительно отличаются от обычных формальных организаций производственное предприятие, банк и т. Тем не менее как работник учреждения он обязан выполнять определенные обязанности, подчиняться официальным, служебным требованиям, выполнять распоряжения руководителей различного ранга. Одно из самых важных формальных требований — регулярный отчет о проделанной научной работе. Здесь уместно отметить, что в нашей стране, особенно в вузовской среде, до сих пор довольно сильны старые бюрократические традиции, согласно которым профессор и доцент являются в первую очередь служащими и должны прежде всего следовать распоряжениям министерств и ведомств, хотя эти распоряжения могут тормозить развитие его творческого потенциала. В США, например, давно сложилась практика пожизненного избрания на должность профессора так называемая «тенюра» , гарантирующая ему определенные независимость и самостоятельность. Работая в конкретном коллективе кафедра, лаборатория , ученый не может не принимать тех норм, ценностей и традиций межличностных отношений, которые здесь сложились. Особенно важную роль здесь играет организационно-психологический климат, психологическая среда коллектива. В научных коллективах чрезвычайно высоко ценится роль экспертного знания, и поэтому наиболее продуктивные в научном плане ученые обладают, как правило, высоким авторитетом, являются неформальными лидерами. Административная роль руководителя связана с тем, что управлять научным коллективом может только ученый профессионал, одних способностей и талантов руководителя здесь недостаточно.
Поэтому администраторы обычно выделяются из самой научной среды, но они должны обладать при этом определенными организаторскими навыками и способностями, уметь решать возникающие проблемы. В старые советские годы и эта традиция, к сожалению, осталась до сего дня ученый-администратор должен был уметь справляться со множеством хозяйственных и материальных задач: доставать необходимое оборудование, «пробивать» дополнительные ставки, осуществлять ремонтные работы и т. Достаточно очевидно, что из всех социальных ролей, выполняемых ученым в социальной организации, наиболее значительна роль профессионала-исследователя, поскольку именнно она обеспечивает получение новых научных результатов и, следовательно, прогресс науки в целом. Неудивительно поэтому тщательное внимание к этой фигуре социологов и психологов. Специальные исследования показали, что ученый-исследователь в научном коллективе, занятый осуществлением определенной научно-исследовательской программы, имеет своеобразный «ролевой профиль». Это означает, что ученый-исследователь как некая усредненная личность а именно таковая является итогом статистической обработки результатов опросов и интервью концентрирует в себе ряд доминантных свойств.
Нравственная ответственность ученого.
Новости Новости. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. В данной статье вы рассмотрите основные положения этики науки и сущность понятия "социальная ответственность ученого". Настоящим ученым может считаться не только человек с развитым интеллектом и способностями, но и человек нравственно ответственный С давних пор ученые отвергали плагиат — присвоение чужих идей. Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт. НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др.
Нравственная ответственность ученых: важность для общества
Оно оказывается реальной силой среди тех, с чьим мнением мы считаемся и связаны тем или иным образом. Общественное мнение — это нравственная составляющая любого социума. Без него невозможны никакие социальные реформы и преобразования. Под влиянием общественного мнения формируется личность, но, в свою очередь, общественное мнение совокупности людей данного социума влияет на принятие решений тех, от кого зависит выбор целей и средств реализации принятых решений. Мораль представляет собой довольно сложный феномен, который включает, по крайней мере, три элемента: нравственное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность. Без нравственного сознания не могут сложиться все отношения в обществе, в которые вступает человек, начиная от межличностных отношений и кончая международными, деловыми отношениями. Деловой этикет, специфика и особенность ментальности, к примеру, западного и восточного человека — все это требует особого знания — знания в области нравственного сознания. Таким образом, нельзя ждать гармонии как в межличностных отношениях, так и оптимального развития отношений с деловыми партнерами, если мы не будем руководствоваться нравственными представлениями, которых требуют эти отношения, и не возьмем на себя нравственные обязанности. Вопрос о том, существует ли особая нравственная деятельность, является спорным. Но, видимо, деятельность по воспитанию детей, формированию экологического сознания, педагогическая деятельность настолько насыщена нравственной составляющей, что можно говорить о специфической нравственной деятельности.
Результатом этой деятельности должна стать гармоничная, нравственно развитая личность. Возникнув и существуя в качестве атрибутивного элемента любого общества, мораль выполняет определенные функции. Регулятивная функция. Здесь два аспекта. Во-первых, мораль регулирует отношения между людьми, коллективами, группами и т. Во-вторых, мораль регулирует отношения между должным и сущим. Речь идет о том, что в обществе всегда имеются определенные представления о нравственных нормах, моральных качествах личности, добродетели и т. Но наше реальное нравственное поведение и нравственные поступки не всегда в полной мере совпадают с этими представлениями. Можно ли измерить степень доброты человека или его нравственного долга по отношению к семье, родителям?
Короче говоря, наше реальное нравственное поведение в различной степени приближается к должному, т. Мораль участвует в формировании личности. Требования морали, воспринятые человеком, интериоризуются им, отпечатываются в нем как черты характера, нравственные качества и выступают как внутренние побуждения его поступков. Если говорить об этом в категориях морали, то речь идет о превращении нравственных обязанностей личности в нравственные потребности, когда человек уже не может поступить иначе. В таком случае нормы морали становятся мотивацией его поведения. Мораль влияет на экономическое развитие общества. Прежде всего это выражается в отношении к труду, поскольку в основе развития общества лежит производство материальных благ. Человек должен иметь экономическую свободу, жить в демократическом обществе. Гуманный человек есть продукт гуманных обстоятельств.
Таким образом, нравственная культура личности влияет на экономику общества. Мораль влияет на другие формы общественного ценностного сознания. Существует связь морали и политики. Известно, что моральный фактор в войне играет особую роль. Мораль влияет на право. Например, проблема гуманизации законов, вопрос о правовом обеспечении эвтаназии. Во всех религиях можно выделить нравственное содержание— заповеди Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, нравственные основы конфуцианства и других религий. Связь морали и науки ставит в современном обществе такие проблемы, как ответственность науки за использование научных открытий, этика ученого. Общественное мнение осуждает различного рода отступления от этических норм науки.
Например, плагиат, т.
Бурный прогресс науки является очевидной реалией современной эпохи, на науку опирается сложный механизм социального пространства. Наука при этом и сама оказалась в ситуации серьезных проблем и альтернатив, поскольку она изначально по своей природе социальна. Социальность науки проявляется и в направленности получаемого знания, и в его производстве, ведь в ходе познания мысль ученого направлена не только к объекту изучения, но и к другим исследователям данной области. Еще сравнительно недавно было принято считать научный прогресс основой и фактором общего прогресса.
Сегодня же чаще всего проявляется отрицание гуманистической сущности науки. Сторонники этого мнения подчеркивают, что достижения современной науки приводят к массовому уничтожению человечества, ведут к отчуждению и подавлению человеческой личности, разрушают среду обитания. Научный прогресс не только обостряет существующие противоречия, но и порождает новые. В начале XX в. Мертон одним из первых обратился к детальному осмыслению этих проблем.
Он ввел понятие «этос науки», определяя его как совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе. В качестве основы этоса науки Мертон выделяет 4 императива: универсализм, всеобщность, незаинтересованность, организованный скептицизм. Универсализм — наличие общих правил и критериев научной деятельности. Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, национальной принадлежности, авторитета ученого. Универсализм предполагает, что результаты, полученные даже известным ученым, должны быть подвергнуты обязательной критике.
Всеобщность — признание результатов научной деятельности общим достоянием научного мира. Тот, кто впервые получил результат, не должен претендовать на монополию. Ученый должен поделиться результатами исследования с коллегами для дальнейшего использования полученного научного знания. Незаинтересованность — готовность согласиться с собственными аргументами оппонентов. Это также предполагает бескорыстность, свободу от желания личной выгоды.
Признание сообщества и вознаграждение должно видеть только как следствие научных достижений. Организованный скептицизм — установка на предельную самокритичность со стороны ученого. Ученый, опиравшийся на неверные факты, не освобождается от ответственности. Анализ научных ценностей, предпринятый Мертоном, впоследствии неоднократно исправлялся и дополнялся как другими исследователями, так и им самим. Так, характеризуя реальную исследовательскую деятельность ученого, Мертон указывает на амбивалентность нормативных принципов.
Указывая на представленные противоречия, Мертон подчеркивает, что поведение ученого в конкретной ситуации определяется его личным характером, научным опытом и научной интуицией. Сама реальность неизбежно противоречива, а амбивалентные императивы отражают специфику науки как социокультурного института. Барбер предложил, в свою очередь, дополнить этос науки такими принципами, как рациональность, оригинальность и эмоциональная нейтральность. Следует отметить, однако, что проблемы, связанные с ценностной природой и нравственной составляющей науки, уходят своими корнями в Античность. Еще Сократ в рамках своего этического рационализма отождествляет знание с добродетелью, а незнание — со злом.
На тесную связь знания и блага обращают внимание Платон, Аристотель и Эпикур. В рамках античной традиции утвердился принцип: «Знать природу, чтобы правильно жить». Нововременная наука во многом опирается на античную линию и продолжает развивать ее. Ньютон и Лаплас утверждают, что научные идеалы неразрывно связаны с этическими ценностями. Рациональное познание они отождествляют с высшим нравственным долгом.
Таким образом, сложился определенный этический образ науки как деятельности, приносящей безусловную пользу обществу. Однако эта традиция была подвергнута критике и сомнению со стороны отдельных мыслителей. Так Ж. Руссо утверждал, что развитие науки не способствует нравственному прогрессу человека и человечества. Философ идеализировал неиспорченного цивилизацией и техникой человека первобытной эпохи, живущего в гармонии с природой.
В Новое время начинает проявляться и другая тенденция, которая делает акцент на автономности науки. Идея автономии науки нашла отражение в принципах первого научного сообщества — Лондонского королевского общества. Принцип социальной нейтральности науки провозглашает, что наука имеет исключительно инструментальный смысл. Просветители создали миф о всесилии и безусловной непогрешимости разума и науки. Позднее столь же горячо отстаивает тезис имморальности науки М.
Вебер, несмотря на то что наука становится неотъемлемой частью всех сфер человеческой деятельности и все обнаруживает свою двойственную сущность. Вебер настаивает на необходимости демаркации науки и метафизики, подчеркивая, что область бытия и область должного отграничены друг от друга. Все эмпирические науки должны давать только строгие формулировки, а не обоснования. По Веберу, между сферой фактов и сферой оценок лежит непреодолимая пропасть. У этики и науки, таким образом, принципиально различные предметы, не имеющие внутренней связи.
Проблема связи социальных ценностей с научными появляется в XIX в. Так А. Эйнштейн вводит понятие «моральный разум» применительно к научной деятельности. Размышляя о пересечении социальных и научных ценностей, К. Поппер отмечает, что обоснованный им принцип фальсификации приложим и к социальной реальности и особенно актуален в политической сфере.
Политические деятели сами должны стремиться к тщательному критическому анализу своих проектов и программ, проверяя тем самым их жизнеспособность. Таким образом, аксиологический подход к науке становится все более распространенным. С точки зрения этого подхода гуманистический и социальный аспекты научной деятельности не менее важны, чем ее когнитивный и эвристический потенциал. В этой ситуации стала проявляться объективная необходимость разграничения этоса и этики науки. К этосу науки, вероятно, следует относить принципы научной деятельности, принятые внутри сообщества ученых и обуславливающие успешность процесса формирования научного знания.
Этика же науки есть моральное измерение научной деятельности, внешняя сторона связи науки и нравственности, регулирующая процесс использования полученного научного знания. Этика науки — это нравственные принципы деятельности ученого, рассматриваемые в социокультурном контексте. Своеобразным отражением проблем этоса науки становится деонтология. Термин «деонтология» греч. В рамках своей этики утилитаризма Бентам определяет деонтологию как науку о профессиональном поведении человека.
При этом он склонен отрицать всеобщее благо, считая, что каждый человек должен заботиться только о себе самом и собственных интересах. Впоследствии данное понятие приобретает другой смысл. Под деонтологией стали понимать формы и способы отражения долженствования. При этом деонтология отграничивается от аксиологии. Деонтология — это этика долга, а аксиология — это этика добра.
Чаще всего понятие деонтология стало применяться в области медицины, юридической практики, педагогической деятельности. Известный западный философ XX в. Агацци, размышляя о научной деонтологии в целом, подчеркивает, что особенно важным моментом в этом смысле является правильный выбор цели исследования. Если для фундаментальной науки целью является истина, то для прикладных наук основной целью будет результат. Морально недопустимыми считаются такие цели, как создание новых видов оружия, разработка способов целенаправленного воздействия на человека.
Целью не может быть создание психотропных препаратов, опасных излучений, глобальные изменения окружающей среды, создание новых видов животных и растений.
Соблюдение этических стандартов: В исследованиях, особенно затрагивающих людей, животных или окружающую среду, ученые должны следовать этическим принципам, чтобы обеспечить гуманное и уважительное отношение. Ответственность за последствия своей работы: Ученые должны осознавать потенциальное воздействие своих открытий и исследований на общество и окружающую среду, стремясь минимизировать вред и способствовать благу. Содействие общественному пониманию науки: Ученые несут ответственность за общение с общественностью и распространение научных знаний, делая их доступными и понятными для широкой аудитории.
Поэтому знанию, претендующему на объективность, следует избегать гипотез. Дидро, Пристли, Ломоносов — первыми сделали решительный шаг по пути признания роли гипотез в научном исследовании. Теория и эксперимент связаны прочными узами: все в эксперименте делается для того, чтобы открыть какую-нибудь гипотезу, гипотеза, в свою очередь, ведет к новым экспериментам, которые дают новые факты, развивающие знание об объекте. Гипотеза - это научное предположение, опирающееся на факты, выраженное в форме суждения, или системы взаимосвязанных суждений, о причине, механизме изучаемых явлений. По своей логической структуре гипотеза является вероятностным суждением, так как истинность ее не определенна. По своей познавательной функции гипотеза выступает либо как форма развивающегося знания от проблемы к теории, либо как структурный элемент теории.
Гипотеза как процесс мышления складывается из двух последовательных этапов: 1 построение гипотезы; 2 обоснование ее логическими методами. Построение гипотезы начинается с выдвижения предположения о возможной причине интересующего нас явления. Гипотезы возникают не только для объяснения эмпирического материала, но и для разрешения противоречий, появляющихся на теоретическом уровне. Например: 200 лет в физике сосуществовали две теории света: корпускулярная Ньютона и волновая Гюйгенса Проверка доказательство гипотезы — необходимый этап на пути движения научного познания к достоверному знанию, и, чтобы стать достоверным, оно должно быть обосновано. В процессе проверки гипотеза либо принимается, то есть входит в качестве элемента в научную теорию или же сама превращается в теорию, либо отвергается. Требования к гипотезе: Гипотеза должна быть принципиально проверяемой Гипотеза должна быть обоснована не только эмпирически, но и теоретически Гипотеза не должна быть внутренне противоречивой. Простота гипотезы. Из «конкурирующих» гипотез выбирается та, которая является наиболее простым объяснением. Сами ученые называют это требование «бритвой Оккама» по имени философа Уильяма Оккама. Смысл этого правила в том, что более простые объяснения природных явлений с большей вероятностью могут оказаться правильными, чем более сложные.
В зависимости от методологии законы науки делятся на эмпирические, полученные с помощью индуктивного обобщения, и теоретические, полученные путем идеализации. Научная программа. Достижение научных целей невозможно без решения комплексов проблем и задач.
ГДЗ по обществознанию 8 класс Боголюбов | Страница 79
Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого. Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах. это прежде всего ответственность перед людьми (обществом в целом): их новые разработки влияют на качество жизни людей. Сегодня предельно остро стоит проблема нравственной ответственности ученых за свои открытия. Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых в современном обществе и почему она так важна
Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. прежде всего, в необходимости изменения сложившегося в сознании ученых. В осознании учёным возможности или необходимости определенного научного риска проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности – с другой. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера.