Новости гагаузы национальность

В Гагаузии объявлено о проведении общенационального митинга в поддержку национальных интересов. Глава Гагаузии Евгения Гуцул опасается, что власти Молдавии могут ввести войска в регион, если Гагаузия объявит свою независимость. В начале апреля глава (башкан) Гагаузии Евгения Гуцул во второй раз за месяц съездила в Россию. Гагаузы, как и жители левобережья Днестра, провозгласили в 1990 году независимую от Кишинева республику.

Что такое Гагаузия?

  • Главное сегодня
  • Читайте также:
  • Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
  • Делегацию Гагаузии после возвращения из России допросили в Молдавии

Гагаузия пригрозила выйти из состава Молдовы, если республика объединится с Румынией

У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше — 21. В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами , которые говорят на турецком языке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки — что от греков. В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен. По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее. В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии.

Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство. Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру. В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 годы и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону. Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан. В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.

В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» «Гагаузский народ» , и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери. В её состав вошли 3 города и 27 сел. Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор.

На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного.

Базу под арест Евгении Гуцул г-жа Санду подводит уже не первый месяц. Тема о «подготовке русскими государственного переворота» в западных медиа продвигается давно и с большим упорством. По какой причине г-жа Санду забоялась арестовать Гуцул во время возвращения — это вопрос. Вероятно, расчёт был на то, что из Сочи Евгения Гуцул возвращаться просто побоится. А она взяла и не испугалась. Гагаузия уже приличный срок является главной проблемой для Кишинёва в потугах соросовских элит осуществить слив страны и впихнуть её в Румынию и, соответственно, в НАТО. Приднестровье ими уже давно выведено за скобки, но исключить из уравнения ещё и Гагаузию для них крайне проблематично.

Прозорливые лидеры Гагаузии периода распада Союза добились включения в закон об её особом статусе пункта о том, что, если изменится статус Молдавии как независимого государства, Гагаузия получит право внешне самоопределиться. Иными словами, вступая в состав Румынии, молдавские власти теряют Гагаузию. Гагаузская автономия раздражает г-жу Санду и её шайку практически во всём.

На данный момент работает публицистом в крупном научно-медицинском холдинге. Проверено экспертом Genetik. Pro Группа авторов сайта Genetik. Они объединили свой профессиональный опыт и знания, чтобы создать инновационный сайт, который предоставляет информацию о генетике для широкой аудитории. Каждый автор сайта Genetik.

Они постоянно обновляют свои знания и следят за последними тенденциями в области генетики, чтобы предоставить актуальную и точную информацию на своем сайте. Обновлено: 20 февраля 2024 505 Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум Гагаузы — это тюркоязычный народ, проживающий в Молдове, Украине, России, Болгарии и других странах. Они имеют свою уникальную культуру, язык и традиции, которые сформировались под влиянием различных культур и религий. Гагаузы привержены православию и имеют свою национальную веру — гагаузское православие. Они также известны своими традиционными занятиями, такими как керамика, ткачество, выращивание овец и производство сыра. Численность Где живут Язык Религия История Происхождение Внешность Традиции Национальная одежда Традиционная кухня и еда Характер Численность По данным переписи населения 2014 года, численность гагаузов составляет около 150 тысяч человек. Также значительное число гагаузов проживает в Украине, Болгарии, России и других странах. Гагаузы проживают на территории России в небольших числах, преимущественно в Краснодарском крае и Ставропольском крае.

В России гагаузское население численностью около 4 тысяч человек, поэтому гагаузы не относятся к официально признанным малочисленным народам. Тем не менее, в России сохраняются традиции и культура гагаузов, они имеют свои культурные центры и национальные объединения, где проводятся традиционные мероприятия и праздники, организуются языковые курсы и другие мероприятия, направленные на сохранение и развитие гагаузской культуры. В России гагаузы проживают в Краснодарском крае и Ставропольском крае. Гагаузы известны своими традиционными занятиями, такими как керамика, ткачество, выращивание овец и производство сыра. Они также имеют свою уникальную культуру, язык и традиции, которые сформировались под влиянием различных культур и религий. Язык Гагаузский язык относится к тюркской языковой семье и является официальным языком в Автономном регионе Гагаузия, расположенном на юге Молдовы. Гагаузский язык также используется в Украине, Болгарии, России и других странах, где проживают гагаузы. Гагаузский язык имеет сходства с другими тюркскими языками, такими как турецкий и азербайджанский, но также имеет уникальные особенности, которые отражают историю и культуру гагаузов.

Однако в настоящее время гагаузский язык находится под угрозой исчезновения, так как многие гагаузы говорят на румынском языке или на других языках, а молодые поколения предпочитают использовать более распространенные языки в повседневной жизни. Религия Большинство гагаузов исповедуют гагаузское православие — это уникальная форма православия, которая сочетает элементы христианства, язычества и тюркских традиций. Гагаузское православие было официально признано только в 1990 году, но его корни уходят в далекое прошлое, когда гагаузы были язычниками. С течением времени гагаузы стали принимать христианство, но сохранили многие традиционные религиозные обряды и верования.

Подсаживают страну на зависимость от запада также путем военной помощи и кредитами. В церемонии участвовал директор Управления сотрудничества в области обороны и безопасности Оперативного отдела штаб-квартиры НАТО Пьер Казале и военные атташе указанных стран. В добавок кредитному радару GM 200, молдавские власти решили занять у Франции еще 40 млн.

Гагаузия пригрозила выйти из состава Молдовы, если республика объединится с Румынией

Основным видом деятельности компании являются грузовые перевозки. Ей 37 лет. Юрист по профессии, уроженка села Етулия Вулканештского района. Больше о Евгении Гуцул практически ничего не известно. В своей декларации о доходах и имуществе указала, что в прошлом году получила доход в виде заработной платы в 4243 лея, пособие на ребенка в 15,3 тыс. Также в декларации указано, что ее супруг занимается частным предпринимательством, осуществляя поставки посуды и инвентаря для ресторанного бизнеса.

Она также заявила, что молдавские власти ищут способы наказать ее за встречу с президентом России.

В ответ на это Гуцул сказала, что при любых начинаниях по объединению Молдовы с Румынией Гагаузия немедленно начнет отделение от страны и вернется к независимой Гагаузской республике непризнанное государство существовало в 1990—1995 годах. На самом деле Гагаузия за последние несколько лет очень много помощи получила от Евросоюза и от других партнеров, в том числе от Турции. Есть лишь дефицит осознания и понимания этой помощи», — отметил он.

Данную гипотезу поддерживают многие историки и тюркологи: В. Мошков, А. Манов, Н. Баскаков, Н. Дмитриев, М. Чакир, Д. Танасоглу, Л.

Покровская, М. Губогло, З. Валиди Тоган , А. Нимет Курат, И. Кафесоглу и др. Российский этнолог и доктор исторических наук, гагауз по происхождению М. Губогло считал в качестве основной версии происхождение гагаузов от тюркоязычных булгар, в 670-е годы пришедших на Балканы с территории между Черным и Азовским морями из Великой Болгарии. Губогло писал, что гагаузы являются смешанным этносом, включающим представителей различных тюркских кочевых народов — печенегов баджанаки , узов огузов , кыпчаков куманов. На участие куман кыпчаков в этногенезе гагаузов убедительно указал в своей работе болгарский археолог Г. Именно в этот период они приняли христианство и поселились в районе Варны и Буджака.

На происхождение гагаузов именно от огузо-печенегов указывала также ведущий тюрколог Л. Покровская, разбиравшая сам этноним «гагауз». Позднее гагаузы, видимо, стали частью пограничной стражи во Втором Болгарском царстве, наряду с кыпчаками воюя против Латинской, а позднее Византийской империи.

Раньше охранительным талисманом считался амулет из волчьего зуба, сегодня многие представители народности носят подвески с изображением священного животного. С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы: Пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов; Запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет; Запрещалось пользоваться ножами и другими острыми предметами; В некоторых селениях женщины замазывали заслонку печи глиной: читалось, так они замазывают волку уши, глаза и пасть, а значит, он не нападет на дом. Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала.

Традиции У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак: Сговором. Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества. Традиционный способ создания семьи — сговор между родителями. Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты. Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа.

Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст. В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым. В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены.

Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста.

Кто такие Григорий Узун и Евгения Гуцул, вышедшие во второй тур выборов башкана Гагаузии

Что такое Гагаузия? | Аргументы и Факты Дать ответ на вопрос о происхождении гагаузов как народа затруднительно из-за двух факторов.
Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум Гагаузы – это тюркский народ балканского происхождения, христианского вероисповедания.

Гагаузия – последние новости

Российский этнолог и доктор исторических наук, гагауз по происхождению М.Н. Губогло считал в качестве основной версии происхождение гагаузов от тюркоязычных булгар, в 670-е годы. Очевидно, что правящая партия и Санду делают все для того, чтобы изолировать руководство Гагаузии и вытеснить гагаузов на обочину общественно-политической жизни страны. Гагаузия хочет в Россию, понравились мальчики русской национальности так как в Турции мозги кончились? Прокуратура по борьбе с коррупцией Молдавии объявила в среду о передаче в суд материалов по уголовному делу в отношении Евгении Гуцул, главы Гагаузской автономии.

Глава Гагаузии Гуцул призвала главу МВД Молдавии к отставке из-за давления на людей

Российский этнолог и доктор исторических наук, гагауз по происхождению М.Н. Губогло считал в качестве основной версии происхождение гагаузов от тюркоязычных булгар, в 670-е годы. Информационный телеграмм-канал Гагаузии: новости, аналитика, обзор событий, исторические факты, известные люди Гагаузии и многое другое. Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии.

Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска

Визиты воспринимались благосклонно: считалось, они приносят удачу. В канун Дня святого Андрея дома оберегали от чертей и нечистых сил, обмазывая косяки чесноком, натирая пахучей приправой руки и лицо. Особое значение до сих пор занимает культ волка, возможно, некогда бывшего тотемным животным предков гагаузов. Голова животного изображена на первом флаге независимой Гагаузии. Раньше охранительным талисманом считался амулет из волчьего зуба, сегодня многие представители народности носят подвески с изображением священного животного. С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы: Пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов; Запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет; Запрещалось пользоваться ножами и другими острыми предметами; В некоторых селениях женщины замазывали заслонку печи глиной: читалось, так они замазывают волку уши, глаза и пасть, а значит, он не нападет на дом.

Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала. Традиции У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак: Сговором. Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества. Традиционный способ создания семьи — сговор между родителями. Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты.

Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа. Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст. В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными.

Может Россия и не сможет спасти Гагаузию от временной оккупации, но по американскому примеру сделать цену этой оккупации слишком высокой и для Молдавии, и для ЕС Россия вполне в состоянии. Кроме того, падение Украины не за горами, так что уже к концу этого года у России вполне может появиться с Молдавией общая граница, что в корне изменит стратегическую ситуацию.

Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар.

Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью.

Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке.

На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г.

Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью.

Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П.

Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф.

Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г.

Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная.

Сейчас руководство Гагаузии работает над тем, чтобы закупать газ у "Газпрома", и Гуцул рассчитывает на скорое появление результатов этой работы.

Евгения Гуцул возглавила Гагаузию в мае 2023 года. В прошлом месяце она говорила, что автономия не рассматривает возможность выхода из состава Молдавии, но предупредила: это случится, если Молдавия объединится с Румынией. Эти слова последовали за заявлением румынского премьера, который поддержал объединение с Молдавией. В прошлом году сотрудник посольства Молдавии был объявлен персоной non grata в России.

Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России

Что такое Гагаузия? | Аргументы и Факты О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез.
Глава Гагаузии Гуцул пропала после своего возвращения из РФ в Молдавию Власти Гагаузии в Москве: анонсируют возможность подачи заявлений на надбавки к пенсиям без загранпаспорта.
«Культ волка»: кто такие гагаузы, к которым летел Минниханов? 23:32 Глава Гагаузии Гуцул вышла на связь после задержания в Кишиневе.

Жители Гагаузии массово получают надбавки к пенсиям и зарплатам

Решение о возбуждении уголовного дела против Гуцул было принято после её участия в Москве в объединительном съезде молдавской оппозиции, где было объявлено о создании блока «Победа» и планах победить на осенних президентских выборах, а также провалить референдум о вхождении в ЕС и пойти на сближение с Россией. Кишинев, Елена Володина Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.

На голову регионального лидера сыплются обвинения в связях с «коррупционными структурами». Под «структурами» имеется в виду скрывающийся на территории Турции, России и Израиля молдавский бизнесмен Илан Шор. Однако такие действия президента, имеющего крайне низкий рейтинг в Гагаузии, популярности регионального лидера никак не уменьшают. И даже наоборот, придают Гуцул ореол борца с кишинёвским режимом, который различными средствами добивается ограничения прав Гагаузской автономии. К тому же башкан не боится возвышать голос на прорумынские силы в Молдове. Большой резонанс вызвало её высказывание о готовности вернуться к независимой Гагаузской республике существовавшей в 1990-94 годах , если Республика Молдова приступит к объединению с Румынией. Не исключает Гуцул и обращения за военной помощью к России, если Кишинёв попытается силой передать гагаузов под власть Бухареста. К примеру, на днях Санду фактически обвинила Гагаузию в иждивенчестве за счёт молдавских ресурсов.

То, что Кишинёв и Комрат разделяют не просто политические, а мировоззренческие противоречия, подтвердил и очень скоротечный визит Санду в Гагаузию 10 апреля, пока башкан находилась в Москве. Глава государства провела совещание с мэрами трёх крупнейших муниципалитетов и молдавскими чиновниками в регионе, а также встретилась со студентами и преподавателями Комратского университета. Здесь президент фактически агитировала в пользу ей же инициированного референдума о евроинтеграции Молдавии. Его планируется провести в один день с очередными президентскими выборами, 20 октября. Санду идёт на эти выборы и таким совмещением стремится сделать именно геополитическую проблематику основной темой выборов. Поскольку во внутренней политике ей похвастаться особо нечем.

И никогда Европе с Америкой подчиняться не станут. Во-вторых, гагаузы - наши православные единоверцы. В-третьих, желают отдельного своего края, не хотят становиться молдаванами и, тем более, румынами. Остро ощущают ущемления своих гражданских прав в Молдавии. Ну и да - помнят гагаузы, как в XIX-м столетии Россия их прадедов ласково встретила, лучшие земли Буджакской степи под сады и виноградники предоставила в южной Бессарабии. В 1990-1995 гг гагаузы держали свою республику Гагауз Эри "земля гагаузов" , по сути не подчинявшуюся Кишиневу. За что их тогда прозвали "приднестровскими чеченцами". Кстати, именно наша армия помогла тогда предотвратить еще одну гражданскую войну в Молдавии, не допустила молдавского военного похода на Гагаузию. Со своим собственным главой-башканом, что избирается на 4 года и вхож в состав молдавского правительства. Молдавия сейчас усиленно строит козни, пытаясь Гагаузию автономных прав лишить. Избранный в 2023 году башкан Гагаузии Евгения Гуцул и ее землячки, девушки-гагаузки Избранный в 2023 году башкан Гагаузии Евгения Гуцул и ее землячки, девушки-гагаузки Молдавские гагаузы очень не хотя повторить судьбу своих собратьев в других балканских странах, где из-за тюркофобии их преследовали. И практически всех уже ассимилировали. Сегодня гагаузы стоят в Молдавии особняком. По сути единственные защищают ее от поглощения соседней Румынией. Гагаузы говорят: Как только выпадет шанс, как только предоставится возможность, то мы вместе с Приднестровьем сразу же поднимем вопрос о вхождении в состав России! Кстати, помощь гагаузам, как близкородственным тюркам, оказывает и Турция.

Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути. Гагаузы православные, но вплоть до ХIХ сохраняли множество элементов язычества. Их численность оценивается в 250 тысяч человек, больше половины из которых проживает в Молдавии. Общины гагаузов есть в Турции, Греции, Румынии, Болгарии. Как и чеченцы, гагаузы не платили дань в общак и держались обособлено от остального криминального мира. Не подчинялись они и «ворам в законе», которые предпочитали не связываться с «горячими» гагаузами. Они и сегодня отличаются дерзостью, а среди полицейских Одесской области сначала полушутливый термин «Гага Ностра» вызывает все меньше улыбок. Основной заработок этнических группировок — воровство со складов в России, Украине, Румынии и Болгарии. При этом как налетчики славятся гагаузы из сел запада Одесской области, где сформировался свой аналог Сицилии. Промышляют они и кражами банкоматов, воровством товара на оптовых рынках, складах агрофирм, вооруженными налетами и похищениями ради выкупа.

Глава Гагаузии Гуцул призвала главу МВД Молдавии к отставке из-за давления на людей

В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг.

Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки".

В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач.

Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи. Так пусть же будет город здесь Комрат В честь этого коня, что быстр как ветер, Красив собой - Господь шедевр создал: Во лбу луна и будто майский вечер Цветенье яблони по телу разбросал. Построим храм, чтоб город жил здесь вечно, Чтоб прихожанин мир мог обрести, А что над входом голова Предтечи, Так Иоанн у Бога был в чести. Что голова отделена от тела, То символ гагаузов носит храм: Ведь гагаузов отделила вера От мира тюркского, несущего Ислам. Случаи перехода в ислам среди них не известны, не наблюдалось. Это подтверждено примером катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки.

Причем турки переселяли гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Предки Гагаузов — скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. До XX века практически не было книг на родном языке. Они пользовались алфавитом и книгами тех народов, на территории которых жили. В 1904 году, Протоиерей Михаил Чакир ходатайствовал перед архиепископом Владимиром, о разрешении Синода печатать на гагаузском языке религиозную литературу и выпускать газету. Разрешение было получено.

С 1907 года верующие читали Слово Божье на родном языке. Деятельность Михаила Чакира современники сравнивали с культурным подвигом Кирилла и Мефодия. Он заботился и о том, чтобы церковные службы для жителей гагаузской национальности, велись на гагаузском языке. Первым из гагаузов, кто осознал важность издания и распространения литературы на гагаузском языке, был гагаузский священник Михаил Чакир. Комратское восстание — Комратская Республика Отправной точкой революции стал день 9 января 1905 г. Участником восстания на броненосце «Потемкин» был уроженец Комрата, матрос Д. События первой русской революции вызывали живой интерес у жителей Комрата.

Они горячо обсуждали животрепещущие вопросы о земле и свободе людей труда. В Буджаке эхо русско-японской войны и революционного движения в центральных районах царской России отозвалось Комратским восстанием январь 1906 г. Главными требованиями восставших были: «Не допустим больше призыва наших мужчин в царскую армию! Выдержка из постановления крестьян гагаузского села Дмитровка Украина , принятого на сходе, гласит: «передать всю землю в распоряжение всего народа бесплатно». Восставшая Гагаузия требовала также выборности всех администраторов и чиновников, уравнения всех граждан перед законом, отмены смертной казни, созыва Учреди-тельного собрания и т. Сохранившиеся архивные материалы свидетельствуют, что наибольшим доверием крестьян пользовался уроженец Комрата, студент Харьковского технологического института Андрей Галацан. Его зажигательные речи находили отклик в душах крестьян, измученных беспросветной нуждой.

В связи с накалившейся обстановкой в Комрате власти решили арестовать в ночь на 8 января главного «возмутителя спокойствия» А. Конные стражники ворвались к нему в дом и тайно увезли его из села. Однако произошедшее событие вызвало обратную реакцию: оно ускорило восстание. Они разоружили и арестовали всех представителей власти и освободили Андрея Галацана. После чего был избран волостной комитет, в состав которого вошли А. Галацан, П. Георгиев, А.

Митиогло, П. Николаев и другие активные члены движения. Новый орган принял решение о конфискации помещичьих земель и раздаче их крестьянам, уничтожил долговые расписки, вынес решение об отмене всех налогов. Комитет принял решение о прекращении мобилизации людей в царскую армию. Был создан рабочий орган по охране края, состоявший целиком из деревенской бедноты. Так началось Комратское восстание крестьян 5-10 января 1006 г. О событиях, происходящих в Буджаке, стало известно в других регионах Российской империи.

Объявлена автономия. Власти низложены и арестованы. Однако силы восставших и властей были неравными. Царская кавалерия учинила расправу над безоружными людьми. Восстание было жестоко подавлено, а свыше 100 крестьян оказались в царских застенках в Бендерах и Кишиневе. Суд приговорил к тюремному заключению 40 человек. Андрей Галацан и Павел Николаев были приговорены к каторжным работам и сосланы в Сибирь.

За границу бежал Вячеслав Шпиркан. На нелегальное положение перешел Федор Болфосов - впоследствии известный террорист партии эсеров. В киевском комитете он был близок с Д. Богровым, застрелившим 4 сентября 1911 г. После Октябрьской революции 1917 г. Галацан работал в Москве и Ленинграде. На берегах Невы он и скончался 1942 г.

Одна из улиц Комрата названа его именем. Спустя четверть века после подавления Комратского восстания другой его руководитель - Павел Николаев опубликовал свои воспоминания на страницах «Красной Бессарабии» 1931,1-2 , представляющие большой интерес для широкой читательской аудитории см. Ангели, «Очерки истории гагаузов - потомков огузов», Кишинев, 2007, с. На протяжении десятилетий многие люди гордились тем, что они являются выходцами из Комрата, где была провозглашена Республика. Там я учился в реальном училище...

Продукты питания Многие следы кочевого прошлого можно найти в кухне оседлых гагаузов. Кто это такие, позволяет понять, например, особый способ переработки молока и консервирования мяса, творога и овечьего молока.

Основным продуктом питания у них является зерно во многих вариациях. Многие праздники и ритуалы связаны с выпечкой хлеба, пшеничных хлебов калачей и пресных лепешек. Любимым блюдом гагаузов является многослойный пирог, фаршированный сыром из овечьего молока и облитый сметаной перед выпечкой. К другим деликатесам относятся пироги с тыквой и из первого молока коровы, которая только что отелилась. Традиционное ритуальное блюдо, называемое курбан, которое представляет собой кашу из болгарской пшеницы с заколотым «жертвенным» бараном, является еще одним свидетельством балканского происхождения гагаузов, народа со степным скотоводческим прошлым. Особое место в национальной гагаузской кухне занимают острые мясные соусы. В одном из них соединены лук и мелко гранулированная каша, а другой готовится на основе помидоров.

Красное домашнее вино подается к обеду и ужину. Незаменимым компонентом праздничного стола является холодец. Одежда В конце XIX века костюм гагаузских женщин состоял из холщовой рубашки, платья без рукавов, халата и большого черного платка. Зимой они надевали платье с рукавами, куртку с тканью и безрукавную шубу. Обязательными чертами женской одежды были серьги, браслеты, бусы, а среди богатых гагаузок — ожерелье из золотых монет. По словам дореволюционного исследователя, женщины носили так много украшений, что они покрывали всю грудь до пояса. Традиционная внешность гагауза фото приведено в статье включала рубашку, штаны, широкий красный пояс, а летом — шляпу.

Зимняя шапка была сделана из каракулевой овечьей шерсти. Одежда пастуха состояла из обычной рубашки в сочетании со штанами из овчины с шерстью вовнутрь, безрукавной шубой и короткой дубленой куртки, иногда украшаемой красно-зеленой строчкой. Социально-политическая организация В последнее время в связи с увеличением спроса на представителей меньшинств в различных профессиях возникла необходимость в улучшении массовой коммуникации. К сожалению, усилия в этом направлении остаются ограниченными. Например, в 1988 г. Перспективы выживания национальной культуры и независимого существования гагаузов являются незначительными. У них самое низкое соотношение лиц с высшим образованием в Молдове, практически отсутствует художественная и очень слабая научная интеллигенция, и острая нехватка интеллектуалов в целом.

В 1989 г. Соответственно, они слабо представлены в государственных органах, профессиональных областях и в сфере услуг. Это привело к движению за национальное возрождение. Однако через 3 дня президиум Верховного Совета Молдавии не смог подтвердить это решение, тем самым попирая принцип национального самоопределения. Более того, молдавская пресса начала кампанию антигагаузской пропаганды.

Их пребывание на этнографической сцене столь же интересно, как и судьба самого народа. Кто такие gagauzlar на самом деле и откуда они взялись на территории Молдовы? Происхождение Множество гипотез порождается отсутствием точной информации о происхождении гагаузов.

Исторических документов, датирующихся ранее XIX века, на данный момент не найдено — похоже, что во времена переписи их просто не рассматривали как отдельную этногруппу. Наиболее убедительная версия их появления: от огузов узов , перешедших Дунай в 1064 году и оставшихся на Балканском полуострове. В результате фонетических трансформаций и получилось имя народности — гагаузы. Сами представители народа все возможные версии отвергают, скупо делясь фактами. Например, этимологию объясняют так: «гагауз» означает «прямой нос» — это способность двигаться по своему пути, не сворачивая и не опасаясь врагов. Буджакская степь от слова «буджак» — «угол» настолько понравилась переселенцам, что они решили остаться здесь на века. Сегодняшние гагаузы живут на юге страны, свято соблюдая свои многочисленные традиции.

Решение о возбуждении уголовного дела против Гуцул было принято после её участия в Москве в объединительном съезде молдавской оппозиции, где было объявлено о создании блока «Победа» и планах победить на осенних президентских выборах, а также провалить референдум о вхождении в ЕС и пойти на сближение с Россией. Кишинев, Елена Володина Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.

Гагаузия: последние новости

Первое достоверное упоминание о национальности относится к XIX веку, когда гагаузы поселились в Бессарабии по предложению Российской империи. на письме гагаузы используют латиницу или кириллицу. Доступные в приложении банка 2000 леев жители Гагаузии используют по-разному. Виктор Петров для РИА Новости: жители Гагаузии и всей Молдовы категорически против сноса советских памятников! Глава региона подчеркнула, что в республике проживают не только молдаване, румыны, но и русские, гагаузы, украинцы, болгары и десятки других национальностей, которые смогли. На самом деле, существует более 20 версий происхождения гагаузов, но из них можно выделить две основные.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий