«Чу́чело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и жестокостью со стороны одноклассников. Вот почему запуск Роланом Быковым пусть и на другой киностудии – «Мосфильме» – остропроблемного фильма «Чучело» можно считать явлением исключительным для тогдашнего советского кинематографа. Фильм «Чучело» снят Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова. Наоборот — в разговоре со своим дедушкой, которого в фильме «Чучело» сыграл Юрий Никулин — она оправдывает Сомова! Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность".
Самое интересное в виде мозаики
- Все о фильме «Чучело»
- Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело
- Отправьте нам новость
- Также рекомендуем
«Чучело» (1983)
Смысл фильма Чучело Весь фильм снят в серых однообразных красках провинциального осеннего города. Хмурые люди, озабоченные своими проблемами, дети, рано вникающие в эти взрослые проблемы, пасмурное небо — все это создает ощущение безнадежности. Единственное яркое пятно — девочка Лена, появляющаяся вдруг среди этой серости. Почему фильм пришелся по душе и до сих пор современные школьники пишут сочинения на тему «В чем смысл фильма Чучело? Проблемы, поднятые в фильме, актуальны и по сей день. Авторы не приукрашивают действительность, не стараются сделать ее более приятной для глаз. Да, дети — самые жестокие существа. Да, им свойственно сбиваться в стаю вокруг сильного лидера, и гнобить тех, кто слаб. Или тех, кто им кажется слабым.
И отношения в детском коллективе очень сильно будут зависеть от взрослых, которые находятся рядом с ним. Чучело: смысл концовки А со взрослыми в фильме совсем беда… Погруженные в житейские проблемы, они не замечают что происходит с их детьми. Главное — накормлены и одеты. А чем они живут, что думают, о чем мечтают — это все лирика. Некоторые из них пытаются задавать вопросы школьникам, и даже заступаться за Лену. Но все это — дежурное поведение взрослых, без особого вникания, без интереса. И даже классная руководительница, которой по статусу положено знать, что происходит в ее классе, ведет себя отстраненно, отделывается стандартными учительскими фразами. О многом говорит ее взгляд в самом конце.
Когда Лена и ее дедушка приходят в класс, чтобы попрощаться с ребятами и подарить школе картину. Ту самую, похожую на Лену.
Железная Кнопка - прирожденный идеолог, из тех, что могут умереть за "идею", однако с еще большей готовностью крушат головы других.
И какова будет эта движущая идея, не так уж и важно. Ясно одно: даже к самой прекрасной цели Железная Кнопка погонит дубиной, у тех же, кого юный идеолог сочтет несогласными, колеблющимися или недостаточно активными, жизнь обратится в ад. И наконец, Димка Сомов - признанный лидер класса.
По характеристике самих ребят - "красавчик, голова на пятерки работает, и родители деньгу зашибают". Кроме того, Димка считается человеком отчаянно смелым. Впрочем, липовая его храбрость рассыплется в прах при первых серьезных испытаниях, и подлецом он окажется не простым, но психологически изощренным, с "достоевщинкой" и самоистязаниями.
Фильм 1983 года заставлял зрителей поначалу усомниться: полно, да дети ли это? Может быть, авторы используют условный прием, показывают жизнь и драмы взрослых, сделав намеренно инфантильным облик персонажей, поручив исполнять их роли школьникам? Тем более что режиссер фильма Ролан Быков был известен своим пристрастием к эксцентрике, к выразительным и подчеркнуто зрелищным формам воплощения авторской мысли, что сказалось в предшествовавших его картинах "Айболит-66", "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" и других.
Может быть, и в "Чучеле" предложена особая форма игры со зрителем? Однако чем дальше развивались события на экране, тем яснее становилось, что фильм - острейшая по своему содержанию драма, всерьез и достоверно изображающая жизнь. В прошлом Быков радовал эксцентрическими и лирико-музыкальными комедиями.
Зрители "Чучела" не раз задавали Быкову вопрос о том, почему он "изменил своему жанру". Просто конфликт между ничтожеством и личностью решительно изменился - из комического он на глазах превратился в трагический: мещанин и обыватель, ничтожество и бездарность не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Появился комплекс тотальной "полноценности" обывателя перед личностью, а это уже не смешно".
От прежнего режиссерского стиля Быкова в "Чучеле" осталась лишь малая толика идеализации действительности. Это касалось, впрочем, лишь изображения школы, ее интерьеров - словом, того нарядного фасада, за которым назревал напряженный конфликт. Несоответствие видимого и сущего подчеркивалось ироническим рефреном: по утрам директриса с людоедской улыбочкой встречала детей на пороге школы, повторяя с заученной елейной интонацией: "Здравствуйте...
Едва переступив порог класса, она споткнулась о чью-то ловко подставленную ногу, упала под дружный хохот новых своих товарищей и, поднявшись, ответила заливистым смехом. И кличка сразу прилипла к девочке с немодными косичками, большим ртом и доверчивой улыбкой. У Чучела появился защитник - Димка Сомов.
Он великодушно взял новенькую под свою опеку. Высокое положение в классной иерархии давало ему возможность пойти наперекор большинству. К тому же Димка еще раз подтвердил репутацию смельчака.
Доверчивое сердце Леночки вмиг раскрылось навстречу отважному рыцарю, она влюбилась открыто, безоглядно, преданно... А потом случилась банальная история: класс сбежал с уроков в кино, за что и был лишен страстно ожидаемой поездки в Москву. Разочарование детей мгновенно сменилось ожесточением: "Кто накапал?!
В этом "кто? Предателем же был "герой" - Димка. И в тот момент, когда Железная Кнопка твердой рукой идеолога и борца за чистоту рядов коллектива повела дознание, Димка сник, полинял, струсил.
А Лена сделала шаг вперед и сказала: "Это я!
Ведь хоть так они могут вылить свою фрустрацию. Если вы пересмотрите этот фильм, то увидите, что все травли и бойкоты дети устраивали не потому, что они такие жестокие, а потому, что никто из взрослых не вмешался, не разобрался глубоко и не подсказал, что делать.
Заметно меняется динамика фильма, когда в кадре появляется кто-то взрослый. Когда пришел дедушка Лены, стало заметно, что дети тянутся к нему, они хотят, чтобы кто-то ими руководил, чтобы кто-то им объяснил, почему жизнь так плоха и жестока, чтобы кто-то взял за них ответственность. Но никого нет рядом.
Нет взрослого, который бы взял на себя эту роль. Оставив преследование Лены, дети начали преследовать другого мальчика, которому только и оставалось, что выпрыгнуть из окна. Не было взрослого, чтобы разрешить этот конфликт.
А дети — незрелые, и сами не знают, что делать. Трагичность всей этой ситуации в том, что эти травмированные и разрушенные дети когда-то станут такими же травмированными и разрушенными родителями. Что они смогут дать своим семьям и детям?
Большинство взрослых людей в постсоветском пространстве, которые пережили войны, голод, репрессии, унижения, тоталитарный режим, сломлены, разрушены. Поэтому наши родители стали такими, какими стали. Этот фильм еще и повод посмотреть на условия жизни наших родителей.
Они были к нам жестоки и неумолимы не из-за того, что сами плохие. Просто их детство, юность да и большая часть жизни прошла вот в таком безразличии к ним, если не жестокости.
Она по природе своей — добрейшей души человек, скромная, отзывчивая.
С одной стороны, ей не место в том диком мещанском лягушатнике, а с другой — она как раз и должна была своей чистотой разбавить и по возможности оздоровить эту гниль. Как только она увидела Димку и прониклась к нему симпатией с первого взгляда, она не стала кокетничать, без ужимок и без заигрываний села к нему. Чуть позже сама предложила ему дружить.
Разумеется, тем Лена сразу вызвала ненависть Шмаковой. Первая красавица в классе не могла допустить, чтобы мальчик-лидер достался не ей, а какому-то Чучелу. Всех остальных она тоже смешит и раздражает.
Чёрствые люди не могут спокойно выносить присутствие спокойной и любвеобильной личности. У них начинает свербить в солнечном сплетении, когда она рядом. А особенно их накрывает смертная тоска тогда, когда такой человек побудет рядом какое-то время и исчезает.
Причина в том, что чёрствость — это не здоровое состояние души. Грязь хочет непрерывно плодить грязь. Зараза хочет плодить заразу.
Тот, к кому эта грязь не пристаёт — сильнейший раздражитель, прямо кость в горле для больных. При этом нет безнадежно больных, просто очищение требует мощнейших волевых усилий. Но кругом такие же злые.
И только какая-то Лена Бессольцева вдруг начинает маячить рядом, напоминает тебе, каким ты должен быть и мог быть, если бы захотел. Когда светлая личность приходит в толпу больных, она, как правило, жертвует собой ради всеобщего оздоровления или ради кого-то одного. Так Лена и делает, когда прикрывает Димку.
Она чувствует, что он боится признаться ребятам в предательстве и проявляет сострадание, не выдаёт его. Одним только своим присутствием такой человек не может вылечить толпу, смягчить злые сердца. Тогда он выбирает способ — удалиться.
Это может быть смерть, отъезд в другой город и так далее.
Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело
фильм 25 января в Дмитриевском Центре культурного развития для ребят среднего школьного возраста был показан художественный фильм «Чучело» режиссера Р. Быкова, снятый по одноименной повести В. Железникова. Еженедельно по выходным дням на канале «Абаза-ТВ» из серии советской классики транслируются художественные фильмы. О фильме «Чучело» режиссера Ролана Быкова Элеонора Гилоян. так ее прозвали одноклассники. Получается, что фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни, хотя и вышел в 1983 году. так ее прозвали одноклассники.
Читайте также:
- Ответы : Краткое содержание фильма Чучело
- Читайте также
- Железные запреты
- Психологическая драма «Чучело» | Блог А. Кондрашова (18+)
"Чучело" – правдивое кино о советских школьниках
Фильм Чучело повествует о девочке, пожертвовавшей собой ради дружбы. И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время. легендарный советский кинофильм, который вышел на экраны в 1983 году. Драма, фильм. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. В обычную школу в провинциальном городке поступает новенькая. Она приехала к деду, которого здесь недолюбливают за чудачества и замкнутый образ жизни.
Фильм "Чучело" часть 1
Фильм Чучело повествует о девочке, пожертвовавшей собой ради дружбы. В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак». Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. Наоборот — в разговоре со своим дедушкой, которого в фильме «Чучело» сыграл Юрий Никулин — она оправдывает Сомова! Кто мог бы сыграть в фильме, как сложилась судьба Железной Кнопки и почему фильм требовали уничтожить. Фильм «Чучело» снят Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова. Эта историческая закономерность выступает как художественная реальность благодаря таким, кто может сделать фильм «Чучело».
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме
В 2002 г. Официальной причиной смерти была названа сердечная недостаточность, но его мать Наталья Кустинская была уверена в том, что ее сына убили. Дмитрий Егоров Фото: kino-teatr. Так, например, Ксения Филиппова, исполнившая роль Железной Кнопки — антипода Чучела, больше никогда не снималась в кино. Она тоже окончила экономический факультет МГИМО, 4 года проработала в Фонде Ролана Быкова, затем — в коммерческом банке и рекламном агентстве, а затем устроилась в картинную галерею. На вопрос о том, почему она не продолжила кинокарьеру, Филиппова отвечает: «…Я подумала: для всех я все равно останусь «Кнопкой», так зачем идти в актрисы, если придется играть зайчиков на детских утренниках?
Зато благодаря этой кинороли она встретила своего будущего мужа: юных актеров зрители тогда засыпали письмами, и одно из них режиссер передал Кнопке. На тот момент ей было 14, а ее поклоннику — 20. Они начали переписываться, а спустя 4 года поженились. Ксения Филиппова в роли Железной Кнопки Фото: kino-teatr. После этого он снялся еще в трех фильмах, но во ВГИК поступил не на актера, а на сценариста.
И сделал успешную карьеру как писатель, сценарист и режиссер: его нашумевшая повесть «Похороните меня за плинтусом» стала бестселлером.
Сюжет был основан на реальных событиях. Писатель рассказывал: «Это была история моей родной племянницы из Нижнего Новгорода. Она взяла на себя чужую вину, и одноклассники ее затравили, а учитель, который должен был во всем разобраться, слег с инфарктом. Она мучилась несколько недель, пока правда не выплыла наружу». Но в реальность описанных событий чиновники Госкино не хотели верить: в СССР попросту не могло быть фашиствующих школьников, сжигающих чучело своей одноклассницы! Поэтому сценарий «завернули». Сюжет показался ему очень близким и понятным, ведь он и сам подвергался травле и чувствовал себя таким же изгоем, как главная героиня Лена Бессольцева, — после того, как на него все ополчились за фильм «Айболит-66».
Но на самом деле поиски актрисы на роль Лены Бессольцевой длились достаточно долго, режиссер выбирал из 17 тысяч девочек со всего Советского Союза. А кандидатуру Орбакайте Быков вначале забраковал — сказал, что «с такой губой только ротой солдат командовать! Он искал ангельское лицо, белокурые локоны, наивный детский взгляд. Но потом понял, что ошибался: «Изменилось время. И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо.
В какой-то момент он даже хотел сам исполнить эту роль, но появление на пробах Юрия Никулина решило ситуацию. Ролан Быков пригласил Таню Проценко Мальвину из "Приключений Буратино" на роль Железной Кнопки, но актриса отказалась, потому что не хотела играть отрицательного персонажа. Натурные съёмки проходили в городе Калинин ныне Тверь , а также в Торжке. Съёмки начались осенью 1982 года.
Молодым актёрам на съёмках картины было настолько весело, что Кристину Орбакайте приходилось изолировать от детворы, чтобы она вжилась в свою драматическую роль. На пятый день съёмок девочка упала на лестнице и сломала руку. Гипс в кадре, конечно, нельзя было показывать, и режиссёр постоянно придумывал какие-нибудь ухищрения — снимал с другой стороны, со спины, в развороте. Кристина воспринимала все тяготы съёмок с честью и не жаловалась, но пошла наперекор режиссёру только раз, когда нужно было подстричься наголо.
Перед началом каждой съёмки Быков проводил с актёрами психологические беседы. Он сразу предупредил, что глицерин капать в глаза не будут, плакать придётся самим. Одним из самых сложных эпизодов для ребят была сцена сожжения чучела на костре. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — В рабочем моменте это было страшно. Горящий костёр, кричащая Кристина… Кристина Орбакайте, актриса, певица: — Эти сцены были, конечно, более актёрски сложные и для ребёнка очень драматичные, много слёз, много откровения. Конечно, порой нервы не выдерживали даже у меня. Сцену сожжения худсовет счёл слишком жестокой и потребовал её вырезать. В итоге фильм вообще решили не выпускать на экран, дабы не порочить честь советских школьников. Именно тогда у Быкова и случился инфаркт. В отчаянии он написал письмо Юрию Андропову.
14 сентября. Чучело
Чучело 1984 — детки из клетки | Драма, семейный. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. Шестиклассники жестко встречают новенькую, а после инцидента начинают откровенно издеваться. |
14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело» | Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. |
Культовый советский фильм мог так и не выйти на экраны. Как снимали фильм «Чучело» | Владимир Вишняков ("Парламентская газета", 07 октября (№ 176), 2005) Первый общественный просмотр фильма Ролана Быкова "Чучело" проходил в 1984 году в обстановке повышенной секретности – на "Мосфильме" в маленьком зальчике собрались только свои, друзья, близкие. |
Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова
К сожалению, судьба Дмитрия Егорова впоследствии сложилась трагически: он окончил экономический факультет МГИМО, женился, но после смерти маленького сына жена начала пить, а вслед за ней в алкогольную зависимость попал и сам Егоров. В 2002 г. Официальной причиной смерти была названа сердечная недостаточность, но его мать Наталья Кустинская была уверена в том, что ее сына убили. Дмитрий Егоров Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. Так, например, Ксения Филиппова, исполнившая роль Железной Кнопки — антипода Чучела, больше никогда не снималась в кино. Она тоже окончила экономический факультет МГИМО, 4 года проработала в Фонде Ролана Быкова, затем — в коммерческом банке и рекламном агентстве, а затем устроилась в картинную галерею. На вопрос о том, почему она не продолжила кинокарьеру, Филиппова отвечает: «…Я подумала: для всех я все равно останусь «Кнопкой», так зачем идти в актрисы, если придется играть зайчиков на детских утренниках?
Зато благодаря этой кинороли она встретила своего будущего мужа: юных актеров зрители тогда засыпали письмами, и одно из них режиссер передал Кнопке. На тот момент ей было 14, а ее поклоннику — 20. Они начали переписываться, а спустя 4 года поженились. После этого он снялся еще в трех фильмах, но во ВГИК поступил не на актера, а на сценариста.
Одноклассники дразнили её, не отдавая платье.
А Сомов наблюдал молча. Когда платье попало в его руки, он перекинул его через голову девочки. В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли. Лену подвели близко к чучелу. Сомов смотрел, он же и поджог чучело.
Лена наблюдала, как горит чучело в её платье, и это зрелище было хуже бойкота. Она схватила палку с горящим платьем и побежала за одноклассниками. Они струсили и разбежались. Внучка предложила деду уехать из города вместе с картинами. Дед отказался.
К ним в гости пришёл Васильев. Он попросил Лену остаться, если она не трусит. Девочка убежала. Она пришла в парикмахерскую и попросила постричь её налысо. Она рассказала тёте Клаве, что взяла чужую вину на себя.
Лена сама обрезала свои косы. Одноклассники были на дне рождения Димки Сомова. К ним пришла Лена и показала свою стрижку. Жест отчаяния девочки произвёл впечатление. Каждому из одноклассников она сказала что-то важное, чего они вовсе не ожидали от Ленки.
А ещё она сказала, что уезжает. Одноклассники разошлись, остались только Шмакова и Попов. И тут Шмакова рассказала, что они с Поповым всё слышали, но будут молчать. Прощение Лена и её дедушка решили уехать из городка. На прощание они подарили школе картину, где была изображена девочка, похожая на Лену.
Дом с остальными картинами дедушка Лены подарил городу. Димка сознался, и теперь одноклассники гоняли по городу его.
Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Одноклассники объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают. Лена долгое время надеется, что Дима все же признается в своей вине, но тот все не решается. В конечном итоге, несмотря на глубокую привязанность ребят, Дима присоединяется к своим одноклассникам, так как понимает, что если и дальше продолжит защищать Лену, то может оказаться на ее месте. В один из дней одноклассники крадут платье Лены и с помощью Димы поджигают его.
На следующий день Лена, желая проучить Диму и других одноклассников, остригает себе волосы и на дне рождения Сомова унижает всех, кто издевался над ней. В этот момент Миронова начинает сомневаться в предательстве Бессольцевой и даже жалеет, что она стала предателем, так как увидела в ней моральную силу. Попов понимает, что дело зашло слишком далеко, и выдает Диму. Весь класс объявляет тому жестокий бойкот. Только Лена отказывается, несмотря на то, что Дима предал ее.
В фильме можно обнаружить противостоящие ценности внутри одного мировоззрения советского , вечный конфликт между поколениями одновременно с конфликтом между одновозрастными подростками, экзистенциальные переживания ребенка, попавшего в жернова агрессивной жестокости своих одноклассников, которые действуют как стая волчат, подражая тому, что они видят вокруг. Это советский фильм о взрослении ребенка, об ответственности взрослых и родителей, о выборе между добром и злом, между страхом и достоинством, между уродливым общественным мнением и семейными ценностями….
Этот фильм также о взрослении взрослых, о будущем наших детей и внуков, государства российского. Осознание этих противоречий и конфликтов и поиск путей достойного выхода из него, ДОЛЖНО объединить разные сословия и социальные группы.
«Чучело» всепрощающее
Однако никто не подходил по типажу: Быков искал наивную девочку с ангельской внешностью, которая должна была символизировать чистоту и невинность. Кристину Орбакайте он убрал еще на этапе фото, заявив, что «ей только ротой солдат командовать». Известно, что главная роль была отдана юной актрисе Наталье Ковалевой. Но что-то смутило Быкова. Режиссер понял, что современная чистота должна быть волевой и способной себя защитить. После этого он вновь решил рассмотреть кандидатуру Орбакайте и вызвал ее на пробы. Быкову хватило всего нескольких минут, чтобы увидеть то самое Чучело в юной девочке. До съемок девочка никогда не выезжала из Москвы, поэтому съемки в Твери стали для нее огромным стрессом. Быков потратил много времени на поиск подхода к девочке, что в результате привело к крепкой многолетней дружбе с Филипповой: она окончила экономический факультет МГИМО и какое-то время работала в Фонде Ролана Быкова. Однако и это еще не все.
Дело в том, что Быков в прямом смысле нашел для Железной Кнопки мужа: после съемок юным актерам на киностудию мешками приходили письма, но детям их не отдавали, так как в большинстве случаев там были предложения о знакомстве.
Действующие лица фильма — это люди, в которых, как в средневековой аллегории, персонифицированы какие-то грехи, страсти, заблуждения. Есть девочка Железная кнопка, которая состоит из чистой воли; есть мальчик, который верит в чистую силу; есть девочка, которая верит в моду; есть девочка, которая верит в деньги. А есть еще несколько слабых, безвольных персонажей. В 90-е, в победившем мире «Чучела», на первый план вышли звериные качества, всё чуть более тонкое, нежное, нематериальное, выбивающееся из стандартов, оказалось смешным и ненужным.
Мне кажется, практически любой балабановский фильм про 90-е — это продолжение «Чучела». Герои «Чучела» выросли, но по сути остались такими же. Только Данилы Багрова в фильме «Чучело» странным образом нет. Особенно остро вот эта пророческая составляющая фильма ощущается в последние два-три года. Ведь это фильм о том, как ведет себя группа людей — которая собирается вокруг какой-то общей цели или общего дела.
И поведение это страшно напоминает то, что происходит в последние годы в зоне общественно-политической борьбы в фейсбуке, твиттере и т. Я вспомнил об этом, когда был процесс над Pussy Riot.
Марина Мартанова от природы была скромным ребёнком, и поэтому ей очень тяжело дались сцены, где её героиня кричит на мать и называет её дурой, так как у Марины, по её словам, просто не хватало смелости говорить такие слова такой актрисе, как Светлана Крючкова, да ещё называть её на ты. Однако сама Крючкова утверждает, что в реальности Марина была такой же, как и в кадре, и поэтому она её немного побаивалась.
Буквально через несколько дней после начала съёмок внезапно выпал снег, и в результате перед каждой съёмкой вызывались пожарные машины, которые с помощью шлангов растапливали изморозь. Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень. По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил.
Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила! Согласно первой, Пугачёва действительно не позволила стричь свою дочь наголо, так как на тот момент она готовила Кристину для выхода в свет на « Голубом огоньке », приуроченном к 8 марта 1983 года , они вдвоём спели песню «А знаешь, всё ещё будет».
По другой же версии, Алла Борисовна ничего об этом не знала, и Кристина использовала данный аргумент, понимая, что её маму никто не осмелится ослушаться. Как бы то ни было, Быкова это поставило в тяжёлое положение, потому что, когда он обратился на «Мосфильм» с вопросом, могут ли там сделать парик, имитирующий стрижку наголо, ему сначала ответили отказом, потому что в советском кинематографе подобных париков на детей тогда вообще не делали. В результате Быков и Кристина пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы это для сцены, где Лена отстригает косы , а затем на неё надевали специальный парик, который на Кристину перед каждым съёмочным днём натягивали в течение трёх часов. Поэтому никакая информация о съёмках не должна была попасть в газетные издания.
Тем не менее, в декабре 1982 года в одном из выпусков «Кинопанорамы» появилось интервью Быкова прямо со съемочной площадки фильма. Однажды прямо во время съёмки к Быкову пробрался корреспондент журнала «Экран». Стоявший рядом оператор Анатолий Мукасей приготовился к тому, что может начаться самая настоящая драка. Но этого не случилось, потому что корреспондент вместо привычных вопросов даже без простого приветствия сказал: «У нас в классе была точно такая же девочка.
Её все колотили за то, что она не боялась говорить правду». Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме.
С этого фильма, на мой взгляд, надо начинать первое занятие по конфликтологии в школах. Фильм предельно честно раскрывающий все уровни конфликтного взаимодействия от внутриличностного до мировоззренческого. В фильме можно обнаружить противостоящие ценности внутри одного мировоззрения советского , вечный конфликт между поколениями одновременно с конфликтом между одновозрастными подростками, экзистенциальные переживания ребенка, попавшего в жернова агрессивной жестокости своих одноклассников, которые действуют как стая волчат, подражая тому, что они видят вокруг. Это советский фильм о взрослении ребенка, об ответственности взрослых и родителей, о выборе между добром и злом, между страхом и достоинством, между уродливым общественным мнением и семейными ценностями….
Краткое содержание «Чучело»
5 февраля 2023 года дети посмотрели фильм «Чучело» режиссера Ролана Быкова (1983 г.), который гениально обнажает всю уродливость травли, её разрушительное влияние на всех действующих лиц. Самый громкий и противоречивый фильм эпохи застоя, дебют Кристины Орбакайте, главная картина Ролана Быкова – всё это "Чучело". Семейный, драма. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. Юная Лена Бессольцева из-за семейных трудностей переезжает жить к своему дедушке в небольшой провинциальный городок и переводится в местную школу.