Новости производственный кооператив преимущества и недостатки

Достоинства оборачиваются недостатками, если посмотреть на них с другого ракурса. Учреждать кооператив — плохое решение, если вы. Преимущества и недостатки правовой формы. Производственный кооператив обычно считается обладающим следующими плюсами. Потребительские кооперативы: плюсы, минусы, мошенники. У россиян старше 40 лет словосочетание «потребительский кооператив» ассоциируется с фильмом Эльдара Рязанова «Гараж» и кооперативными квартирами. Вот некоторые преимущества, которые открывает фрилансеру членство в производственном кооперативе. Преимущества и недостатки Производственный кооператив, как организационно-правовая форма юридического лица, обладает следующими преимуществами: Прибыль кооператива будет разделена между участниками не пропорционально их паевому взносу.

1. Что такое кооператив простыми словами

  • Преимущества производственного кооператива
  • Производственные кооперативы плюсы и минусы кратко
  • Производственный кооператив. Плюсы и минусы. Примеры из практики
  • Производственный кооператив — Википедия
  • Производственный кооператив как способ защиты личных активов
  • Производственный кооператив: кто может участвовать

Производственный кооператив для защиты активов бизнеса. Неделимый фонд

Неделимый фонд кооператива может быть распределен между членами кооператива только в случае ликвидации. В целом, мы против массового использования этой конструкции и видим перспективы только в случае точечного применения. К примеру, особенность конкретного бизнеса — необходимо организовать строительный процесс на отдаленных территориях. Инженерам нужно искать сотрудников для временной работы. У бухгалтеров возникает дополнительная головная боль в части регистрации обособленных рабочих мест и отчетов в разных территориальных фондах. При этом специфика региона в том, что и сами сотрудники не горят желанием трудоустраиваться официально. В такой ситуации спасением становится производственный кооператив, учрежденный из шести лояльных инженеров, составляющих трудовой костяк. Именно он принимает решение о распределении прибыли и оплате труда. Несмотря на название, в виде производственного кооператива может быть оформлена, по сути, любая деятельность. В торговле эта конструкция способна объединить менеджеров по продажам.

К примеру, в торговом подразделении компании сами менеджеры разработали строгие правила, которым следовали и штрафовали за неисполнение: отсутствие индивидуальных рабочих мест в офисе продаж, организованного как «open space», дежурства по офису далеко за пределами 8-часового рабочего дня, совместное принятие решений относительно выплат по результатам месяца и т. Очевидно, что подобный характер отношений не вмещался в рамки трудовых отношений с их обязательными нормативами и гарантиями. Поскольку важной особенностью этой части бизнеса являлось умение продать «все, что угодно», эту компетенцию было решено отделить и облечь в форму Производственного кооператива, оказывающего соответствующие услуги производственным подразделениям. Это позволило не только закрепить все особенности работы «продажников» в юридически правомерные формы, но и дать возможность для законной экономии зарплатных налогов. При этом налоговая экономия была не основной целью, а приятным побочным эффектом. Подчеркну, мы категорически не рекомендуем следовать советам и создавать из всех своих сотрудников производственные кооперативы, отказываясь от трудовых договоров и экономя таким образом на зарплатных налогах.

В ООО прибыль распределяется только между участниками Общества, пропорционально их долям в уставном капитале или в ином порядке по решению общего собрания участников Общества. Девятое отличие—член Производственного кооператива может выйти из кооператива по своему усмотрению. Участник ООО вправе выйти из Общества, если это предусмотрено его уставом. Десятое отличие—решение о реорганизации кроме преобразования в хозяйственное товарищество или общество или ликвидации кооператива принимается тремя четвертями голосов членов кооператива, присутствующих на общем собрании.

Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество принимается членами кооператива единогласно. Вывод: Отличий много, они существенные, некоторые говорят в пользу создания Производственного кооператива, а некоторые — в пользу ООО, поэтому учредителям стоит задуматься, какая именно форма подойдет им для их предпринимательской деятельности. При наличии сомнений лучше обратиться за советом к специалистам с опытом работы в этой области. Для более подробной информации о наших услугах, посетите наши тематические страницы:.

Устав предприятия предприятия на праве оперативного управления 2. Некоторые отличия прав хозяйственного ведения и оперативного управления 2. Учредительный документ — устав, утверждаемый Правительством РФ. Собственник—учредитель вправе изъять: неиспользуемое имущество; используемое не по назначению имущество. Казенные предприятия не вправе распоряжаться движимым и недви жимым имуществом без специального на то разрешения со сторонь собственника. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т. Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества.

Этим документом регламентируется порядок распределения прибыли согласно личному трудовому участию, вопрос вступления и выхода из кооператива и др. Таким образом, законодательство предоставляет определенную степень свободы кооперативам в возможности выбора схемы оплаты труда его членов. Соответственно, при втором случае не осуществляется выплата внебюджетным фондам, остается только подоходный налог. Так и достигается экономия выплат в адрес работников. Отдельно уделим внимание системе налогообложения кооператива. Конечно, упрощенная система выглядит экономически привлекательно, но к ней предъявляются и дополнительные требования законодателя: размер выручки ограничивается 150 млн. Однако есть важный нюанс: члены кооператива, осуществляющие трудовую деятельность, не попадают в среднесписочную численность для органов статистики и, соответственно, не учитываются при подсчете вышеуказанных ста человек. Это большой плюс для компаний, которым необходим человеческий ресурс, но есть большое желание оставаться на упрощенной системе налогообложения.

Что такое производственный кооператив

  • Для тех, кто ценит свое время
  • Сравнение ООО и производственного кооператива
  • Производственный кооператив — Википедия
  • Как открыть кооператив и почему этого не стоит делать
  • Кооператив — для чего он нужен, подробный обзор
  • Производственные кооперативы

Отличия производственных кооперативов

Преимущества и недостатки правовой формы Производственный кооператив обычно считается обладающим следующими плюсами: Кооперация. Преимущества производственного кооператива. Выбор такой организационно-правовой формы как кооператив позволяет получить множество преимуществ перед другими видами бизнеса. Несмотря на недостатки, производственный кооператив многими аналитиками признается передовой формой предпринимательской деятельности. Преимущества и недостатки производственного кооператива. Преимущества производственного кооператива. Выбор такой организационно-правовой формы как кооператив позволяет получить множество преимуществ перед другими видами бизнеса.

Виртуальный хостинг

  • Что такое кооператив и есть ли они сейчас в России
  • Кейс: организация производственного кооператива. Экономия зарплатных налогов
  • Преимущества производственного кооператива
  • Производственные кооперативы плюсы и минусы кратко
  • 2.32 2. Имущество кооператива. Учредительный документ

Производственный кооператив: плюсы, минусы и перспективы

Вот некоторые преимущества, которые открывает фрилансеру членство в производственном кооперативе. Производственные и потребительские кооперативы являются некоммерческой организацией и поэтому обладают рядом привилегий, в сравнении с коммерческой. Преимущества и недостатки производственных кооперативов. По сравнению с государственными, индивидуальными предприятиями и АО, артели имеют существенные преимущества. Производственный кооператив действительно дает в этом плане ряд возможностей, однако не так много, как об этом заявляют некоторые «налоговые копперфильды». Создатель «Кооператива Черный» рассказывает, почему в России нет настоящих кооперативов, как выстроить работу без начальников и продать паев на семь миллионов рублей. Преимущества производственного кооператива (ПрК), действующего по закону 41-ФЗ, в том числе.

Производственный кооператив: плюсы, минусы и перспективы

Все члены кооператива берут участие в его деятельности, что проявляется трудовым участием, обеспечением транспортом, финансированием или внесением материальных ресурсов. Члены кооператива все вопросы решают на собраниях пайщиков, каждому предоставляется один голос для принятия решений. Кто может быть учредителем кооператива Учредителями кооператива могут стать несколько человек, которые приняли решение о его создании на паевых условиях. Учредительным документом организации является Устав, он принимается на общем собрании учредителей и должен содержать следующие пункты: Наименование и адрес кооператива. На который срок он создается, если он будет действовать бессрочно, нужно это указать.

Цели, которые ставит перед собой субъект деятельности, должна указываться предполагаемая деятельность кооператива. Порядок приема новых членов, сумма первоначального взноса. Размер последующих взносов и порядок их внесения и др. Где применяется такая форма деятельности Создать производственный кооператив можно в любых сферах деятельности, которая связана с производством товаров и их сбытом.

Ограничения касаются создания объединений по реализации тех видов продукции, которые запрещены в законодательном порядке.

Стоимость имущества, составляющего неделимый фонд, не учитывается при расчёте стоимости пая члена кооператива при его выходе из кооператива, при реорганизации или ликвидации кооператива, благодаря чему появляется гарантия сохранности определённого имущества у кооператива как юридического лица. Неделимый фонд кооператива может быть разделён между пайщиками только при ликвидации. Если все 500 сотрудников — это пайщики, то производственный кооператив может облагаться налогами по УСН. Единственный недостаток: управлять кооперативом достаточно сложно, если предполагается высокая текучесть кадров. У данной организационно-правовой формы специфические условия по «приёму-увольнению» сотрудников, такие как вход-выход членов кооператива. Выводы В процессе работы с клининговой компанией были подготовлены документы на государственную регистрацию, а также полный комплект внутренней документации для деятельности производственного кооператива: устав, протокол собрания о создании кооператива, положение о документообороте, о распределении прибыли, о членстве, об оплате труда, о реестре членов, установлены и зафиксированы паевые взносы, регламентирована процедура входа-выхода членов, открыт расчётный счёт. Хотите законную оптимизацию на кругленькую сумму? Обращайтесь в MCOB!

Последними являются правление и или председатель кооператива. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может быть одновременно членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Член наблюдательного совета или исполнительного органа может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в связи с его членством в аналогичном кооперативе. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся: изменение устава кооператива; образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива; прием и исключение членов кооператива, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации и ликвидации кооператива. Что представляет собой производственный кооператив В ПК должно входить не меньше пяти участников. Сторонами артели могут быть люди с иностранным гражданством или вовсе без гражданства. Основным органом управления является общее собрание участников. На общем собрании могут быть сформированы исполнительные органы. В их качестве может выступать правление, председатели. Функции исполнительных органов: Вступление на добровольных началах. Каждый участник имеет право на часть объединения. Каждый участник наделен правом голоса на собрании, что позволяет принимать участие в принятии решений касательно кооператива. Кооператив образуется для конкретной деятельности. Каждый из участников должен внести вклад или в материальной форме, или в форме личного участия. Граждане РФ недостаточно осведомлены по поводу преимуществ и недостатков, разновидностей организации трудовой деятельности, поэтому сегодня мы приоткроем завесу «тайных» знаний. Распространена практика паевых взносов, но законодательством регулируется и трудовое участие членов кооператива. Ограничение на формирование вышеназванной структуры касается производства и сбыта товаров, запрещенных на уровне Правительственных инициатив. Производственный кооператив и его особенности Члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законами о производственных кооперативах. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». Правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов регулируются ст. Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов производственных, перерабатывающих, обслуживающих сельскохозяйственных производителей установлены Законом о сельскохозяйственной кооперации. В производственном кооперативе не создается уставный капитал, а находящееся в его собственности имущество делится на паи его членов. Уставом может быть установлено, что определенная часть принадлежащего имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется и имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов ст. Основоположниками современных кооперативов считаются 28 рабочих из города Рочдейл Англия. В 1844 г. Прибыль от этого предприятия делилась между членами пропорционально количеству их покупок. Такие общества получили название потребительских кооперативных обществ. Наряду с ними существуют производственные кооперативные общества, созданные производителями. В России кооперативы получили распространение прежде всего в производственной деятельности, в сфере услуг и торгово-посреднической области. Для кооперативной формы предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива с самим кооперативом. Кооператив является юридическим лицом, а поэтому и субъектом права. В современной деловой практике кооперативы по обороту занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах. Это объясняется рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что на кооперативных предприятиях наблюдается тенденция к «декапитализации» доходов, что снижает эффективность производства, сдерживает инновационный процесс, затрудняет структурные преобразования. С другой стороны, эта форма имеет явные преимущества, среди которых одним из важных является высокая мотивация, обусловленная единством собственности и труда. Но она действует лишь в том случае, если вместо обезличенной «коллективной собственности», которая, по существу, означает собственность коллектива, существует собственность членов этого коллектива. В США, например, для характеристики таких предприятий применяется термин «собственность работника». Он гораздо точнее, поскольку собственность работника — это разновидность частной собственности, отличающейся от классической частной собственности тем, что собственник обязательно одновременно работает на предприятии, совладельцем которого является, и существует определенный механизм, обеспечивающий его участие в управлении предприятием. Необходимо отметить, что в США в собственность работников преобразуется не государственная, а частная. Конгрессом США за последние годы принято более 20 федеральных законов, в той или иной форме, прежде всего путем налоговых льгот, стимулирующих развитие собственности работников. Сейчас в стране насчитывается более 11 тыс. На них трудятся около 12 млн. Возникло несколько центров, занимающихся проблемами собственности работников как в теоретическом плане, так и в чисто прикладном. В основе появления и развития такого рода коллективно-частного предпринимательства лежит научно-техническая революция. Она вызвала развитие наукоемких производств, повысила роль и удельный вес работников интеллектуального труда. Им нельзя задать ритм работы с помощью конвейера, да и самый обычный контроль за их работой неэффективен. Такие работники трудятся с отдачей только тогда, когда имеют соответствующую мотивацию. Положение собственника лучше всего способствует возникновению такой мотивации. В результате и стали появляться сначала десятки, а затем сотни и тысячи фирм, в которых иногда работают лишь несколько человек. Но эта раздробленность компенсируется тем, что все большее число людей участвует в общественном производстве не просто в качестве наемных работников, а в качестве хозяев, имеющих совершенно иные стимулы к труду. На крупных производствах, которые по технологическим соображениям нельзя разделить на мелкие частные предприятия, аналогичная задача решается путем преобразования традиционной частной собственности в собственность работников. Причем сторонниками такого преобразования часто являются сами предприниматели, понимающие, что, уступив часть принадлежащего им имущества своим работникам, они повышают эффективность их труда и с лихвой компенсируют ту часть прибыли, которую в виде дивидендов они должны будут отдавать появившимся совладельцам. В России и других странах СНГ предприятия, основанные на собственности работников, только создаются. Отношение к ним в обществе неоднозначное. Среди ученых, например, есть немало критиков «народных предприятий», апеллирующих часто к югославскому опыту «рабочего самоуправления», которое, как известно, не выдержало проверки временем.

Тогда уже никакие заявления работодателя, даже то, что денег в компании нет, не сработают. Руководителю компании грозит штраф, а в некоторых случаях и личная уголовная ответственность. И не важно, сам работник уволился или его сократили. Хотите детально разобраться в возможностях и преимуществах производственного кооператива ПрК?

Производственный кооператив плюсы и минусы. Производственные кооперативы

Преимущество для участников потребительских кооперативов в том, что они не несут субсидиарной ответственности своим имуществом по обязательствам организации. Для производственных сотрудников рекомендуется разработать систему баллов, исходить из планируемого и фактического объема производства, приходящегося на каждого члена кооператива, применения понижающих коэффициентов например при наличии «брака» и т.д. Недостатки, преимущества производственных кооперативов в 2024 году относительны. Преимущества и недостатки Производственный кооператив отличается следующими преимуществами: Распределение прибыли между участниками в зависимости от их вклада в объединение. В этой статье вы узнаете ответы на самые популярные вопросы о производственных кооперативах. Преимущества и недостатки Производственный кооператив, как организационно-правовая форма юридического лица, обладает следующими преимуществами: Прибыль кооператива будет разделена между участниками не пропорционально их паевому взносу.

Действует ли Трудовой Кодекс в производственном кооперативе?

Все эти новые нормы законов о кооперации ослабляют контрольные функции членов пользователей и более или менее заметно входят в противоречие с кооперативными принципами. В конечном итоге они усиливают власть менеджмента, уменьшают влияние его членов и все больше и больше приближают кооператив к модели акционерного общества. Вследствие этого увеличивается опасность освобождения кооперативного предприятия от влияния своих членов, превращения их в обыкновенных потребителей услуг без реальных прав для активного сотрудничества и опасность сведения участия членов кооператива в капитале к символическим суммам. При таком развитии событий кооперативы утрачивают свой специфический профиль организаций, основанных на членстве, ориентированных на членов и контролируемых ими. Теряют они и свою кооперативную идентичность организаций самопомощи. Добротные законы о кооперативах не должны содержать норм, приводящих к деградации этой организационно-правовой формы. Взаимодействие кооперативов с государством. Закон о кооперативах и иные законы, под которые подпадают кооперативы, например, законы налогового права, должны определить взаимодействие государства и кооперативов. Во многих развивающихся странах но не только в них отношения между государством и кооперативом строятся по типу отношений "господин — слуга". При этом слугой государства выступают, конечно же, кооперативы.

Они, якобы, должны реализовать его политику развития на практике и за это получают профессиональную поддержку и "инструктаж" через чиновников от кооперативов, а также финансовую поддержку, освобождение от налогов и прочие льготы и привилегии. На протяжении многих лет роли государства как спонсора, консультанта и контролера кооперативов в законах о кооперативах уделялось много внимания. Еще и сегодня государственная поддержка кооперативов рассматривается некоторыми лицами как нечто такое, от чего нельзя отказаться. Часто наблюдательные и контрольные функции государства распространяются на все кооперативы, независимо от того, нуждаются они в таком наблюдении и контроле или нет, работают ли они с государственными кредитами и дотациями или обходятся средствами своих членов. Этот патерналистский прием поддержки со стороны государства породил у многих членов кооперативов необоснованные притязания на привилегии и субвенции. Они не понимают, что на самом деле чрезмерная регламентация деятельности кооперативов, усиленный надзор государства и использование им кооперативов для решения своих, некооперативных задач вредят имиджу кооперативов не только в глазах своих членов, но и в глазах общественности. В течение прошедших десятилетий во многих странах призыв покончить с государственным контролем за кооперативами рассматривался как нарушение некоего табу. Это было характерно даже для Международного кооперативного альянса — известного хранителя и защитника кооперативных принципов. Лишь несколько лет назад началось открытое обсуждение отрицательных последствий чрезмерной регламентации деятельности кооперативов и неоправданно сильного государственного контроля.

Финансовый дефицит заставил правительства сократить государственные расходы и аппарат чиновников, чрезмерно раздутый и индифферентный. В то время как в некоторых странах Африки "чиновники от кооперативов" были уволены или переведены в разряд обыкновенных государственных служащих по реестру, а большинство прежних задач государство переложило на кооперативные союзы, в других странах было отменено право государственных служащих чиновников вмешиваться в деятельность кооперативов. Так, например, были отменены нормы законодательства о получении у государства разрешения на принятие решений кооперативом о направлении использования своего собственного капитала. В настоящее время повсеместно признано, что государственная помощь кооперативам и государственный контроль над ними приносит больше вреда, чем пользы. Эта "помощь" государства помешала кооперативам превратиться в самостоятельные, автономные организации самопомощи для поддержки своих членов, а государственный контроль противоречил кооперативным принципам. После многих десятилетий работы контролируемых государством кооперативов в развивающихся странах, политики и "планировщики" их развития наконец-то поняли, что с членами кооперативов и избранными ими представителями нужно обходиться как со взрослыми людьми, которые сами должны решать, как им вести свои дела. Кооперативы имеют право на успех, но должны также нести и риски неудач. Все больше и больше признается, что кооперативы могут превратиться в самостоятельные организации лишь при условии, если им будет дан шанс учиться на своих собственных ошибках. Взаимодействие кооперативов со своими членами.

Что касается взаимодействия кооперативов со своими членами, то и здесь необходимо внести ясность и осмыслить заново основную идею кооператива как ориентированную на членов организацию. После довольно продолжительного периода постепенного сближения кооперативного права и стиля хозяйственной деятельности кооперативных предприятий с правилами функционирования контролируемых инвесторами предприятий путем того, что: экономическому росту, конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов отдавалось предпочтение перед поддержкой членов пользователей и участием в управлении предприятием; члены кооператива постепенно превращались в обыкновенных потребителей, которые почти ничего не получают от "своего" кооператива и поэтому мало что могут потерять. Многие успешно функционирующие кооперативы в промышленно-развитых странах оказались на перепутье и должны принять решение, останутся ли они при своей стратегии сближения с моделью хозяйственной деятельности, направленной на достижение экономических показателей по типу акционерного общества как образцу контролируемых инвесторами организаций, или они намерены заново открыть кооперативы как ориентированные на членов пользователей и контролируемые ими организации, в которых они: могут предоставить членам конкретные и ощутимые материальные и нематериальные блага, делающие членство привлекательным и целесообразным; членов пользователей из псевдо участников с минимальным капиталом пре вращают в настоящих финансовых участников путем увеличения доли в капитале предприятия; членам пользователям придают большее значение. Как улучшить действующие законы о кооперативах? Во многих развивающихся странах с колониальным прошлым законы о кооперативах были "импортными", то есть они были "ввезены" в эти страны извне и более или менее приспособлены к местным условиям, как это понимали политики и законодатели, которые не имели, как правило, основательных знаний о кооперативных принципах мышления и функционировании кооперативов. Ь этой связи часто не удавалось, а иногда вообще не предпринималось попыток сформулировать кооперативные принципы языком правовых норм. Многие нормы таких законов остались невостребованными практикой кооперативного строительства. Члены кооперативов и их руководящий персонал не знают закона или не понимают значение его отдельных норм. Вместо того, чтобы знать и понимать закон они отыскивают пути его обхода или использования лазеек в законе, либо применяют закон лишь потому, что боятся быть наказанными в случае неисполнения его предписаний.

Вместо того, чтобы придерживаться норм закона, они прибегают к собственному "здравому смыслу" при решении конкретных вопросов повседневной деятельности. Чаще всего это проявляется в созыве собраний с нарушением кворума, без ведения протоколов, без соблюдения повестки дня, ведении хозяйственной деятельности с нарушением требований бухгалтерского учета, без ревизии деятельности и т. Если закон о кооперативах должен выполнять свое предназначение, а именно служить руководством для членов кооператива как им создать кооператив и успешно организовать его деятельность, а также избежать рискованных и опасных начинаний, то члены кооператива должны рассматривать предписания закона о кооперативах как разумные правила поведения, которые им следует соблюдать в их же собственных интересах. Члены кооператива должны знать цели включения в закон отдельных правовых норм, понимать и признавать их, потому что они считают разумными и полезными положенные в их основу ценности и принципы. Чтобы согласовать кооперативное право с фактическими потребностями практики кооперативного строительства и обеспечить более полное понимание отдельных его норм, членам кооператива должна быть предоставлена возможность активно участвовать в разработке закона о кооперативах. Это можно сделать с помощью принципа партиципативного законодательства, то есть путем организации дискуссий рядом рабочих групп и общественности со всеми заинтересованными группами и лицами выявить слабые места современного кооперативного права и собрать предложения по их совершенствованию. Такого рода дискуссии были, например, проведены на Филиппинах в 1990 г. Результаты более чем десятка таких мероприятий в различных провинциях страны были представлены законодателю в виде доклада под названием "Что хотели бы с удовольствием отметить члены кооперативов на Филиппинах в своем новом законе о кооперативах". Некоторые пожелания из этого доклада были действительно восприняты филлипинскими законодателями при разработке нового закона о кооперации, например, относительно процедур принятия постановлений исполнительной властью, которые стали больше соответствовать закону, чем прежде.

Во многих промышленно развитых странах процесс сближения законов о кооперативах и способов хозяйственной деятельности кооперативных предприятий с правилами и практикой деятельности контролируемых инвесторами организаций в течение ряда лет продвинулся так далеко, что лишь сознательное и мощное противодействие ему со стороны кооперативных союзов может приостановить эту тенденцию. Лишь в случае, если руководящий персонал национальных кооперативных союзов готов переосмыслить свою политику и отказаться от стратегий сближения в пользу стратегий дифференциации, то есть стратегий, которые подчеркивали бы специфический характер кооперативов как организаций, ориентированных на членов, прибегающих к его услугам и контролируемых ими, то в расчете на среднюю перспективу кооперативы могут сохраниться как самостоятельные организационно-правовые формы и формы хозяйствования. Заключительные положения. Хорошо продуманный концептуально, написанный простым языком и ясно структурированный закон о кооперативах может способствовать их прогрессивному развитию. Хорошая концепция означает в этой связи, что нормы закона о кооперативах и соответствующие правила Торгового кодекса, налогового законодательства и законодательства о конкуренции учитывают особый характер кооператива как ориентированной на членов пользователей организации на основе проведенных принципов и собственной философии предпринимательства, деятельность которой направлена "не на извлечение прибыли, не на достижение благотворительных целей, а на удовлетворение потребностей членов и их поддержку". Если кооперативное право преследует иные цели и направлено на превращение кооперативов либо в полутосударственные институты, в инструменты управления в руках государства, в организации общеэкономического толка на благо всего общества или в ориентированные на менеджмент хозяйствующие субъекты, тогда они утратят свой специфический профиль ориентированных на членов и контролируемых ими организаций и будут не в состоянии мобилизовать собственные ресурсы членов для их развития. Принятые в таком ключе законы о кооперативах с ошибочной концепцией программы кооперативного строительства не способствуют, а наоборот лишают и препятствуют развитию кооперативов. Кооперативы утратят свою специфику, сутью которой является ориентация на членов и контроль ими созданных организаций и более или менее сблизятся с предприятиями, контролируемыми инвесторами, если они: стремятся в первую очередь к экономическому росту, увеличению своей до ли на рынке и формированию независимых от членов резервов; управляются профессиональными менеджерами, а не избранными членами органами кооператива; привлекают капитал инвесторов, а не членов пользователей ; выплачивают дивиденды на инвестированный капитал вместо того, чтобы гарантировать кооперативные выплаты в зависимости от объема участия члена в хозяйственной деятельности своего предприятия, тогда отпадает обоснование необходимости иметь особый закон о кооперативах и предусматривать специальные нор мы в налоговом, трудовом законодательстве и в законодательстве о конкуренции. В таком случае кооперативные предприятия с точки зрения законодательства должны рассматриваться как и любые иные коммерческие, контролируемые инвесторами хозяйственные организации, которые вполне могут довольствоваться общими нормами торгового права.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законами о производственных кооперативах. В настоящее время в России действуют два таких закона: федеральный закон о производственных кооперативах и федеральный закон о сельскохозяйственной кооперации. Последний согласно статье 14 Федерального закона о введении в действие Гражданского кодекса РФ должен был отразить особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов. Наличие двух законов естественно ставит вопрос о сфере действия каждого из них. Законом о производственных кооперативах предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции; торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания; добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов; сбор и переработку вторичного сырья; проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг. Таким образом, понятием "производственный" в данном случае охвачен широкий спектр видов деятельности, а не только промышленное и ремесленное производство, что характерно для понимания производственного кооператива в законодательстве многих зарубежных стран. В ряде стран и в международных кооперативных организациях сейчас также признают, что сфера деятельности производственной кооперации значительно шире ее традиционного понимания. Например, в ряде стран кооперативы создаются в социальной сфере детские сады, уход за престарелыми и т. Законом о сельскохозяйственной кооперации п.

Колхоз создается гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной рыбной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности. Граждане, создающие колхоз, добровольно объединяют имущественные паевые взносы в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества и передают их в паевой фонд кооператива для сельскохозяйственной артели характерно внесение прежде всего земельных паевых взносов. Члены сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей колхозов обязаны участвовать в их деятельности личным трудом. Коопхоз отличается от колхоза тем, что его учредителями и членами могут быть только главы крестьянских фермерских хозяйств и или граждане, ведущие личные подсобные хозяйства. Сфера их совместной, основанной на личном труде, деятельности состоит в обработке земли, производстве животноводческой продукции. Возможна и иная, связанная с производством сельскохозяйственной продукции, деятельность. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности владении, аренде крестьянских фермерских или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Означает ли наличие федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" возможность осуществлять деятельность по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной рыбной продукции только кооперативами, созданными в форме колхозов и коопхозов? Федеральный закон "О производственных кооперативах" п.

В нем говорится, что законом о сельскохозяйственной кооперации определяются особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов, то есть колхозов и коопхозов. Но это не значит, что граждане не вправе осуществлять совместную деятельность в сфере сельскохозяйственного производства в иной организационно-правовой форме, в частности в форме производственного кооператива, действующего на основе федерального закона "О производственных кооперативах". Например, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции. Этим видом деятельности традиционно занимались и занимаются также потребительские общества что отражено и в законе о сельскохозяйственной кооперации применительно к потребительским кооперативам, регулируемым данным законом , государственные предприятия и иные коммерческие организации. Нет никаких оснований отрицать право кооперативов, организация и деятельность которых определяется законом о производственных кооперативах, осуществлять, например, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции. Закон о производственных кооперативах допускает осуществление ими производства, переработки и сбыта как промышленной так и иной продукции. Допустимо также внесение в производственный кооператив в качестве паевого взноса земельных участков в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле. Колхозы, крестьянские фермерские хозяйства, граждане, имеющие личное подсобное хозяйство, также как члены садоводческих товариществ могут не заниматься переработкой собственной продукции, а сдавать ее на договорной основе иным коммерческим организациям, в частности, кооперативам, созданным в соответствии с законом о производственных кооперативах. Не служит препятствием также указание в законе о сельскохозяйственной кооперации на обязательность участия члена кооператива в его деятельности личным трудом.

Хотя закон о производственных кооперативах допускает иное кроме трудового участие граждан в их деятельности, а также возможность участия в кооперативе юридических лиц, основным остается все же личное трудовое участие. Кооперативы, деятельность которых будет связана с сельскохозяйственным производством, могут признать личное трудовое участие их членов обязательным. Такое правило, предусматривается, например, в уставах артелей старателей. Порядок образования кооператива. Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Под учредителями принято понимать тех лиц которые создают новую организацию, в данном случае кооператив. Учредителя нельзя заменить. После создания кооператива все участвующие в нем лица, в том числе и учредители являются его членами. Но те первые, которые создавали кооператив навсегда останутся его учредителями, даже если впоследствии выйдут из кооператива.

При создании кооператива число его членов не может быть менее пяти человек, то есть физических лиц. Если в создании кооператива принимает участие юридическое лицо, то оно может быть только шестым. Членами кооператива, образованного на основе закона о производственных кооперативах, могут быть физические лица граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства , принимающие личное трудовое и иное в частности финансовое участие в его деятельности. Уставом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности и юридических лиц, которые также становятся членами кооператива и действуют через своего представителя. Такое решение вопроса позволяет с одной стороны кооперативу привлекать инвестиции, а инвестору иметь соответствующий пай в имуществе кооператива и участвовать в распределении прибыли кооператива с учетом размера этого пая, а с другой — сохранить кооператив как сообщество прежде всего людей, а не капиталов. Все члены кооператива вправе участвовать в управлении делами кооператива юридические лица через своего представителя , обладая одним голосом при принятии решений общим собранием. Документом, оформляющим учреждение кооператива является его устав. Заключение учредительного договора не требуется. Собрание учредителей избирает председателя кооператива, его правление, формирует иные органы кооператива, утверждает подготовленный устав.

Желательно иметь в уставе следующие разделы; общие положения; основные задачи и виды деятельности кооператива; права и обязанности члена кооператива; имущество кооператива; ответственность кооператива и его членов по обязательствам кооператива; управление в кооперативе общее собрание, наблюдательный совет, если он создается, исполнительные органы кооператива правление, председатель , ревизионная комиссия ревизор ; регулирование трудовых отношений в кооперативе; реорганизация и ликвидация кооператива. При подготовке устава следует обратить особое внимание на те нормы закона о производственных кооперативах, которые отсылают решение предусмотренных в них вопросов к ведению устава. В частности, о размере паевого взноса, ответственности члена кооператива за нарушение им обязательств по внесению паевого взноса, о неделимом и иных фондах кооператива например, материальной помощи, социального развития, жилищного и др. В уставе необходимо указать на перечень внутренних нормативных актов, утверждаемых самим кооперативом, либо на то, что вопрос о принятии внутренних нормативных актов например, правил трудового распорядка решает общее собрание кооператива. Как всякое юридическое лицо кооператив подлежит государственной регистрации. К сожалению закон не определил перечень документов, представляемых для государственной регистрации, содержится только отсылка к порядку, установленному законом. Но действующее законодательство не содержит порядка регистрации производственных кооперативов. Поэтому на местах возможен разный подход к документам, представляемым органу исполнительной власти для регистрации кооператива. Во всяком случае обязательны следующие документы: протокол собрания об учреждении кооператива, об утверждении его устава, о сформированных органах управления кооперативом правление, председатель и др.

Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Орган, регистрирующий кооператив, не вправе отказать в его регистрации по мотиву нецелесообразности создания. Отказать в регистрации кооператива возможно только в случае несоответствия его устава закону или нарушения порядка создания кооператива. Отказ в регистрации, а также уклонение от регистрации свыше месяца могут быть обжалованы в арбитражном суде. Членство в кооперативе. В законе о производственных кооперативах указано на три разновидности членства в кооперативе. Основная разновидность — члены кооператива — граждане, работающие в нем. Это основная категория членов кооператива, так как кооператив по самой своей сути организация, в которую добровольно объединяются люди для совместного труда в целях удовлетворения своих материальных и других потребностей. Вторая разновидность — граждане, не работающие в кооперативе.

Имеются ввиду члены, осуществляющие иное участие в производственной и хозяйственной деятельности кооператива, которое может выражаться в частности в финансировании кооператива, обеспечении его материальными ресурсами, помещениями, транспортом. Как члены кооператива они тем не менее вправе и обязаны участвовать в работе общего собрания кооператива, могут быть избраны в органы управления кооперативом, ревизионную комиссию, наблюдательный совет. Третья категория членства в кооперативе — юридические лица. Такие лица могут участвовать в деятельности кооператива только, если это прямо предусмотрено его уставом. В этом случае юридическое лицо, действующее в кооперативе через своего представителя, такой же член кооператива, как и гражданин, принимающий иное участие в производственной и хозяйственной деятельности кооператива. Формы участия юридического лица аналогичны тем, о которых говорилось применительно к гражданам, не принимающим личного трудового участия в деятельности кооператива. Правовое положение второй и третьей группы членов несколько отличается от членов кооператива, работающих в нем. Во-вторых, они обязаны вносить два паевых взноса: основной и дополнительный, которым как бы компенсируется их неучастие личным трудом в деятельности кооператива. Размер дополнительного взноса должен быть установлен уставом кооператива.

Уставом или иными внутренними документами кооператива решение общего собрания, положение о паевом фонде и др. В-третьих, такие члены получают только ту часть распределяемой прибыли, которая исчисляется в зависимости от внесенного паевого взноса. В уставе или иных документах кооператива следует решить вопрос: будет ли при этом учитываться дополнительный паевой взнос. Член кооператива, работающий в нем, имеет несколько больше прав, чем члены, не принимающие личного трудового участия в деятельности кооператива. Член — работник кооператива имеет право на вознаграждение за труд, он вправе также получать часть распределяемой прибыли не только пропорционально размеру паевого взноса, но и в зависимости от количества и качества его труда. Видимо целесообразно разработать в кооперативе коэффициент трудового участия, в соответствии с которым распределять ту часть прибыли, которая предназначена только для членов-работников кооператива. Такие коэффициенты используются при распределении прибыли, например, в кооперативах — артелях старателей. Кроме прав, предусмотренных законом и уставом кооператива, его члены несут определенные обязанности, в числе которых обязанность при определенных условиях покрывать долги кооператива, то есть при отсутствии в кооперативе денежных средств и имущества нести субсидиарную ответственность по таким долгам. В этом случае члены кооператива обязаны компенсировать недостающую часть долга или весь долг за счет своих собственных средств.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "О производственных кооперативах" размер субсидиарной ответственности члена кооператива и порядок ее наступления определяются в его уставе. Можно соотнести размер такой ответственности с паевым взносом и установить, что член кооператива несет ответственность по его долгам в размере стоимости половины, одной трети стоимости его паевого взноса. Субсидиарная ответственность членов кооператива наступает, если исчерпаны возможности удовлетворения требований кредиторов за счет имущества, принадлежащего кооперативу на праве собственности. Можно, например предусмотреть в уставе, что такая ответственность наступает в случае ликвидации кооператива, если его имущества не хватает на выполнение обязательств перед государством и удовлетворение требований кредиторов. Возможно предусмотреть применение правила о субсидиарной ответственности членов кооператива и в ходе его текущей деятельности, если общее собрание посчитает более целесообразным покрытие образовавшегося долга за счет личных средств членов кооператива, чем реализация в этих целях части имущества кооператива. Прием в члены кооператива граждан, желающих принимать личное трудовое или иное участие в его деятельности, осуществляется на основании заявления гражданина, а юридического лица — заявления, подписанного его руководителем. Если до решения общего собрания о приеме гражданина в члены кооператива, гражданин изъявит желание работать в нем, то Правление председатель кооператива могут допустить такого гражданина к работе в кооперативе на основе трудового договора либо договора подряда или иного договора, регулируемого гражданским законодательством. Гражданин юридическое лицо считается принятым в члены кооператива с даты принятия решения общего собрания членов кооператива о его приеме в кооператив. При принятии решений все члены кооператива обладают одним голосом один член — один голос.

Право собственности кооператива. Правовой режим его имущества. Как юридическое лицо кооператив является собственником всего его имущества. Право собственности кооператива означает, что его имущество находится в коллективном владении, пользовании и распоряжении всех членов кооператива, которые реализуют это право, участвуя на равной основе в управлении собственностью. Вместе с тем специфика кооператива как коммерческой организации определяет особый режим его имущества. У кооперативов нет уставного капитала, а потому закон не предусмотрел для учредителей кооператива обязанность внести какой-то минимум средств, без которых невозможно было бы создать кооператив как например в хозяйственных обществах , что немаловажно для людей, имущественное положение которых не позволяет им участвовать в хозяйственных обществах. Минимальный размер имущества кооператива определяется его паевым фондом, образуемым за счет паевых взносов членов кооператива. Размер паевого взноса основного и дополнительного , вносимого его членами при образовании кооператива и при приеме новых членов, определяется самим кооперативом в его уставе.

Если производственные кооперативы не хотят превратиться только в прибежище людей бедных и слабых, не имеющих иных альтернатив, они должны предложить своим членам как минимум сравнимые с другими коммерческими организациями конкурентные условия. Следует обратить также внимание на схожесть и отличия потребительских и производственных кооперативов.

Оба вида кооперативов направлены на оказание содействия своим членам. В производственных и потребительских кооперативах действуют международно принятые кооперативные принципы. Однако в отличие от потребительских кооперативов члены производственных кооперативов более тесно связаны с кооперативом уже в силу того, что только от него зависит их экономическое существование. Для членов потребительского кооператива в условиях рыночного хозяйства эти связи проявляются иначе. Использование формы потребительского кооператива происходило лишь в тех случаях, когда решение стоящих перед ними конкретных задач может быть достигнуто более эффективно общими усилиями. Производственный кооператив связан с рынком всеобъемлюще. Он вынужден вести конкурентную борьбу с коммерческими структурами как на рынке снабжения, в системе внутренней организации и совершенствования самого производства, так и на рынке сбыта. Он должен быть в состоянии предлагать услуги, соответствующие требованиям рынка, если не хочет быть вытесненным с него. Потребительский кооператив может быть связан с рынком односторонне. Например, в снабжении или в сбыте продукции, состоя при этом в целевом объединении с членами кооператива, которые в свою очередь являются носителями кооператива.

Вследствие более тесного сотрудничества между членами кооператива и их тесной связи с производственным кооперативом многие проблемы жизнедеятельности производственного кооператива решаются по-иному, внутреннее единство имеет здесь особое значение. Важно поддержать тенденцию взаимодействия, взаимодополняемости, взаимопроникновения, интеграции производственных и потребительских кооперативов. Одно из важных направлений таких смешанных форм демонстрируется сейчас, когда члены производственного кооператива являются одновременно членами кредитного союза общества взаимного кредита — формы потребительского кооператива. Производственно-потребительские кооперативы как интегрированные образования — наиболее распространены в развивающихся странах. Основные решения по вопросам развития отраслей и технологии производства принимаются правлением кооператива, а члены кооператива проводят эти решения в жизнь в виде производственных планов на своих и арендованных предприятиях. Хозяйственная самостоятельность членов кооператива существенно уменьшена в пользу коллективных решений. Интегрированным типом производственного кооператива является кооператив "Мондрагон" Испания. Он объединяет интеллектуальную, образовательную, жилищно-строительную, банковскую систему кооперации. В этом направлении может развиваться малый бизнес России, когда небольшие малые предприятия производственные кооперативы однородной специализации образуют производственный кооператив второго уровня. По этому пути, вероятно пойдут производственные кооперативы строительного профиля, которые составляют примерно треть всех действующих производственных кооперативов.

Несмотря на специфические критерии идентичности производственные кооперативы не являются гомогенными структурами. Они отличаются друг от друга по направлениям и механизму создания, по специализации, по прочности связей между членами, по количеству, структуре и статусу членов, участию нечленов кооператива и т. Попробуем классифицировать производственные кооперативы, используя ряд признаков. Время создания кооперативов: до принятия федерального закона о производственных кооперативах 1996г. Специализация: производственные кооперативы в торговле, общественном питании, строительстве, на транспорте, научно-технической сфере и т. Структура членской базы: в создании и деятельности производственных кооперативов участвуют только физические лица, либо и физические и юридические лица. Если членами являются только физические лица, то либо все они участвуют в деятельности производственного кооператива, личным трудом, либо часть из них не принимает личного трудового участия. Наконец, будут производственные кооперативы, в которых значительная часть членов участвует в деятельности личным трудом, а остальные — и физические и юридические лица — с иным участием. Характерным примером производственного кооператива в этом отношении являются израильские кибуци. Они характеризуются почти полной хозяйственной, трудовой и имущественной общностью.

Члены кооператива не имеют, как правило, частной собственности за исключением личных вещей. Во внешних рыночных связях кибуци — коммерческие организации и нацелены на извлечение прибыли. Механизм создания кооперативов: организация производственного кооператива вновь, создание производственного кооператива путем преобразования хозяйственного товарищества или акционерного общества; путем слияния, присоединения, разделения, выделения. Не исключен путь возникновения производственных кооперативов путем трансформации государственных предприятий, потребительских кооперативов. Особенно сложным и малоразработанным вопросом является вопрос о преобразовании акционерного общества и хозяйственного товарищества в производственный кооператив. Прежде всего следует уберечься от формализации этого процесса. Кооператив отличается в членстве своими концепцией и образом мышления. Поэтому простое преобразование в кооператив без изменения психологии, социальной ориентации и ценностей невозможно. Об этом должны знать сегодняшние акционеры и завтрашние члены производственного кооператива. Более простой вариант преобразования: когда акции небольших предприятий распределены более, менее равномерно среди акционеров, причем в большинстве своем — работающих.

Чаще это можно еще наблюдать в закрытых акционерных обществах. Решение о преобразовании закрытого акционерного общества должно быть принято на общем собрании, которое должно быть хорошо подготовлено. Предварительная разъяснительная работа позволит выявить число потенциальных членов производственных кооперативов, при этом желательно, чтобы они владели большей частью пакета акций. Оговаривается размер паевого взноса, приравненный к определенному количеству акций общества. Не желающим участвовать в создании и деятельности производственного кооператива предлагается продать свои акции акционерам либо наемным работникам, согласным стать членами кооператива. Те, кто откажется от продажи своих акций, может стать членом производственного кооператива, не принимая личного трудового участия в его деятельности. Статус члена кооператива он приобретет после внесения своих акций в качестве дополнительного паевого взноса. Серьезным препятствием на пути такой трансформации собственности может стать неотработанность механизма списания долгов, отсутствие порядка оценки и переоценки имущества, нежелание юридических лиц — акционеров участвовать в процессе преобразования, усложнение взаимоотношений с бюджетом налоги и т. Одним словом требуется принятие специального постановления Правительства РФ по данному вопросу. Государство и производственные кооперативы.

Рассмотрим здесь эту проблему как общефедеральную особенностям кооперативной региональной политики посвящена отдельная статья. Теперь посмотрим, как эти рекомендации используются в России, в том числе применительно к производственным кооперативам. Государством в лице законодательной власти в последние годы совершен заметный прорыв: приняты федеральные законы о сельскохозяйственной кооперации, о производственных кооперативах, дана по существу новая редакция закона о системе потребительской кооперации, готовится Закон о кредитных союзах кооперативах. Государство в лице исполнительной власти занимает неопределенные политические и экономические позиции в отношении кооперативного сектора, ведет себя индифферентно. До сих пор нет ясной концепции перспектив развития кооперативного движения и кооперативного строительства. Определенной дискриминации подвергаются производственные кооперативы артели. Если потребительские центросоюзовские и сельскохозяйственные кооперативы могли даже рассчитывать на материальную помощь списание долгов , то производственные кооперативы не получали даже моральной поддержки. С начала 90-х годов по ним не было принято не то что постановления правительства, но даже ни одного нормативного акта на уровне министерств. В значительной степени судьбу кооперации в России определяет приватизационная политика государства. Идеологи кооперации не против, а за приватизацию государственной собственности.

Однако было ошибочно ее проводить как строго централизованную спланированную акцию как большевистскую коллективизацию , рассматривать способы приватизации как варианты государственного управления экономикой и осуществлять приватизацию государственного имущества, не отказываясь от идеологического влияния общих условий деятельности и менеджмента предприятий. При подготовке государственной программы по приватизации было бы целесообразно учесть, что трансформация государственной собственности в частную акционерную вовсе не единственный путь. Были механизмы более естественной, хотя и не такой быстрой эволюции — превращение государственных предприятий в кооперативные, особенно в сфере производства товаров народного потребления и услуг, научно-исследовательской, культурной сферах. Этот путь учитывал экономические интересы и психический склад определенных и весьма многочисленных групп людей, не отталкивая их от рыночных реформ. Однако в результате в гражданский оборот были допущены только такие организационно-правовые формы, как акционерное общество и хозяйственное товарищество, и на значительном отрезке времени в ряде случаев это имело решающее значение были исключены рыночно ориентированные производственные кооперативы. Наконец, эффективнее всего воздействие государства на развитие производственных кооперативов оказывается опосредованно путем соответствующего налогообложения особенно в отношении образования резервов. Во Франции, Италии, Великобритании передача средств в фонд неделимых резервов производственных кооперативов освобождается от налогообложения. С таким же предложением в Государственную Думу РФ в связи с обсуждаемым Налоговым Кодексом РФ вошло Некоммерческое партнерство объединенных производственных кооперативов и рассчитывает на понимание депутатов. Любая организационно-правовая модель не является самоцелью. Она лишь средство для решения определенных социально-экономических задач ее участников.

До тех пор, пока не будут найдены иные лучшие модели, имеющиеся должны получить право на существование. Тенденция к трансформации, переходным и смешанным формам, когда при определенных условиях они самораспускаются или преобразуются, если их участники более не испытывают в них необходимости, должна рассматриваться не как вырождение, а как нормальный ход развития. В полной мере это может быть отнесено и к производственным кооперативам. По мере продвижения рыночных реформ, заметной диверсификации альтернативных организационно-правовых форм будет увеличиваться дефицит в институциональной сети за пределами отдельного предприятия. Этот дефицит и не использованный до сих пор потенциал развития должны послужить основой стратегии поддержки кооперативов в России. Когда заходит речь о кооперативном праве, то во многих странах при этом имеют в виду наличие законов о кооперативах, принятых специально для них как особой организационно-правовой формы юридического лица. В других странах, где кооперативы не выделяются как особая организационно-правовая форма, а понимаются как форма хозяйственной деятельности, в отношении кооперативов обычно применяется общее законодательство об обществах и товариществах Гражданский кодекс или Торговый кодекс. В этом случае учредители могут любую организацию с собственной правосубъектностью, например, акционерное общество или хозяйственный союз в рамках уставной автономии путем соответствующего оформления устава изменить так, чтобы приспособить ее к особым требованиям кооператива как ориентированной на личность и контролируемой членами пользователями организации самопомощи на основе кооперативных принципов. Организации, контролируемые членами пользователями , отличаются от обычных обществ на капиталах, которые, как правило, контролируются инвесторами и в которых все нормы, регулирующие их деятельность, направлены на привлечение и защиту капитала инвесторов и обеспечение их прав контроля. В кооперативах же права и обязанности их членов ориентированы на личность, а не на долю участия в капитале.

По сравнению с традиционными обществами на капиталах организации, контролируемые своими членами пользователями , преследуют иные цели и достигают их иными способами. В таких организациях все нормы, регулирующие их деятельность, направлены на обеспечение ориентации менеджмента на достижение производственного результата, выполнение задач по удовлетворению потребностей, а именно потребностей членов пользователей и контроль с их стороны. Ниже будут рассмотрены некоторые вопросы относительно роли права при развитии кооперативов, а именно: А. Знают ли члены кооперативов законодательство, регулирующее деятельность кооперативов, и как оно применяется на практике? Полезно ли действующее законодательство о кооперативах для их развития или оно представляет собой тяжелую ношу прошлого, которая лишь тормозит деятельность кооперативов по сравнению с их коммерческими конкурентами? Имеются ли в действующем законодательстве о кооперативах недостатки и как их можно было бы устранить? Законы о кооперативах. Нормы права, относящиеся к кооперативам, могут находиться в многочисленных других законах, причем далеко за пределами закона о кооперативах и постановлений о его применении. Будучи особой формой частной хозяйственной организации, кооперативы подпадают под действие нормативных правовых актов общеобязательного характера, например, обязательственного права, если их общие правила однозначно не заменены специальными нормами закона о кооперативах. Это относится к нормам, содержащимся в торговом, налоговом и трудовом праве, а также в законодательстве о конкуренции.

Поэтому невозможно полностью понять кооперативное право, если читать только закон о кооперативах. Особенно лица, задачей которых является донесение кооперативного права до других, должны владеть по меньшей мере базовыми знаниями национально-правовой системы, неотъемлемой составной частью которой является кооперативное право. С другой стороны, юристы, работающие в области кооперативного законодательства, должны быть знакомы с теорией и практикой кооперативного строительства. Эта интеграция кооперативного права в национальную правовую систему устанавливает определенные рамки для формы и содержания закона о кооперации каждой конкретной страны. Хотя и выработаны международные принципы кооперации, которые должны восприниматься национальными законами о кооперативах, национальная правовая система отражает действующие политические и правовые структуры конкретного государства, влияющие в свою очередь на интерпретацию международных принципов кооперации в национальном законе о кооперативах. Это может привести как к открытым, так и скрытым конфликтам. На какие группы лиц в обществе нацелено кооперативное право? Если акционерное право, в основном, нацелено на коммерсантов и инвесторов, работающих в так называемом формальном легальном спектре экономики, то есть на лиц, которые либо сами имеют знания и опыт в области права, либо имеют доступ к профессиональным консультантам-юристам, то кооперативное право, главным образом, адресовано лицам без таких знаний, опыта и доступа к консультантам. Часто в кооперативы объединяются наемные работники, потребители разнообразных товаров, домохозяйки или наниматели имущества. Это могут быть также индивидуальные и мелкие предприниматели из сферы теневой экономики из неформального сектора, строго говоря, из нелегального , чтобы совместно осуществлять хозяйственную деятельность, а благодаря регистрации в качестве кооператива формализовать и легализовать ее.

При работе над законами о кооперативах необходимо иметь в виду потребности именно этой группы. Но с другой стороны, нужно учитывать, что кооперативы создаются не только лицами с малыми доходами. Их членами могут быть также мелкие и средние предприниматели, а также лица свободных профессий врачи, аптекари, консультанты по налогово-правовым вопросам и т. Часто наблюдается развитие кооперативов от мелких и простых социально-экономических групп типа союзов, сообществ делового сотрудничества или объединений, преследующих общие интересы, управление в которых организовано на общественных началах, до крупных предприятий с профессиональными менеджерами. Закон о кооперативах должен перекрывать весь диапазон групп, создаваемых для достижения хозяйственных целей. Он должен содержать нормы права, отвечающие потребностям как мелких и простых общих коллективных предприятий, так и крупных, комплексных хозяйств. Именно по этой причине в некоторых странах принято по несколько законов о кооперативах, учитывающих интересы различных отраслей, уровней развития и величины соответствующих кооперативов. Чтобы кооперативное право было понятным для лиц с относительно низким уровнем образования, закон о кооперативах должен иметь ясную структуру и написан простым языком. Разработчики правовых норм должны всегда помнить, что текст закона о кооперативах предназначен не столько для юристов, сколько для обыкновенных граждан, рассчитывающих на его ясность. Особенно это важно во времена экономических и социальных переломов, потому что посредством закона о кооперативах вводятся правовые нормы правила поведения для создания и организации деятельности коллективных предприятий, контролируемых членами пользователями , которые отличаются от традиционных и привычных правил хозяйственной деятельности.

Группы коллективы лиц, которым адресован закон о кооперативах, должны быть в состоянии понимать новые нормы и правила и признавать их целесообразными. В противном случае не следует ожидать, что они станут руководствоваться этими новыми нормами и правилами в своей хозяйственной деятельности. Против положения, что закон не может быть написан в виде учебника для начинающих можно было бы возразить. Однако имеется огромное пространство для свободы действий между текстами законов, составленных как чисто специальные документы на языке с высокой степенью абстракции, и множеством перекрестных ссылок, понятных лишь юристам, и текстами законов, которые сознательно написаны простым языком для обыкновенных граждан. Что должно быть урегулировано законом о кооперативах? Закон о кооперативах должен обозначить правовые рамки, в которых могут создаваться и функционировать кооперативы. Это означает, что в законе в первую очередь должны быть сформулированы нормы, учитывающие специфику кооперативов как особой организационно-правовой формы. Какие же признаки кооператива отличают его от иных организационно-правовых форм? Как создается кооператив, как он регистрируется, функционирует, финансируется, управляется и проверяется? Какую роль играют члены кооператива в такой организации?

Одновременно в законе о кооперативах должны быть учтены кооперативные принципы, которые, с одной стороны, представляют собой проверенные жизнью руководства к действию для функционирования организаций, контролируемых членами пользователями , а с другой — отражают особую систему ценностей, специфических для кооперативов. Организационная структура, типичная для кооперативов, которая должна быть урегулирована в законе о кооперативах, включает организованный коллектив членов, который совместно финансирует принадлежащее ему предприятие, управляет и пользуется им, контролирует его. В теории кооперативного строительства это описывается через двойственную природу кооператива: коллектив с принадлежащим ему предприятием характеризуется "принципом кооперативной идентичности" — совпадением собственников как лиц, принимающих решения, и пользователей. Кроме того, необходимо учитывать, что кооператив, как частная хозяйственная организация, подпадает под действие общеобязательных норм национального гражданского, торгового, трудового права и законодательства о конкуренции. Как правило, закон закрепляет лишь самые общие правила поведения. Базовая структура, которая закреплена в законе о кооперативах, обязательна для всех кооперативов. Она должна быть приспособлена к особым потребностям каждого конкретного кооператива. С этой целью закон предусматривает уставную автономию. Пределы этой автономии определяются либо самим законом о кооперативах, либо кооперативными принципами. Добротный закон о кооперативах должен позволять и стимулировать все хорошие начинания то есть все практические действия, отвечающие потребностям организации, контролируемой членами пользователями , и соответствующие кооперативным принципам и запрещать все рискованные и сомнительные действия например, обыкновенная имитация правил, предназначенных для организаций, контролируемых инвесторами, и нарушение кооперативных принципов.

Кроме того, закон о кооперативах должен позволять четко отличать кооперативы от юридических лиц других организационно-правовых форм например, от акционерных обществ и государственных предприятий , поэтому в нем должна быть закреплена ни с чем не смешиваемая кооперативная идентичность. Из опыта развивающихся стран известна тенденция идущая еще с колониального времени и продолжившаяся по его окончании превращения кооперативов практически в "филиалы" государственного управления путем предоставления государственным органам широких правомочий по наблюдению, вмешательству в деятельность и контролю за кооперативами. Эта тенденция в процессе развития самостоятельных кооперативов дала не столько пользы, сколько принесла вреда. В новой декларации Международного кооперативного альянса о кооперативной идентичности, объявленной во время манчестерского конгресса в 1995г. Он гласит: "Кооперативы являются автономными организациями самопомощи, которые управляются своими членами. Если они заключают соглашения с третьими лицами в т. Этот новый принцип кооперативной идентичности содержит ясную подсказку для правительства — уменьшить давление на кооперативы, если оно намерено развивать самостоятельное кооперативное движение. В прошлые годы проявилась еще одна опасная тенденция — подгонка кооперативного права к современным условиям путем усиления хозяйственной роли кооперативного предприятия: в закон о кооперативах сознательно включались новые правила, которые были направлены на увеличение экономической эффективности кооперативов и их конкурентоспособности по отношению к иным хозяйствующим субъектам. Эту тенденцию характеризуют, например, следующие признаки: укрепление позиций менеджмента путем расширения правомочий менеджеров и усиления их независимости от контрольных функций членов кооператива; закрепление новых возможностей привлечения капитала путем приема в члены кооператива инвесторов лиц, участвующих лишь в капитале, но не пользующихся услугами кооператива и допущение не голосующих, передаваемых членам и не членам паев, которые могут обращаться даже на бирже; закрепление возможностей инвестирования крупных сумм нераспределенной прибыли при исключительном контроле со стороны менеджмента и устранении контрольных функций членов кооператива; облегчение процедур концентрации и слияния, чтобы позволить кооперативам создавать крупные предприятия и усиливать свою конкурентоспособность при одновременном дистанцировании от своих членов. Все эти новые нормы законов о кооперации ослабляют контрольные функции членов пользователей и более или менее заметно входят в противоречие с кооперативными принципами.

В конечном итоге они усиливают власть менеджмента, уменьшают влияние его членов и все больше и больше приближают кооператив к модели акционерного общества. Вследствие этого увеличивается опасность освобождения кооперативного предприятия от влияния своих членов, превращения их в обыкновенных потребителей услуг без реальных прав для активного сотрудничества и опасность сведения участия членов кооператива в капитале к символическим суммам. При таком развитии событий кооперативы утрачивают свой специфический профиль организаций, основанных на членстве, ориентированных на членов и контролируемых ими. Теряют они и свою кооперативную идентичность организаций самопомощи. Добротные законы о кооперативах не должны содержать норм, приводящих к деградации этой организационно-правовой формы. Взаимодействие кооперативов с государством. Закон о кооперативах и иные законы, под которые подпадают кооперативы, например, законы налогового права, должны определить взаимодействие государства и кооперативов. Во многих развивающихся странах но не только в них отношения между государством и кооперативом строятся по типу отношений "господин — слуга". При этом слугой государства выступают, конечно же, кооперативы. Они, якобы, должны реализовать его политику развития на практике и за это получают профессиональную поддержку и "инструктаж" через чиновников от кооперативов, а также финансовую поддержку, освобождение от налогов и прочие льготы и привилегии.

На протяжении многих лет роли государства как спонсора, консультанта и контролера кооперативов в законах о кооперативах уделялось много внимания.

Эксперт фонда «Наше будущее» Михаил Космачев разбирает, чем так привлекательны кооперативы и как они помогают развивать национальную экономику. Мировой опыт В Канаде каждый третий гражданин — член кооператива.

Во Франции такие объединения предоставляют 700 тысяч рабочих мест. Кооперативы насчитывают около 800 миллионов членов в более чем 100 странах, по данным исследований, обеспечивают 100 миллионов рабочих мест. Такой формат работы предполагает совместную экономическую деятельность.

Люди добровольно вступают и выходят из объединения, они равны при принятии решений. Члены кооператива одновременно и совладельцы, и потребители услуг. Некоторые кооперативные объединения достигают таких масштабов, что выходят за рамки своего государства.

Они активно отправляют продукцию на экспорт, открывают филиалы в других странах. Так поступил голландский молочный кооператив Friesland Campina. Его создали в 1879 году, а сейчас филиалы открыты в 33 странах и насчитывают более 21 тысячи человек.

В 2021 году выручка составила 11,5 миллиарда евро. Эксперты отмечают, что в мире происходит так называемая корпоративизация крупных кооперативов, или ослабление традиционных кооперативных принципов, когда целью становится только получение прибыли. Классические кооперативы не выдерживают конкуренции с корпоративными структурами.

Истоки кооперации В России первым объединением, которое можно считать кооперативом, стала «Большая артель» ссыльных декабристов. Когда бывшие дворяне потеряли свой статус и попали в непривычные условия, они поняли, что для выживания важно единство. Они решили вместе закупать разные товары, выращивать овощи.

В уставе 1831 года пайщики закрепили такие принципы: добровольность членства, демократическое управление, доступность информации, контроль пайщиков и взаимопомощь. Другим заметным предприятием считают Общество справедливых рочдейльских пионеров. В 1844 году группа из 28 рабочих хлопчатобумажных фабрик в городе Рочдейле, на севере Англии, решили, что вместе смогут покупать основные продукты и товары по более доступной цене.

Артель — юрлицо, имеющее обособленный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать со своим наименованием. История создания отечественных производственных кооперативов История промышленной кооперации корнями уходит в 30-е гг. Бурное создание кооперативов наблюдалось в первые годы прошлого столетия, особенно в период Первой мировой войны, когда государством контролировались продовольствие, иные товары и энергоресурсы. Активно развиваться кооперативное движение смогло с принятием универсального кооперативного закона в марте 1917 года. Однако, делало оно это весьма искаженно вследствие некомпетентного вмешательства большевицкой власти. К примеру, членство в объединениях было далеко не добровольным, игнорировались многие принципы кооперации. Подобная ситуация наблюдалась более шести лет.

Благоприятным периодом развития кооперации, приближенной к имеющейся на данный момент, стала НЭП. Конец 90-х гг. В качестве самостоятельно организационно-правовой формы хозяйствования они указаны в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» не были, следовательно, новые не регистрировались, а уже открытые вынуждены были видоизменяться в АО или ООО, чьи цели функционирования с кооперативными несовместимы. Нормативное регулирование деятельности артелей Нормативным базисом их деятельности является: Конституция; ФЗ в частности, «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации», «О введении в действие ГК РФ» ; правовые акты субъектов РФ, касающиеся вопросов совместного ведения хозяйствования. Закон «О производственных кооперативах» регулирует порядок образования, функционирования и ликвидации артелей, а также спектр видов их деятельности, включающий, помимо промышленного и ремесленного производства, еще и торговлю, обслуживание, добычу ископаемых и иных природных ресурсов, проведение различного рода работ и так далее. Для него необходимо наличие не менее 5 членов. О минимальном имущественном размере в нормативных актах сведений нет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий